Мифы народов мира

ФИЛОКТЕ́Т (Φι­λοκ­τῆ­της), в гре­че­ской мифо­ло­гии царь горо­да Мели­беи. В «Илиа­де» (II 716—720) он назван пред­во­ди­те­лем вои­нов из горо­дов Мефо­ны, Мели­беи и Оли­зо­на (на юге полу­ост­ро­ва Маг­не­сия в Фес­са­лии). Фил­ок­те­ту, как сво­е­му луч­ше­му дру­гу, Геракл дове­рил под­жечь его погре­баль­ный костёр на горе Эте (в Эха­лии) и пода­рил ему свой лук и не знаю­щие про­ма­ха стре­лы (Soph. Phil. 801—803). По одно­му из вари­ан­тов мифа, Фил­ок­тет полу­чил лук не от само­го Герак­ла, а уна­сле­до­вал его от сво­его отца, при­сут­ст­во­вав­ше­го при кон­чине героя (Apol­lod. II 7, 7). Будучи одним из жени­хов Еле­ны, Фил­ок­тет потом при­нял уча­стие в похо­де под Трою, воз­гла­вив опол­че­ние на семи кораб­лях. Одна­ко в пути его ужа­ли­ла змея, и так как от неза­жи­ваю­щей раны исхо­ди­ло нестер­пи­мое зло­во­ние, ахей­цы вынуж­де­ны были оста­вить его на ост­ро­ве Лем­нос. По одним источ­ни­кам, это слу­чи­лось на ост­ро­ве Тенедос (змея ужа­ли­ла Фил­ок­те­та во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рое ахей­цы совер­ша­ли в свя­щен­ном участ­ке Апол­ло­на, или во вре­мя после­до­вав­ше­го затем пира, Apol­lod. epit. III 27), по дру­гим — на малень­ком ост­ро­ве Хри­са близ Лем­но­са (Фил­ок­тет слу­чай­но забрёл в уча­сток мест­ной боги­ни, кото­рый охра­ня­ла змея, Soph. Phil. 263—270, 1326—1328). В исто­ри­че­ское вре­мя (вплоть до 1 в.) на ост­ро­ве суще­ст­во­вал алтарь Фил­ок­те­та с воз­ло­жен­ны­ми на него мед­ным изо­бра­же­ни­ем змеи и луком. Почти десять лет томил­ся Фил­ок­тет от болей в оди­но­че­стве, добы­вая себе про­пи­та­ние охотой на диких птиц. На деся­том году Тро­ян­ской вой­ны жрец Кал­хант (или пле­нён­ный ахей­ца­ми Елен) объ­явил, что Троя не может быть взя­та без лука и стрел Герак­ла, при помо­щи кото­рых она одна­жды была заво­ё­ва­на. Тогда гре­ки отпра­ви­ли на Лем­нос Одис­сея и Дио­меда, кото­рые хит­ро­стью вошли в дове­рие к оди­но­ко­му Фил­ок­те­ту и, вос­поль­зо­вав­шись его забы­тьём во вре­мя одно­го из при­сту­пов боли, овла­де­ли его ору­жи­ем. Потом им уда­лось убедить Фил­ок­те­та сле­до­вать вме­сте с ними под Трою, где ему было обе­ща­но исце­ле­ние. В ахей­ском лаге­ре Фил­ок­тет был выле­чен одним из сыно­вей Аскле­пия (источ­ни­ки назы­ва­ют то Маха­о­на, то Пода­ли­рия), а затем в бою насмерть сра­зил сво­ей стре­лой Пари­са (Apol­lod. epit. V 8). При захва­те Трои Фил­ок­тет, одна­ко, игра­ет вто­ро­сте­пен­ную роль. О его судь­бе после окон­ча­ния Тро­ян­ской вой­ны извест­но немно­го. Уплыв в Южную Ита­лию, Фил­ок­тет после сра­же­ния с лука­на­ми посе­лил­ся в Кри­мис­се (на запад­ном побе­ре­жье Тарен­тин­ско­го зали­ва), где он в память о сво­их ски­та­ни­ях осно­вал свя­ти­ли­ще Апол­ло­на-стран­ни­ка и посвя­тил богу свой лук (Apol­lod. epit. VI 15). Это ска­за­ние отра­жа­ет, ско­рее все­го, рас­про­стра­не­ние в ряде посе­ле­ний Вели­кой Гре­ции куль­та Фил­ок­те­та, зане­сён­но­го сюда в исто­ри­че­ское вре­мя гре­че­ски­ми коло­ни­ста­ми. Ука­за­ние на то, что Фил­ок­тет явля­ет­ся выход­цем из Фес­са­лии (где разыг­ра­лась так­же исто­рия Пелея и Фети­ды), свиде­тель­ст­ву­ет об очень древ­нем про­ис­хож­де­нии обра­за Фил­ок­те­та. Воз­мож­но, что до вклю­че­ния в исто­рию Тро­ян­ской вой­ны эпи­зо­да с дере­вян­ным конём (тро­ян­ский конь) Фил­ок­тет был имен­но тем геро­ем, кото­рый воз­глав­лял решаю­щий штурм Трои.

Миф о Фил­ок­те­те был обра­ботан в одно­имён­ных тра­геди­ях Эсхи­ла, Софок­ла и Еври­пида, затем афин­ским дра­ма­тур­гом 4 в. до н. э. Тео­дек­том и рим­ским поэтом Акци­ем. Сохра­ни­лась толь­ко тра­гедия Софок­ла, в кото­рой на Лем­нос отправ­ля­ет­ся не Дио­мед, а Неопто­лем.


Лит.: Mas­saux A., Phi­loc­tè­te, sa bles­su­re et son aban­don, Thè­se, Liè­ge, 1939.

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 562—563.
См. по теме: ЭХЕМ • ДЕЙОНЕЙ, ДЕИОНЕЙ • ДИНДИМЕНА • ДИСАВЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Т. н. «Филоктет».
Паросский мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс укушенного змеей Филоктета?
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала работы Пифагора (?).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Т. н. «Филоктет».
Паросский мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Т. н. «Филоктет».
Паросский мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА