Мифы народов мира

ОРЕ́СТ (Ὀρέσ­της), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Ага­мем­но­на и Кли­те­ме­ст­ры. После того как Ага­мем­нон был убит Кли­те­ме­ст­рой и Эгис­фом, сест­ра Оре­ста Элек­тра (или его кор­ми­ли­ца) спас­ла его из роко­во­го дома. Он вырос в Фокиде у царя Стро­фия, жена­то­го на тёт­ке Оре­ста — Ана­кси­бии. Здесь воз­ник­ла друж­ба меж­ду Оре­стом и его сверст­ни­ком Пила­дом, сыном Стро­фия. Когда Орест стал совер­шен­но­лет­ним, он полу­чил от дель­фий­ско­го ора­ку­ла при­каз ото­мстить за смерть отца. Соглас­но «Оре­стее» Эсхи­ла, пре­сле­ду­е­мый за про­ли­тие им кро­ви мате­ри боги­ня­ми мести эри­ни­я­ми, Орест обра­ща­ет­ся по сове­ту Апол­ло­на за помо­щью к Афине, кото­рая пере­да­ёт дело об убий­стве Кли­те­ме­ст­ры на рас­смот­ре­ние созы­вае­мо­го ею спе­ци­аль­но­го суда афин­ских ста­рей­шин (аре­о­па­га) на хол­ме Аре­са в Афи­нах. Бла­го­да­ря заступ­ни­че­ству самой Афи­ны, отста­и­ваю­щей гла­вен­ст­ву­ю­щую роль муж­чи­ны в семье и государ­стве, голо­са делят­ся поров­ну, что по усло­ви­ям афин­ско­го суда озна­ча­ет оправ­да­ние Оре­ста. По дру­го­му вари­ан­ту, Орест дол­жен был для сво­его оправ­да­ния доста­вить в Гре­цию из Тавриды (где встре­тил­ся с сест­рой Ифи­ге­ни­ей) дере­вян­ный кумир боги­ни Арте­ми­ды (Eur. Iphig. T. 77—92). В дру­гих тра­геди­ях Еври­пида («Элек­тра», «Орест») посту­пок Оре­ста лиша­ет­ся вся­ко­го геро­и­че­ско­го оре­о­ла и сам он изо­бра­жа­ет­ся душев­но­боль­ным чело­ве­ком, спо­соб­ным на новые акты бес­смыс­лен­ной жесто­ко­сти. Орест цар­ст­во­вал после Мене­лая в Спар­те, а позд­ние источ­ни­ки (Apol­lod. epit. 6, 28) сооб­ща­ют о смер­ти Оре­ста от уку­са змеи в Арка­дии. Воз­мож­но, в этой обла­сти суще­ст­во­вал древ­ний культ Оре­ста как мест­но­го героя. Счи­та­лось, что остан­ки Оре­ста хра­ни­лись в аркад­ском горо­де Тегея ещё в исто­ри­че­ское вре­мя и в 6 в. до н. э., вопре­ки воле мест­ных жите­лей, были пере­не­се­ны в Спар­ту (He­ro­dot. I 67 след.).

Миф об Оре­сте отра­зил про­цесс пре­одо­ле­ния арха­и­че­ско­го зако­на кров­ной мести, про­ис­хо­див­ший на фоне сме­ны мат­ри­ар­халь­но­го укла­да пат­ри­ар­ха­том: эри­нии, пре­сле­дую­щие Оре­ста за про­ли­тие кро­ви мате­ри, без­раз­лич­ны к пре­ступ­ле­нию самой Кли­те­ме­ст­ры, так как она не нахо­ди­лась со сво­им мужем в кров­ном род­стве. По зако­ну кров­ной мести убий­ство Оре­стом мате­ри долж­но повлечь за собой гибель само­го Оре­ста, но он не несет нака­за­ния, так как за него всту­па­ет­ся государ­ство в лице аре­о­па­га.

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 261—262.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА.
Кастор и Поллукс.
Карло Альбачини (работал между 1769—1812 гг.).
Мрамор. По античному оригиналу.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ифигения в Тавриде.
Фреска из Помпей (Дом Л. Цецилия Юкунда, V, 1, 26).
III стиль. 35—45 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXI.
4. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Орест убивает Эгиста.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор.
Начало правления Августа.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Орест, убивающий свою мать Клитемнестру.
Этрусское бронзовое зеркало.
IV—III вв. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Лондон.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон, Диана и урна Ореста.
Мрамор. Эпоха Клавдия.
Рим, Вилла Медичи.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Дельфийский оракул.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор. Эпоха Августа (псевдоархаическая работа).
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
10. ГЛИПТИКА. Азия.
Суд над Орестом.
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА