Мифы народов мира

ОРЕ́СТ (Ὀρέσ­της), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Ага­мем­но­на и Кли­те­ме­ст­ры. После того как Ага­мем­нон был убит Кли­те­ме­ст­рой и Эгис­фом, сест­ра Оре­ста Элек­тра (или его кор­ми­ли­ца) спас­ла его из роко­во­го дома. Он вырос в Фокиде у царя Стро­фия, жена­то­го на тёт­ке Оре­ста — Ана­кси­бии. Здесь воз­ник­ла друж­ба меж­ду Оре­стом и его сверст­ни­ком Пила­дом, сыном Стро­фия. Когда Орест стал совер­шен­но­лет­ним, он полу­чил от дель­фий­ско­го ора­ку­ла при­каз ото­мстить за смерть отца. Соглас­но «Оре­стее» Эсхи­ла, пре­сле­ду­е­мый за про­ли­тие им кро­ви мате­ри боги­ня­ми мести эри­ни­я­ми, Орест обра­ща­ет­ся по сове­ту Апол­ло­на за помо­щью к Афине, кото­рая пере­да­ёт дело об убий­стве Кли­те­ме­ст­ры на рас­смот­ре­ние созы­вае­мо­го ею спе­ци­аль­но­го суда афин­ских ста­рей­шин (аре­о­па­га) на хол­ме Аре­са в Афи­нах. Бла­го­да­ря заступ­ни­че­ству самой Афи­ны, отста­и­ваю­щей гла­вен­ст­ву­ю­щую роль муж­чи­ны в семье и государ­стве, голо­са делят­ся поров­ну, что по усло­ви­ям афин­ско­го суда озна­ча­ет оправ­да­ние Оре­ста. По дру­го­му вари­ан­ту, Орест дол­жен был для сво­его оправ­да­ния доста­вить в Гре­цию из Тавриды (где встре­тил­ся с сест­рой Ифи­ге­ни­ей) дере­вян­ный кумир боги­ни Арте­ми­ды (Eur. Iphig. T. 77—92). В дру­гих тра­геди­ях Еври­пида («Элек­тра», «Орест») посту­пок Оре­ста лиша­ет­ся вся­ко­го геро­и­че­ско­го оре­о­ла и сам он изо­бра­жа­ет­ся душев­но­боль­ным чело­ве­ком, спо­соб­ным на новые акты бес­смыс­лен­ной жесто­ко­сти. Орест цар­ст­во­вал после Мене­лая в Спар­те, а позд­ние источ­ни­ки (Apol­lod. epit. 6, 28) сооб­ща­ют о смер­ти Оре­ста от уку­са змеи в Арка­дии. Воз­мож­но, в этой обла­сти суще­ст­во­вал древ­ний культ Оре­ста как мест­но­го героя. Счи­та­лось, что остан­ки Оре­ста хра­ни­лись в аркад­ском горо­де Тегея ещё в исто­ри­че­ское вре­мя и в 6 в. до н. э., вопре­ки воле мест­ных жите­лей, были пере­не­се­ны в Спар­ту (He­ro­dot. I 67 след.).

Миф об Оре­сте отра­зил про­цесс пре­одо­ле­ния арха­и­че­ско­го зако­на кров­ной мести, про­ис­хо­див­ший на фоне сме­ны мат­ри­ар­халь­но­го укла­да пат­ри­ар­ха­том: эри­нии, пре­сле­дую­щие Оре­ста за про­ли­тие кро­ви мате­ри, без­раз­лич­ны к пре­ступ­ле­нию самой Кли­те­ме­ст­ры, так как она не нахо­ди­лась со сво­им мужем в кров­ном род­стве. По зако­ну кров­ной мести убий­ство Оре­стом мате­ри долж­но повлечь за собой гибель само­го Оре­ста, но он не несет нака­за­ния, так как за него всту­па­ет­ся государ­ство в лице аре­о­па­га.

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 261—262.
См. по теме: ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ • ЭЛИЦИЙ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Азия.
Суд над Орестом.
Сардоникс. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Аполлон, Диана и урна Ореста.
Мрамор. Эпоха Клавдия.
Рим, Вилла Медичи.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Дельфийский оракул.
6. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Орест убивает Эгиста.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с Орестом.
Мрамор. Эпоха Августа (псевдоархаическая работа).
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. ГЛИПТИКА. Азия.
Суд над Орестом.
Сардоникс. Малая Азия (?). I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для праха со сценой «Орест и Пилад в Тавриде». Крышка с фигурой возлежащего мужчины (от другой урны).
Алебастр.
Вольтерра, III—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Фронтальный рельеф этрусской урны для праха со сценой «Орест и Пилад в Тавриде».
Алебастр.
Вольтерра, III—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА