ХРАМ АПОЛЛОНА (aedes Apollinis; delubrum — дважды у Плиния; templum — дважды у него же) — первый храм Аполлона в Риме, на Марсовом поле, обетованный в 433 г. до н. э., когда город опустошала чума (Liv. IV. 25. 3) и посвящённый в 431 г. консулом Гнеем Юлием (Liv. IV. 29. 7). Он находился на месте или недалеко от Аполлинара (Apollinar (q. v.)), более древнего культового центра этого бога, который представлял собой рощу или алтарь. Это был единственный храм Аполлона в Риме, пока Август не построил ещё один на Палатине (Asc. in Cic. orat. in tog. cand. 90—91); поскольку это был иноземный культ, храм находился за померием (extra urbem, Liv. XXXIV. 43. 2; XXXVII. 58. 3). Поэтому он служил обычным местом для заседаний сената, проходивших за померием (Liv. locc. citt.; XXXIX. 4. 1; XLI. 17. 4; Cic. Q. fr. II. 3. 3; ad fam. VIII. 4. 4, 8. 5, 6; ad Att. XV. 3. 1; ср. Lucan. III. 103: Phoebeia palatia complet turba patrum nullo cogendi iure senatus[1]).
Местоположение храма Аполлона в разных источниках описано как «за Карментальскими воротами, между овощным рынком и Фламиниевым цирком» (Asc. loc. cit.), «на Фламиниевом лугу» (Liv. III. 63. 7), возле форума (Plut. Sulla 32), возле Капитолия (Cass. Dio frg. 50. 1), возле театра Марцелла (Mon. Anc. IV. 22; ср. Liv. XXVII. 37. 11). Эти свидетельства чётко указывают на участок к северу от театра Марцелла и к востоку от портика Октавии, на улице, которая вела через Карментальские ворота на Марсово поле, чуть южнее современной пьяцца Кампителли.
Плиний дважды упоминает о произведениях искусства в храме Аполлона Сосиана (NH. XIII. 53; XXXVI. 28), и этот эпитет исследователи обычно толкуют как указание на реставрацию храма, которую осуществил некий Сосий — вероятно, Гай Сосий, консул 32 г. до н. э. и наместник Сирии (Prosopographia Imperii Romani. Vol. 3. Berlin, 1898. P. 253. 556; но ср. Reid J. S. Roman Ideas of Deity // JRS. 1916. Vol. 6. P. 183). Утверждение Ливия (VII. 20. 9: relicum anni (353 г. до н. э.) muris turribusque reficiendis consumptum et aedes Apollinis dedicata est[2]) может относиться к более ранней реставрации, так как прямое свидетельство Аскония исключает возможность существования второго храма. Этот храм был известен также как храм Аполлона Целителя (Apollo Medicus), и в 179 г. до н. э. цензоры заключили контракт на строительство портика от него до Тибра, позади храма Надежды (Liv. XL. 51. 6: locavit … porticum aliam post navalia et ad fanum Herculis et post Spei [a] Tiberi [ad] aedem Apollinis Medici[3]. В рукописях читается et post Spei ad Tiberim aedem Apollinis Medici[4], и Франк предпочитает это чтение — см. ниже). По-гречески он назывался Ἀπολλώνιον (Cass. Dio frg. 50. 1). Среди знамений (prodigia), предвещавших смерть Сципиона Младшего, упоминается, что в течение трёх дней плакала статуя Аполлона — несомненно, стоявшая в этом храме (Cass. Dio frg. 84. 2).
В этом храме находились некоторые знаменитые произведения искусства, большинство из которых, вероятно, привёз в Рим Гай Сосий: картины Аристида из Фив (Plin. NH. XXXV. 99), несколько статуй Филиска Родосского (ib. XXXVI. 34), «Аполлон кифаред» Тимархида (ib. 35), статуя Аполлона из кедрового дерева из Селевкии (ib. XIII. 53) и знаменитая группа Ниобид с.16 (ib. XXXVI. 28), относительно которой даже в древности не было уверенности, работа ли это Скопаса или Праксителя (Roscher W. H. Ausführliches Lexicon der griechischen und römischen mythologie. Leipzig, 1884—1924. Bd. 3. S. 409—421)1. Днём посвящения храма в правление Августа было 23 сентября (Fast. Urb. Arv. ad IX kal. Oct.; CIL I2. p. 215, 252, 339). Под крытыми галереями церкви Санта-Мария-ин-Кампителли находятся остатки стены его подиума, длиной 13 м, высотой более 4 м и толщиной более 2 м. Дельбрюк не сомневается, что это часть первоначального строения; Франк признаёт, что к нему может относиться сердцевина, сложенная из блоков туфа каппеллаччо, но полагает, что остальная часть была построена в ходе реставрации 179 г. до н. э. (пассаж Liv. XL. 51. 6 Франк относит к работам над самим храмом), поскольку для облицовки использовался туф с Монте Верде в южной части Яникула, а некоторые бетонные части с облицовкой из сетчатой кладки (opus reticulatum) относятся к реставрации Сосия. (Delbruck R. Das Capitolium von Signia. Der Apollotempel auf dem Marsfelde in Rom. Rom, 1903; Jordan H. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. I, T. 3 (Ch. Hülsen). Berlin, 1906. S. 535—538; Wissowa G. Religion und Kultus der Römer. 2 Aufl. München, 1912. S. 294; von Domaszewski A. Die Triumphstraße auf dem Marsfelde // Archiv für Religionswissenschaft. Bd. 12. 1909. S. 74—75; Pascal C. Il più antico tempio d’Apollo a Roma // BCAR. Vol. 21. 1893. P. 46—60; Lanciani R. Scavi nel Portico d’Ottavia // Bullettino dell’ Instituto di Corrispondenza Archeologica. 1878. № 10. P. 218; Roberts L. G. The Gallic Fire and Roman Archives // MAAR. Vol. 2. 1918. P. 60—61; Frank T. Roman Buildings of the Republic. Rome, 1924. P. 131—134; Gardner R. // JRS. Vol. 15. 1925. P. 123).