С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ АПОЛЛОНА (aedes Apol­li­nis; de­lub­rum — два­жды у Пли­ния; templum — два­жды у него же) — пер­вый храм Апол­ло­на в Риме, на Мар­со­вом поле, обе­то­ван­ный в 433 г. до н. э., когда город опу­сто­ша­ла чума (Liv. IV. 25. 3) и посвя­щён­ный в 431 г. кон­су­лом Гне­ем Юли­ем (Liv. IV. 29. 7). Он нахо­дил­ся на месте или неда­ле­ко от Апол­ли­на­ра (Apol­li­nar (q. v.)), более древ­не­го куль­то­во­го цен­тра это­го бога, кото­рый пред­став­лял собой рощу или алтарь. Это был един­ст­вен­ный храм Апол­ло­на в Риме, пока Август не постро­ил ещё один на Пала­тине (Asc. in Cic. orat. in tog. cand. 90—91); посколь­ку это был ино­зем­ный культ, храм нахо­дил­ся за поме­ри­ем (extra ur­bem, Liv. XXXIV. 43. 2; XXXVII. 58. 3). Поэто­му он слу­жил обыч­ным местом для заседа­ний сена­та, про­хо­див­ших за поме­ри­ем (Liv. locc. citt.; XXXIX. 4. 1; XLI. 17. 4; Cic. Q. fr. II. 3. 3; ad fam. VIII. 4. 4, 8. 5, 6; ad Att. XV. 3. 1; ср. Lu­can. III. 103: Phoe­beia pa­la­tia complet tur­ba pat­rum nul­lo co­gen­di iure se­na­tus[1]).

Место­по­ло­же­ние хра­ма Апол­ло­на в раз­ных источ­ни­ках опи­са­но как «за Кар­мен­таль­ски­ми ворота­ми, меж­ду овощ­ным рын­ком и Фла­ми­ни­е­вым цир­ком» (Asc. loc. cit.), «на Фла­ми­ни­е­вом лугу» (Liv. III. 63. 7), воз­ле фору­ма (Plut. Sul­la 32), воз­ле Капи­то­лия (Cass. Dio frg. 50. 1), воз­ле теат­ра Мар­цел­ла (Mon. Anc. IV. 22; ср. Liv. XXVII. 37. 11). Эти свиде­тель­ства чёт­ко ука­зы­ва­ют на уча­сток к севе­ру от теат­ра Мар­цел­ла и к восто­ку от пор­ти­ка Окта­вии, на ули­це, кото­рая вела через Кар­мен­таль­ские ворота на Мар­со­во поле, чуть южнее совре­мен­ной пьяц­ца Кам­пи­тел­ли.

Пли­ний два­жды упо­ми­на­ет о про­из­веде­ни­ях искус­ства в хра­ме Апол­ло­на Соси­а­на (NH. XIII. 53; XXXVI. 28), и этот эпи­тет иссле­до­ва­те­ли обыч­но тол­ку­ют как ука­за­ние на рестав­ра­цию хра­ма, кото­рую осу­ще­ст­вил некий Сосий — веро­ят­но, Гай Сосий, кон­сул 32 г. до н. э. и намест­ник Сирии (Pro­so­po­gra­phia Im­pe­rii Ro­ma­ni. Vol. 3. Ber­lin, 1898. P. 253. 556; но ср. Reid J. S. Ro­man Ideas of Dei­ty // JRS. 1916. Vol. 6. P. 183). Утвер­жде­ние Ливия (VII. 20. 9: re­li­cum an­ni (353 г. до н. э.) mu­ris tur­ri­bus­que re­fi­cien­dis con­sumptum et aedes Apol­li­nis de­di­ca­ta est[2]) может отно­сить­ся к более ран­ней рестав­ра­ции, так как пря­мое свиде­тель­ство Аско­ния исклю­ча­ет воз­мож­ность суще­ст­во­ва­ния вто­ро­го хра­ма. Этот храм был изве­стен так­же как храм Апол­ло­на Цели­те­ля (Apol­lo Me­di­cus), и в 179 г. до н. э. цен­зо­ры заклю­чи­ли кон­тракт на стро­и­тель­ство пор­ти­ка от него до Тиб­ра, поза­ди хра­ма Надеж­ды (Liv. XL. 51. 6: lo­ca­vit … por­ti­cum aliam post na­va­lia et ad fa­num Her­cu­lis et post Spei [a] Ti­be­ri [ad] aedem Apol­li­nis Me­di­ci[3]. В руко­пи­сях чита­ет­ся et post Spei ad Ti­be­rim aedem Apol­li­nis Me­di­ci[4], и Франк пред­по­чи­та­ет это чте­ние — см. ниже). По-гре­че­ски он назы­вал­ся Ἀπολ­λώ­νιον (Cass. Dio frg. 50. 1). Сре­ди зна­ме­ний (pro­di­gia), пред­ве­щав­ших смерть Сци­пи­о­на Млад­ше­го, упо­ми­на­ет­ся, что в тече­ние трёх дней пла­ка­ла ста­туя Апол­ло­на — несо­мнен­но, сто­яв­шая в этом хра­ме (Cass. Dio frg. 84. 2).

В этом хра­ме нахо­ди­лись неко­то­рые зна­ме­ни­тые про­из­веде­ния искус­ства, боль­шин­ство из кото­рых, веро­ят­но, при­вёз в Рим Гай Сосий: кар­ти­ны Ари­сти­да из Фив (Plin. NH. XXXV. 99), несколь­ко ста­туй Филис­ка Родос­ско­го (ib. XXXVI. 34), «Апол­лон кифа­ред» Тимар­хида (ib. 35), ста­туя Апол­ло­на из кед­ро­во­го дере­ва из Селев­кии (ib. XIII. 53) и зна­ме­ни­тая груп­па Нио­бид с.16 (ib. XXXVI. 28), отно­си­тель­но кото­рой даже в древ­но­сти не было уве­рен­но­сти, работа ли это Ско­па­са или Пра­к­си­те­ля (Ro­scher W. H. Aus­führli­ches Le­xi­con der grie­chi­schen und rö­mi­schen mytho­lo­gie. Leip­zig, 1884—1924. Bd. 3. S. 409—421)1. Днём посвя­ще­ния хра­ма в прав­ле­ние Авгу­ста было 23 сен­тяб­ря (Fast. Urb. Arv. ad IX kal. Oct.; CIL I2. p. 215, 252, 339). Под кры­ты­ми гале­ре­я­ми церк­ви Сан­та-Мария-ин-Кам­пи­тел­ли нахо­дят­ся остат­ки сте­ны его поди­у­ма, дли­ной 13 м, высотой более 4 м и тол­щи­ной более 2 м. Дель­брюк не сомне­ва­ет­ся, что это часть пер­во­на­чаль­но­го стро­е­ния; Франк при­зна­ёт, что к нему может отно­сить­ся серд­це­ви­на, сло­жен­ная из бло­ков туфа кап­пел­лач­чо, но пола­га­ет, что осталь­ная часть была постро­е­на в ходе рестав­ра­ции 179 г. до н. э. (пас­саж Liv. XL. 51. 6 Франк отно­сит к работам над самим хра­мом), посколь­ку для обли­цов­ки исполь­зо­вал­ся туф с Мон­те Вер­де в южной части Яни­ку­ла, а неко­то­рые бетон­ные части с обли­цов­кой из сет­ча­той клад­ки (opus re­ti­cu­la­tum) отно­сят­ся к рестав­ра­ции Сосия. (Delbruck R. Das Ca­pi­to­lium von Sig­nia. Der Apol­lo­tem­pel auf dem Marsfel­de in Rom. Rom, 1903; Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, T. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 535—538; Wis­sowa G. Re­li­gion und Kul­tus der Rö­mer. 2 Aufl. Mün­chen, 1912. S. 294; von Do­maszew­ski A. Die Tri­umph­straße auf dem Marsfel­de // Ar­chiv für Re­li­gions­wis­sen­schaft. Bd. 12. 1909. S. 74—75; Pas­cal C. Il più an­ti­co tem­pio d’Apol­lo a Ro­ma // BCAR. Vol. 21. 1893. P. 46—60; Lan­cia­ni R. Sca­vi nel Por­ti­co d’Ot­ta­via // Bul­let­ti­no dell’ Insti­tu­to di Cor­ris­pon­den­za Ar­cheo­lo­gi­ca. 1878. № 10. P. 218; Ro­berts L. G. The Gal­lic Fi­re and Ro­man Ar­chi­ves // MAAR. Vol. 2. 1918. P. 60—61; Frank T. Ro­man Buil­dings of the Re­pub­lic. Ro­me, 1924. P. 131—134; Gardner R. // JRS. Vol. 15. 1925. P. 123).

См. также:
ХРАМ АПОЛЛОНА СОЗИАНА И БЕЛЛОНЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Аполлона (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Прак­ти­че­ски навер­ня­ка ни один из них не был их авто­ром. О дру­гих кар­ти­нах ср.: von Ur­lichs L. Die Ma­le­rei in Rom vor Cae­sar’s Dic­ta­tur. Würzburg, 1876. S. 13.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Дво­рец Феба запол­ня­ет тол­па сена­то­ров, хотя нет нико­го, кто впра­ве созы­вать сенат.
  • [2]Оста­ток года был отдан вос­ста­нов­ле­нию стен и башен и был освя­щен храм Апол­ло­на. (Пере­вод Н. В. Бра­гин­ской).
  • [3]Сдал под­ряд… на стро­и­тель­ство дру­го­го пор­ти­ка за вер­фя­ми, и воз­ле хра­ма Гер­ку­ле­са, и за хра­мом Надеж­ды от Тиб­ра к хра­му Апол­ло­на Цели­те­ля.
  • [4]И за хра­мом Надеж­ды у Тиб­ра храм Апол­ло­на Цели­те­ля.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Apollo, aedes, с. 15—16.
    © 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    V в. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла и храм Аполлона Целителя (Аполлона Сосиана).
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    V в. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    V в. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    Рим, Марсово поле.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    Рим, Марсово поле.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

    Рим, Марсово поле.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

    Рим, Марсово поле.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Фриз архитрава целлы храма Аполлона Сосиана в Риме.
    Лунский мрамор. Последняя треть I в. до н. э.
    Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 53.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Фриз архитрава целлы храма Аполлона Сосиана в Риме.
    Лунский мрамор.
    Последняя треть I в. до н. э.
    Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 54.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА