Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ХРАМ АПОЛЛОНА (aedes Apol­li­nis, рис. 6, 7, 37. 2) — един­ст­вен­ный храм Апол­ло­на в Риме до того, как Август постро­ил храм Апол­ло­на Пала­тин­ско­го (As­co­nius in Cic. tog. cand. 80—81 [Stangl 69—70]). Он был обе­то­ван в 433/432 гг. до н. э. вслед­ст­вие чумы и посвя­щён в 431 г. кон­су­лом Гаем Юли­ем[1] (Liv. IV. 25. 3, IV. 29. 7). Исход­но днём его посвя­ще­ния было 13 июля, и с тех пор в этот день про­во­ди­лись Апол­ло­но­вы игры. Бог очень рано полу­чил эпи­тет Цели­тель (Me­di­cus). Хотя его место­по­ло­же­ние опи­сы­ва­ет­ся в раз­лич­ных выра­же­ни­ях, все они ука­зы­ва­ют на уча­сток меж­ду Пьяц­ца Кам­пи­тел­ли и теат­ром Мар­цел­ла, где были рас­ко­па­ны круп­ные руи­ны, осо­бен­но глав­но­го фаса­да и восточ­ной с.13 сто­ро­ны. Сна­ру­жи храм был обли­цо­ван белым мра­мо­ром, про­на­ос был шести­ко­лон­ным пик­но­сти­лем, с тре­мя колон­на­ми с каж­дой сто­ро­ны, колон­ны — коринф­ски­ми, с атти­че­ски­ми база­ми и эле­гант­ны­ми чередую­щи­ми­ся кан­не­лю­ра­ми — широ­ки­ми и узки­ми. Фриз укра­шен лав­ро­вы­ми (?) вет­вя­ми, вися­щи­ми меж­ду кан­де­ляб­ра­ми и бычьи­ми чере­па­ми (buc­ra­nia). Вокруг квад­рат­ной цел­лы сто­я­ли полу­ко­лон­ны того же орде­ра. На фрон­тоне была изо­бра­же­на ама­зо­но­ма­хия гре­че­ской работы V в. до н. э., про­ис­хож­де­ние кото­рой неиз­вест­но. На фаса­де не было лест­ни­цы, в храм под­ни­ма­лись по двум малень­ким лест­нич­ным про­лё­там с двух сто­рон про­на­оса. Внут­ри нахо­ди­лись колон­ны из чёр­но­го мра­мо­ра (af­ri­ca­no) с рез­ны­ми коринф­ски­ми капи­те­ля­ми из бело­го мра­мо­ра, с тре­нож­ни­ка­ми и зме­я­ми. Они нес­ли антаб­ле­мент с фри­зом, на кото­ром были изо­бра­же­ны сце­ны кон­но­го сра­же­ния и три­ум­фа. Меж­ду колон­на­ми рас­по­ла­гал­ся ряд ниш (aedi­cu­lae), обли­цо­ван­ных цвет­ных мра­мо­ром и позо­ло­чен­ной шту­ка­тур­кой, увен­чан­ных чередую­щи­ми­ся тре­уголь­ны­ми и полу­круг­лы­ми фрон­то­на­ми. Пол тоже был вымо­щен цвет­ным мра­мо­ром. Меж­ду хра­мом и теат­ром нахо­ди­лось круг­лое зда­ние, веро­ят­но, свя­ти­ли­ще, окру­жён­ное одним рядом колонн, диа­мет­ром 5,2 м; оно зани­ма­ло почти всё про­стран­ство меж­ду эти­ми стро­е­ни­я­ми и фак­ти­че­ски бло­ки­ро­ва­ло про­ход меж­ду ними.

Рис. 6. Храм Апол­ло­на (Цели­те­ля, Соси­а­на). Рекон­струк­ция пла­на с изо­бра­же­ни­ем совре­мен­ных остат­ков.


Рис. 7. Ордер и антаб­ле­мент хра­ма Апол­ло­на.

Счи­та­ет­ся, что сохра­нив­ший­ся до наших дней храм — это работа Гая Сосия, кон­су­ла 32 г. до н. э., так как Пли­ний два­жды упо­ми­на­ет про­из­веде­ния искус­ства в хра­ме Апол­ло­на Соси­а­на (HN. XIII. 53, XXXVI. 28). Ранее храм, види­мо, реста­ври­ро­вал­ся или пере­стра­и­вал­ся в 353 г. до н. э. (Liv. VII. 20. 9). Новый день посвя­ще­ния празд­но­вал­ся 23 сен­тяб­ря (ILS. 512).

Этот храм был излюб­лен­ным местом для заседа­ний сена­та, осо­бен­но для при­ё­ма ино­зем­ных посольств и обсуж­де­ния три­ум­фов (ср., напр., Liv. XXXIV. 43. 2, XXXVII. 58. 3, XXXIX. 4. 1, XLI. 17. 4; Cic. Fam. VIII. 4. 4, VIII. 8. 6; Att. XV. 3. 1; QF. II. 3. 3). Кро­ме того, здесь хра­ни­лось необык­но­вен­но бога­тое собра­ние про­из­веде­ний искус­ства, как кар­тин, так и скульп­тур, наи­бо­лее зна­ме­ни­той из кото­рых была груп­па Нио­бид, при­пи­сы­вав­ша­я­ся то ли Ско­па­су, то ли Пра­к­си­те­лю (Plin. HN. XXXVI. 28; ср. XIII. 53, XXXV. 99, XXXVI. 34—35).

В 179 г. до н. э. цен­зо­ры сда­ли под­ряды на раз­лич­ные работы, преж­де все­го на стро­и­тель­ство пор­ти­ков. Один или несколь­ко таких пор­ти­ков опи­са­ны в испор­чен­ном пас­са­же Ливия: aliam post na­va­lia et ad fa­num Her­cu­lis et post Spei ad Ti­be­rim aedem Apol­li­nis me­di­ci[2] (Liv. XL. 51. 6). Весь­ма мало­ве­ро­ят­но, чтобы это был один пор­тик тако­го раз­ме­ра или нечто подоб­ное; воз­мож­но, за этим испор­чен­ным пас­са­жем скры­ва­ет­ся пор­тик, обрам­ля­ю­щий часть свя­щен­но­го участ­ка хра­ма.

Вит­ру­вий (III. 3. 4) упо­ми­на­ет храм Апол­ло­на и Диа­ны (aedes Apol­li­nis et Dia­nae) как при­мер диа­стиль­но­го хра­ма. Он может иметь в виду как более ран­нюю фазу стро­и­тель­ства это­го хра­ма, так и храм Апол­ло­на Пала­тин­ско­го (q. v.), хотя они не упо­ми­на­ют­ся под таким назва­ни­ем в дру­гих источ­ни­ках (ср. Plin. HN. XXXVI. 35). В пер­вом слу­чае это поз­во­ли­ло бы дати­ро­вать рекон­струк­цию, про­из­ведён­ную Соси­ем, при­мер­но 30—28 гг. до н. э.


Co­li­ni A. M. // BCAR. Vol. 66. 1938. P. 259—260;
Co­li­ni A. M. Il tem­pio di Apol­lo // BCAR. Vol. 68. 1940. P. 228—229;
Lug­li G. Ro­ma an­ti­ca: Il centro mo­nu­men­ta­le. Ro­ma, 1946. P. 536—542;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. 2d ed. Vol. 1. Lon­don, 1968. P. 28—30;
Lug­li G. Iti­ne­ra­rio di Ro­ma an­ti­ca. Ro­ma, 1975. P. 285—287;
La Roc­ca E. Scul­tu­re fron­to­na­li del tem­pio di Apol­lo So­sia­no. No­ti­zia pre­li­mi­na­re // BCAR. Vol. 87. 1980—1981. P. 57—73;
La Roc­ca E. Amaz­zo­no­machia: Le scul­tu­re fron­to­na­li del tem­pio di Apol­lo So­sia­no. Ro­ma, 1985;
Vir­gi­li P. Tem­pio di Apol­lo So­sia­no // BCAR. Vol. 90. 1985. P. 363—368.

См. также:
ХРАМ АПОЛЛОНА СОЗИАНА И БЕЛЛОНЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Храм Аполлона (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)

  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]У Ливия назван кон­сул Гней Юлий.
  • [2]Дру­гой (пор­тик) за вер­фя­ми, и у хра­ма Гер­ку­ле­са, и за хра­мом Надеж­ды к Тиб­ру храм Апол­ло­на Цели­те­ля.

  • © 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 12—13.
    © 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла и храм Аполлона Целителя (Аполлона Сосиана).
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    V в. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    V в. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    V в. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    Рим, Марсово поле.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле.
    (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).
    Рим, Марсово поле.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

    Рим, Марсово поле.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

    Рим, Марсово поле.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Фриз архитрава целлы храма Аполлона Сосиана в Риме.
    Лунский мрамор. Последняя треть I в. до н. э.
    Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 53.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Фриз архитрава целлы храма Аполлона Сосиана в Риме.
    Лунский мрамор.
    Последняя треть I в. до н. э.
    Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 54.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА