С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ЦИРК ГАЯ И НЕРОНА (Cir­cus Gai et Ne­ro­nis) был постро­ен Кали­гу­лой в садах Агрип­пи­ны (Hor­ti Ag­rip­pi­nae (q. v.)) как част­ный иппо­дром для колес­нич­ных состя­за­ний. Он назы­вал­ся цир­ком Гая и Неро­на (cir­cus Gai et Ne­ro­nis; Plin. NH. XXXVI. 74) и Вати­кан­ским цир­ком (cir­cus Va­ti­ca­nus; ib. XVI. 200) и слу­жил излюб­лен­ным местом для спор­тив­ных состя­за­ний и оргий Клав­дия и Неро­на (ср. Suet. Claud. 21; Tac. Ann. XIV. 14 (?); Suet. Ne­ro 53 (?)). На спи́не Кали­гу­ла воз­двиг обе­лиск (Obe­lis­cus Va­ti­ca­nus (q. v.)) из Гелио­по­ля (Plin. NH. XVI. 201; XXXVI. 74; CIL VI. 882 = 31191).

В IV в. север­ная сто­ро­на цир­ка была раз­ру­ше­на, чтобы осво­бо­дить место для пер­вой бази­ли­ки Св. Пет­ра, и южная сте­на и два самых южных ряда колонн церк­ви были постро­е­ны на трёх парал­лель­ных север­ных сте­нах цир­ка (план см.: Lan­cia­ni R. Pa­gan and Chris­tian Ro­me. Bos­ton, 1893. P. 129). В V в. на части спи́ны было воз­веде­но два мав­зо­лея, в том чис­ле гроб­ни­ца жены импе­ра­то­ра Гоно­рия (см. Lan­cia­ni R. Op. cit. P. 198—205; Sa­ma­ran M. Ch. No­te sur quel­ques ma­nuscrits de l’in­ven­tai­re des Ar­chi­ves Pon­ti­fi­ca­les ré­di­gé en 1366—1367 sous le pon­ti­fi­cat d’Ur­bain V // MEF­RA. T. 22. 1902. P. 388). Один из этих мав­зо­ле­ев был раз­ру­шен око­ло 1530 г. (см. Se­pulcrum Ma­riae), но вто­рой про­сто­ял до XVIII в. (To­po­gra­phi­cal Stu­dy in Ro­me in 158. A se­ries of views by Etien­ne Du Pe­rac / Ed. by T. Ashby. Lon­don, 1916. P. 38; Cer­ra­ti, cit.). О сред­не­ве­ко­вом назва­нии Pa­la­tium Ne­ro­nia­num («Неро­нов дво­рец») см.: Hul­sen Ch. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 259 (S. Gre­go­rii de Pa­la­tio). Какие-то остат­ки цир­ка ещё были вид­ны в XV и XVI вв., а в XVII в., когда стро­ил­ся новый собор Св. Пет­ра, руи­ны опи­сал Дж. Гри­маль­ди, замет­ки кото­ро­го сохра­ни­лись в несколь­ких руко­пис­ных копи­ях (см. Hül­sen Ch. Il Cir­co di Ne­ro­ne al Va­ti­ca­no // Mis­cel­la­nea Ce­ria­ni. Mi­la­no, 1910. P. 256—278, а так­же Ti­be­rii Al­pha­ra­ni De Ba­si­li­cae Va­ti­ca­nae Struc­tu­ra / Publ. da M. Cer­ra­ti M. Stu­di e Tes­ti fasc. 26. 1914. P. xxxiv—xxxvii.). Черра­ти ука­зы­ва­ет, что ста­рая бази­ли­ка обру­ши­лась пото­му, что её сте­ны были постро­е­ны не по цен­тру стен цир­ка, а были немно­го сдви­ну­ты в сто­ро­ну. Ось цир­ка про­хо­ди­ла с восто­ка на запад, и точ­ка стар­та (car­ce­res) нахо­ди­лась в восточ­ном кон­це, бли­же к Тиб­ру; по сто­ро­нам от неё несим­мет­рич­но рас­по­ла­га­лись две баш­ни. Соглас­но Гри­маль­ди, шири­на цир­ка состав­ля­ла 90 м, дли­на 161 м, но он, пожа­луй, недо­оце­ни­ва­ет дли­ну (Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, Tl. 3 (Ch. Hül­sen). Ber­lin, 1906. S. 657—658; Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 551—554; Hül­sen Ch. Cir­cus // RE. Bd. 3. 1899. Sp. 2581—2582); тогда как Черра­ти опре­де­ля­ет его дли­ну как 500, а не 400 ладо­ней (то есть 111,5 м).

См. также:
Цирк Гая и Нерона (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
© 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Circus Gai et Neronis, с. 113—114.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА