Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ЦИРК ГАЯ И НЕРОНА (cir­cus Gai et Ne­ro­nis), назы­вав­ший­ся так­же Вати­кан­ским цир­ком (cir­cus Va­ti­ca­nus) (рис. 25) — цирк, зало­жен­ный Кали­гу­лой, но выстро­ен­ный в основ­ном Неро­ном на пра­вом бере­гу Тиб­ра, в долине меж­ду Яни­куль­ским и Вати­кан­ским хол­ма­ми (Plin. HN. XVI. 201, XXXVI. 74; Suet. Claud. 21. 2). Его ось про­хо­ди­ла с восто­ка на запад, под неболь­шим углом к оси бази­ли­ки св. Пет­ра, постро­ен­ной над север­ной поло­ви­ной цир­ка. Если изо­гну­тая сте­на эпо­хи Неро­на под виа дель Сант-Уффи­цио, о кото­рой сооб­ща­ет Гат­ти (Gat­ti G. Re­gions and Si­tes: 3771 // Fas­ti ar­chaeo­lo­gi­ci. Vol. 4. 1949. P. 359—360), — это сте­на стар­то­вых барье­ров (car­ce­res), как обыч­но счи­та­ет­ся, то цирк дол­жен был про­сти­рать­ся на всю дли­ну бази­ли­ки и колон­над Бер­ни­ни. Един­ст­вен­ный зна­чи­мый след это­го цир­ка — это обе­лиск, кото­рый Кали­гу­ла при­вёз из Гелио­по­ля и поста­вил на спи́не. Он сто­ял на сво­ём месте до 1586 г., когда его пере­нес­ли на нынеш­нее место, в цен­тре Пьяц­ца Сан-Пьет­ро, по при­ка­зу папы Сикс­та V. В 1957—1958 гг. был рас­ко­пан, иссле­до­ван и изме­рен антич­ный фун­да­мент на Пьяц­ца деи Прото­мар­ти­ри (Cas­tag­no­li F. Cir­co di Ne­ro­ne in Va­ti­ca­no // RPAA. Vol. 32. 1959. P. 97—121). Цирк, види­мо, исполь­зо­вал­ся недол­го; уже в нача­ле II в. его аре­ну заня­ли моги­лы, а в эпо­ху Кара­кал­лы здесь был постро­ен огром­ный мав­зо­лей, извест­ный позд­нее как Ротон­да ди Сант-Андреа.


Ma­gi F. Cir­co Va­ti­ca­no in ba­se al­le più re­cen­ti sco­per­te. Il suo obe­lis­co e i suoi «car­ce­res» // RPAA. Vol. 45. 1972—1973. P. 37—72;
Humphrey, J. H. Ro­man Cir­cu­ses: Are­nas for Cha­riot Ra­cing. Lon­don, 1986. P. 545—552.

См. также:
Цирк Гая и Нерона (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 83—84.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА