Мифы народов мира

КАССА́НДРА (Κασσάνδρα), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь При­а­ма и Геку­бы. Уже в кик­ли­че­ских поэ­мах Кас­сандра высту­па­ла как про­ро­чи­ца, пред­ска­за­ни­ям кото­рой никто не верит. Даром про­виде­ния наде­лил Кас­сан­дру домо­гав­ший­ся её люб­ви Апол­лон, и, когда Кас­сандра отка­за­лась отве­тить ему вза­им­но­стью, Апол­лон в отмест­ку ей сде­лал так, что её вещие сло­ва не ста­ли при­ни­мать всерь­ёз (Ae­schyl. Agam. 1202—1212). По более позд­не­му вари­ан­ту мифа, Кас­сандра вме­сте с бра­том-близ­не­цом Еле­ном полу­чи­ла про­ро­че­ский дар ещё в дет­стве от свя­щен­ных змей в хра­ме Апол­ло­на (на тро­ян­ской рав­нине). Кас­сандра пер­вой опо­зна­ла Пари­са, явив­ше­го­ся на состя­за­ния в Трою, и хоте­ла его убить, чтобы изба­вить роди­ну от бед­ст­вий, кото­рые Парис потом навлёк на Трою. Она уго­ва­ри­ва­ла Пари­са отка­зать­ся от бра­ко­со­че­та­ния с Еле­ной, а затем убеж­да­ла тро­ян­цев не верить сло­вам Сино­на и не вво­дить в Трою дере­вян­но­го коня (в кото­ром скры­ва­лась заса­да ахей­цев) (Apol­lod. epit. V 17), но её про­ри­ца­ни­ям опять не пове­ри­ли. В ночь паде­ния Трои Кас­сандра иска­ла убе­жи­ща у алта­ря Афи­ны, но была отторг­ну­та от него Аяк­сом, сыном Оилея, кото­рый насиль­но овла­дел Кас­сан­дрой (V 22). Как плен­ни­ца Кас­сандра доста­лась в добы­чу Ага­мем­но­ну и погиб­ла вме­сте с ним от руки Кли­те­ме­ст­ры, увидев­шей в ней сопер­ни­цу (Hom. Od. XI 421—423; Ae­schyl. Agam. 1256—1263; 1438—1447). В исто­ри­че­скую эпо­ху в ряде мест Пело­пон­не­са (в Ами­к­лах, Мике­нах, Левк­тре) ука­зы­ва­ли моги­лу и храм Кас­сан­дры, отож­дествля­е­мой с мест­ным боже­ст­вом Алек­сан­дрой (Paus. II 16, 6; III 19, 6; III 26, 4).

Тра­ги­че­ский образ Кас­сан­дры, вещаю­щей в про­ро­че­ском экс­та­зе страш­ные виде­ния буду­ще­го, запе­чат­лён в «Ага­мем­ноне» Эсхи­ла (1035—1330) и «Тро­ян­ках» Еври­пида (294—461), в то вре­мя как в поэ­ме «Алек­сандра» поэта 3 в. до н. э. Ликофро­на отра­же­на срав­ни­тель­но позд­няя вер­сия мифа, соглас­но кото­рой При­ам велел запе­реть безум­ную Кас­сан­дру, при­ста­вить к ней стра­жа и пору­чил ему запи­сы­вать про­ро­че­ства Кас­сан­дры.


Лит.: Dav­reux J., La lé­gen­de de la pro­phé­tes­se Cas­sandre, P., 1942.

В. Н. Ярхо

Миф нашёл отра­же­ние в антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (фрес­ки в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме, релье­фы, рез­ные кам­ни и др.); в вазо­пи­си осо­бен­но была рас­про­стра­не­на сце­на оттор­же­ния Кас­сан­дры от алта­ря Афи­ны Аяк­сом.

Евро­пей­ская дра­ма­тур­гия 16—18 вв. ред­ко обра­ща­лась к обра­зу, наи­бо­лее зна­чи­тель­ные тра­гедии нач. 20 в.: «Кас­сандра» Г. Эйлен­бер­га, Леси Укра­ин­ки и П. Эрн­ста. Полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние пере­во­ды и пере­дел­ки сце­ны гибе­ли Кас­сан­дры из тра­гедии Эсхи­ла «Ага­мем­нон», в т. ч. в рус­ской лите­ра­ту­ре 19 в. («Кас­сандра в чер­то­гах Ага­мем­но­на» А. Ф. Мерз­ля­ко­ва, «Кас­сандра» А. Н. Май­ко­ва). В поэ­зии тра­ги­че­ский образ про­ро­чи­цы Кас­сан­дры созда­ли Ф. Шил­лер (бал­ла­да «Кас­сандра»), В. К. Кюхель­бе­кер (поэ­ма «Кас­сандра»).

См. также:
АЛЕКСАНДРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КАССАНДРА (Словарь античности)
КАССАНДРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 625—626.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Кассандра и Аякс.
Краснофигурный килик. Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Кодра.
Ок. 440—430 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Кассандра.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Клагенфурт, Музей Каринтийской земли.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Милан, Городской археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Травертин.
II—I вв. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Узнавание Париса в доме Приама.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. II в. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
8. ТОРЕВТИКА. Этрурия.
Деифоб, нападающий на Париса.
Тисненый оклад зеркала.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Кассандра и Гектор.
Канфар краснофигурный. Аттика.
Художник Эретрии.
Глина.
Ок. 425—420 гг. до н. э.
Гравина-ин-Пулья, Фонд Этторе Помаричи-Сантомази.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА