С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

ПРОХОДНОЙ ДОМ (Do­mus Tran­si­to­ria), дво­рец, воз­двиг­ну­тый Неро­ном, qua Pa­la­tium et Mae­ce­na­tis hor­tos con­ti­nua­ve­rat[1] (Tac. Ann. XV. 39; ср. Suet. Ne­ro 31: do­mum a Pa­la­tio Es­qui­lias us­que fe­cit quam pri­mo tran­si­to­riam, mox in­cen­dio ab­sumptam res­ti­tu­tam­que auream no­mi­na­vit[2]). Он пред­на­зна­чал­ся для того, чтобы свя­зать с Пала­ти­ном не толь­ко сады Меце­на­та (q. v.), но и дру­гие поме­стья (Лами­е­вы сады, Лол­ли­е­вы сады и т. д.), тем или иным путём попав­шие в соб­ст­вен­ность импе­ра­тор­ско­го дома. Про­ход­ной дом был раз­ру­шен пожа­ром 64 г. н. э. и заме­нён Золотым домом (do­mus Aurea). Счи­та­лось, что от него ниче­го не оста­лось, пока Бони не рас­ко­пал под южной частью государ­ст­вен­ных апар­та­мен­тов дома Авгу­стов (Фла­ви­е­ва дома) двух­этаж­ные остат­ки рос­кош­но­го и пре­крас­но отде­лан­но­го двор­ца. Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли иден­ти­фи­ци­ру­ют их с домом Квин­та Лута­ция Кату­ла (q. v.), но это не согла­су­ет­ся с датой стро­и­тель­ства. Дру­гие при­пи­сы­ва­ют этот дво­рец Клав­дию, так как в нём най­ден оста­ток кар­ни­за с мет­кой каме­но­лом­ни, на кото­рой ука­за­но имя это­го импе­ра­то­ра; но гораздо веро­ят­нее, что мы име­ем дело с частью Про­ход­но­го дома (иден­ти­фи­ка­ция с ори­ги­наль­ным домом Авгу­ста, о кото­рой см.: Huel­sen Ch. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. I, H. 3. Ber­lin, 1906. S. 90, не может быть при­ня­та, ибо руи­ны явно дати­ру­ют­ся более позд­ним вре­ме­нем); см.: Van De­man E. B., Clay A. G. The Sac­ra Via of Ne­ro // MAAR. Vol. V. 1925. P. 116, 121, 122.

На пер­вом эта­же рас­по­ла­гал­ся сад, опу­щен­ный ниже уров­ня зем­ли; одну его сте­ну зани­мал вели­ко­леп­ный ним­фей, неко­гда укра­шен­ный раз­но­цвет­ным мра­мо­ром, но силь­но повреж­дён­ный в ходе рас­ко­пок Фар­не­зе в 1721 гг. и позд­нее (Lan­cia­ni R. Il «Pa­laz­zo Mag­gio­re» nei se­co­li XVI—XVIII // MDAIR. Bd. 9. 1894. P. 22—26; Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 163; Ashby T. Drawings of An­cient Pain­tings in English Col­lec­tions // PBSR. Vol. 7. 1914. P. 48, No. 100, где ссыл­ки на изда­ние: Bre­val J. D. Re­marks On Se­ve­ral Parts of Euro­pe, сле­ду­ет читать: Ser. I (1726) II. 298; Ser. II (1738) I. 84 sqq.; копии цвет­ных гра­вюр Кирк­хол­ла см.: Eton, Bn. 13, 51—54). В цен­тре нахо­ди­лось два пави­льо­на с с.195 малень­ки­ми колон­на­ми, а меж­ду ними клум­бы с вер­ти­каль­ны­ми сте­на­ми из изо­гну­тых мра­мор­ных плит, как в «Доме жар­ди­нье­рок» в Тим­га­де (илл. 24). О "Доме жар­ди­нье­рок" см.: Bal­lu A. Gui­de il­lustré de Tim­gad: an­ti­que Tha­mu­ga­di. Pa­ris, N.d. P. 40; Bal­lu A. Les Rui­nes de Tim­gad. Pa­ris, 1897. P. 224.


Илл. 24. Остат­ки Про­ход­но­го дома под Домом Авгу­стов. Фото: An­der­son.

Сте­на напро­тив ним­фея укра­ше­на ниша­ми. К юго-запа­ду рас­по­ло­же­на ком­на­та с необы­чай­но вели­ко­леп­ны­ми фрес­ка­ми — это сцен­ки из гоме­ров­ско­го цик­ла в обрам­ле­нии кото­рых пре­об­ла­да­ют синий и золо­той цве­та. О фрес­ках (Чет­вёр­тый пом­пей­ский стиль) см.: Wirth F. Der Stil der Kam­pa­ni­schen Wandge­mäl­de im Ver­hältnis zur Wandde­ko­ra­tion // MDAIR. Bd. 42. 1927. S. 66, 81. Скуд­ные остат­ки раз­но­цвет­но­го мра­мор­но­го наполь­но­го покры­тия и обли­цов­ки стен свиде­тель­ст­ву­ют об исклю­чи­тель­ной утон­чён­но­сти и кра­со­те отдел­ки (Whib­ley L. The Year’s Work in Clas­si­cal Stu­dies, 1912. Lon­don, 1913. P. 10—11; Bai­ley C. The Year’s Work in Clas­si­cal Stu­dies, 1913. Lon­don, 1914. P. 22; Chro­na­ca del­le bel­le ar­ti // Bol­let­ti­no d’Ar­te. Ser. 1. 1914. Suppl. 10. p. 73). Бетон­ный фун­да­мент непра­виль­ной изо­гну­той фор­мы, про­ре­зав­ший всю эту часть зда­ния, отно­сит­ся к Золо­то­му дому, так как он, несо­мнен­но, был постро­ен после пожа­ра при Нероне и, столь же несо­мнен­но, до прав­ле­ния Доми­ци­а­на.

Две ком­на­ты к севе­ро-восто­ку, оши­боч­но назы­вае­мые баня­ми Ливии (Huel­sen Ch. Op. cit. S. 90 Anm. 117), доступ­ны с 1721 г.; их потол­ки часто рису­ют (Ashby T. Op. cit. P. 33, № 24 (ср. Eg­ger H. Kri­ti­sches Ver­zeich­nis der Sammlung ar­chi­tek­to­ni­scher Handzeich­nun­gen der K. K. Hof­bib­lio­thek zu Wien. Wien, 1903. № 114); рису­нок ibid. p. 60, № 14 невер­но иден­ти­фи­ци­ро­ван с потол­ком вто­рой ком­на­ты, кото­рый одна­ко, изо­бра­жён в изда­ни­ях: Ronczew­ski K. Gewöl­be­schmuck im rö­mi­schen Al­ter­tum. Ber­lin, 1903. S. 29, Ill. 16; Par­ker J. H. Ca­ta­lo­gue of three thou­sand three hundred pho­to­graphs of an­ti­qui­ties in Ro­me and Ita­ly now in the Ashmo­lean Mu­seum. Lon­don. 1879. Pho­to 2227). Пять цвет­ных зари­со­вок обо­их потол­ков хра­нят­ся в утрен­ней сто­ло­вой музея Соу­на в Лин­кольнс-Инн-Фил­дс, Лон­дон1.

Кро­ме этих ком­нат сохра­ни­лась очень боль­шая убор­ная; ранее её оши­боч­но счи­та­ли машин­ным отде­ле­ни­ем гид­рав­ли­че­ско­го лиф­та, кото­рый, как пред­по­ла­га­ет­ся, дей­ст­во­вал в шах­те глу­би­ной более 36 мет­ров, рас­по­ло­жен­ной непо­да­лё­ку (Bo­ni C. Re­cent Dis­co­ve­ries on the Pa­la­ti­ne Hill, Ro­me // JRS. Vol. 3. 1913. P. 251). Бони пола­га­ет, что этот же меха­низм обслу­жи­вал сто­ло­вую с вра­щаю­щим­ся потол­ком, но она нахо­ди­лась в Золо­том доме (Suet. Ne­ro, 31).

С обе­их сто­рон ним­фея мра­мор­ные лест­ни­цы вели на вто­рой этаж. Под три­кли­ни­ем более позд­не­го вре­ме­ни сохра­ни­лось толь­ко осно­ва­ние наполь­но­го покры­тия; но к юго-запа­ду и севе­ро-восто­ку мож­но видеть белые мра­мор­ные пли­ты, при­мер­но на метр ниже уров­ня Доми­ци­а­на, кото­рый пере­стро­ил эту часть двор­ца и сде­лал её одно­этаж­ной, пол­но­стью упразд­нив ниж­ний этаж; а под его ним­фе­ем на севе­ро-запа­де мож­но увидеть необы­чай­но пре­крас­ное наполь­ное покры­тие из штуч­ной моза­и­ки (opus sec­ti­le), на кото­ром обна­ру­жи­лось мно­же­ство несо­мнен­ных сле­дов пожа­ра. Рядом рас­по­ла­га­ет­ся ком­на­та, в кото­рой неко­гда раз­ме­ща­лось несколь­ко фон­та­нов, вода из кото­рых сте­ка­ла в ниж­ний ним­фей.

Бони при­пи­сы­ва­ет Неро­ну соору­же­ние бас­сей­на (pis­ci­na) под бази­ли­кой двор­ца Фла­ви­ев (Bo­ni C. Op. cit. P. 246), так как оши­боч­но отно­сит пас­саж Suet. Ner. 31 к Пала­ти­ну. См. Do­mus Aurea, с. 166, и Do­mus Augus­tia­na, с. 161. Ср. Lug­li G. La Zo­na Ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 206—208.

Дру­гие руи­ны Про­ход­но­го дома были най­де­ны воз­ле соеди­не­ния Новой доро­ги с Пала­тин­ским спус­ком (Van De­man E. B. The Ne­ro­nian Sac­ra Via // AJA. Vol. 27. 1923. P. 402). Обшир­ные руи­ны это­го и более ран­них стро­е­ний най­де­ны меж­ду Цели­ем и Пала­ти­ном (Lug­li G. The Clas­si­cal Mo­nu­ments of Ro­me and its Vi­ci­ni­ty. Vol. 1. Ro­me, 1929. P. 182). О руи­нах под плат­фор­мой хра­ма Вене­ры и Ромы см.: Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898; Hül­sen Ch. Drit­ter Jah­res­be­richt ueber neue Fun­de und Forschun­gen zur To­po­gra­phie der Stadt // MDAIR. Bd. 7. 1892. P. 289, 291; Van De­man E. B., Clay A. G. Op. cit. P. 121, 122.

См. также:
Проходной дом (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ср. так­же Ros­towzew M. Die hel­le­nis­ti­sch-rö­mi­sche Ar­chi­tek­tur­land­schaft // MDAIR. Bd. 26. 1911. S. 145 (где они оши­боч­но отне­се­ны к эпо­хе Авгу­ста).
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Кото­рым он объ­еди­нил в одно целое Пала­тин­ский дво­рец и сады Меце­на­та (пер. А. С. Бобо­ви­ча).
  • [2]От Пала­ти­на до само­го Эскви­ли­на он выстро­ил дво­рец, назвав его сна­ча­ла Про­ход­ным, а потом, после пожа­ра и вос­ста­нов­ле­ния, — Золотым (пер. М. Л. Гас­па­ро­ва).

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Transitoria, Domus, с. 194—195. Серым цве­том выде­ле­ны допол­не­ния к ста­тье со стр. 195.
    © 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА