ПРОХОДНОЙ ДОМ (Domus Transitoria) — первый дворец, построенный Нероном и предназначенный для того, чтобы связать дом Тиберия и другие важные палатинские постройки, принадлежавшие императору, с садами Мецената и императорскими владениями на Эсквилине (Tac. Ann. XV. 39. 1; Suet. Ner. 31. 1). Он сгорел в великом пожаре 64 г. н. э. и был перестроен как Золотой дом. Его размеры и расположение неизвестны. От него сохранилось лишь два фрагментарных комплекса, один — на Палатине, погребённый под официальными помещениями дворца Августов, второй — на Велии, под платформой храма Венеры и Ромы, построенного Адрианом.
Первый комплекс — это сад, расположенный существенно ниже уровня земли, центром которого служит длинный нимфей перед плавно изогнутой стеной с нишами. По ступеням и из фонтанов вода стекала в высокий бассейн, откуда перетекала на фасад нимфея, украшенный тщательно продуманной архитектурой миниатюрных колонн и карнизов из бронзы и цветного мрамора, и собиралась в мелкий жёлоб, где, возможно, тоже находились фонтаны. Перпендикулярно нимфею располагался обеденный павильон — триклиний на свежем воздухе, в беседке с колоннами, а по обеим сторонам от него — маленькие группы комнат с высокими потолками и изысканной отделкой. В одной из них сохранились сценки из гомеровского цикла, со вкусом вписанные в роскошное обрамление. Судя по фрагментам многоцветного мрамора, которые избежали разграбления в ходе раскопок Фарнезе в 1721 г., напольное и настенное покрытие комнат было необычайно прекрасным. Этот комплекс прорезан тяжёлым фундаментом, который должен относиться к Золотому дому, но по ним совершенно невозможно реконструировать его план.
На чуть более высоком уровне к этому комплексу с северо-востока примыкают две комнаты с великолепно украшенными потолками, известные как «Бани Ливии» и очень большая уборная, которая использовалась до эпохи Домициана. В «Бани Ливии» можно было попасть до начала раскопок Бони.
Из нимфея симметричные мраморные лестницы с.139 поднимались на верхний этаж, расположенный на несколько футов ниже пола официального обеденного зала Домициана. Здесь можно видеть основание напольного покрытия, а также несколько плит белого мрамора, а под нимфеем Домициана к северо-западу от обеденного зала находятся остатки прекрасного напольного покрытия из штучной мозаики, видимые до сих пор. Об архитектуре можно сказать лишь то, что здесь находился портик, который поддерживали квадратные столбы и колонны, а между колоннами размещались фонтаны.
Основные раскопки, проведённые здесь, — это работы по заказу Франческо I, герцога Пармского, в 1721—
Под платформой храма Венеры и Ромы, построенного Адрианом на Велии, Антонио Нибби в 1828 г. нашёл ротонду, от которой отходит четыре сводчатых «рукава» под прямым углом друг к другу. Два из них на небольшом расстоянии от ротонды перегорожены колоннами, а за северо-западной преградой находится мелкий водоём, напоминающий имплювий. Обычно считается, что крыша ротонды имела форму купола, но уверенности здесь быть не может, так как от неё сохранилось слишком мало. Крыша могла быть и деревянной, а возможно, это помещение просто не имело крыши. Исследователи, рассматривавшие этот комплекс, не задавались проблемой освещения. Он был небольшим и этим напоминает сад и нимфей на Палатине, а сохранившиеся фрагменты напольного покрытия свидетельствуют о том, что он был богато украшен. Но невозможно сказать, какое место занимала ротонда в архитектуре всего здания, и раскопки были прекращены раньше, чем удалось выдвинуть гипотезу о назначении этих апартаментов. В настоящее время сохраняется соблазнительная возможность, что мы видим здесь остатки первого подлинного купола в городе Риме. (Тщательно оценив свидетельства и разнообразные выдвинутые возражения, Фридрих Ракоб на основании строительной техники сделал вывод, что храм Меркурия в Байях был построен при Августе, см.: Rakob F. Römische Kuppelbauten in Baiae // MDAI(R). Bd. 95. 1988. S. 257—
Идентификация обоих крупных фрагментов с Проходным домом оспаривалась. Палатинский нимфей приписывали Клавдию на основании найденного там отдельно лежащего фрагмента карниза с его именем. А ротонду на Велии некоторые датируют Поздней республикой. Но в целом свидетельства хорошо подтверждают их идентификацию с Проходным домом; обоим комплексам свойственны утончённый дизайн и изысканный стиль, которые трудно датировать более ранним временем.
MacDonald W. L. The Architecture of the Roman Empire. Vol. 1. An Introductory Study. New Haven, Conn.; London, 1965. P. 21—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. London, 1968. Vol. 1. P. 375—
Carettoni G. Roma, Palatino. Scoperte avvenute in occasione di lavori di restauro al palazzo imperiale // NSA. Vol. 25. 1971. P. 321—