Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ПРОХОДНОЙ ДОМ (Do­mus Tran­si­to­ria) — пер­вый дво­рец, постро­ен­ный Неро­ном и пред­на­зна­чен­ный для того, чтобы свя­зать дом Тибе­рия и дру­гие важ­ные пала­тин­ские построй­ки, при­над­ле­жав­шие импе­ра­то­ру, с сада­ми Меце­на­та и импе­ра­тор­ски­ми вла­де­ни­я­ми на Эскви­лине (Tac. Ann. XV. 39. 1; Suet. Ner. 31. 1). Он сго­рел в вели­ком пожа­ре 64 г. н. э. и был пере­стро­ен как Золо­той дом. Его раз­ме­ры и рас­по­ло­же­ние неиз­вест­ны. От него сохра­ни­лось лишь два фраг­мен­тар­ных ком­плек­са, один — на Пала­тине, погре­бён­ный под офи­ци­аль­ны­ми поме­ще­ни­я­ми двор­ца Авгу­стов, вто­рой — на Велии, под плат­фор­мой хра­ма Вене­ры и Ромы, постро­ен­но­го Адри­а­ном.

Пер­вый ком­плекс — это сад, рас­по­ло­жен­ный суще­ст­вен­но ниже уров­ня зем­ли, цен­тром кото­ро­го слу­жит длин­ный ним­фей перед плав­но изо­гну­той сте­ной с ниша­ми. По сту­пе­ням и из фон­та­нов вода сте­ка­ла в высо­кий бас­сейн, откуда пере­те­ка­ла на фасад ним­фея, укра­шен­ный тща­тель­но про­ду­ман­ной архи­тек­ту­рой мини­а­тюр­ных колонн и кар­ни­зов из брон­зы и цвет­но­го мра­мо­ра, и соби­ра­лась в мел­кий жёлоб, где, воз­мож­но, тоже нахо­ди­лись фон­та­ны. Пер­пен­ди­ку­ляр­но ним­фею рас­по­ла­гал­ся обеден­ный пави­льон — три­кли­ний на све­жем возду­хе, в бесед­ке с колон­на­ми, а по обе­им сто­ро­нам от него — малень­кие груп­пы ком­нат с высо­ки­ми потол­ка­ми и изыс­кан­ной отдел­кой. В одной из них сохра­ни­лись сцен­ки из гоме­ров­ско­го цик­ла, со вку­сом впи­сан­ные в рос­кош­ное обрам­ле­ние. Судя по фраг­мен­там мно­го­цвет­но­го мра­мо­ра, кото­рые избе­жа­ли раз­граб­ле­ния в ходе рас­ко­пок Фар­не­зе в 1721 г., наполь­ное и настен­ное покры­тие ком­нат было необы­чай­но пре­крас­ным. Этот ком­плекс про­ре­зан тяжё­лым фун­да­мен­том, кото­рый дол­жен отно­сить­ся к Золо­то­му дому, но по ним совер­шен­но невоз­мож­но рекон­струи­ро­вать его план.

На чуть более высо­ком уровне к это­му ком­плек­су с севе­ро-восто­ка при­мы­ка­ют две ком­на­ты с вели­ко­леп­но укра­шен­ны­ми потол­ка­ми, извест­ные как «Бани Ливии» и очень боль­шая убор­ная, кото­рая исполь­зо­ва­лась до эпо­хи Доми­ци­а­на. В «Бани Ливии» мож­но было попасть до нача­ла рас­ко­пок Бони.

Из ним­фея сим­мет­рич­ные мра­мор­ные лест­ни­цы с.139 под­ни­ма­лись на верх­ний этаж, рас­по­ло­жен­ный на несколь­ко футов ниже пола офи­ци­аль­но­го обеден­но­го зала Доми­ци­а­на. Здесь мож­но видеть осно­ва­ние наполь­но­го покры­тия, а так­же несколь­ко плит бело­го мра­мо­ра, а под ним­фе­ем Доми­ци­а­на к севе­ро-запа­ду от обеден­но­го зала нахо­дят­ся остат­ки пре­крас­но­го наполь­но­го покры­тия из штуч­ной моза­и­ки, види­мые до сих пор. Об архи­тек­ту­ре мож­но ска­зать лишь то, что здесь нахо­дил­ся пор­тик, кото­рый под­дер­жи­ва­ли квад­рат­ные стол­бы и колон­ны, а меж­ду колон­на­ми раз­ме­ща­лись фон­та­ны.

Основ­ные рас­коп­ки, про­ведён­ные здесь, — это работы по зака­зу Фран­че­ско I, гер­цо­га Парм­ско­го, в 1721—1729 гг., под руко­вод­ст­вом мар­ки­за Инья­цио де Сан­ти и гра­фа Суд­за­ни, резуль­та­ты кото­рых опуб­ли­ко­вал Фран­че­ско Бьян­ки­ни в 1738 г.; а так­же рас­коп­ки 1910—1913 гг. под руко­вод­ст­вом Джа­ко­мо Бони.

Под плат­фор­мой хра­ма Вене­ры и Ромы, постро­ен­но­го Адри­а­ном на Велии, Анто­нио Нибби в 1828 г. нашёл ротон­ду, от кото­рой отхо­дит четы­ре свод­ча­тых «рука­ва» под пря­мым углом друг к дру­гу. Два из них на неболь­шом рас­сто­я­нии от ротон­ды пере­го­ро­же­ны колон­на­ми, а за севе­ро-запад­ной пре­гра­дой нахо­дит­ся мел­кий водо­ём, напо­ми­наю­щий имплю­вий. Обыч­но счи­та­ет­ся, что кры­ша ротон­ды име­ла фор­му купо­ла, но уве­рен­но­сти здесь быть не может, так как от неё сохра­ни­лось слиш­ком мало. Кры­ша мог­ла быть и дере­вян­ной, а воз­мож­но, это поме­ще­ние про­сто не име­ло кры­ши. Иссле­до­ва­те­ли, рас­смат­ри­вав­шие этот ком­плекс, не зада­ва­лись про­бле­мой осве­ще­ния. Он был неболь­шим и этим напо­ми­на­ет сад и ним­фей на Пала­тине, а сохра­нив­ши­е­ся фраг­мен­ты наполь­но­го покры­тия свиде­тель­ст­ву­ют о том, что он был бога­то укра­шен. Но невоз­мож­но ска­зать, какое место зани­ма­ла ротон­да в архи­тек­ту­ре все­го зда­ния, и рас­коп­ки были пре­кра­ще­ны рань­ше, чем уда­лось выдви­нуть гипо­те­зу о назна­че­нии этих апар­та­мен­тов. В насто­я­щее вре­мя сохра­ня­ет­ся соблаз­ни­тель­ная воз­мож­ность, что мы видим здесь остат­ки пер­во­го под­лин­но­го купо­ла в горо­де Риме. (Тща­тель­но оце­нив свиде­тель­ства и раз­но­об­раз­ные выдви­ну­тые воз­ра­же­ния, Фри­дрих Ракоб на осно­ва­нии стро­и­тель­ной тех­ни­ки сде­лал вывод, что храм Мер­ку­рия в Бай­ях был постро­ен при Авгу­сте, см.: Ra­kob F. Rö­mi­sche Kup­pel­bau­ten in Ba­iae // MDAI(R). Bd. 95. 1988. S. 257—301, и ука­зал, что бани Агрип­пы вполне мог­ли вклю­чать ротон­ду под купо­лом). Но если это был под­лин­ный купол, то его кон­струк­ция не мог­ла пре­вос­хо­дить кон­струк­цию купо­ла в окта­го­наль­ном зале Золо­то­го дома на Оппии. Про­чие руи­ны Про­ход­но­го дома незна­чи­тель­ны. Кое-что сохра­ни­лось воз­ле раз­вил­ки Новой доро­ги и Пала­тин­ско­го спус­ка.

Иден­ти­фи­ка­ция обо­их круп­ных фраг­мен­тов с Про­ход­ным домом оспа­ри­ва­лась. Пала­тин­ский ним­фей при­пи­сы­ва­ли Клав­дию на осно­ва­нии най­ден­но­го там отдель­но лежа­ще­го фраг­мен­та кар­ни­за с его име­нем. А ротон­ду на Велии неко­то­рые дати­ру­ют Позд­ней рес­пуб­ли­кой. Но в целом свиде­тель­ства хоро­шо под­твер­жда­ют их иден­ти­фи­ка­цию с Про­ход­ным домом; обо­им ком­плек­сам свой­ст­вен­ны утон­чён­ный дизайн и изыс­кан­ный стиль, кото­рые труд­но дати­ро­вать более ран­ним вре­ме­нем.


Mac­Do­nald W. L. The Ar­chi­tec­tu­re of the Ro­man Em­pi­re. Vol. 1. An Intro­duc­to­ry Stu­dy. New Ha­ven, Conn.; Lon­don, 1965. P. 21—25;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 375—379;
Ca­ret­to­ni G. Ro­ma, Pa­la­ti­no. Sco­per­te av­ve­nu­te in oc­ca­sio­ne di la­vo­ri di res­tau­ro al pa­laz­zo im­pe­ria­le // NSA. Vol. 25. 1971. P. 321—323.

См. также:
Проходной дом (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 138—139.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА