Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

ЗОЛОТОЙ ДОМ (Do­mus Aurea) (рис. 30, 31, 62) — огром­ная импе­ра­тор­ская рези­ден­ция, постро­ен­ная Неро­ном вме­сто Про­ход­но­го дома, сго­рев­ше­го в пожа­ре 64 г. н. э. Его архи­тек­то­ра­ми и инже­не­ра­ми были Север и Целер, про­сла­вив­ши­е­ся сво­им уме­ни­ем пре­одоле­вать есте­ствен­ные пре­пят­ст­вия. Под­счи­та­но, что Золо­той дом зани­мал весь Пала­тин, Велию и Оппий, на Эскви­лине про­сти­рал­ся до садов Меце­на­та (см. Hor­ti Mae­ce­na­tia­ni), кото­рые сосед­ст­во­ва­ли с двор­цом, но не ста­ли его частью. В состав двор­ца так­же была вклю­че­на часть Целия с фун­да­мен­том хра­ма Боже­ст­вен­но­го Клав­дия и водо­ём меж­ду Оппи­ем, Цели­ем и Пала­ти­ном, где сего­дня сто­ит Коли­зей. Глав­ный вход со сто­ро­ны Рим­ско­го фору­ма начи­нал­ся в атрии Весты или рядом с ним.

В Золо­том доме осо­бен­но при­ме­ча­те­лен ланд­шафт­ный дизайн. В полях и вино­град­ни­ках, на лугах и в лесах оби­та­ли все­воз­мож­ные живот­ные, дикие и домаш­ние (Tac. Ann. XV. 42. 1). Цен­траль­ное место зани­мал деко­ра­тив­ный водо­ём, на месте кото­ро­го сего­дня нахо­дит­ся Коли­зей; он был похож на море, окру­жён­ное зда­ни­я­ми, сход­ны­ми с горо­да­ми (Suet. Ner. 31. 1). Озе­ро пита­ли кас­ка­ды, теку­щие вниз по скло­ну Целия, а терра­са хра­ма Боже­ст­вен­но­го Клав­дия с одной сто­ро­ны была пре­вра­ще­на в боль­шой ним­фей, вода в кото­рый посту­па­ла из Клав­ди­е­ва акве­ду­ка по кана­лу, постро­ен­но­му Неро­ном.

Над глав­ным вхо­дом гос­под­ст­во­ва­ла колос­саль­ная ста­туя прин­цеп­са высотой более ста рим­ских футов (см. Co­los­sus So­lis [Ne­ro­nis]), сто­яв­шая в столь обшир­ном дво­ре, что дли­на его трой­ных пор­ти­ков состав­ля­ла милю (Suet. Ner. 31. 1). Колосс вен­чал Велию, но Адри­ан пере­нёс его бли­же к амфи­те­ат­ру Фла­ви­ев, чтобы осво­бо­дить место для сво­его хра­ма Вене­ры и Ромы. Соглас­но рекон­струк­ции Ван Дема­на и Клэя, пор­тик пред­став­лял собой арка­ду, протя­нув­шу­ю­ся от Регии вдоль спрям­лён­ной Свя­щен­ной доро­ги к Пала­тин­ско­му спус­ку; далее она пово­ра­чи­ва­ла на него под пря­мым углом к пер­во­на­чаль­но­му направ­ле­нию и шла к Новой доро­ге и вверх на Пала­тин к Пала­тин­ской пло­ща­ди (?). Поза­ди аркад вдоль ули­цы сто­я­ли боль­шие зда­ния, состо­яв­шие из леса стол­бов, подоб­но гипо­стиль­ным залам; их мож­но было разде­лять и исполь­зо­вать в раз­лич­ных целях. Парад­ный двор вокруг колос­са дол­жен был рас­по­ла­гать­ся к восто­ку от Пала­тин­ско­го спус­ка. Дан­ная рекон­струк­ция оспа­ри­ва­лась и в неко­то­рых вопро­сах осно­вы­ва­ет­ся на очень скуд­ных свиде­тель­ствах, но в целом такое пред­став­ле­ние об исполь­зо­ва­нии про­стран­ства выглядит пра­виль­ным. Воз­мож­но, Золо­той дом не под­хо­дил так близ­ко к Рим­ско­му фору­му, но место­по­ло­же­ние колос­са и направ­ле­ние доро­ги, по кото­рой вхо­ди­ли в Золо­той дом, в целом опре­де­ле­ны вер­но.


Рис. 30. Золо­той дом. Ниж­ний уро­вень руин на Оппии, план-рекон­струк­ция.

Место Пала­ти­на и Тибе­ри­е­ва дома в Золо­том доме пред­став­ля­ет собой загад­ку. Они были вклю­че­ны в его состав, но види­мо, не зани­ма­ли важ­но­го места и были низ­веде­ны до поло­же­ния адми­ни­ст­ра­тив­ных и госте­вых поме­ще­ний. Но к Золо­то­му дому долж­ны отно­сить­ся боль­шие бетон­ные осно­ва­ния, в том чис­ле изо­гну­тый фун­да­мент под три­кли­ни­ем двор­ца Авгу­стов, про­ре­зав­ший остат­ки Про­ход­но­го дома.

Глав­ная рези­ден­ция нахо­ди­лась на Оппии; это был парк с раз­бро­сан­ны­ми пави­льо­на­ми и сади­ка­ми, при­чём мно­гие с.120 из них были не свя­за­ны друг с дру­гом. Блок, вклю­чён­ный в бани Тра­я­на и погре­бён­ный под ними, изве­стен с XV в., хоро­шо иссле­до­ван и мно­го обсуж­дал­ся, но сего­дня ясно, что он не был глав­ным кры­лом двор­ца, как когда-то счи­та­лось; в сущ­но­сти он пред­став­лял собой терра­сы на усту­пе хол­ма, необ­хо­ди­мые для раз­ме­ще­ния над ними более важ­ных стро­е­ний. Он постро­ен на руи­нах боль­шо­го ком­плек­са скла­дов (hor­rea) и вклю­чал в себя неко­то­рые их части. Послед­ние соору­же­ны из бето­на, обли­цо­ван­но­го кир­пи­чом, с тра­вер­ти­но­вы­ми бло­ка­ми в точ­ках кон­цен­тра­ции напря­же­ния, с исполь­зо­ва­ни­ем мно­же­ства плос­ких арок. Они воз­веде­ны совсем неза­дол­го до пожа­ра 64 г. н. э. Соору­же­ние Неро­на пер­во­на­чаль­но состо­я­ло по мень­шей мере из трёх глав­ных бло­ков, разде­лён­ных дву­мя глу­бо­ки­ми тра­пе­цие­вид­ны­ми дво­ра­ми. До неко­то­рой сте­пе­ни изу­че­но как мини­мум сто пять­де­сят ком­нат. Запад­ный блок рас­по­ло­жен меж­ду колон­на­дой фаса­да и пря­мо­уголь­ным внут­рен­ним пери­сти­лем; вдоль южной сто­ро­ны ком­на­ты тянут­ся в два ряда, вдоль запад­ной — в один ряд. На север­ной сто­роне нахо­дит­ся толь­ко крип­то­пор­тик. Южные ком­на­ты спла­ни­ро­ва­ны сим­мет­рич­но и свя­за­ны друг с дру­гом очень сво­бод­но. Они кра­си­во отде­ла­ны, но с архи­тек­тур­ной точ­ки зре­ния не впе­чат­ля­ют. На восто­ке внут­рен­не­го пери­сти­ля откры­ва­ет­ся вели­ко­леп­ный ним­фей, боль­шая квад­рат­ная при­хо­жая с четырь­мя колон­на­ми спе­ре­ди и четырь­мя сза­ди, кото­рая ведёт в мень­шую ком­на­ту с фон­та­ном, укра­шен­ную руста­ми и моза­и­кой.


Рис. 31. Золо­той дом. Верх­ний уро­вень руин на Оппии над Вось­ми­уголь­ным ком­плек­сом.

В обшир­ном зале, при­мы­каю­щем вдоль оси к запад­но­му тра­пе­цие­вид­но­му дво­ру («Зал позо­ло­чен­но­го сво­да», Sa­la del­la Vol­ta Do­ra­ta), сохра­ни­лись остат­ки пре­вос­ход­ной отдел­ки, но осталь­ные ком­на­ты ничем не при­ме­ча­тель­ны, хотя настен­ные рос­пи­си в неко­то­рых явно пред­ве­ща­ют Чет­вёр­тый пом­пей­ский стиль и выпол­не­ны вос­хи­ти­тель­но плав­но и уве­рен­но.

В цен­траль­ном бло­ке осе­вая ком­на­та име­ет вось­ми­уголь­ную фор­му, и от неё, подоб­но лучам, рас­хо­дят­ся ком­на­ты раз­лич­ной фор­мы; все они откры­ва­ют­ся в цен­траль­ный зал и сфо­ку­си­ро­ва­ны на нём. Его кры­ша пред­став­ля­ет собой бетон­ный купол с очень широ­ким отвер­сти­ем; воз­мож­но, это самый ран­ний из извест­ных нам под­лин­ных купо­лов, хотя ему мог­ли пред­ше­ст­во­вать купол в хра­ме Мер­ку­рия в Бай­ях и купол в Про­ход­ном доме. За пре­де­ла­ми купо­ла в окру­жаю­щие ком­на­ты свет посту­па­ет через широ­кие окна с фра­му­га­ми.

К севе­ру вдоль оси рас­по­ла­гал­ся ним­фей, — кас­кад, вода в кото­рый посту­па­ла по акве­ду­ку, про­ведён­но­му пря­мо под кры­шей. Не вполне понят­но, как исполь­зо­вал­ся этот блок ком­нат, но выска­за­но убеди­тель­ное пред­по­ло­же­ние, что он пред­на­зна­чал­ся для лет­них пиров. Посколь­ку сего­дня извест­но, что ещё неко­то­рые ком­на­ты на юге утра­че­ны, невоз­мож­но точ­но рекон­струи­ро­вать впе­чат­ле­ние от этих апар­та­мен­тов.

Восточ­ный тра­пе­цие­вид­ный двор, види­мо, имел в целом такой же план (вклю­чая окру­жаю­щие его ком­на­ты), как и запад­ный, и сле­ду­ет пола­гать, что восточ­ный блок тоже выглядел как отра­же­ние запад­но­го и имел пери­стиль, но там, где кон­ча­ют­ся тер­мы Тра­я­на, исся­ка­ют и свиде­тель­ства, и уве­рен­но­сти здесь быть не может. Одна­ко име­ет­ся доста­точ­но места, где мож­но было постро­ить восточ­ное кры­ло, сим­мет­рич­ное запад­но­му.

В ходе недав­не­го иссле­до­ва­ния крыш над вось­ми­уголь­ной ком­на­той и её окрест­но­стя­ми обна­ру­жи­лись с.121 остат­ки верх­не­го эта­жа, пла­ни­ров­ка кото­ро­го уди­ви­тель­но сво­бод­на по срав­не­нию с ниж­ним. Здесь два сим­мет­рич­ных пери­сти­ля, каж­дый с четырь­мя боко­вы­ми колон­на­ми, были окру­же­ны малень­ки­ми изящ­ны­ми ком­на­та­ми, архи­тек­ту­ра кото­рых напо­ми­на­ет лод­жии. Поза­ди них нахо­дит­ся длин­ная колон­на­да вдоль вели­ко­леп­но­го кана­ла (euri­pus), в сте­нах кото­рой были устро­е­ны ниши в фор­ме фесто­нов (Fabbri­ni L. Do­mus Aurea: una nuo­va let­tu­ra pla­ni­met­ri­ca del pa­laz­zo sul col­le Op­pio // ARID. Suppl. 10. 1983. P. 169—185). Длин­ная пря­мо­уголь­ная ком­на­та с апсида­ми в обо­их кон­цах, вклю­чён­ная в севе­ро-восточ­ное кры­ло коль­це­вой сте­ны терм Тра­я­на, име­ет ту же ори­ен­та­цию и мог­ла неко­гда при­над­ле­жать к Золо­то­му дому.

Све­то­ний отдель­но отме­ча­ет обеден­ные пави­льо­ны с подвиж­ны­ми пане­ля­ми-кес­со­на­ми из сло­но­вой кости, устро­ен­ны­ми так, чтобы раз­бра­сы­вать цве­ты и рас­се­и­вать бла­го­во­ния на гостей, ротон­ду, кото­рая посто­ян­но вра­ща­лась, днём и ночью, и бани с мор­ской и сер­ной водой (Suet. Ner. 31. 2). От все­го это­го, види­мо, ниче­го не сохра­ни­лось до наших дней.

К момен­ту смер­ти Неро­на Золо­той дом был ещё не достро­ен, и извест­но, что Отон выде­лил круп­ную сум­му на завер­ше­ние стро­и­тель­ства (Suet. Otho 7. 1). Но, види­мо, дво­рец про­дол­жал исполь­зо­вать­ся как импе­ра­тор­ская рези­ден­ция до пожа­ра при Тра­яне в 104 г. н. э. Когда Доми­ци­ан постро­ил соб­ст­вен­ный дво­рец в доме Авгу­стов, Золо­той дом, види­мо, был низ­ведён до вто­ро­сте­пен­но­го поло­же­ния, но до это­го он, веро­ят­но, слу­жил рези­ден­ци­ей Вес­па­си­а­на и Тита.

Раз­ру­шать Золо­той дом начал Вес­па­си­ан, кото­рый осу­шил пруд Неро­на и на его месте постро­ил амфи­те­атр Фла­ви­ев (Mart. De Spect. 2. 5—6). Он раз­ру­шил и ним­фей, в кото­рый Нерон пре­вра­тил плат­фор­му хра­ма Боже­ст­вен­но­го Клав­дия, и завер­шил стро­и­тель­ство это­го хра­ма, нача­тое Агрип­пи­ной (Suet. Vesp. 9. 1). В прав­ле­ние Тита на терри­то­рии к запа­ду от ком­плек­са на Оппии были воз­веде­ны тер­мы Тита (q. v.), и мону­мен­таль­ный вход в них вёл вниз, к пло­ща­ди, окру­жаю­щей амфи­те­атр Фла­ви­ев.

После пожа­ра 104 г. н. э. (Hie­ron. a. Abr. 2120; Oros. VII. 12. 4) Тра­ян исполь­зо­вал остат­ки ком­плек­са на Оппии для соору­же­ния плат­фор­мы, на кото­рой постро­ил свои тер­мы; бла­го­да­ря это­му сохра­ни­лись обшир­ные руи­ны ниж­не­го эта­жа, так как для стро­и­тель­ства плат­фор­мы Тра­ян про­вёл ряд тяжё­лых парал­лель­ных стен через запад­ный пери­стиль и перед фаса­дом и запол­нил внут­рен­ние поме­ще­ния зем­лёй. Нако­нец, око­ло 121 г. н. э., чтобы осво­бо­дить место для хра­ма Вене­ры и Ромы (см. Ve­nus et Ro­ma, Templum), Адри­ан пере­нёс Колос­са Неро­на к амфи­те­ат­ру Фла­ви­ев и раз­ру­шил парад­ный двор Золо­то­го дома. К это­му вре­ме­ни зна­чи­тель­ная часть аркад на вхо­де, види­мо, уже усту­пи­ла место Скла­дам пря­но­стей (Hor­rea Pi­pe­ra­ta­ria (q. v.)); воз­мож­но, со вре­ме­нем ими при­шлось отча­сти пожерт­во­вать ради более важ­ных обще­ст­вен­ных нужд.

Золо­той дом про­сла­вил­ся фрес­ка­ми худож­ни­ка Фаму­ла (или Аму­лия, или Фабул­ла), кото­рый писал все­го несколь­ко часов в день, оде­тый в тогу, даже когда под­ни­мал­ся на леса (Plin. HN. XXXV. 120). Пред­по­ла­га­ет­ся, что он был созда­те­лем Чет­вёр­то­го пом­пей­ско­го сти­ля рос­пи­си: сохра­нив­ши­е­ся сте­ны Золо­то­го дома дают нам ран­ний при­мер это­го сти­ля. Одна­ко каче­ство сохра­нив­ших­ся фре­сок остав­ля­ет желать мно­го луч­ше­го, ибо они нари­со­ва­ны в спеш­ке, а их мане­ра и стиль не соот­вет­ст­ву­ют обшир­ным и высо­ким апар­та­мен­там двор­ца. Одна ком­на­та — Зал позо­ло­чен­но­го сво­да — намно­го пре­вос­хо­дит осталь­ные, но и здесь мало вни­ма­ния уде­ле­но мас­шта­бам цело­го. Эти рисун­ки были откры­ты в нача­ле эпо­хи Воз­рож­де­ния и мно­гие ком­на­ты были изу­че­ны и иссле­до­ва­ны выдаю­щи­ми­ся худож­ни­ка­ми это­го вре­ме­ни. В нача­ле XVI в. они лег­ли в осно­ву сти­ля «гро­теск». Кол­лек­ция про­из­веде­ний искус­ства, кото­рые Нерон собрал в сво­ём двор­це, быст­ро рас­се­я­лась, и мно­гие из них Вес­па­си­ан исполь­зо­вал для укра­ше­ния сво­его хра­ма Мира (Plin. HN. XXXIV. 84). Позд­нее рабо­чие Тра­я­на сня­ли обли­цов­ку и наполь­ное покры­тие из цвет­но­го мра­мо­ра в ком­на­тах, обре­чён­ных на погре­бе­ние в плат­фор­ме терм, и лишь потом их засы­па­ли. Сего­дня уве­рен­но иден­ти­фи­ци­ро­вать этот мра­мор где-либо невоз­мож­но.

В эпо­ху Воз­рож­де­ния руи­ны Золо­то­го дома были извест­ны как дво­рец Тита (Pa­laz­zo di Ti­to) из-за пута­ни­цы меж­ду тер­ма­ми Тра­я­на и тер­ма­ми Тита.


Рис. 62. Хол­мы Оппий и Цис­пий. Гене­раль­ный план с изо­бра­же­ни­ем извест­ных остат­ков антич­но­го пери­о­да с нало­же­ни­ем на совре­мен­ную кар­ту.

Boe­thi­us A. The Gol­den Hou­se of Ne­ro. Ann Ar­bor, Mich., 1960. P. 94—128;
Mac­Do­nald W. L. The Ar­chi­tec­tu­re of the Ro­man Em­pi­re. Vol. 1, An Intro­duc­to­ry Stu­dy. New Ha­ven, Conn.; Lon­don, 1965. P. 20—46;
Nash E. Pic­to­rial Dic­tio­na­ry of An­cient Ro­me / 2nd ed. Lon­don, 1968. Vol. 1. P. 339—348;
La­vag­ne H. Le nym­phée au Po­ly­phè­me de la Do­mus Aurea // MEF­RA. T. 82. 1970. P. 673—722;
Mad­do­li G. Il ri­to deg­li Ar­gei e le ori­gi­ni del cul­to di He­ra a Ro­ma // La pa­ro­la del pas­sa­to. Vol. 26. 1971. P. 153—166;
Prück­ner H., Storz S. Beo­bach­tun­gen am Ok­ta­gon der Do­mus Aurea // MDAIR. Bd. 81. 1974. S. 323—343;
Biz­za­ri Vi­va­rel­li D. Un nin­feo sot­to il par­co di Tra­iano // MEF­RA. T. 88. 1976. P. 719—757;
War­den P. G. The Do­mus Aurea Re­con­si­de­red // JSAH. Vol. 40. 1981. P. 271—278;
Per­rin G. Ni­co­las Pon­ce et la Do­mus aurea de Né­ron: une do­cu­men­ta­tion iné­di­te // MEF­RA. T. 94. 1982. P. 843—891;
Fabbri­ni L. Do­mus aurea, il pia­no su­pe­rio­re del quar­tie­re orien­ta­le // Me­mo­rie: At­ti dé­lia Pon­ti­fi­cia Ac­ca­de­mia Ro­ma­na di Ar­cheo­lo­gia. Vol. 14. 1982. P. 5—24;
Fabbri­ni L. Do­mus Aurea. Una nuo­va let­tu­ra pla­ni­met­ri­ca del pa­laz­zo sul col­le Op­pio // Cit­tà e ar­chi­tet­tu­ra nel­la Ro­ma im­pe­ria­le / A cu­ra di A. Fi­ne Licht (ARID. Supp. 10). Oden­se, 1983. P. 169—185, с биб­лио­гра­фи­ей;
Fabbri­ni L. I cor­pi edi­li­zi che con­di­zio­na­ro­no la rea­liz­za­zio­ne del pro­get­to del pa­laz­zo es­qui­li­no di Ne­ro­ne // RPAA. Vol. 58. 1985—1986. P. 129—179;
Voi­sin J.-L. Exo­rien­te so­le (Sué­to­ne, Ner. 6). D’Ale­xandrie à la Do­mus Aurea // L’Urbs, es­pa­ce ur­bain et his­toi­re (Ier sièc­le av. J. C. — IIIe sièc­le ap. J. C.). Col­lec­tion de l’Eco­le Française de Ro­me. T. 98. Ro­me; Pa­ris, 1987. P. 509—541;
Roc­co G. Al­cu­ne os­ser­va­zio­ni sul va­lo­re ar­chi­tet­to­ni­co dell’an­ti­ca de­co­ra­zio­ne pa­rie­ta­le: la do­mus aurea di Ne­ro­ne // Pal­la­dio. N. s. Vol. 1. 1988. P. 121—134;
Cam­pa­ni­le D. Prae­ci­pua ce­na­tio­num ro­tun­da // Athe­nae­um. Vol. 78. 1990. P. 186—191.

См. также:
Золотой дом (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992. С. 119—121.
© 2017 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид развалин двух триклиниев Золотого дома Нерона.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА