ЗОЛОТОЙ ДОМ (Domus Aurea) (рис. 30, 31, 62) — огромная императорская резиденция, построенная Нероном вместо Проходного дома, сгоревшего в пожаре 64 г. н. э. Его архитекторами и инженерами были Север и Целер, прославившиеся своим умением преодолевать естественные препятствия. Подсчитано, что Золотой дом занимал весь Палатин, Велию и Оппий, на Эсквилине простирался до садов Мецената (см. Horti Maecenatiani), которые соседствовали с дворцом, но не стали его частью. В состав дворца также была включена часть Целия с фундаментом храма Божественного Клавдия и водоём между Оппием, Целием и Палатином, где сегодня стоит Колизей. Главный вход со стороны Римского форума начинался в атрии Весты или рядом с ним.
В Золотом доме особенно примечателен ландшафтный дизайн. В полях и виноградниках, на лугах и в лесах обитали всевозможные животные, дикие и домашние (Tac. Ann. XV. 42. 1). Центральное место занимал декоративный водоём, на месте которого сегодня находится Колизей; он был похож на море, окружённое зданиями, сходными с городами (Suet. Ner. 31. 1). Озеро питали каскады, текущие вниз по склону Целия, а терраса храма Божественного Клавдия с одной стороны была превращена в большой нимфей, вода в который поступала из Клавдиева акведука по каналу, построенному Нероном.
Над главным входом господствовала колоссальная статуя принцепса высотой более ста римских футов (см. Colossus Solis [Neronis]), стоявшая в столь обширном дворе, что длина его тройных портиков составляла милю (Suet. Ner. 31. 1). Колосс венчал Велию, но Адриан перенёс его ближе к амфитеатру Флавиев, чтобы освободить место для своего храма Венеры и Ромы. Согласно реконструкции Ван Демана и Клэя, портик представлял собой аркаду, протянувшуюся от Регии вдоль спрямлённой Священной дороги к Палатинскому спуску; далее она поворачивала на него под прямым углом к первоначальному направлению и шла к Новой дороге и вверх на Палатин к Палатинской площади (?). Позади аркад вдоль улицы стояли большие здания, состоявшие из леса столбов, подобно гипостильным залам; их можно было разделять и использовать в различных целях. Парадный двор вокруг колосса должен был располагаться к востоку от Палатинского спуска. Данная реконструкция оспаривалась и в некоторых вопросах основывается на очень скудных свидетельствах, но в целом такое представление об использовании пространства выглядит правильным. Возможно, Золотой дом не подходил так близко к Римскому форуму, но местоположение колосса и направление дороги, по которой входили в Золотой дом, в целом определены верно.
Рис. 30. Золотой дом. Нижний уровень руин на Оппии, план-реконструкция. |
Место Палатина и Тибериева дома в Золотом доме представляет собой загадку. Они были включены в его состав, но видимо, не занимали важного места и были низведены до положения административных и гостевых помещений. Но к Золотому дому должны относиться большие бетонные основания, в том числе изогнутый фундамент под триклинием дворца Августов, прорезавший остатки Проходного дома.
Главная резиденция находилась на Оппии; это был парк с разбросанными павильонами и садиками, причём многие с.120 из них были не связаны друг с другом. Блок, включённый в бани Траяна и погребённый под ними, известен с XV в., хорошо исследован и много обсуждался, но сегодня ясно, что он не был главным крылом дворца, как когда-то считалось; в сущности он представлял собой террасы на уступе холма, необходимые для размещения над ними более важных строений. Он построен на руинах большого комплекса складов (horrea) и включал в себя некоторые их части. Последние сооружены из бетона, облицованного кирпичом, с травертиновыми блоками в точках концентрации напряжения, с использованием множества плоских арок. Они возведены совсем незадолго до пожара 64 г. н. э. Сооружение Нерона первоначально состояло по меньшей мере из трёх главных блоков, разделённых двумя глубокими трапециевидными дворами. До некоторой степени изучено как минимум сто пятьдесят комнат. Западный блок расположен между колоннадой фасада и прямоугольным внутренним перистилем; вдоль южной стороны комнаты тянутся в два ряда, вдоль западной — в один ряд. На северной стороне находится только криптопортик. Южные комнаты спланированы симметрично и связаны друг с другом очень свободно. Они красиво отделаны, но с архитектурной точки зрения не впечатляют. На востоке внутреннего перистиля открывается великолепный нимфей, большая квадратная прихожая с четырьмя колоннами спереди и четырьмя сзади, которая ведёт в меньшую комнату с фонтаном, украшенную рустами и мозаикой.
Рис. 31. Золотой дом. Верхний уровень руин на Оппии над Восьмиугольным комплексом. |
В обширном зале, примыкающем вдоль оси к западному трапециевидному двору («Зал позолоченного свода», Sala della Volta Dorata), сохранились остатки превосходной отделки, но остальные комнаты ничем не примечательны, хотя настенные росписи в некоторых явно предвещают Четвёртый помпейский стиль и выполнены восхитительно плавно и уверенно.
В центральном блоке осевая комната имеет восьмиугольную форму, и от неё, подобно лучам, расходятся комнаты различной формы; все они открываются в центральный зал и сфокусированы на нём. Его крыша представляет собой бетонный купол с очень широким отверстием; возможно, это самый ранний из известных нам подлинных куполов, хотя ему могли предшествовать купол в храме Меркурия в Байях и купол в Проходном доме. За пределами купола в окружающие комнаты свет поступает через широкие окна с фрамугами.
К северу вдоль оси располагался нимфей, — каскад, вода в который поступала по акведуку, проведённому прямо под крышей. Не вполне понятно, как использовался этот блок комнат, но высказано убедительное предположение, что он предназначался для летних пиров. Поскольку сегодня известно, что ещё некоторые комнаты на юге утрачены, невозможно точно реконструировать впечатление от этих апартаментов.
Восточный трапециевидный двор, видимо, имел в целом такой же план (включая окружающие его комнаты), как и западный, и следует полагать, что восточный блок тоже выглядел как отражение западного и имел перистиль, но там, где кончаются термы Траяна, иссякают и свидетельства, и уверенности здесь быть не может. Однако имеется достаточно места, где можно было построить восточное крыло, симметричное западному.
В ходе недавнего исследования крыш над восьмиугольной комнатой и её окрестностями обнаружились с.121 остатки верхнего этажа, планировка которого удивительно свободна по сравнению с нижним. Здесь два симметричных перистиля, каждый с четырьмя боковыми колоннами, были окружены маленькими изящными комнатами, архитектура которых напоминает лоджии. Позади них находится длинная колоннада вдоль великолепного канала (euripus), в стенах которой были устроены ниши в форме фестонов (Fabbrini L. Domus Aurea: una nuova lettura planimetrica del palazzo sul colle Oppio // ARID. Suppl. 10. 1983. P. 169—
Светоний отдельно отмечает обеденные павильоны с подвижными панелями-кессонами из слоновой кости, устроенными так, чтобы разбрасывать цветы и рассеивать благовония на гостей, ротонду, которая постоянно вращалась, днём и ночью, и бани с морской и серной водой (Suet. Ner. 31. 2). От всего этого, видимо, ничего не сохранилось до наших дней.
К моменту смерти Нерона Золотой дом был ещё не достроен, и известно, что Отон выделил крупную сумму на завершение строительства (Suet. Otho 7. 1). Но, видимо, дворец продолжал использоваться как императорская резиденция до пожара при Траяне в 104 г. н. э. Когда Домициан построил собственный дворец в доме Августов, Золотой дом, видимо, был низведён до второстепенного положения, но до этого он, вероятно, служил резиденцией Веспасиана и Тита.
Разрушать Золотой дом начал Веспасиан, который осушил пруд Нерона и на его месте построил амфитеатр Флавиев (Mart. De Spect. 2. 5—
После пожара 104 г. н. э. (Hieron. a. Abr. 2120; Oros. VII. 12. 4) Траян использовал остатки комплекса на Оппии для сооружения платформы, на которой построил свои термы; благодаря этому сохранились обширные руины нижнего этажа, так как для строительства платформы Траян провёл ряд тяжёлых параллельных стен через западный перистиль и перед фасадом и заполнил внутренние помещения землёй. Наконец, около 121 г. н. э., чтобы освободить место для храма Венеры и Ромы (см. Venus et Roma, Templum), Адриан перенёс Колосса Нерона к амфитеатру Флавиев и разрушил парадный двор Золотого дома. К этому времени значительная часть аркад на входе, видимо, уже уступила место Складам пряностей (Horrea Piperataria (q. v.)); возможно, со временем ими пришлось отчасти пожертвовать ради более важных общественных нужд.
Золотой дом прославился фресками художника Фамула (или Амулия, или Фабулла), который писал всего несколько часов в день, одетый в тогу, даже когда поднимался на леса (Plin. HN. XXXV. 120). Предполагается, что он был создателем Четвёртого помпейского стиля росписи: сохранившиеся стены Золотого дома дают нам ранний пример этого стиля. Однако качество сохранившихся фресок оставляет желать много лучшего, ибо они нарисованы в спешке, а их манера и стиль не соответствуют обширным и высоким апартаментам дворца. Одна комната — Зал позолоченного свода — намного превосходит остальные, но и здесь мало внимания уделено масштабам целого. Эти рисунки были открыты в начале эпохи Возрождения и многие комнаты были изучены и исследованы выдающимися художниками этого времени. В начале XVI в. они легли в основу стиля «гротеск». Коллекция произведений искусства, которые Нерон собрал в своём дворце, быстро рассеялась, и многие из них Веспасиан использовал для украшения своего храма Мира (Plin. HN. XXXIV. 84). Позднее рабочие Траяна сняли облицовку и напольное покрытие из цветного мрамора в комнатах, обречённых на погребение в платформе терм, и лишь потом их засыпали. Сегодня уверенно идентифицировать этот мрамор где-либо невозможно.
В эпоху Возрождения руины Золотого дома были известны как дворец Тита (Palazzo di Tito) из-за путаницы между термами Траяна и термами Тита.
Рис. 62. Холмы Оппий и Циспий. Генеральный план с изображением известных остатков античного периода с наложением на современную карту. |
Boethius A. The Golden House of Nero. Ann Arbor, Mich., 1960. P. 94—
MacDonald W. L. The Architecture of the Roman Empire. Vol. 1, An Introductory Study. New Haven, Conn.; London, 1965. P. 20—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome / 2nd ed. London, 1968. Vol. 1. P. 339—
Lavagne H. Le nymphée au Polyphème de la Domus Aurea // MEFRA. T. 82. 1970. P. 673—
Maddoli G. Il rito degli Argei e le origini del culto di Hera a Roma // La parola del passato. Vol. 26. 1971. P. 153—
Prückner H., Storz S. Beobachtungen am Oktagon der Domus Aurea // MDAIR. Bd. 81. 1974. S. 323—
Bizzari Vivarelli D. Un ninfeo sotto il parco di Traiano // MEFRA. T. 88. 1976. P. 719—
Warden P. G. The Domus Aurea Reconsidered // JSAH. Vol. 40. 1981. P. 271—
Perrin G. Nicolas Ponce et la Domus aurea de Néron: une documentation inédite // MEFRA. T. 94. 1982. P. 843—
Fabbrini L. Domus aurea, il piano superiore del quartiere orientale // Memorie: Atti délia Pontificia Accademia Romana di Archeologia. Vol. 14. 1982. P. 5—
Fabbrini L. Domus Aurea. Una nuova lettura planimetrica del palazzo sul colle Oppio // Città e architettura nella Roma imperiale / A cura di A. Fine Licht (ARID. Supp. 10). Odense, 1983. P. 169—
Fabbrini L. I corpi edilizi che condizionarono la realizzazione del progetto del palazzo esquilino di Nerone // RPAA. Vol. 58. 1985—
Voisin
Rocco G. Alcune osservazioni sul valore architettonico dell’antica decorazione parietale: la domus aurea di Nerone // Palladio. N. s. Vol. 1. 1988. P. 121—
Campanile D. Praecipua cenationum rotunda // Athenaeum. Vol. 78. 1990. P. 186—