ЗОЛОТОЙ ДОМ (Domus Aurea) — огромный дворец, построенный Нероном после пожара 64 г. н. э. Он занял место Проходного дома (Domus Transitoria) и его территория простиралась от Палатина до Эсквилина, а центром служило искусственное озеро (stagnum) в долине, где позднее был возведён Колизей (Suet. Ner. 31, описание которого стоит процитировать полностью: Vestibulum eius fuit, in quo colossus CXX pedum staret ipsius effigie; tanta laxitas, ut porticus triplices miliarias haberet; item stagnum maris instar, circumsaeptum aedificiis ad urbium speciem; rura insuper, arvis atque vinetis et pascuis silvisque varia, cum multitudine omnis generis pecudum ac ferarum. In ceteris partibus cuncta auro lita, distincta gemmis unionumque [большие жемчужные раковины, ср. Plin. NH. IX. 112, 113] conchis erant; cenationes laqueatae tabulis eburneis versatilibus, ut flores, fistulatis, ut unguenta desuper spargerentur; praecipua cenationum rotunda, quae perpetuo diebus ac noctibus vice mundi circumageretur; balineae marinis et albulis fluentes aquis. eius modi domum cum absolutam dedicaret, hactenus comprobavit, ut se diceret quasi с.167 hominem tandem habitare coepisse[1]. Ландшафтный дизайн огромного парка, в котором стояли здания, подчёркивает и Тацит (Ann. XV. 42: in qua haud perinde gemmae et aurum miraculo essent… quam arva et stagna et in modum solitudinum hinc silvae, inde aperta spatia et prospectus, magistris et machinatoribus Severo et Celere[2]). Ср. Sen. Ep. XIV. 2. 15.
Территорию, занимаемую дворцом, ещё точнее определяет Марциал (De spect. 2), прославлявший Веспасиана:
Hic ubi sidereus propius videt astra colossus[3] |
(См. Colossus Neronis: sidereus означает просто «сверкающий».)
et crescunt media pegmata celsa via[4], |
(Возможно, леса для строительства арки Тита1: обычное объяснение этой строки в том смысле, что в руинах вестибула Золотого дома хранились механизмы амфитеатра (Hülsen Ch. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. I. 3. Berlin, 1906. S. 17) неудовлетворительно: почему «посреди дороги» (media via)? Перекрытие Нероном Священной дороги, несомненно, вызывало большое недовольство, и было бы странно хранить или сооружать там «pegmata»).
invidiosa feri radiabant atria regis[5] |
(атрий стоял на вершине Велии)
unaque iam tota stabat in urbe domus[6]. |
[Это отзвук эпиграммы, которую цитирует Светоний (Ner. 39):
Roma domus fiet: Veios migrate, Quirites, si non et Veios occupat ista domus[7]; |
ср. также Plin. NH. XXXIII. 54; XXXVI. 111; Tac. Ann. XV. 43.]
Hic ubi conspicui venerabilis amphitheatri erigitur moles, stagna Neronis erant. Hic ubi miramur velocia munera thermas[8], |
[Термы Тита, q. v.]
abstulerat miseris tecta superbus ager. Claudia diffusas ubi porticus explicit umbras, ultima pars aulae deficientis erat[9] |
(то есть, Золотой дом не простирался на Целии дальше того участка, который занимал храм Клавдия (q. v.), — его начала строить Агриппина, Нерон разрушил, а Веспасиан возвёл заново, см. Suet. Vesp. 9). Ясно, что на севере он не простирался дальше Субуры, так как храм Земли и портик Ливии продолжали существовать; а на востоке его естественной границей служили сады Мецената, уже принадлежавшие императорскому дому.
Согласно оценке Хюльзена, площадь Золотого дома составляла, таким образом, около 125 акров [ок. 50 га], тогда как размеры Ватикана, включая сады и собор Святого Петра вместе с площадью, составляют около 75 акров [ок. 30 га]. Ривойра, однако, оценивает с.168 его площадь в 370 акров [ок. 150 га], тогда как площадь Гайд-Парка составляет 390 акров [ок. 160 га]. Она ещё более увеличится, если мы прибавим сюда длинные ряды высоких аркад по обе стороны Священной дороги, которые Нерон превратил в монументальный проспект, ведущий в вестибул его дворца. См. Van Deman
Вход в вестибул Золотого дома, несомненно, располагался напротив Священной дороги — примерно на месте фасада церкви Санта Франческа Романа. Здесь должен был располагаться большой портик или перистиль (ибо вестибул называют также атрием), в центре которого стоял колосс (Colossus, q. v.), статуя Нерона высотой 36 метров. Однако не обязательно предполагать, вслед Веге, что здесь следует искать тройной портик длиной в милю (Porticus Triplices Miliariae, q. v.). У римлян были в большой моде портики, пройдя вдоль которых несколько раз (или, можно даже сказать, обойдя которые вокруг), пешеход совершал прогулку длиной в милю (см. Porticus Miliarensis и Porticus Triumphi).
Ввиду строительства вестибула Священная дорога (Sacra Via, q. v.) стала пересекать Велию немного южнее, чем прежде (хотя мостовая Священной дороги эпохи Августа была найдена под ступенями храма Венеры и Ромы, мы ничего не знаем о зданиях, место которых занял вестибул), и с.169 после 64 г. н. э., видимо, была закрыта для обычного движения. Можно отметить, что в 68 г. н. э. Нерон не проходил по ней в своём триумфе, и арка Тита была возведена в единственно возможном месте на Велии. Представляется невероятным, что вестибул лежал в руинах вплоть до строительства храма Венеры и Ромы при Адриане (Hülsen Ch. Op. cit. S. 17), ибо известно, что колосс стоял на прежнем месте, пока Адриан его не передвинул.
За вестибулом открывался вид на огромный парк, описанный ниже, и вниз, на озеро, служившее центром всего комплекса, на месте которого потом был построен Колизей; а в окружавшем озеро парке, помимо главного дворца на северо-востоке, находились различные обособленные друг от друга строения, как на вилле Адриана.
На самой Велии, к северу от храма Венеры и Ромы и к востоку от базилики Константина, под современным садом, находятся руины зданий, в которых архитекторы XVI в. (Фра Джокондо? и Лигорио?) видели три вытянутых двора, окружённых портиками (Lanciani R. Quatre dessins inédits de la collection Destailleur relatifs aux ruines de Rome // MEFRA. T. 11. 1891. P. 161—
Но главный дворец располагался дальше к востоку, на холме Оппий, над улицей Лабикана, к югу от портика Ливии. Он был обращён почти прямо на юг и занимал прямоугольный участок размером примерно 360 на 180 метров. Его план (рис. 17 на с. 535) не характерен для Рима. Центральная часть дворца выстроена в форме буквы П, причём её ножки наклонены друг к другу и обрамляют трапециевидный двор. Фасады были украшены колоннадами, а в центре поднималась большая прямоугольная комната (№ 60 на планах), причём на ней был сделан особый акцент — сходное устройство наблюдается на некоторых римских виллах, изображённых на ландшафтных фресках помпейских домов (см. особ. Rostowzew M. Die hellenistisch-römische Architekturlandschaft // MDAIR. Bd. 26. 1911. S. 73 ff., Ill. VIII. 1). Виллы, имеющие похожий план, были найдены в Валь Катене на острове Бриони, возле Полы (Gnirs A. Forschungen in Istrien // JÖAI. Bd. 10. 1907. Beibl. с.170 46; Gnirs A. Forschungen über antiken Villenbau in Südistrien Wissenschaft // JÖAI. Bd. 18. 1915, Beibl. 133; Swoboda
Крылья непропорционально велики. За фасадом западного крыла находится ряд длинных и сравнительно узких комнат, каждая из которых разделена на две части нишами, чтобы служить в качестве триклиниев летом или зимой. Сзади они открывались в сад с фонтаном в центре; а за ним находится ещё один длинный и высокий криптопортик, в начале которого можно видеть остатки напольной мозаики, относящиеся к домам, ранее стоявшим на этом месте. Восточное крыло устроено совсем иначе, и пока расчищены не все комнаты (известный на сегодня общий план можно найти в книге: Lugli G. La Zona Archeologica di Roma. Roma, 1925. P. 136, 137). В одной из них (76) мы видим самый ранний сохранившийся пример крестового свода, а другая (84) примечательна своей восьмиугольной формой и круглым куполом с отверстием в центре. Эта комната, видимо, так и не была достроена.
Илл. 16. Золотой дом. Деталь. Фото: T. Ashby. |
Остатки этого дворца, повреждённые пожаром в 104 г. н. э., были засыпаны Траяном (илл. 16, где кирпичная кладка в середине датируется правлением Нерона, а более качественная сетчатая кладка (opus reticulatum) справа была добавлена Траяном. Грубая кирпичная кладка слева положена до Траяна, но неизвестно, когда именно), который построил над ним свои огромные термы; поэтому руины дошли до нас в довольно хорошей сохранности, особенно фрески, хотя открытые в 1811 г. росписи западного крыла, более открытого, погибли; тогда как фрески восточного крыла, известные задолго до этого, гораздо меньше подвергались воздействию воздуха. Эти руины были действительно знамениты со времён Возрождения, и их посещали многие художники того времени и их преемники вплоть до начала XIX в. Сохранилось даже немало их подписей, в дом числе подпись Джованни да Удине, помогавшего Рафаэлю расписывать лоджии Ватикана и другие места (Weege F. Das Goldene Haus des Nero // JDAI. Bd. 28. 1913. S. 140—
Илл. 21. Настенные украшения Золотого дома. Фото: Ministry of Public Instruction, Rome. |
Илл. 22. Потолочные украшения Золотого дома. Фото: Ministry of Public Instruction, Rome. |
Все фрески невелики (илл. 21) и содержат маленькие фигурки, изображённые красками или лепные, часто в лепных рамах; несомненно, их трудно было разглядеть в высоких комнатах Золотого дома, для которого совершенно не годился этот стиль украшения, вполне подходящий для колумбариев; а их исполнение, за исключением нескольких комнат (центральный для всего здания зал с потолком, известным как «Позолоченный свод» (Volta Dorata, илл. 22), и помещение, где был найден Лаокоон — №№ 60, 80 на планах), определённо уступает тому, которого можно было бы ожидать, исходя из рассказа Плиния о создавшем их художнике, хотя, несомненно, он, как и Рафаэль, имел множество помощников (NH. XXXV. 120: fuit et nuper gravis ac severus idemque floridissimus pictor Famulus (так в рукописях; издатели предпочитают «Амулий» (Amulius) или «Фабулл» (Fabullus); об этом имени ср. «Децим Гатерий Фамул (D. Haterius Famulus, CIL. III. 7167; Cichorius C. Zu römischen Malern // RhM. Bd. 76. 1927. S. 326). См. также Rossbach O. Famulus // RE. Bd. 6. 1909. Sp. 1985.) …paucis diei horis pingebat, id quoque cum gravitate, quod semper с.171 togatus, quamquam in machinis. carcer eius artis domus aurea fuit, et ideo non extant exempla alia magnopere[10]).
Репродукции и тщательное исследование множества рисунков и гравюр этих фресок см.: Weege F. Op. cit. S. 127—
Огромный резервуар, известный как «Семь залов» (Sette Sale), хотя на самом деле состоит из девяти больших камер, расположенных бок о бок, тоже первоначально принадлежал к Золотому дому, как свидетельствует его конструкция и ориентация, хотя позднее был использован в термах Траяна. Видимо, над ним были построены комнаты («над этими нишами находились строения, ибо над ними мы нашли мозаичное напольное покрытие», Pococke, BM Add. MSS. 22980, f. 15v, 16v, написано около 1730 г.).
Что касается украшений интерьера, то сообщается, что Нерон собрал сотни произведений искусства со всего мира (ср. Pausan. V. 25. 8*; 26. 3; IX. 27. 3; X. 7. 1; 19. 2) для украшения дворца (Plin. HN. XXXIV. 84, который, описав около 365 греческих статуй, сообщает, что лучшие из них были использованы в этих целях). Что до остального, то цветной мрамор в основном забрал Траян, и его судьбу, видимо, разделили драгоценные камни и жемчуг, упомянутые Светонием. Пока не обнаружены описанные им столовые с потолками, облицованными слоновой костью, с устройствами для разбрасывания цветов и опрыскивания благовониями, тем более — круглая комната, которая постоянно, днём и ночью, вращалась. Не обнаружено и следов солёной или серной воды в каналах и трубах. Либо слишком многое ещё предстоит открыть, либо рассказ Светония содержит некоторые преувеличения. Но в любом случае дворец достаточно интересен.
К моменту смерти Нерона строительство Золотого дома не было закончено (например, в криптопортике западного крыла был расписан только потолок, стены лишь грубо оштукатурены, а напольное покрытие отсутствовало), и Отон выделил крупную сумму (50 млн. сестерциев или 500 тыс. фунтов) на его завершение (Suet. Otho. 7). Сообщается, что Вителлий и его жена в насмешку называли дворец убогим и неудобным (Cass. Dio LXIV. 4), но это могут быть просто сплетни.
Веспасиан и его преемники, знавшие, как непопулярно было строительство дворца, соперничали друг с другом в деле возвращения его территории в общественное пользование. Ср. Tac. Ann. XV. 52: in illa invisa et spoliis civium exstructa domo[11], и две последние строки эпиграммы Марциала, написанной после его разрушения — её начало мы уже цитировали:
Reddita Roma sibi est et sunt te praeside, Caesar, deliciae populi, quae fuerant domini[12]. |
Сам Веспасиан начал с того, что осушил озеро в центре парка и построил на его месте Колизей, вернув тем самым в общественное пользование улицы во с.172 всём этом квартале. Произведения искусства, которые Нерон собрал в Золотом доме, Веспасиан посвятил в храм Мира и в другие построенные им здания (Plin. NH. XXXIV. 84: ex omnibus quae rettuli clarissima quaeque iam sunt dicata a Vespasiano principe in templo Pacis aliisque eius operibus, violentia Neronis in urbem convecta et in sellariis domus aureae disposita[13]).
Его сын Тит построил напротив Колизея бани (q. v.), но главный дворец, видимо, продолжал использоваться в его правление; ибо в 79 г. н. э. (в год прихода к власти Тита и своей собственной смерти) Плиний видел здесь Лаокоона, qui est in Titi imperatoris domo[14] (NH. XXXVI. 37). Здесь должен подразумеваться именно Золотой дом, ибо в одном из следующих предложений он говорит о произведениях искусства в «палатинских дворцах цезарей» (Palatinae domus Caesarum); хотя имеются некоторые сомнения в том, что Лаокоон действительно был найден в комнате 80 в 1506 г. (Weege F. Op. cit. S. 231—
Наконец в 121 г. н. э. вестибул разрушил Адриан, и на его месте был построен храм Венеры и Ромы; на этом история Золотого дома завершилась. Средневековый «золотой район» (regio aurea) был локализован здесь ошибочно (Bartoli A. Il ricordo della «domus aurea» nella topografia medievale di Roma // RAL. Ser. 5. Vol. 18. 1909. P. 224—
См. также:
Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 361—
Lanciani R. Storia degli scavi di Roma. Vol. I. Roma, 1902. P. 232; Vol. II. Roma, 1903. P. 222—
Hülsen Ch. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. I. 3. Berlin, 1906. S. 273—
Préchac F. Sénèque et la Maison d’or // CRAI. 1914. № 3. P. 231—
Munoz A. Un insigne monumento da salvare: La “Domus Aurea” di Nerone // Nuova Antologia. Vol. 155. Fasc. 1020. 16.06.1914. P. 655—
Robert C. Ein verkanntes Ciris-Bild // Hermes. Bd. 49. 1914. S. 158—
Arrowsmith
Lugli G. La Zona Archeologica di Roma. Roma, 1925. P. 128—
Rivoira
О граффити, найденных в западном крыле, см.: Correra L. Graffiti di Roma // BCAR. Vol. 23. 1895. P. 195—
ПРИМЕЧАНИЯ
Рим отныне — дворец! спешите в Вейи, квириты, Если и Вейи уже этим не стали дворцом. |
Здесь, где у всех на глазах величавого амфитеатра Сооруженье идет, были Нерона пруды. Здесь, где дивимся мы все так быстро воздвигнутым термам… |
На поле гордом теперь жалких не видно домов. Там, где далекую сень простирает Клавдиев портик, Крайнее прежде крыло царского было дворца. |
Рим возродился опять: под твоим покровительством, Цезарь, То, чем владел господин, тешит отныне народ. |