КАНОВА АНТОНИО (Canova) — самый значительный из итальянских скульпторов новейшего времени, род. 1 ноября 1757 г. Сын бедняка-каменотеса, он рано осиротел и поступил в услужение к венецианскому сенатору Фалиеро. Этот последний доставил ему возможность учиться ваянию. Имея всего 16 лет от роду, Канова исполнил для своего покровителя статуи Евридики и Орфея, а в 1779 г., для венецианского патриция Пизано, группу «Дедал и Икар». В следующем году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врожденные артистические способности. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди тогдашних ваятелей, и известность его росла с появлением каждого нового его произведения, распространяясь далеко и за пределы Италии. Со всех сторон от царственных особ и вельмож сыпались к нему заказы. Папа Пий VII в 1880 г. сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон I пригласил его в 1802 г. в Париж для приготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ. После падения Наполеона, в 1815 г., Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в Вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза д’Искиа. Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны папы, знаменитый скульптор вследствие размолвки своей с кардиналами покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине, в Поссаньо, близ Бассано. Он умер в Венеции 13 августа 1822 г. Заслуга Кановы заключается в том, что после долгого периода упадка пластики, в век манерности и париковства он первый из всех пытался вернуть ее к принципам и формам античного искусства; но ему все-таки не удалось вполне освободиться от недостатков скульптуры его времени и достигнуть классических простоты и благородства, что особенно заметно в слабейшей отрасли его творчества — рельефе, сохраняющем еще характер предшествовавших работ подобного рода. Статуям Кановы, а еще более его группам, все еще недостает того спокойствия и той внутренней законченности, которые составляют главные условия истинно пластической красоты. Прекрасно удавались ему фигуры молодых женщин, которым он почти всегда придавал отчасти чувственный, отчасти сентиментальный оттенок, кокетливую грациозность, любимую его временем. Несколько проще, а потому и привлекательнее его мужские идеальные фигуры, а еще лучше — надгробные памятники, из числа которых иные отличаются действительно пластичностью композиции, серьезностью и достоинством. Замечательнейшие из произведений знаменитого скульптора, в хронологическом порядке их появления, суть следующие: «Дедал и Икар», колоссальная группа «Тезея, убивающего Минотавра» (в Венском императорском музее), надгробный памятник Папы Климента XIV (1783, в церкви Святых Апостолов, в Риме); чрезвычайно красивая, милая группа «Амур и Психея» (1789; повторена несколько раз; один ее экземпляр в Императорском Эрмитаже в Санкт-Петербурге), памятник папе Клименту XIII (1792, в Петровском соборе, в Риме), «Венера и Адонис», «Кающаяся Мария Магдалина» (1796 г.), мастерски с.301 исполненная «Геба» (1796; повторена несколько раз; один экземпляр — в Императорском Эрмитаже, другой — в Берлинской национальной галерее), «Битва Дамоксена с Креугасом» (1800, в Ватиканских музеях, в Риме), чересчур живописный надгробный монумент эрцгерцогини Христины в церкви Августинского монастыря, в Вене (1796—