Метки монетного двора. Это символы, буквы или другие указания на монетах, предназначенные для идентификации монетного двора и, возможно, мастерской (officina) монетного двора и даже служащего, ответственного за конкретную партию монет. Иногда их называют контрольными метками.
На самых ранних римских монетах метки монетного двора отсутствуют, но к середине III в. до н. э. на дидрахмах появляется огромное разнообразие символов-изображений и греческих букв. Впоследствии в эпоху Римской республики в употребление вошли монограммы и имена монетных магистратов, и символы-изображения стали использоваться реже, так что на многих выпусках их нет вообще, но иногда, если монеты чеканились в большом объёме (например, во время Союзнической войны), метки монетного двора использовались, чтобы отличить одну партию монет от другой. Наиболее яркий пример этого явления наблюдается спустя несколько лет, во время диктатуры Суллы, когда один из трёх монетных магистратов, Гай Марий Капитон, чеканил монеты с номерами с I до CLI, причём номера после XXVI связаны также с символами-изображениями.
Фоллис, правление Константина I или позднее. Метка монетного двора SMALA указывает на то, что он был отчеканен на монетном дворе (Sacra Moneta) Александрии. Последняя A означает, что фоллис выпущен первой мастерской (officina). Такой тип аверса — голова Константинополя — использовался на нескольких монетных дворах; на реверсе изображена Виктория на палубе военного корабля (Хантер). |
В эпоху Ранней империи метки монетного двора на монетах не ставились, но ясно, что к концу I в. н. э. разные группы монет можно было отличить друг от друга по таким признакам, как мелкие детали бюста на аверсе, выбор и размещение титулов в легенде и разделение слов. Эти средства могли применяться с той же целью, что и метки монетного двора, и нумизматы часто их используют для группировки монет и установления их хронологического порядка (см. Нумизматика).
После нескольких экспериментов в середине III в. н. э. метки монетного двора прочно обосновались на монетах, начиная с правления Диоклетиана, — они использовались для идентификации монет со всех монетных дворов, учреждённых на востоке и западе Римской империи. Метки состояли из букв, иногда с добавлением точек, звёздочек или других символов, обычно в нижнем поле, хотя иногда они стоят сбоку на реверсе. Основой метки монетного двора служит сокращённое название города, где отчеканена монета. Ему могут предшествовать буквы M (Moneta — «монетный двор»), или SM (Sacra Moneta — «священный монетный двор»), или P (вероятно, Pecunia — «деньги»), или буквы или цифры, указывающие на мастерскую монетного двора, выпустившую эту монету, хотя чаще они стоят в конце, чем в начале. Кроме того, на золотых и серебряных монетах после сокращённого названия монетного двора могут встречаться, соответственно, буквы OB (см. COMOB, Obryza) и PS или PVS (см. Pusulatum). Наиболее распространённые метки монетного двора (без букв или цифр, соответствующих мастерской) выглядят так:
A | Арль (Арелат) |
ALE | Александрия |
AMB | Амьен (Амбиан) |
AN | Антиохия |
ANT | Антиохия |
ANTOB | Антиохия |
AQ | Аквилея |
AQVIL | Аквилея |
AQOB | Аквилея |
AQPS | Аквилея |
AR | Арль (Арелат) |
ARL | Арль (Арелат) |
C | Камулодун или Клаузент |
CL | Камулодун или Клаузент |
COM | Фессалоника (см. COMOB) |
COMOB | Фессалоника (см. COMOB) |
NIC | Никомедия |
NICO | Никомедия |
NIK | Никомедия |
PK | Карфаген |
PLG | Лион (Лугдун) |
R | Рим |
RM | Рим |
ROMA | Рим |
ROMOB | Рим |
RV | Равенна |
RVPS | Равенна |
SER | Сердика |
SIROB | Сирмий |
SIS | Сисция |
SISC | Сисция |
SISCPS | Сисция |
SM | Сирмий |
SMAL | Александрия |
SMAN | Антиохия |
SMAQ | Аквилея |
SMBA | Барцинон (Барселона) |
SMH | Гераклея |
SMN | Никомедия |
SMR | Рим |
SMSD | Сердика |
SMTS | Фессалоника |
SMTR | Трир |
T | Тицин |
TES | Фессалоника |
TESOB | Фессалоника |
THS | Фессалоника |
THES | Фессалоника |
THSOB | Фессалоника |
TR | Трир |
TROB | Трир |
TRPS | Трир |
VRBROM | Рим |