Конторниат (contorniate). Кажется, будто это слово имеет латинское происхождение, но на самом деле это современная производная от итальянского contorno, «окружать». Оно было придумано для обозначения класса предметов, похожих на монету, со средним диаметром 40 мм, чеканившихся (а иногда отливавшихся) из орихалка или бронзы, типы которых обведены «контурной бороздой» (solco di contorno). Возможно, форме конторниата предшествовал и породил её обычай время от времени обрабатывать молотком края бронзовых монет, создавая приподнятый обод.
Конторниаты — продукт IV и V в., производившийся, видимо, в Риме. На некоторых типах аверса изображены портреты примерно половины римских императоров, от Калигулы до Антемия (примечательно, что чаще всех встречаются Нерон, Траян и Каракалла, ибо все они с энтузиазмом покровительствовали цирковым состязаниям). На других типах аверса представлены необычайно разнообразные «портреты» выдающихся деятелей греческой и римской истории и литературы: Александр Великий, его мать Олимпиада, Рома, Гомер, Еврипид, Сократ, Саллюстий, Гораций и многие другие. Реверсы в основном имеют агонистический характер: чаще всего изображены колесничные бега или состязания в амфитеатре, хотя есть и мифологические сцены и события из жизни Александра Великого. У некоторых конторниатов одна сторона пустая. Легенды в основном латинские, хотя есть и греческие. На аверсе некоторых конторниатов имеется символ — буква P, обычно украшенная несколькими (до пяти) горизонтальными линиями, отходящими сбоку от нижней части её вертикальной палочки, или пальмовая ветвь, или другой символ, иногда залитый серебром в технике чернения. Значение первого символа или монограммы неясно. Она может представлять латинские P и E (или F) или греческие R и E, в любом порядке, но это маловероятно, поскольку число перекладин различается. В легенде реверса часто указано имя колесничего и пожелание победы (латинское VINCAS или греческое NICAS или NIKA). Нет никакой жёсткой взаимосвязи между типами аверса и реверса; например, конторниат с головой Александра Великого на аверсе может иметь реверс с похищением сабинянок или волчицей с близнецами.
Вопрос о том, зачем производились конторниаты, не имеет простого ответа. Все их типы по своему духу — языческие, поэтому высказывалось предположение, что римская аристократия задумывала их как антихристианскую пропаганду. Очевидна взаимосвязь конторниатов с цирком и амфитеатром, хоть они и не похожи на входные билеты. Их могли использовать как памятные дары или как жетоны в какой-то настольной игре (calculi). В отсутствие иных свидетельств последнее объяснение, вероятно, наиболее удовлетворительно.