Фальшивые монеты. Коллекционеры и исследователи римских монет время от времени сталкиваются с монетами, которые не являются подлинными. Их можно классифицировать по-разному; одни из них античные, другие же — современные; в обоих случаях некоторые монеты были задуманы просто как имитации, а некоторые были изготовлены с целью обмана и ради прибыли. В данной статье рассматриваются вторые; о первых см. статью Имитации.
Античный фальшивомонетчик, в отличие от современного, в большинстве случаев старался изготовить из дешёвых материалов монету, которую можно было выдать за подлинный экземпляр из драгоценного металла. Исключением из этого правила являются случаи, когда монета из недрагоценного металла или смешанного сплава была переоценена, так что фальшивомонетчик мог получить прибыль, используя тот же самый металл; однако такое случалось гораздо реже. Метод, первоначально использовавшийся большинством фальшивомонетчиков, известен как плакировка: заготовка из недрагоценного металла (обычно из меди) покрывалось слоем серебра (реже — золота). Вероятно, высокой температуры и давления монетного штемпеля было достаточно для желаемого сплавления металлов; возможно, использовалась также добавка из меди и серебра, особенно вдоль края монеты. Заготовка могла быть и железной, но такие, видимо, использовались гораздо реже, даже если сделать поправку на то, что с течением времени такие железные заготовки, скорее всего, источила бы ржавчина. Известны также античные литые и чеканные подделки из низкокачественного серебра и олова (последние чрезвычайно редки, поскольку олово в чистой форме быстро приходит в негодность).
Современные фальшивомонетчики тоже могут плакировать монеты с помощью гальванопокрытия, но когда они пытаются подделать монеты из драгоценных металлов, то гораздо чаще используют чистое золото или серебро, так как потенциальная цена удачной подделки будет гораздо выше стоимости металла, из которого она сделана (мы можем исключить из рассмотрения отливки из плохого металла и ещё худшего стиля, которые часто встречаются в Греции и Италии, а иногда и в других странах и, вероятно, предназначались для обмана туристов и других людей, не имеющих даже отдалённого представления о том, как выглядит настоящая монета).
Древнейшие римские бронзовые монеты, как и следовало ожидать, не подделывались, так как от их подделки ничего нельзя было выиграть. Однако плакированные экземпляры римских республиканских серебряных монет встречаются довольно часто, и этот факт в сочетании с хорошим стилем многих из них заставляет некоторых исследователей предполагать, что часть этих монет могла быть выпущена официальным монетным двором Рима в периоды финансовых кризисов. Утверждается, что плакировка части монет дала бы такой же эффект, как и уменьшение веса или ухудшение чистоты. Эта аргументация подкрепляется тем фактом, что некоторые плакированные монеты, видимо, были отчеканены штемпелями, официально произведёнными на римском монетном дворе. Доказать, что подобные вещи не происходили, невозможно, однако это крайне маловероятно. Нет никаких свидетельств того, что плакированные монеты когда-либо принимались как эквиваленты монет из драгоценных металлов; напротив, из дошедших до нас литературных источников ясно, что не считались законными монеты, являвшиеся subaeratus (это слово, как и его греческий аналог hypochalkos, означает «бронзовый внизу», то есть покрытую драгоценным металлом неблагородную сердцевину). Многие плакированные монеты обнаруживаются на археологических участках как случайные находки, а не в кладах, и это предполагает, что если их идентифицировали, то выбрасывали. Кроме того, многие плакированные монеты являются гибридами, и даже когда они отчеканены официальными штемпелями, неверное сочетание аверса и реверса указывает на то, что штемпелями на монетном дворе кто-то злоупотребил или украл их оттуда. Наконец, со времён Нерона вес и чистота серебряных монет в Римской империи время от времени снижались, и в таких обстоятельствах вряд ли считалось бы уместным выпускать также плакированные монеты.
Современные подделки римских и византийских монет обычно не плакированы. Плакировка (в современных условиях — гальванопокрытие) обычно применяется для имитаций и копий, а не подделок, поскольку фальшивомонетчиков обычно не пугает более высокая стоимость нужного металла. Самая распространённая разновидность современной подделки — это отливка по слепку с подлинной монеты. Большинство отливок легко отличить от подлинных монет, так как их поверхность выглядит иначе, и они могут иметь маленькие отверстия, где в процессе литья задержался воздух. Кроме того, если обе стороны монеты отлиты по отдельности, а затем спаяны друг с другом, на ребре монеты можно различить признаки соединения. Однако некоторые подделки, изготовленные с помощью литья под давлением — процесса, в ходе которого металл выдавливается и таким образом с силой вталкивается в форму, очень трудно разоблачить без применения потенциально разрушительных или повреждающих методов исследования. Некоторые из современных подделок отчеканены, и в ряде случаев штемпели для такой чеканки вырезаны мастерами, чьё умение способно сравниться с работой античных резчиков: примерами таких прославленных фальшивомонетчиков могут служить Кавино, Чигои, Христодулос, Капрара и «Женевский фальшивомонетчик»; есть и многие другие, чьи имена, конечно, нам не известны. Можно также использовать подлинные античные монеты как образцы и механическим способом вырезать штемпели, которые будут их воспроизводить. Такие подделки чрезвычайно сложно выявить: это возможно лишь в тех случаях, когда примерно в одно и то же время появляется множество одинаковых монет без удовлетворительных сведений об их происхождении, так что они начинают вызывать подозрения.
Ещё один способ подделки, практиковавшийся как в античности, так и в новое время, — это переделка подлинной монеты в целях её «улучшения». Например, известны сестерции Траяна Деция, которые почти сразу после выпуска были «переделаны» или «обработаны» так, чтобы на голове императора на аверсе появилась лучевая корона. Это удваивало деноминацию, и монеты превращались в двойные сестерции, а поскольку вес бронзовых монет в этот период разнился, такая деятельность вполне могла пользоваться успехом и приносить прибыль. В качестве примеров современных «изменённых» подделок можно привести легионные денарии Марка Антония, которые были обработаны так, чтобы номер легиона превышал XXIII (самый большой из подлинных номеров) или императорские монеты, на аверсах которых изменены портреты, а на реверсах — типы и легенды, с целью создать редкие или ранее не известные монеты.
Выше приведены примеры античных и современных подделок, которые явно были созданы с целью обмана и несомненно были незаконными. Но в некоторых случаях римское правительство могло терпимо относиться к неправомерным выпускам. Этот случай рассматривается отдельно в статье Подражания (см. также Варварские подражания).