Джонс. Словарь античных римских монет

Фаль­ши­вые моне­ты. Кол­лек­ци­о­не­ры и иссле­до­ва­те­ли рим­ских монет вре­мя от вре­ме­ни стал­ки­ва­ют­ся с моне­та­ми, кото­рые не явля­ют­ся под­лин­ны­ми. Их мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать по-раз­но­му; одни из них антич­ные, дру­гие же — совре­мен­ные; в обо­их слу­ча­ях неко­то­рые моне­ты были заду­ма­ны про­сто как ими­та­ции, а неко­то­рые были изготов­ле­ны с целью обма­на и ради при­бы­ли. В дан­ной ста­тье рас­смат­ри­ва­ют­ся вто­рые; о пер­вых см. ста­тью Ими­та­ции.

Антич­ный фаль­ши­во­мо­нет­чик, в отли­чие от совре­мен­но­го, в боль­шин­стве слу­ча­ев ста­рал­ся изгото­вить из дешё­вых мате­ри­а­лов моне­ту, кото­рую мож­но было выдать за под­лин­ный экзем­пляр из дра­го­цен­но­го метал­ла. Исклю­че­ни­ем из это­го пра­ви­ла явля­ют­ся слу­чаи, когда моне­та из недра­го­цен­но­го метал­ла или сме­шан­но­го спла­ва была пере­оце­не­на, так что фаль­ши­во­мо­нет­чик мог полу­чить при­быль, исполь­зуя тот же самый металл; одна­ко такое слу­ча­лось гораздо реже. Метод, пер­во­на­чаль­но исполь­зо­вав­ший­ся боль­шин­ст­вом фаль­ши­во­мо­нет­чи­ков, изве­стен как пла­ки­ров­ка: заготов­ка из недра­го­цен­но­го метал­ла (обыч­но из меди) покры­ва­лось сло­ем сереб­ра (реже — золота). Веро­ят­но, высо­кой тем­пе­ра­ту­ры и дав­ле­ния монет­но­го штем­пе­ля было доста­точ­но для желае­мо­го сплав­ле­ния метал­лов; воз­мож­но, исполь­зо­ва­лась так­же добав­ка из меди и сереб­ра, осо­бен­но вдоль края моне­ты. Заготов­ка мог­ла быть и желез­ной, но такие, види­мо, исполь­зо­ва­лись гораздо реже, даже если сде­лать поправ­ку на то, что с тече­ни­ем вре­ме­ни такие желез­ные заготов­ки, ско­рее все­го, исто­чи­ла бы ржав­чи­на. Извест­ны так­же антич­ные литые и чекан­ные под­дел­ки из низ­ко­ка­че­ст­вен­но­го сереб­ра и оло­ва (послед­ние чрез­вы­чай­но ред­ки, посколь­ку оло­во в чистой фор­ме быст­ро при­хо­дит в негод­ность).

Совре­мен­ные фаль­ши­во­мо­нет­чи­ки тоже могут пла­ки­ро­вать моне­ты с помо­щью галь­ва­но­по­кры­тия, но когда они пыта­ют­ся под­де­лать моне­ты из дра­го­цен­ных метал­лов, то гораздо чаще исполь­зу­ют чистое золо­то или сереб­ро, так как потен­ци­аль­ная цена удач­ной под­дел­ки будет гораздо выше сто­и­мо­сти метал­ла, из кото­ро­го она сде­ла­на (мы можем исклю­чить из рас­смот­ре­ния отлив­ки из пло­хо­го метал­ла и ещё худ­ше­го сти­ля, кото­рые часто встре­ча­ют­ся в Гре­ции и Ита­лии, а ино­гда и в дру­гих стра­нах и, веро­ят­но, пред­на­зна­ча­лись для обма­на тури­стов и дру­гих людей, не име­ю­щих даже отда­лён­но­го пред­став­ле­ния о том, как выглядит насто­я­щая моне­та).

Древ­ней­шие рим­ские брон­зо­вые моне­ты, как и сле­до­ва­ло ожи­дать, не под­де­лы­ва­лись, так как от их под­дел­ки ниче­го нель­зя было выиг­рать. Одна­ко пла­ки­ро­ван­ные экзем­пля­ры рим­ских рес­пуб­ли­кан­ских сереб­ря­ных монет встре­ча­ют­ся доволь­но часто, и этот факт в соче­та­нии с хоро­шим сти­лем мно­гих из них застав­ля­ет неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей пред­по­ла­гать, что часть этих монет мог­ла быть выпу­ще­на офи­ци­аль­ным монет­ным дво­ром Рима в пери­о­ды финан­со­вых кри­зи­сов. Утвер­жда­ет­ся, что пла­ки­ров­ка части монет дала бы такой же эффект, как и умень­ше­ние веса или ухуд­ше­ние чистоты. Эта аргу­мен­та­ция под­креп­ля­ет­ся тем фак­том, что неко­то­рые пла­ки­ро­ван­ные моне­ты, види­мо, были отче­ка­не­ны штем­пе­ля­ми, офи­ци­аль­но про­из­ведён­ны­ми на рим­ском монет­ном дво­ре. Дока­зать, что подоб­ные вещи не про­ис­хо­ди­ли, невоз­мож­но, одна­ко это крайне мало­ве­ро­ят­но. Нет ника­ких свиде­тельств того, что пла­ки­ро­ван­ные моне­ты когда-либо при­ни­ма­лись как экви­ва­лен­ты монет из дра­го­цен­ных метал­лов; напро­тив, из дошед­ших до нас лите­ра­тур­ных источ­ни­ков ясно, что не счи­та­лись закон­ны­ми моне­ты, являв­ши­е­ся sub­aera­tus (это сло­во, как и его гре­че­ский ана­лог hy­po­chal­kos, озна­ча­ет «брон­зо­вый вни­зу», то есть покры­тую дра­го­цен­ным метал­лом небла­го­род­ную серд­це­ви­ну). Мно­гие пла­ки­ро­ван­ные моне­ты обна­ру­жи­ва­ют­ся на архео­ло­ги­че­ских участ­ках как слу­чай­ные наход­ки, а не в кла­дах, и это пред­по­ла­га­ет, что если их иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли, то выбра­сы­ва­ли. Кро­ме того, мно­гие пла­ки­ро­ван­ные моне­ты явля­ют­ся гибрида­ми, и даже когда они отче­ка­не­ны офи­ци­аль­ны­ми штем­пе­ля­ми, невер­ное соче­та­ние авер­са и ревер­са ука­зы­ва­ет на то, что штем­пе­ля­ми на монет­ном дво­ре кто-то зло­употре­бил или украл их оттуда. Нако­нец, со вре­мён Неро­на вес и чистота сереб­ря­ных монет в Рим­ской импе­рии вре­мя от вре­ме­ни сни­жа­лись, и в таких обсто­я­тель­ствах вряд ли счи­та­лось бы умест­ным выпус­кать так­же пла­ки­ро­ван­ные моне­ты.

Совре­мен­ные под­дел­ки рим­ских и визан­тий­ских монет обыч­но не пла­ки­ро­ва­ны. Пла­ки­ров­ка (в совре­мен­ных усло­ви­ях — галь­ва­но­по­кры­тие) обыч­но при­ме­ня­ет­ся для ими­та­ций и копий, а не под­де­лок, посколь­ку фаль­ши­во­мо­нет­чи­ков обыч­но не пуга­ет более высо­кая сто­и­мость нуж­но­го метал­ла. Самая рас­про­стра­нён­ная раз­но­вид­ность совре­мен­ной под­дел­ки — это отлив­ка по слеп­ку с под­лин­ной моне­ты. Боль­шин­ство отли­вок лег­ко отли­чить от под­лин­ных монет, так как их поверх­ность выглядит ина­че, и они могут иметь малень­кие отвер­стия, где в про­цес­се литья задер­жал­ся воздух. Кро­ме того, если обе сто­ро­ны моне­ты отли­ты по отдель­но­сти, а затем спа­я­ны друг с дру­гом, на реб­ре моне­ты мож­но раз­ли­чить при­зна­ки соеди­не­ния. Одна­ко неко­то­рые под­дел­ки, изготов­лен­ные с помо­щью литья под дав­ле­ни­ем — про­цес­са, в ходе кото­ро­го металл выдав­ли­ва­ет­ся и таким обра­зом с силой втал­ки­ва­ет­ся в фор­му, очень труд­но раз­об­ла­чить без при­ме­не­ния потен­ци­аль­но раз­ру­ши­тель­ных или повреж­даю­щих мето­дов иссле­до­ва­ния. Неко­то­рые из совре­мен­ных под­де­лок отче­ка­не­ны, и в ряде слу­ча­ев штем­пе­ли для такой чекан­ки выре­за­ны масте­ра­ми, чьё уме­ние спо­соб­но срав­нить­ся с работой антич­ных рез­чи­ков: при­ме­ра­ми таких про­слав­лен­ных фаль­ши­во­мо­нет­чи­ков могут слу­жить Кави­но, Чигои, Хри­сто­ду­лос, Капра­ра и «Женев­ский фаль­ши­во­мо­нет­чик»; есть и мно­гие дру­гие, чьи име­на, конеч­но, нам не извест­ны. Мож­но так­же исполь­зо­вать под­лин­ные антич­ные моне­ты как образ­цы и меха­ни­че­ским спо­со­бом выре­зать штем­пе­ли, кото­рые будут их вос­про­из­во­дить. Такие под­дел­ки чрез­вы­чай­но слож­но выявить: это воз­мож­но лишь в тех слу­ча­ях, когда при­мер­но в одно и то же вре­мя появ­ля­ет­ся мно­же­ство оди­на­ко­вых монет без удо­вле­тво­ри­тель­ных сведе­ний об их про­ис­хож­де­нии, так что они начи­на­ют вызы­вать подо­зре­ния.

Ещё один спо­соб под­дел­ки, прак­ти­ко­вав­ший­ся как в антич­но­сти, так и в новое вре­мя, — это пере­дел­ка под­лин­ной моне­ты в целях её «улуч­ше­ния». Напри­мер, извест­ны сестер­ции Тра­я­на Деция, кото­рые почти сра­зу после выпус­ка были «пере­де­ла­ны» или «обра­бота­ны» так, чтобы на голо­ве импе­ра­то­ра на авер­се появи­лась луче­вая коро­на. Это удва­и­ва­ло дено­ми­на­цию, и моне­ты пре­вра­ща­лись в двой­ные сестер­ции, а посколь­ку вес брон­зо­вых монет в этот пери­од раз­нил­ся, такая дея­тель­ность вполне мог­ла поль­зо­вать­ся успе­хом и при­но­сить при­быль. В каче­стве при­ме­ров совре­мен­ных «изме­нён­ных» под­де­лок мож­но при­ве­сти леги­он­ные дена­рии Мар­ка Анто­ния, кото­рые были обра­бота­ны так, чтобы номер леги­о­на пре­вы­шал XXIII (самый боль­шой из под­лин­ных номе­ров) или импе­ра­тор­ские моне­ты, на авер­сах кото­рых изме­не­ны порт­ре­ты, а на ревер­сах — типы и леген­ды, с целью создать ред­кие или ранее не извест­ные моне­ты.

Выше при­веде­ны при­ме­ры антич­ных и совре­мен­ных под­де­лок, кото­рые явно были созда­ны с целью обма­на и несо­мнен­но были неза­кон­ны­ми. Но в неко­то­рых слу­ча­ях рим­ское пра­ви­тель­ство мог­ло тер­пи­мо отно­сить­ся к непра­во­мер­ным выпус­кам. Этот слу­чай рас­смат­ри­ва­ет­ся отдель­но в ста­тье Под­ра­жа­ния (см. так­же Вар­вар­ские под­ра­жа­ния).

© 1990 г. John Melville Jones. A Dictionary of Ancient Roman Coins. London, SPINK, 2004. P. 75—76.
© 2021 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: Бихаракта • Придворный монетный двор • ДРАХМА • ДАРИК •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Гай Юлий Цезарь
Рим, 46 г. до н.э.
АВЕРС: C. CAESAR — голова с чертами лица Юлия Цезаря (Babelon: Благочестие (Pietas) с чертами Юлия Цезаря), под покрывалом и в лавровом венке, обращенная вправо.
РЕВЕРС: Инвентарь для жертвоприношения: литуус, кувшин с ручкой (capis) и топор.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА