Театр Марцелла (Theatrum Marcelli)
Юлий Цезарь планировал построить театр (Suet. Iul. 44: theatrumque summae magnitudinis Tarpeio monti accubans[1]; Cass. Dio XLIII. 49. 2; LIII. 30. 5) и, чтобы освободить для него место, снёс храм Благочестия (PIETAS, q. v.) на Овощном рынке и другие святилища и частные дома (Plin. NH. VII. 121; Cass. Dio XLIII. 49. 3), но фактически здание построил не он, а Август, который нашёл необходимым за собственный счёт купить дополнительную землю у частных собственников (RGDA. IV. 22). Театр представлял собой мемориал Марцелла и был посвящён от его имени (Cass. Dio, RGDA. locc. citt.; Liv. Epit. 140; Suet. Aug. 29; Plut. Marc. 30). В 17 г. до н. э. строительные работы уже продвинулись так далеко, что празднование Вековых игр частично проводилось в театре (CIL VI. 32323. 157;1 Ephemeris Epigraphica. Vol. 8. 1899. 233), но посвящение театра состоялось только в 13 г. до н. э. (Cass. Dio LIV. 26. 1) или, что менее вероятно, в 11 г. до н. э. (Plin. NH. VIII. 65; ср. Chron. Pasch. a. u. c. 732, ed. Mommsen. I. 218). По этому случаю были проведены великолепные игры (Cass. Dio LIII. 30. 6; LIV. 26. 1; Suet. Aug. 43). Август поместил четыре замечательные мраморные колонны из дома Скавра на Палатине в «регию театра» (regia theatri, Asc. in Scaur. 45), но неясно, имеется ли в виду средняя дверь сцены, как это, вероятно, было в театре Помпея (q. v.), или один из залов по обоим концам сцены (см. ниже)(1). Кроме этого названия, театр именовался также theatrum Marcellianum (Suet. Vesp. 19; Mart. II. 29. 5; CIL VI. 33838a).
Веспасиан реставрировал сцену (Suet. Vesp. 19), которая, вероятно была повреждена, когда вителлианцы штурмовали Капитолий, а Александр Север, как сообщается, собирался вновь его реставрировать (SHA. Alex. Sev. 44), с.514 но больше ничего об этом не известно. Марциал упоминает этот театр вместе с театром Помпея как одни из самых выдающихся зданий в городе (X. 51. 11); здесь частично проводились Вековые игры Севера, так же как и игры Августа (CIL VI. 32328, 33; Ephemeris Epigraphica. Vol. 8. 1899. 271, 285). Он упоминается в различных надписях для указания местоположения (Fast. Allif. Vall. a. d. XVI Kal. Sept., CIL I². 217, 240, Fast. Amit. a. d. XV Kal. Nov., I². P. 245: Iano ad theatrum Marcelli[2]; Fast. Urb. CIL I². 252, 339; VI. 9868: sagarius a theatro Marcelli[3]; 10028; 33838a: coactor a theatro Marcelliano[4]) и мимоходом — у Сервия (Aen. VII. 607)(2); и в «Каталоге районов» (Reg. IX).
Из этого театра были взяты некоторые из травертиновых блоков, использованных для реставрации Цестиева моста в 370 г. н. э.(3), и это может указывать, что к данному времени разрушение здания уже началось, хотя в 421 г. Петроний Максим, префект города, установил в нём статуи, и пьедестал одной из них в IX в. был найден на своём месте составителем Айнзидельнского путеводителя (CIL. VI. 1650). Хюльзен показал(4), что в 998 г. за руинами театра ещё сохранялось название «храм Марцелла» (templum Marcelli), что уже в середине XII в. ими владели Фабии или Фаффи, а в конце XIII в. на смену последним пришли Савелли. С другой стороны, очень сомнительно, чтобы к театру имели какое-то отношение Пьерлеоне. В 1368 г. он перешёл во владение семьи Савелли, а в 1712 г. — во владение Орсини. Сохранившийся до сих пор дворец Орсини был построен Бальдассаре Перуцци по заказу Савелли в начале XVI в. и стоит на сцене и основной части зрительских рядов (cavea) театра(5).
Театр изображён на фрагментах (28, 112) Мраморного плана и расположен на берегу Тибра, на северо-западной стороне Овощного рынка. Сцена обращена к реке, а главная ось проходит с северо-северо-востока на юго-юго-запад. Театр построен в основном из травертина, с сетчатой кладкой (opus reticulatum) в фундаменте и внутренних стенах(6), и покрыт внутри — и, возможно, частично снаружи — лепниной и мрамором. Чуть менее трети полукруглой внешней стены до сих пор сохранилось на улице Театро ди Марчелло. Театр имел три ряда открытых аркад друг над другом. с.515 Между арками нижней аркады стоят полуколонны дорического ордера, а над ними — дорический антаблемент с триглифами и аттик высотой 1,2 м с выступами, образующими базы полуколонн второй ионической аркады. Антаблемент над этими колоннами состоит из архитрава, включающего три выступа с простым фризом и карнизом. Третья аркада с коринфскими пилястрами была полностью разрушена и заменена современной каменной кладкой. Тринадцать столбов шириной 3 м и толщиной 2 м с полуколоннами до сих пор стоят и до недавнего времени были утоплены в землю примерно на треть своей высоты. Прямо за этими столбами находилась галерея, окружавшая зрительские места, от которой по радиальным линиям ответвлялись стены, поддерживавшие ярусы сидений. Конструкция стен, зрительских рядов и т. д., а также внешней стены очень напоминает театр Помпея и находит впоследствии развитие в Колизее. Сегодня аркады, галереи и камеры за открытыми стенами расчищены. Диаметр театра составлял около 150 м, длина сцены — 80—
Согласно «Нотиции», этот театр имел 20500 loca, и если толковать эту цифру, как суммарную длину зрительских рядов в футах, как сегодня принято, то он должен был вмещать 10—
В дополнение к процитированной литературе см., в целом:
Pernier L. A proposito di alcuni lavori eseguiti recentemente nell’interno del Teatro di Marcello // BCAR. An. 29. 1901. P. 65—
Hülsen Ch. Topographie der Stadt Rom in Altertum. Bd. 1. 3. Berlin, 1906. S. 515—
Lanciani R. The Ruins and Excavations of Ancient Rome. London; New York, 1898. P. 493—
D’Espouy H. Monuments Antiques. Vol. 1. Paris, 1906. P. 36—
Anderson
Lugli G. La zona archeologica di Roma. Roma, 1925. P. 231—
Marchetti-Longhi G. Il teatro di Marcello // Capitolium. Vol. 1. 9. 1925—
Fidenzoni P. La liberazione del teatro di Marcello e lo scoprimento di una casetta medioevale // Capitolium. Vol. 2. 1926—
Рис. 48. Театр Марцелла. Источник: гравюра Ало Джованноли, 1615 г. |
ПРИМЕЧАНИЯ
2 См. также Hülsen Ch. Di tre chiese medievali della Madonna nel rione Ripa // BCAR. 1925. An. 53. P. 64.
3 На этот рисунок ссылается Хюльзен (loc. cit.), но по сути никакого плана на нём почти нет. План театра воспроизвёл Серлио (Serlio S. Il terzo libro d’architettura. Venetia, 1551. P. 57) по утраченному, видимо, рисунку, а сечения Перуцци до сих пор сохранились (Уффици, инв. № 603, 604 = Bartoli A. Op. cit. P. 171, 170). Перньер теперь приписывает рисунок из Уффици, инв. № 626, Бальдассаре Перуцци и полагает, что это план, который считался утраченным — в противовес мнению Ферри и других исследователей, по мнению которых рисунок принадлежит Дж. Б. да Сангалло См. Pernier L. Studi sul Teatro di Marcello // BCAR. An. 55. 1927. P. 5—