С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

Театр Мар­цел­ла (Theat­rum Mar­cel­li)


Юлий Цезарь пла­ни­ро­вал постро­ить театр (Suet. Iul. 44: theat­rum­que sum­mae mag­ni­tu­di­nis Tar­peio mon­ti ac­cu­bans[1]; Cass. Dio XLIII. 49. 2; LIII. 30. 5) и, чтобы осво­бо­дить для него место, снёс храм Бла­го­че­стия (PIE­TAS, q. v.) на Овощ­ном рын­ке и дру­гие свя­ти­ли­ща и част­ные дома (Plin. NH. VII. 121; Cass. Dio XLIII. 49. 3), но фак­ти­че­ски зда­ние постро­ил не он, а Август, кото­рый нашёл необ­хо­ди­мым за соб­ст­вен­ный счёт купить допол­ни­тель­ную зем­лю у част­ных соб­ст­вен­ни­ков (RGDA. IV. 22). Театр пред­став­лял собой мемо­ри­ал Мар­цел­ла и был посвя­щён от его име­ни (Cass. Dio, RGDA. locc. citt.; Liv. Epit. 140; Suet. Aug. 29; Plut. Marc. 30). В 17 г. до н. э. стро­и­тель­ные работы уже про­дви­ну­лись так дале­ко, что празд­но­ва­ние Веко­вых игр частич­но про­во­ди­лось в теат­ре (CIL VI. 32323. 157;1 Ephe­me­ris Epi­gra­phi­ca. Vol. 8. 1899. 233), но посвя­ще­ние теат­ра состо­я­лось толь­ко в 13 г. до н. э. (Cass. Dio LIV. 26. 1) или, что менее веро­ят­но, в 11 г. до н. э. (Plin. NH. VIII. 65; ср. Chron. Pa­sch. a. u. c. 732, ed. Mom­msen. I. 218). По это­му слу­чаю были про­веде­ны вели­ко­леп­ные игры (Cass. Dio LIII. 30. 6; LIV. 26. 1; Suet. Aug. 43). Август поме­стил четы­ре заме­ча­тель­ные мра­мор­ные колон­ны из дома Скав­ра на Пала­тине в «регию теат­ра» (re­gia theat­ri, Asc. in Scaur. 45), но неяс­но, име­ет­ся ли в виду сред­няя дверь сце­ны, как это, веро­ят­но, было в теат­ре Пом­пея (q. v.), или один из залов по обо­им кон­цам сце­ны (см. ниже)(1). Кро­ме это­го назва­ния, театр име­но­вал­ся так­же theat­rum Mar­cel­lia­num (Suet. Vesp. 19; Mart. II. 29. 5; CIL VI. 33838a).

Вес­па­си­ан реста­ври­ро­вал сце­ну (Suet. Vesp. 19), кото­рая, веро­ят­но была повреж­де­на, когда вител­ли­ан­цы штур­мо­ва­ли Капи­то­лий, а Алек­сандр Север, как сооб­ща­ет­ся, соби­рал­ся вновь его реста­ври­ро­вать (SHA. Alex. Sev. 44), с.514 но боль­ше ниче­го об этом не извест­но. Мар­ци­ал упо­ми­на­ет этот театр вме­сте с теат­ром Пом­пея как одни из самых выдаю­щих­ся зда­ний в горо­де (X. 51. 11); здесь частич­но про­во­ди­лись Веко­вые игры Севе­ра, так же как и игры Авгу­ста (CIL VI. 32328, 33; Ephe­me­ris Epi­gra­phi­ca. Vol. 8. 1899. 271, 285). Он упо­ми­на­ет­ся в раз­лич­ных над­пи­сях для ука­за­ния место­по­ло­же­ния (Fast. Al­lif. Vall. a. d. XVI Kal. Sept., CIL I². 217, 240, Fast. Amit. a. d. XV Kal. Nov., I². P. 245: Iano ad theat­rum Mar­cel­li[2]; Fast. Urb. CIL I². 252, 339; VI. 9868: sa­ga­rius a theat­ro Mar­cel­li[3]; 10028; 33838a: coac­tor a theat­ro Mar­cel­lia­no[4]) и мимо­хо­дом — у Сер­вия (Aen. VII. 607)(2); и в «Ката­ло­ге рай­о­нов» (Reg. IX).

Из это­го теат­ра были взя­ты неко­то­рые из тра­вер­ти­но­вых бло­ков, исполь­зо­ван­ных для рестав­ра­ции Цести­е­ва моста в 370 г. н. э.(3), и это может ука­зы­вать, что к дан­но­му вре­ме­ни раз­ру­ше­ние зда­ния уже нача­лось, хотя в 421 г. Пет­ро­ний Мак­сим, пре­фект горо­да, уста­но­вил в нём ста­туи, и пьеде­стал одной из них в IX в. был най­ден на сво­ём месте соста­ви­те­лем Айн­зидельн­ско­го путе­во­ди­те­ля (CIL. VI. 1650). Хюль­зен пока­зал(4), что в 998 г. за руи­на­ми теат­ра ещё сохра­ня­лось назва­ние «храм Мар­цел­ла» (templum Mar­cel­li), что уже в середине XII в. ими вла­де­ли Фабии или Фаф­фи, а в кон­це XIII в. на сме­ну послед­ним при­шли Савел­ли. С дру­гой сто­ро­ны, очень сомни­тель­но, чтобы к теат­ру име­ли какое-то отно­ше­ние Пьер­леоне. В 1368 г. он пере­шёл во вла­де­ние семьи Савел­ли, а в 1712 г. — во вла­де­ние Орси­ни. Сохра­нив­ший­ся до сих пор дво­рец Орси­ни был постро­ен Баль­дас­са­ре Перуц­ци по зака­зу Савел­ли в нача­ле XVI в. и сто­ит на сцене и основ­ной части зри­тель­ских рядов (ca­vea) теат­ра(5).

Театр изо­бра­жён на фраг­мен­тах (28, 112) Мра­мор­но­го пла­на и рас­по­ло­жен на бере­гу Тиб­ра, на севе­ро-запад­ной сто­роне Овощ­но­го рын­ка. Сце­на обра­ще­на к реке, а глав­ная ось про­хо­дит с севе­ро-севе­ро-восто­ка на юго-юго-запад. Театр постро­ен в основ­ном из тра­вер­ти­на, с сет­ча­той клад­кой (opus re­ti­cu­la­tum) в фун­да­мен­те и внут­рен­них сте­нах(6), и покрыт внут­ри — и, воз­мож­но, частич­но сна­ру­жи — леп­ни­ной и мра­мо­ром. Чуть менее тре­ти полу­круг­лой внеш­ней сте­ны до сих пор сохра­ни­лось на ули­це Теат­ро ди Мар­чел­ло. Театр имел три ряда откры­тых аркад друг над дру­гом. с.515 Меж­ду арка­ми ниж­ней арка­ды сто­ят полу­ко­лон­ны дори­че­ско­го орде­ра, а над ними — дори­че­ский антаб­ле­мент с три­гли­фа­ми и аттик высотой 1,2 м с высту­па­ми, обра­зу­ю­щи­ми базы полу­ко­лонн вто­рой иони­че­ской арка­ды. Антаб­ле­мент над эти­ми колон­на­ми состо­ит из архит­ра­ва, вклю­чаю­ще­го три высту­па с про­стым фри­зом и кар­ни­зом. Третья арка­да с коринф­ски­ми пиляст­ра­ми была пол­но­стью раз­ру­ше­на и заме­не­на совре­мен­ной камен­ной клад­кой. Три­на­дцать стол­бов шири­ной 3 м и тол­щи­ной 2 м с полу­ко­лон­на­ми до сих пор сто­ят и до недав­не­го вре­ме­ни были утоп­ле­ны в зем­лю при­мер­но на треть сво­ей высоты. Пря­мо за эти­ми стол­ба­ми нахо­ди­лась гале­рея, окру­жав­шая зри­тель­ские места, от кото­рой по ради­аль­ным лини­ям ответв­ля­лись сте­ны, под­дер­жи­вав­шие яру­сы сиде­ний. Кон­струк­ция стен, зри­тель­ских рядов и т. д., а так­же внеш­ней сте­ны очень напо­ми­на­ет театр Пом­пея и нахо­дит впо­след­ст­вии раз­ви­тие в Коли­зее. Сего­дня арка­ды, гале­реи и каме­ры за откры­ты­ми сте­на­ми рас­чи­ще­ны. Диа­метр теат­ра состав­лял око­ло 150 м, дли­на сце­ны — 80—90 м, глу­би­на — 20 м, а по обо­им кон­цам сце­ны рас­по­ла­га­лись апсидаль­ные залы раз­ме­ром при­мер­но 25 на 25 м, один из кото­рых мог быть реги­ей (см. выше).

Соглас­но «Ноти­ции», этот театр имел 20500 lo­ca, и если тол­ко­вать эту циф­ру, как сум­мар­ную дли­ну зри­тель­ских рядов в футах, как сего­дня при­ня­то, то он дол­жен был вме­щать 10—14 тыс. зри­те­лей(7), но такие оцен­ки вме­сти­мо­сти вызы­ва­ют боль­шие сомне­ния.


В допол­не­ние к про­ци­ти­ро­ван­ной лите­ра­ту­ре см., в целом:

Per­nier L. A pro­po­si­to di al­cu­ni la­vo­ri ese­gui­ti re­cen­te­men­te nell’in­ter­no del Teat­ro di Mar­cel­lo // BCAR. An. 29. 1901. P. 65—70;

Hül­sen Ch. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. 3. Ber­lin, 1906. S. 515—519;

Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 493—495;

D’Es­pouy H. Mo­nu­ments An­ti­ques. Vol. 1. Pa­ris, 1906. P. 36—38;

An­der­son W. J., Spiers R. P., Ashby T. The Ar­chi­tec­tu­re of An­cient Ro­me. Lon­don, 1927. P. 88;

Lug­li G. La zo­na ar­cheo­lo­gi­ca di Ro­ma. Ro­ma, 1925. P. 231—236;

Mar­chet­ti-Longhi G. Il teat­ro di Mar­cel­lo // Ca­pi­to­lium. Vol. 1. 9. 1925—1926. P. 529—534;

Fi­den­zo­ni P. La li­be­ra­zio­ne del teat­ro di Mar­cel­lo e lo scop­ri­men­to di una ca­set­ta me­dioe­va­le // Ca­pi­to­lium. Vol. 2. 1926—1927. P. 594—600).

Рис. 48. Театр Мар­цел­ла. Источ­ник: гра­вю­ра Ало Джо­ван­но­ли, 1615 г.

См. также:
ТЕАТР МАРЦЕЛЛА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
ТЕАТР МАРЦЕЛЛА (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Здесь он назван theat­rum [quod est] in cir­co Fla­mi­nio[5].

    2 См. так­же Hül­sen Ch. Di tre chie­se me­die­va­li del­la Ma­don­na nel rio­ne Ri­pa // BCAR. 1925. An. 53. P. 64.

    3 На этот рису­нок ссы­ла­ет­ся Хюль­зен (loc. cit.), но по сути ника­ко­го пла­на на нём почти нет. План теат­ра вос­про­из­вёл Сер­лио (Ser­lio S. Il ter­zo lib­ro d’ar­chi­tet­tu­ra. Ve­ne­tia, 1551. P. 57) по утра­чен­но­му, види­мо, рисун­ку, а сече­ния Перуц­ци до сих пор сохра­ни­лись (Уффи­ци, инв. № 603, 604 = Bar­to­li A. Op. cit. P. 171, 170). Пер­ньер теперь при­пи­сы­ва­ет рису­нок из Уффи­ци, инв. № 626, Баль­дас­са­ре Перуц­ци и пола­га­ет, что это план, кото­рый счи­тал­ся утра­чен­ным — в про­ти­во­вес мне­нию Ферри и дру­гих иссле­до­ва­те­лей, по мне­нию кото­рых рису­нок при­над­ле­жит Дж. Б. да Сан­гал­ло См. Per­nier L. Stu­di sul Teat­ro di Mar­cel­lo // BCAR. An. 55. 1927. P. 5—40; ср. San­gal­lo, Ms Bar­be­ri­ni Lat. 4424 d, текст, с. 4, 5, 77). [Серым цве­том выде­ле­но допол­не­ние к ста­тье со с. 608. — Прим. ред. сай­та.]

  • (1)Lan­cia­ni R. The Ruins and Ex­ca­va­tions of An­cient Ro­me. Lon­don; New York, 1898. P. 498; Per­nier L. A pro­po­si­to di al­cu­ni la­vo­ri ese­gui­ti re­cen­te­men­te nell’in­ter­no del Teat­ro di Mar­cel­lo // BCAR. An. 29. 1901. P. 56.
  • (2)Jor­dan H. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. 2. Ber­lin, 1885. S. 347.
  • (3)Fio­rel­li G. Re­gio­ne I (La­tium et Cam­pa­nia) // NSA. 1886. P. 159.
  • (4)Hül­sen Ch. Sul­le vi­cen­de del teat­ro di Mar­cel­lo nel Me­dio Evo // RPAA. Vol. 1. 1921—1922. P. 169—174; Hül­sen Ch. Le Chie­se di Ro­ma. Fi­ren­ze, 1927. P. 226 (Сан­та-Чечи­лия-де-Мон­те-Фаф­фо, ср. P. 3372).
  • (5)Per­nier L. Op. cit. P. 52—70; Mar­chet­ti M. Un ma­noscrit­to ine­di­to ri­guar­dan­te la to­pog­ra­fia di Ro­ma // BCAR. 1914. An. 42. P. 109; Lo­va­tel­li E. C. Pas­seg­gia­te nel­la Ro­ma an­ti­ca. Ro­ma, 1909. P. 53—88; Lan­cia­ni R. Sto­ria deg­li Sca­vi di Ro­ma. Vol. 3. Ro­ma, 1907. P. 7—8; рисун­ки XV в. и позд­нее с изо­бра­же­ни­ем руин см. в про­ци­ти­ро­ван­ной выше лите­ра­ту­ре; Ashby T. Six­teenth-Cen­tu­ry Drawings of Ro­man Buil­dings: Attri­bu­ted to Andreas Co­ner // PBSR. Vol. 2. 1904. P. 90 и ука­за­тель ко вклей­кам; Vol. 6. 5. 1913. P. 200; To­po­gra­phi­cal Stu­dy in Ro­me in 1581; a se­ries of views by Etien­ne Du Pe­rac / Ed. T. Ashby. Lon­don, 1916. P. 134—136; см. так­же илл. 48; Hül­sen Ch. To­po­gra­phie der Stadt Rom in Al­ter­tum. Bd. 1. 3. Ber­lin, 1906. S. 517, Anm. 29, 30; рекон­струк­цию см.: Ca­ni­na L. Gli edi­fizj di Ro­ma an­ti­ca. Vol. 4. Ro­ma, 1851. Tav. 159—163; надёж­ный план, состав­лен­ный Перуц­ци (хра­нит­ся в Уффи­ци, инв. № 478, 6313), см. в кни­ге: Bar­to­li A. I mo­nu­men­ti an­ti­chi di Ro­ma nei di­seg­ni deg­li Uf­fi­zi di Fi­ren­ze. Vol. 2. Ro­ma, 1915. Tav. 185).
  • (6)van De­man E. B. Methods of De­ter­mi­ning the Da­te of Ro­man Concre­te Mo­nu­ments // AJA. Vol. 16. 3. 1912. P. 393.
  • (7)Hül­sen Ch. Il pos­to deg­li Ar­va­li nel Co­los­seo e la ca­pa­ci­tà dei teat­ri di Ro­ma an­ti­ca // BCAR. An. 22. 1894. P. 320.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]На склоне Тар­пей­ской ска­лы… вели­чай­ший театр (пер. М. Л. Гас­па­ро­ва).
  • [2]Яну­су у теат­ра Мар­цел­ла.
  • [3]Про­да­вец пла­щей у теат­ра Мар­цел­ла.
  • [4]Сбор­щик денег у Мар­цел­ло­ва теат­ра.
  • [5]Театр, [кото­рый нахо­дит­ся] во Фла­ми­ни­е­вом цир­ке.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Theatrum Marcelli, с. 513—515.
    © 2022 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена • Храм Юпитера Защитника • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла и храм Аполлона Целителя (Аполлона Сосиана).
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла.
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла.
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла.
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла.
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла.
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла.
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Театр Марцелла.
    13 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
    Рим.
    13—11 гг. до н. э.
    Рим, Музей Римской культуры.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
    Рим.
    13—11 гг. до н. э.
    Рим, Музей Римской культуры.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА