Театр Марцелла (Theatrum Marcelli, рис. 17, 81): второй в Риме каменный театр, возведённый почти сразу после театра Помпея; его строительство начал Юлий Цезарь, который расчистил участок для его строительство, снеся храм Благочестия (см. Pietas, Aedes), за что его осуждали, и множество других святилищ и зданий. Утверждалось, что Цезарь сжёг статую богини Благочестия и присвоил крупные клады, найденные при сносе постройки (Cass. Dio XLIII. 49. 3). Светоний (Iul. 44) говорит о проекте, предусматривающем строительство огромного театра «на склоне Тарпейской скалы» (Tarpeio Monti accubans), но в итоге построенный театр стоял обособленно и был лишь немногим больше театра Помпея. Согласно каталогам районов, его вместимость составляла 20500 loca, что, по современным оценкам, составляет около 13 тыс. зрителей; для сравнения, театр Помпея имел 17580 loca.
Считалось, что фундамент театра заложил Цезарь, но согласно Августу (RGDA. 21), приобретённого Цезарем участка оказалось недостаточно, и ему самому пришлось купить существенно больше земли у частных собственников. Несомненно, именно Август был главным строителем этого здания, возведение которого потребовало длительного времени. Представляется сомнительным, что реальное строительство началось при жизни Марцелла, но после его смерти в 23 г. до н. э. театр несомненно возводился как мемориал Марцелла и никогда не имел никакого другого названия (Cass. Dio XLIII. 49. 2—
Мы практически ничего не знаем о зрелищах, проводившихся в театре Марцелла. Веспасиан восстановил театр (Suet. Vesp. 19. 1), а Александр Север, как сообщается, собирался снова его реставрировать (SHA. Alex. Sev. 44. 7). Он использовался для проведения некоторых церемоний Вековых игр при Септимии Севере (CIL. VI. 32328. 33). Он часто упоминается для указания места (ср., напр., «Янус у театра Марцелла», Ianus ad Theatrum Marcelli).
Хотя в 370 г. Авианий Симмах забрал из театра камни для ремонта Цестиева моста(1), театр продолжал использоваться, и в 421 г. Петроний Максим, префект города, воздвиг там статуи (CIL. VI. 1660). В VIII в. руины театра посетил составитель Айнзидельнского путеводителя. В XII в. театр перешёл во владение Фабиев или Фаффи, превративших его в крепость, и стал называться Монте Фаффо(2). Затем в 1368 г. он перешёл во владение влиятельной семьи Савелли и до сих пор широко известен под названием Монте Савелло. В начале XVI в. Савелли заказали великому архитектору Бальдассаре Перуцци строительство великолепного дворца на фундаменте из руин. В 1712 г. этот дворец перешёл к Орсини, которые продолжили его украшать. Однако в нижних аркадах по-прежнему располагался лабиринт из убогих лавок и жилищ, восходящий к Средним векам, и в нём обитало с.382 довольно много людей до 1926 г., когда губернаторство очистило и реставрировало аркады зрительских рядов в рамках грандиозного плана сооружения дороги дель-Маре. Тогда обнаружилось, что эти аркады погребены под четырёхметровым слоем мусора, особенно ила и песка, принесённых частыми разливами Тибра. В то время исследования внутренней части театра могли проводиться лишь в очень узких рамках и почти не затронули ни сцену, ни помещения за ней.
Значительная часть зрительских рядов изображена на фрагментах Мраморного плана(3) между Овощным рынком и Фабрициевым мостом, но эти фрагменты скорее загадочны, чем информативны. Схема опорных сооружений для зрительских рядов включает радиальные коридоры и лестницы, по которым зрителям было удобно проходить на свои места, кольцевой коридор вдоль внешней окружности каждого из двух нижних этажей и соответствующие кольцевые коридоры в середине этажа сразу за сиденьями и между кольцевыми оградами. Нижняя аркада украшена полуколоннами тосканского ордера и дорическим фризом под карнизом с зубчатым орнаментом, аркада второго этажа — ионическими колоннами без каннелюр. Третий этаж, вероятно, был глухим, с коринфскими колоннами и квадратными окнами, расположенными в каждом втором пролёте. От него осталось лишь несколько коринфских капителей, но глухой этаж был необходим для поддержки мачт, на которых крепились навесы. Дизайн сохранившейся части здания очень напоминает Колизей, и ясно, что архитекторы, строившие Колизей, внимательно изучили театр Марцелла. Согласно современным реконструкциям, зрительские ряды делились на три главные зоны; имелась также дополнительная зона с более широкими ступеньками, предназначенная для сенаторов и расположенная вдоль орхестры, а также колоннада наверху, где сидели наименее привилегированные зрители.
Больше всего неясностей связано с планировкой сцены и пристроек к ней. Сцена, изображённая на Мраморном плане, состоит из узких и простых подмостков и сценического здания примерно такой же глубины, но в ширину выступающего по обе стороны подмостков; с обратной стороны к нему примыкает колоннада, выходящая во двор между симметричными залами справа и слева от него; планировка этих залов напоминает базилику — каждый разделён рядами колонн на три нефа, но со стороны сценического здания имеет широкий проход в просторный вестибюль, а с противоположного конца закруглён. Они весьма загадочны, и трудно понять, как были устроены их крыши. Столь же загадочна и пара маленьких квадратных сооружений во дворе, похожих на святилища (sacella): они примыкают к главной оси комплекса, а перед каждым изображён меньший квадрат, похожий на алтарь; позади их замыкает большой полукруг, который может быть просто террасой, выходящей на реку. Ввиду того, что близкое соседство храма Аполлона Сосиана избавляло от необходимости дополнительно строить театральный храм, а портик Октавии прекрасно мог служить театральным портиком, объяснить смысл этого обширного комплекса, по размеру сопоставимого со зрительскими рядами, становится особенно сложно и важно. Архитекторы, рассматривающие эту проблему, единогласно приходят к выводу, что сценическое здание должно было быть более изысканным и наделяют его нишами и колоннами, подобно другим сценическим зданиям. Но эти украшения нигде не засвидетельствованы, тогда как сцена театра Помпея, тоже изображённая на Мраморном плане, выглядит весьма сложной и изобилующей деталями. Скорее следует задаться вопросом, какого рода представления проводились в театре Марцелла. Сообщается, что после смерти Марцелла Август приказал во время Римских игр принести в театр Марцелла золотую статую своего племянника и курульное кресло и установить их рядом с местами магистратов, проводивших игры (Cass. Dio LIII. 30. 6). А представления, устроенные по случаю посвящения театра, включали Троянские игры (Lusus Troiae) и звериные травли (venatio) с участием шестисот диких зверей, доставленных из Африки. Если сценические представления (ludi scaenici) были традиционной частью Римских игр с древних времён, то цирковые игры (ludi circenses) вызывали большой интерес и внимание. Некоторые из них — различные состязания и представления, такие как Троянские игры, — можно было провести лишь в цирке или на стадионе, но другие, такие как звериные травли, можно было устроить в различных местах, и, вероятно, даже лучше, чем в цирке. Первый амфитеатр в Риме был построен в 53 г. до н. э., примерно тогда же, когда и театр Помпея, для чего два театра были повёрнуты лицом друг к другу (Plin. HN. XXXVI. 116—
Главная ось комплекса проходит с северо-северо-востока на юго-юго-запад, сцена обращена к реке. Снаружи он целиком построен из травертина, а внутри — из крупных туфовых блоков и бетонных сводов, перегородки облицованы сетчатой кладкой. Некоторые стены вокруг орхестры облицованы кирпичом, что, видимо, защищало их от сырости. В ходе проведённой недавно реставрации в сводах были также обнаружены фрагменты прекрасной лепнины.
Lugli G. Roma antica: II centro monumentale. Roma, 1946. P. 568—
Nash E. Pictorial Dictionary of Ancient Rome. 2d ed. London, 1968. Vol. 2. P. 418—
Fidenzoni P. Il teatro di Marcello. Roma, 1970;
Ciancio Rossetto P. Le maschere del Teatro di Marcello // BCAR. An. 88. 1982—
Рис. 81. Театр Марцелла. Восстановленный план. |
ПРИМЕЧАНИЯ