Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)
Воспитание.
1. Ребенок до семилетнего возраста.
В Греции существовало две системы воспитания: спартанская и афинская.
Спартанцы не пеленали детей в свивальники; они приучали их к переменам погоды, мыли их холодной водой и одевали легко даже зимой. Афиняне пользовались более нежными приемами. Им ставили в упрек, что они воспитывали свое молодое поколение, как теперь говорится, в вате. Однако, даже в Афинах были сторонники спартанского воспитания — лакономаны. Было в обычае брать кормилиц из местностей, жители которых отличались хорошим здоровьем, например, из Фессалии, Пелопоннеса. Но строгие люди очень порицали этот эгоистический способ воспитания, благодаря которому ребенок отрывался от матери и передавался в наемные руки. Философы проповедовали необходимость кормления грудных детей матерьми и стыдили молодых женщин за их непозволительное кокетство, за их лень; но, по-видимому, большинство женщин было глухо к наставлениям философов.
(Pottier, в Temps, от 21 декабря 1889 г.).
Девушки, качающиеся на доске (рис. на вазе). |
Мальчик дразнит собаку (рис. на вазе). |
Мальчик, едущий на собаках (рис. на вазе). |
Лет до шести или семи ребенок был всецело поглощен играми. Рисунки на вазах дают нам возможность ознакомиться с любопытными подробностями. «Мы видим там бегущих мальчуганов, которые тащат за собой небольшую двухколесную тележку. Маленький мальчуган, лет около трех, сидя на земле, по-видимому, чрезвычайно поглощен окапыванием веточки какого-то растения, которая кажется ему, несомненно, плодовым деревом. Другой, менее благоразумный ребенок, влекомый инстинктами лакомки, ползет на четвереньках к столу, уставленному яствами и пирожными, и готов стащить закуску своего рассеянного товарища. В этих забавах нередко участвуют животные: то запрягают в маленькую повозку послушную собачонку, и дети заранее охвачены волнениями, какие люди испытывают при состязаниях на ристалищах, где кто-нибудь из их взрослых братьев получил приз. За неимением лошади дети хватают ни в чем неповинную с.68 утку и стараются оседлать ее, чтобы приспособить к верховой езде. На одной вазе нарисован мальчишка, со всех ног спасающийся от собаки, которая, оскалив зубы, вот-вот догонит его и схватит пирог, находящийся в руке у беглеца. Тележка, запряженная козами, также была детским развлечением в Афинах».
(Pottier. L’Artiste, 1890, т. I, стр. 107).
2. Отсутствие правительственной школы в Афинах.
В Афинах не было государственной организации школьного дела. Там господствовала полная свобода обучения, которое велось обыкновенными частными лицами в частных помещениях. Но относительно обязательности обучения существовали законодательные постановления. Закон, например, принуждал родителей давать детям образование; впрочем, уже с ранних времен национальные нравы, естественная наклонность афинского народа к умственному развитию сделали это предписание почти бесполезным; оно предохраняло только от полного невежества тех детей, которым бедность не давала возможности продолжать школьную жизнь, так как надо признать, что если в V и IV веках в Аттике было мало неграмотных, то граждане ее обладали далеко не одинаковым умственным развитием. Впрочем, никакой программы народного образования, установленной законодателем, не существовало; последний довольствовался указанием самых общих рамок, предоставляя учителям наполнять их содержанием по своему усмотрению. Не было и постановлений народного собрания, которые вмешивали бы народ в дело воспитания; школьные законы, которые известны нам наилучшим образом, представляют собой старинные полицейские постановления, назначение которых было создать в школах скромность и благопристойность поведения учащихся. На должностных лицах, носивших название софронистов, лежала обязанность надзирать за соблюдением приличий во всех собраниях молодежи. Софронисты с.69 были подчинены Ареопагу, до половины V века пользовавшемуся на юношество нравственным влиянием, которое вытекало из принадлежащей ему цензорской власти. Отнял эту власть у Ареопага Эфиальт1; в IV веке ее возвращают ареопагу, который затем опять утрачивает ее и возвращает снова лишь в эпоху римского владычества2. К концу того же века мы видим, что в воспитание детей вмешиваются стратеги. (По Girard, l’Education athénienne, стр. 59—
Однако свобода преподавания не предполагала свободы распространения каких угодно учений. Учитель не должен был забывать, что в его руках находились будущие граждане, и он не имел права направлять их ум по своему произволу. Он был обязан развивать в них не только любовь к отечеству, но и любовь к национальным учреждениям. Учитель, проповедующий при господстве демократического строя презрение к демократии, подвергался преследованию. Сократ не имел, собственно говоря, школы и распространял свои идеи путем бесед. Однако он был обвинен в развращении юношества, т. е. во внушении ему вражды к основам установленного правительственного строя, и за это был присужден к смерти.
3. Правительственная школа в Теосе и в других местах.
Одна теосская надпись указывает нам, что в III веке до Р. Х. в этом городе были правительственные учителя. Один человек, по имени Политрой, пожертвовал своим согражданам
Этот пример не единственный в Греции. Находятся следы общественной организации школы в Дельфах во II веке до Р. Х. и в городах Южной Италии в более раннюю эпоху.
(Dittenberger. Sylloge inscriptionum graecarum, 349. Girard. L’Education athénienne, стр. 20).
4. Литературное и музыкальное образование.
Афинское образование в V веке заключалось в прохождении трех групп предметов: словесных наук, музыки и гимнастики. Первые преподавал грамматист, вторые — китарист, третьи — педотриб.
По-видимому, ребенок от семи до двенадцати или четырнадцати лет делил свое время между занятиями словесными науками и музыкой, а с четырнадцати лет занимался главным образом гимнастикой, не отказываясь из-за этого и от умственной жизни.
Первоначальные сведения, приобретаемые им, состояли, как и повсюду, из чтения, письма и первоначального счета. Затем учитель заставлял ученика читать в школе стихи, взятые у лучших поэтов, и учить на память стихотворения, наполненные полезными советами или заключавшие поучительные повествования, восхваления великодушных с.71 людей, которые когда-нибудь совершили великие и благородные поступки. Это являлось средством не литературного, а нравственного развития. Затем следовало чтение отрывков из эпических (главным образом Гомера), лирических и трагических поэтов. Эти уроки совершенно не похожи были на те, которые задаются учителем современной школы в классе и выучиваются детьми дома.
Сцены из жизни греческой школы. |
Чтобы запечатлеть какой-нибудь текст в памяти учеников, учитель произносил его перед ними по частям, с.72 а они повторяли слышанное стих за стихом или фразу за фразой. Это была как бы диктовка, но предназначенная не для записывания. Ученики подходили к учителю один за другим или все вместе и отвечали ему урок до тех пор, пока не заучивали его вполне твердо.
Большую роль в воспитании играла музыка, которой обучали китаристы. Единственными употреблявшимися в Греции инструментами были цитра, или лира, и флейта. Рисунки на вазах дают нам понятие о применявшихся тогда способах обучения. Сначала учитель исполнял какую-нибудь арию, а ученики повторяли ее вслед за ним. Дети распевали также произведения лучших лириков с аккомпанементом лиры или без него. Греки приписывали музыке способность оказывать особое влияние. Платон утверждает, например, что это искусство внушает человеку стремление к добродетели, а Дамон3 провозглашал, как основное правило, что нельзя изменять музыкальные правила без потрясения государства.
Но в глазах громадного большинства греков музыка преследовала только одну цель — быть украшением человека. Молодой афинянин изучал ее потому, что эти уроки были естественным дополнением его учебных занятий, и потому, что человек благородного происхождения должен для развлечения уметь играть на лире. Но музыка играла роль не только искусства для удовольствия: благородство ее мерных звуков и неразрывно соединенная с нею поэзия возвышала сердца и освобождала их от мелочных побуждений.
(По Girard, l’Education athénienne, 2 ч., кн. I, гл. 2 и 3).
5. Гимнастика.
Гимнастика становилась для юноши-грека предметом серьезных занятий только с четырнадцатилетнего возраста. Главными упражнениями, которым мальчиков с.73 обучал педотриб, были борьба, бег, прыганье, метанье диска и дротика.
Самым старинным и наиболее почитаемым упражнением была борьба, потому что она требовала одновременно и силы, и ловкости, и присутствия духа, а кроме того она приводила в действие все мускулы. Борьба происходила в грязи или в пыли. Грязь увеличивала ее трудность: она препятствовала сохранению равновесия; а так как противники катались в ней друг на друге, то тело их, уже скользкое от масла, которым их мазали, и струившегося пота, было почти невозможно схватить и удержать.
Пыль, наоборот, прилипая к телу, облегчала борьбу; ее умышленно подымали облаками, которые осаживались на противника и позволяли схватить его так крепко, что он не мог выскользнуть. Этот мелкий, прилипающий к телу песок предохранял также от простуды: закрывая поры, он защищал борца от порывов резкого ветра, который делал иногда климат Аттики таким суровым. Бывало, что по окончании борьбы борцы еще раз катались в этой благодетельной пыли, чтобы осушить свои тела; затем они очищались с помощью банной скребницы4, мылись в бассейне и, конечно, снова натирались маслом, чтобы придать суставам всю их гибкость.
Целью борцов было положить своего противника на спину таким образом, чтобы он коснулся земли обеими лопатками. Чтобы считаться победителем, надо было трижды достигнуть того же результата.
с.74 |
Вооружение эфеба. |
Борьба, следовательно, состояла в том, чтобы повалить на землю, не нанося ударов. Отсюда — различные хитрости и настоящее искусство, малейшие оттенки которого греческий язык умел передать. Два главных вида этого состязания состояли в борьбе, при которой или держались на ногах, или катались по земле. В первой старались повалить своего противника, сами оставаясь на ногах; во второй, часто предшествовавшей первой, оба борца, переплетаясь телами с.75 на земле, пытались положить друг друга на лопатки: благодаря этому борцы вертелись и катались по земле, внезапно переменяя положение, и то один, то другой из них находился наверху до того момента, когда более сильный или более ловкий не притискивал своего товарища к земле и не заставлял его признать себя побежденным.
Бег был также одним из самых старинных упражнений: он укреплял мускулы ног и легкие. Для увеличения трудности его, состязающихся заставляли бежать по песку. Было несколько видов бега: простой бег, когда пробегалась одна стадия (185 метров); двойной бег, или дол, когда требовалось пробежать стадий и возвратиться к пункту отправления; гиппический бег, когда надо было сделать тот же пробег, что лошадь на ипподроме, т. е. когда от пункта отправления до конечного пункта и обратно пробегали дважды, а это составляло четыре стадии. Наконец, большой бег, или долихон, при котором расстояние пробега было различным и достигало иногда двадцати четырех стадий (3840 метров). Когда расстояние пробега было невелико, более всего ценилась скорость; при больших расстояниях быстроте бега предпочитали уменье сохранять все время одинаковый шаг и искусно сберегать силы. По-видимому, педотриб не обучал своих учеников бегу с оружием. Это атлетическое упражнение было слишком тяжелым для юношей. Бег с факелами также не был в обычае на палестре5: его приберегали к известным торжествам, праздновавшимся отчасти и ночью; это была не столько гимнастика, сколько род зрелища.
Прыжок можно рассматривать, как один из видов беганья. Дети перепрыгивали более или менее широкие рвы, в зависимости от их возраста; они брали также и другие препятствия. Чтобы увеличить свой вес и благодаря этому приобрести возможность употребить большее усилие, они брали в каждую руку по свинцовой гире. Гири не только увеличивали вес тела: ими пользовались и для с.76 удлинения скачка; в тот момент, когда делался скачок, руки с гирями выставляли быстрым движением вперед; это также влекло атлета вперед и заставляло его падать дальше, чем если бы он довольствовался только своим собственным весом.
Рисунок на греческой вазе; верхняя половина — гимнастические упражнения эфебов. |
Обучение эфебов гимнастике. |
Диск и дротик играли важную роль в палестрах. Первый развивал мускулы рук и плечей; второй, укрепляя руки, давал упражнение меткости глаза. Диск представлял собой сплошной бронзовый круг с различным с.77 диаметром. То усилие, которое приходилось делать, чтобы взять и вращать этот круг из полированного металла, было первым полезным для пальцев упражнением. Бросали диск как правой, так и левой рукой — безразлично; было также два способа бросать: в вышину или в горизонтальном направлении. Было также упражнение, состоящее в том, что, бросая диск вверх и, может быть, заставляя его вращаться, ловили его плашмя на ладонь и переднюю часть руки. При бросании в горизонтальном направлении отводили руку назад и давали ей размах, а чтобы придать бо́льшую силу полету диска, с.78 делали быстро несколько шагов вперед. Цель, до которой надо было добросить диск, не определялась: когда было несколько состязающихся, тот, диск которого упал дальше всех, считался победителем.
Эфеб на коне. |
Для метанья дротика необходимо было обладать силой в такой же мере, как и ловкостью: надо было метить в цель, а чтобы попасть в нее, необходимо было иметь верность глаза и правильное чувство расстояния. Детям остерегались давать в руки военные дротики: неосторожность в этом случае могла быть гибельной для них. Им предоставляли просто палки определенной длины. Чтобы бросать эти палки, еще в старину явилась мысль прикрепить к ним ремешок, в который продевали указательный и средний палец, или просто указательный; это помогало сразу и увеличить силу бросания предмета, и дать ему более правильное направление. Но вообще молодые люди, по-видимому, мало пользовались этим приспособлением. При метании дротика имело значение, за какое место брали его. Если держали слишком близко к концу, упражнение становилось чересчур легким; кажется, предлагалось держать его посредине. Взяв это оружие рукой в соответствующем месте, его подымали на высоту уха и затем бросали, быстро делая несколько шагов вперед.
Учитель пристально следил за этими разнообразными упражнениями: с палочкой в руке, он наблюдал за действиями молодых людей, хвалил их, делал замечания, предлагал вопросы и давал объяснения. В случае необходимости он без колебаний снимал свой плащ и примером подтверждал с.79 объяснение. В этих занятиях ему помогали сами молодые люди. На палестрах происходило настоящее взаимное обучение: дети старались научить друг друга и руководить упражнениями своих товарищей. Быть может, педотриб назначал более сильных из них своими помощниками.
Помимо этих состязаний, были и другие упражнения, составлявшие как бы дополнительную гимнастику. Так, например, молодые люди для развития гибкости делали особые движения, которые становились более сложными, если брали в руки гири.
Существовали также особые упражнения с обручем и игра в мяч. Греки занимались и кулачными боями; это был вид борьбы, в которой борцы наносили друг другу удары кулаком или — разновидность этого состязания, когда вместе с ударами кулаком старались схватить друг друга. Кроме того, юношей обучали и военному искусству; учили также верховой езде, по крайней мере, мальчиков из богатых семей. Что касается танцев, то они, по-видимому, не принадлежали к обычным предметам преподавания.
(P. Girard. L’Education athénienne, стр. 194—
6. Высшее образование.
Сверх обычных школьных занятий существовали еще такие, которые были как бы предметом роскоши; они никогда не сделались слишком распространенными, но все же развивались все больше и больше в конце V и в течение всего IV веков. Предметы, преподававшиеся в предшествующую эпоху, перестали удовлетворять умственные запросы греков, которые принялись за изучение рисования и разных наук, а именно — геометрии, астрономии, географии и, наконец, риторики и философии. Человеческие познания сделали в эту эпоху большие успехи во всех этих отделах, а потому было вполне естественно, что при воспитании юношества должны были воспользоваться ими. Но нетрудно догадаться, что это расширение с.80 занятий происходило в силу обстоятельств только для самых богатых и самых интеллигентных афинских юношей; потому-то и среди слушателей Сократа можно встретить только сыновей состоятельных семей. Крайние консерваторы, как, например, Аристофан6, могли порицать или осмеивать это нововведение, но оно, несмотря на это, продолжало существовать.
Платон7 превосходно изображает, как велика была пытливость ума этих молодых людей и какое впечатление производили на них слова учителя:
«Юноша», говорит он, «впервые вкусивший из этого источника, получает такое наслаждение, как будто бы он нашел сокровище премудрости. Он преисполнен наслаждения. С восхищением вспоминая все речи, он то старается свести все идеи к единству, то, как бы развернув перед собой ряд идей, рассматривает каждую из них отдельно; возникающими при этом вопросами он ставит в большое затруднение прежде всего самого себя, а затем всех окружающих, каковы бы они ни были — молодые, старые, люди его возраста, не щадя ни отца, ни матери, ни кого другого, кто его слушает».
Бывший стратег Демодок пришел советоваться с Сократом о своем сыне Теаге: «Некоторые молодые люди, говорит он, «повторяют перед ним речи, которые волнуют его, и он завидует этим юношам. Давно уже он пристает ко мне, говоря, что я должен позаботиться о нем и нанять софиста, который сделал бы его мудрым. Но я думаю, что он подвергнется большой опасности, если пойдет к софистам. До сих пор я своими убеждениями удерживал его, но теперь я больше не в состоянии делать это; поэтому я думаю, что лучшим средством будет — уступить ему».
На рассвете Гиппократ громко постучал в дверь своей палкой. Когда ему отворили, он поспешно вошел, говоря громким голосом: «Сократ, проснулся с.81 ты или еще спишь?» — Я узнал его голос и отвечал ему: «Ну, хорошо, Гиппократ, какие у тебя новости?» — «Только приятные». — «Отлично! Что же это такое, и почему ты пришел в такое время?» — «Протагор приехал», отвечал он. — «А тебе что до этого? Разве Протагор виноват в чем-нибудь перед тобой?» — «Да, клянусь богами! потому что он один — мудрец и не уделяет мне своей мудрости». — «Но, во имя Зевса! дай ему денег, и ты можешь слушать его речи; тогда он сделает и тебя мудрецом». — «О, если бы небесам было это угодно! Я не пожалел бы ни своего имущества, ни достояния своих друзей. Я, впрочем, затем и пришел, чтобы ты сказал ему обо мне. Говорят, что никто не владеет лучше его искусством речи. Мы могли бы отправиться к нему, чтобы застать его еще дома. Он живет у Каллия».
Алкивиад говорил о Сократе в следующих выражениях: «Когда я слушаю его, сердце мое бьется, я плачу и вижу, что многие другие делают то же. Часто он трогает меня до такой степени, что мой образ жизни кажется мне невыносимым. И ты, Сократ, не сказал бы, что это неправда, так как даже теперь я чувствую, что, если бы я услышал тебя, я не имел бы сил устоять и был бы тронут, как всегда. Он принуждает меня сознаться, что, нуждаясь во многом, я пренебрегаю самим собой, чтобы заниматься делами афинян. Поэтому я принуждаю себя бежать от него, как от сирены, и затыкаю себе уши, чтобы не состариться, сидя около него. Я испытываю перед ним то, на что никто не считает меня способным, — стыд. Я краснею только перед ним, потому что я сам чувствую, что не могу ничего возразить ему: я не могу сказать ему, что не должен следовать его советам; однако, покинув его, я проникаюсь желанием нравиться народу. Поэтому я избегаю его, как беглый раб, и, когда я вижу его, я краснею от мысли, какие признания я сделал ему. Часто я желаю, чтобы его больше не было на свете. Но если бы это случилось, я был бы огорчен еще больше; таким образом, я не знаю, что делать с этим человеком».
(По Платону).
7. Модный учитель.
Из всех учителей, обращавшихся к молодежи, не было никого популярнее Исократа. Он и сам хвалился этим и под конец своей жизни с гордостью вспоминал, что за его указаниями приходили из далеких мест. Он рисует скорбь всех этих иноземцев, которые, покидая его, чтобы возвратиться морским путем к себе на родину, расставались с ним со слезами. Афиняне, по-видимому, не менее горячо относились к его урокам. Он был, очевидно, самым модным ритором своего времени: учеников у него было больше, чем у всех его соперников вместе.
Для того, чтобы получить у него образование, надо было посещать его уроки три или четыре года. Его ученики по происхождению принадлежали главным образом к состоятельным семьям; а потому полученное ими предшествующее образование и давало им возможность воспринимать подобные занятия; кроме того, они не имели нужды зарабатывать себе средства к жизни. В качестве доказательства достаточно пробежать список его слушателей. Мы находим среди них многочисленные имена людей, увенчанных золотыми венками за услуги государству; следовательно, они были участниками крупных событий и принадлежали к той аристократии, которая управляла Афинами и держала в своих руках военное начальствование, посольства, все влияние и почет. Молодые люди, стремившиеся к его беседам, принадлежали к лучшему афинскому обществу.
По-видимому, Исократ не требовал платы от своих слушателей-афинян, но иностранцы должны были платить по 1000 драхм (около 370 руб.). Эти последние посещали его уроки в большом количестве, и их приверженностью к своему учителю объясняется его большое состояние. Но это не было однако единственным источником его богатства. Его ученики-афиняне расплачивались с ним великолепными подарками. Так, один из его учеников подарил ему однажды талант (около 2220 руб.). Прибавим к с.83 этому, что цари и тираны, с которыми он входил в сношения, отправляя им похвальные послания, перемешанные с указаниями, великодушно вознаграждали его красноречие, так, например, царь кипрский Никокл заплатил ему около двадцати талантов (около
(P. Girard, L’Education athénienne, стр. 307—
8. Внешкольное воспитание ребенка.
Школа в Греции не была единственным местом, где приобретались знания; самая жизнь в тесно сплоченной среде, где малейшее событие сейчас же становилось общественным достоянием и подвергалось обсуждению, очень содействовала умственному развитию.
Крупные политические процессы вызывали значительное стечение народа; важность привлекавшихся к обсуждению вопросов, талант, известность ораторов собирали вокруг судей напряженно-внимательную толпу. Когда прения сторон заканчивались, публика говорила о них, и в течение долгого времени они служили материалом для разговоров. Ребенок не оставался чуждым всему происходящему: шум об этих знаменитых процессах доходил и до его ушей, и он со страстью следил за их ходом.
Воспитательное влияние на ребенка имели также театры, так как нам известно, что они были открыты для него. Но водили ли его на всякие представления? Он бывал на трагедиях, в этом нет никакого сомнения; как ни странно, но, по-видимому, он присутствовал и на представлениях комедий. Легко догадаться, насколько полезны с.84 были для его умственного развития эти литературные празднества. Кроме того, на таких собраниях он слушал, как герольд провозглашал награды, присужденные лицам, которых народ хотел почтить; таким образом ребенок узнавал, как отечество вознаграждает заслуги и как прославляются те, кто служат обществу. «Разве вам неизвестно», сказал Эсхин8, заканчивая свою речь против Ктесифона, «что воспитательное действие на молодежь оказывает не столько школа и все те места, где развивают их ум, как эти публичные провозглашения герольдов?» Он разумеет тут те постановления, которые читались в театре и которые включали упоминания о венках и почестях, даруемых гражданам за их заслуги перед государством. Считалось, что в Афинах эти награды раздавались строже, чем в других городах.
В обществе, где пример оказывал такое сильное влияние и где всем охотно пользовались как воспитательным средством, как уроком для будущего, подобная справедливость и торжественность при раздаче наград должна была возбуждать юношество; для него это была школа гражданского соревнования.
(P. Girard. L’Education athénienne, стр. 258—
9. Афинская девушка.
До брака, в который афинянки вступали чаще всего около пятнадцати лет, они жили в глубине гинекеев9, в уединении, куда не доходил извне никакой шум, никакие волнения. Для девушки можно было, несомненно, пожелать более укрепляющего воспитания, которое, приведя ее в соприкосновение с внешним миром, подготовило бы ее этим самым к предстоящим ей впоследствии обязанностям; но никакая другая система не могла с.85 выработать в ней в такой мере скромность и нежность — качества, которые греки особенно стремились привить женщине. Они, по-видимому, опасались, что при раннем знании жизни и житейских испытаний душа проиграет больше, чем выиграет: если она приобретет даже больше тонкости и проницательности, то этот опыт будет куплен дорогой ценой. Что сделалось бы с ясностью мысли и внутренним миром, которым эллины придавали такую цену, при преждевременном знании жизни и наполняющих ее бедствий. Искали они этого или нет, но во всяком случае воспитание, получаемое девушками, в результате поддерживало в последних такое настроение духа.
В детстве девочки росли, окруженные тщательными заботами матерей или кормилиц; с возрастом они приучались к работам над шерстью и к тканью. Сидя подле своих матерей, они учились достигать совершенства в рукоделиях, которые составляли главное занятие и честь женщин. Ничто не тревожило их в этой мирной работе. Дверь внутреннего помещения была для них как бы преградой, которую они почти никогда не переступали, и никто посторонний не проникал к ним никогда.
Поминальное жертвоприношение. |
Впрочем, эта жизнь не была однообразной. Речь ведь идет об Афинах, поэтому любовь к искусству нашла дорогу даже в гинекей, несмотря на его замкнутость. И к упомянутым чисто практическим сведениям, сообщаемым девушкам, присоединялись некоторые другие, как, например, чтение, письмо, музыка. Впрочем, не следует делать никаких преувеличений: греки никогда не прилагали заботы об умственном развитии женщины и приобщении ее к тем благородным занятиям, которые возвышают и укрепляют душу. Но музыка у народа с такой с.86 утонченной и живой впечатлительностью была чем-то бо́льшим, чем простое отдохновение: она уравновешивала движения души, вызывая в ней известные гармонические впечатления, которые медленно и почти незаметно проникали в ум и влияли на его склад.
Религиозная процессия женщин. |
Кроме того, в редких случаях, девушка могла выходить из своего убежища. Она появлялась в некоторых религиозных церемониях и принимала участие в хоровых танцах. Иногда на нее падал выбор нести во время празднества священные корзины; или, если она принадлежала к аристократической фамилии, ей давали вышивать предназначенное Афине покрывало, которое должно было торжественно проследовать в процессии на Великие Панафинеи10. Когда девушка затем возвращалась в родительский дом, в течение долгих часов работы, склонившись над своим станком, она предавалась воспоминаниям о празднике, на котором она присутствовала, и ее душа наполнялась прекрасными и грациозными образами.
Пока ее ловкие пальцы перебрасывали челнок, она снова мысленно видела стройный порядок священного празднества, движения хоров и благородную архитектуру с.87 храмов. Когда течение жизни так однообразно, то малейшие события кажутся значительными и оставляют продолжительные следы. Религия, дававшая молодой афинянке возможность в редких случаях видеть мельком внешний мир, и именно во время этих поразительно-изящных празднеств, была небесполезна при воспитании ее ума; она не нарушала тишины гинекея, но как бы оживляла его тщательно хранимыми воспоминаниями, которые помогали развитию в ее душе чувства порядка и гармонии.
Таким образом, если мы при изучении занятий греческой девушки и редких развлечений, прерывавших их, отбросим все подробности, то получим цельное впечатление, — впечатление чего-то скромного и сдержанного: это была жизнь однообразная и мирная, зависимая, но не унизительная: неведение девушки тщательно поддерживалось, но не для понижения умственного уровня женщины, а для сохранения во всей неприкосновенности тонкости ее души и того цветка целомудрия, который еще не увял под влиянием знания зла или подозрения его существования.
(Lallier. De la condit. de la femme, стр. 41—
10. Эфебия
В восемнадцать лет афинянин выходил из юношеского возраста и вносился в общий список граждан. С этого времени он становился граждански и политически полноправным человеком. Тем не менее, в течение двух последующих лет он подлежал отбыванию известного рода искуса в корпорации эфебов; освобождались от этого только одни несостоятельные люди.
Эфебия была государственным учреждением: ее устав целиком исходил от сената или от народа; ее главные чиновники были городскими должностными лицами, а высшая власть над нею принадлежала стратегам.
Очень возможно, что до македонской эпохи11 эфебам давалось только военное образование. В надписях с.88 часто повторяются указания, что эфебы выступили из города в лагери. «Они поселялись в демах12 и крепостях, становились лагерем на границах». «При всех своих переходах они уважали владения, через которые проходили, и заслуживали только похвалу». Одной из целей этих прогулок за пределы Афин должна была быть безопасность деревень и надзор за дорогами; они были как бы подвижной жандармерией, а в то же время приучались владеть оружием и переносить утомление.
Подробностей мы не знаем, но Ксенофонт и Платон дают нам картину этой жизни на чистом воздухе. «Пусть они рыщут по полям, пусть охотятся в горах, пусть приучаются переносить голод; кто ничего не убил, будет есть только какие-нибудь травы»; спали они там, где их захватила ночь, и, завернувшись в плащ, ждали восхода солнца.
Эфебы на конях. |
Платон высказывает пожелание, чтобы молодые люди обучались тактике, маршировке, военным передвижениям и искусству устраивать лагери. Это, конечно, и было главной целью таких экскурсий, когда эфебы носили наименование περίπολοι. Их приучали обращаться с с.89 военными машинами, в частности с катапультой13, метать дротик и пользоваться кестром14. Их отправляли на государственные корабли и указывали им правила морского искусства.
Военный танец греческих юношей. |
Сцена из греческой жизни. |
Кроме космета, который являлся начальником эфебии, в число учителей этой коллегии входили: педотриб, ведавший все физические упражнения; гопломах, или учитель с.90 фехтования; аконтист, обучавший метать диск; афет, или учитель, преподававший, как обращаться с метательными машинами; токсот, который обучал стрельбе из лука. Это простое перечисление свидетельствует в достаточной степени о военном характере корпорации эфебов. Одним словом, до тех пор, пока Афины сохраняли свободу, в эфебе видели не столько будущего гражданина, сколько будущего воина.
(По Dumont. Essai sur l’éphébie attique, I, стр. 146—
11. Клятва эфебов.
В первый год пребывания в эфебии, в месяце Боедромионе15 эфебы с оружием в руках являлись в храм Аглавры и там в присутствии членов своих демов приносили такую клятву:
«Клянусь никогда не позорить это священное оружие, никогда не покидать своего места в битве. Один ли, со всеми ли вместе я буду сражаться за своих богов и за свой очаг. Я оставлю после себя свое отечество не уменьшенным, но более могущественным и более крепким. Я буду повиноваться приказаниям, которые продиктует мудрость должностных лиц; я буду подчиняться и тем законам, которые находятся в силе в настоящее время, и тем, которые будут постановлены народом. Если кто-нибудь захочет ниспровергнуть эти законы или не будет повиноваться им, я не потерплю этого и буду сражаться за них один или вместе со всеми. Я буду почитать предков моего отца. Беру в свидетели Аглавру, Эниалия, Ареса, Зевса, Фалло, Авксо и Гегемону16».
(Стобей. Florilegium, XLIII, 48. Поллукс, VIII, 105. Ликург. Речь против Леократа, 77. Dumont. L’éphébie attique, I, стр. 9—
12. Эфебы вне службы.
В V и IV столетиях эфебы не были расквартированы по казармам; они могли жить, где им угодно. Некоторые из них жили в Афинах, другие — в окрестных демах, не неся обязательства покидать свое жилище и собираясь вместе только, когда их созывали. В промежутках между этими созывами они, как обыкновенные солдаты, были свободны и могли заниматься своими делами и употребляли время по своему усмотрению. Вне службы они продолжали вести привычный им блестящий образ жизни, деля время между уроками, за которые они много платили, и дорогостоящими развлечениями. Именно их рисует нам Исократ, когда говорит об этих изнеженных юношах, охлаждающих вино в эннеакрунской воде17, кутящих вместе по кабачкам, проводящих дни за игрой в кости или веселящихся у флейтисток. Собираясь по временам большими компаниями на шумные пирушки, они назывались шутливыми прозвищами и наводили ужас на мирных граждан своими странными выходками и презрением ко всему общепринятому. Их встречали в судах, на собраниях, где должны были выступать знаменитые ораторы. Многие из них посещали также гимназии, которые служили в IV веке местом свидания изящного общества. Эсхин вспоминает, что его старший брат Филохар, человек с.92 незаурядный, любил посещать гимназии18; он и сам хвалится тем, что проводил там многие часы в беседах с прекрасными юношами. Появление в гимназиях доказывало, что человеку нечего было делать, что он не имел нужды зарабатывать себе средства к жизни; это свидетельствовало также, что у него были большие связи, потому что юноши, с которыми там встречались, были богаты и часто знатны. Вот почему тщеславный у Феофраста19 считает своим долгом появляться там. Так обстояло дело уже в V веке: всадники Аристофана20, так гордо требующие права мирно проводить время в гимназиях, представляют собой аристократический слой афинской молодежи. Верховая езда и гимнастика были те два искусства, которые шли рука об руку и которыми должен был заниматься всякий гражданин известного положения.
Посещение гимназий становилось аристократической привычкой в особенности благодаря тому, что там можно было получить философское образование. Но не все имели возможность воспользоваться этим, потому что такое образование обходилось очень дорого. Многие ученики Сократа, как Аристипп, не следуя примеру бескорыстия своего учителя, продавали свою мудрость за золото. Хотя Платон не брал платы, все же его слушатели были главным образом молодые люди, принадлежащие к лучшим фамилиям и известные своим изяществом. Один комический поэт рисует нам их одетыми в тонкие ткани, с тщательно причесанными волосами и бородой, обутыми в сандалии, ремни которых грациозно обвивались вокруг ноги. По всей видимости, среди этих с.93 щеголей было много эфебов. Феофраст насчитывал, по словам Диогена Лаэртского, около двух тысяч учеников; невозможно предполагать, чтобы в это число не входило известное количество эфебов. Надо прибавить, что эфебы слушали также уроки риторов; вероятно, большая часть учеников Сократа состояла именно из них. Эти занятия были недоступны для массы молодых людей, и только богатые эфебы могли предаваться им.
(По Girard, l’Education athénienne, стр. 298—
13. Спартанское воспитание.
С момента появления на свет ребенок в Спарте попадал в распоряжение государства. Вопрос, имел ли он право на существование или был обречен исчезнуть, не зависел, как в других местах, от решения отца. Комиссия, состоящая из самых глубоких стариков рода, высказывала относительно его участи свое мнение. Если он казался слабым, больным или дурно сложенным, его отправляли на Тайгет21, в особо предназначенное для этого место, называемое ἀποθέται. Если, наоборот, он был здоровым и крепким, его оставляли.
До семи лет ребенок жил в родительском доме под надзором женщин. В семь лет его препровождали к педоному, который руководил воспитанием всей молодежи. Педоном собирал детей в различные группы, называемые ἶλαι. Соединение нескольких групп составляло класс (βοῦα). Во главе каждой группы стоял ἰλάρχης, во главе класса — βουάγωρ, которые выбирались из самых старших мальчиков; при этом βουάγωρ выбирался, по-видимому, самими детьми. Эти старшины были обязаны руководить играми и гимнастическими упражнениями под надзором педонома и βίδεοι с его помощниками, мастигофорами, вооруженными розгами. Многочисленные зрители с живым интересом наблюдали зрелище. Они пользовались правом побуждать детей сделать то или иное упражнение, с.94 вызывать между ними соперничество, давать им советы, делать выговоры и даже наказывать.
Физические упражнения распределялись сообразно возрасту; но об этом нельзя сказать ничего определенного; известно только, что разные виды кулачных боев были исключены из этих упражнений, потому что они приличествовали атлетам, а не воинам. Обычные упражнения состояли в беге, прыганье, борьбе, метаньи диска и дротика; само собой разумеется, что некоторая часть времени употреблялась на обучение владеть оружием. Сюда присоединялись некоторые виды танцев, особенно военный (пиррический) танец.
Юноши с двенадцати лет ходили едва одетые, с непокрытой головой и босыми ногами. Они носили всегда, даже зимой, одну и ту же одежду, которой им должно было хватить на год. Их волосы были коротко острижены; за исключением определенных и редких дней им не дозволялось омываться и душиться. Они спали без одеяла на сене, соломе, тростнике или камыше. Пища их отличалась большой простотой и выдавалась им с таким расчетом, что насытиться ею было невозможно, а потому они вынуждены были воровать съестные припасы. Если кражи совершали ловко, их только хвалили; если же при воровстве они попадались, то несли наказание.
Кроме этих повседневных упражнений, для приучения мальчиков переносить боль было придумано испытание посредством сечения бичом, ежегодно повторявшееся перед алтарем Артемиды Орфийской. Юноши избивались до крови, но под страхом позора не смели плакать или просить пощады. Проявивший наибольшую твердость духа провозглашался «победителем при алтаре». Случались примеры, что жертвы испускали дух под ударами.
Умственный кругозор спартанцев был очень узок. Исократ упрекает их даже в безграмотности. Действительно, чтение и письмо не входили в официальную программу обучения, но большинство граждан научались им сами. Музыка, наоборот, входила в число предметов с.95 общественного преподавания, и не только в качестве развлечения, а как элемент нравственного развития; дети пели песни, соответствующие народному духу, и играли на цитре и на флейте.
Их допускали на трапезы мужчин, где они слушали разговоры взрослых. Речь тут шла то об общественных делах, то о похвальных или достойных порицания поступках предков или современников; то они делались свидетелями веселых и едких шуток, свойственных этому народу. Они могли принимать участие в разговорах, выражать свои собственные чувства, отвечать на насмешки и на затруднительные вопросы, проявляя присутствие духа, живость и скромность; особенно стремились приучить их сказать многое в немногих словах.
Граждане более пожилого возраста имели право на уважение молодых: их взаимные отношения напоминали отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного. Старшие могли делать выговоры и даже наказывать молодых; если ребенок шел домой жаловаться, отец только увеличивал наказание. Дети в такой же мере принадлежали государству, как и своей семье; все старики почитались ими наравне с их отцом. Их скромность и сдержанность вызывала удивление всей Греции; они были молчаливы, как статуи, едва поднимали глаза, имели всегда строгий вид и ходили со строгим видом, спрятав руки под плащ.
Достигнув восемнадцатилетнего возраста, они выходили из разряда юношей и принимали имя μελλείρενες, или кандидатов. Тогда они несли службу, подобную службе афинских эфебов. Когда им исполнялось двадцать лет, они вступали в регулярную армию под именем εἴρενες или ἴρανες. Наконец, в тридцать лет они попадали в разряд взрослых людей и имели право приобрести свое особое хозяйство; впрочем, часто они женились, не дожидаясь этого времени.
(Schömann. Griechische Alterthümer, т. I).
14. Спартанская девушка.
Девушки в Спарте обучались гимнастике и музыке; но ничего определенного относительно способа этого обучения неизвестно. Для них, вероятно, существовали правила, подобные тем, какие устанавливались для мальчиков: распределение детей одинакового возраста по разрядам и классам, постепенность в упражнениях, надзор педономов и βίδεοι и т. д. Они обучались беганью, прыганью, борьбе, метанью дисков и дротиков; к этому присоединялось также обучение танцам и пению, потому что на празднествах они танцевали хороводом и пели хором. Им, разумеется, предоставлялись особые места, куда толпа не имела доступа. Однако устраивались публичные испытания, когда мальчики присутствовали на играх девочек, а девочки — на играх мальчиков; в этих случаях, по-видимому, похвалы или порицания девочек являлись даже для другого пола могущественным способом воздействия.
Эти нравы сильно скандализовали другие народы, у которых женщины держались совершенно особняком от мужчин, и сильная, решительная спартанка по сравнению с хрупкой и робкой афинянкой должна была производить впечатление существа, не имеющего пола. Цензура особенно порицала их костюм, едва прикрывавший их; он состоял из туники без рукавов и едва доходящей до колен. Впрочем, нравственность, видимо, не страдала от таких порядков, а спартанские женщины выигрывали в том отношении, что были самыми здоровыми и энергичными женщинами в Греции.
(Schömann. Griechische Alterthümer, т. I).
15. Общественное воспитание на острове Крите.
На Крите детей водили на андрии, или общие трапезы; там они ели все вместе, сидя на земле, одетые в плохие туники, которые они носили лето и зиму; они сами подавали себе кушанья и в то же время прислуживали с.97 взрослым мужчинам. Их часто заставляли бороться друг с другом.
Сделавшись старше, в семнадцать лет, они все без исключения переходили в агелы; в основании каждой агелы принимал участие какой-нибудь юноша, принадлежащий к одной из самых знатных и влиятельных фамилий. Для этой цели он навербовывал и собирал возможно большее количество товарищей. Обыкновенно сформирование такой группы и начальствование над нею брал на себя отец юноши, основавшего группу; он мог вести ее куда угодно: на охоту, на стадий, и карать по своему усмотрению всякое неповиновение его приказаниям. Все эти дети получали содержание за счет государства. Их учили началам грамматики, национальным песням и первоначальным правилам музыки. Особенно упражняли их в искусстве владеть оружием; их стремились сделать невосприимчивыми к усталости, к жаре, к холоду, к трудностям суровой и гористой дороги, к впечатлениям, получаемым в борьбе или в примерных сражениях; они обучались еще стрельбе из лука и военному или пиррическому танцу, чтобы даже в играх они находили полезные упражнения, подготовляющие их к военному делу. Несколько раз в год в определенные сроки можно было наблюдать, как все эти дети шли на сражение, агела против агелы, мерным шагом под звуки флейты или лиры, что было в обычае и у критских солдат на войне. Потом начиналась битва, и дети наносили один другому жестокие удары то кулаком, то деревянным оружием.
По отбывании службы (которая продолжалась десять лет) все освобождавшиеся молодые люди женились в одно и то же время.
(Эфор по Страбону22, кн. X).
Вид древнейшей части Афин. |
ПРИМЕЧАНИЯ
Дюмон указывает, что клятва эта неполная. Плутарх (Жизнь Алкивиада, 15) дает еще одну, несомненно измененную фразу. Она, вероятно, гласила следующее:
«Эфебы клянутся защищать все, что включено в наши границы, т. е. все без исключения виноградники и (существующие в Аттике) оливковые деревья; наша граница простирается до того предела, где нет более культуры, т. е. до гор и моря». (Примеч. автора).