Н. Д. Фюстель де Куланж

Римский колонат.

Текст приводится по изданию: Фюстель де Куланж Н. Д. Римский колонат. СПб. Типография М. М. Стасюлевича, 1908.
Перевод с франц. под редакцией проф. И. М. Гревса.
Экземпляр книги любезно предоставлен А. В. Коптевым.
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

с.101

ГЛАВА VII.
Поло­же­ние коло­нов с точ­ки зре­ния пра­ва.

Исто­ри­ку важ­но было бы соста­вить себе точ­ное и пол­ное поня­тие о коло­на­те; но здесь воз­ни­ка­ет затруд­не­ние: кодек­сы, един­ст­вен­ный памят­ник, в кото­ром мож­но было бы почерп­нуть ответ на этот вопрос1, — содер­жат лишь неболь­шую часть зако­нов, кото­рые регу­ли­ро­ва­ли коло­нат. При­чи­на это­го лег­ко опре­де­ля­ет­ся. Не зако­но­да­тель создал коло­нат. Он лишь при­знал его суще­ст­во­ва­ние и сде­лал это доволь­но позд­но. Он при­знал коло­нат, как инсти­тут уже древ­ний, про­ис­хож­де­ние кото­ро­го было даже неиз­вест­но ему, кото­рый он счи­тал «учреж­ден­ным пред­ка­ми». Рас­смат­ри­вая коло­нат, как древ­ний, всем извест­ный и неоспо­ри­мый порядок, зако­но­да­тель огра­ни­чил­ся общим пред­пи­са­ни­ем, чтобы все соблюда­ли его пра­ви­ла; но ему не при­хо­ди­ло в голо­ву запи­сать эти пра­ви­ла; вот поче­му мы и не нахо­дим в кодек­сах пол­ной кар­ти­ны коло­на­та.

Мы уже виде­ли, что импе­ра­то­ры зани­ма­лись коло­на­том, толь­ко когда надо было отве­чать на вопро­сы спе­ци­аль­но­го харак­те­ра. Их поста­нов­ле­ния отно­сят­ся лишь к неко­то­рым част­ным слу­ча­ям, свя­зан­ным с коло­нат­ны­ми отно­ше­ни­я­ми и воз­буж­дав­шим спо­ры. Если они и с.102 упо­ми­на­ют неко­то­рые из основ­ных поло­же­ний, то толь­ко чтобы назна­чить нака­за­ния за про­ступ­ки, их нару­шав­шие.

Ока­зы­ва­ет­ся, что про­ступ­ком, кото­рым чаще все­го при­хо­ди­лось зани­мать­ся импе­ра­то­рам, было бег­ство коло­нов. Это не зна­чит, что не суще­ст­во­ва­ло дру­гих воз­мож­ных неза­кон­ных дей­ст­вий, кото­рые бы они совер­ша­ли, или дру­гих пра­вил, кото­рые мог­ли нару­шать­ся коло­ном или земле­вла­дель­цем; это зна­чит толь­ко, что бег­ство коло­на все­го более затра­ги­ва­ло пра­ви­тель­ство. В самом деле, так как государ­ство про­из­во­ди­ло подат­ную рас­цен­ку на осно­ва­нии коли­че­ства сидев­ших в поме­стьях коло­нов, то слу­чаи бег­ства послед­них все­го рань­ше дово­ди­лись до сведе­ния его орга­нов, и оно есте­ствен­но долж­но было выска­зы­вать­ся о тако­го рода фак­тах. Дру­гие пра­ви­ла о коло­на­те мог­ли при­зна­вать­ся государ­ст­вом не менее свя­щен­ны­ми, но имен­но это обсто­я­тель­ство застав­ля­ло его осо­бен­но часто напо­ми­нать сво­им чинов­ни­кам о необ­хо­ди­мо­сти их вме­ша­тель­ства. Пото­му-то в поло­же­нии коло­на мы луч­ше все­го зна­ем имен­но эту сто­ро­ну — запре­ще­ние ему ухо­дить с зем­ли, на кото­рой он сидел. Отсюда воз­ник­ло невер­ное пред­став­ле­ние о коло­на­те. Вооб­ра­зи­ли, что при­креп­ле­ние к зем­ле одно и состав­ля­ло всю сущ­ность коло­на­та. Ста­ли думать, что мож­но дать пол­ное опре­де­ле­ние поня­тия «колон», ука­зав лишь, что это был чело­век, насиль­но при­креп­лен­ный к зем­ле, кото­рую он обра­ба­ты­вал поне­во­ле. Такой взгляд — нето­чен. При­креп­ле­ние к зем­ле явля­лось толь­ко одним из пра­вил о коло­на­те. Рядом с ним суще­ст­во­ва­ли дру­гие, о кото­рых мы зна­ем мень­ше, или кото­рые даже совсем усколь­за­ют от нас. Коло­нат, как вся­кое живое явле­ние, был очень слож­ным орга­низ­мом. Исто­рик при­нуж­ден глу­бо­ко сожа­леть о том, что ему не уда­ет­ся вос­ста­но­вить все его орга­ны. Но он может ухва­тить или, по край­ней мере, при­ме­тить неко­то­рые из них.

Преж­де все­го, надо ука­зать, что суще­ст­во­ва­ло несколь­ко видов коло­нов. Одни из них назы­ва­лись ori­gi­na­rii или ori­gi­na­les2; такое имя при­да­ва­лось им пото­му, что част­ное с.103 вла­де­нье, на кото­ром они сиде­ли, явля­лось местом их про­ис­хож­де­ния; оно было их род­ной зем­лей, ge­ni­ta­le so­lum3. Ясно само собою, что дан­ный тер­мин при­ла­гал­ся лишь к тем из коло­нов, семьи кото­рых пре­бы­ва­ли на поме­стье в про­дол­же­ние жиз­ни несколь­ких поко­ле­ний. В дру­гих слу­ча­ях коло­ны обо­зна­ча­ют­ся сло­ва­ми cen­si­ti или adscrip­ti: мы выше опре­де­ли­ли смысл таких выра­же­ний. Зва­ли их так­же tri­bu­ta­rii, пото­му что они вно­си­ли подуш­ную подать (tri­bu­tum ca­pi­tis)4. Дру­гих тек­сты име­ну­ют про­сто co­lo­ni, и послед­ние отли­ча­ют­ся и от ori­gi­na­les, и от adscrip­ti­cii. Еще дру­гие, нако­нец, носи­ли имя in­qui­li­ni; сло­во это, кото­рое пер­во­на­чаль­но обо­зна­ча­ло про­стых жиль­цов (нани­ма­те­лей жили­ща), впо­след­ст­вии ста­ло при­ла­гать­ся к людям, кото­рые были во всех отно­ше­ни­ях похо­жи на коло­нов5.

Не думаю, чтобы все эти тер­ми­ны были одно­зна­ча­щи­ми с само­го нача­ла. Один закон 371 г. Ясно пока­зы­ва­ет, что колон не все­гда был tri­bu­ta­rius6. Один закон Гоно­рия выяс­ня­ет, что не все коло­ны были adscrip­ti­cii7; нако­нец, еще один обна­ру­жи­ва­ет, что сре­ди с.104 «адскрип­ти­ци­ев» обра­зо­ва­лись раз­ли­чия или оттен­ки8. Еще в кон­це V-го века, закон Ана­ста­сия удер­жи­ва­ет глу­бо­кую раз­ни­цу меж­ду коло­на­ми и все­ми теми, кото­рых назы­ва­ли adscrip­ti. Из все­го ука­зан­но­го выво­дит­ся веро­ят­ное заклю­че­ние, что в соста­ве коло­на­та наме­ча­лось несколь­ко кате­го­рий или сту­пе­ней9. Это, впро­чем, было совер­шен­но неиз­беж­но, так как коло­нат сло­жил­ся, сво­бод­но от вся­ко­го воздей­ст­вия и регла­мен­та­ции зако­но­да­тель­ной вла­сти, сери­я­ми бес­чис­лен­но­го мно­же­ства еди­нич­ных фак­тов, кото­рые мог­ли похо­дить друг на дру­га лишь отча­сти. Такие оттен­ки нелег­ко уста­нав­ли­ва­ют­ся вслед­ст­вие скудо­сти доку­мен­тов. Име­ю­щих­ся дан­ных доста­точ­но лишь для того толь­ко, чтобы утвер­ждать, что коло­нат не был инсти­ту­том вполне уста­но­вив­шим­ся и еди­ным. Под одним общим име­нем раз­ви­ва­лось несколь­ко соци­аль­ных поло­же­ний, кото­рые мог­ли силь­но раз­ли­чать­ся меж­ду собой. Они откло­ня­лись друг от дру­га и по эпо­хам, и по про­вин­ци­ям, часто даже внут­ри того же поме­стья, смот­ря по про­ис­хож­де­нию коло­на и по силе част­ных дого­во­ров и согла­ше­ний10.

Сде­лав эту ого­вор­ку, мы попро­бу­ем схва­тить чер­ты, общие всем ука­зан­ным груп­пам людей и харак­те­ри­зу­ю­щие коло­нат11.

Колон был чело­ве­ком сво­бод­ным, по край­ней мере, в том смыс­ле, что его нико­гда не сме­ши­ва­ли с рабом. В пяти десят­ках импе­ра­тор­ских ука­зов, в кото­рых опре­де­ля­ет­ся их юриди­че­ское поло­же­ние, нет ни с.105 одно­го, где бы он назы­вал­ся man­ci­pium или ser­vus12. Его зва­ние сво­бод­но­го чело­ве­ка несколь­ко раз напо­ми­на­ет­ся. Один закон 371 г. пере­чис­ля­ет, как три отдель­ные клас­са, — коло­нов, рабов и воль­ноот­пу­щен­ни­ков. Он отчет­ли­во отде­ля­ет коло­нов от рабов и ско­рее сбли­жа­ет воль­ноот­пу­щен­ни­ков со «сво­бод­ны­ми коло­на­ми»13. Один закон 332 г., направ­лен­ный к запре­ще­нию бег­ства коло­нов, поз­во­ля­ет гос­по­ди­ну зако­вы­вать его в цепи: по отно­ше­нию к рабу неза­чем было бы и давать такое поз­во­ле­ние. В законе ска­за­но очень ясно, что бег­ло­го коло­на мож­но будет зако­вы­вать, «как раба»14; и сло­ва эти доста­точ­но пока­зы­ва­ют, что колон не раб. Он, нако­нец, при­бав­ля­ет очень выра­зи­тель­ное сооб­ра­же­ние: «Пусть в таком слу­чае коло­ны, если отва­жи­ва­ют­ся на бег­ство, несут те же повин­но­сти, кото­рые они выпол­ня­ли рань­ше в каче­стве сво­бод­ных людей, теперь в силу нака­за­ния, достой­но­го рабов»15.

В дру­гом законе, издан­ном в 400 г., в кото­ром гово­рит­ся о людях, обра­щаю­щих­ся в коло­нов, спе­ци­аль­но уста­нав­ли­ва­ет­ся, что нель­зя будет спус­кать их до раб­ско­го состо­я­ния; в нем добав­ля­ет­ся, что мож­но будет «тре­бо­вать с них толь­ко таких работ, кото­рые про­из­во­дят­ся сво­бод­ны­ми людь­ми»16. Еще поз­же Вален­ти­ни­ан III, гово­ря о колоне, утвер­жда­ет, что тот не может ухо­дить с зем­ли; но импе­ра­тор в то же вре­мя поста­нов­ля­ет, что колон сохра­ня­ет свою in­ge­nui­tas, то есть, пол­ное пра­во сво­бод­но­рож­ден­но­сти17. Тот же импе­ра­тор опре­де­лен­но отли­ча­ет коло­на от раба, и что еще с.106 заме­ча­тель­нее, отли­ча­ет коло­нат, кото­рый пред­став­ля­ет «уза­ми», от раб­ства, кото­рое назы­ва­ет осо­бым «состо­я­ни­ем лич­но­сти»18.

При­ведем еще один закон, выра­же­ния кото­ро­го осо­бен­но энер­гич­ны. С одной сто­ро­ны, в нем объ­яв­ля­ет­ся, что коло­ны настоль­ко тес­но свя­за­ны с поч­вой, что «надоб­но смот­реть на них, как на рабов зем­ли»; но с дру­гой, тут же кон­ста­ти­ру­ет­ся, что, как «всем извест­но», по рож­де­нию они — сво­бод­ны, in­ge­nui19. Еще в кон­це пято­го и в нача­ле шесто­го века, Ана­ста­сий и Юсти­ни­ан объ­яв­ля­ют совер­шен­но опре­де­лен­но, что коло­ны — сво­бод­ные люди и оста­ют­ся сво­бод­ны на заня­той зем­ле20. Даже Саль­ви­ан в доволь­но рито­ри­че­ском отрыв­ке, в кото­ром он гово­рит о коло­нах, при­зна­ет, что никто не оспа­ри­ва­ет у них зва­ния сво­бод­ных людей: con­stat es­se in­ge­nuos21.

Ясно под­твер­жда­ет­ся сохра­не­ние за коло­ном сво­бо­ды тем обсто­я­тель­ст­вом, что его нель­зя было про­да­вать, как раба. Кодек­сы выра­жа­ют эту мысль в фор­ме запре­ще­ния отчуж­дать коло­нов без зем­ли. В суще­стве дела это с.107 и обо­зна­ча­ет, что лич­ность коло­на не про­да­ва­лась нико­гда. Каж­дый раз, как мы чита­ем о про­да­же коло­на или пере­да­че его по заве­ща­нию, надоб­но пони­мать это в том смыс­ле, что пере­хо­ди­ла в дру­гие руки соб­ст­вен­ность на уча­сток зем­ли, кото­рый колон обра­ба­ты­вал. Не суще­ст­во­ва­ло колон­ских рын­ков, как суще­ст­во­ва­ли раб­ские.

Мог ли колон попасть в раб­ство? Неко­то­рые отве­ча­ли на это утвер­ди­тель­но, но в текстах я это­го не вижу. Закон, допус­каю­щий гос­по­ди­ну зако­вать коло­ну ноги как рабу, раз с его сто­ро­ны заме­че­но пополз­но­ве­ние бежать, не гово­рит одна­ко, что тем самым колон обра­ща­ет­ся в раб­ство со всем сво­им потом­ст­вом22.

Из памят­ни­ков рим­ско­го пра­ва нель­зя так­же выве­сти, чтобы коло­на мож­но было осво­бож­дать, как раба. Дей­ст­ви­тель­но, как же мог­ло бы иметь место осво­бож­де­ние там, где не было раб­ства? Юсти­ни­ан про­ти­во­по­ла­га­ет рабу, кото­ро­го гос­по­дин может осво­бо­дить через ma­nu­mis­sio, коло­на, кото­ро­го он может выве­сти из-под сво­ей вла­сти, лишь отчуж­дая от нее так­же зем­лю, на кото­рой тот сидел23.

с.108 Еще более харак­те­ри­сти­чен факт, что брак меж­ду коло­ном и рабы­ней или рабом и колон­кой рас­смат­ри­вал­ся как союз меж­ду клас­са­ми нерав­ны­ми точ­но так же, как союз меж­ду рабы­ней и граж­да­ни­ном. В прин­ци­пе такие бра­ки запре­ща­лись. Закон тер­пел их фак­ти­че­ски, лишь отка­зы­вая им в пра­вах, соеди­нен­ных с закон­ным бра­ком. Дети, кото­рые рож­да­лись от подоб­но­го сожи­тель­ства, не при­зна­ва­лись детьми отца. Они насле­до­ва­ли соци­аль­но­му поло­же­нию мате­ри, ventrem se­quun­tur. Это пра­во­вое поло­же­ние пока­зы­ва­ет раз­ли­чие, кото­рое легаль­но отде­ля­ло коло­нат от раб­ства24.

Колон, ста­ло быть, обла­дал граж­дан­ски­ми пра­ва­ми сво­бод­но­го чело­ве­ка. Он женил­ся, необя­зан­ный, как рабы, испра­ши­вать у гос­по­ди­на раз­ре­ше­ния на вступ­ле­ние в брак; если он изби­рал в супру­ги жен­щи­ну из сво­его клас­са, союз его с нею при­зна­вал­ся таким же закон­ным бра­ком, как и заклю­чав­ший­ся меж­ду граж­да­на­ми. Его жена была не con­tu­ber­na­lis, а uxor. Его дети при­над­ле­жа­ли ему25. Он поль­зо­вал­ся пра­ва­ми оте­че­ской вла­сти, и, зна­чит, дети насле­до­ва­ли ему. После смер­ти коло­на иму­ще­ство его не пере­хо­ди­ло по пра­ву в соб­ст­вен­ность гос­по­ди­на, как иму­ще­ство раба. Он мог при­об­ре­тать и с.109 вла­деть. Даже вла­де­ние зем­лей, совер­шен­но недо­пу­сти­мое для раба, было откры­то для коло­на, разу­ме­ет­ся, за исклю­че­ни­ем участ­ка, на кото­ром он сидел: послед­ний все­гда оста­вал­ся соб­ст­вен­но­стью гос­по­ди­на26. Колон мог отчуж­дать и пере­да­вать свою соб­ст­вен­ность, лишь бы толь­ко эти акты совер­ша­лись с ведо­ма гос­по­ди­на27. Ника­кой закон не вос­пре­щал коло­ну вчи­нять иски или обви­не­ния на суде. Он пред­став­лял­ся в суд и в каче­стве свиде­те­ля. Он сам защи­щал­ся на суде. Он имел даже пра­во вести тяж­бы с гос­по­ди­ном. Кон­стан­тин фор­маль­но это раз­ре­ша­ет28; Арка­дий, поз­же, воз­му­ща­ет­ся про­тив суще­ст­во­ва­ния подоб­но­го пра­ва у коло­на по отно­ше­нию к гос­по­ди­ну, но и он не уни­что­жа­ет его29. Цер­ковь уста­нав­ли­ва­ет так­же раз­ли­чие меж­ду коло­ном и рабом. Раб нико­гда не мог всту­пить в духов­ное зва­ние, даже с раз­ре­ше­ния гос­по­ди­на30; колон же мог сде­лать­ся свя­щен­ни­ком, раз гос­по­дин давал на то согла­сие31. Ста­ло быть, колон нико­гда в пра­ве не сме­ши­вал­ся с рабом.

Но на прак­ти­ке, пер­вый во мно­гих точ­ках сопри­ка­сал­ся со вто­рым. Если раб не мог поки­нуть гос­по­ди­на, колон не мог поки­нуть зем­ли. Его связь с зем­лей была такою же тес­ной, как связь раба с гос­по­ди­ном. Он неко­то­рым обра­зом при­над­ле­жал зем­ле, «для кото­рой родил­ся»32. Он дол­жен был «веч­но слу­жить ей»33. Он с.110 являл­ся «чело­ве­че­ской лич­но­стью, обя­зан­ной и под­чи­нен­ной зем­ле». Может быть, не сле­ду­ет пони­мать все эти выра­же­ния в бук­валь­ном смыс­ле, пом­ня при­под­ня­тый стиль кодек­сов34. Тем не менее оста­ет­ся очень харак­тер­ным, что зако­но­да­тель при­ла­га­ет к коло­нам тер­ми­ны, кото­рые кажут­ся под­хо­дя­щи­ми толь­ко к рабам.

Ско­ро мы видим даже, что тер­мин «раб» начи­на­ет при­ла­гать­ся к коло­ну, хотя бы мета­фо­ри­че­ски. «Рас­смат­ри­вай­те его, гово­рит зако­но­да­тель, как раба зем­ли». «Он отдан зем­ле в неко­то­рый вид раб­ства», повто­ря­ет он еще раз35. Так, в язы­ке и в поня­ти­ях людей извест­ный при­знак раб­ско­го состо­я­ния мало-пома­лу свя­зал­ся с обра­зом коло­на.

По зако­ну он сво­бо­ден, сво­бо­ден он и по при­ро­де; но он похож на раба в сво­ей сми­рен­ной еже­днев­ной жиз­ни. Необ­хо­ди­мо уси­лие мыс­ли, чтобы заме­тить, что он не раб. Мало-пома­лу теря­ет­ся при­выч­ка видеть в нем сво­бод­но­го чело­ве­ка. Зако­ны, про­дол­жая по-преж­не­му отли­чать его от раба, дви­га­ясь по есте­ствен­ной наклон­ной плос­ко­сти, при­дут к тому, что будут отли­чать его и от сво­бод­но­го чело­ве­ка. Дей­ст­ви­тель­но, в текстах коло­ны так же часто про­ти­во­по­ла­га­ют­ся сво­бод­ным (li­be­ri), как и рабам (ser­vi)36. С кон­ца IV-го века уже не допус­ка­ет­ся, чтобы жен­щи­на-колон­ка выхо­ди­ла за сво­бод­но­го чело­ве­ка; такой союз уже не при­зна­вал­ся с тех пор закон­ным бра­ком, и пото­му дети, от него про­ис­шед­шие, насле­до­ва­ли состо­я­нию мате­ри37. Зако­но­да­тель кон­чит с.111 тем, что будет утвер­ждать, буд­то почти уж не вид­но ника­кой раз­ни­цы меж­ду рабом и коло­ном38. Таким обра­зом, коло­нат, кото­рый не был раб­ст­вом, не остал­ся вме­сте с тем и сво­бо­дой. Он пре­вра­тил­ся в состо­я­ние про­ме­жу­точ­ное меж­ду сво­бо­дой и раб­ст­вом.

По край­ней мере, одной сво­бо­ды не доста­ет коло­ну: сво­бо­ды выхо­да из поме­стья, к кото­ро­му он при­креп­лен. «Он не может быть отде­лен от зем­ли даже на одну мину­ту»39. Если он ее покида­ет, такое дей­ст­вие коло­на ква­ли­фи­ци­ру­ет­ся как бег­ство, и оно состав­ля­ет нака­зу­е­мый про­сту­пок40. Земле­вла­де­лец полу­чал пра­во его пре­сле­до­вать, разыс­ки­вать; он мог схва­тить коло­на и воз­вра­тить его на зем­лю. Орга­ны государ­ст­вен­но­го управ­ле­ния обя­за­ны были ока­зы­вать актив­ное содей­ст­вие тако­му земле­вла­дель­цу при отста­и­ва­нии им сво­их прав: «Про­вин­ци­аль­ные намест­ни­ки, гла­сит закон, долж­ны при­нуж­дать бег­лых коло­нов воз­вра­щать­ся на поля, где они роди­лись»41.

Колон ока­зал­ся настоль­ко свя­зан с зем­лею, он стал от нее настоль­ко неот­де­лим, что, по очень есте­ствен­ной ассо­ци­а­ции поня­тий, чело­век, быв­ший вла­дель­цем зем­ли, начал рас­смат­ри­вать­ся тем самым и вла­дель­цем коло­на. Этот колон в силу его при­креп­ле­ния к зем­ле, с.112 хоть и при­зна­ва­ясь сво­бод­ным, сде­лал­ся пред­ме­том соб­ст­вен­но­сти. Им вла­де­ют42. Два соб­ст­вен­ни­ка могут вести тяж­бу о «вла­де­нии» коло­ном43. Закон отли­ча­ет даже виды тако­го вла­де­ния: он ста­вит, напри­мер, того, кто явля­ет­ся таким вла­дель­цем коло­на лишь «bo­na fi­de» осо­бо от того, кто есть его пол­ный закон­ный «соб­ст­вен­ник»44. Два чело­ве­ка спо­рят меж­ду собою в суде, а колон дол­жен оста­вать­ся в сто­роне от про­цес­са, резуль­тат кото­ро­го, впро­чем, для него почти без­раз­ли­чен45. Так колон сде­лал­ся частью земель­но­го иму­ще­ства. Один стал непо­нят­ным без дру­го­го, и к обо­им нача­ло при­ме­нять­ся одно и то же пра­во. Когда хозя­ин коло­на, бежав­ше­го или похи­щен­но­го, тре­бу­ет и берет его назад, оче­вид­но, что он опи­ра­ет­ся на пра­во соб­ст­вен­но­сти.

Такая соб­ст­вен­ность теря­лась, как и дру­гие ее виды, в силу дав­но­сти. Если колон скры­вал­ся, и соб­ст­вен­ник про­пус­кал трид­цать лет, не делая ника­ко­го заяв­ле­ния о про­па­же, или сам не нахо­дил его за этот про­ме­жу­ток, он терял вся­кое пра­во на коло­на46.

Когда кодек­сы гово­рят — «колон», мы долж­ны хоро­шо пони­мать, что под этим име­нем разу­ме­ют­ся и муж­чи­ны, и жен­щи­ны, нахо­дя­щи­е­ся в извест­ном соци­аль­ном поло­же­нии. Вся семья зем­ледель­ца всту­па­ла при дан­ных усло­ви­ях в коло­нат. Все зако­ны, отно­сив­ши­е­ся к коло­ну, оди­на­ко­во при­ла­га­лись к его жене и детям47. Жен­щи­на колон­ка не мог­ла ухо­дить с зем­ли так же, как ее муж. Един­ст­вен­ная раз­ни­ца меж­ду ними пред­став­ля­лась в том, что для нее срок дав­но­сти сокра­щал­ся до два­дца­ти лет48.

с.113 Вот одна очень харак­тер­ная чер­та. Жен­щи­на-колон­ка ушла из поме­стья, ее при­ня­ли в дру­гом, и она там вышла за коло­на. Если ее нахо­ди­ли до исте­че­ния два­дца­ти­лет­ней дав­но­сти, она под­ле­жа­ла воз­вра­ту «на место про­ис­хож­де­ния»49. Таким обра­зом она ока­зы­ва­лась раз­лу­чен­ною с мужем, кото­рый, со сво­ей сто­ро­ны, был при­креп­лен к зем­ле. Дети в таком слу­чае разде­ля­лись: третья часть шла с мате­рью, две тре­ти оста­ва­лись с отцом50. Семья раз­дроб­ля­лась навсе­гда. Супру­ги не мог­ли боль­ше нико­гда вновь соеди­нить­ся; нель­зя было сой­тись вме­сте ни детям, ни вну­кам, от них про­ис­шед­шим, так как они при­над­ле­жа­ли к раз­лич­ным поме­стьям. Это жесто­кое пра­ви­ло не было изо­бре­те­но зако­но­да­те­лем; оно роди­лось из самих фак­тов жиз­ни; оно было есте­ствен­ным, поми­мо­воль­ным, неиз­беж­ным послед­ст­ви­ем уста­нов­ле­ния само­го прин­ци­па, что колон неот­де­лим от зем­ли. Зако­но­да­тель не создал раз­би­рае­мо­го поряд­ка; он толь­ко при­нял его и санк­ци­о­ни­ро­вал. Он даже ста­рал­ся смяг­чить пра­ви­ло, ибо ввел поправ­ку: когда соб­ст­вен­ник жен­щи­ны явит­ся тре­бо­вать ее обрат­но, соб­ст­вен­ник той зем­ли, где она вышла замуж, будет иметь пра­во сохра­нить ее у себя, отдав вза­мен ее дру­гую жен­щи­ну и дру­гих детей, вме­сто ее потом­ства51. При помо­щи тако­го выхо­да семья может остать­ся соеди­нен­ной. Подоб­ный обмен, направ­лен­ный к охране цело­сти семьи, кото­рый пер­во­на­чаль­но объ­яв­лял­ся лишь факуль­та­тив­ным для обе­их сто­рон, сде­лан был обя­за­тель­ным по ука­зу Гоно­рия и Вален­ти­ни­а­на III: «Ибо недо­пу­сти­мо, — гово­рит зако­но­да­тель, — чтобы гос­по­да рас­про­стра­ня­ли свои пра­ва до край­но­сти и раз­ры­ва­ли брак, кото­рый дол­жен оста­вать­ся нерас­тор­жи­мым»52.

с.114 Оста­но­вим­ся одну мину­ту на этом необыч­ном зако­но­да­тель­ном поста­нов­ле­нии. Мне кажет­ся, что из него мож­но вос­ста­но­вить суще­ст­во­ва­ние более обще­го пра­ви­ла, кото­рое пря­мо нигде не ука­зы­ва­ет­ся, имен­но, что колон мог сво­бод­но всту­пать в брак лишь с жен­щи­ною того же поме­стья, на кото­ром он сам сидел. Fo­ris ma­ri­ta­gium (сред­не­век. for­ma­ria­ge) было ему закры­то. Воз­мож­но, что не изда­ва­лось нико­гда зако­на, кото­рый уста­нав­ли­вал бы такой запрет, но дело выте­ка­ет из фак­тов. Дей­ст­ви­тель­но, с одной сто­ро­ны он не мог женить­ся на рабыне, не мог так­же взять сво­бод­ную жен­щи­ну; если же, с дру­гой, он выби­рал жен­щи­ну из зва­ния коло­нов, но сидев­шую в дру­гом поме­стье, то эта жен­щи­на не мог­ла сой­ти с зем­ли, чтобы сле­до­вать за ним и жить с ним; если же она на это решит­ся, то ее воз­вра­тят силою, а дети будут поде­ле­ны меж­ду дву­мя гос­по­да­ми.

Прав­да, что пра­ви­ло было смяг­че­но, как пока­зы­ва­ют два при­веден­ные зако­на Гоно­рия и Вален­ти­ни­а­на III. Оба земле­вла­дель­ца мог­ли всту­пать в согла­ше­ние и обме­ни­вать­ся жен­щи­на­ми-колон­ка­ми; так мог­ло выра­ба­ты­вать­ся нечто вро­де вза­им­но­сти бра­ков меж­ду людь­ми обо­их поме­стий. Но все-таки оста­ва­лось несо­мнен­ным, что колон, в силу сво­его при­креп­ле­ния к зем­ле, есте­ствен­но мог прак­ти­ко­вать for­ma­ria­ge лишь с раз­ре­ше­ния обо­их соб­ст­вен­ни­ков.

Мог ли колон изме­нять свое состо­я­ние? Неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли без­услов­но отри­ца­ли это. Но утвер­ждав­шие это уче­ные, кажет­ся мне, пошли несколь­ко даль­ше исти­ны. Надоб­но в дан­ном пунк­те раз­ли­чать тео­рию и прак­ти­ку.

Тео­рия фор­му­ли­ро­ва­ла, что колон «не мог устра­нить­ся от неиз­мен­но­сти соб­ст­вен­но­го состо­я­ния»53. Оно было посто­ян­ным и, как гово­рит зако­но­да­тель, почти веч­ным54. Ника­кая дру­гая про­фес­сия ему не откры­ва­лась. Один закон Кон­стан­ти­на запре­ща­ет ему всту­пать в вой­ско55. Закон Гоно­рия повто­ря­ет это запре­ще­ние в с.115 такую эпо­ху, когда импе­рия еще боль­ше нуж­да­лась в вои­нах, чем в хле­бо­паш­цах; тут же при­со­еди­ня­ет­ся еще дру­гой запрет для коло­нов пере­хо­дить хотя бы в самые низ­шие долж­но­сти адми­ни­ст­ра­тив­ной служ­бы56. Рас­по­ря­же­ния эти пред­став­ля­ют­ся стран­ны­ми на пер­вый взгляд, и неволь­но хочет­ся сна­ча­ла при­пи­сать их при­хотям дес­потов. Но импе­ра­тор сооб­ща­ет нам мотив, кото­рый опре­де­лил его дей­ст­вия: он хочет «ува­жать пра­ва соб­ст­вен­ни­ков»57. В сущ­но­сти, не он пре­пят­ст­во­вал коло­нам попол­нять армию; того тре­бо­ва­ло ста­рое коло­нат­ное пра­во, сло­жив­ший­ся обы­чай, сила выра­ботав­ших­ся помест­ных уста­вов. Я бы не решил­ся свиде­тель­ст­во­вать, что те же госуда­ри, в тай­ных инструк­ци­ях, не раз­ре­ша­ли, наобо­рот, воен­ным началь­ни­кам при­ни­мать коло­нов в вой­ска; но, по насто­я­ни­ям соб­ст­вен­ни­ков и перед налич­но­стью неоспо­ри­мо­го пра­ва, они спе­ши­ли про­воз­гла­сить в откры­том офи­ци­аль­ном акте, что коло­ны не будут туда допус­кать­ся.

На прак­ти­ке, несо­мнен­но, мно­гие коло­ны попа­да­ли в армию. Это настоль­ко досто­вер­но, что даже суще­ст­ву­ет закон, кото­рый фор­маль­но уста­нав­ли­ва­ет избав­ле­ние таких коло­нов, став­ших вои­на­ми, от сво­его спе­ци­аль­но­го, т. е., подуш­но­го нало­га вме­сте с их жена­ми58. Запре­ще­ние всту­пать в вой­ско сле­ду­ет, таким обра­зом пони­мать с.116 толь­ко в том смыс­ле, что для того тре­бо­ва­лось раз­ре­ше­ние вла­дель­цев59. Но так как с поме­стья сни­ма­лось столь­ко же душе­вых окла­дов, сколь­ко ухо­ди­ло в армию коло­нов, то поме­щи­ку не пред­став­ля­лось осо­бен­но боль­шо­го инте­ре­са отка­зы­вать в согла­сии. К тому же воин­ская повин­ность явля­лась одним из обя­за­тельств земле­вла­дель­цев по отно­ше­нию к государ­ству. Круп­ный соб­ст­вен­ник, кото­рый име­но­вал­ся se­na­tor, не дол­жен был сам слу­жить, но он обя­зан был пред­став­лять к набо­ру чис­ло рекру­тов, про­пор­цио­наль­ное чис­лу людей, сидев­ших на его зем­лях60. Зако­ны запре­ща­ли выстав­лять при этом рабов61; они же не допус­ка­ли на служ­бу ремес­лен­ни­ков. Ста­ло быть, оста­ва­лись одни коло­ны. Чело­век, про­слу­жив­ший в вой­ске шест­на­дцать или два­дцать лет, не воз­вра­щал­ся боль­ше в коло­нат­ное состо­я­ние. Так, имен­но этим путем, откры­вал­ся из него выход. Но им мож­но было вос­поль­зо­вать­ся толь­ко с раз­ре­ше­ния земле­вла­дель­ца.

То же самое при­ме­ня­лось и по отно­ше­нию к вступ­ле­нию коло­нов в цер­ков­ное зва­ние. Закон не доз­во­лял, чтобы колон ста­но­вил­ся свя­щен­ни­ком поми­мо согла­сия земле­вла­дель­ца62; но с таким раз­ре­ше­ни­ем, оче­вид­но, мно­гие коло­ны при­ни­ма­ли свя­щен­ни­че­ский и мона­ше­ский сан63. Осо­бен­но часто про­ис­хо­ди­ло, по-види­мо­му, что из коло­нов попол­ня­лось мест­ное духо­вен­ство, кото­рое обслу­жи­ва­ло сель­ские церк­ви, устра­и­вав­ши­е­ся внут­ри поме­стий, где они сиде­ли. Прав­да, в подоб­ных слу­ча­ях коло­ны, ста­но­вив­ши­е­ся свя­щен­ни­ка­ми, оста­ва­лись под­чи­не­ны сво­им преж­ним обя­за­тель­ствам по отно­ше­нию к земле­вла­дель­цам. Обе­ре­гая досто­ин­ство ново­го зва­ния, с.117 колон-свя­щен­но­слу­жи­тель толь­ко выстав­лял вме­сто себя заме­сти­те­ля при выпол­не­нии бар­щин­ных работ64.

Таким обра­зом, колон мог пере­хо­дить в дру­гие соци­аль­ные кате­го­рии, но толь­ко по обо­юд­но­му согла­ше­нию с земле­вла­дель­цем. Это обсто­я­тель­ство даже само по себе доста­точ­но ясно пока­зы­ва­ет, что не импе­ра­тор­ская власть при­вя­за­ла коло­нов к зем­ле.

Состо­я­ние коло­на­та было наслед­ст­вен­но. Сын при­нуж­дал­ся возде­лы­вать опре­де­лен­ную зем­лю в силу одно­го фак­та, что на ней работал отец65. Один закон Гра­ци­а­на и Фео­до­сия про­воз­гла­ша­ет, что тот, у кого отец и дед были коло­на­ми, если он сам «в мало­лет­стве» ушел с поме­стья, а потом устро­ил­ся в рядах вой­ска, дол­жен быть извле­чен из армии и воз­вра­щен поме­стью66.

Здесь воз­ни­ка­ет вопрос: какой-нибудь колон дол­го сидел и работал на такой-то зем­ле; сын его нико­гда не жил на ней и нико­гда не нес обя­за­тельств, свя­зан­ных с коло­на­том; когда умрет отец, обла­да­ет ли вла­де­лец каки­ми-нибудь пра­ва­ми над этим сыном? Юсти­ни­ан отве­ча­ет: «Прав­да, земле­вла­де­лец мог тер­петь, чтобы сын оби­тал вне пре­де­лов поме­стья, пото­му что отец удо­вле­тво­рял воз­ло­жен­ным обя­за­тель­ствам. Но если отец уми­ра­ет или ста­но­вит­ся неспо­со­бен к тру­ду, необ­хо­ди­мо, чтобы сын ста­но­вил­ся на его место. Он свя­зан с зем­лею, так как родил­ся на ней. Как бы дол­го он ни отсут­ст­во­вал, но в сущ­но­сти он там оста­вал­ся, в лице отца». Зако­но­да­тель при­со­еди­ня­ет тут же такое раз­мыш­ле­ние: «Было бы неспра­вед­ли­во, чтобы доб­рота, с какою земле­вла­де­лец допус­кал его отлуч­ку, послу­жи­ла во вред его пра­вам»67.

с.118 Такое пра­ви­ло стро­жай­шей наслед­ст­вен­но­сти сна­ча­ла изум­ля­ет наш ум, при­вык­ший ныне к совсем иным поряд­кам. Но в ту эпо­ху, кото­рую мы изу­ча­ем, оно было доведе­но до самых край­них послед­ст­вий. Если бег­лый колон уми­рал рань­ше дости­же­ния трид­ца­ти­лет­ней дав­но­сти, и во вре­мя нахож­де­ния в «бегах» у него рож­дал­ся сын, этот послед­ний, хоть он и появил­ся на свет вне пре­де­лов поме­стья, все-таки счи­тал­ся под­власт­ным вла­дель­цу и мог быть им вытре­бо­ван к себе силою68. Мы уже виде­ли выше, что если воз­вра­ща­лась назад жен­щи­на-колон­ка, вышед­шая замуж вне поме­стья, то с нею при­во­ди­лась и третья часть при­жи­тых ею детей. Если она всту­па­ла при этом в брак с чело­ве­ком, не при­над­ле­жав­шим к коло­нат­но­му зва­нию, то союз при­зна­вал­ся неза­кон­ным: отец лишал­ся тогда вся­ко­го пра­ва на детей, и все потом­ство жен­щи­ны воз­вра­ща­лось под власть вла­дель­ца поме­стья, с кото­ро­го она ушла69.

Перед нами про­хо­дит целая цепь бес­по­щад­ных зако­но­по­ло­же­ний, направ­лен­ных к вос­пре­пят­ст­во­ва­нию коло­нам покидать зем­лю, к кото­рой они были при­креп­ле­ны. Но в про­ти­во­вес им необ­хо­ди­мо выдви­нуть и дру­гое, парал­лель­ное пра­ви­ло, запре­щав­шее соб­ст­вен­ни­ку зем­ли сго­нять их с участ­ков. Послед­нее реже выска­зы­ва­ет­ся в текстах, но оно при­зна­ва­лось не менее импе­ра­тив­но, чем пер­вое. Веро­ят­нее все­го, весь порядок сло­жил­ся издав­на; при­зна­ки его вко­ре­ни­лись в обы­чаи все до того момен­та, когда факт был заме­чен импер­ским пра­ви­тель­ст­вом и уре­гу­ли­ро­ван зако­но­да­тель­ст­вом. Один закон 357 г. вос­пре­ща­ет земле­вла­дель­цу про­да­вать поме­стье без коло­нов. Всмот­рим­ся в его редак­цию: «Если кто хочет про­дать или пожа­ло­вать име­нье, он не име­ет с.119 пра­ва оста­вить за собою коло­нов или пере­се­лить их на дру­гие свои зем­ли»70. Заме­тим далее, что зако­ном этим обе­ре­га­ет­ся инте­рес не одно­го поку­па­те­ля, кото­рый мог под­верг­нуть­ся обма­ну: в нем выска­зы­ва­ет­ся пред­по­ло­же­ние, что поку­па­тель с про­дав­цом мог­ли стак­нуть­ся (pri­va­ta pac­tio­ne). В самом деле поку­па­тель мог желать при­об­ре­сти зем­лю без людей; но это­го-то закон и не допус­ка­ет: ста­ло быть, он забо­тит­ся об инте­ре­сах коло­нов. Он обе­ре­га­ет их от воз­мож­но­сти ока­зать­ся лишен­ны­ми наде­лов. Поэто­му-то в нем при­бав­ле­но сле­дую­щее объ­яс­не­ние: «Либо земле­вла­дель­цы нахо­дят, что коло­ны для них выгод­ны, либо они дума­ют, что не извле­ка­ют из них ника­кой поль­зы. Если вер­но пер­вое, пусть сохра­ня­ют в сво­их руках зем­лю; если вто­рое, то пусть про­да­ют зем­лю вме­сте с ними»71.

Дру­гой закон, издан­ный Вален­ти­ни­а­ном I, вос­пре­ща­ет про­да­вать коло­нов без зем­ли. Отме­чаю осо­бен­но, что зако­но­да­тель не стре­мит­ся здесь создать ново­введе­ние. Меро­при­я­тие направ­ле­но к устра­не­нию обма­нов, кото­рые ино­гда про­из­во­ди­лись, чтобы обой­ти порядок, оче­вид­но, уже дав­но уста­но­вив­ший­ся. Неко­то­рые земле­вла­дель­цы, желая отде­лать­ся от сво­их коло­нов, при изме­не­нии харак­те­ра экс­плуа­та­ции земель, пыта­лись ино­гда, веро­ят­но, про­да­вать часть поме­стья, но вме­сте с этой частью отчуж­да­ли всех коло­нов, сидев­ших на всей его пло­ща­ди. Это было зло­употреб­ле­ние и мошен­ни­че­ство. Вален­ти­ни­ан I и стре­мит­ся обуздать его72. Он объ­яв­ля­ет, что, про­да­вая поме­стье, вла­де­лец обя­зу­ет­ся в то же вре­мя про­дать точ­но соот­вет­ст­вен­ное чис­ло коло­нов73. Здесь мы с.120 еще раз обна­ру­жи­ва­ем общее нача­ло, кото­ро­го при­дер­жи­ва­ет­ся зако­но­да­тель: колон дол­жен сохра­нить навсе­гда свой уча­сток.

Вско­ре потом, закон Гра­ци­а­на запре­тил поку­па­те­лю зем­ли при­во­дить на нее новых коло­нов с нару­ше­ни­ем инте­ре­сов преж­них, или заме­нять их раба­ми74. Мы не можем при­ве­сти зако­на, кото­рый пря­мо гово­рил вла­дель­цу: ты нико­гда не будешь сго­нять коло­нов с зем­ли. Но нам кажет­ся, что такой прин­цип под­ра­зу­ме­ва­ет­ся в тех трех текстах, кото­рые мы толь­ко что при­ве­ли. Если земле­вла­дель­цу вос­пре­ща­ет­ся отде­лять коло­нов от их поля в тот момент, когда он про­да­ет поме­стье, или когда он его поку­па­ет, этим пред­по­ла­га­ет­ся тем более, что он не име­ет пра­ва лишать их наде­лов в обык­но­вен­ное вре­мя.

Один визан­тий­ский юрист, жив­ший в эпо­ху, гораздо более позд­нюю, чем изу­чае­мая нами, но весь про­пи­тан­ный иде­я­ми Дигест и оста­вив­ший нам точ­ный ана­лиз послед­них, так фор­му­ли­ру­ет ука­зан­ную дву­сто­рон­нюю при­ро­ду коло­на­та: «Чело­ве­ка, про­сидев­ше­го на моей зем­ле трид­цать лет в каче­стве воль­но­го съем­щи­ка, я при­нуж­даю, уже поми­мо его воли, оста­вать­ся на ней и даль­ше навсе­гда; но за то и наобо­рот не могу и я в свою оче­редь поме­шать ему обра­ба­ты­вать уча­сток или согнать его»75. — Не знаю, откуда Гер­ме­но­пул извлек эту фор­му­лу: он не ука­зы­ва­ет ни ее изо­бре­та­те­ля, ни вре­ме­ни ее воз­ник­но­ве­ния. Может быть, это про­ис­хо­дит отто­го, что вооб­ще у нее нет авто­ра, и нель­зя ука­зать даты ее появ­ле­ния: она, воз­мож­но, сло­жи­лась и жила под видом обы­чая. Но инте­рес­но отме­тить, что он поме­ща­ет это пра­ви­ло меж­ду дву­мя дру­ги­ми, так­же отно­ся­щи­ми­ся к обра­бот­ке зем­ли, кото­рые оба извле­че­ны из Дигест76.

с.121 Один закон Гоно­рия допус­ка­ет вла­дель­цу двух поме­стий пере­во­дить коло­нов из одно­го в дру­гое. Но, по-види­мо­му, закон этот тре­бу­ет, чтобы точ­но уста­нав­ли­ва­лось каж­дый раз, что одно из них пре­и­зоби­ло­ва­ло коло­на­ми, а в дру­гом их не хва­та­ло77. Такое пере­се­ле­ние коло­нов не мог­ло, ста­ло быть, совер­шать­ся по пустой при­хо­ти вла­дель­цев. Тот же импе­ра­тор пред­пи­сы­ва­ет все­гда при­ни­мать меры, чтобы, в слу­чае подоб­ных пере­во­дов коло­нов на новые места, семьи их не разде­ля­лись.

Все подоб­ные рас­по­ря­же­ния, как вид­но, бла­го­при­ят­ст­во­ва­ли коло­нам. Итак, рас­смот­рен­ные выше зако­ны, кото­рые отня­ли у них пра­во пере­хо­да и нака­зы­ва­ли их за бег­ство, обна­ру­жи­ва­ют лишь одну из сто­рон, опре­де­ляв­ших их поло­же­ние. Послед­ние пока­зы­ва­ют дру­гую. Было бы пре­уве­ли­че­ни­ем утвер­ждать, что коло­ны при­об­ре­ли извест­ное пра­во на заня­тые ими участ­ки, нечто вро­де полу­соб­ст­вен­но­сти. Зако­но­да­тель нико­гда не выска­зы­вал­ся в подоб­ном смыс­ле. Такое пра­во нико­гда не было при­зна­но и запи­са­но. Весь­ма веро­ят­но, что никто здесь и не затра­ги­вал пра­во­во­го вопро­са. Послед­ний даже не пред­став­лял­ся умам. Но прак­ти­ка, обы­чай (кутю­ма) сло­жи­лись имен­но так: коло­на, ока­за­лось, нель­зя сго­нять с зем­ли.

Юсти­ни­ан часто и откры­то выска­зы­ва­ет­ся по отно­ше­нию к коло­нам с боль­шой суро­во­стью. Он срав­ни­ва­ет их с раба­ми — и при­бли­жа­ет их к раб­ству, как толь­ко может. Но, сре­ди этих суро­во­стей, он напо­ми­на­ет, что гос­по­дин «может выве­сти коло­на из сфе­ры сво­его пра­ва, лишь отка­зав­шись так­же от пра­ва на зем­лю»78. Что же зна­чат эти сло­ва, если не то, что колон не мог быть отде­лен от поля, кото­рое обра­ба­ты­вал? Фор­ма язы­ка жест­кая, но сущ­ность мыс­ли тако­ва, что колон не может лишить­ся сво­ей зем­ли. Зако­но­да­тель гово­рит еще, с.122 что колон состав­лял нераздель­ную часть зем­ли, membrum ter­rae79. Вот сло­во с двой­ным смыс­лом. Оно озна­ча­ет, с одной сто­ро­ны, что колон не мог оста­вить поля; оно озна­ча­ет, с дру­гой, что у него нель­зя было отнять поле. Он состав­лял с наде­лом одно тело. Это зна­чит, что ника­кая воля не может его ото­рвать от наде­ла, ни воля земле­вла­дель­ца, ни его соб­ст­вен­ная.

Итак, обя­за­тель­ство, кото­рое при­вя­зы­ва­ло коло­на к поч­ве, было зако­ном и для него, и для гос­по­ди­на. У коло­на не было надеж­ды когда-нибудь осво­бо­дить­ся от зем­ли; но он мог и не боять­ся, что его сго­нят с нее. Это — при­нуди­тель­ное дер­жа­нье, но зато дер­жа­нье обес­пе­чен­ное. На нем лежит наслед­ст­вен­ный труд, но зато он обла­да­ет и наслед­ст­вен­ным поль­зо­ва­ни­ем. Ни колон не отстанет никак от зем­ли, ни зем­ля от коло­на. Зем­ля дер­жит его, но и он дер­жит зем­лю.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Мож­но к ним при­ба­вить еще несколь­ко строк у бл. Авгу­сти­на (De ci­vi­ta­te Dei, X, 9), затем неопре­де­лен­ный отры­вок из Саль­ви­а­на (De gu­ber­na­tio­ne Dei, V, 8; 9) и одно пись­мо Сидо­ния Апол­ли­на­рия.
  • 2Cod. Theod. V, 10: «Si quis co­lo­nus ori­gi­na­lis». — Ibi­dem: quis ori­gi­na­rius». — Сбли­же­ние при­веден­ных двух отрыв­ков одно­го и того же зако­на хоро­шо пока­зы­ва­ет, что оба тер­ми­на были сино­ни­мич­ны. — См. еще Cod. Iust. XI, 48, 7; 11; XI, 67, 1.
  • 3Cod. Theod. V, 9, 1: «Co­lo­num ori­gi­ni suae res­ti­tuat». — Ibid. V, 10, 1: «Ad so­lum ge­ni­ta­le re­pe­ti­tus est».
  • 4Cod. Theod. V, 12, 2: «Si quis tri­bu­ta­rius fu­gi­ti­vus re­pe­ri­tur, ad eum pro­ti­nus re­deat, cui­us se es­se pro­fi­rea­tur». — Ibid. XI, 7, 2 (закон 319 г.): «Vel co­lo­nus, vel tri­bu­ta­rius». — Cod. Iust. XI, 53, 3: «Si cui­us­li­bet tri­bu­ta­rius iun­xe­rit si­bi tri­bu­ta­riam uxo­rem». — Ibid. XI, 48, 12: «Vel tri­bu­ta­rios vel in­qui­li­nos apud do­mi­nos vo­lu­mus re­ma­ne­re».
  • 5Уже со вре­ме­ни юрис­кон­суль­та Мар­ци­а­на мы встре­ча­ем «in­qui­li­nos, qui prae­diis ad­hae­rent» (Dig. XXX, 1, 112). Один закон 371 г. (Cod. Iust. XI, 53, 1) про­из­но­сит, что они не могут так же, как и коло­ны, ухо­дить с зем­ли. Нако­нец мы чита­ем в законе 400 г. (Cod. Iust. XI, 48, 13) сле­дую­щее: «In­ter in­qui­li­nos co­lo­nos­ve, quo­rum quan­tum ad ori­gi­nem per­ti­net, vin­di­can­dam in­discre­ta eadem­que pæne vi­de­tur es­se con­di­tio, li­cet sit discri­men in no­mi­ne». — Отме­тим, впро­чем, в тек­сте сло­во pæne, кото­рое дока­зы­ва­ет, что сме­ше­ние обо­их тер­ми­нов не было еще пол­ным.
  • 6Cod. Iust. XI, 53, 1: «Non tri­bu­ta­rio ne­xu, sed no­mi­ne et ti­tu­lo co­lo­no­rum». — То же в законе 319 г. Cod. Theod. XI, 7, 2: «Vel co­lo­nus, vel tri­bu­ta­rius».
  • 7Cod. Iust. XI, 50, 2: «Co­lo­ni dum­ta­xat adscrip­ti».
  • 8Это выте­ка­ет из слов: «Om­nes adscrip­ti­cios co­lo­nos si­ne ul­lo con­di­tions discri­mi­ne» (Cod. Iust. XI, 48, 6). Не забудем, кро­ме того, что суще­ст­во­ва­ли и рабы, кото­рых назы­ва­ли adscrip­ti­cii.
  • 9Это мож­но выве­сти хотя бы даже из одних сле­дую­щих слов в кодек­се Юсти­ни­а­на (XI, 48; 20): «Si co­lo­ni cui­us­cun­que con­di­tio­nis».
  • 10Нуж­но, впро­чем, ска­зать, что оттен­ки эти посте­пен­но стер­лись. Одно пись­мо Сидо­ния Апол­ли­на­рия (V, 19) пока­зы­ва­ет, что тер­ми­ны ori­gi­na­rius, in­qui­li­nus, tri­bu­ta­rius и co­lo­nus сде­ла­лись сино­ни­ма­ми. Прав­да, Сидо­ний не стре­мит­ся к точ­но­сти язы­ка и не при­дер­жи­ва­ет­ся очень тща­тель­но истин­но­го смыс­ла слов, и я не могу раз­ли­чить, со сво­ей сто­ро­ны, был ли чело­век, о кото­ром он гово­рит, зем­ледель­че­ским рабом или коло­ном.
  • 11Ср. Wal­lon, His­toi­re de l’escla­va­ge, кн. V и VII, и еще ст. Hum­bert, в «Dic­tion­nai­re des an­ti­qui­tés» под сло­вом Co­lo­nat. — См. так­же Cam­pa­na, Etu­de sur le co­lo­nat.
  • 12Смысл слов ser­vi ter­raeCod. Iust. XI, 52, ed. Krue­ger) тол­ко­вал­ся невер­но. Сле­до­ва­ло бы обра­тить вни­ма­ние на сле­дую­щее: 1) выра­же­ние ser­vus ter­rae нико­гда не при­ла­га­лось к рабам; 2) в тек­сте сто­ит гла­гол exis­ti­men­tur, aes­ti­men­tur. Фео­до­сий толь­ко гово­рит: «Смот­ри­те на них, как на рабов зем­ли». — Он не гово­рит: «они — рабы».
  • 13Cod. Iust. XI, 53. 1.
  • 14Cod. Theod. V, 9, 1: «In ser­vi­lem con­di­tio­dem fer­ro li­ga­ri».
  • 15Cod. Theod. V, 9, 1: «Ut of­fi­cia, quae li­be­ris congruunt, me­ri­to ser­vi­lis con­dem­na­tio­nis com­pel­lan­tur imple­re».
  • 16Ibid. V, 4, 3: «Non alio iure quam co­lo­na­tus… Ope­ra eorum li­be­ra ter­ra­rum do­mi­ni utan­tur… Nul­li li­ceat eos in ser­vi­tu­tem tra­he­re.
  • 17No­vell Va­len­tin. XXX, 5: «Sal­va in­ge­nui­ta­te li­cen­tiam non ha­beant re­ce­den­di».
  • 18Ibid. § 6: «Mu­lie­res, a qui­bus co­niunctio est ap­pe­ti­ta ser­vo­rum vel co­lo­no­rum… Fi­lios earum aut co­lo­na­rio no­mi­ne; aut ser­vos; ita ut il­los ne­xus co­lo­na­rius te­neat, hos con­di­tio ser­vi­tu­tis».
  • 19Cod. Iust. XI, 52, 1 (закон Фео­до­сия): «Li­cet con­di­tio­ne vi­dean­tur in­ge­nui, ser­vi ta­men ter­rae, cui na­ti æsti­men­tur». — Сло­ва эти пони­ма­лись невер­но. Vi­dean­tur пере­во­ди­ли — «кажет­ся, что они». Но это про­ти­во­ре­чит смыс­лу гла­го­ла vi­deor в том его употреб­ле­нии, какое уста­но­ви­лось в IV веке. Он обо­зна­чал тогда поня­тие оче­вид­но­сти и гово­рил­ся о том, что было ясно, вид­но, а не о том, что каза­лось, пред­по­ла­га­лось. Оно ста­ло рав­но­силь­но гре­че­ско­му φαίνεσ­θαί. — Факт такой пере­ме­ны зна­че­ния дан­но­го сло­ва, кото­рый не может ускольз­нуть от того, кто вни­ма­тель­но читал памят­ни­ки эпо­хи, недав­но был хоро­шо пока­зан на при­ме­ре изу­че­ния одно­го из ее авто­ров Гель­це­ром (Gœlzer, Ob­ser­va­tio­nes gram­ma­ti­cae in Sul­pi­cium Se­ve­rum). Тот же иссле­до­ва­тель еще под­твер­жда­ет такое наблюде­ние в дру­гой сво­ей рабо­те — «La la­ti­ni­té de St. Jérôme, стр. 423—424. — При­веден­ную фра­зу из кодек­са Фео­до­сия сле­ду­ет поэто­му точ­но пере­во­дить таким обра­зом: «Эти коло­ны, хоть и хоро­шо извест­но, что по сво­е­му поло­же­нию они сво­бод­ны, долж­ны, одна­ко, рас­смат­ри­вать­ся, как рабы зем­ли, для кото­рой они рож­де­ны».
  • 20Cod. Iust. XI, 48, 23: «Li­be­ros per­ma­ne­re… es­se in per­pe­tuum li­be­ros».
  • 21Sal­vian. De gu­bern. Dei, V, 9, 45 (ed. Halm, d. 63).
  • 22Эмбер (Hum­bert у Da­rem­berg et Sag­lio, Dic­tion­nai­re des an­ti­qui­tés, I, p. 1325) утвер­жда­ет, что коло­на мож­но было пре­вра­тить в насто­я­ще­го раба через посред­ство уго­лов­ной кары. Автор ссы­ла­ет­ся на Cod. Theod. V, 9, 1. — Но в этом законе ска­за­но толь­ко: «Qui fu­gam me­di­ta­tur, in ser­vi­lem con­di­tio­nem fer­ro li­ga­ri con­ve­niet». — Здесь доз­во­ля­ет­ся лишь при­нять меру пре­до­сто­рож­но­сти: пре­ступ­ле­ние бег­ства ведь даже не было тут совер­ше­но. «Li­ga­ri in ser­vi­lem con­di­tio­nem», мне кажет­ся, не ука­зы­ва­ет на обра­ще­ние в раб­ство. Прав­да, что в in­terpre­ta­tio к это­му зако­ну мы чита­ем: «In ser­vi­tium re­di­ga­tur». — Но это тол­ко­ва­ние при­над­ле­жит ко вре­ме­ни, на 70 лет позд­ней­ше­му, чем редак­ция кодек­са и почти на два века позд­нее, чем закон Кон­стан­ти­на.
  • 23Это выте­ка­ет из раз­ли­чия, уста­нав­ли­вае­мо­го зако­но­да­те­лем меж­ду спо­со­ба­ми, каки­ми гос­по­дин рас­ста­ет­ся с рабом и с коло­ном: «Cum pos­sit ser­vum ma­nu­mit­te­re et adscrip­ti­cium cum ter­ra do­mi­nio suo ex­pel­le­re» (Cod. Iust. XI, 48. 21). — Воз­мож­но, впро­чем, что неко­то­рый вид осво­бож­де­ния суще­ст­во­вал и для коло­на; на него как буд­то ука­зы­ва­ет одно пись­мо Сидо­ния Апол­ли­на­рия (V, 19). Но и то отме­тим, что автор не при­бе­га­ет к сло­ву, кото­рое обо­зна­ча­ло осво­бож­де­ние раба (ma­nu­mit­te­re). Этот вопрос об осво­бож­де­нии от коло­на­та пред­став­ля­ет собою один из самых тем­ных пунк­тов пред­ме­та, и у нас нет дан­ных для его выяс­не­ния. Может быть, истин­ным спо­со­бом осво­бо­дить коло­на было про­сто отпу­стить его и дать прой­ти без про­те­ста и розыс­ков про­ме­жут­ку в 30 лет. Тогда чело­век пере­ста­вал быть коло­ном. Прав­да, впро­чем, один закон в Кодек­се Юсти­ни­а­на (XI, 48, 23) отвер­га­ет по отно­ше­нию к коло­ну вся­кую дав­ность; но сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на то, что, во-пер­вых, закон этот при­над­ле­жит толь­ко Юсти­ни­а­ну; во-вто­рых, мне не кажет­ся, что он направ­лен про­тив гос­по­ди­на, кото­рый сам хотел осво­бо­дить сво­его коло­на. Отме­тим себе, что вер­нуть бег­ло­го коло­на мож­но лишь по тре­бо­ва­нию гос­по­ди­на. Мы склон­ны думать, впро­чем, без вся­кой уве­рен­но­сти, что для коло­на суще­ст­во­ва­ло лишь фак­ти­че­ское, не юриди­че­ское осво­бож­де­ние.
  • 24Cod. Iust. XI, 48, 21: «Ne diu­tius du­bi­te­tur, si quis ex adscrip­ti­cia et ser­vo vel adscrip­ti­cio et an­cil­la fuis­set edi­tus, cui­us sta­tus sit, vel quæ peior for­tu­na sit, ut­rum adscrip­ti­cia an ser­vi­lis… mat­ris suae ventrem se­qua­tur et ta­lis sit con­di­tio­nis, qua­lis ge­nit­rix fuit». — Ср. Ul­pian. Fragm. V, 8.
  • 25Такое имен­но пра­во­вое поло­же­ние выво­дит­ся само собой из пра­ви­ла, по кото­ро­му в слу­чае бра­ка коло­на с колон­кой из дру­го­го поме­стья, две тре­ти потом­ства оста­ва­лись в руках отца и толь­ко на одну треть мог пре­тен­до­вать гос­по­дин. — Cod. Theod. V, 10. См. по это­му пунк­ту in­terpre­ta­tio к ука­зан­но­му зако­ну (edit. Hae­nel, p. 475). Если бы дело шло о неза­кон­ном бра­ке, все бы дети сле­до­ва­ли за мате­рью.
  • 26Один закон 342 г. (Cod. Theod. XII, 1, 33) обна­ру­жи­ва­ет коло­нов, вла­дев­ших соб­ст­вен­но­стью («pri­va­to do­mi­nio pos­si­dent») более чем по 25 юге­ров зем­ли. — Новел­ла Юсти­ни­а­на (128, 4) так­же гово­рит о коло­нах, у кото­рых име­ет­ся «prop­ria pos­ses­sio».
  • 27Это выте­ка­ет из зако­на Вален­ти­ни­а­на I, кото­рый, напом­нив, что коло­ны ни в каком слу­чае не могут отчуж­дать участ­ки, на кото­рых они сидят, как тако­вые, при­бав­ля­ет, пере­хо­дя к зем­лям, кото­ры­ми они могут вла­деть, как соб­ст­вен­но­стью: «Si quae prop­ria ha­beant, in­con­sul­tis at­que ig­no­ran­ti­bus pat­ro­nis in alias transfer­re non li­ceat» (Cod. Theod. V, 11, 1).
  • 28Cod. Iust. XI. 50, 1.
  • 29Ibid. XI, 50, 2.
  • 30Ibid. I, 3, 36: «Ser­vos so­cia­ri cle­ri­co­rum con­sor­tiis, vo­len­ti­bus quo­que et con­sen­tien­ti­bus do­mi­nis, mo­dis om­ni­bus pro­hi­be­mus».
  • 31Ibid. I, 3, 36 (De epis­co­pis): «Iube­mus adscrip­tio­rum crea­tio­nes, ni­si do­mi­no­rum pos­ses­sio­num, un­de oriun­di sunt, con­cur­re­rit con­sen­sus, nul­lius pe­ni­tus es­se mo­men­ti».
  • 32«Lo­co, cui na­tus est» (Cod. Theod. V, 10, 1).
  • 33«In­ser­viant ter­ris» (закон 371 г. в Cod. Iust. XI, 53, 1). — «Iure co­lo­na­rio ser­vi­tu­rus» (No­vell. Va­lent. XXX, 1).
  • 34Отме­тим так­же, что на язы­ке V века сло­во ser­vi­re уже поте­ря­ло точ­ное пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние «быть рабом».
  • 35Cod. Iust. XI, 50, 2: «Pae­ne est, ut qua­dam ser­vi­tu­te de­di­ti vi­dean­tur». — В дру­гом месте коло­на назы­ва­ют «iuri ag­ro­rum de­bi­ta per­so­na» (Cod. Theod. X, 20, 10). — «De­ben­tur so­lo» (Ibid. V, 10, 1).
  • 36Cod. Iust. XI, 48, 16—24. — Cod. Theod. V, 12, 2.
  • 37Cod. Iust. XI, 68, 4 (закон Вален­ти­ни­а­на и Гра­ци­а­на): «Ex in­ge­nuo et co­lo­nis an­cil­lis­que nostris na­tos na­tas­ve ori­gi­ni, ex qua mat­res eorum sunt, fa­cies de­pu­ta­ri». — Юсти­ни­ан напо­ми­на­ет, как ста­рый закон, поло­же­ние «ut pro­ge­nies, quae ex mu­lie­ri­bus adscrip­ti­ciis et vi­ris li­be­ris pro­ge­ni­ta sit, sit adscrip­ti­cia pro­les» (Cod. Iust. XI, 48, 21. — Cfr. Ibid. XI, 48, 24). — Новел­ла Юсти­ни­а­на XXII (§ 17) про­из­но­сит без­услов­ное запре­ще­ние бра­ков меж­ду li­be­ra и adscrip­ti­cius. Такая стро­гость объ­яс­ня­ет­ся тем, что, по обще­уста­нов­лен­но­му поряд­ку для неза­кон­ных сожи­тельств, дети в таких слу­ча­ях ста­но­ви­лись бы сво­бод­ны­ми, как мать, а зако­но­да­тель не хотел, чтобы колон про­из­во­дил такое потом­ство, кото­рое усколь­за­ло бы от коло­на­та.
  • 38Cod. Iust. XI, 48, 21: «Quae enim dif­fe­ren­tia in­ter ser­vos et adscrip­ti­cios in­tel­li­ge­tur, cum uter­que in do­mi­ni sui po­si­tus sit po­tes­ta­te?» — Мы долж­ны отме­тить, что дан­ную ста­тью ино­гда пони­ма­ли невер­но. Юсти­ни­ан не гово­рит, что нет раз­ни­цы меж­ду коло­ном и рабом: напро­тив, имен­но при­веден­ная ста­тья зада­ет­ся целью уста­но­вить такое раз­ли­чие, при­том зна­чи­тель­ное, и в ней запре­ща­ют­ся бра­ки меж­ду людь­ми обо­их этих состо­я­ний. Он толь­ко хочет ука­зать послед­ни­ми сло­ва­ми, что раз будут допу­ще­ны такие бра­ки, исчезнет раз­ни­ца меж­ду коло­ном и рабом: «Quae dif­fe­ren­tia in­tel­li­ge­tur?»
  • 39Cod. Iust. XI, 48, 15: «Non po­te­rant ab ag­ris mo­men­to amo­ve­ri».
  • 40Ibi­dem. XI, 53, 1: «Re­vo­ca­ti vin­cu­lis poe­nis­que sub­dan­tur». — Необ­хо­ди­мо отме­тить, что бег­лые коло­ны под­вер­га­лись нака­за­ни­ям со сто­ро­ны гос­под. Мы нико­гда не видим, чтобы государ­ство само бра­ло на себя их нака­зы­вать, и оно не назна­ча­ло им кары. Государ­ство под­вер­га­ло нака­за­нию лишь земле­вла­дель­ца, кото­рый их укры­вал.
  • 41Cod. Iust. XI, 48, 7 (закон 366 г.).
  • 42«Co­lo­nos, quos quis­que pos­se­dit» (Cod. Iust. XI, 48, 14; закон 400 г.). «Ip­se, cui­us fuit» (Ibid. XI, 48, 12, 2).
  • 43«Ori­gi­na­rius, de cui­us prop­rie­ta­te cer­ta­tur» (Cod. Theod. V, 10, 1, 2, закон 419 г.). — «De co­lo­no cau­sam prop­rie­ta­tis agi­ta­ri» (Cod. Iust. XI, 48, 14, закон 400 г.).
  • 44«Bo­nae fi­dei pos­ses­sor» (Cod. Iust. XI, 48, 14; закон 400 г.).
  • 45Cod. Iust. XI, 48, 14.
  • 46Cod. Theod. V, 10, 1.
  • 47«Si­ne ul­lo se­xus discri­mi­ne» (Cod. Iust. XI, 48, 6; закон 366 г.). — «Mu­lie­res, quae fuis­se ori­gi­na­riae do­ce­bun­tur». (Cod. Theod. V, 10, 1). — «De mu­lie­ri­bus ori­gi­na­nis» (No­vell. Va­len­tin. XXX, 1). — «Co­lo­na» (Ibi­dem). — «Adscrip­ti­cia» (Cod. Iust. XI, 48. 21). — «Fe­mi­nas ad pat­rem fa­mi­lias per­ti­nen­tes» (No­vell. Va­len­tin. XXX, 1, 5).
  • 48Cod. Theod. V, 10, 1.
  • 49Cod. Theod. V, 10, 1, § 3. — In­terpre­ta­tio, ed. Hae­nel, p. 475.
  • 50Ibi­dem. In­terpre­ta­tio: «Si de alie­no co­lo­no fi­lios sus­ce­pe­rit, cum ag­na­tio­nis par­te ter­tia re­vo­ce­tur, quia co­lo­num duae par­tes ag­na­tio­nis se­quun­tur».
  • 51Cod. Theod. Ibi­dem: «Ea con­di­tio­ne ser­va­ta, ut vi­ca­ria cum ag­na­tio­ne par­tis ter­tiae non ne­ge­tur». — In­terpre­ta­tio: «Ne se­pa­ra­tio co­niu­gii fiat, il­lum cui­us co­lo­nus est, vi­ca­riam mu­lie­rem et pro ter­tia ag­na­tio­ne, mu­lie­ris do­mi­no com­pen­sa­re prae­ci­pi­mus».
  • 52No­vell. Va­len­tin. XXX, § 2, 3 (Hae­nel, p. 225): «Pla­cet, ut pars cui­us co­lo­num es­se con­sti­te­rit, pro uxo­re eius­dem me­ri­ti vi­ca­riam red­dat, qua­te­nus pra­va for­si­tan do­mi­no­rum obsti­na­tio a fa­cien­do di­vor­tio con­quies­cat, quia et in eius­mo­di per­so­nis sal­va et in­con­vul­sa de­bet co­niunctio­nis af­fec­tio per­ma­ne­re».
  • 53Cod. Iust. XI, 48, 14: «Si co­lo­ni ne­ces­si­ta­tem con­di­tio­nis prop­riae dec­li­na­re ten­ta­ve­rint».
  • 54Ibid. XI, 51: «Quo­dam aeter­ni­ta­tis iure».
  • 55Cod. Iust. XI, 68, 3: «Ser­vi at­que co­lo­ni, etiam eorum fi­lii et ne­po­tes vel qui­cun­que de fun­dis et pos­ses­sio­ni­bus nostris clan­cu­lo ad of­fi­cia con­vo­la­ve­runt di­ver­sa, red­dan­tur, etiam­si ar­ma­tae ha­bue­rint sac­ra­men­ta mi­li­tiae». — Об этом законе сле­ду­ет сде­лать одно заме­ча­ние. Он отно­сит­ся лишь к коло­нам импе­ра­тор­ских поме­стий. А так как импе­ра­тор, в каче­стве земле­вла­дель­ца, мог раз­ре­шать сво­им коло­нам всту­пать в воен­ную служ­бу, то закон этот не может рас­смат­ри­вать­ся как общее поста­нов­ле­ние, а в таком имен­но смыс­ле его тол­ко­ва­ли очень часто. Сло­во clan­cu­lo ясно обо­зна­ча­ет его смысл: дело идет лишь о тех, кото­рые сде­ла­лись вои­на­ми или всту­пи­ли в of­fi­cia поми­мо ведо­ма началь­ни­ка (ra­tio­na­lis) и, ста­ло быть, без раз­ре­ше­ния.
  • 56Cod. Iust. XI, 48, 18: «Co­lo­nos nul­la ra­tio­ne ad ul­lum quam­vis hu­mi­lio­ris mi­li­tiae lo­cum si­ni­mus ad­mit­ti. Nec ap­pa­ri­to­res ma­gis­te­riae po­tes­ta­tis cen­si­bus adscrip­tos pro­ba­ri con­ce­di­mus».
  • 57Ibi­dem: «Quia in hac par­te do­mi­no­rum iuri… con­su­li­mus».
  • 58Cod. Theod. VII, 3, 6: «Si ob­la­tus iunior fue­rit, qui cen­si­bus te­ne­tur in­ser­tus, ex eo tem­po­re quo mi­li­tiae sac­ra­men­ta sus­ce­pe­rit, prop­rii cen­sus ca­put ex­cu­set… Uxo­riam quo­que ca­pi­ta­tio­nem praes­tet im­mu­nem».
  • 59Таков смысл зако­на Арка­дия в Cod. Iust. XII, 33, 3, где запре­ща­ет­ся при­ни­мать в вой­ско «co­lo­nos ultro se of­fe­ren­tes».
  • 60Ve­get. I, 7: «Pos­ses­so­ri­bus in­dic­ti ti­ro­nes». Cfr. Cod. Theod. VII, 13, 7.
  • 61Cod. Theod. VII, 13, 7: «Si quis ti­ro­nem ex ag­ro prop­rio ob­la­tu­rus est… ne­mi­nem e nu­me­ro ser­vo­rum dan­dum es­se de­cer­ni­mus».
  • 62Cod. Iust. I, 3, 16: «Quis­quis cen­si­bus fue­rit ad­no­ta­tus, in­vi­to ag­ri do­mi­no ab om­ni tem­pe­ret cle­ri­ca­tu».
  • 63Это выте­ка­ет из сле­дую­ще­го поста­нов­ле­ния кодек­са Юсти­ни­а­на (I, 3, 36): «Qui, cum es­sent adscrip­ti­ciae con­di­cio­nis con­scrip­ti, so­li­ta­riam vi­tam ap­pe­ten­tes se­se mo­nas­te­riis contra vo­lun­ta­tem do­mi­no­rum fun­do­rum du­xe­rint of­fe­ren­dos…»
  • 64Cod. Iust. I, 36, 16: «Si in eo vi­co, in quo nos­ci­tur man­si­ta­re, cle­ri­cus fue­rit, sub hac le­ge re­li­gio­sum ad­su­mat sa­cer­do­tium, ut et ca­pi­ta­tio­nis sar­ci­nam per ip­sum do­mi­num ag­nos­ce­re com­pel­la­tur, et ru­ra­li­bus ob­se­quiis, quo ma­lue­rit sub­ro­ga­to, fun­ga­tur».
  • 65Ibi­dem, XI, 48, 23: «Ter­rae in­hae­reant, quam se­mel pat­res eorum co­len­dam sus­ce­pe­runt».
  • 66Cod. Iust. XI, 64, 1: «Qui­cum­que par­vu­li… ex co­lo­nis pat­ri­mo­nia­li­bus vel sal­tuen­si­bus, quo­rum avi ac pat­res impli­ci­ti hui­us­mo­di functio­ni­bus fue­rint… ad sti­pen­dium castren­se vel of­fi­cia di­ver­sa tran­sie­rint, ad ag­ro­rum cul­tus re­vo­cen­tur». — Cfr. Ibi­dem. VII, 38, 1.
  • 67Ibi­dem, XI, 48, 22, § 3: «Du­bi­ta­ba­tur, si co­lo­ni fi­lius per tri­gin­ta an­nos… vi­ven­te pat­re et ag­ri­cul­tu­ram pe­ra­gen­te, ip­se in li­be­ra con­ver­sa­tio­ne mo­ra­ba­tur, an post obi­tum pat­ris po­test ex­cu­sa­ri fi­lius… Acer­bum no­bis vi­de­tur do­mi­no praeiu­di­ca­ri ab­sen­tia eorum, qui in ru­re na­ti et pos­tea ab­sen­tes, per suos pat­res ag­ri­cul­tu­ram pe­ra­ge­bant… Ma­neat igi­tur do­mi­no ius in­con­cus­sum».
  • 68Cod. Theod. V, 10, 1, § 2: «Eius pos­te­ri­ta­tem ag­ro­rum iuri re­vo­ca­ri».
  • 69Cod. Theod. V, 10, 1, § 4. — Cod. Iust. XI, 48, 16: «Mu­lier, quae fuis­se ori­gi­na­ria do­ce­bi­tur, si cui­us­cum­que li­be­ri ho­mi­nis se­cu­ta con­sor­tium in ur­bi­bus vic­tu­ra con­sti­tit, eius om­nem so­bo­lem con­ve­niet re­vo­ca­ri». — Закон издан в 419 г., но он ссы­ла­ет­ся на «ve­te­ra con­sti­tu­ta».
  • 70Cod. Iust. XI, 48, 2: «Si quis prae­dium ven­de­re vo­lue­rit vel do­na­re, re­ti­ne­re si­bi transfe­ren­dos ad alia lo­ca co­lo­nos pri­va­ta pac­tio­ne non pos­sit».
  • 71Ibi­dem: «Qui enim co­lo­nos uti­les cre­dunt, aut cum prae­diis eos te­ne­re de­bent, aut pro­fu­tu­ros aliis re­lin­que­re, si si­bi prae­dium pro­des­se des­pe­rant».
  • 72Cod. Iust. XI, 48, 7: «Ori­gi­na­rios absque ter­ra… ven­di om­ni­fa­riam non li­cet. Ne­que ve­ro com­men­to frau­dis id usur­pet le­gis il­lu­sio, quod in ori­gi­na­riis sae­pe ac­ti­ta­tum est, ut, par­va por­tio­ne ter­rae empto­ri tra­di­ta, om­nis in­teg­ri fun­di cul­tu­ra adi­ma­tur».
  • 73Ibi­dem: «Cum so­li­di­tas fun­do­rum vel cer­ta por­tio ad unum­quem­que per­ve­niat, tan­ti quo­que ori­gi­na­rii tran­seant, quan­ti apud su­pe­rio­res do­mi­nos in so­li­di­ta­te vel in par­te man­se­runt».
  • 74Ibi­dem, XI, 63, 3: «Cog­no­vi­mus a non­nul­lis… co­lo­nos an­ti­quis­si­mos pro­tur­ba­ri at­que in eorum lo­cum vel ser­vos prop­rios vel alios co­lo­nos sub­ro­ga­ri. San­ci­mus eos, qui dein­ceps hui­us­mo­di ali­quid cre­di­de­rint at­ten­tan­dum, iis­dem pos­ses­sio­ni­bus es­se pri­van­dos». — Насто­я­щий эдикт каса­ет­ся спе­ци­аль­но поку­па­те­лей импе­ра­тор­ских земель.
  • 75Her­me­no­pul. III, 8, 11, p. 267: «Ὅτι τὸν ἐπὶ τρίακον­ταετίᾳ ἐπι­μείναν­τα τῷ ἀγρῷ μισ­θω­τόν, ἀναγ­κά­ζω καὶ ἄκον­τα γεωρ­γεῖν, καὶ οὐ δύ­ναμαι κω­λύειν ἢ ἐκδιώκειν αὐτόν».
  • 76Имен­но — меж­ду тем, кото­рое обя­зы­ва­ло вла­дель­ца сла­гать часть обро­ка съем­щи­ку в слу­чае неуро­жая (Ul­pian. Dig. XIX, 2, 15, § 4) и теми, кото­рые регу­ли­ро­ва­ли поло­же­ние съем­щи­ка, у кото­ро­го постра­да­ли усадь­бы от непри­я­те­ля или соседей.
  • 77Cod. Iust. XI, 48, 13: «Si quan­do ut­rius­que fun­di idem do­mi­nus de pos­ses­sio­ne re­fer­ta cul­to­ri­bus ad eam, quae la­bo­ra­bat te­nui­ta­te co­lo­nos transtu­le­rit».
  • 78Cod. Iust. XI, 48, 21. — Так же гово­рит­ся в законе Арка­дия: «Ip­sos ut­po­te a do­mi­nis una cum pos­ses­sio­ni­bus distra­hi pos­se non du­bium est».
  • 79Ibid. XI, 48, 23: «Cum sa­tis in­hu­ma­num est ter­ram suis quo­dam­mo­do membris def­rau­da­ri».
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1262418541 1262418393 1262006812 1262419254 1262419377 1262419487