От прав гражданства к праву колоната.
Формирование крепостного права в поздней Римской империи.
Вологда: Изд-во «Ардвисура», 1995, 264 с.
Глава 2
ПРИКРЕПЛЕНИЕ КОЛОНОВ ПО ДАННЫМ ИМПЕРАТОРСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Источники не дают общей картины внутренней политики римского государства в течение двух с половиной веков от Диоклетиана до Юстиниана, именуемых поздней античностью. Восстанавливаемые современными исследователями фрагменты этой политики лишь в самой малой степени относятся к рядовому трудящемуся населению. Какие-либо этапы и поворотные моменты в ней едва намечены. В современной отечественной литературе вся эпоха поздней античности рассматривается как время неуклонно развивавшегося упадка. По одним представлениям, этот упадок стимулировался кризисом рабовладельческих отношений, по другим — кризисом античного городского строя и связанного с ним рабовладения. Лишь в самом общем виде иногда указывают на периоды большего и меньшего сохранения античных черт в общественном устройстве, рубеж между которыми приходится на конец IV — начало V вв.
В специальной литературе о колонате особое внимание обращается на вторую половину
Они могут служить ориентирами, указывающими когда римское императорское право фиксировало складывавшиеся к этому времени отношения. Правовые рубежи как бы подводят итог в развитии общественных отношений и своей санкцией корректируют его направление. Поэтому следует предполагать, что каждой кодификации предшествовал определенный период в два-три поколения, на который приходилась и повышенная законодательная активность, и определенные перемены в общественных отношениях. Такие периоды в развитии общества представляют собой вполне самостоятельные эпохи, имевшие свои поворотные рубежи в государственной политике. Так, кодификациям Грегория и Гермогениана предшествовала эпоха внедрения норм римского гражданства в общественное сознание провинциалов, начавшаяся с 212 г. Кодексы Грегория и Гермогениана как бы подводили итог развитию предшествующего императорского законодательства, приняв исходным пунктом издание «Вечного эдикта» при Адриане. В основном они ориентировались на юридический материал
Социальные истоки кодификации Феодосия II, Кодекс которого включал императорские постановления со времени Константина, пока не выяснены. Но в юридической литературе иногда отмечается повышенное внимание к праву Валентиниана I2. с.59 Основная масса постановлений по социальным вопросам, вошедших в Кодекс Феодосия (и значительная часть для Кодекса Юстиниана) берет начало с его эпохи. Поэтому с известной долей риска можно предположить, что правлением Валентиниана I начался новый этап в общественном развитии Римской империи. Кодекс Феодосия как бы подводил итог законодательной активности второй половины
Эти оценки совпадают и с формальной эволюцией императорского законодательства о колонах. В свое время
2. 1. Колоны и фискальная реформа Диоклетиана.
В современной литературе происхождение позднеантичного колоната обычно связывают с фискальной реформой Диоклетиана5. В нарративных источниках начало
Такой подход к проблеме формирования позднеантичного колоната основан преимущественно на данных императорского законодательства IV—
В последнее время внимание некоторых исследователей вновь привлек институт автопрагии13. Автопрагия понимается как право сбора налогов на подвластной территории. В Римской империи обычно этим занимались города. Но некоторые отрывочные данные источников позволяют предположить существование автопрагии у крупных землевладельцев. Правда, нет ясности с какого времени она берет свое начало. Наличие автопрагии в определенном отношении к государству уравнивало крупных землевладельцев с городскими общинами. Это делает идею автопрагии близкой идее квазимуниципального характера крупного землевладения. Сравнительно недавно Ж. Гаску на примере египетского поместья
Предпринявший недавно попытку пересмотра представлений о развитии колоната Б. Сиркс в числе прочего подверг критике и концепцию автопрагии. По его мнению, хотя землевладелец и платил подати за своих колонов, это было результатом их частного договора. Нет никаких доказательств наличия у него официальных или полуофициальных полномочий на сбор налогов и тем более административных функций. Было скорее другое: позиции крупных землевладельцев были столь сильны, что они естественным путем приобретали власть подобную административной. Она проявлялась в виде их патроциниев над земледельцами. Правительство, как известно, боролось с патроциниями, а не укрепляло власть землевладельцев. Последние, в свою очередь, хотели освободиться от налоговой ответственности, а не стремились к ней. Б. Сиркс выступил и против другого тезиса, лежащего в основе концепции
Современные исследователи подчеркивают, что античные литературные свидетельства о непомерном росте налогов и повинностей с начала
Бегство колонов со своей земли имело место и до реформ Диоклетиана21. Уже приводившаяся надпись из Ага Бей эпохи Северов показывает, что недовольство крестьян вызывал не налоговый гнет сам по себе, а злоупотребления чиновников, использовавших сбор налогов в качестве предлога для лихоимства (ср. OGIS 519). При этом колоны до последнего держались за «отеческую землю». В законодательстве IV—
Очевидно, что фиксация гражданской origo не давала колонам прав собственности на обрабатываемую ими землю25. Первоначально они могли свободно покидать имение, если, конечно, полностью рассчитались с его хозяином или с государственными повинностями. Но в другом месте колоны становились уже не оригинариями, а поселенцами-инквилинами, поскольку их origo была уже определена26. Предоставление гражданских прав влекло за собой и упорядочивание обязанностей. Для колонов — сельских жителей они заведомо должны были оказаться иными, чем для горожан или землевладельцев, имевших origo в городе. Их обязанности, рассматривавшиеся как гражданские functiones, были обработка земли, да внесение податей в казну государства и выполнение повинностей. Будучи земледельцами, колоны могли выполнять свои обязанности только в одном месте. Привлечение их к munera в покинутом месте их происхождения (origo) и месте нового проживания (domicilium), как это было с городскими инколами, было бы нонсенсом. Поэтому логично, что в скором времени всякая попытка отказа от обязанностей должна была повлечь за собой стремление властей заставить их нести. То, чем прежде занималась местная администрация, стало объектом интереса центрального правительства. Так сложилась предпосылка императорского законодательства, посвященного возврату колонов в место их проживания. Видимо, не случайно, что оно впервые проявило себя при Константине. Политика и законодательство Диоклетиана, судя по сохранившимся в Кодексе Юстиниана фрагментам, носили во многом еще традиционный характер. Его квесторы, по-видимому, еще пытались смотреть на римское общество глазами юристов, ориентировавшихся на право классического периода. Однако созданный Диоклетианом общественный и политический порядок несколько сместил акценты в развитии гражданского общества и, таким образом, послужил предпосылкой для новой социальной политики Константина.
2. 2. Законодательство Константина о колонах.
Первым по времени текстом из императорского законодательства, в котором зафиксировано принудительное возвращение колонов к месту жительства, считается конституция 332 г. В Кодексе Феодосия (V, 17, 1) сохранен лишь небольшой фрагмент с.64 ее: «Следует не только возвращать к месту жительства колона чужого права, найденного у кого бы то ни было, но сверх того взыскивать подушную подать за время его отсутствия. Самих же обращающихся в бегство колонов следовало бы заковать в железо по примеру лиц рабского состояния, чтобы, по заслугам получив рабское наказание, они исполняли приличествующие свободным обязанности». Многие современные исследователи не считают конституцию законом, устанавливавшим прикрепление колонов27. Она не вошла в Кодекс Юстиниана. Следовательно, у нее не было какого-то особого программного характера. Часто подразумевается, что такой закон, вероятнее всего изданный при Диоклетиане, не сохранился. Конституция же 332 г. была лишь одним из ряда постановлений, подтверждавших действие такого закона28. Сохранившаяся часть ее текста связывает возврат колона с уплатой податей. В современной науке эта связь воспринимается как прямое свидетельство того, что фискальные нужды были главной причиной возврата колонов. В таком случае кажется очевидной и причина их зависимости от имения, в цензовые списки которого они были зарегистрированы29. Не менее очевидно и то, что колоны подлежали возвращению в свою origo в имении, а не к землевладельцу или к хозяйству30. В Кодексе Феодосия конституция адресована «провинциалам» (ad provinciales). Из этого обычно делается вывод о том, что она вводила прикрепление колонов во всей империи. Однако с таким заключением не слишком согласуется наличие в Кодексе Юстиниана конституций второй половины
Сохранившийся текст конституции 332 г. по крайней мере дважды подвергался редакции уже в позднеантичную эпоху. Его краткость указывает на то, что перед нами не аутентичный закон Константина, а сокращенная в Кодексе Феодосия выдержка из него. К тому же она дошла до нас в Бревиарии Алариха (V, 9, 1). Зависимость колонов была уже очевидна при издании Кодекса Феодосия в 438 г. и тем более в 506 г., когда по приказу Алариха II был записан Lex Romana Wisigothorum. Следовательно, из контекста конституции было выбрано то, что подтверждало принцип прикрепления колонов, причем с теми причинными акцентами, которые отвечали положению в V—
Есть вероятность, что первоначальный текст постановления 332 г. мог относиться к подвластным лично императору колонам его собственных имений либо земледельцам на землях, считавшихся императорскими33. В пользу такого понимания конституции с.65 332 г. свидетельствует и то обстоятельство, что остальные четыре относящиеся к колонам конституции Константина, сохранившиеся в Кодексе Феодосия, не содержат и намека на их зависимость34. Из девяти аналогичных конституций Кодекса Юстиниана лишь одна посвящена возврату колонов и запрету отвлекать их для иных дел кроме земледелия35. И колоны этой конституции — императорские: «Мы приказываем, чтобы колоны, которые являются нашими частными, способные как для ведения дел, так и для обработки полей, были возвращены, и привлекались только к занятиям нашими делами. Впредь пусть соблюдается даже так, чтобы никто из них не привлекался к ведению чьих бы то ни было частных дел или распоряжению чем-либо»36. В Кодекс был включен лишь небольшой фрагмент конституции, вырванный из поясняющего его контекста. Для комиссии Трибониана в
Императорским колонам посвящена большая часть конституций Константина, относящихся к этой проблеме. В них прослеживается общая тенденция ограничить деятельность колонов рамками имения и того занятия, которому они были предназначены своим положением земледельцев. Эта тенденция появилась задолго до начала
Формировавшееся уже в
Земледельцы, сидевшие на этих землях, меняли свою гражданскую принадлежность. Из originales городских земель они превращались в coloni originales экзимированных. С этих пор они уже не могли рассматриваться ни в качестве граждан, ни в качестве инкол городских общин. Их гражданские обязанности оказывались связаны с их конкретным местом жительства и с имениями их посессоров, куда наезжали представители администрации. Однако городские общины, по-видимому, пользуясь тем, что эти земледельцы прежде несли в них повинности, стремились сохранить эту практику. Формально они, вероятно, исходили из традиции, в соответствии с которой origo этих земледельцев должна была по-прежнему связываться с городской общиной, к которой они первоначально были приписаны. Это соображение практически дополнялось тем, что в новом качестве императорских земледельцев такие колоны были вообще отстранены от гражданских honores et munera. Как представляется, законодательство Константина (как, возможно, и все такого рода законодательство) в отношении императорских колонов было связано именно с такими земледельцами, поменявшими свою принадлежность, а с ней и origo. Это могло бы объяснить причину появления в его правление законов о возврате колонов, явных прецедентов которым в прежнем законодательстве не сохранилось. В таком случае сфера действия постановлений Константина существенно суживается. Они могли относиться не ко всем колонам империи, а только к части императорских земледельцев, которые проживали на землях, ранее принадлежавших городам. Скорректированные и сильно сокращенные в Кодексах эти конституции при некритическом их восприятии создают искаженную картину реальных отношений.
Ко времени Констанция II и его соправителей в Кодексах относятся фрагменты лишь восьми конституций, упоминающих колонов44. Семь из них дошли в Кодексе Феодосия. Авторы Кодекса Юстиниана заимствовали там же две конституции (которые таким образом сохранились в обоих Кодексах) и одну донесли до нас самостоятельно. Таким образом, законодательство Констанция в гораздо меньшей степени привлекло внимание создателей Кодекса Юстиниана, чем авторов Кодекса Феодосия. Первым из сохранившихся фрагментов является уже упоминавшаяся конституция 342 г. Она упоминает iure colonatus на императорских землях, которое дает освобождение от городских обязанностей. Этим правом пытались воспользоваться городские куриалы, которые с целью именоваться императорскими колонами арендовали землю императорских владений (CTh. XII, 1, 33 — 342). Из конституции следующего, 343 г. в оба Кодекса вошло лишь одно предложение: «Следует, чтобы наши частные с.67 имения были освобождены от всех низких повинностей, а их кондукторы и колоны не привлекались к низким или экстраординарным повинностям или каким-либо дополнительным сборам» (CTh. XI, 16, 5 = CJ. XI, 75, 1 — 343). Очевидно, конституция продолжала представленную в законодательстве Константина тему освобождения императорских колонов от городских munera. Однако усеченный в Кодексах текст создает впечатление наделения императорских земледельцев привилегиями по сравнению с частными колонами. Сохранившаяся часть другой конституции из Кодекса Феодосия, датированной 349 г., не упоминает колонов (CTh. II, 1, 1). Она предоставляла провинциальным судьям право привлекать к судебной ответственности акторов и прочих лиц из императорских имений. Но ее интерпретация в Бревиарии Алариха расшифровывает акторов как рабов, а прочих лиц — как колонов45.
Как будто выделяется из этого ряда конституций, посвященных колонам императорских имений, популярное в современной литературе постановление 357 г. Оно также сохранилось лишь в маленьком фрагменте: «Если кто-либо пожелает продать или подарить имение, он не может на основе частного соглашения удерживать у себя колонов для перевода в другое имение. Ведь те, кто считает колонов полезными, либо должны удерживать их вместе с имениями, или оставить их другим, если сами не надеются, что имение принесет им пользу» (CTh. XIII, 10, 3 = CJ. XI, 48, 2 — 357). В специальных работах по колонату эта конституция считается более определенным свидетельством прочной связи между колоном и имением, чем конституция 332 г. В совокупности они вполне могут трактоваться как доказательство прикрепленности колона: конституция 332 г. запрещала покидать имение колону, а конституция 357 г. запрещала отделять колона от имения господину. Можно предположить, что в Кодексе Феодосия они несли именно такую смысловую нагрузку. Но первоначальный смысл обеих конституций не позволяет представить сильная усеченность их текста46.
Конституция 360 г. является частью знаменитого титула «О сельских патроциниях» Кодекса Феодосия (XI, 24, 1). В ней речь шла о множестве колонов в Египте, которые прибегали к патроциниям должностных лиц (…colonorum multitudinem… constitutorum… sese… qui variis honoribus fulciuntur). Судя по контексту, эти колоны, жившие в селах (vicani), искали покровительства в своих налоговых взаимоотношениях с фиском. Облеченные властью патроны имели возможность затруднить их преследование по суду в случае образования недоимок. О какой-либо поземельной зависимости колонов здесь речи нет. В небольшом фрагменте другой направленной сенату конституции 361 г. предполагается освобождение сенаторских земель от уплаты фиску в случае, если их покинули колоны (CTh. XI, 1, 7). Какой-либо зависимости колонов от земли здесь не ощущается. Очевидно лишь, что налоговое обложение земель зависело от присутствия на ней земледельцев. «Бегство» колонов в этом контексте было связано с их включением в цензовые списки имений, что, как известно, само по себе не влекло никакой зависимости.
Еще один фрагмент из конституции сенату, датированный тем же днем и годом, помещен в другом титуле Кодекса Феодосия (XIII, 1, 3 — 361). Согласно этому тексту, колоны до 361 г. были вольны располагать собой вплоть до перехода из земледельцев в торговцы: «Не следует записывать среди торговцев тех, кто является жителем села и вашим колоном, если, конечно, они не занимаются никакими торговыми делами. Поскольку нельзя ведь считать торговлей и товарами, если ваши люди и к тому же сельские жители, оставаясь в пределах ваших имений, продают то, что добывается в обрабатываемых ими землях и даже в том же хозяйстве». Судя по контексту, государство интересовала здесь лишь цензовая регистрация колонов, которые продолжали оставаться в имениях. Видимо, землевладельцы пытались ловчить и, чтобы уменьшить свои налоговые обязанности, представляли своих колонов, включавшихся в с.68 ценз вместе с имением, в качестве торговцев, которые к цензу имения и его налогообложению не имели отношения. О том, что колонам было запрещено становиться настоящими торговцами, речи здесь нет. Согласно одной из конституций Константина лица, вписанные в цензы имений (censiti) и обязанные анноной и подушной податью, привлекались администрацией к исполнению должностей учетчиков анноны и писцов (CTh. VIII, 1, 3 — 333). Такие munera, по-видимому, носили литургический характер, подобно литургиям египетских земледельцев, от которых они зачастую бежали. Видимо, чтобы привлечь к ним земледельцев конституция предоставляла освобождение от обязанностей по цензу на то время, пока они исполняли должности писцов и учетчиков. Обращают на себя внимание слова конституции, что в зависимости от усердия исполнения должностей вписанные в ценз земледельцы могли быть привлечены к более почетным обязанностям, дававшим достоинство (honor).
Таким образом, в конституциях Констанция колоны не выглядят прикрепленными к имению. Большая часть его постановлений посвящена колонам экзимированных владений, императорским и сенаторов. Лишь фрагмент конституции 357 г. запрещал отделять колонов от продаваемой земли: то ли потому, что на ней была их родина (origo), то ли потому, что с землей переходили и налоговые обязанности, в значительной степени определявшиеся наличием в имении земледельцев. Если бы дело было только в налогах, то разделение земли и колонов легко осуществлялось бы по внесении соответствующих изменений в цензовые списки. Полная конституция 357 г., из контекста которой был вырван этот запрет, быть может, запрещала продажу земли без земледельцев, включенных в ее цензовую опись.
Определенно можно лишь сказать, что какая-то зависимость колонов от имения в течение первой половины
Но отсутствие у колонов гарантий гражданского статуса в виде собственности на землю (или хотя бы права претендовать на такую собственность) со временем неизбежно должно было повлечь его понижение. Как следствие, напрашивалось переосмысление их связи с имением как прикрепленности к нему. Однако с точки зрения права такие перемены могли развиваться лишь при наличии поворотного пункта в политике администрирования, выраженного определенной юридической санкцией. с.69 В законодательстве первой половины
2. 3. Законодательство второй половины IV в. и возникновение колоната.
В посвященном колонам императорском законодательстве второй половины
Весь этот зафиксированный источниками комплекс перемен в развитии законодательной и административной практики явно указывает на поворотный момент в государственной политике по отношению к сельскому населению. Характеризуя правившего в это время Валентиниана I, Аммиан Марцеллин, с одной стороны, говорил о его лихоимстве, стремлении набирать отовсюду деньги, росте при нем тяжести податей (Amm. Marcell. XXX, 5—
Оценивая происходивший при Валентиниане поворот в политике по отношению к сельскому населению, сознание современного историка привычно ищет начальную точку отсчета — некий закон, положивший начало новой политике. В традиционных исследованиях позднеримского колоната поиски закона, прикреплявшего колонов, как известно, не дали ожидаемого результата. Поэтому за точку отсчета была условно принята конституция 332 г., что, однако, оставило открытым целый ряд источниковедческих проблем, связанных с прикреплением колонов. Структура и организация юридического материала в Кодексах Феодосия и Юстиниана таковы, что поиски определенного полного закона и не могут дать искомого результата. Императорские конституции не только существенно сокращены в Кодексах, но и организованы в титулы так, что их отрывки в совокупности представляют собой единое целое. Поэтому цельным законом, утверждавшим то или иное явление в жизни империи, в Кодексах выступала не отдельная конституция, а весь титул. Среди составлявших титулы фрагментов конституций, исполнявших роль строительных блоков и поэтому зачастую искаженных до неузнаваемости по сравнению с их первоначальным видом, лишь случайно можно обнаружить остатки нужного постановления. Но и в этом счастливом случае восстановление его первоначального смысла и значения возможно лишь в результате верной интерпретации.
Постановлением, относящимся к началу правления Валентиниана I, в котором можно разглядеть истоки новой социальной политики, является известная конституция, которую большинство исследователей трактуют в связи с проблемой автопрагии крупных имений59. Сохранившаяся ее часть вошла в оба Кодекса и, согласно наиболее ранней из возможных датировок, относилась к 366 г.: «Пусть те, у кого в руках собственность на имения, или сами, или через своих акторов примут ответственность (recepta compulsionis sollicitudine) за побуждение к платежам и выполнению повинностей теми колонами местного происхождения (colonis originalibus), которые, как будет установлено, включены в цензы этих самых имений. Разумеется, настоящее предписание не распространяется на тех, у кого есть хоть какое-либо земельное владение и кто записан в цензовые книги в своих имениях под собственным именем: ведь правильно, чтобы самостоятельные мелкие земледельцы сдавали хлебные подати под надзором обычного экзактора»60. По мнению Ш. Соманя и других авторов, эта конституция передавала землевладельцам право сбора государственных налогов со своих колонов61. Однако, строго говоря, ее текст допускает и другое толкование. Б. Сиркс обращает с.71 внимание, что слово recepta указывает не на получение землевладельцем автопрагии, а относится к залогу или поручительству (receptum)62. Он полагает, что государство давало землевладельцу не право сбора налогов, а налагало на него обязанность это делать. Этим самым частное соглашение собственника земли и его колонов переводилось в разряд публично-правовых. Как кажется, суть отношений такая интерпретация не изменяет. Конституция предоставляла собственникам имений право от имени государства контролировать исполнение государственных обязанностей земледельцами, проживавшими на их земле. Как отмечал Ш. Сомань, это отдавало колонов под экономический, фискальный и административный контроль землевладельцев.
Представляется возможным существование определенной связи между изданием Валентинианом этого постановления и перераспределением земельной собственности, проводившейся при Юлиане и Валенте. Если исходить из наличия такой связи, то конституция Валентиниана имела в виду те имения, которые, во-первых, прежде принадлежали городам, но оказались в руках частных собственников и потому не были возвращены городским общинам в правление Юлиана, а во-вторых, которые перешли в частную собственность в правление Валентиниана и Валента. В прежнее время ответственность за побуждение колонов к уплате государственных податей лежала на городских куриалах. Но после того как эти имения оказались изъяты из ведения городов, куриалы больше не имели отношения к их колонам63. Податному ведомству оказалось не с кого спросить за выполнение этими колонами своих обязанностей по отношению к государству. Новые собственники земли не были связаны с этими колонами личными узами патроната. Возможно, в некоторых случаях колоны имели патронами совсем иных лиц, нежели хозяева их земли (положение, напоминающее описанное Либанием). Поэтому ситуация легко могла выйти из-под контроля. Указ (или указы) Валентиниана I превращал новых собственников имений в законных патронов их колонов64. И одновременно повсеместно вводилась должность дефенсора городской общины, выступавшего в роли официального патрона земледельцев, вписанных в цензовые книги под собственным именем на своей земле и самостоятельно плативших подати экзакторам. Так естественно складывалось равное отношение правительства к мелким земледельцам городских территорий, которые с точки зрения права рассматривались как посессоры, и к земледельцам, обрабатывавшим чужие владения в качестве колонов. Образцом этого отношения, вероятно, можно считать положение колонов на землях императора и государства. Возможно, введенная, как полагает
Имения частных лиц наделялись чертами, характерными для пунктов origo. Очевидно, этому способствовало и то, что цензы, осуществлявшие учет не только доходности, но и численности (состояния) гражданского общества, уже длительное время проводились не только по городам, пагам и селам, но и по имениям, бывшим центрами притяжения окрестного сельского населения. Землевладельцы получали в руки орудие административного подчинения своих колонов и прежде зависевших от них экономически через обрабатываемую землю, но которых они уже давно не могли изгнать с нее. Юридически предоставление автопрагии создавало основу для требований с.72 землевладельцев к государству способствовать защите интересов дела, к которому оно их призвало. Эти требования выражались, во-первых, в возвращении колонов, покинувших имение, в ценз которого они вписаны, а во-вторых, в привлечении к ответственности тех землевладельцев, которые переманивали к себе чужих колонов. Последнее лишало имение платежей колонов и их повинностей и должно было наказываться их возмещением со стороны нечестно поступившего собственника земли. Возможно, первоначально автопрагия имения давала какие-то льготы его владельцу. Поэтому между землевладельцами началась своего рода конкуренция, выразившаяся в стремлении привлечь к себе в колоны как можно больше земледельцев, в том числе и переманивая чужих колонов. Это вынуждало государство вмешаться и требовать возвращения колонов к месту их постоянного жительства. Во второй половине
Кроме колонов здесь впервые в законодательстве
В современной литературе существуют различные мнения по поводу того, кто в позднеантичных источниках обозначался термином «инквилины» и в чем они различались с колонами66. Специально занимавшийся колонатной терминологией Д. Айбах полагает, что этот термин не изменил своего содержания по сравнению с раннеимператорской эпохой. Он обозначал сельскохозяйственного работника, не связанного с ремеслом или слугу, который проживал в имении за плату, не будучи связан с хозяйством имения иначе, чем через трудовой договор67. Айбах считает термин «инквилин» производным от выражения incola fundi68. В пользу этого тезиса свидетельствует и Августин: «Ведь того, кто на греческом языке называется «паройк», одни из наших определяют как «инквилин», другие «инкола», а иногда «адвена»69. Как отмечает Й. Краузе, если инкола и инквилин могли служить переводом одного и того же греческого слова, то различие между значениями обоих слов было небольшим70. Он же подметил, что Августин отграничивал инквилина от кондуктора дома тем, что домовладелец мог изгнать инквилина в любое время, так как тот не был связан с ним каким-либо договором, но был допущен проживать у него бесплатно71. В качестве характерных черт инквилина Августин выделял проживание его в чужом доме и возможность свободно менять место жительства72. Арнобий также определял инквилина как переселенца из других мест73. У Августина нет никаких указаний на прикрепленность инквилинов к земле. Напротив, при определении Августином колонов это как бы само собой разумелось74. Также и у других церковных авторов, Зенона из Вероны, Оптата из Милев, Паулина из Нолы, под с.73 инквилинами понимаются жители чужого дома75. Впервые обративший внимание на колонатную терминологию позднеантичных литературных источников Й. Краузе отмечает, что в них термин инквилин употреблялся преимущественно в значении «съемщик, товарищ по дому»76. Социально это могли быть разные люди, как ремесленники, так и сельскохозяйственные работники. Августин указывал на пекаря инквилина77. Симмах упоминал арендатора амбара, который за нерадивость должен быть изгнан из аренды как инквилин (Symm. Ep. 4, 68). Паулин Ноланский отмечал, что инквилин подобен мерценнариям, в качестве платы за право проживания он должен был выполнять работу (servitus)78.
Эти данные, указывающие на наличие у инквилинов возможности менять свое место жительства, существенно отличаются от данных юридических источников, указывающих на равную с колонами зависимость инквилинов от имения79. По мнению Й. Краузе, это трудноразрешимое противоречие80. Источники ведь не разделяют инквилинов на две группы: прикрепленных к земле и свободно уходящих из имения. Он высказывает предположение, что на практике проводимое правительством прикрепление к земле могло встречаться с большими трудностями, чем для колонов. В то время как каждому колону обеспечивался постоянный участок земли для обработки, к которому с течением времени развивалась у него эмоциональная привязанность, у инквилина это отсутствовало. Для землевладельца бежавшего инквилина было много легче заменить, чем колона. А в период малой потребности в рабочей силе было даже тягостно содержать много лишних рук. Как кажется, соображения Краузе несколько упрощают проблему.
При этом он не совсем верно трактует данные об инквилинах у Сальвиана Марсельского и Сидония Аполлинария81. В отличие от других авторов материал этих двух писателей, по его мнению, согласуется с данными юридических источников. Инквилины у них выступают как зависимые люди, а у Сидония даже как раб. Однако это не так. Сальвиан называет инквилинами детей крестьян, неблагоразумно продавших могущественному лицу свою землю, соблазнившись обещанием патроциния и места на этой земле в качестве прекариста. Однако, выполнив условия договоренности при их жизни, такие патроны на законном основании изгоняли их детей с земли. И тогда эти дети оказывались в другом месте уже в качестве приживальщиков-инквилинов. Приход их в чужое поместье без всяких гарантий, естественно, сильно понижал их общественный престиж и статус. По образному выражению Сальвиана, как из чаши Цирцеи люди превращались в животных, так и эти дети бывших независимых крестьян становились из свободнорожденных фактически рабами. Очевидно, что их зависимость была не юридической, но проистекала из фактического положения дел82. В письме Сидония соседу Пуденту он называет сына его кормилицы инквилином потому, что тот проживал со своей матерью в доме своего хозяина. Судя по контексту, по своему статусу и происхождению этот инквилин был из колонов-трибутариев. Поэтому трактовка инквилинов Сидонием и Сальвианом фактически не отличалась от трактовки других позднеантичных авторов.
Следовательно, можно провести четкую разделительную грань между литературными источниками, где инквилин выступает как пришлый, не местный человек, живущий в чужом доме, и императорским законодательством, где инквилины — это подобные колонам прикрепленные поселенцы имений, отличавшиеся от них лишь названием. Это различие вряд ли было обусловлено особенностями позднеантичной социальной действительности или постклассического права, в чем обычно ищут его причину. Не совсем точно будет связывать его только с разницей в обыденном и юридическом языке. В источниках двух разных типов, как отмечалось во введении, понятие «инквилин» выступало составной частью совершенно разных таксономических рядов. В одном случае оно было включено в частноправовые и бытовые отношения. с.74 В другом же оно выступало как социально-сословное обозначение. В последнем значении оно зафиксировано в законодательстве на протяжении относительно краткого промежутка времени. Императорские конституции, упоминающие прикрепленных инквилинов, датируются между 366 и 419 гг. Вероятно, это обстоятельство позволяет предположить, что политика прикрепления инквилинов к имениям проводилась на протяжении двух-трех поколений от Валентиниана I до Феодосия II. В 400—
Вернемся к источникам
Начиная с 366 г., в течение второй половины
Первая после 366 г. конституция о беглых колонах дошла в сильном сокращении в Кодексе Юстиниана (VII, 38, 1 — 367). Она была направлена префекту претория Галлий Пробу в 367 г. и посвящена возврату императорских земледельцев (рабов, отпущенников, колонов и их детей и внуков), самодеятельно скрывшихся их имений и поступивших на военную службу. Проблема возврата земледельцев императорских имений не была новой во второй половине
Следующая конституция, также адресованная Пробу и предположительно датированная 368 г., дошла только в Кодексе Феодосия (X, 12, 2). Она уточняла порядок судопроизводства по заявлениям о появлении лиц сомнительного происхождения, которые были «как бы бродягами» (quasi vagi), то есть не имели определенной origo и могли оказаться беглыми рабами или колонами. Предписывалось проводить расследование не только в отношении указанных лиц, но и в отношении доносчиков, которые могли использовать подачу заявления в своекорыстных целях. Видимо, в некоторых случаях выяснялось, что заподозренный в бегстве на самом деле был спрятан господином, чтобы избежать фискального обложения. В других случаях на поверку он оказывался свободным и независимым плебеем, приехавшим в другую местность по своим делам. Неотработанность судебной практики и разброс возможных ситуаций показывают, что возврат беглых земледельцев — колонов и инквилинов88 — был еще достаточно новым явлением для государственного права империи89. Юридический язык еще не выработал стереотипных определений подобным ситуациям. Видимо, поэтому эта конституция, единственная из пяти аналогичных в Кодексе Феодосия, не была включена в Кодекс Юстиниана. В Кодексе Феодосия она являлась частью титула, посвященного беглым рабам. Беглые колоны в ней находились на заднем плане, как уже необходимое, но еще не привычное явление90. Стандартом было бегство рабов91.
Пробу же была адресована и конституция 371 г., значительная часть которой вошла в Кодекс Юстиниана (XI, 48, 8). В ней разбирался порядок возмещения «общественным обязанностям» (functiones publicis), нанесенный бегством земледельцев. Последние именуются в дошедшем тексте беглецами, из чего следует, что его начальная часть не сохранилась. Вероятно, авторы постановления вели речь о беглых земледельцах и рабского, и свободного статуса. Они пытались разобраться в правах этих лиц, ориентируясь на сложившуюся юридическую практику. Предусматривались два варианта возмещения невыплаченных за время бегства налогов: либо их выплачивал принявший к себе беглеца землевладелец, либо они возлагались на самого беглеца. Выбор варианта зависел от способа использования беглых их новым хозяином с.76 и сложившихся между ними отношений, которые могли строиться как на личной (неправовой), так и на договорной (юридической) основе. В первом случае беглецы «обрабатывали поля, приносившие плодами доход господам, и вместо заработной платы за труд они получали от них что-либо дополнительное для себя»92. Тогда утраченный трибут выплачивал их хозяин. Во втором случае они, «поселившись подобно находившимся в своей власти и свободным, либо обрабатывая земли будут предоставлять господам часть урожая в уплату за участок, сохраняя прочее в собственном пекулии, или примут на себя обязанность каких-либо работ, производя их за установленную плату»93. Тогда трибут должен был взиматься с них самих.
На понимание содержания конституции немалое влияние оказывает юридическая ментальность ее редакторов в Кодексе Юстиниана, назвавших имущество беглых колонов пекулием. В земледельцах первого случая они явно видели адскриптициев, а второго — эволюционировавших в сторону «свободных колонов» арендаторов земли и работников-мерценнариев. Поэтому
Во втором случае подразумевались ушедшие в другое имение колоны. Там они выдавали себя за «находившихся в своей власти и свободных» (quasi sui arbitrii ac liberi). Но это лишь выглядело так, поскольку они были чужими (quod alieni esse viderentur). Однако это позволяло им вступать в договорные отношения с хозяином. Конституция называет это частным соглашением (privarum contractum). Одни из них получали от него участок и вносили за пользование им часть полученного урожая, подобно coloni partiarii. Они-то и выполняли в новом имении роль колонов. Однако они не были местными колонами. Не стали они еще и постоянно проживавшими на территории имения инквилинами (incolae fundi). Пока они были временными арендаторами. Своим отношением к имению они походили на тех, которые работали по договору за фиксированную плату. Не случайно они были объединены в конституции друг с другом. Они были посторонними в имении. Юристы прежней поры именовали таких работников extranei и не причисляли их к инвентарю имения. Естественно, что хозяин имения не отвечал за уплату податей «посторонними» лицами. Поэтому данная конституция нисколько не опровергает тезис об автопрагии имений95.
В 371 г. была издана еще одна конституция префекту претория Пробу, известная под названием «Об иллирийских колонах»96. В ней авторы утверждали (censemus), то ли подтверждая следствие автопрагии имений, то ли вводя для Иллирика запрещение колонам и инквилинам покидать (licentiam habere non posse) села, в которых проживали97. Представляется, что авторы текста конституции сознательно избегали прямого, жесткого запрета, выбирая более мягкие выражения. В ней впервые обосновывается причина, по которой установлен такой порядок. Как и в конституции 366 г.98, им нельзя уходить из места, «в котором они определенно находятся благодаря происхождению и родственным связям»99. Там «они служат не тем, что платят подати, но тем, что именуются колонами»100, то есть проживают на этих с.77 землях101. Такая этимология, как известно, была не чужда современнику рассматриваемой конституции Августину (De civ. Dei. X, 1). Иными словами, колоны и инквилины возвращались к месту своего проживания потому, что оно рассматривалось в качестве их origo, а не пункта регистрации их фискальных обязанностей102. Земледельцы областей, к которым была обращена конституция, проживали в селах (rure) на землях имений и, очевидно, были местными жителями, недостаточно знакомыми с римскими правовыми порядками. Быть может даже, частично они были перегринами. Это объяснило бы стиль конституции, имеющий характер разъяснения. В ней впервые устанавливались наказания за уход колонов с места жительства. Сами колоны по возвращении должны были быть подвергнуты заключению в оковы и какому-то еще наказанию (revocati vinculis poenisque subdantur)103. Принимавшие их землевладельцы должны были возместить ущерб, нанесенный их бегством104 и подвергнуться штрафу по усмотрению судьи. За исключением штрафа, это наказание обеих виновных сторон идентично уже известному из конституции Константина 332 г. Точный размер штрафа был установлен несколько позднее, в 386 г. (CTh. V, 17, 2 = CJ. XI, 26, 1). Эта неполнота и незавершенность формировавшихся норм показывает, что правовое регулирование прикрепления колонов в 371 г. находилось еще в стадии доработки. Говоря о возвращении перешедших к кому-либо на жительство сельских вольноотпущенников, авторы конституции предусматривали такой же порядок, который, как они говорили, «мы ввели для возвращения свободных колонов» (quem circa liberos colonos duximus retinendum). Выражение liberi coloni здесь имело значение «свободные, находящиеся в положении колонов»105. Вероятно, такой порядок вводился конституцией 371 г. в Иллирии по образцу других провинций. Введение права колоната, таким образом, не было одномоментным актом. Инструкции о порядке его функционирования рассылались по префектурам, диоцезам и провинциям. Но в конституции 382 г. «вечный колонат» упоминается уже как объективная реальность (CTh. XIV, 18, 1 = CJ. XI, 64, 2). В ней же фигурируют иски, которые в защиту принадлежавшего им вчинялись не только господами беглых рабов, но и «тех, кто по рождению удостоен одной только свободой», то есть колонов.
То обстоятельство, что в качестве причины закрепления колонов в имениях не могут рассматриваться исключительно забота о доходности хозяйства, фискальные проблемы, или интерес землевладельцев, явно следует из маленького фрагмента конституции 383 г., сохраненного Кодексом Юстиниана (XI, 63, 3). В ней запрещалось лицам, получившим патримониальные имения, выселять оттуда исконных колонов (colonos antiquissimos) и помещать на их место собственных рабов или других колонов. Такой поступок новых владельцев имения не затрагивал ни доходность имения, ни платежи фиску, и явно не наносил ущерба самим новым хозяевам. Следовательно, целью, которую преследовало правительство этим запретом, было соблюдение интересов самих колонов, в качестве граждан имевших право жить там, где была их origo. Владельцы (посессоры и эмфитевты) патримониальных имений менялись, а земледельцы оставались в них из поколения в поколение. От их благополучия зависело в конечном счете процветание имений106. Поэтому в другой конституции, датированной 386 г., говорилось: «для укрепления патримониальных имений некогда нашими законами было установлено возвращать к дедовскому положению и собственному праву тех обрабатывающих их земли, которые покидали их, направляясь в другие имения или поступая на военную службу»107. Из другого фрагмента мы узнаем, что такому же возврату «к повинностям отечества» (ad munera patria) подлежали вместе с колонами и «незначительные» (parvuli) из муниципиев (CJ. XI, 64, 1 — 386).
Если следовать хронологии, предлагаемой датировками конституций в Кодексах, то 386 г. может считаться тем сроком, когда закончился начатый в 366 г. процесс с.78 распространения по империи прикрепления колонов в имениях. Именно 386 г. датирована известная конституция «О палестинских колонах» (CJ. XI, 51, 1). В ней говорится, что «в других провинциях, которые подчинены нашей власти, установленный предками закон удерживает колонов неким известным правом незапамятной древности, так что не позволяет им уходить из тех имений, плодами которых они пользуются…»108. И только для посессоров Палестинской провинции это не было установлено. Поэтому «колоны в Палестине даже заносились перед другими, словно они подобно лицам своего права являются свободными и независимыми людьми»109. Авторы конституции исправили ситуацию, разрешив и хозяевам палестинских имений удерживать у себя колонов под страхом наказания. Возможно, Палестина случайно оказалась последней из провинций, в которых последовательно вводился принцип прикрепления колонов. Его введение здесь просто задержалось по каким-то причинам.
Но, возможно, сельское население Палестины находилось на ином положении, чем в других провинциях. Авторы конституции не ссылались, как обычно, на право происхождения, давность проживания, родственные связи, обязанности предков и т. п. Взамен этого господину имения предоставлялось право востребовать скрывавшегося колона обратно (auctoritas revocandi). Может сложиться впечатление, что колоны в Палестине удерживались в имении на ином юридическом основании, нежели в других провинциях. В них колонов удерживал «установленный предками закон» (lex a maioribus constituta) при помощи «некоего древнего права» (quodam aeternitatis iure), а в Палестине — полная власть господина возвращать их (revocandi eius plena auctoritas). Эти формулировки можно было бы посчитать стилистическими особенностями конституции и не видеть в них терминологических обозначений. Однако имеется возможность другого объяснения их значения. Дело в том, что есть вероятность считать евреев Палестины теми, кого эдикт Каракаллы определял как дедитициев110. Возможно, из-за своих периодических восстаний против римского господства они так и не получили в массе своей римского гражданства. В одной из речей Августин сообщает: «Ведь все эти провинции подчинены римлянами. Кто теперь различит какой из народов в римской власти кем был, когда все сделались римлянами и римлянами называются? Однако иудеи сохраняют отличие, поскольку они были побеждены не так, чтобы быть причисленными к победителям»111. На дедитициев не распространялось ни гражданское «право происхождения» (ius originis), ни, следовательно, производное от него «оригинарное право» (ius originarium) для колонов. Если все это верно, то оказывается, что в 386 г. (для областей, населенных перегринами и дедитициями) юристы империи ввели некое подобие уже сложившемуся «оригинарному праву». Это была auctoritas revocandi. Таким образом, колоны из среды провинциалов, получивших гражданство, и колоны из числа дедитициев оказались равным образом, хотя и на разной основе, прикреплены к имениям112.
После издания постановления 386 г. авторам конституций, требовавших возвращения колонов, уже не нужно было затрудняться поисками аргументов, обосновывавших это право113. Положение колонов стало «незыблемым» и «несколько подобным рабству»114. Лишь в одной конституции издателями Кодекса Юстиниана была сохранена (или откорректирована?) аргументация благодаря ее стилистической привлекательности и емкости определений. Это знаменитое постановление «О фракийских колонах»115. Некоторые исследователи полагают, что оно вводило прикрепление колонов к земле во Фракии116. Однако, судя по контексту конституции, колоны во Фракии и до ее издания были прикреплены к имениям. Поэтому другие полагают, что была введена новая форма прикрепления117. Она потребовалась вследствие освобождения фракийского населения от подушного обложения, видимо, вызвавшего в его среде всплеск охоты к перемене места жительства. Поэтому там как будто вводилось с.79 неизвестное прежде оригинарное право, превращавшее фракийских колонов из свободнорожденных в «рабов самой земли». Однако представляется, что оригинарное право действовало во Фракии и до освобождения ее населения от подушной подати. Оно было, как и повсеместно, юридической основой связи провинциального населения со своими фискальными и прочими обязанностями. Конституция подчеркивает, что прикрепление колонов является следствием не налоговых обязанностей (non tributario nexu), а того, что они являются колонами по своему положению (nomine et titulo colonorum). Неискушенное в тонкостях римской общественно-правовой организации местное население провинций, по-видимому, воспринимало квазигражданскую связь с origo в качестве принуждения платить подати. Ведь она ассоциировалась прежде всего с повинностями и обязанностями (functiones et munera). Возможно, освобождение фракийского населения от подушного налога вызвало всплеск правового нигилизма, поскольку свободнорожденные провинциалы почувствовали себя свободными от каких бы то ни было обязательств перед римской администрацией и представлявшими ее куриями и посессорами. Поэтому правительство было вынуждено разъяснять жителям диоцеза истинное положение дел.
А оно состояло в том, что уже давно (к 386 г.) по всей империи распространилось «оригинарное право», которое фиксировало по месту проживания все сельское население. Колонов же оно удерживало в имениях, земля которых обрабатывалась их предками. Освобождение от подушной подати, выглядящее как льгота населению Фракийского диоцеза, в правовом отношении могло рассматриваться как лишение его римского гражданства и, таким образом, уравнение с перегринами. В этом смысле институт origo как будто утрачивал для них по крайней мере официальное значение. Однако «оригинарное право», ассоциировавшееся с «правом полей» и «правом колоната», было уже не чисто гражданским правом. Прилагаемое к fundi, а не к civitas, оно отличалось от ius originis. К тому же в 386 г. оно фактически было осмыслено как полная власть господина возвращать колона (auctoritas revocandi). К началу
В 400 г. в государственных интересах был издан эдикт, разрешавший колонам без позволения господ прослужившим куриям, коллегиям, бургам и другим подобным корпорациям, а также оффициям 30 лет без перерыва (если в разных провинциях, то 40 лет), оставаться в них и не возвращаться в имение119. Направленное в Галлию, это постановление, вероятно, имело частный характер. Видимо, и прежде в период утверждения в империи прикрепления колонов иногда издавались постановления, разрешавшие отдельным группам лиц, к которым применялось оригинарное право, быть свободными от колонатного статуса. Так, например, в 386 г. самовольно записавшиеся на военную службу колоны, отслужившие полный срок и вышедшие в отставку ветеранами, получили за заслуги освобождение от обязательного возврата к земледельческим занятиям на родине (CJ. XI, 63, 4). Вероятно, постепенное накопление такого рода исключений из правила прикрепления привело руководство империи к мысли распространить на колонов, как на вид принадлежащего землевладельцу имущества, срок давности владения (longi temporis praescriptio)120. Такая мера позволяла ввести общее правило, регулировавшее связь колона с имением, и обойтись без периодического издания частных постановлений, число которых столь возросло во второй половине с.80
Предложенная нами логика развития колоната во второй половине
Известная конституция 409 г. о скирах, переселенных на территорию Фракии и Иллирии (что сближает ее содержание с текстом конституций из Кодекса Юстиниана, посвященных фракийским и иллирийским колонам), показывает, что колонатное право (ius colonatus), на котором скиры распределялись среди землевладельцев, уже сформировалось к этому времени (CTh. V, 6, 3 — 409). Эти скиры, конечно, не получали римского гражданства и поэтому для них, как для дедитициев, колонатное право было равно «праву ценза» (ius census). При этом «право ценза» означало прикрепление в связи с включением в ценз имения, а не по причине включения в ценз. Отмена подушной подати во Фракии никак не влияла на их связь с имением. Приравнивание здесь терминов «колон» и «вписанный в ценз» (alienos censibus adscribtos vel non proprios colonos) означало разную «маркировку» одного социального содержания: колон вписан в ценз имения потому, что жил и работал на его земле. Возможно, частью этой же конституции является сохранившийся в Кодексе Юстиниана фрагмент, в котором разрешалось некоторым приписанным к цензу (censibus fuerit annotatus) становиться клириками в своем селении даже против воли землевладельца (CJ. I, 3, 16 — 409). В этом случае их подушная подать распределялась хозяевами имений среди тех, «кто более склонен к сельским обязанностям». Церковные munera новоиспеченного клирика как бы замещали его munera колона, тогда как его origo оставалось тем же.
2. 4. Право колоната в законодательстве первой половины V в.
Итак представляется, что переломным для развития права колоната как системы, охватывавшей все связи колона с обществом, был период с 419 по 438 гг. В 419 г. была издана конституция Гонория, вводившая 30-летний срок давности проживания колонов в имении (CTh. V, 18, 1). Она была адресована в западные провинции. Включенная Феодосием в Кодекс в 438 г., она приобрела общеимперский характер. Некогда в 360-х гг. разъяснялся механизм производства новых дел, связанных с бегством колонов и инквилинов (CTh. X, 12, 2 — 368?). Точно так же и в конституции 419 г. отрабатывалась логика производства таких дел на основе 30-летнего срока давности. До окончания 30 лет (20 лет для женщин) колон, его имущество, потомство и т. п. принадлежали прежнему землевладельцу и возвращались в его имение. После окончания 30-летнего срока они приобретали связь с новым имением. Вводное предложение конституции различает колона местного происхождения (colonus originalis) и инквилина, хотя до истечения 30 лет они одинаково подлежали возврату на родную землю (ad solum genitale). Поэтому можно считать, что понятие «оригинарий», употребленное далее, в равной степени относилось и к колону, и к инквилину124. Оно подчеркивало их потомственную (cum origine) связь с имением, в котором каждый из них был рожден (loco, cui natus est). Поэтому в случае смерти беглеца даже его потомство до истечения 30-летнего срока должно было возвращаться «к праву полей» (agrorum iuri). Конституция Гонория, несмотря на ее значение в начале
Но для последующего развития права колоната конституция 419 г. имела большое значение. Но нее, как на ius vetus, ссылались и сто лет спустя127. Включенное комиссией Феодосия в Кодекс и таким образом сделавшее 30-летний срок давности достоянием колонатного права всей империи, это постановление имело следствием кардинальные перемены в самом этом праве. Внедрение 30-летнего срока в практику вело к утрате определяющего значения origo в качестве регулятора связи колона с имением. Прожившие в имении 30 лет чужие колоны становились своими, подчиненными на новом месте всему комплексу норм, охватывавшихся понятием ius colonatus (ius census, ius agrorum, auctoritas revocandi). Но они не были здесь оригинариями и формально не могли называться coloni originales. Появляются две группы одинаково прикрепленных к имению колонов: местные оригинарии (coloni originales и прежние инквилины) и прикрепленные к имению на основе 30-летнего срока давности проживания в нем пришельцы. Встал вопрос об определении статуса последних. Он осложнялся тем, что под действие 30-летнего срока давности могли попасть и независимые арендаторы, прежде не бывшие ни чьими оригинариями. Различие месту ними состояло в том, что origo колонов было в имении, а origo независимых арендаторов в городской общине. С этим новым явлением в развитии колонатных отношений мы сталкиваемся в законодательстве последовавшей за изданием Кодекса Феодосия эпохи, охватывавшей период с 438 по, приблизительно, 500 г. (от Феодосия II до Анастасия).
В современной литературе, следующей буквально воспринимаемым юридическим источникам, появление новых категорий колонов — адскриптициев-энапографов и «свободных колонов» — относится ко времени их первого появления в сохранившихся текстах, датированных второй половиной
Кодекс Феодосия, хотя и был полностью продуктом творчества константинопольской канцелярии, тем не менее был тесно связан с развитием права в обеих частях империи. По подсчетам О. Зеека, в нем явно преобладали конституции, адресованные в западные провинции. До 438 г. это не имело принципиального значения. Любое постановление общего характера (constitutio communi iuris), изданное для одной части империи, автоматически наделялось равной силой и в другой. Власть одного принцепса (августа или цезаря) была равной частью власти его коллеги130. Небольшая «правовая война» в период правления Стилихона, препятствовавшего хождению восточных конституций на Западе, имела экстраординарный характер. Возможно, именно она спровоцировала (но не была причиной) кодификационный процесс на Востоке при Феодосии. Но после издания Кодекса Феодосия все вошедшие в него постановления стали рассматриваться в качестве обязательных для обеих частей империи. Вновь издаваемые конституции (novellae constitutiones), если они имели общее значение в одной части империи, должны были формально подтверждаться соответствующим эдиктом императора для принятия в другой половине империи. Восточная с.83 канцелярия, с изданием Кодекса Феодосия окончательно принявшая на себя лидерство в развитии имперского права, во второй половине
Западное законодательство о колонах послефеодосиевой эпохи сохранилось лишь в нескольких конституциях Новелл Валентиниана III и Майориана131. Первая из их числа 27 новелла Валентиниана «О 30-летнем сроке давности» ссылается на основополагающее постановление Феодосия II, вводившее 30-летний сок давности проживания в имении (вероятно, CTh. V, 18, 1 — 419). За прошедшее время, согласно автору новеллы, это постановление неоднократно использовалось. Причем на его основе издавались постановления как частного, так и общего характера. К сожалению, из этих конституций, которые Валентиниан рекомендовал упразднить, до нас ничего не сохранилось, исключая мимолетное упоминание о 30-летнем сроке давности в одном постановлении 442 г. (CJ. III, 26, 11). Не совсем ясно и то, какое постановление Феодосия II имелось в виду конституцией Валентиниана. Судя по контексту, в начальной части новеллы (pr., 1—
Изданная в 451 г. уже после смерти Феодосия II 31 новелла Валентиниана III более подробно рассматривала проблему бегства земледельцев. Она так и называется «О беглых колонах и об адвенах». В центре ее внимания 30-летний срок давности. Из текста этой конституции ясно, каким образом использовали его в своих интересах оригинарии. Переселяясь на момент окончания этого срока (может быть, временно или даже фиктивно), они таким образом сохраняли, хотя и незаконно (так как на самом деле были беглыми оригинариями), статус независимого человека (sui iuris). Будучи все же колонами, то есть земледельцами, они, по-видимому, претендовали на статус тех, кого в последующих конституциях восточной канцелярии стали называть «свободными колонами». В постановлении Валентиниана 451 г. этого выражения еще нет. Юристы Валентиниана III пытались решить проблему беглых колонов, ориентируясь на формальную логику права. Обнаруженный беглый колон, если 30 лет со дня его бегства уже прошло, должен был в любом случае кому-нибудь достаться: или тому, у кого он находился во время окончания 30-летнего срока, или тому, у кого он прожил большую часть этого срока.
Иное отношение складывалось к «бедным и низкого происхождения» пришельцам (адвенам) в имения из городов, с которыми они по каким-то причинам утратили связь.»…если [человек], никоим образом не зависящий ни от одной городской общины, задержится в чьем-нибудь сельском или городском имении и пожелает вступить в брак с зависимой женщиной, пусть сделает для муниципальной канцелярии с.84 заявление о своем намерении жить в избранном месте […]: сделав такое заявление, пусть он не имеет позволения уходить, несмотря на сохранение статуса свободнорожденного». Вероятно, такие колоны и получили от восточной канцелярии наименование «свободных колонов». Сохранение статуса свободнорожденного (salva ingenuitate) означало наличие у них права собственности на имущество, вероятно, права на законный брак, заключение сделок и т. п. Фиксация их места жительства в имении у муниципальных руководителей могла означать лишь одно: их origo сохранялась в городе, из которого они происходили, а в имении записывался их домицилий. Иными словами, они становились инквилинами имения подобно городским инколам. Но если в городе инколы были ниже местных граждан по статусу, то в имениях «свободным колонам» отдавалось предпочтение по сравнению с оригинариями. Причиной этого явно было наличие у них городской origo. Она не позволяла им утрачивать гражданский статус (status ingenuitatis), как это происходило с не имевшими городского гражданства оригинариями-адскриптициями.
В 452 г. была издана конституция Валентиниана III «О епископском суде», которая разграничивала юрисдикцию гражданских судей и церковных иерархов (Nov. Val. 35). В ней между прочим подтверждался запрет становиться клириками как зависимым от городских курий и корпораций, так и оригинариям имений, в числе которых упоминались «инквилин, раб или колон». Все они должны были возвращаться к своим обязанностям с соблюдением 30-летнего срока давности. Исключение давалось лишь достигшим должности епископа и пресвитера, а ставшие диаконами сохраняли свое положение только если возмещали землевладельцу свое отсутствие предоставлением заместителя (викария). На Востоке тот же запрет становиться клириками лицам зависимого положения, в числе которых упоминался и «колон либо адскриптиций», был неоднократно повторен в правление императора Льва132. В дошедших в Кодексе Юстиниана его конституциях 30-летний срок давности не упоминался, видимо, потому, что он перестал действовать в период кодификации Юстиниана. В соответствии со сложившимся в предшествующий период порядком земледельцам-адскриптициям запрещалось посвящать себя церкви только без согласия господина (с согласия, видимо, было можно). А в своем селении, при условии обеспечения сельскохозяйственных работ, разрешалось становиться клириками даже без согласия господина. Другим способом уклониться от колонатного статуса оставалось своевольное поступление на военную службу, которое по-прежнему пресекалось возвратом к налоговым обязательствам133.
Сохранившиеся небольшие фрагменты постановлений времени Анастасия показывают, что законодателям казалось будто к концу
В связи с этим в императорских конституциях, посвященных колонату, бросаются в глаза два обстоятельства, имевших особую важность. Во-первых, частота употребления терминов coloni originales и censibus adscribti очевидно указывает на конец IV — начало V вв. как на некий рубеж в развитии колоната, смысл которого скрыт под этой внешней оболочкой. Основные конституции, в которых употребляется adscribtio и censibus adscribti, датируются временем с 399 по 441 гг. А с середины
Восточная империя (с этого времени — Византия) все же смогла вступить на путь отрыва от античной гражданской основы и формирования зрелого государства с доминированием классового деления на крупных и мелких (потенциальных) собственников средств производства. Но переживание позднеантичных порядков было длительным процессом, принимавшим сложные формы. Наличие в восточных провинциях устойчивой греко-эллинистической правовой традиции позволяло им во многом обходиться без римских правовых норм. На местном уровне они широко заменялись однотипными эллинистическими. На государственном уровне это также имело место. Например, римскому ius originis соответствовала эллинистическая idia. Однако это соответствие имело формальный характер. Ius originis принадлежало к сфере муниципальной жизни. Адекватной ему параллелью в греческом праве было понятие patris. Idia же принадлежала к кругу понятий, связанных с эллинистическим территориальным государством142. Пунктом регистрации для idia выступала административная единица, а не полис. Тогда как представление об origo было связано исключительно с городским гражданским устройством. Origo служило в первую очередь финансовым интересам города и только во вторую — государства. Напротив, idia была производна от потребностей государственных финансов143. Очевидно, что замена в государственном праве одного понятия на другое влекла за собой и подмену одного содержания другим. Государственные интересы постепенно все более доминировали над городскими. К тому же в ряде областей, как например в Египте, городского строя в античном смысле до начала
Со времен Диона Кассия местное население отстраненно и полувраждебно воспринимало устанавливавшиеся из Рима порядки. Поэтому прикрепление земледельцев к имениям, имевшее здесь древние традиции, воспринималось местным населением более рационально, чем на Западе. Ему не нужно было разъяснять, подобно крестьянам Фракии и Иллирика, смысл зависимости от земли. В западной среде общинно-племенного населения римские общинно-гражданские порядки приживались более адекватно, чем на Востоке, уже прошедшем школу древневосточной и эллинистической государственности. Некогда «царские земледельцы» не обладали свободой передвижения. Праву на греческой основе более соответствовало представление о крепостных колонах как о контролируемых государством подвластных земледельцах. Характер их зависимости определялся не связью с origo, а обязанностью нести разверстанные государством повинности. Введение Валентинианом I оригинарного права для колонов сразу же нашло отклик в общественных нормах эллинистического Востока. Свобода передвижения земледельцев и прежде ограничивалась там то в большей (при Птолемеях), то в меньшей (в раннеимператорскую эпоху) степени. с.87 Ментальность египетского или сирийского чиновника рассматривала ius colonatus как вводившееся государством право землевладельца господствовать над колоном (ius dominium et patronatus), требовать его присутствия в имении (auctoritas revocandi), контролировать обработку колоном полей (ius agrorum). Эти права фиксировались государством в ius census и, следовательно, как будто вводились во время проведения adscribtio. Восточная канцелярия была более ориентирована связывать прикрепление колонов с adscribtio и ius census, а не с искусственно сконструированным ius originarium. Но еще в правление Феодосия II, пока восточные юристы были вынуждены считаться с западно-римской правовой традицией, развитие колонатного права происходило в одном русле в обеих частях империи. Смена акцентов в развитии римского права на Западе и в Византии, произошедшая после кодификации Феодосия II, привела к рационализации восточно-римского права колоната. Ссылки на origo и обязанности предков заменились в конституциях второй половины V—
Поэтому в ранней Византии позднеантичный строй был прочно связан с сохранением городской гражданской общины. Тогда как имение в гражданско-правовом смысле исключалось из системы позднеантичного устройства имперского общества. Хотя оно подчас, как показал Ж. Гаску на примере Египта, выполняло общественные функции, подобные функциям городской общины, это подобие имело формальный характер. Крестьянин-колон-адскриптиций рассматривался правом все же больше как подданный, чем как гражданин. Это, видимо, соответствовало реальному положению провинциального крестьянства. Переориентировавшись на новую колонатную терминологию, право ранней Византии сумело преодолеть намечавшийся разрыв между сложившейся в
Ранневизантийское общество второй половины V — первой половины VI вв. уже существенно отличалось от позднеантичного общества
Быть может, направленность политики Анастасия, слишком явно переориентировавшей общество с позднеантичного (горизонтального) на сословное (вертикальное) устройство, в качестве реакции вызвала к жизни комплекс административно-правовых мероприятий Юстиниана. За лозунгом «восстановления древности» и преклонением перед антично-римским гражданским строем стояла попытка найти компромисс между позднеантичным и зрелым государственным устройством. Эта попытка была последней в ряду мероприятий, периодически выводивших общество империи из кризисного состояния (Диоклетиан — Валентиниан I — Феодосий II — (Майориан) — Анастасий). Рост давления новых сословных порядков, выразившийся в ослаблении муниципально-полисного характера городского строя и псевдомуниципального сельского, был стимулирован сдвигом в общественных отношениях в середине
Одна из датированных 529 г. конституций Юстиниана предписывала не затягивать с рассмотрением исков, которые возбуждали различного рода колоны (coloni cuiuscumque condicionis) против собственников земли. Они «сомневались в самом том, действительно ли он является собственником земли или нет, и не сами ли колоны владеют собственностью на свою землю»148. Для современных исследователей за этим предписанием скрывается прежде всего право колонов (причем любого положения, в том числе и адскриптициев) оспаривать права своих господ в суде и даже его право собственности на землю. Из этого обычно логически заключают, что с.89 колоны (в том числе и адскриптиции) могли иметь собственность на землю, а следовательно, и какую-то собственную землю. Эти выводы вполне логичны, если исходить из представления о колонах как о попавших в зависимость вследствие социально-экономической деградации бывших арендаторах. Но если видеть проблему колоната в статусе земли, на которой сидели земледельцы, и в отношениях собственности, то ситуация, описанная в конституции Юстиниана, могла выглядеть по-другому. Трудно представить, чтобы эти колоны подали иск по поводу собственности на землю без всякой причины. Рассчитывая на благоприятный исход борьбы с крупным землевладельцем, они, очевидно, имели основания для своих надежд. Автор конституции специально указывал, что он не имеет в виду тех лиц, которые в течение долгого времени связаны со спорной землей, получают от колонов плату за нее и тем самым имеют гарантии против такого рода претензий по поводу их прав собственности. Видимо, землевладельцы, у которых оспаривались колонами их права собственности, были недавними, новыми собственниками земли, не успевшими прочно закрепиться на ней. Как они получили землю, в конституции не указывается. Однако ее покупка, получение в наследство или в дар документально оформлялись с учетом ценза имений и, следовательно, присутствия на ней колонов. Иное дело, если речь шла о земле, распределенной новым владельцам из императорского фонда или ставшей собственностью бывших посессоров, эмфитевтов и перпетуариев после уравнения с собственностью всех видов владения землей при Юстиниане149.
Колоны, сидевшие на этой земле, были зависимы только от нее как места, в котором жили (colo). Видимо, они были достаточно самостоятельными и уважаемыми земледельцами, которые могли и найти себе поручителя в округе, и вести дела с государством. Таких адскриптициев видит
Возможен и иной вариант, который, видимо, тоже имели в виду авторы (или редакторы) конституции, говоря о coloni cuiuscumque condicionis. Спорная земля могла быть только частью всей обрабатывавшейся колоном земли. Другая часть могла находиться в его собственности, как, например, это описано в одной из конституций 366 г.151. Такой колон был самостоятельным крестьянином, арендующим участок в соседнем имении. Его хозяин мог воспользоваться этим обстоятельством. Некогда постановление 365 г. разрешало ему, как патрону, контролировать отчуждение даже собственной земли своего арендатора-клиента (CTh. V, 19, 1). Интерпретация этой конституции юристами Алариха показывает, как на практике понимались права такого колона в
с.90 Поэтому актуальной для эпохи Юстиниана выглядит изданная несколько позднее конституция по поводу определения статуса адскриптиция (CJ. XI, 48, 22 — 531). Судя по ней, судебные процессы по поводу статуса земледельцев имели место. В таких делах землевладельцы, считавшие кого-то своими адскриптициями, видимо, часто ссылались на имевшиеся у них документы (завещания, описи инвентаря имения и др.), в которых эти адскриптиции фигурировали. В постановлении указывалось, что таких записей недостаточно, поскольку в них легко сделать подлог. Их следует дополнить зафиксированными в государственных органах документами, например, записями в государственный ценз (publici census adscriptione). И лучше, если таких записей будет несколько. Контекст вводной части этой конституции указывает, что судебные споры такого рода могли происходить по преимуществу не по инициативе адскриптициев, желавших обрести свободу, а по инициативе землевладельцев, неправедно увлекавших свободных людей к статусу адскриптициев (homines forte liberos ad deteriorem detrahi fortunam). Но разбираемая в первом параграфе возможность проживания сына колона вне имения, в течение десятков лет злоупотреблявшего свободой от обработки земли и других сельских работ, показывает, что и колоны пользовались возможностью освободиться от своего статуса. В данном случае этому способствовало наличие закона о 20—
В начале
Определенное изменение стиля конституций Юстиниана по сравнению с конституциями второй половины
ПРИМЕЧАНИЯ