Ф. С. Йохансен

Мраморные портреты Гая Юлия Цезаря: обзор

Ancient Portraits in the J. Paul Getti Museum. Vol. I. 1987, p. 17—40.
Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой.

с.17 В 1824 г. Э. Кв. Вис­кон­ти и А. Мон­гес впер­вые затро­ну­ли вопрос о порт­ре­тах Цеза­ря в сво­ей кни­ге Ico­no­gra­phie Ro­mai­ne. В 1882 г. И. Я. Бер­нул­ли про­вел пер­вое круп­ное иссле­до­ва­ние всех сохра­нив­ших­ся порт­ре­тов Цеза­ря в кни­ге Rö­mi­sche Iko­no­gra­phie, где насчи­тал шесть­де­сят изо­бра­же­ний Цеза­ря. В тече­ние сот­ни лет, про­шед­ших с момен­та пуб­ли­ка­ции этой работы, доба­ви­лось еще семь­де­сят порт­ре­тов Цеза­ря. В неко­то­рых слу­ча­ях они дати­ру­ют­ся эпо­хой Воз­рож­де­ния, и несколь­ко порт­ре­тов дей­ст­ви­тель­но было выре­за­но в то вре­мя. Дру­гие явля­ют­ся работа­ми XVII, XVIII или XIX веков; мно­гие — совре­мен­ные под­дел­ки, но неко­то­рые — под­лин­ные, антич­ные голо­вы, хотя и не изо­бра­же­ния Цеза­ря. На худо­же­ст­вен­ном рын­ке все еще появ­ля­ют­ся порт­ре­ты Цеза­ря, или, по край­ней мере, порт­ре­ты, кото­рые так иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны люби­те­ля­ми при­ни­мать желае­мое за дей­ст­ви­тель­ное. Несмот­ря на такое мно­же­ство, на сего­дняш­ний день име­ет­ся лишь око­ло два­дца­ти порт­ре­тов, кото­рые опре­де­лен­но мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как Юлия Цеза­ря.

Самый важ­ный из сохра­нив­ших­ся порт­ре­тов Юлия Цеза­ря — это мра­мор­ный бюст в Вати­кане, Зал бюстов, ранее в Музее Кья­ра­мон­ти 107 (рис. 1a—b)1. Его общая высота 52 см, высота одной голо­вы 26 см. Бюст изготов­лен из бело­го мра­мо­ра. Нос, шея, грудь и под­бо­ро­док совре­мен­ные. Поверх­ность лица была очи­ще­на, а рот пере­ра­ботан. В пра­вом ухе про­свер­ле­но глу­бо­кое отвер­стие. Голо­ва явля­ет­ся копи­ей, веро­ят­но, выпол­нен­ной во вре­ме­на Авгу­ста с брон­зо­во­го ори­ги­на­ла, кото­рый мож­но дати­ро­вать прав­ле­ни­ем Авгу­ста. Что каса­ет­ся иден­ти­фи­ка­ции, то не может быть сомне­ний в том, что это порт­рет Цеза­ря, так как голо­ва очень сход­на с изо­бра­же­ни­ем Цеза­ря на дена­рии, отче­ка­нен­ном Мар­ком Мет­ти­ем в 44 г. до н. э. (рис. 2a—b)2.

С порт­ре­том из гале­реи Кья­ра­мон­ти свя­за­но три порт­ре­та, кото­рые сле­ду­ет счи­тать репли­ка­ми это­го же типа. Пер­вый — это порт­рет из Вены, Новый дво­рец, кол­лек­ция Эсте (рис. 3a—b)3. Бюст и ниж­няя часть шеи, нос и уши совре­мен­ные. Общая высота 31 см, высота одной голо­вы 17 см.


с.18 с.19
Рис. 1a. Вати­кан, Зал бюстов (ранее в Музее Кья­ра­мон­ти, 107).
Рис. 1b. Про­филь бюста, рис. 1a.

с.20
Рис. 2a. Дена­рий Мар­ка Мет­тия. Аверс. Вене­ция, Архео­ло­ги­че­ский музей.
Рис. 2b. Реверс дена­рия, рис. 2a.

Рис. 3a. Вена, Музей исто­рии искусств, Новый дво­рец, кол­лек­ция Эсте I 1493 (II 5530).
Рис. 3b. Про­филь бюста, рис. 3a.

с.21
Рис. 4a. Турин, Музей древ­но­стей, 129.
Рис. 4b. Про­филь бюста, рис. 4a.

Рис. 5a. Пар­ма, Нацио­наль­ный музей древ­но­стей, дво­рец Фар­не­зе.
Рис. 5b. Про­филь бюста, рис. 5a.

с.22
Рис. 6a. Пиза, Кам­по­сан­то.
Рис. 6b. Про­филь бюста, рис. 6a.

Бюст изготов­лен из бело­го мра­мо­ра. Вто­рой порт­рет, так­же из бело­го мра­мо­ра, нахо­дит­ся в Турине, в Музее древ­но­стей (рис. 4a—b)4. Верх­няя часть голо­вы отсут­ст­ву­ет, поверх­ность сре­за чистая, отсут­ст­ву­ю­щая часть в антич­но­сти мог­ла быть изготов­ле­на из мра­мо­ра или гип­са. Общая высота 32 см; высота одной голо­вы 21 см. Третья репли­ка типа Кья­ра­мон­ти — порт­рет из Нацио­наль­но­го музея древ­но­стей во двор­це Фар­не­зе в Пар­ме (рис. 5a—b)5. Это малень­кий порт­рет, все­го 11 см в высоту, из бело­го мра­мо­ра. Бюст и поло­ви­на носа совре­мен­ные. Парм­ская голо­ва была обна­ру­же­на в 1812 г. в ходе рас­ко­пок Ста­рой вил­лы Вел­лея, воз­ле Пья­чен­цы.

Дол­гое вре­мя счи­та­лось, что порт­рет­ный тип Кья­ра­мон­ти суще­ст­ву­ет все­го в четы­рех репли­ках и что этот тип отли­чен от груп­пы порт­ре­тов, сле­дую­щих за порт­ре­том в Кам­по­сан­то в Пизе (рис. 6a—b)6. Голо­ва из Кам­по­сан­то изготов­ле­на из бело­го мра­мо­ра и состав­ля­ет 29,5 см в высоту, лицо име­ет высоту 17 см. В 1979 г. Хель­га фон Хайн­це выска­за­ла мне­ние, что порт­рет из Кам­по­сан­то явля­ет­ся совре­мен­ной копи­ей, «ein üb­li­sches Vil­len-De­ko­ra­tions Stück»[1]7. Если очи­стить порт­рет и уда­лить резуль­та­ты совре­мен­ной рестав­ра­ции, то мож­но было бы уста­но­вить, какая часть его антич­ная. Одна­ко иссле­до­ва­ние ясно пока­зы­ва­ет, что порт­рет из Кам­по­сан­то — это антич­ная репли­ка типа Кья­ра­мон­ти. Сле­до­ва­тель­но, порт­ре­ты, ранее счи­тав­ши­е­ся репли­ка­ми порт­ре­та из Кам­по­сан­то, ско­рее сле­ду­ет счи­тать репли­ка­ми порт­ре­та из гале­реи Кьяр­мон­ти. Это:

Фло­рен­ция, дво­рец Пит­ти, зал Джо­ван­ни-да-Сан-Джо­ван­ни (рис. 7a—b)8; в очень зна­чи­тель­ной сте­пе­ни реста­ври­ро­ван9.

Лей­ден (рис. 8a—b); не реста­ври­ро­ван10.

с.23
Рис. 7a. Фло­рен­ция, Пала­тин­ская гале­рея двор­ца Пит­ти, зал Джо­ван­ни-да-Сан-Джо­ван­ни.
Рис. 7b. Про­филь бюста, рис. 7a.

Рис. 8a. Лей­ден, Государ­ст­вен­ный музей древ­но­стей, 1931/32, 46.
Рис. 8b. Про­филь бюста, рис. 8a.

с.24
Рис. 9a. Рим, Дво­рец Кон­сер­ва­то­ров, Новый музей, зал 35, № 2538.
Рис. 9b. Про­филь бюста, рис. 9a.

Рим, Дво­рец Кон­сер­ва­то­ров, Новый музей, зал № 35, № 2538 (рис. 9a—b); малень­кая, но хоро­шая про­из­воль­ная копия11.

Рим, Нацио­наль­ный Рим­ский музей 12.4466 (рис. 10a—b)12.

Рие­ти, кол­лек­ция Паль­меджа­ни (рис. 11a—b)13.

Три порт­ре­та, ранее отно­си­мые к типу Кья­ра­мон­ти-Кам­по­сан­то, сле­ду­ет исклю­чить из этой иден­ти­фи­ка­ции:

Ленин­град, Государ­ст­вен­ный музей Эрми­таж А 251 (рис. 12a—b); если это не под­дел­ка, то он так зна­чи­тель­но повреж­ден и отре­ста­ври­ро­ван, что утра­тил всю науч­ную цен­ность14.

Нот­тин­гем, Замок-музей и Худо­же­ст­вен­ная гале­рея (рис. 13a—b); так силь­но повреж­ден, что име­ет малую цен­ность15.

Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка 565 (рис. 14a—b); не Цезарь, а неиз­вест­ный рим­ля­нин16.

Порт­рет­ный тип Кья­ра­мон­ти-Кам­по­сан­то — это стан­дарт­ный порт­рет Цеза­ря. Он был создан неза­дол­го до или вско­ре после 44 г. до н. э., и все суще­ст­ву­ю­щие копии сле­ду­ет отно­сить ко вре­ме­ни Авгу­ста или позд­нее.

Обра­тим­ся теперь к дру­го­му порт­рет­но­му типу Цеза­ря. Пер­вый экзем­пляр про­ис­хо­дит из Туску­ла, где он был рас­ко­пан на фору­ме в 1825 г. Люсье­ном Бона­пар­том и позд­нее пере­дан в замок д’Алье воз­ле Тури­на (рис. 15ab)17, где в 1940 г. его обна­ру­жил Мау­ри­цио Бор­да18. Его высота 33 см, он изготов­лен из мел­ко­зер­ни­сто­го бело­го мра­мо­ра и пол­но­стью сохра­нил­ся, не счи­тая совре­мен­ной очист­ки левой сто­ро­ны.

с.25
Рис. 10a. Рим, Нацио­наль­ный Рим­ский музей, 12.4466.
Рис. 10b. Про­филь бюста, рис. 10a.

Рис. 11a. Рие­ти, кол­лек­ция Паль­меджа­ни.
Рис. 11b. Про­филь бюста, рис. 11a.

с.26
Рис. 12a. Ленин­град, Государ­ст­вен­ный музей Эрми­таж, А 251.
Рис. 12b. Про­филь бюста, рис. 12a.

Рис. 13a. Нот­тин­гем, Замок-музей и Худо­же­ст­вен­ная гале­рея.
Рис. 13b. Про­филь бюста, рис. 13a.

с.27
Рис. 14a. Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка, 1788, кат. № 565.
Рис. 14b. Про­филь бюста, рис. 14a.

Бор­да отме­тил, что верх­няя часть голо­вы вытя­ну­та назад, обра­зуя таким обра­зом сед­ло­ви­ну. Череп сед­ло­вид­ной фор­мы явля­ет­ся резуль­та­том преж­девре­мен­но­го око­сте­не­ния швов меж­ду темен­ной и височ­ной костя­ми. Если взгля­нуть на порт­рет спе­ре­ди, то вид­но, что левая часть чере­па более раз­ви­та, чем пра­вая. Пер­вая дефор­ма­ция назы­ва­ет­ся кли­но­це­фа­лия, а вто­рая — пла­гио­це­фа­лия; она явля­ет­ся резуль­та­том ано­маль­но­го око­сте­не­ния венеч­но­го шва с этой сто­ро­ны. Порт­рет явля­ет­ся доли­хо­це­фаль­ным, а лоб очень выпук­лый, как у жен­щи­ны. Этот вид ано­ма­лии чере­па не пред­став­ля­ет инте­ре­са в каче­стве пато­ло­гии. Он встре­ча­ет­ся по все­му миру у всех рас и не име­ет ника­ко­го меди­цин­ско­го зна­че­ния для чело­ве­ка, име­ю­ще­го эту ано­ма­лию.

Бор­да счи­тал туску­лан­ский порт­рет ори­ги­на­лом, изготов­лен­ным в послед­ние годы жиз­ни Цеза­ря, но порт­рет явля­ет­ся копи­ей брон­зо­во­го ори­ги­на­ла, отли­то­го неза­дол­го до смер­ти Цеза­ря или вско­ре после нее. Сход­ство с дена­ри­ем Мет­тия не остав­ля­ет желать луч­ше­го. Туску­лан­ский тип порт­ре­та суще­ст­ву­ет еще в трех копи­ях:

Вобурн­ское аббат­ство, Бед­форд­шир (рис. 16a—b)19.

Част­ная кол­лек­ция, Фло­рен­ция (рис. 17a—b)20.

Част­ная кол­лек­ция, Рим (рис. 18a—b)21.

Туску­лан­ский Цезарь сти­ли­сти­че­ски тес­но свя­зан с порт­ре­том Посидо­ния в Нацио­наль­ном музее Неа­по­ля (рис. 19)22, над­пись на кото­ром гаран­ти­ру­ет его иден­ти­фи­ка­цию. Посидо­ний из Апа­меи в Сирии, 134—45 гг. до н. э., был фило­со­фом-сто­и­ком и ора­то­ром. После 97 г. до н. э. он жил на Родо­се и был учи­те­лем Цице­ро­на. С 51 г. до н. э. и до сво­ей смер­ти он жил в Риме. Его порт­рет мож­но при­бли­зи­тель­но дати­ро­вать 60 годом до н. э.; он стар­ше туску­лан­ско­го Цеза­ря, но оба порт­ре­та выпол­не­ны в одном и том же реа­ли­стич­ном сти­ле.

Суще­ст­ву­ет толь­ко два основ­ных порт­рет­ных типа Цеза­ря: тип Кья­ра­мон­ти и туску­лан­ский тип. Ниже­сле­дую­щие ком­мен­та­рии к неко­то­рым из так назы­вае­мых зна­ме­ни­тых порт­ре­тов Цеза­ря пояс­ня­ют, поче­му труд­но изме­нить это мне­ние.

с.28
Рис. 15a. Турин, Музей древ­но­стей. Фото любез­но пре­до­став­ле­но DAI, Рим.

Порт­рет Цеза­ря в Нацио­наль­ном музее Неа­по­ля23, пре­вы­шаю­щий нату­раль­ную вели­чи­ну (рис. 20a—b), счи­тал­ся работой XVII века24; но как ука­зал Б. Эшмол, этот порт­рет реста­ври­ро­вал­ся в студии скуль­п­то­ра Аль­бач­чи­ни в Риме в то вре­мя, когда Вис­кон­ти опуб­ли­ко­вал свою кни­гу Ico­no­gra­phie Ro­mai­ne в 1821 году. Неа­по­ли­тан­ский Цезарь был в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни реста­ври­ро­ван, но име­ет антич­ную осно­ву.

Порт­рет Цеза­ря во Двор­це Сена­то­ров в Риме тес­но свя­зан с неа­по­ли­тан­ским Цеза­рем (рис. 21a—b)25. Ф. Вил­лем­сен так­же счи­тал его работой XVII в., но этот порт­рет был изве­стен уже в 1550 г., когда его нари­со­вал Джо­ван­нан­то­нио Досио26.

Эри­ка Симон пред­ло­жи­ла иден­ти­фи­ци­ро­вать как Юлия Цеза­ря порт­рет в музее Тор­ло­ниа (рис. 22a—b)27 с боль­ши­ми, широ­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми; она пред­по­ло­жи­ла, что голо­ва была частью ста­туи, кото­рую Марк Анто­ний воз­двиг на рострах после убий­ства Цеза­ря28. В одном из писем Цице­ро­на упо­ми­на­ет­ся, что на ста­туе име­лась над­пись PA­RENT OP­TI­ME ME­RI­TO[2] (Ci­ce­ro, Ad Fam. XII. 3.1).

с.29
Рис. 15b. Про­филь бюста, рис. 15a. Фото любез­но пре­до­став­ле­но DAI, Рим.

Эта ста­туя долж­на была воз­буж­дать состра­да­ние в каж­дом, кто видел ее, и порт­рет из Тор­ло­ниа явно был пред­на­зна­чен для того же само­го. Одна­ко все лицо и воло­сы пол­но­стью пере­ра­бота­ны, и труд­но понять, как его мож­но исполь­зо­вать в ико­но­гра­фи­че­ских целях. Это все­го лишь безы­мян­ный рес­пуб­ли­кан­ский порт­рет.

В 1900 г. копен­га­ген­ская глип­то­те­ка при­об­ре­ла порт­рет из Вене­ции, кото­рый про­ис­хо­дит из Двор­ца Джу­сти­ни­а­ни-Река­на­ти (рис. 23a—b)29. Эта фраг­мен­тар­ная ста­туя явля­ет­ся неза­ви­си­мым порт­рет­ным типом Цеза­ря, создан­ным в нача­ле прав­ле­ния Юли­ев-Клав­ди­ев. Она изготов­ле­на из гре­че­ско­го мра­мо­ра и, веро­ят­но, в Гре­ции, посколь­ку око­ло 1600 г. при­над­ле­жа­ла Феде­ри­ко Кон­та­ри­ни, про­ку­ра­то­ру Сан-Мар­ко30. Она име­ет боль­шое сход­ство с порт­ре­том в Спар­те, во лбу кото­ро­го про­свер­ле­ны отвер­стия, веро­ят­но, для креп­ле­ния вен­ка (рис. 24a—b)31.

Из Тиры про­ис­хо­дит порт­рет моло­до­го чело­ве­ка (рис. 25)32, най­ден­ный в пор­ти­ке сто лет назад и вновь опуб­ли­ко­ван­ный Тюри Лорен­цем в 1968 г. Лоренц счи­та­ет его Цеза­рем, и суще­ст­ву­ет неболь­шая веро­ят­ность того, что это дей­ст­ви­тель­но про­вин­ци­аль­ный порт­рет Цеза­ря.

с.30
Рис. 16a. Вобурн­ское аббат­ство.
Рис. 16b. Про­филь бюста, рис. 16a.

Рис. 17a. Фло­рен­ция, част­ная кол­лек­ция.
Рис. 17b. Про­филь бюста, рис. 17a.

с.31
Рис. 18a. Рим, част­ная кол­лек­ция. Из Ana­lec­ta Ro­ma­na 12 (1983), с. 66, рис. 2.
Рис. 18b. Про­филь бюста, рис. 18a. Из Ana­lec­ta Ro­ma­na 12 (1983), с. 66, рис. 3.

Рис. 19. Порт­рет Посидо­ния. Неа­поль, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей.

Порт­рет в Корин­фе, изготов­лен­ный в пер­вом веке, но пере­ра­ботан­ный в третьем веке с добав­ле­ни­ем выре­зан­ной боро­ды, не может быть при­знан Цеза­рем (рис. 26)33.

Порт­рет в Нацио­наль­ном музее Афин (рис. 27)34, кото­рый недав­но был иден­ти­фи­ци­ро­ван как Цезарь35, тоже не может при­над­ле­жать Цеза­рю. Он бли­зок по сти­лю к туску­лан­ско­му порт­ре­ту, но сомни­тель­но, что это дей­ст­ви­тель­но порт­рет Цеза­ря. Ско­рее это неиз­вест­ный грек или рим­ля­нин око­ло 50 г. до н. э.

С Тасо­са про­ис­хо­дит порт­рет с вен­ком36. Его назы­ва­ли Цеза­рем, но я счи­таю его мест­ным порт­ре­том Клав­дия (рис. 28a—b).

с.32
Рис. 20a. Про­филь из Неа­по­ля. Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей 6038.
Рис. 20b. Голо­ва из Неа­по­ля, рис. 20a.

Рис. 21a. Про­филь голо­вы из Рима, Капи­то­лий­ские музеи, Дво­рец сена­то­ров.
Рис. 21b. Голо­ва из Рима, рис. 20a.

с.33
Рис. 22a. Рим, музея Тор­ло­ниа 512.
Рис. 22b. Про­филь бюста рис. 22a.

Цезарь в Вати­кане, Зал бюстов, 272, сего­дня, веро­ят­но, самый узна­вае­мый порт­рет Цеза­ря в мире (рис. 29a—b)37. Одна­ко это совре­мен­ная работа XVII или XVIII века.

Зна­ме­ни­тый порт­рет Цеза­ря из тем­но-зеле­но­го слан­ца в Государ­ст­вен­ном музее в Восточ­ном Бер­лине посту­пил в Бер­лин из кол­лек­ции Жюльен­на38 (рис. 30a—b) вме­сте с совре­мен­ным порт­ре­том Авгу­ста. В ката­ло­ге Карл Блю­мель сооб­ща­ет, что вся поверх­ность не очи­ща­лась, и на зад­ней части голо­вы дей­ст­ви­тель­но име­ет­ся слой, похо­жий на мел39. В музе­ях все­го мира мало порт­ре­тов, кото­рые так труд­но оце­нить: явля­ет­ся ли он работой XVIII в.? Может ли он быть еги­пет­ской работой рим­ско­го пери­о­да, I в. до н. э., кото­рая была пере­ра­бота­на, в осо­бен­но­сти нос и рот? Свя­зан ли он как-либо с так назы­вае­мым Мар­ком Анто­ни­ем в кол­лек­ции Г. Дж. Р. Бэнк­са из Кинг­стон Лэси в Уим­борне (рис. 31a—b)40? Мёби­ус41 иден­ти­фи­ци­ро­вал порт­рет из Кинг­стон Лэси как Цеза­ря, но с ним те же про­бле­мы, что и с Цеза­рем из Бер­ли­на: явля­ет­ся ли порт­рет антич­ным? Если да, то мож­но ли счи­тать его Цеза­рем? На сего­дняш­ний день эта длин­ная череда вопро­сов оста­ет­ся без отве­та.

В 1933 г. Эрих Берин­гер напи­сал целую кни­гу, чтобы опуб­ли­ко­вать порт­рет, кото­рый он назвал Цеза­рем. Это мра­мор­ный порт­рет в биб­лио­те­ке Зелан­тея в Ачи­ре­а­ле на Сици­лии (рис. 32)42. Порт­рет был обна­ру­жен в 1676 г. воз­ле Ачи­ре­а­ле вме­сте с ваза­ми, моне­та­ми и кус­ком мра­мо­ра с над­пи­сью C. IVL. CAE­SAR. Над­пись про­па­ла, но бюст явля­ет­ся антич­ным, веро­ят­но, еги­пет­ской работы; одна­ко это не Цезарь, а безы­мян­ный порт­рет середи­ны пер­во­го века до н. э.

с.34
Рис. 23a. Копен­га­ген, Новая Карлс­берг­ская глип­то­те­ка 1811, кат. № 598.
Рис. 23b. Про­филь бюста рис. 23a.

Рис. 24a. Спар­та, Архео­ло­ги­че­ский музей.
Рис. 24b. Про­филь бюста рис. 24a.

с.35
Рис. 25. Тира, Архео­ло­ги­че­ский музей. Фото любез­но пре­до­став­ле­но DAI, Афи­ны.
Рис. 26. Коринф, Музей. Из AAA 3(1970), с. 109, рис. 1.

Рис. 27. Афи­ны, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей. Из кни­ги Bu­schor, Das hel­le­nis­ti­sche Bildnis (1949), илл. 47.

В 1957 г. Людвиг Кур­ци­ус опуб­ли­ко­вал порт­рет, кото­рый в то вре­мя нахо­дил­ся в кол­лек­ции гра­фа Блюхе­ра ван Валь­штад­та, но теперь хра­нит­ся в музее Гет­ти (рис. 33)43. Порт­рет явля­ет­ся антич­ным. Фрел пишет: «Надо лбом с двух сто­рон име­ет­ся два малень­ких, округ­лых, неров­ных высту­па (pun­tel­li), кото­рые не были сгла­же­ны после репро­дук­ции. Они свиде­тель­ст­ву­ют о том, что Цезарь Блюхе­ра — это репро­дук­ция хоро­шо извест­но­го типа и, таким обра­зом, зна­ме­ни­тость»44. На самом деле, эти pun­tel­li свиде­тель­ст­ву­ют о том, что дан­ная голо­ва явля­ет­ся доволь­но гру­бой работой, и сре­ди рес­пуб­ли­кан­ских порт­ре­тов есть мно­го при­ме­ров подоб­ных недо­ра­боток. Это порт­рет безы­мян­но­го дея­те­ля вре­мен Рес­пуб­ли­ки, и при­том доволь­но неин­те­рес­ный.

Так назы­вае­мый Цезарь из Цюри­ха, ранее нахо­див­ший­ся в кол­лек­ции покой­но­го Эми­ля Бюр­ле, изве­стен с 1931 г., когда он хра­нил­ся в кол­лек­ции гра­фи­ни Люкс­бург (рис. 34a—b)45. Это под­дел­ка, и сего­дня копия этой под­дел­ки име­ет­ся на лон­дон­ском худо­же­ст­вен­ном рын­ке46.

с.36
Рис. 28a. Тасос, Архео­ло­ги­че­ский музей 105.
Рис. 28b. Про­филь бюста рис. 28a.

Рис. 29a. Вати­кан, Зал бюстов 272.
Рис. 29b. Про­филь бюста рис. 29a.

с.37
Рис. 30a. Про­филь в Восточ­ном Бер­лине, Государ­ст­вен­ные музеи SK 342 R.9.
Рис. 30b. Голо­ва из Восточ­но­го Бер­ли­на, рис. 30a.

Рис. 31a. Кинг­стон Лэси, Уим­борн, Дор­сет­шир, кол­лек­ция Г. Дж. Р. Бэнк­са.
Рис. 31b. Про­филь бюста, рис. 31a.

с.38
Рис. 32. Ачи­ре­а­ле, Биб­лио­те­ка Зелан­тея.
Рис. 33. Мали­бу, Музей Дж. П. Гет­ти, 75.AA.46.

Рис. 34a. Цюрих, ранее кол­лек­ция Бюр­ле.
Рис. 34b. Про­филь бюста, рис. 34a.

с.39
Рис. 35. Част­ная кол­лек­ция. Из кни­ги Kop­cke and Moo­re, Stu­dies in Clas­si­cal Art and Ar­chaeo­lo­gy, илл. 79.
Рис. 36. Швей­ца­рия, част­ная кол­лек­ция.

Рис. 37. Мали­бу, Музей Дж. П. Гет­ти, 78.A.A.266.

В 1979 г. Хель­га фон Хайн­це опуб­ли­ко­ва­ла порт­рет муж­чи­ны (рис. 35)47 с про­свер­лен­ны­ми гла­за­ми, кото­рый она дати­ру­ет при­бли­зи­тель­но 300 г. н. э. Я пола­гаю, что порт­рет явля­ет­ся под­дел­кой. Даже если бы он ока­зал­ся антич­ным, он не име­ет ниче­го обще­го с ико­но­гра­фи­ей Цеза­ря.

В 1965 г. на худо­же­ст­вен­ном рын­ке Мюн­хе­на появил­ся порт­рет под назва­ни­ем Цезарь, кото­рый был при­об­ре­тен част­ным кол­лек­ци­о­не­ром из Швей­ца­рии и теперь нахо­дит­ся в Жене­ве (рис. 36)48. Это порт­рет в нату­раль­ную вели­чи­ну, почти пол­но­стью сохра­нив­ший­ся. Хотя может пока­зать­ся, что он того же каче­ства, что и порт­рет из Кья­ра­мон­ти, 107, — это под­дел­ка. К сожа­ле­нию, он копи­ру­ет даже совре­мен­ные части порт­ре­та из Кья­ра­мон­ти: нос, шею, под­бо­ро­док и рот.

Так назы­вае­мый Цезарь Мак-Лен­до­на в музее Гет­ти был дати­ро­ван прав­ле­ни­ем Авгу­ста (рис. 37)49.

с.40
Рис. 38a. Вид в три чет­вер­ти порт­ре­та из Мали­бу, Музей Дж. П. Гет­ти, 73.A.A.46.
Рис. 38b. Голо­ва из Мали­бу, рис. 38a.

Утвер­жда­лось, что голо­ва явля­ет­ся репли­кой «един­ст­вен­но­го порт­ре­та Юлия Цеза­ря, создан­но­го при его жиз­ни»50, что долж­но озна­чать, что эта голо­ва име­ет нечто общее с туску­лан­ским порт­ре­том и явля­ет­ся воль­ной интер­пре­та­ци­ей порт­ре­та из зам­ка д’Алье — Туску­ла, но голо­ва при­над­ле­жит неиз­вест­но­му част­но­му лицу.

В 1973 г. музей Гет­ти при­об­рел мра­мор­ный порт­рет, пре­вы­шаю­щий нату­раль­ную вели­чи­ну, из Малой Азии, кото­рый в этом же году был опуб­ли­ко­ван как Юлий Цезарь (рис. 38)51 и назван «Цезарь Гет­ти». Он был достав­лен в Швей­ца­рию со стам­буль­ско­го рын­ка. Хотя он прак­ти­че­ски раз­ру­шен, пер­во­на­чаль­но он дол­жен был состав­лять часть круп­ной ста­туи в одном из глав­ных горо­дов запад­ной Малой Азии, напо­до­бие Пер­га­ма или Миле­та. Это импе­ра­тор­ский порт­рет мест­но­го про­из­вод­ства. Шея длин­ная, и фор­ма лица напо­ми­на­ет туску­лан­ский тип. С неко­то­ры­ми осно­ва­ни­я­ми Жале Инан ска­за­ла, что он изготов­лен в тра­ди­ции туску­лан­ско­го порт­ре­та и по раз­ме­ру напо­ми­на­ет порт­ре­ты из Неа­по­ля и Двор­ца Сена­то­ров в Риме. Из-за повреж­ден­но­го состо­я­ния об этом порт­ре­те мало что мож­но понять с ико­но­гра­фи­че­ской точ­ки зре­ния, но он инте­ре­сен как источ­ник.

В этом длин­ном пере­чне не упо­мя­ну­ты несколь­ко порт­ре­тов, кото­рые в ката­ло­гах и пуб­ли­ка­ци­ях были назва­ны изо­бра­же­ни­я­ми Цеза­ря. Я счи­таю насто­я­щий пере­чень порт­ре­тов Цеза­ря исчер­пы­ваю­щим и пред­по­чел бы иден­ти­фи­ци­ро­вать как Цеза­ря толь­ко тип Кья­ра­мон­ти и Туску­ла.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ber­noul­li, с. 156, № 6 и с. 174, № 6; Johan­sen, с. 25, илл. 1.
  • 2A. Al­föl­di (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), илл. 6.
  • 3Ber­noul­li, № 22; Johan­sen, с. 27, илл. 3.
  • 4Отсут­ст­ву­ет у Бер­нул­ли; Johan­sen, с. 26, илл. 2
  • 5Ber­noul­li, № 23; Johan­sen, с. 27, илл. 4.
  • 6Ber­noul­li, № 22, рис. на с. 172; Johan­sen, с. 28, илл. 6. S. Sed­dis, ред., Cam­po­san­to Mo­nu­men­ta­le di Pi­sa. An­ti­chi­tà, том 2 (Mo­de­na, 1984), № 68.
  • 7von Heintze (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), с. 291.
  • 8Отсут­ст­ву­ет у Бер­нул­ли; Johan­sen, илл. 7.
  • 9Бюст, нос и рот совре­мен­ные. Поверх­ность гру­бо очи­ще­на. Белый мра­мор. Общая высота 59 см, высота одной голо­вы 30 см.
  • 10W. C. Braat, OudhMe­ded 20 (1939), с. 24 сл., рис. 20—22; Johan­sen, с. 30, рис. 8; Rö­mer am Rhein: Ausstel­lung des Rö­mi­sch-Ger­ma­ni­schen Mu­seums Köln, кат. выст. (Co­log­ne, Kunsthal­le, 1967), A6, с. 134; Ar­te­fact: 150 Jaar Rijksmu­seum von Oud­he­den, Ley­den 1818—1968, кат. выст. (Lei­den, Rijksmu­seum von Oud­he­den, 1968), илл. 92. В носу про­свер­ле­но отвер­стие, види­мо, антич­ное. Белый мра­мор с серо­ва­той пати­ной, сза­ди следы огня. Высота 28 см.
  • 11A. Hek­ler, Iko­no­gra­phi­sche Forschun­gen, том 51, Ar­chErt. (1938), с. 1 сл.; Johan­sen, с. 31; von Heintze (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), с. 297. Это малень­кая голо­ва из бело­го мра­мо­ра. Высота 15 см.
  • 12Отсут­ст­ву­ет у Бер­нул­ли; B. M. Fel­let­ti Maj, Mu­seo Na­zio­na­le Ro­ma­no: I Rit­rat­ti (Ro­me, 1953), № 53; Johan­sen, с. 31, илл. 10; A. Giu­lia­no, Mu­seo Na­zio­na­le Ro­ma­no: Le Scul­tu­re, том 1, часть 2 (Ro­me, 1981), № 11. Белый мра­мор. Высота 35 см.
  • 13U. Tar­chi, L’Ar­te Et­rus­co-Ro­ma­no nell’Umbria e nel­la Sa­bi­na, том 1 (Mi­lan, 1936), илл. 277; Johan­sen, с. 32, илл. 12.
  • 14Ber­noul­li, № 59; Johan­sen, с. 31, илл. 11; A. Vostchi­ni­na et al., Mu­sée de l’Er­mi­ta­ge: Le Portrait Ro­main (Le­ningrad, 1974), № 3, инв. № А 251.
  • 15G. H. Wal­lis, Ca­ta­lo­gue of Clas­si­cal An­ti­qui­ties from the Si­te of the Temple of Dia­na, Ne­mi (Not­tingham, 1891), № 605; Johan­sen, с. 33; Zan­ker, с. 357, прим. 27; Mys­te­ries of Dia­na: The An­ti­qui­ties from Ne­mi in Not­tingham Mu­seums, кат. выст. (Not­tingham, 1983), с. 41.
  • 16Poul­sen, № 23; Johan­sen, с. 33, илл. 15; E. Bu­schor, Das hel­le­nis­ti­sche Bildnis, 2-е изд. (Mu­nich, 1971), № 251; S. An­gio­lil­lo, Röm­Mitt 78 (1971), с. 120, прим. 2; Zan­ker, с. 357, № 27.
  • 17L. Ca­ni­na, Descri­zio­ne dell’An­ti­co Tus­co­lo (Ro­me, 1841), с. 149 сл. и илл. 38.9; M. Bor­da, BMu­sImp 11 (1940), с. 3 сл.; Johan­sen, илл. 16; P. Zan­ker, «Zur Re­zep­tion des hel­le­nis­ti­schen In­di­vi­dual­porträts», в кни­ге P. Zan­ker, ред., Hel­le­nis­mus in Mit­te­li­ta­lien (Göt­tin­gen, 1976), с. 590, рис. 1; K. Vier­nei­sel и P. Zan­ker, Bildnis­se des Augus­tus (Mu­nich, 1979), с. 83.
  • 18Bor­da (выше, прим. 17), с. 3 сл. (= BullCom 68 [1940]).
  • 19Ber­noul­li, с. 177, № 47; Johan­sen, с. 35, илл. 17. Белый мра­мор. Высота 24 см.
  • 20H. Dütschke, An­ti­ke Bildwer­ke in Obe­ri­ta­lien, т. 2 (Leip­zig, 1873), с. 171, № 396; Johan­sen, с. 36, илл. 18; W. H. Schuch­hardt, Gno­mon 40 (1968), с. 410. Общая высота 31 см; высота одной голо­вы 22 см.
  • 21Coz­za (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), с. 65 сл.
  • 22ABr, илл. 239—240; K. Sche­fold, Bildnis­se der an­ti­ken Dich­ter, Den­ker und Red­ner (Ba­sel, 1943), с. 150; Bu­schor (выше, прим. 16), с. 47; G. Haf­ner, Spä­thel­le­nis­ti­sche Bildnisplas­tik (Ber­lin, 1954), с. 10 R 1; G. M. A. Rich­ter, The Portraits of the Greeks, т. 2 (Lon­don, 1965), с. 282, рис. 2020; Th. Lo­renz, Ga­le­rien von grie­chi­schen Phi­lo­sop­hen und Dich­ter­bildnis­se (Mainz, 1965), с. 8, илл. 2, 4.
  • 23P. E. Vis­con­ti, Iko­no­gra­phie Ro­mai­ne, т. 2 (Pa­ris, 1824), с. 19—20, илл. 17—18; Ber­noul­li, № 1; Johan­sen, с. 37, илл. 20a—b. Белый мра­мор. Общая высота 91 см; высота лица 45 см.
  • 24B. Ashmo­le, For­ge­ries of An­cient Sculptu­re: Crea­tion and De­tec­tion, The First J. L. My­res Me­mo­rial Lec­tu­re De­li­ve­red in New Col­le­ge, Ox­ford, May 9, 1961 (Ox­ford, 1961), с. 6.
  • 25Cla­rac, 912 B 2318 A; Ber­noul­li, № 2, илл. 14; Johan­sen, с. 38, илл. 20c, d.
  • 26Ch. Hül­sen, Das Skiz­zen­buch des Gio­van­nan­to­nio Do­sio (Ber­lin, 1933), с. 32, илл. 90. Общая высота 3,1 м.
  • 27P. E. Vis­con­ti, I Mo­nu­men­ti del Mu­seo Tor­lo­nia di Scul­tu­re An­ti­che (Ro­me, 1884), илл. 131, № 512; Ber­noul­li, № 12; Johan­sen, с. 39, илл. 21; Zan­ker, с. 357, № 27. Высота лица 20 см.
  • 28E. Si­mon, AA (1952), с. 138 сл.
  • 29Poul­sen, с. 61, № 30, рис. 43—45; Vier­nei­sel и Zan­ker (выше, прим. 17), 8, 5; Johan­sen, с. 42, илл. 25; Zan­ker, с. 357, прим. 27. Общая высота 44 см; высота одно­го лица 25 см.
  • 30Poul­sen, с. 61, № 30.
  • 31Johan­sen, с. 42, илл. 26. Общая высота 33 см, высота одной голо­вы 22 см.
  • 32F. Hil­ler v. Gaertrin­gen, The­ra, т. 1 (Ber­lin, 1899), с. 224, илл. 17; Lo­renz (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), с. 242 сл., илл. 85—86. Общая высота 40 см, высота одной голо­вы 22,5 см.
  • 33Co­rinth S 2771: A. Dat­sou­lis-Stav­ri­des (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), с. 109—110, рис. 1; C. E. de Gra­zia, «Ex­ca­va­tions of ASCS at Co­rinth, The Ro­man Portrait Sculptu­re» (Ph. D. diss., Co­lum­bia Uni­ver­si­ty, 1973), № 7; B. S. Ridgway, Hes­pe­ria 50 (1981), с. 430, прим. 31.
  • 34ABr., илл. 395—396; Haf­ner (выше, прим. 22), A8, илл. 26; E. Bu­schor, Das hel­le­nis­ti­sche Bildnis (Mu­nich, 1949), рис. 47, 2; он же (выше, прим. 16), с. 50 сл., 56, рис. 59.
  • 35A. Dat­sou­lis-Stav­ri­des, Del­tion, 28 (1973), с. 243—245; ArchRep, 1975—1976; Zan­ker (выше, прим. 17), с. 590, рис. 2; A. Stewart, At­ti­kà. Stu­dies in At­he­nian Sculptu­re of the Hel­li­nis­tic Age (Lon­don, 1979), с. 83, илл. 26c.
  • 36E. Will и R. Mar­tin, BCH 68—69 (1944—1945), с. 133, рис. 4; Johan­sen, с. 43, илл. 27.
  • 37Ber­noul­li, № 5; ABr, с. 511—512; Johan­sen, с. 43.
  • 38Ber­noul­li, № 57, с. 164, илл. 18; ABr. 265—266; Johan­sen, с. 49; W. Kai­ser, «Ein Sta­tuen­kopf der ägyp­ti­schen Spät­zert», JBerlM 8 (1966), с. 27—28, рис. 25—26; K. Fittschen, Pom­peji: Le­ben und Kunst in den Ve­suvstäd­ten, кат. выст. (Es­sen, Vil­la Hü­gel, 1973), с. 28—29; Bal­ty (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), с. 53, илл. 2.2. Он изготов­лен из тем­но-зеле­но­го слан­ца. Высота 41 см. Части лево­го уха и одеж­да реста­ври­ро­ва­ны. Гла­за — встав­ные, из мра­мо­ра, но либо они, либо свер­ле­ние совре­мен­ные.
  • 39C. Blü­mel, Rö­mi­sche Bildnis­se (Ber­lin, 1933), R 9 илл. 5.
  • 40Кинг­стон Лэси, Уим­борн, Дор­сет­шир: кол­лек­ция Г. Дж. Р. Бэнк­са; A. Mi­chae­lis, An­cient Marbles in Great Bri­tain (Lon­don, 1882), с. 416, № 2; B. V. Both­mer, AJA 58 (1954), с. 143; C. C. Ver­mue­le и D. von Both­mer, AJA 60 (1956), с. 330, илл. 108, рис. 18—19; G. Grimm, JdI 80 (1970), с. 164, рис. 9—10.
  • 41G. Grimm (выше, прим. 40), с. 164; H. Mö­bius, Ale­xandria und Rom (Mu­nich, 1964), с. 41; К. Пар­лас­ка, JdI 82 (1967), с. 176, прим. 26, оспа­ри­вал иден­ти­фи­ка­цию с Цеза­рем.
  • 42E. Boeh­rin­ger, Der Cae­sar von Aci­rea­le (Stuttgart, 1933), илл. 1—7; Johan­sen, с. 52; Zan­ker, с. 357, прим. 27. Белый мра­мор. Общая высота 52 см; высота одной голо­вы 32 см.
  • 43L. Cur­tius, «Ein neues Bildnis des Juli­us Cae­sar», в кни­ге E. Boeh­rin­ger и W. Hoffman, ред., Ro­bert Boeh­rin­ger: Ein Freun­des­ga­be (Tü­bin­gen, 1957), с. 153; Johan­sen, с. 54; J. Frel, «Cae­sar» (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия); он же, Ro­man Portraits (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), № 6; Zan­ker, с. 357, прим. 27; J. Cha­may, J. Frel и J.-L. Maier, Le Mon­de des Cé­sars, кат. выст. (Ge­ne­va, Mu­sée d’Art et d’his­toi­re, 1982), илл. 4. Мали­бу, музей Дж. Пола Гет­ти 75.AA.46, пен­те­лий­ский мра­мор, высота 36,5 см.
  • 44Frel, Ro­man Portraits (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), № 6.
  • 45An­ti­ke 7 (1931), с. 247; Johan­sen, с. 58; Zan­ker, с. 357, прим. 27.
  • 46W. Bur­chard, 95 Meadway, Lon­don NW2.
  • 47Von Haintze (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), с. 291 сл., илл. 79—80. Белый мра­мор. Высота 32 см.
  • 48Ранее H. Her­zer and Co. Apol­lo (сен­тябрь 1965), с. xiv; Johan­sen, с. 55.
  • 49Мали­бу, музей Дж. Пола Гет­ти 78.AA.266. Белый мра­мор с круп­ны­ми кри­стал­ла­ми, веро­ят­но, фасий­ский. Высота 27 см. Как сооб­ща­ет­ся, най­ден в Малой Азии. Er­hart и др. (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), № 2; Frel, Ro­man Portraits (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), с. 16—17, № 5; Cha­may, Frel и Maier (выше, прим. 43), с. 47.
  • 50Cha­may, Frel и Maier (выше, прим. 43), с. 47.
  • 51Мали­бу, музей Дж. Пола Гет­ти 73.AA.46. Белый круп­но­зер­ни­стый мра­мор из Малой Азии. Общая высота 53 см. Высота одной голо­вы 29 см. Bur­lington Ma­ga­zi­ne (июнь 1973), рис. 14; Frel, «Cae­sar» (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия), рис. 2—5; E. Al­föl­di-Ro­sen­baum, в сбор­ни­ке Gree­ce and Ita­ly in the Clas­si­cal World, Ac­ta of the XI. In­ter­na­tio­nal Congress of Clas­si­cal Ar­chaeo­lo­gy (Lon­don, 1979), с. 978; J. Inan и E. Al­föl­di-Ro­sen­baum, Rö­mi­sche und Früh­by­zan­ti­ni­sche Porträtplas­tik aus der Tür­kei (Mainz, 1979), с. 53, № 1, илл. 1; Frel, Ro­man Portraits (ниже, совре­мен­ная биб­лио­гра­фия, № 7); J. Mei­schin­ger, BonnJbb 181 (1981), с. 144.

  • СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:


    F. Johan­sen. «An­ti­chi rit­rat­ti di C. Giu­lio Ce­sa­re nel­la scul­tu­ra», Ana­lec­ta Ro­ma­na Insti­tu­ti Da­ni­ci 4 (Co­pen­ha­gen, 1967), c. 7—68 (с пред­ше­ст­ву­ю­щей биб­лио­гра­фи­ей).

    F. Johan­sen, «Den skal­de­de Cae­sar», MeddNC 25 (1968), с. 1—14.

    U. Jantzen, «Cae­sar Mat­tei», Röm­Mitt 75 (1968), с. 170 сл.

    Th. Lo­renz, «Das Jugendbildnis Cae­sars», Ath­Mitt 83 (1968), с. 242 сл.

    D. Kiang, «Co­lo­nia Iulia Vien­nen­sium», SchwMbII 19, вып. 74 (1969), с. 33 сл.

    H. Sey­rig, «Un portrait de Jules Cé­sar», Rev­Num 6.2 (1969), с. 53—54.

    A. Dat­sou­lis-Stav­ri­des, «Tête de Jules Cé­sar au Mu­seé de Co­rin­the», AAA 3 (1970), с. 109 сл.

    A. Al­föl­di, Cae­sar in 44 v. Chr.: Das Zeug­nis der Mün­zen, mit einen Re­vi­sion der Stem­pel und Stem­pel­ver­bin­dun­gen von Dr. Wen­de­lin Kellner, т. 2, An­ti­qui­tas, сер. 3 (Bonn, 1974).

    J. C. Bal­ty, «Un nou­veau portrait de Cé­sar aux Mu­sées royaux d’art et d’his­toi­re de Bru­xel­les», в кни­ге J. S. Boersma и др., ред., Fes­toen: op­ged­ra­gen aan A. N. Za­doks-Jose­phus Jit­ta (Gro­nin­gen, 1976), с. 49.

    J. Frel, «Cae­sar», Get­ty­MusJ 5 (1977), с. 55—62.

    J. M. C. Toyn­bee, Ro­man His­to­ri­cal Portraits (Lon­don, 1978), с. 30—39.

    H. von Heintze, «Ein spä­tan­ti­kes Bildnis Cae­sars», в кни­ге G. Kop­cke и M. Moo­re, ред., Stu­dies in Clas­si­cal Art and Ar­chaeo­lo­gy: A Tri­bu­te to Pe­ter H. von Blan­cken­ha­gen (Lo­cust Val­ley, N. Y., 1979), с. 291 сл.

    G. Sie­bert, «Un portrait de Jules Cé­sar sur une cou­pe a mé­dail­lon de Dé­los», BCH 104 (1980), с. 189 сл.

    K. P. Er­hart и др., Ro­man Portraits: As­pects of Self and So­cie­ty, First Cen­tu­ry B. C. — Third Cen­tu­ry A. D. кат. выст. (San­ta Cruz, Uni­ver­si­ty of Ca­li­for­nia, и Ma­li­bu, The J. Paul Get­ty Mu­seum, 1980), с. 26—29.

    J. Frel, Ro­man Portraits in the J. Paul Get­ty Mu­seum, кат. выст. (Tul­sa Ok­la­ho­ma, Philbrook Art Cen­ter, и Ma­li­bu, The J. Paul Get­ty Mu­seum, 1981), с. 16—19.

    F Johan­sen, Berømte ro­me­re fra re­pub­lik­kens tid (Co­pen­ha­gen, 1982).

    L. Coz­za, «Un nuo­vo rit­rat­to di Ce­sa­re», Ana­lec­ta Ro­ma­na Insti­tu­ti Da­ni­ci 12 (1983), с. 64—69.

    АББРЕВИАТУРЫ:


    Ber­noul­li — J. J. Ber­noul­li, Rö­mi­sche Iko­no­gra­phie, т. 1 (Stuttgart, 1882).

    Johan­sen — F. Johan­sen, «An­ti­chi rit­rat­ti di C. Giu­lio Ce­sa­re nel­la scul­tu­ra», Ana­lec­ta Ro­ma­na Insti­tu­ti Da­ni­ci 4 (Co­pen­ha­gen, 1967), с. 7—68.

    Poul­sen — V. Poul­sen, Ny Carls­berg Glyp­to­tek: Les Portraits Ro­mains, т. 1 (Co­pen­ha­gen, 1962; 2-е изд., Co­pen­ha­gen, 1973).

    Zan­ker — P. Zan­ker, «Das Bildnis des M. Hol­co­nius Ru­fus» AA, 1981, с. 349.

    Все фото­гра­фии, за исклю­че­ни­ем отме­чен­ных, из фото­ар­хи­вов Новой Карлс­берг­ской Глип­то­те­ки.

    ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ:

  • [1]Обыч­ное укра­ше­ние вил­лы.
  • [2]Отцу за вели­чай­шие заслу­ги.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1263488756 1264888883 1262418983 1268693931 1268985974 1269362419