Мраморные портреты Гая Юлия Цезаря: обзор
Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой и О. В. Любимовой.
с.17 В 1824 г.
Самый важный из сохранившихся портретов Юлия Цезаря — это мраморный бюст в Ватикане, Зал бюстов, ранее в Музее Кьярамонти 107 (рис. 1a—
С портретом из галереи Кьярамонти связано три портрета, которые следует считать репликами этого же типа. Первый — это портрет из Вены, Новый дворец, коллекция Эсте (рис. 3a—
с.18 | с.19 | |
Рис. 1a. Ватикан, Зал бюстов (ранее в Музее Кьярамонти, 107). |
Рис. 1b. Профиль бюста, рис. 1a. |
с.20 | ||
Рис. 2a. Денарий Марка Меттия. Аверс. Венеция, Археологический музей. |
Рис. 2b. Реверс денария, рис. 2a. |
Рис. 3a. Вена, Музей истории искусств, Новый дворец, коллекция Эсте I 1493 (II 5530). |
Рис. 3b. Профиль бюста, рис. 3a. |
с.21 | ||
Рис. 4a. Турин, Музей древностей, 129. |
Рис. 4b. Профиль бюста, рис. 4a. |
Рис. 5a. Парма, Национальный музей древностей, дворец Фарнезе. |
Рис. 5b. Профиль бюста, рис. 5a. |
с.22 | ||
Рис. 6a. Пиза, Кампосанто. |
Рис. 6b. Профиль бюста, рис. 6a. |
Бюст изготовлен из белого мрамора. Второй портрет, также из белого мрамора, находится в Турине, в Музее древностей (рис. 4a—
Долгое время считалось, что портретный тип Кьярамонти существует всего в четырех репликах и что этот тип отличен от группы портретов, следующих за портретом в Кампосанто в Пизе (рис. 6a—
Флоренция, дворец Питти, зал Джованни-да-Сан-Джованни (рис. 7a—
Лейден (рис. 8a—
с.23 | |||
Рис. 7a. Флоренция, Палатинская галерея дворца Питти, зал Джованни-да-Сан-Джованни. |
Рис. 7b. Профиль бюста, рис. 7a. |
Рис. 8a. Лейден, Государственный музей древностей, 1931/32, 46. |
Рис. 8b. Профиль бюста, рис. 8a. |
с.24 | ||
Рис. 9a. Рим, Дворец Консерваторов, Новый музей, зал 35, |
Рис. 9b. Профиль бюста, рис. 9a. |
Рим, Дворец Консерваторов, Новый музей, зал
Рим, Национальный Римский музей 12.4466 (рис. 10a—
Риети, коллекция Пальмеджани (рис. 11a—
Три портрета, ранее относимые к типу Кьярамонти-Кампосанто, следует исключить из этой идентификации:
Ленинград, Государственный музей Эрмитаж А 251 (рис. 12a—
Ноттингем, Замок-музей и Художественная галерея (рис. 13a—
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека 565 (рис. 14a—
Портретный тип Кьярамонти-Кампосанто — это стандартный портрет Цезаря. Он был создан незадолго до или вскоре после 44 г. до н. э., и все существующие копии следует относить ко времени Августа или позднее.
Обратимся теперь к другому портретному типу Цезаря. Первый экземпляр происходит из Тускула, где он был раскопан на форуме в 1825 г. Люсьеном Бонапартом и позднее передан в замок д’Алье возле Турина (рис. 15a—
с.25 | |||
Рис. 10a. Рим, Национальный Римский музей, 12.4466. |
Рис. 10b. Профиль бюста, рис. 10a. |
Рис. 11a. Риети, коллекция Пальмеджани. |
Рис. 11b. Профиль бюста, рис. 11a. |
с.26 | ||
Рис. 12a. Ленинград, Государственный музей Эрмитаж, А 251. |
Рис. 12b. Профиль бюста, рис. 12a. |
Рис. 13a. Ноттингем, Замок-музей и Художественная галерея. |
Рис. 13b. Профиль бюста, рис. 13a. |
с.27 | ||
Рис. 14a. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека, 1788, |
Рис. 14b. Профиль бюста, рис. 14a. |
Борда отметил, что верхняя часть головы вытянута назад, образуя таким образом седловину. Череп седловидной формы является результатом преждевременного окостенения швов между теменной и височной костями. Если взглянуть на портрет спереди, то видно, что левая часть черепа более развита, чем правая. Первая деформация называется клиноцефалия, а вторая — плагиоцефалия; она является результатом аномального окостенения венечного шва с этой стороны. Портрет является долихоцефальным, а лоб очень выпуклый, как у женщины. Этот вид аномалии черепа не представляет интереса в качестве патологии. Он встречается по всему миру у всех рас и не имеет никакого медицинского значения для человека, имеющего эту аномалию.
Борда считал тускуланский портрет оригиналом, изготовленным в последние годы жизни Цезаря, но портрет является копией бронзового оригинала, отлитого незадолго до смерти Цезаря или вскоре после нее. Сходство с денарием Меттия не оставляет желать лучшего. Тускуланский тип портрета существует еще в трех копиях:
Вобурнское аббатство, Бедфордшир (рис. 16a—
Частная коллекция, Флоренция (рис. 17a—
Частная коллекция, Рим (рис. 18a—
Тускуланский Цезарь стилистически тесно связан с портретом Посидония в Национальном музее Неаполя (рис. 19)22, надпись на котором гарантирует его идентификацию. Посидоний из Апамеи в Сирии, 134—
Существует только два основных портретных типа Цезаря: тип Кьярамонти и тускуланский тип. Нижеследующие комментарии к некоторым из так называемых знаменитых портретов Цезаря поясняют, почему трудно изменить это мнение.
с.28 | ||
Рис. 15a. Турин, Музей древностей. Фото любезно предоставлено DAI, Рим. |
Портрет Цезаря в Национальном музее Неаполя23, превышающий натуральную величину (рис. 20a—
Портрет Цезаря во Дворце Сенаторов в Риме тесно связан с неаполитанским Цезарем (рис. 21a—
Эрика Симон предложила идентифицировать как Юлия Цезаря портрет в музее Торлониа (рис. 22a—
с.29 | ||
Рис. 15b. Профиль бюста, рис. 15a. Фото любезно предоставлено DAI, Рим. |
Эта статуя должна была возбуждать сострадание в каждом, кто видел ее, и портрет из Торлониа явно был предназначен для того же самого. Однако все лицо и волосы полностью переработаны, и трудно понять, как его можно использовать в иконографических целях. Это всего лишь безымянный республиканский портрет.
В 1900 г. копенгагенская глиптотека приобрела портрет из Венеции, который происходит из Дворца Джустиниани-Реканати (рис. 23a—
Из Тиры происходит портрет молодого человека (рис. 25)32, найденный в портике сто лет назад и вновь опубликованный Тюри Лоренцем в 1968 г. Лоренц считает его Цезарем, и существует небольшая вероятность того, что это действительно провинциальный портрет Цезаря.
с.30 | ||
Рис. 16a. Вобурнское аббатство. |
Рис. 16b. Профиль бюста, рис. 16a. |
Рис. 17a. Флоренция, частная коллекция. |
Рис. 17b. Профиль бюста, рис. 17a. |
с.31 | ||||
Рис. 18a. Рим, частная коллекция. Из Analecta Romana 12 (1983), с. 66, рис. 2. |
Рис. 18b. Профиль бюста, рис. 18a. Из Analecta Romana 12 (1983), с. 66, рис. 3. |
Рис. 19. Портрет Посидония. Неаполь, Национальный археологический музей. |
Портрет в Коринфе, изготовленный в первом веке, но переработанный в третьем веке с добавлением вырезанной бороды, не может быть признан Цезарем (рис. 26)33.
Портрет в Национальном музее Афин (рис. 27)34, который недавно был идентифицирован как Цезарь35, тоже не может принадлежать Цезарю. Он близок по стилю к тускуланскому портрету, но сомнительно, что это действительно портрет Цезаря. Скорее это неизвестный грек или римлянин около 50 г. до н. э.
С Тасоса происходит портрет с венком36. Его называли Цезарем, но я считаю его местным портретом Клавдия (рис. 28a—
с.32 | ||
Рис. 20a. Профиль из Неаполя. Национальный археологический музей 6038. |
Рис. 20b. Голова из Неаполя, рис. 20a. |
Рис. 21a. Профиль головы из Рима, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов. |
Рис. 21b. Голова из Рима, рис. 20a. |
с.33 | |||
Рис. 22a. Рим, музея Торлониа 512. |
Рис. 22b. Профиль бюста рис. 22a. |
Цезарь в Ватикане, Зал бюстов, 272, сегодня, вероятно, самый узнаваемый портрет Цезаря в мире (рис. 29a—
Знаменитый портрет Цезаря из темно-зеленого сланца в Государственном музее в Восточном Берлине поступил в Берлин из коллекции Жюльенна38 (рис. 30a—
В 1933 г. Эрих Берингер написал целую книгу, чтобы опубликовать портрет, который он назвал Цезарем. Это мраморный портрет в библиотеке Зелантея в Ачиреале на Сицилии (рис. 32)42. Портрет был обнаружен в 1676 г. возле Ачиреале вместе с вазами, монетами и куском мрамора с надписью C. IVL. CAESAR. Надпись пропала, но бюст является античным, вероятно, египетской работы; однако это не Цезарь, а безымянный портрет середины первого века до н. э.
с.34 | |||
Рис. 23a. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека 1811, кат. |
Рис. 23b. Профиль бюста рис. 23a. |
Рис. 24a. Спарта, Археологический музей. |
Рис. 24b. Профиль бюста рис. 24a. |
с.35 | ||||
Рис. 25. Тира, Археологический музей. Фото любезно предоставлено DAI, Афины. |
Рис. 26. Коринф, Музей. Из AAA 3(1970), с. 109, рис. 1. |
Рис. 27. Афины, Национальный археологический музей. Из книги Buschor, Das hellenistische Bildnis (1949), илл. 47. |
В 1957 г. Людвиг Курциус опубликовал портрет, который в то время находился в коллекции графа Блюхера ван Вальштадта, но теперь хранится в музее Гетти (рис. 33)43. Портрет является античным. Фрел пишет: «Надо лбом с двух сторон имеется два маленьких, округлых, неровных выступа (puntelli), которые не были сглажены после репродукции. Они свидетельствуют о том, что Цезарь Блюхера — это репродукция хорошо известного типа и, таким образом, знаменитость»44. На самом деле, эти puntelli свидетельствуют о том, что данная голова является довольно грубой работой, и среди республиканских портретов есть много примеров подобных недоработок. Это портрет безымянного деятеля времен Республики, и притом довольно неинтересный.
Так называемый Цезарь из Цюриха, ранее находившийся в коллекции покойного Эмиля Бюрле, известен с 1931 г., когда он хранился в коллекции графини Люксбург (рис. 34a—
с.36 | ||
Рис. 28a. Тасос, Археологический музей 105. |
Рис. 28b. Профиль бюста рис. 28a. |
Рис. 29a. Ватикан, Зал бюстов 272. |
Рис. 29b. Профиль бюста рис. 29a. |
с.37 | ||||
Рис. 30a. Профиль в Восточном Берлине, Государственные музеи SK 342 R.9. |
Рис. 30b. Голова из Восточного Берлина, рис. 30a. |
Рис. 31a. Кингстон Лэси, Уимборн, Дорсетшир, коллекция Г. Дж. Р. Бэнкса. |
Рис. 31b. Профиль бюста, рис. 31a. |
с.38 | ||
Рис. 32. Ачиреале, Библиотека Зелантея. |
Рис. 33. Малибу, Музей Дж. П. Гетти, 75.AA.46. |
Рис. 34a. Цюрих, ранее коллекция Бюрле. |
Рис. 34b. Профиль бюста, рис. 34a. |
с.39 | |||
Рис. 35. Частная коллекция. Из книги Kopcke and Moore, Studies in Classical Art and Archaeology, илл. 79. |
Рис. 36. Швейцария, частная коллекция. |
Рис. 37. Малибу, Музей Дж. П. Гетти, 78.A.A.266. |
В 1979 г. Хельга фон Хайнце опубликовала портрет мужчины (рис. 35)47 с просверленными глазами, который она датирует приблизительно 300 г. н. э. Я полагаю, что портрет является подделкой. Даже если бы он оказался античным, он не имеет ничего общего с иконографией Цезаря.
В 1965 г. на художественном рынке Мюнхена появился портрет под названием Цезарь, который был приобретен частным коллекционером из Швейцарии и теперь находится в Женеве (рис. 36)48. Это портрет в натуральную величину, почти полностью сохранившийся. Хотя может показаться, что он того же качества, что и портрет из Кьярамонти, 107, — это подделка. К сожалению, он копирует даже современные части портрета из Кьярамонти: нос, шею, подбородок и рот.
Так называемый Цезарь Мак-Лендона в музее Гетти был датирован правлением Августа (рис. 37)49.
с.40 | ||||
Рис. 38a. Вид в три четверти портрета из Малибу, Музей Дж. П. Гетти, 73.A.A.46. |
Рис. 38b. Голова из Малибу, рис. 38a. |
Утверждалось, что голова является репликой «единственного портрета Юлия Цезаря, созданного при его жизни»50, что должно означать, что эта голова имеет нечто общее с тускуланским портретом и является вольной интерпретацией портрета из замка д’Алье — Тускула, но голова принадлежит неизвестному частному лицу.
В 1973 г. музей Гетти приобрел мраморный портрет, превышающий натуральную величину, из Малой Азии, который в этом же году был опубликован как Юлий Цезарь (рис. 38)51 и назван «Цезарь Гетти». Он был доставлен в Швейцарию со стамбульского рынка. Хотя он практически разрушен, первоначально он должен был составлять часть крупной статуи в одном из главных городов западной Малой Азии, наподобие Пергама или Милета. Это императорский портрет местного производства. Шея длинная, и форма лица напоминает тускуланский тип. С некоторыми основаниями Жале Инан сказала, что он изготовлен в традиции тускуланского портрета и по размеру напоминает портреты из Неаполя и Дворца Сенаторов в Риме. Из-за поврежденного состояния об этом портрете мало что можно понять с иконографической точки зрения, но он интересен как источник.
В этом длинном перечне не упомянуты несколько портретов, которые в каталогах и публикациях были названы изображениями Цезаря. Я считаю настоящий перечень портретов Цезаря исчерпывающим и предпочел бы идентифицировать как Цезаря только тип Кьярамонти и Тускула.
ПРИМЕЧАНИЯ
СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:
F. Johansen. «Antichi ritratti di C. Giulio Cesare nella scultura», Analecta Romana Instituti Danici 4 (Copenhagen, 1967), c. 7—
F. Johansen, «Den skaldede Caesar», MeddNC 25 (1968), с. 1—
U. Jantzen, «Caesar Mattei», RömMitt 75 (1968), с. 170 сл.
Th. Lorenz, «Das Jugendbildnis Caesars», AthMitt 83 (1968), с. 242 сл.
D. Kiang, «Colonia Iulia Viennensium», SchwMbII 19, вып. 74 (1969), с. 33 сл.
H. Seyrig, «Un portrait de Jules César», RevNum 6.2 (1969), с. 53—
A. Datsoulis-Stavrides, «Tête de Jules César au Museé de Corinthe», AAA 3 (1970), с. 109 сл.
A. Alföldi, Caesar in 44 v. Chr.: Das Zeugnis der Münzen, mit einen Revision der Stempel und Stempelverbindungen von Dr. Wendelin Kellner, т. 2, Antiquitas, сер. 3 (Bonn, 1974).
J. Frel, «Caesar», GettyMusJ 5 (1977), с. 55—
H. von Heintze, «Ein spätantikes Bildnis Caesars», в книге G. Kopcke и M. Moore, ред., Studies in Classical Art and Archaeology: A Tribute to Peter H. von Blanckenhagen (Locust Valley,
G. Siebert, «Un portrait de Jules César sur une coupe a médaillon de Délos», BCH 104 (1980), с. 189 сл.
J. Frel, Roman Portraits in the J. Paul Getty Museum, кат. выст. (Tulsa Oklahoma, Philbrook Art Center, и Malibu, The J. Paul Getty Museum, 1981), с. 16—
F Johansen, Berømte romere fra republikkens tid (Copenhagen, 1982).
L. Cozza, «Un nuovo ritratto di Cesare», Analecta Romana Instituti Danici 12 (1983), с. 64—
АББРЕВИАТУРЫ:
Bernoulli —
Johansen — F. Johansen, «Antichi ritratti di C. Giulio Cesare nella scultura», Analecta Romana Instituti Danici 4 (Copenhagen, 1967), с. 7—
Poulsen — V. Poulsen, Ny Carlsberg Glyptotek: Les Portraits Romains, т. 1 (Copenhagen, 1962;
Zanker — P. Zanker, «Das Bildnis des M. Holconius Rufus» AA, 1981, с. 349.
Все фотографии, за исключением отмеченных, из фотоархивов Новой Карлсбергской Глиптотеки.