П. Гиро

Частная и общественная жизнь греков.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Петроград. Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915.
Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)

с.476

Гла­ва один­на­дца­тая.

Нало­ги.

1. Систе­ма нало­гов в Гре­ции.

Систе­ма нало­гов в Гре­ции была иной, чем у совре­мен­ных наро­дов. По-види­мо­му, пер­во­на­чаль­но глав­ным источ­ни­ком дохо­дов была деся­ти­на, т. е. налог, рав­ный деся­той части жат­вы каж­до­го чело­ве­ка. Деся­ти­на была подо­ход­ным нало­гом, но накла­ды­вал­ся он толь­ко на земле­вла­дель­цев, и это есте­ствен­но, пото­му что в ту эпо­ху богат­ство состо­я­ло почти исклю­чи­тель­но в земель­ных вла­де­ни­ях.

Око­ло 500 г. до Р. Х. этот налог в Афи­нах пре­кра­ща­ет свое суще­ст­во­ва­ние. В то вре­мя тор­гов­ля уже начи­на­ет раз­ви­вать­ся, и деся­ти­на заме­ня­ет­ся тамо­жен­ной пошли­ной, нало­гом на про­дук­ты про­да­жи, не счи­тая доволь­но высо­ких нало­гов, взи­мае­мых с сереб­ря­ных Лаври­он­ских руд­ни­ков. Кро­ме того, был введен дру­гой обы­чай. Государ­ство ста­ло воз­ла­гать на бога­чей неко­то­рые издерж­ки, кото­рые ему при­хо­ди­лось нести. Если надо было, напри­мер, воору­жить корабль или отпразд­но­вать какое-нибудь тор­же­ство, то рас­хо­ды пада­ли на того или ино­го граж­да­ни­на. Это назы­ва­лось литур­ги­я­ми.

Но во вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны и такой меры с.477 ока­за­лось недо­ста­точ­ным. Тогда сно­ва хоте­ли обло­жить пря­мою пода­тью соб­ст­вен­ни­ков. Но теперь не огра­ни­чи­лись одни­ми земле­вла­дель­ца­ми. Был обло­жен капи­тал во всех его видах. Этот налог озна­чал­ся име­нем эйс­фо­ры. Впро­чем, он не был посто­ян­ным, а взи­мал­ся, глав­ным обра­зом, во вре­мя вой­ны. Мы не зна­ем ни одно­го при­ме­ра, когда он нала­гал­ся бы в мир­ное вре­мя. Тако­вы были изме­не­ния, кото­рым под­верг­лась подат­ная систе­ма Афин и боль­шин­ства гре­че­ских государств. Раз­ни­ца меж­ду ними в этом отно­ше­нии заклю­ча­лась толь­ко в подроб­но­стях.

2. Налог на капи­тал.

Чтобы опре­де­лить раз­ме­ры капи­та­ла раз­ных соб­ст­вен­ни­ков, обра­ща­лись к пока­за­ни­ям этих послед­них. Пока­за­ния их, разу­ме­ет­ся, не все­гда были прав­ди­вы. Мно­гие граж­дане скры­ва­ли часть сво­его состо­я­ния. Сде­лать это было не труд­но, если не по отно­ше­нию к земель­ной соб­ст­вен­но­сти, цен­ность кото­рой была извест­на, то по отно­ше­нию к дви­жи­мо­му иму­ще­ству. Тем не менее, при­няв во вни­ма­ние гро­мад­ную власть, кото­рой поль­зо­ва­лось государ­ство в древ­но­сти, и необы­чай­ную пре­дан­ность обще­ст­вен­ным инте­ре­сам со сто­ро­ны граж­дан, мож­но думать, что обма­ны про­ис­хо­ди­ли, веро­ят­но, в мень­ших раз­ме­рах, чем это было бы у нас. Любовь к оте­че­ству, тще­сла­вие, жела­ние пре­взой­ти вели­ко­ду­ши­ем дру­гих, стрем­ле­ние к попу­ляр­но­сти — все вме­сте взя­тое застав­ля­ло афи­ня­ни­на муже­ст­вен­но пере­но­сить тре­бо­ва­ния государ­ства и давать даже боль­ше, чем сколь­ко с него спра­ши­ва­ли. Суще­ст­во­ва­ло как бы нрав­ст­вен­ное обя­за­тель­ство идти даль­ше выпол­не­ния сво­их обя­зан­но­стей, и к тем, кто доволь­ст­во­вал­ся толь­ко выпол­не­ни­ем необ­хо­ди­мо­го, отно­си­лись недоб­ро­же­ла­тель­но.

Налог на капи­тал (эйс­фо­ра́) был, по-види­мо­му, про­пор­цио­наль­ным, но не про­грес­сив­ным нало­гом. Круг­лая сум­ма его уста­нав­ли­ва­лась государ­ст­вом, а затем рас­пре­де­ля­лась меж­ду пла­тель­щи­ка­ми сооб­раз­но их с.478 состо­я­нию. В виду это­го граж­дане, под­ле­жа­щие тако­му нало­гу, были объ­еди­не­ны в извест­ное чис­ло групп, так назы­вае­мых сим­мо­рий (может быть, 100), из кото­рых каж­дая состав­ля­ла подат­ный капи­тал одно­го и того же раз­ме­ра, обло­жен­ный оди­на­ко­вой циф­рой нало­га. Вслед­ст­вие уве­ли­че­ния или умень­ше­ния богатств, нару­шав­ших рав­но­ве­сие сим­мо­рий, при­хо­ди­лось вре­мя от вре­ме­ни про­ве­рять их состав для того, чтобы сум­ма их подат­но­го капи­та­ла оста­ва­лась неиз­мен­ной. Доля каж­до­го пла­тель­щи­ка в зави­си­мо­сти от груп­пы опре­де­ля­лась по прин­ци­пу про­пор­цио­наль­но­сти; но желаю­щие мог­ли взять на себя бо́льшую часть нало­га и тем умень­шить долю, падав­шую на дру­гих. Этот очень рас­про­стра­нен­ный обы­чай делал на прак­ти­ке эйс­фо­ру нало­гом про­грес­сив­ным. Воз­мож­но, что граж­дане, состо­я­ние кото­рых было ниже 2000 драхм (740 руб.), осво­бож­да­лись от него.

Налог взи­мал­ся осо­бы­ми долж­ност­ны­ми лица­ми, изби­рае­мы­ми по жре­бию. Часто слу­ча­лось, что неко­то­рые лица, по неже­ла­нию или по недо­стат­ку средств, укло­ня­лись от этой повин­но­сти. Закон суро­во карал их: иму­ще­ство их отби­ра­лось в каз­ну, а они сами неред­ко заклю­ча­лись в тюрь­му.

С 362 года три­ста самых бога­тых граж­дан обя­за­лись вно­сить впе­ред в каз­ну всю сум­му нало­га, кото­рую они потом взыс­ки­ва­ли с пла­тель­щи­ков уже в свою поль­зу. Воз­мож­но, что эта сум­ма часто пада­ла все­це­ло на них, пото­му что они не все­гда мог­ли собрать ее, а к кру­тым мерам при­бе­гать ино­гда не реша­лись. Горо­ду это было вдвойне выгод­но, так как он сра­зу полу­чал пол­ный сбор нало­га и в то же вре­мя избав­лял­ся от рас­хо­дов и непри­ят­но­стей по его взыс­ка­нию.

(По P. Gui­raud. Étu­des éco­no­mi­ques sur l’An­ti­qui­té).

3. Кос­вен­ные нало­ги в Афи­нах.

1. Тамо­жен­ная пошли­на. — Она взи­ма­лась со всех това­ров, вво­зив­ших­ся в Атти­ку или выво­зив­ших­ся из нее. Она име­но­ва­лась «одной пяти­де­ся­той», пото­му что по раз­ме­ру была двух­про­цент­ной.

с.479 2. Пор­то­вый сбор. — Один уче­ный (Böckh) пред­по­ла­га­ет, что он рав­нял­ся сотой части кора­бель­но­го гру­за.

3. Пошли­на на пред­ме­ты куп­ли и про­да­жи. — Обык­но­вен­но она рав­ня­лась одно­му про­цен­ту, но это не было без­услов­но уста­нов­лен­ным пра­ви­лом. На осно­ва­нии одной над­пи­си V века мы можем сде­лать заклю­че­ние, что в извест­ных слу­ча­ях взи­ма­лось по одно­му обо­лу (око­ло 6 коп.) с вещи, сто­ив­шей от одной до четы­рех драхм (от 37 к. до 1 р. 50 к.) (т. е. от 16 до 124 части); по три обо­ла (око­ло 18 к.) с вещи, сто­ив­шей от 5 до 50 драхм (от 1 р. 85 к. до 18 р. 50 к.) (т. е. от 16 до 1100 сто­и­мо­сти), и одной драх­ме (37 коп.) с вещи сто­и­мо­стью от 50 до 100 драхм.

4. Город­ская пошли­на. — Она обо­зна­ча­лась сло­вом διαπύ­λιον, пото­му что взи­ма­лась с пред­ме­тов, вво­зи­мых в город­ские ворота.

5. Рыноч­ная пошли­на. — Она пла­ти­лась про­дав­ца­ми, кото­рые тор­го­ва­ли на аго­ре, и уста­нав­ли­ва­лась в зави­си­мо­сти от коли­че­ства и харак­те­ра про­да­вае­мых пред­ме­тов.

Государ­ство дава­ло эти раз­но­об­раз­ные пошли­ны на откуп част­ным лицам, кото­рые ино­гда состав­ля­ли для этой цели обще­ства.

Бес­по­лез­но ука­зы­вать на две дру­гие пошли­ны (120 и 110 часть дохо­да), уста­нов­лен­ные афи­ня­на­ми во вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны и носив­шие совер­шен­но слу­чай­ный харак­тер.

(По Gil­bert. Handbuch der grie­chi­schen Staat­sal­ter­thü­mer, т. I, стр. 331—334).

4. Раз­лич­ные сбо­ры.

1. Подуш­ная подать. — Мет­эки в Афи­нах пла­ти­ли по 12 драхм (око­ло 4 р. 45 к.) в год с муж­чи­ны и по 6 драхм с жен­щи­ны. На воль­ноот­пу­щен­ни­ков нала­га­лась та же подать.

2. Государ­ст­вен­ные иму­ще­ства. — В Гре­ции часть государ­ст­вен­но­го иму­ще­ства состав­ля­ли руд­ни­ки. За пра­во их раз­ра­бот­ки в государ­ст­вен­ное каз­на­чей­ство с.480 вно­си­лась опре­де­лен­ная сум­ма, а кро­ме того — еже­год­ная арен­да, рав­няв­ша­я­ся 124 части дохо­да. Государ­ство вла­де­ло так­же дома­ми и зем­ля­ми, кото­рые оно отда­ва­ло в арен­ду. В осо­бен­но­сти часто пред­ме­том его вла­де­ния были паст­би­ща, по край­ней мере в неко­то­рых частях Гре­ции. Каж­дый имел пра­во выго­нять на эти паст­би­ща свои ста­да, при усло­вии опре­де­лен­но­го взно­са за каж­дую голо­ву скота.

3. Судеб­ные пошли­ны. — При всех судеб­ных про­цес­сах обе тяжу­щи­е­ся сто­ро­ны долж­ны были вно­сить извест­ную сум­му денег, кото­рая шла в поль­зу государ­ства. Кро­ме того, в Гре­ции часто при­ме­ня­лись штра­фы, дости­гав­шие ино­гда боль­ших раз­ме­ров. Сюда же надо отне­сти сум­мы, полу­чав­ши­е­ся от кон­фис­ка­ций, кото­ры­ми суды, как в Афи­нах, так и в дру­гих местах, часто зло­употреб­ля­ли и кото­рые состав­ля­ли важ­ную ста­тью при­хо­да в бюд­же­те государ­ства. «Когда», гово­рит ора­тор Лизий, «для покры­тия государ­ст­вен­ных рас­хо­дов у Сове­та име­ет­ся доста­точ­но средств, он нико­му не при­чи­ня­ет обид; но если каз­на­чей­ство пусто, он вынуж­ден давать ход доно­сам и кон­фис­ко­вы­вать неко­то­рые част­ные иму­ще­ства». (Про­тив Нико­ма­ха, 12).

5. Осво­бож­де­ние от нало­гов в Кизи­ке1.

Когда грек полу­чал нацио­наль­ную награ­ду, он желал более все­го, чтобы это было сде­ла­но в фор­ме осво­бож­де­ния его от того или ино­го нало­га. Но при­ме­ня­ли эту меру не часто. Вот при­мер такой награ­ды.

«Государ­ство дару­ет Меди­ку и детям Эсе­па осво­бож­де­ние от нало­гов и пра­во питать­ся в при­та­нее. Изъ­я­тие из это­го пра­ва дела­ет­ся толь­ко по отно­ше­нию пода­тей, кото­рые взи­ма­ют­ся при поль­зо­ва­нии обще­ст­вен­ны­ми вер­фя­ми для построй­ки кораб­лей и употреб­ле­нии обще­ст­вен­ных весов, а так­же для пошлин при про­да­же лоша­дей и рабов и для чет­верт­но­го нало­га2. В осталь­ном они будут с.481 поль­зо­вать­ся без­услов­ным осво­бож­де­ни­ем. Народ обя­зан под при­ся­гою ува­жать эту милость».

(Röhl. Inscrip­tio­nes Grae­cae an­ti­quis­si­mae, 491).

6. Нацио­наль­ная под­пис­ка.

Доб­ро­воль­ные пожерт­во­ва­ния граж­дан были в Гре­ции в доста­точ­ной мере рас­про­стра­не­ны. Ино­гда само государ­ство откры­ва­ло нацио­наль­ную под­пис­ку, как гла­сит, напри­мер, сле­дую­щая над­пись III века до Р. Х.:

«Народ поста­но­вил:

Для того, чтобы про­из­ве­сти сбор денег, кото­рые дали бы воен­но­му каз­на­чею воз­мож­ность рас­хо­до­вать необ­хо­ди­мые сред­ства с целью обес­пе­чить на осталь­ную часть это­го года воз­мож­ность сбо­ра жат­вы… граж­дане и дру­гие жите­ли, желаю­щие пожерт­во­вать день­ги на без­опас­ность горо­да и охра­ну терри­то­рии, при­гла­ша­ют­ся делать об этом заяв­ле­ние в Совет или запи­сы­вать­ся у стра­те­гов от насто­я­ще­го вре­ме­ни до меся­ца Муни­хи­о­на. Никто не дол­жен жерт­во­вать более 200 драхм и менее 50. Жерт­во­ва­те­ли, каж­дый в зави­си­мо­сти от сво­их заслуг, будут увен­ча­ны и удо­сто­е­ны народ­но­го одоб­ре­ния и поче­та. Сек­ре­тарь наро­да оза­бо­тит­ся напи­са­ни­ем это­го поста­нов­ле­ния и имен жерт­во­ва­те­лей на камен­ной сте­ле, кото­рая будет постав­ле­на на аго­ре, чтобы все мог­ли видеть усер­дие бла­го­де­те­лей наро­да…

Спи­сок тех, кто сде­лал пожерт­во­ва­ние на без­опас­ность горо­да и охра­ну терри­то­рии соглас­но поста­нов­ле­нию наро­да».

Затем идет длин­ный пере­чень имен, почти всех с пожерт­во­ва­ни­я­ми по 200 драхм.

(Cor­pus inscript. At­ti­car., т. II, стр. 334).

7. Государ­ст­вен­ные зай­мы.

Когда для государ­ства явля­лась необ­хо­ди­мость заклю­чить заем, оно обра­ща­лось к како­му-нибудь хра­му или, в более ред­ких слу­ча­ях, к част­но­му лицу.

с.482 1. День­ги, кото­рые афин­ский народ взял в долг у Афи­ны Пал­ла­ды:

«Каз­на­чеи Анд­рокл и его това­ри­щи вру­чи­ли… стра­те­гам Гип­по­кра­ту и его това­ри­щам… (год и чис­ло) 20 талан­тов (око­ло 44400 руб.). Про­цен­ты с этой сум­мы состав­ля­ли 5636 драхм (око­ло 2085 руб.).

Вто­рой взнос денег (год и чис­ло) — 50 талан­тов (око­ло 111000 руб.). Про­цен­ты с этой сум­мы — 2 талан­та 1970 драхм (око­ло 5170 р.).

Тре­тий взнос (год и чис­ло) — 28 талан­тов 5078 драхм (око­ло 64040 руб.). Про­цен­ты — 1 талант 1719 драхм 2 обо­ла (око­ло 2855 руб.).

Чет­вер­тый взнос (год и чис­ло) — 4412 талан­та (око­ло 108780 руб.). Про­цен­ты — 1 талант 4662 драх­мы 1 обол (око­ло 3945 руб.).

Пятый взнос (год и чис­ло) — 100 талан­тов (око­ло 222000 руб.). Про­цен­ты — 3 талан­та 5940 драхм (око­ло 8858 руб.).

Шестой взнос (год и чис­ло) — 18 талан­тов 3562 драх­мы (око­ло 41280 руб.). Про­цен­ты — 4172 драх­мы 212 обо­ла (око­ло 1544 руб.).

Все­го было взя­то в долг во вре­мя служ­бы Анд­рок­ла 261 талант 5640 драхм (око­ло 581500 руб.).

Все­го было упла­че­но про­цен­тов на заня­тые сум­мы во вре­мя служ­бы Анд­рок­ла — 11 талан­тов 99 драхм 1 обол (око­ло 24420 руб.)».

(Cor­pus inscript. At­ti­car., т. I, 273).

2. День­ги, взя­тые в долг у одной жен­щи­ны горо­дом Орхо­ме­ном.

«Ника­ре­та из Фес­пии в при­сут­ст­вии ее мужа Дексип­па дала в долг пред­ста­ви­те­лям Орхо­ме­на (сле­ду­ет 4 име­ни) и их пору­чи­те­лям (сле­ду­ет 10 имен) — 18833 сереб­ря­ных драх­мы (око­ло 6970 руб.). День­ги пере­да­ны в Фес­пии. Срок упла­ты — празд­ник Пан­бойо­тий тако­го-то года.

Заем­щи­ки или их пору­чи­те­ли долж­ны вер­нуть Ника­ре­те взя­тые в долг день­ги на празд­ни­ке Пан­бойо­тий, за три дня до жерт­во­при­но­ше­ний. В про­тив­ном слу­чае их с.483 будут пре­сле­до­вать по зако­ну. Ника­ре­та может тогда при­влечь к суду как заем­щи­ков, так и их пору­чи­те­лей, отдель­но како­го-нибудь из них или несколь­ких, или всех вме­сте, а так­же име­ет пра­во на их иму­ще­ство. Этот дого­вор будет иметь силу, если будет предъ­яв­лен от име­ни Ника­ре­ты и кем-нибудь дру­гим.

Свиде­те­ли: Семь фес­пий­цев.

Дого­вор поло­жен на хра­не­ние к Фифи­а­ду».

(Inscrip­tions juri­di­ques grec­ques, т. I, стр. 283).

8. Финан­со­вые при­е­мы.

Вот как посту­пи­ли жите­ли Ламп­са­ка. В то вре­мя, когда мука сто­и­ла 4 драх­мы (око­ло 1 руб. 48 коп.) за медимн, они при­ка­за­ли тор­гов­цам про­да­вать ее за 6 драхм. Они под­ня­ли цену на мас­ло вме­сто 3 драхм (око­ло 1 руб. 10 коп.) за хус3 до 412 (око­ло 1 руб. 67 коп.). Так же посту­пи­ли по отно­ше­нию к вину и дру­гим про­дук­там. Этот изли­шек пере­да­вал­ся государ­ству.

Когда лакеде­мо­няне при­нуж­де­ны были дать вспо­мо­ще­ст­во­ва­ние самос­цам, они реши­ли нало­жить на самих себя, сво­их рабов и скот пост на один день. Сум­ма, кото­рая была сэко­ном­ле­на таким обра­зом, пере­да­на была самос­цам.

У хиос­цев был закон, соглас­но кото­ро­му дол­го­вые обя­за­тель­ства запи­сы­ва­лись долж­ност­ным лицом. Одна­жды, пере­жи­вая нуж­ду, они сде­ла­ли сле­дую­щее поста­нов­ле­ние: част­ные дол­ги долж­ны упла­чи­вать­ся не креди­то­ру, а государ­ству; государ­ство же обя­зу­ет­ся выда­вать этим креди­то­рам про­цен­ты из тех дохо­дов, кото­рые оно извле­чет с помо­щью полу­чен­ных таким путем денег.

Жите­ли Кла­зо­мен испы­ты­ва­ли нуж­ду в хле­бе и день­гах. Они реши­ли, чтобы все, кто име­ет мас­ло, отда­ли его государ­ству за извест­ные про­цен­ты. Мас­ло было одним из глав­ней­ших про­дук­тов их стра­ны. Затем они наня­ли кораб­ли сво­их креди­то­ров, отпра­ви­ли с.484 их в стра­ны, откуда они полу­ча­ли хлеб, и сда­ли там это мас­ло под залог.

Эфес­цы запре­ти­ли одна­жды жен­щи­нам носить золотые укра­ше­ния и при­ка­за­ли отдать в долг государ­ству те из них, кото­ры­ми они обла­да­ли.

(Лже-Ари­сто­тель. Эко­но­ми­ка, 2, 7, 9, 12, 16, 19).

9. Литур­гии.

Государ­ство в Гре­ции удо­вле­тво­ря­ло сво­им нуж­дам не толь­ко путем денеж­ных побо­ров, а так­же и с помо­щью раз­лич­ных повин­но­стей, назы­вае­мых литур­ги­я­ми. Они, не обо­га­щая государ­ст­вен­ной каз­ны, избав­ля­ли ее, по край­ней мере, от рас­хо­дов.

Сре­ди обыч­ных, еже­год­но повто­ряв­ших­ся литур­гий самой важ­ной была хоре­гия, т. е. состав­ле­ние хора, кото­рый дол­жен был участ­во­вать в дра­ма­ти­че­ских пред­став­ле­ни­ях. Затем сле­до­ва­ла гим­на­зи­ар­хия. Тот, на кого ложи­лась эта обя­зан­ность, дол­жен был под­готов­лять для раз­ных празд­неств бор­цов в гим­на­зи­ях, содер­жать их во все вре­мя этой под­готов­ки, нако­нец, устро­ить при­лич­ным обра­зом место для бит­вы. Лам­па­дар­хия пред­по­ла­га­ла устрой­ство кон­ских ска­чек или состя­за­ний в беге людей с зажжен­ны­ми факе­ла­ми. Лизий ссы­ла­ет­ся на одно лицо, кото­рое израс­хо­до­ва­ло на это 1200 драхм (око­ло 444 руб.). Архи­фе­о­рия состо­я­ла в пред­ста­ви­тель­стве государ­ства на каких-нибудь ино­стран­ных тор­же­ствах. Рас­хо­ды на это нес­ли частью государ­ст­вен­ная каз­на, частью гла­ва посоль­ства. Упо­ми­на­ет­ся, кро­ме того, о дру­гих литур­ги­ях, учреж­ден­ных для достав­ле­ния средств на устрой­ство состя­за­ний колес­ниц и судов, устрой­ство общей тра­пезы для чле­нов одной и той же филы и т. д.

Этим повин­но­стям под­ле­жа­ли лишь те, кто обла­дал состо­я­ни­ем не менее, как в 3 талан­та (око­ло 6660 руб.). Неза­муж­ние сироты осво­бож­да­лись от нее. Юно­ши-сироты поль­зо­ва­лись этой льготой в тече­ние года после их совер­шен­но­ле­тия. Нико­го нель­зя было обя­зать с.485 выпол­нять две литур­гии в год или одну и ту же литур­гию под­ряд два года.

Три­е­рар­хия была чрез­вы­чай­ной и самой обре­ме­ни­тель­ной литур­ги­ей. Она состо­я­ла в обя­зан­но­сти сна­рядить воен­ный корабль.

Если какой-нибудь чело­век нахо­дил, что литур­гия нало­же­на на него непра­виль­но и что сосед его был избав­лен от нее неспра­вед­ли­во, он мог наста­и­вать, чтобы этот послед­ний занял его место. Часто такое тре­бо­ва­ние встре­ча­ло отказ со сто­ро­ны это­го лица. В таком слу­чае суд поста­нов­лял совер­шить пред­ва­ри­тель­ную кон­фис­ка­цию досто­я­ния и одно­го, и дру­го­го. Состав­ля­лась опись иму­ще­ства, и более бога­тый под­вер­гал­ся литур­гии. Это носи­ло назва­ние ἀντί­δοσις.

(Schö­mann. An­ti­qui­tés grec­ques, т. I, стр. 523 и сл.; Lec­ri­vain. Re­vue his­to­ri­que, т. XL, стр. 276 и сл.).

10. Хоре­гия.

На хоре­ге лежа­ла обя­зан­ность устро­ить и обу­чить на свои соб­ст­вен­ные сред­ства хор, кото­рый при­ни­мал уча­стие в состя­за­ни­ях на раз­лич­ных празд­не­ствах, как, напри­мер, на Дио­ни­си­ях или Пана­фи­не­ях. Обя­зан­ность эта счи­та­лась очень почет­ной, но с нею были сопря­же­ны такие боль­шие рас­хо­ды, что она была доступ­на лишь людям, обла­даю­щим круп­ным состо­я­ни­ем. Впро­чем, бога­чи счи­та­ли дол­гом чести не отсту­пать ни перед каки­ми жерт­ва­ми. Их побуж­да­ли к это­му, с одной сто­ро­ны, при­ме­ры их пред­ше­ст­вен­ни­ков и сопер­ни­ков или надеж­да полу­че­ния награ­ды на состя­за­ни­ях, с дру­гой — жела­ние избе­жать насме­шек сограж­дан и упре­ков долж­ност­ных лиц.

Для каж­до­го празд­ни­ка вся­кая фила достав­ля­ла по одно­му хоре­гу. Обык­но­вен­но соот­вет­ст­ву­ю­щие вла­сти назна­ча­ли его зара­нее, но ино­гда нахо­ди­лись лица, сами пред­ла­гав­шие свои услу­ги. Преж­де все­го хоре­гу при­хо­ди­лось искать лицо, кото­рое спо­соб­но было бы соста­вить хор. Для это­го устра­и­ва­лось собра­ние всех деся­ти хоре­гов под пред­седа­тель­ст­вом архон­та, и уста­нав­ли­ва­лась по жре­бию оче­редь, в кото­рой на каж­до­го из них с.486 ложи­лась обя­зан­ность изби­рать дидас­ка­ла, или учи­те­ля. Во вре­ме­на Демо­сфе­на к тако­му же при­е­му при­бе­га­ли для нахож­де­ния флей­ти­ста. Затем надо было при­нять­ся за розыс­ки хори­стов, кото­рые долж­ны были состо­ять исклю­чи­тель­но из граж­дан.

Если у хоре­га не было вре­ме­ни ходить на репе­ти­ции, он пору­чал эту обя­зан­ность како­му-нибудь дове­рен­но­му лицу, но ответ­ст­вен­ным за все был лич­но он. Он достав­лял поме­ще­ние, удоб­ное для упраж­не­ний хора; чаще все­го это про­ис­хо­ди­ло в его соб­ст­вен­ном доме. Он кор­мил хори­стов и пла­тил им жало­ва­ние; он или зака­зы­вал, или брал на про­кат для них и для себя пре­крас­ные костю­мы, вен­ки и мас­ки. В день празд­не­ства он с вели­кой пыш­но­стью отво­дил хор на место состя­за­ния и при­сут­ст­во­вал при его выступ­ле­нии. Во вре­мя всей этой цере­мо­нии он счи­тал­ся лицом свя­щен­ным. Оскорб­ле­ние ему было оскорб­ле­ни­ем государ­ству и богу, в честь кото­ро­го про­ис­хо­ди­ло празд­не­ство.

После состя­за­ний всех хоре­гов рас­пре­де­ля­ли по сте­пе­ням. Пер­вый из них полу­чал венок. Но победи­те­лем счи­тал­ся не он, а его фила. Награ­дой хору тан­цо­ров на празд­ни­ке Вели­ких Пана­фи­ней слу­жи­ла тел­ка. На празд­ни­ке Дио­ни­сий хор пев­цов награж­дал­ся тре­нож­ни­ком. Хорег был обя­зан посвя­тить этот тре­нож­ник богу и сде­лать на нем над­пись, упо­ми­нав­шую об его име­ни, успе­хе, соста­ве хора, его филе, о дидас­ка­ле и флей­ти­сте, кото­рые помо­га­ли ему.

Тра­ги­че­ский хор тре­бо­вал бо́льших рас­хо­дов, чем хор коми­че­ский. Соглас­но свиде­тель­ству Лизия, один бога­тый граж­да­нин израс­хо­до­вал на содер­жа­ние тра­ги­че­ско­го хора 3000 драхм (око­ло 1110 руб). Хор тан­цо­ров сто­ил ему 800 драхм (око­ло 296 руб.). Устрой­ство хора на празд­ни­ке Вели­ких Пана­фи­ней и посвя­ще­ние тре­нож­ни­ка, полу­чен­но­го им в награ­ду, обо­шлось в 5000 драхм (око­ло 1850 руб.). В общем, в тече­ние 9 лет на 7 хоре­гий у него вышло око­ло 4940 руб­лей. Чтобы облег­чить тяго­сти этой литур­гии, око­ло 406 года было раз­ре­ше­но устра­и­вать ее сооб­ща двум граж­да­нам. Впо­след­ст­вии государ­ство ста­ло брать на себя ино­гда даже все рас­хо­ды.

с.487 Это учреж­де­ние не было осо­бен­но­стью толь­ко одних Афин, но встре­ча­лось так­же на о. Сифне, Эгине, в Мити­ле­нах, Фивах, Орхо­мене и Кео­се, но нам неиз­вест­но, сохра­ня­ло ли оно всюду оди­на­ко­вый харак­тер.

(По сочи­не­нию Krebs. Dic­tionn. des an­ti­qui­tés, т. I, стр. 1117—1119).

11. Щед­рость граж­дан по отно­ше­нию к государ­ству.

«Когда я был назна­чен хоре­гом для одной тра­гедии», гово­рит один кли­ент ора­то­ра Лизия, «я израс­хо­до­вал 30 мин (око­ло 1110 руб.). 3 меся­ца спу­стя, на празд­не­стве Фар­ге­лий, я с моим муж­ским хором одер­жал победу, при­чем хор этот обо­шел­ся мне в 2000 драхм (око­ло 740 руб.). Хор тан­цо­ров на празд­ни­ке Пана­фи­ней во вре­мя архонт­ства Глав­кип­па обо­шел­ся мне более 800 драхм (око­ло 296 руб.). При том же архон­те я с моим муж­ским хором был победи­те­лем на празд­не­стве Дио­ни­сий. Я израс­хо­до­вал, счи­тая пожерт­во­ва­ние тре­нож­ни­ка, 5000 драхм (око­ло 1850 руб.). Я при­ба­вил на празд­не­стве Малых Пана­фи­ней, во вре­мя архонт­ства Диок­ла, 300 драхм (око­ло 110 руб.). Кро­ме этих рас­хо­дов и опас­но­стей, кото­рым я еже­днев­но под­вер­гал­ся из-за вас вне Атти­ки, я внес сна­ча­ла 30 мин (око­ло 1110 руб.), а потом 4000 драхм (око­ло 1480 руб.) воен­но­го нало­га. Когда я при архон­те Алек­сии вер­нул­ся в Афи­ны, то сей­час же был назна­чен гим­на­зи­ар­хом на празд­ник Про­ме­тея и полу­чил награ­ду, израс­хо­до­вав 12 мин (око­ло 444 руб.). Позд­нее я устро­ил дет­ский хор, кото­рый обо­шел­ся мне более 15 мин (око­ло 555 руб.). Во вре­мя архонт­ства Эвклида я полу­чил награ­ду за коми­че­ский хор, израс­хо­до­вав 16 мин (око­ло 592 руб.) и более 7 мин (око­ло 259 руб.) на хор тан­цо­ров вовре­мя празд­не­ства Малых Пана­фи­ней. Я был победи­те­лем в греб­ных гон­ках у мыса Суния и израс­хо­до­вал 15 мин (око­ло 555 руб.), не счи­тая неко­то­рых дру­гих литур­гий, кото­рые обо­шлись мне более 30 мин (око­ло 1110 руб.). Прав­да, если бы я дер­жал­ся точ­ных пред­пи­са­ний зако­на, с.488 то не израс­хо­до­вал бы и чет­вер­ти ука­зан­но­го» (Лизий, XXI, 1—5).

В одной судеб­ной речи Исея чита­ем: «Дикео­ген, назна­чен­ный от сво­ей филы хоре­гом на празд­ни­ке Дио­ни­сий, занял на состя­за­нии толь­ко чет­вер­тое место. В состя­за­ни­ях тра­ги­че­ско­го хора и хора тан­цо­ров он был при­знан послед­ним. Это были един­ст­вен­ные литур­гии, кото­рые он при­нял на себя по дав­ле­нию и при­нуж­де­нию, и, несмот­ря на свои дохо­ды, вот как бле­стя­ще он выпол­нил свои обя­зан­но­сти хоре­га! Более того: в то вре­мя, как столь­ко граж­дан нес­ли обя­зан­но­сти три­е­рар­ха, он ни разу не выпол­нял эту повин­ность ни еди­но­лич­но, ни сооб­ща с кем-нибудь, и посту­пал так, несмот­ря на вели­кую нуж­ду государ­ства в кораб­лях. Все граж­дане долж­ны были нести зна­чи­тель­ные повин­но­сти для покры­тия воен­ных издер­жек и защи­ты государ­ства. Дикео­ген не пла­тил их совсем. Толь­ко одна­жды, по запро­су одно­го граж­да­ни­на, он пообе­щал перед Народ­ным Собра­ни­ем сде­лать доб­ро­воль­ный дар в 300 драхм (око­ло 110 руб.), но не сдер­жал сво­его обя­за­тель­ства и, к сты­ду сво­е­му, дол­жен был под­верг­нуть­ся за это опуб­ли­ко­ва­нию во все­об­щее сведе­ние.

Мои пред­ки, наобо­рот, не ста­ра­лись укло­нить­ся ни от какой хоре­гии. Они вно­си­ли в каз­на­чей­ство в каче­стве пода­ти на воен­ные нуж­ды боль­шие сум­мы сереб­ра и при всех обсто­я­тель­ствах нес­ли повин­ность три­е­рар­хии. Дока­за­тель­ства того, како­вы были эти люди, нахо­дят­ся в хра­мах, куда они совер­ша­ли пожерт­во­ва­ния от излиш­ков сво­его состо­я­ния, что и свиде­тель­ст­ву­ет об их досто­ин­ствах. В хра­ме Дио­ни­са есть тре­нож­ни­ки, кото­рые они полу­чи­ли, как победи­те­ли при испол­не­нии обя­зан­но­стей хоре­гов; име­ют­ся такие тре­нож­ни­ки и в хра­ме Апол­ло­на Пифий­ско­го. Они посвя­ти­ли в виде пожерт­во­ва­ния богам в Акро­по­ле часть сво­его состо­я­ния и обо­га­ти­ли свя­щен­ное место брон­зо­вы­ми и камен­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми искус­ства необы­чай­но мно­го­чис­лен­ны­ми, если вспом­нить, что они при­об­ре­те­ны на част­ные сред­ства…»

(Исей, V, 36—42).

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Декрет отно­сит­ся к VI в. до Р. Х. (Прим. авто­ра).
  • 2Что это за налог — неиз­вест­но. (Прим. авто­ра).
  • 3Медимн и хус — см. стр. 20.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1263488756 1266494835 1264888883 1284953064 1284967968 1285086347