Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)
с.476
Налоги.
1. Система налогов в Греции.
Система налогов в Греции была иной, чем у современных народов. По-видимому, первоначально главным источником доходов была десятина, т. е. налог, равный десятой части жатвы каждого человека. Десятина была подоходным налогом, но накладывался он только на землевладельцев, и это естественно, потому что в ту эпоху богатство состояло почти исключительно в земельных владениях.
Около 500 г. до Р. Х. этот налог в Афинах прекращает свое существование. В то время торговля уже начинает развиваться, и десятина заменяется таможенной пошлиной, налогом на продукты продажи, не считая довольно высоких налогов, взимаемых с серебряных Лаврионских рудников. Кроме того, был введен другой обычай. Государство стало возлагать на богачей некоторые издержки, которые ему приходилось нести. Если надо было, например, вооружить корабль или отпраздновать какое-нибудь торжество, то расходы падали на того или иного гражданина. Это называлось литургиями.
Но во время Пелопоннесской войны и такой меры с.477 оказалось недостаточным. Тогда снова хотели обложить прямою податью собственников. Но теперь не ограничились одними землевладельцами. Был обложен капитал во всех его видах. Этот налог означался именем эйсфоры. Впрочем, он не был постоянным, а взимался, главным образом, во время войны. Мы не знаем ни одного примера, когда он налагался бы в мирное время. Таковы были изменения, которым подверглась податная система Афин и большинства греческих государств. Разница между ними в этом отношении заключалась только в подробностях.
2. Налог на капитал.
Чтобы определить размеры капитала разных собственников, обращались к показаниям этих последних. Показания их, разумеется, не всегда были правдивы. Многие граждане скрывали часть своего состояния. Сделать это было не трудно, если не по отношению к земельной собственности, ценность которой была известна, то по отношению к движимому имуществу. Тем не менее, приняв во внимание громадную власть, которой пользовалось государство в древности, и необычайную преданность общественным интересам со стороны граждан, можно думать, что обманы происходили, вероятно, в меньших размерах, чем это было бы у нас. Любовь к отечеству, тщеславие, желание превзойти великодушием других, стремление к популярности — все вместе взятое заставляло афинянина мужественно переносить требования государства и давать даже больше, чем сколько с него спрашивали. Существовало как бы нравственное обязательство идти дальше выполнения своих обязанностей, и к тем, кто довольствовался только выполнением необходимого, относились недоброжелательно.
Налог на капитал (эйсфора́) был, по-видимому, пропорциональным, но не прогрессивным налогом. Круглая сумма его устанавливалась государством, а затем распределялась между плательщиками сообразно их с.478 состоянию. В виду этого граждане, подлежащие такому налогу, были объединены в известное число групп, так называемых симморий (может быть, 100), из которых каждая составляла податный капитал одного и того же размера, обложенный одинаковой цифрой налога. Вследствие увеличения или уменьшения богатств, нарушавших равновесие симморий, приходилось время от времени проверять их состав для того, чтобы сумма их податного капитала оставалась неизменной. Доля каждого плательщика в зависимости от группы определялась по принципу пропорциональности; но желающие могли взять на себя бо́льшую часть налога и тем уменьшить долю, падавшую на других. Этот очень распространенный обычай делал на практике эйсфору налогом прогрессивным. Возможно, что граждане, состояние которых было ниже 2000 драхм (740 руб.), освобождались от него.
Налог взимался особыми должностными лицами, избираемыми по жребию. Часто случалось, что некоторые лица, по нежеланию или по недостатку средств, уклонялись от этой повинности. Закон сурово карал их: имущество их отбиралось в казну, а они сами нередко заключались в тюрьму.
С 362 года триста самых богатых граждан обязались вносить вперед в казну всю сумму налога, которую они потом взыскивали с плательщиков уже в свою пользу. Возможно, что эта сумма часто падала всецело на них, потому что они не всегда могли собрать ее, а к крутым мерам прибегать иногда не решались. Городу это было вдвойне выгодно, так как он сразу получал полный сбор налога и в то же время избавлялся от расходов и неприятностей по его взысканию.
(По P. Guiraud. Études économiques sur l’Antiquité).
3. Косвенные налоги в Афинах.
1. Таможенная пошлина. — Она взималась со всех товаров, ввозившихся в Аттику или вывозившихся из нее. Она именовалась «одной пятидесятой», потому что по размеру была двухпроцентной.
с.479 2. Портовый сбор. — Один ученый (Böckh) предполагает, что он равнялся сотой части корабельного груза.
3. Пошлина на предметы купли и продажи. — Обыкновенно она равнялась одному проценту, но это не было безусловно установленным правилом. На основании одной надписи V века мы можем сделать заключение, что в известных случаях взималось по одному оболу (около 6 коп.) с вещи, стоившей от одной до четырех драхм (от 37 к. до 1 р. 50 к.) (т. е. от
4. Городская пошлина. — Она обозначалась словом διαπύλιον, потому что взималась с предметов, ввозимых в городские ворота.
5. Рыночная пошлина. — Она платилась продавцами, которые торговали на агоре, и устанавливалась в зависимости от количества и характера продаваемых предметов.
Государство давало эти разнообразные пошлины на откуп частным лицам, которые иногда составляли для этой цели общества.
Бесполезно указывать на две другие пошлины (
(По Gilbert. Handbuch der griechischen Staatsalterthümer, т. I, стр. 331—
4. Различные сборы.
1. Подушная подать. — Метэки в Афинах платили по 12 драхм (около 4 р. 45 к.) в год с мужчины и по 6 драхм с женщины. На вольноотпущенников налагалась та же подать.
2. Государственные имущества. — В Греции часть государственного имущества составляли рудники. За право их разработки в государственное казначейство с.480 вносилась определенная сумма, а кроме того — ежегодная аренда, равнявшаяся
3. Судебные пошлины. — При всех судебных процессах обе тяжущиеся стороны должны были вносить известную сумму денег, которая шла в пользу государства. Кроме того, в Греции часто применялись штрафы, достигавшие иногда больших размеров. Сюда же надо отнести суммы, получавшиеся от конфискаций, которыми суды, как в Афинах, так и в других местах, часто злоупотребляли и которые составляли важную статью прихода в бюджете государства. «Когда», говорит оратор Лизий, «для покрытия государственных расходов у Совета имеется достаточно средств, он никому не причиняет обид; но если казначейство пусто, он вынужден давать ход доносам и конфисковывать некоторые частные имущества». (Против Никомаха, 12).
5. Освобождение от налогов в Кизике1.
Когда грек получал национальную награду, он желал более всего, чтобы это было сделано в форме освобождения его от того или иного налога. Но применяли эту меру не часто. Вот пример такой награды.
«Государство дарует Медику и детям Эсепа освобождение от налогов и право питаться в пританее. Изъятие из этого права делается только по отношению податей, которые взимаются при пользовании общественными верфями для постройки кораблей и употреблении общественных весов, а также для пошлин при продаже лошадей и рабов и для четвертного налога2. В остальном они будут с.481 пользоваться безусловным освобождением. Народ обязан под присягою уважать эту милость».
(Röhl. Inscriptiones Graecae antiquissimae, 491).
6. Национальная подписка.
Добровольные пожертвования граждан были в Греции в достаточной мере распространены. Иногда само государство открывало национальную подписку, как гласит, например, следующая надпись III века до Р. Х.:
«Народ постановил:
Для того, чтобы произвести сбор денег, которые дали бы военному казначею возможность расходовать необходимые средства с целью обеспечить на остальную часть этого года возможность сбора жатвы… граждане и другие жители, желающие пожертвовать деньги на безопасность города и охрану территории, приглашаются делать об этом заявление в Совет или записываться у стратегов от настоящего времени до месяца Мунихиона. Никто не должен жертвовать более 200 драхм и менее 50. Жертвователи, каждый в зависимости от своих заслуг, будут увенчаны и удостоены народного одобрения и почета. Секретарь народа озаботится написанием этого постановления и имен жертвователей на каменной стеле, которая будет поставлена на агоре, чтобы все могли видеть усердие благодетелей народа…
Список тех, кто сделал пожертвование на безопасность города и охрану территории согласно постановлению народа».
Затем идет длинный перечень имен, почти всех с пожертвованиями по 200 драхм.
(Corpus inscript. Atticar., т. II, стр. 334).
7. Государственные займы.
Когда для государства являлась необходимость заключить заем, оно обращалось к какому-нибудь храму или, в более редких случаях, к частному лицу.
с.482 1. Деньги, которые афинский народ взял в долг у Афины Паллады:
«Казначеи Андрокл и его товарищи вручили… стратегам Гиппократу и его товарищам… (год и число) 20 талантов (около
Второй взнос денег (год и число) — 50 талантов (около
Третий взнос (год и число) — 28 талантов 5078 драхм (около
Четвертый взнос (год и число) — 44
Пятый взнос (год и число) — 100 талантов (около
Шестой взнос (год и число) — 18 талантов 3562 драхмы (около
Всего было взято в долг во время службы Андрокла 261 талант 5640 драхм (около
Всего было уплачено процентов на занятые суммы во время службы Андрокла — 11 талантов 99 драхм 1 обол (около
(Corpus inscript. Atticar., т. I, 273).
2. Деньги, взятые в долг у одной женщины городом Орхоменом.
«Никарета из Феспии в присутствии ее мужа Дексиппа дала в долг представителям Орхомена (следует 4 имени) и их поручителям (следует 10 имен) —
Заемщики или их поручители должны вернуть Никарете взятые в долг деньги на празднике Панбойотий, за три дня до жертвоприношений. В противном случае их с.483 будут преследовать по закону. Никарета может тогда привлечь к суду как заемщиков, так и их поручителей, отдельно какого-нибудь из них или нескольких, или всех вместе, а также имеет право на их имущество. Этот договор будет иметь силу, если будет предъявлен от имени Никареты и кем-нибудь другим.
Свидетели: Семь феспийцев.
Договор положен на хранение к Фифиаду».
(Inscriptions juridiques grecques, т. I, стр. 283).
8. Финансовые приемы.
Вот как поступили жители Лампсака. В то время, когда мука стоила 4 драхмы (около 1 руб. 48 коп.) за медимн, они приказали торговцам продавать ее за 6 драхм. Они подняли цену на масло вместо 3 драхм (около 1 руб. 10 коп.) за хус3 до 4
Когда лакедемоняне принуждены были дать вспомоществование самосцам, они решили наложить на самих себя, своих рабов и скот пост на один день. Сумма, которая была сэкономлена таким образом, передана была самосцам.
У хиосцев был закон, согласно которому долговые обязательства записывались должностным лицом. Однажды, переживая нужду, они сделали следующее постановление: частные долги должны уплачиваться не кредитору, а государству; государство же обязуется выдавать этим кредиторам проценты из тех доходов, которые оно извлечет с помощью полученных таким путем денег.
Жители Клазомен испытывали нужду в хлебе и деньгах. Они решили, чтобы все, кто имеет масло, отдали его государству за известные проценты. Масло было одним из главнейших продуктов их страны. Затем они наняли корабли своих кредиторов, отправили с.484 их в страны, откуда они получали хлеб, и сдали там это масло под залог.
Эфесцы запретили однажды женщинам носить золотые украшения и приказали отдать в долг государству те из них, которыми они обладали.
(Лже-Аристотель. Экономика, 2, 7, 9, 12, 16, 19).
9. Литургии.
Государство в Греции удовлетворяло своим нуждам не только путем денежных поборов, а также и с помощью различных повинностей, называемых литургиями. Они, не обогащая государственной казны, избавляли ее, по крайней мере, от расходов.
Среди обычных, ежегодно повторявшихся литургий самой важной была хорегия, т. е. составление хора, который должен был участвовать в драматических представлениях. Затем следовала гимназиархия. Тот, на кого ложилась эта обязанность, должен был подготовлять для разных празднеств борцов в гимназиях, содержать их во все время этой подготовки, наконец, устроить приличным образом место для битвы. Лампадархия предполагала устройство конских скачек или состязаний в беге людей с зажженными факелами. Лизий ссылается на одно лицо, которое израсходовало на это 1200 драхм (около 444 руб.). Архифеория состояла в представительстве государства на каких-нибудь иностранных торжествах. Расходы на это несли частью государственная казна, частью глава посольства. Упоминается, кроме того, о других литургиях, учрежденных для доставления средств на устройство состязаний колесниц и судов, устройство общей трапезы для членов одной и той же филы и т. д.
Этим повинностям подлежали лишь те, кто обладал состоянием не менее, как в 3 таланта (около 6660 руб.). Незамужние сироты освобождались от нее. Юноши-сироты пользовались этой льготой в течение года после их совершеннолетия. Никого нельзя было обязать с.485 выполнять две литургии в год или одну и ту же литургию подряд два года.
Триерархия была чрезвычайной и самой обременительной литургией. Она состояла в обязанности снарядить военный корабль.
Если какой-нибудь человек находил, что литургия наложена на него неправильно и что сосед его был избавлен от нее несправедливо, он мог настаивать, чтобы этот последний занял его место. Часто такое требование встречало отказ со стороны этого лица. В таком случае суд постановлял совершить предварительную конфискацию достояния и одного, и другого. Составлялась опись имущества, и более богатый подвергался литургии. Это носило название ἀντίδοσις.
(Schömann. Antiquités grecques, т. I, стр. 523 и сл.; Lecrivain. Revue historique, т. XL, стр. 276 и сл.).
10. Хорегия.
На хореге лежала обязанность устроить и обучить на свои собственные средства хор, который принимал участие в состязаниях на различных празднествах, как, например, на Дионисиях или Панафинеях. Обязанность эта считалась очень почетной, но с нею были сопряжены такие большие расходы, что она была доступна лишь людям, обладающим крупным состоянием. Впрочем, богачи считали долгом чести не отступать ни перед какими жертвами. Их побуждали к этому, с одной стороны, примеры их предшественников и соперников или надежда получения награды на состязаниях, с другой — желание избежать насмешек сограждан и упреков должностных лиц.
Для каждого праздника всякая фила доставляла по одному хорегу. Обыкновенно соответствующие власти назначали его заранее, но иногда находились лица, сами предлагавшие свои услуги. Прежде всего хорегу приходилось искать лицо, которое способно было бы составить хор. Для этого устраивалось собрание всех десяти хорегов под председательством архонта, и устанавливалась по жребию очередь, в которой на каждого из них с.486 ложилась обязанность избирать дидаскала, или учителя. Во времена Демосфена к такому же приему прибегали для нахождения флейтиста. Затем надо было приняться за розыски хористов, которые должны были состоять исключительно из граждан.
Если у хорега не было времени ходить на репетиции, он поручал эту обязанность какому-нибудь доверенному лицу, но ответственным за все был лично он. Он доставлял помещение, удобное для упражнений хора; чаще всего это происходило в его собственном доме. Он кормил хористов и платил им жалование; он или заказывал, или брал на прокат для них и для себя прекрасные костюмы, венки и маски. В день празднества он с великой пышностью отводил хор на место состязания и присутствовал при его выступлении. Во время всей этой церемонии он считался лицом священным. Оскорбление ему было оскорблением государству и богу, в честь которого происходило празднество.
После состязаний всех хорегов распределяли по степеням. Первый из них получал венок. Но победителем считался не он, а его фила. Наградой хору танцоров на празднике Великих Панафиней служила телка. На празднике Дионисий хор певцов награждался треножником. Хорег был обязан посвятить этот треножник богу и сделать на нем надпись, упоминавшую об его имени, успехе, составе хора, его филе, о дидаскале и флейтисте, которые помогали ему.
Трагический хор требовал бо́льших расходов, чем хор комический. Согласно свидетельству Лизия, один богатый гражданин израсходовал на содержание трагического хора 3000 драхм (около 1110 руб). Хор танцоров стоил ему 800 драхм (около 296 руб.). Устройство хора на празднике Великих Панафиней и посвящение треножника, полученного им в награду, обошлось в 5000 драхм (около 1850 руб.). В общем, в течение 9 лет на 7 хорегий у него вышло около 4940 рублей. Чтобы облегчить тягости этой литургии, около 406 года было разрешено устраивать ее сообща двум гражданам. Впоследствии государство стало брать на себя иногда даже все расходы.
с.487 Это учреждение не было особенностью только одних Афин, но встречалось также на о. Сифне, Эгине, в Митиленах, Фивах, Орхомене и Кеосе, но нам неизвестно, сохраняло ли оно всюду одинаковый характер.
(По сочинению Krebs. Dictionn. des antiquités, т. I, стр. 1117—
11. Щедрость граждан по отношению к государству.
«Когда я был назначен хорегом для одной трагедии», говорит один клиент оратора Лизия, «я израсходовал 30 мин (около 1110 руб.). 3 месяца спустя, на празднестве Фаргелий, я с моим мужским хором одержал победу, причем хор этот обошелся мне в 2000 драхм (около 740 руб.). Хор танцоров на празднике Панафиней во время архонтства Главкиппа обошелся мне более 800 драхм (около 296 руб.). При том же архонте я с моим мужским хором был победителем на празднестве Дионисий. Я израсходовал, считая пожертвование треножника, 5000 драхм (около 1850 руб.). Я прибавил на празднестве Малых Панафиней, во время архонтства Диокла, 300 драхм (около 110 руб.). Кроме этих расходов и опасностей, которым я ежедневно подвергался из-за вас вне Аттики, я внес сначала 30 мин (около 1110 руб.), а потом 4000 драхм (около 1480 руб.) военного налога. Когда я при архонте Алексии вернулся в Афины, то сейчас же был назначен гимназиархом на праздник Прометея и получил награду, израсходовав 12 мин (около 444 руб.). Позднее я устроил детский хор, который обошелся мне более 15 мин (около 555 руб.). Во время архонтства Эвклида я получил награду за комический хор, израсходовав 16 мин (около 592 руб.) и более 7 мин (около 259 руб.) на хор танцоров вовремя празднества Малых Панафиней. Я был победителем в гребных гонках у мыса Суния и израсходовал 15 мин (около 555 руб.), не считая некоторых других литургий, которые обошлись мне более 30 мин (около 1110 руб.). Правда, если бы я держался точных предписаний закона, с.488 то не израсходовал бы и четверти указанного» (Лизий, XXI, 1—
В одной судебной речи Исея читаем: «Дикеоген, назначенный от своей филы хорегом на празднике Дионисий, занял на состязании только четвертое место. В состязаниях трагического хора и хора танцоров он был признан последним. Это были единственные литургии, которые он принял на себя по давлению и принуждению, и, несмотря на свои доходы, вот как блестяще он выполнил свои обязанности хорега! Более того: в то время, как столько граждан несли обязанности триерарха, он ни разу не выполнял эту повинность ни единолично, ни сообща с кем-нибудь, и поступал так, несмотря на великую нужду государства в кораблях. Все граждане должны были нести значительные повинности для покрытия военных издержек и защиты государства. Дикеоген не платил их совсем. Только однажды, по запросу одного гражданина, он пообещал перед Народным Собранием сделать добровольный дар в 300 драхм (около 110 руб.), но не сдержал своего обязательства и, к стыду своему, должен был подвергнуться за это опубликованию во всеобщее сведение.
Мои предки, наоборот, не старались уклониться ни от какой хорегии. Они вносили в казначейство в качестве подати на военные нужды большие суммы серебра и при всех обстоятельствах несли повинность триерархии. Доказательства того, каковы были эти люди, находятся в храмах, куда они совершали пожертвования от излишков своего состояния, что и свидетельствует об их достоинствах. В храме Диониса есть треножники, которые они получили, как победители при исполнении обязанностей хорегов; имеются такие треножники и в храме Аполлона Пифийского. Они посвятили в виде пожертвования богам в Акрополе часть своего состояния и обогатили священное место бронзовыми и каменными произведениями искусства необычайно многочисленными, если вспомнить, что они приобретены на частные средства…»
(Исей, V, 36—