СПб. Типография Балашева и Ко, 1896.
Извлечено из Журнала Министерства Народного Просвещения за 1894—1896 гг.
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)
с.326
Главным источником для анналистической редакции царской истории послужило одно произведение, в котором должно признать первый зачаток легенды. Путем анализа мы постарались эту древнейшую форму предания выделить из дошедших до нас пятых-шестых пересказов. Этой работе благоприятствовало то обстоятельство, что первый анналист, обрабатывая и распространяя первоначальную легенду, перенес в свое сочинение главные ее очертания. Точно также и труд первого анналиста подвергался постоянной переработке и расширению со стороны последующих поколений анналистов, пока наконец не дошел до исторических писателей времен Августа, сохраняя при всех прибавлениях и переделках главные свои очертания. В традиции анналистов, начиная с первого анналиста, составившего в неизвестное нам время царскую и летописную историю Рима, цари являются основателями города Рима и римского государства. Первоначальная же форма предания в царях видела только основателей жреческих корпораций римских. Отсюда освещается самое происхождение царей и первых о них сказаний. Желая представить в форме исторического рассказа вероятное происхождение жреческих коллегий, автор сочинил соответствующее числу коллегий число легендарных учредителей и придумал для них имена, подходящие к специальному делу жрецов, и такие деяния, которыми объяснялось начало важнейших сторон специальных священнодействий и служебной обстановки коллегий. Основание коллегии жрецов germani, (братьев близнецов) Luperci, разделенных на два отделения, приписывали двум братьям-близнецам. Главную обязанность луперков составляло религиозное очищение древнейшего палатинского города, при чем они предварительно в священном гроте бога Луперка, находившемся на склоне палатинской горы, закалывали коз, и опоясавшись шкурами, обегали с этими остатками очистительной жертвы предельную черту (pomoerium) палатинского города, сообщая таким образом очистительную силу жертвы всему обегаемому пространству. В конце действия два отряда луперков с.327 возвращались назад к гроту Луперка, перегоняя при этом друг друга. Бег на перегонку устраивался для определения человеческой жертвы, которой в старые времена кончался обряд луперкалий. Приносился, вероятно, в жертву, или действительно или символически, один из жрецов, может быть предводитель того отряда, который не успевал в беге. Успевающее отделение звали favii (успешные) или, по другому написанию, fabii (ловкие), не успевающее отделение, quinctilii, quinctii = cunctii, cunctantes — мешкотные, медлительные. Для пояснения происхождения обрядов, справляемых луперками, служила легенда о близнецах, учредителях двух отделений коллегии. Недалеко от грота Луперка находилась священная смоковница Румины (ficus Ruminalis), богини-покровительницы вскармливания грудных младенцев. Под этим деревом, по рассказу легенды, были вскормлены близнецы, а кормилицей была волчица, соответственно толкованию имени жрецов luperci, «волчата». Обрядовый костюм луперков, опоясывание мехами, напоминал собою пастушескую одежду, следовательно братья со своими товарищами вели пастушескую жизнь, выросли в пастушеской среде. Из товарищей-пастухов они набрали каждый свою дружину, а из двух пастушеских дружин потом образовались два отделения луперков Fabii и Quinctilii. По примеру названий двух отделений придуманы и имена двух братьев-предводителей: Romulus (скорый) предводитель успевающего отделения, Remus (тихий) — не успевающего, медлительного. Рассказ об убиении «тихого» Рема «скорым» Ромулом или Целером выведен из обрядового символического убиения одного луперка из не успевающего отделения братии. Смерть же Ромула выведена из обрядов поплифугий, люстрационного обряда, находившегося в тесной связи с люстрацией луперкалий. К скорому Ромулу, наконец, легенда приурочила устройство древнейших скачек, эквиррий и консуалий. Первые праздновались или на Марсовом поле на Тибре, или на малом Марсовом поле Целийской горы. Покровителями эквиррий считался Марс, а вероятно, также богиня Rea или Ilia, которых легенда объявила родителями основателя скачек, Ромула. Целийская гора принадлежала к старому лесному участку римской общины, а поселившиеся в росчистях этого леса носили название Luceres или Albani, почему мнимой матери Ромула дали прозвище «лесной» (Silvia) или Albana. Вследствие неверного приурочения «албанской» родины ее к Альбе Лонге, также и близнецы потом были присоединены к царской династии Альбы Лонги. Другая параллельная с.328 генеалогия Ромула развилась из культа другой богини скачек, связанной, по всей вероятности, с консуалиями. Это была Acca Larentia, «благосклонная, ласковая», или Favola, «споспешествующая» (favens) счастью состязающихся, мужем ее был Faustulus. При контаминации двух генеалогий эта чета место родного отца и матери должна была уступить Марсу и Илии и удовольствоваться местом приемных родителей героя.
В древнейшей легенде, относившейся к происхождению жреческой братии луперков, не могло не быть указываемо и происхождение палатинского померия. Память о древнейшем померии Рима держалась исключительно благодаря тому, что вдоль померия продолжался старинный бег луперков. Превращенному таким образом в обрядовую принадлежность луперкалий померию приписывалось то же самое происхождение, как и всем другим принадлежностям священнодействия луперков. Предполагалось, что священная предельная линия города была очерчена Ромулом, основателем коллегии, которым был устроен первый бег вокруг померия. Отсюда естественно было вывести заключение, что тот же Ромул был основателем древнейшей городской стены, так как стена эта (moeros, murus) неразлучно связана с застенною чертою
Основание коллегии понтифексов легенда приписала царю, на долю которого, последовательно, выпала задача постройки регии, присутственного дома и жилища главного понтифекса, составления комментариев и других обрядовых книг понтифексов, назначения первых фламинов и весталок, изобретения искусства прокурации молний, установления духовного права «царских» законов, урегулирования календаря: одним словом легенда приписала ему такие деяния, которые могли служить первыми историческими примерами служебных обязанностей понтифексов. Автор легенды еще сознавал, с.329 что многосторонняя деятельность коллегии сосредоточивалась на обязанности составления и оглашения календаря. В лунном календаре каждый месяц делился на две половины, соответствующие двум фазисам луны, нарождению и ущербу. Распределением и оглашением дат первой половины месяца занимался рекс (rex sacrorum), первоначальный глава коллегии, а даты ущербной половины, вероятно, распределял помощник его, понтифекс, потому что заниматься ущербной половиной считалось предосудительным для правителя коллегии, обязавшегося соблюдать, в религиозном отношении, самую педантичную чистоту. Соответственно этому автор древнейшей легенды назвал двух инициаторов распределения календарных дат «распределителями», Numa, отличая их прибавлением двух родовых имен, дословное значение которых подходило к двум противоположным понятиям, «прирастания» — Pompilius, и «хирения» — Marcius (от marcere).
Четвертую жреческую коллегию составляли salii, разделенные собственно на две коллегии, палатинских или старогородских и квиринальских или пригородных. Главная обязанность их состояла в ежегодном очищении анцилий, священных щитов Марса Градива и Квирина, защитника римского войска. От религиозной чистоты оружия, отсутствия на нем всякой вины или нечистой силы, наведенной заговорами неприятелей, зависела судьба каждого воина, от чистоты оружия Марса, общего защитника всего войска, благополучный исход всей войны. Поэтому придавали такую важность люстрации анцилий. Очищение производилось посредством нанесения на щиты ударов, в чем заключалась главная служебная обязанность салиев. Для объяснения этого обряда был придуман легендарный кузнец, который будто бы колотил своим молотком щиты ancilia, в пример салиям, продолжавшим колотить те же щиты. С кузнецом связали основание старшей коллегии салиев, коллегии «старых», старогородских римлян (veteres Romani), назвав его Mamurius Veturius, «колотитель старых». Считали его современником Нумы, так как анцилии хранились при построенной Нумою регии в отдельном хранилище (sacrarium). Для основания младшей коллегии автор легенды выдумал особого «царя». Обитатели пригорода, некогда слившиеся со старым городом и уравненные в правах с гражданами последнего, носили название Hostilii, от hostire уравнивать, отчего и старая ратуша их сохранила имя curia Hostilia. Учредителя пригородных салиев, в противоположность к с.330 «колотителю старых», сочинитель легенды назвал Tullus (= tudlus) Hostilius, «колотитель уравненных».
Главной обязанностью жрецов-фециалов считалась забота о справедливости войны. В случае нападения чужого народа на римскую область и ограбления ее жителей, фециалам, до объявления войны, вменялось в обязанность требовать возвращения похищенного имущества (res dedier exposcere, res repetere) и приносить его обратно. Основание коллегии римских фециалов приписывалось легендарной личности, названной, от обязанности доставлять похищенные вещи, Ancus Marcius, «носитель похищенного». В другой легенде установителю фециального права дано было имя Fertor Resius, «носитель похищенных вещей», rex Aequicolorum «поклонников справедливости». Этот вариант согласовали с легендой об Анке Марции таким образом, что первое учреждение фециалов приписывали Фертору Резию, а введение их в Рим Анку Марцию.
Иностранной мантикой и исполнением жертвоприношений и обрядов по иностранному ритуалу заведовала жреческая коллегия дуовиров sacris faciundis. На обязанности этих жрецов в особенности лежало хранение сивиллиных книг и производство по ним гаданий. Центром деятельности для дуовиров-гадателей служила святыня Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии. Вторая святыня, посвященная той же троице этрусских божеств, находилась на квиринальском холме, в «холмовой» части города (regio Collina). При этой святыне, вероятно, некогда состояли особые дуовиры sacris faciundis, жрецы пригородной общины. Для объяснения начала старинной, старогородской коллегии был изобретен «царь» Tarquinius Priscus, «гадатель старший», к деятельности которого относили постройку капитолийского храма, ведовство по сивиллиным книгам и учреждение жречества дуовиров sacris faciundis, наконец, устройство больших или римских игр, составлявших принадлежность капитолийского культа. Царю-гадателю автор легенды придал супругу — кудесницу Caecilia («темная») или, по-этрусски, Tanaquil. Старшему гадателю, Tarquinius Priscus, он противопоставил «гадателя холма», Tarquinius Collatinus (от collis холм), и «младшего пророка», Iunius (то есть, iunior) Brutus.
Начало культа Фортуны облеклось в образ легендарного царя Сервия Туллия. При древнейшем храме Фортуны в Риме, на forum boarium, в старину, вероятно, производилось гадание по с.331 жеребьям на подобных же основаниях, как и в других городах Лация, например, в Пренесте. Герои двух пренестинских легенд, Num. Suffuscius (от suffuscus, темноватый) и Caeculus (темный, слепой), вероятно, представляли собой прототипы гадателей (sortilegae) Фортуны, вынимавших священные жеребьи из ларя, с закутанной головою. Старинная статуя в храме римской Фортуны, изображавшая Сервия Туллия с прикрытою головою, указывает на то, что и древняя римская легенда представляла его гадателем Фортуны. Из двух служебных обязанностей жрецов Фортуны, хранения (servare) и вынимания жеребьев (tollere sortes) выведены имена царя-учредителя культа Фортуны, Servius Tullius. Рассказ легенды о чудесном рождении Сервия Туллия был довольно похож на легенду о рождении пренестинского Цекула. Сходство это объясняется одинаковым генетическим основанием римской и пренестинской легенд, так как и та, и другая относилась к легендарному объяснению обряда люстрации новорожденных посредством огня домашнего очага. Вместе с этим обрядом производились гадания жеребьями о счастье ребенка, при чем чествовали богиню счастья Фортуну. Первый легендарный пример исполнения обрядов был приурочен к личной истории учредителя оракулов Фортуны, как в Риме, так и в Пренесте.
Таковы приблизительно были очертания древнейшей легенды о царях Рима. В первом виде своем эта легенда была не более, как остроумная повесть о началах семи или восьми1 жреческих коллегий. Теперь возникает вопрос, кем, когда и для какой цели выдуманы эти цари-учредители жреческих коллегий и легенды о них. Мы сначала склонялись к мысли, что легенды об отдельных царях образовались независимо одна от другой в каждой коллегии. Сообразив однако однородность плана и сходство, так сказать, метода и системы вымысла, мы пришли к убеждению, что все легенды сочинены одним автором. На его личность проливается немного света, если обратить внимание на родовые имена царей. Они не совсем выдуманы автором, а подобраны к вымышленным личностям из действительно существовавших имен. Выбор его обратился на такие имена, этимологическое или дословное значение которых метко обрисовывало ту особую этиологическую роль, которую автор с.332 придавал своим героям. До известной степени увеличивалось правдоподобие рассказов, если имена героев были похожи на истинные, а без сомнения автор заботился о том, чтобы ему верили читатели. Здесь однако должно отметить очень странный факт, что в числе царских имен нет ни одного имени патрицианского рода; все цари за исключением Тарквиния носят имена римских плебейских родов. Из последних Marcii2, Popilii или Pompilii — вся разница в написании — играли видную роль в плебейской аристократии уже во всю вторую половину четвертого столетия, занимая неоднократно должности консулов. То же самое можно сказать о Юниях, если позволено присоединить легендарного Юния Брута к героям древнейшей царской легенды. В противоположность им Гостилии, разделенные на Mancini, Catones, Tubuli и Sasernae, в списках римских магистратов появляются не раньше самого конца третьего столетия. Туллии, наконец, в Риме остались совершенно темными людьми до М. Туллия Декулы, консула 81 года, и М. Туллия Цицерона3. Патрицианский автор, без сомнения, никогда не допустил бы мысли, чтобы родичи плебеев, да отчасти еще совсем темных родов, когда-нибудь правили римским государством. Автор легенды следовательно был плебеем. На личность автора бросает немного света еще одно наблюдение над родовыми именами царей. Эта черта осталась незамеченной Иорданом, несмотря на тщательность его разбора истории тех родовых имен, которые являются в царской истории4. Известно, что род Тарквиниев в исторические времена не существовал в Риме, а процветал в городах Этрурии, в особенности в Цере. Стоит только просмотреть перечень родовых имен, встречающихся в этрусских и этрусско-латинских надписях (Мюллер-Деекке, Die Etrusker 1, 474 слл.), чтобы убедиться, что кроме Тарквиниев в Этрурии процветали еще другие «царские» роды. Гостилии встречаются в Цере (
с.338 Самым знатным из римских «царских» родов был род Марциев, единственный, в котором встречается когномен Rex. О происхождении этого cognomen есть два предания: одни писатели, Овидий (Фаст. 6, 803) и Светоний (Caes. 6) объясняют его тем, что Марции были потомками царя Анка Марция. Так как Марции Reges упоминаются в наших источниках не ранее начала второго столетия11, то из этого когномена, если он действительно был вызван верою в происхождение Марциев от Анка Марция, получается только сравнительно позднее свидетельство о царской истории. Было, однако, еще другое производство имени Rex. У Ливия, (27, 6, 16) сообщается к 210 г. о смерти Марка Марция, жертвенного царя12. Это известие признано выдумкою уже Моммзеном (
Что касается Марциев, то один из них, Гай Марций Рутил, в 300 году является в числе первых плебейских понтифексов, избранных тотчас после принятия закона Огульниев (Лив. 10, 9, 2)16. Невольно он обращает наше внимание на первого понтифекса, Нуму Марция, противопоставляемого в царской легенде Нуме Помпилию. Если признать, что автор легенды при выборе имени первого понтифекса кроме этимологической пригодности, руководился еще мыслью о возможности прославления первого плебейского понтифекса Марция, то время первой редакции царской истории можно определить довольно точно: она должна быть написана между изданием закона братьев Огульниев, Квинта и Гнея, в 300 году и сооружением памятника волчицы с близнецами теми же Огульниями в их эдильский год, 296 до Р. Хр.17. При разборе легенды о с.342 близнецах, основателях братии луперков, мы пришли к заключению, что в состав этой первой формы легенды уже вошли как кормление близнецов волчицею, так и проведение ими черты палатинского померия, вокруг которого происходил бег луперков. Во второй черте легенды уже заключалось мнение, что древнейший город, палатинский Рим, был основан Ромулом и Ремом. Это мнение об основании Рима близнецами теперь было пущено в ход Огульниями, а через них вероятно получило официальную санкцию. Огульнии увлеклись вновь изобретенной легендой, вероятно потому что с автором последней находились в близких, товарищеских или дружеских, отношениях. Для характеристики автора мы уже получили следующие данные: он был плебеем, из семейства этрусского происхождения и старался угождать новой плебейской аристократии, например, родам Марциев, Попилиев и Юниев. Сочиненные им отдельные легенды об основании семи жреческих коллегий, вероятно, имели целью служить введениями к спискам их членов. Эти списки, по всей с.343 вероятности, были составлены и впредь велись с той же целью, как и древнейшие списки консулов, то есть для контроля над исполнением прав плебеев на занятие известного числа должностных мест. Данное законом Лициния и Секстия право на одно консульское место в период от 367 до 343 г. нарушалось патрициями шесть или семь раз. То же самое могло повторяться и с теми жреческими местами, которые были уступлены плебеям. Поэтому решили вести официальные списки должностных лиц и, как мы думаем, также жрецов. Списки хранились в особом архиве при храме Юноны Монеты. При этом плебейские магистраты, вероятно, получили право отказаться от внесения в списки таких магистратов или жрецов, избрание которых нарушало законные права плебса, подобно тому, как эдилы имели право отказаться от внесения в архивные книги незаконных решений сената. Архив Монеты находился, вероятно, также в ведении плебейских эдилов, как и архив при храме Цереры18, в котором хранились решения сената.
Незадолго до 300 года, в 304 году, плебейский эдил Гней Флавий вызвал «целую бурю негодования у патрициев тем, что осмелился выставить на форуме фасты, написанные на белой доске (in albo). Кроме того он публиковал тяжебные формулы (legis actiones), которые до тех пор держались в тайне понтифексами19. Известие о публикации фастов Флавием с.344 вызвало большое число различных объяснений со стороны наших ученых, трудящихся над проблемами римской хронологии. Аттик уже возражал Цицерону, что не Флавий в первый раз обнародовал календарь, а децемвиры. Еще до сих пор ставится вопрос: в чем заключалась новость календаря Флавия, если dies fasti или приведены были в известность уже в законе двенадцати таблиц, или же стали известными из многолетних постоянно повторявшихся запросов публики. На это могут быть только три ответа. Или в календаре Флавия имелись такие данные о пригодности дней, которые не были обнародованы децемвирами и составляли тайну понтифексов; или нововведение состояло в непринятом до тех пор способе публикации; или же, наконец, к фастам Флавия были приложены неопубликованные до того времени документы. К первому ответу склоняется между прочим Золтау20. Ко второму и третьему ответу пришел Моммзен (R. Chr. 210 сл.). Отвергая известие Ливия о выставлении календаря на форуме, он думает, что Флавий издал книгу, в которой содержались legis actiones и календарь с приложением списка эпонимных магистратов. В этом приложении и в издании книги, по мнению Моммзена, состояло все нововведение. С последней мыслью нельзя согласиться, так как известия Ливия о Флавии, утверждающие именно, что календарь был выставлен in albo, идут из очень достоверного источника, анналов Пизона21. Если Моммзен говорит, что выставленная доска тотчас была бы убрана по приказу консула, то на это можно возразить, что Флавий, во-первых, пользовался покровительством очень влиятельного человека, Аппия Клавдия Слепого, во-вторых, имел поддержку в народе, а вероятно также в консуле из плебеев. Зато очень вероятна, нам кажется, другая мысль Моммзена о приложении к фастам Флавия списка консулов. Что редакция этого списка была сделана именно около того времени, в период самнитских войн, то есть, около конца четвертого столетия, это подтверждает Моммзен (R. Chr. 209) другими серьезными доводами. Но у нас есть и прямое свидетельство о том, что именно у Гнея Флавия, должно быть, уже был хронологический документ, который только и мог быть списком консулов. Гней Флавий, в бытность свою эдилом, в год консулов П. Сульпиция и Л. Семпрония[1] (304 до Р. Х.), посвятил маленький храм Конкордии и на нем, на с.345 медной доске, велел вырезать, что храм этот был посвящен 204 года спустя после посвящения капитолийского храма22. Флавий следовательно хорошо уже знал, что от консула Горация, посвятившего храм на Капитолии, до консульства П. Сульпиция и Л. Семпрония[1] считалось 204 эпонимных коллегии. Год консульства М. Горация, следовательно, по счету Флавия равнялся 508 году, или, если он считал самый год дедикации первым, 507 году до нашей эры. Счисление Флавия только на два года отстояло от общепринятого счисления позднейших веков, капитолийских фастов и Варрона, считавших 206 эпонимных коллегий вместо 204 коллегий Флавия. Эти два года были прибавлены в промежуток времени между Флавием и Пизоном23. Если не обратить внимания на эту незначительную интерполяцию и на несколько вариантов относительно имен консулов, хронология римской республики раз навсегда установилась со времен Гнея Флавия. Список консулов однако носит на себе явные признаки того, что он составлен одним совершенно индивидуальным автором. Мы не говорим о пропуске пяти лет, так называемых годов анархии (375—
Плебейские консулы 307— |
||||
Volumnii: | 1 консул | (461 г.) | 307 | L. Volumnius C. f. C. n. |
306 | Q. Marcius Q. f. Q. n. | |||
Minucii: | 4 консула | (497, 491, 492, 458, 457 гг.) | 305 | Ti. Minucius. |
Sempronii: | 2 консула | (497, 491, 423 гг.) | 304 | P. Sempronius P. f. C. n. |
Genucii: | 2 консула | (451, 445 гг.) | 303 | L. Genucius. |
Нетрудно убедиться в том, что подложные консулы сочинены для прославления четырех плебейских консулов между 307 и 303 гг. с.347 В виду того, что именно в 304/303 г. Флавий обнародовал свой фасты25, мы думаем, что наблюдение наше послужит подтверждением догадки Моммзена о составлении консульских фастов Флавием. Характер этого знаменитого выскочки рисуется в дошедших до нас рассказах довольно метко. По происхождению принадлежа к презренному сословию вольноотпущенников, он сначала повысился благодаря протекции знаменитого цензора Аппия Клавдия, у которого состоял писцом, но также и вследствие своего природного хитрого ума и дара слова26. О его смелости и находчивости Ливий нам передает несколько анекдотов. К такому человеку подходит замеченное нами заискивание у плебейских консулов. Составление фастов ему, вероятно, стоило немало труда и для этого пришлось добиться доступа до тайного архива понтифексов, может быть через содействие консулов. За это он отблагодарил внесением их предков или родичей в список древних патрицианских консулов, причем интересно, что один Генуций, мнимый консул 451 года, сопоставлен со знаменитым децемвиром Аппием Клавдием, предком другого покровителя Флавия. Одного консула 306 года Кв. Марция он оставил ни с чем, но зато, как мы видели, Марции вознаграждаются в царской истории. Мы думаем, что никто другой, как тот же Гней Флавий, — остроумный автор царской легенды. Нами высказано предположение, что семь легенд принадлежали к спискам жреческих коллегий, а составление последних едва ли можно было доверить более подходящему человеку, чем Флавий, уже занимавшийся составлением списка консулов. С братьями Огульниями его соединяла не только общность политических интересов, общая борьба за права плебеев, но кроме того Огульнии были почти прямыми преемниками его в должности эдилов. Когда Флавию не выдавали казенных денег на задуманное им сооружение храма Конкордии, он изобрел новое средство для добывания необходимых сумм, взимая штрафы с ростовщиков. с.348 Огульнии тотчас усвоили новую мысль Флавия и добывали из таких же штрафов средства на сооружение памятников. Подобное же согласие в образе мыслей, думаем мы, побудило Огульниев вынести на свет из архива эдилов сочиненную Флавием легенду о близнецах. Укажем, наконец, еще на один факт, дающий возможность признать автором легенды Флавия. Мы видели, что легенда оказывает особенную честь плебейскому понтифексу Гаю Марцию Рутилу. Автор, может быть, этим отблагодарил за содействие своему труду, так как без помощи понтифекса едва ли было возможно достать специальные материалы для истории жреческих коллегий. Но подбор других имен, встречающихся в царской истории, доказывает, что автор имел связи с Этрурией, с этрусскими родами, так как имена Гостилий и Туллий встречаются в надгробных надписях Этрурии, не говоря уже о Тарквиниях. В тех же надписях однако нередко встречается также родовое имя Flave, Flavius27. Отец Гнея Флавия был libertinus, вольноотпущенник или сын вольноотпущенного невольника. Так как в течение четвертого столетия римляне несколько раз воевали с Этрурией, то отец или дед Гнея Флавия, вероятно, в одной из этих войн был взят в плен и сделался невольником.
Второе наслоение царской легенды уже та история основания Рима семью царями, которая дошла до нас в пересказах анналистов и историков. Автор этой второй царской легенды опирался на легенду Гнея Флавия, развивая ее по более широкой программе. Задача его состояла в изложении предполагаемой истории Рима от самого основания города до первых консулов. Эту историю он делил, сообразуясь с вероятным ходом событий, руководясь намеками древнейшей легенды, между теми семью личностями, о которых повествовал его предшественник. Каждому царю он таким образом уделил определенные деяния, благодаря которым Рим из ничтожного начала постепенно развивался до большого города и благоустроенного государства. Старый рассказ был перенесен в новый и применен к его данным. Обладая значительным литературным талантом, автор оживлял свое сказание разными интересными эпизодами и индивидуальной характеристикой каждого из царских героев. Ромул, который по старой легенде провел черту померия древнейшего Рима, превратился в новом рассказе в царя, с.349 положившего начало важнейшим государственным и военным учреждениям. Тит Таций, основатель коллегии sodales Titii, авгуров «сабинского» пригорода, превратился в сабинского царя, переселившегося с своим народом в Рим. Переселение было мотивировано похищением сабинянок римлянами. Нума Помпилий, основатель коллегии понтифексов, создал основы государственного богослужения и является идеалом благочестивого и миротворного царя, любимца и поклонника богов. В противоположность ему Тулл Гостилий, учредитель коллегии салиев, жрецов Марса, был царь воинственный, разрушитель Альбы Лонги и основатель албанского селения на Целийской горе. Анк Марций, подобно основанной им коллегии фециалов, служил справедливости и миру. Ему автор приписал, по немного странному выбору, приобретение всего доходного государственного имущества. Тарквиний Древний украшал город постройками, Сервий Туллий приложил все старание к защите города сооружением городских укреплений и устройством гражданского войска, для чего он произвел первый ценз. Тарквиний Гордый прибавлен этим автором к царям старой легенды. Беззакониями и жестокостью своего управления он доводит граждан до решения отменить царский строй государства и ввести республиканский, что и давало автору возможность перейти к своей главной задаче, изложению летописной истории Рима28. Таковы самые главные черты той исторической легенды, которая была выведена из старой жреческой в неизвестное время неизвестным автором. Цель автора сама по себе ясна. По всему плану этой исторической легенды видно, что она должна была служить введением в общую историю римского государства. Поэтому можно признать несомненным фактом, что редакция царской истории была сделана в связи с первой редакцией свода римской летописи. Войдя раз в состав анналов, царская история передавалась вместе с ними от одного поколения с.350 анналистов другому, подвергаясь, как и анналы, постоянным переработкам, которые однако не изменяли основного ее содержания. Так если задать себе вопрос об авторе и времени составления второй, общеисторической формы легенды, то этот вопрос нас необходимо приводит к другому вопросу, кем и в какое время составлена первая редакция римских анналов. Мы не могли бы признать свою теперешнюю задачу выполненной, если бы не пришли к какому-нибудь решению этого самого темного и трудного вопроса истории римской историографии.
По сознанию римлян и по мнению многих современных ученых, древнейшие литературные редакции анналов были сделаны Фабием Пиктором и Цинцием Алиментом. Оба были современниками второй пунической войны и составили свои анналы вероятно вскоре после этой войны в начале второго столетия. Одним поколением позднее писали Энний и Катон. У всех история царей излагалась без значительных вариантов, хотя они писали независимо друг от друга. Из этого видно, что подробная история царей установилась в литературной обработке уже до них. Из этого уже Моммзен (R. Chr. 137) вывел заключение о существовании до Фабия Пиктора редакции летописи. Из нее, очевидно, Фабий и Цинций сделали краткое извлечение, так как, по свидетельству Дионисия (1, 6), они историю времен предшествовавших пуническим войнам излагали кратко, а подробно только историю тех событий, в которых они сами были очевидцами. Теперь спрашивается, какой вид имела летопись, которой пользовались современники второй пунической войны. Один из самых несомненных фактов тот, что римская летопись началась и развилась в коллегии понтифексов. Ежегодно старший понтифекс выставлял в регии белую доску, в заголовке которой писались имена консулов и других магистратов. На ней понтифекс, в течение года, записывал все события достойные памяти, все, что случалось «domi militiaeque terra marique»29. Это делалось для того, чтобы народ, говорит Цицерон, имел возможность узнавать (potestas ut esset populo cognoscendi), что случилось важного. Таблица понтифексов, следовательно, исполняла такую же роль, как у нас бюллетени, или в Риме, со с.351 времен Юлия Цезаря, acta diurna30. Старые таблицы хранились в архиве в регии и представляли богатый материал для истории Рима. Когда около 123 г. до Р. Х. плебейский понтифекс Публий Муций Сцевола прекратил старый обычай выставления таблицы, им был составлен свод из всех имеющихся в архиве таблиц. Издание, состоявшее из 80 книг, носило заглавие annales maximi, в противоположность, надо думать, другому менее полному изданию анналов тех же понтифексов. Такое издание, как мы видели, существовало уже во время второй пунической войны. Появление его вероятно дало первый толчок частным авторам, Фабию и Цинцию, заняться историей и изданием анналов, также как и появление анналов Сцеволы в век Гракхов имело прямым последствием издание большого числа анналов частными авторами. Хотя все авторы выписывали анналы Сцеволы, от последних осталось только всего четыре фрагмента. Старые анналы понтифексов пропали бесследно, если не к ним относятся встречающиеся у некоторых авторов, например у Варрона, ссылки на veteres annales. Издание старых анналов, по мнению Моммзена (Chron. 210.
Так как целью вставления в фасты патрицианского консула Аквиллия, очевидно, могло быть только желание прославить патрицианской генеалогией плебейского консула 259 года, Гая Аквиллия, то на основании одного этого можно догадаться, что составитель анналов был современником этого консула. К тому же заключению приводит отношение анналов к генеалогии другого консульского рода того же времени, рода Квинта Мамилия, который в 265 и 262 гг. с.353 был консулом из плебеев. Мы видели, при разборе истории Тарквиния Гордого, что автор анналов, для возвеличения Мамилиев, происшедших из Тускула, ввел в историю двух тускуланцев. Из них Л. Мамилий, диктатор гор. Тускула, будто бы участвовал в спасении Рима от Аппия Гердония и за это в 458 г. удостоился от благодарного римского народа права гражданства. Октавий же Мамилий в анналах является даже зятем царского рода Тарквиниев и предводителем латинского союза. Далее анналист соединил генеалогию тускуланских Мамилиев по женской линии с Телегоном, сыном Одиссея и Цирцеи, основателем города Тускула. Сказание же об основании этого города Телегоном, носящем в латинском переводе имя Postumus, вероятно имело в виду прославление семейства Постумиев Regillenses, которые также имели свою родину в окрестностях Тускула. Особенное расположение автора анналов к Постумиям сказывается в повести о первом диктаторе, герое сказочной битвы при Регильском озере. Редактор анналов следовательно находился в особенно дружеских отношениях с Аквиллием, Постумием и тускуланцем Мамилием; последние, может быть, были его земляками. В пользу такого предположения говорит то, что ни о каком другом городе в римских анналах не встречается столько сведений, притом отчасти очень подробных, как о Тускуле34. Плебейское происхождение составителя анналов не подлежит ни малейшему сомнению: это доказывает все изложение истории пятого и четвертого столетий, которое шаг за шагом следит за развитием плебса и его прав. Затем, этот первый историограф римского народа был понтифексом и, по всей вероятности, подобно П. Муцию Сцеволе, его последователю, старшим понтифексом. Такой только имел право свободно распоряжаться архивом регии и оглашать сохраняемые в нем исторические документы. Не отжили, вероятно, свой век те предрассудки, с которыми пришлось бороться Гнею Флавию. Мудрый понтифекс поэтому признал необходимым внести в царскую историю такой прецедент, который разрешил всякие недоумения. Он сообщил в своем рассказе, что благочестивый Анк Марций, внук первого понтифекса Марция и основателя и с.354 законодателя коллегии Нумы Помпилия, позаботился о публикации комментариев, написанных Нумою (Ливий, 1, 32, 2; Дион. 3, 36). История Анка Марция нам дала еще одно указание относительно личности автора исторической легенды о царях и составителя первых анналов. Мы видели, что в основании истории Анка Марция лежит мысль, что этим царем создана система государственных финансов Рима. Все деяния царя сводятся к приобретению или созданию такого имущества, от которого получало доходы римское государство; таковы: соляные копи, казенный лес, мосты, морской порт, водопроводы, клоаки и городская земля, отдаваемая под застройку. Глава о началах финансового управления Рима как бы продолжается в рассказе о введении ценза Сервием Туллием. Из этого мы вывели заключение о близости автора к цензорскому делу35.
Все указанные нами признаки составителя первых римских анналов, нам кажется, подходят к одному известному деятелю первой половины третьего столетия, к понтифексу Тиберию Корунканию. Родом он был из Тускула36. Несмотря на скромное с.355 происхождение, он своими дарованиями скоро возвысился до высших государственных должностей. В 280 он был избран в консулы и отличался в войне с этрусками и царем Пирром. Впоследствии он пользовался необыкновенным уважением как один из самых опытных, мудрых и просвещенных людей своего времени. Исполнял ли он должность цензора, нельзя решить окончательно, так как испорченный текст Феста (стр. 237 под сл. portorium), в котором многие видели указание на это, не позволяет делать решительных заключений (Де Боор Fasti censorii, стр. 77). Но он, по свидетельству Цицерона, был в близких дружественных отношениях с Квинтом Эмилием Папом, Гаем Фабрицием Лусцином и Манием Курием Дентатом, из которых первые два были цензорами в 276 г., а Курий в 272 году37. Кроме того в бытность Корункания консулом из плебеев в первый раз был произведен люстр цензором из плебеев, Домицием. Неизвестно, в котором году коллегия понтифексов избрала себе в товарищи Корункания, но в 253 или 252 г. он был выбран старшим понтифексом, первым из плебеев38. В этой должности он прославился благочестием и глубоким знанием права. Вопреки преданиям понтифексов он был защитником гласности, решая дела духовного права в открытых заседаниях. О дарованиях Корункания Цицерон отзывается с большой похвалой39. Что автор царской истории обладал необыкновенным талантом расположения фактов и живого высоко драматического изложения, это видно из многих эпизодов древнейшей истории, приобретших бессмертную славу. Укажем на рассказы о похищении сабинянок, Горациях и Куриациях, с.356 Туллии, Люкреции, Кориолане и многие другие. Этическим и драматическим колоритом их до того увлекся Нибур, что высказал мысль, что это остатки великого римского эпоса. Моммзен назвал того, кто сочинил сказание о сабинянках, забытым великим поэтом душою. Недаром сказания эти служили источником для стольких поэтов, начиная с Шекспира. Тиберий Корунканий заслуживает чести называться, вместо Катона, не только отцом римской истории, но и римской прозы. Труд его не пропал, он проглядывает в каждой странице Ливия, Дионисия и других историков Рима. Неизвестность Корункания, как издателя первых анналов, объясняется довольно просто. Старые анналы были изданы без названия автора, как и annales maximi, новое издание и продолжение старых. Авторство Муция Сцеволы не подтверждается ни одним точным свидетельством, хотя оно и не подлежит никакому сомнению. Автором этих официальных анналов являлась корпорация понтифексов, не одно лицо. Когда старые анналы были все поглощены изданиями частных анналистов и новыми более пространными анналами понтифексов, тогда, понятно, вполне забылось имя настоящего их автора. Кроме того Корунканий между другими добрыми качествами отличался также скромностью. Недаром он подружился с Курием Дентатом и Фабрицием и выставлял их в своих анналах идеальными представителями древнеримской virtus, которые ничего не требовали для себя, а всего для государства. Отличиться заслугами перед отечеством составляло единственную гордость этих трех знаменитых homines novi. Как думал Корунканий о личной славе, об этом осталось в наших анналах одно почти курьезное свидетельство, которое вместе с тем и служит скромным, но нерушимым памятником его авторства. Мы видели, какие уступки он делал тщеславию своих добрых друзей и земляков, сочиняя для них предков: древнейших консулов, царских родственников и потомков греческих героев. Но он и себя не обидел. В анналах понтифекса Тиберия, к 480 году, является плебейский трибун, Тиберий Понтифиций, деяния которого излагаются Ливием (2, 44) и галикарнаским ритором (9, 5) добросовестно, подробно и торжественно. Остроумный понтифекс Тиберий обрадовался бы успехам своего скромного предка Понтифиция.
История основания Рима и царская история вообще была вставлена в определенную хронологическую рамку не ранее и не с.357 позднее пятидесятых годов третьего столетия до Р. Х., чему служат доказательством два факта. После 264 года кончил свое большое историческое сочинение сицилийский историк Тимей, который впервые сообщал греческому миру подробные сведения о Лации и Риме. Для того, чтобы достать эти сведения, Тимей сам поехал в Лаций и побывал в Лавинии, а вероятно также в Риме. Тимею, как и предшественнику его Каллию, уже было известно, что Рим был основан Ромулом, о времени же этого события очевидно в то время в Риме еще не было никаких определенных данных. Тимей, при своей особенной заботливости о хронологии, едва ли бы упустил случай воспользоваться хронологическими данными римлян, если б в его время были таковые. Не имея положительного хронологического материала, он прибегнул к своему излюбленному приему: отождествлению времени какого-нибудь события со временем другого однородного. Основание Рима, по соображению Тимея, совпадало с основанием другой столицы большого западного государства, Карфагена, отнесенным к 38 году до первой олимпиады. Неизвестная еще Тимею римская эра вдруг, так сказать, всплывает в 249 г., как раз через три-четыре года после избрания в старшие понтифексы Тиберия Корункания. В 249 г., как известно, в первый раз, справлялись секулярные игры, праздновалось пятисотлетие основания города. Немыслимо, конечно, чтобы время празднества было определено без совета понтифексов, официальных историографов и хронологов. Мы, напротив, имеем полное основание предположить, что и самая мысль о празднестве и определение времени его возникли в уме того правителя духовных дел Рима, который в это же время уже успел издать первый свод римской летописи и придать историческую и хронологическую форму легенде о царях-учредителях духовных коллегий. Ему же следует приписать установление древнейшей хронологии царей и первой римской эры от основания города. Так как в 249 г. до Р. Х. считали исполненным пятое столетие Рима, то следовательно, по этому древнейшему вычислению основание города Ромулом было отнесено к 749 году до Р. Х. От первых консулов или от года посвящения капитолийского храма Гней Флавий, составитель древнейших консульских фастов, считал 204 эпонимных коллегии до 304 года нашей эры. Редактор древнейших анналов прибавлением двух консульских коллегий увеличил число годов, прошедших между теми же событиями до 206 лет, так что первые консулы отнесены были к 510 году. с.358 Или он хотел получить круглое число 120 лет от основания республики до нашествия галлов, или же два года пришлось прибавить для пополнения пятисот лет до 249 года, при сохранении определенного числа царских лет, найденных уже по какому-то твердому правилу. На каком основании получились именно 239 лет от основания Рима до первых консулов, об этом мы будем говорить ниже. Здесь укажем только на то, что 511 год считался годом изгнания последнего царя, а следовательно 510 год первым годом республики также в цензорском протоколе, упомянутом у Дионисия40. Год консульства Люция Валерия Потита и Тита Манлия Капитолина, второй год до нашествия галлов, 392 год до Р. Х., тут был назван
Через сто лет после первого вычисления хронологии царского периода мы встречаем новое вычисление у Полибия. Основание Рима он отнес ко второму году седьмой олимпиады, 750 году до Р. Х. (Дион. Галик. 1, 74), а первых консулов к 28 году до похода с.359 Ксеркса, значит к 508 году, подобно Фабию (Полиб. 3, 22, 2). Весь царский период, следовательно, Полибий определял в 242 года, с прибавлением к основному числу 239 трех лишних годов. Из сообщений Цицерона (De re publ. 2, гл. 14 и 15) нам в первый раз становятся известными числа отдельных царствований. На царствование Ромула Полибий полагал 37 лет, Нумы 39, Анка 23 года, Тарквиния Древнего 38 лет. Остальные три числа не сохранились у Цицерона, но они легко могут быть восстановлены. Всего правдоподобнее это сделано Унгером43: царствованию Тулла Гостилия, говорит он, Полибий непременно отводил 32 года, так как столько считается без исключения во всех дошедших до нас списках царей. Относительно продолжительности царствования Тарквиния Гордого мы имеем косвенное показание в словах Цицерона, что «одна и та же шестьдесят вторая олимпиада отмечает воцарение Тарквиния и приезд Пифагора в Италию»44. Так как, кроме того, Цицерон говорит, что Пифагор приехал в четвертом году царствования Тарквиния, то из этого можно заключить, что, по мнению Полибия, Тарквиний Гордый вступил на престол в первом году шестьдесят второй олимпиады, в 531 г. до Р. Х., а Пифагор приехал в четвертом году, в 528 г. Следовательно, Тарквиний Гордый царствовал от 531 до 508 г., всего 23 года. Царствованию Сервия Туллия, наконец, Полибий вероятно, согласно большинству авторов, уделял 44 года. Итак, из отрывков Полибия о хронологии царей выходит, что он семь царствований считал в 37 + 39 + 32 + 23 + 38 + 44+ 23 года, итого 236 лет. Куда же, спрашивается, девались 6 лет из общего числа 242 (от 750 до 508 г.)? Из одного места Цицерона выходит, что он делает различие между собственно царскими годами (около 240) и междуцарствиями, а последние считал в несколько лет45. Междуцарствия Цицероном указаны после царствований каждого из четырех первых царей. Эти четыре междуцарствия, по остроумной догадке Унгера, Полибий представлял себе в таком виде, в с.360 каком представляет себе Ливий (1, 17) междуцарствие после смерти Ромула: сто сенаторов по очереди управляли Римом, каждый по пяти дней. Четыре раза по 500 дней = 2000, а 2000 дней равняются шести годам. Эти-то шесть лет следует прибавить к 236 «царским», и выйдут 242 года царского периода по счету Полибия.
Как относились числа Полибия к основным числам древнейшего анналиста и Фабия Пиктора? Сообразив, что и до Полибия делалось различие между царскими годами и годами междуцарствий, Унгер, для восстановления первоначальных чисел царей, напал на счастливую мысль — из всех существующих списков царей выбирать наименьшие цифры. Действительно, все варианты царской хронологии имеют между собою то общее, что в них прибавлено то к тому царствованию, то к другому по одному или по нескольку годов, а никогда не убавлено. Поэтому самые меньшие числа царствований всего ближе должны подойти к первоначальной хронологии. Составленный Унгером по такому принципу список дает следующие числа: 37 + 39 + 32 + 23 + 37 + 42 + 23, всего 233 года. Если к этой сумме прибавить те 6 лет, которые шли у Полибия на 4 междуцарствия, то выйдет как раз 239, то есть столько лет, во сколько считали весь царский период древнейший анналист и Фабий Пиктор46. Итак, мы имеем полное основание предположить, что восстановленные Унгером числа соответствуют числам отдельных царствований первоначальной редакции царской истории. Числа Полибия отличались от них только тем, что с.361 прибавлены всего три года, один год к царствованию Тарквиния Древнего и два года к царствованию Сервия Туллия. Четыре междуцарствия, суммою в шесть лет, составляют общую особенность хронологии Полибия и древнейшего редактора, между тем как во всех других, позднейших редакциях царской хронологии эти же шесть лет прикинуты к отдельным царствованиям и оставлено только одно междуцарствие, в два или в один год, после смерти Ромула.
Первое вычисление хронологии царского периода целиком построено на совершенно искусственных или, справедливее, на теоретических соображениях. Уже Моммзеном (R. Chr. 137), ошибочно принимавшим за основное число 240 царских годов, указано было на возможность, что в основе вычисления лежит счет по поколениям. По общепринятому счету древних историков, в особенности греческих, три поколения равнялись одному столетию. Семь царей римских, представлявших каждый средним числом по одному поколению, в общем итоге царствовали
Результатом нашего разбора древнейшей редакции хронологии царского периода получилось то, что хронология эта была установлена по простым и твердым теоретическим данным. На основании последних редактор царской истории, первый составитель анналов Рима, старший понтифекс Тиберий Корунканий, определил продолжительность всего царского периода в 233 + 6 лет. Столетие спустя у Полибия уже встречается другая сумма. Из этого следует заключить, что в этот промежуток времени успели утвердиться новые взгляды на хронологию царей. К сожалению, почти невозможно с уверенностью определить источник, из которого идут хронологические даты Полибия. До нас не дошли самые слова его, а дошла только цитата Дионисия Галикарнасского (1, 74). Но слова последнего не дают ясного понятия о том отношении, в котором находилась хронология Полибия к современному ему официальному с.363 счислению понтифексов. Дионисий говорит: «Я не хотел подобно Полибию, говорить только одно то, что верю, что Рим был основан во втором году седьмой олимпиады, и не хотел оставить без проверки доверие к одной только таблице понтифексов, а те вычисления, к которым я присоединялся, я хотел предложить на проверку тем, кто этого пожелает»47. По мнению Моммзена (R. Chr. 142) и Матцата (R. Chr. 2, 322), Дионисий упрекает Полибия за то, что он прямо, без всяких рассуждений, заявил, что поверил в дату основания Рима, встречающуюся в таблице понтифексов. Иделер (Handb. d. Chron. 2, 162) и Гольцапфель (R. Chr. 171) думали, что слова Дионисия должно понять так, что он, кроме Полибия, порицает еще тех, которые просто ссылаются на таблицу понтифексов, не давая также, как и Полибий, читателям возможности проверить. Такое понимание слов Дионисия, нам кажется, вернее первого. Эра Полибия (олимп. 7,2 = 750 до Р. Х.) не соответствовала счислению понтифексов, она даже не римская, а вычислена греческим хронологом Эратосфеном48. По словам Цицерона, приняты были в расчет показания «греческих летописей». Это вероятно относится к определению года галльского нашествия, считаемого у греческих историков одновременным с годом заключения Анталкидова мира и афинского архонта Пиргона (Олимп. 98,2 = 387 до Р. Х.). С другой стороны вся система хронологии семи царствований у Полибия с искусственными четырьмя междуцарствиями явно обнаруживает следы системы официальной хронологии царского периода, установленной понтифексами уже с половины третьего столетия. Нам кажется поэтому вероятным, что Полибий поступил по примеру Фабия Пиктора: из современной ему хронологической таблицы понтифексов он заимствовал как отдельные числа годов царствований, так и общее число лет царского периода, а эти числа он согласовал с вычислениями Эратосфена, с.364 выходившими из синхронизма взятия Рима галлами с Анталкидовым миром. Очень возможно, что и Эратосфену самому были известны римские официальные датировки того времени и что он, на том же основании, в виде поправки, понизил год основания Рима.
Если задать себе вопрос, какая была та официальная эра понтифексов второго столетия, к которой применили свою исправленную хронологию Эратосфен и Полибий, то вопрос собственно может быть только о двух эрах, так называемой Катоновой и эре капитолийских фастов. По первой основание Рима относилось к 751 году до Р. Х., по второй к 752 году. Так как капитолийские фасты царский период считают в 243 года, а фасты времен Полибия только в 242, то нам кажется более вероятным, что по последним также основание Рима считалось одним годом ранее, чем по капитолийским фастам. При этом надо предположить, что изгнание Тарквиния с 511 года было перенесено в 510 год, ради установления, может быть, синхронизма этого изгнания с изгнанием последнего афинского тирана. Для решения вопроса, относили ли основание Рима к 751 году официальные хронологи первой половины второго столетия, современники Катона и Полибия, имеет значение год первого повторения секулярных игр. По показанию трех современных этому событию анналистов, Пизона, Геллия и Кассия Гемины (у Цензорина de d. n. 17, 11), игры эти справлялись в 146 году до Р. Х. На первый взгляд, срок этот не подходит ни к эре Корункания (749 г.) ни к Катоновой, ни к какой-либо другой из употребительных эр49. Еще загадочнее то, что Пизон, один из анналистов, свидетельствовавших о праздновании секулярных игр в 146 г., в своих анналах заявлял, что шестое столетие Рима исполнилось в 158 г. до Р. Х. (см. Цензорина 17, 23: testis est Piso, in cuius annali septimo est sic: Roma codita anno D septimo saeculum accipit his cosulibus qui proximi sunt consules M. Aemilius M. filius Lepidus, G. Popilius II absens. Слова anno D septimo исправлены Лахманом так: anno D C septimum saeculum, а вместо непонятного accipit уже Скалигер нашел верное чтение occipit). Для с.365 объяснения этого противоречия допускались до сих пор только две возможности: или Пизон за год основания Рима сам принимал 758 год до Р. Х., или же он под saeculum не разумел столетия. Второе предположение совсем невозможно, если только текст Цензорина восстановлен приблизительно верно, первое же весьма невероятно, потому что Ливий и Дионисий, которые хорошо были знакомы с анналами Пизона, без всякого сомнения упомянули бы о таком необыкновенном вычислении года основания Рима, если бы оно встретилось у Пизона. Необходимо допустить возможность третьего объяснения. Мы однако пока оставим в стороне этот вопрос и обратимся к другому: какие теоретические соображения могли побудить римских жрецов и римские власти отложить празднование вторых столетних игр на такой срок, который отстоял от эпохи первых игр на три года, от Полибиевой эры на четыре года, от Катоновой на пять лет.
Известно, что список римских эпонимных магистратов прерывается промежутком времени в пять лет, так называемой пятилетней анархией. По утверждениям дошедших до нас исторических источников, как эпиграфических, так и литературных, в продолжение пяти лет, от 375 г. до 371 г. до Р. Х., в Риме не были избираемы никакие курульные магистраты, потому что выборам, по уверению Ливия (6, 35), будто бы мешали плебейские трибуны. Все лучшие источники дают анархию в пять лет, только позднейшие компиляторы, времен императоров, Руф, Евтропий и Кассиодор, по ошибке одной эпитомы Ливия, служившей общим их источником, вместо пяти лет полагают на анархию четыре года (Моммзен R. Chr. 204)50. Только в одном историческом памятнике, у так называемого хронографа 354 года, вместо указываемой во всех источниках анархии встречаются за все пять лет имена эпонимных коллегий. В виду очевидной исторической невероятности факта, чтобы римское государство в продолжение целых пяти лет могло быть управляемо без всяких должностных лиц, Моммзеном (R. Chr. 204 слл.) была высказана мысль, что пятилетняя анархия не более как искусственное предположение, искусственный прием римских с.366 хронологов. В старом законе о дедикации капитолийского храма, изданном по утверждению Ливия (7, 3) консулом Горацием, было предписано, чтобы ежегодно в иды сентября тот, кто занимал высшую государственную должность (qui praetor maximus sit), вбивал гвоздь в стену целлы Минервы в капитолийском храме, чтобы по этим гвоздям потом вести счет прошедшим с посвящения храма годам. Выражение закона qui praetor maximus sit вызывало недоумение, так как под ним можно было разуметь или того, кто случайно в то время, когда приходилось исполнить обряд, занимал высшую должность, — а такими могли быть консулы или, в их отсутствие, другие курульные магистраты, — или же высшего сановника республики вообще, диктатора. Действительно, по свидетельству фастов, в 313 г. до Р. Х., а также в 263 и 363 гг. был избран dictator clavi figendi causa; в 313 г., по показанию Ливия, для отвращения большой чумы. В 463 же году, т. е, ровно одним столетием раньше избрания одного диктатора и двумя раньше избрания другого, летописцы также упоминают о большой эпидемии. Из этого Моммзен (R. Chr. 175 слл.) сделал тот, во всяком случае остроумный вывод, что в 463 г. для прекращения эпидемии было положено по обету через каждые сто лет избирать диктатора для вбивания гвоздя в капитолийском храме. Итак, по мнению Моммзена, помимо счисления по столетиям от основания города, имелось другое счисление по столетним повторениям обряда вбивания гвоздя. Увлекаясь этой мыслью, Моммзен в известии Ливия о законе, предписывавшем ежегодное повторение обряда, видит выдумку или недоразумение, считая даже возможным, что предписание закона, вопреки ясным словам Ливия, относилось к столетнему исполнению обряда. А так как Ливий свое показание подкрепляет свидетельством Цинция, анналиста, современного второй Пунической войне, то Моммзен, наконец, старается устранить авторитет Цинция заявлением, что анналы последнего следует считать подложными, произведением времен Августа.
Без сомнения, скептицизм знаменитого ученого заходит за пределы позволенного и необходимого. Нет, во-первых, такой дилеммы, которая могла бы заставить нас непременно признать верным или неверным одно из двух: или ежегодное вбивание гвоздя высшим магистратом, консулом или другим, или же исполнение того же обряда в необыкновенных торжественных случаях, особенно для этого выбираемым диктатором. Мы уже с.367 говорили что выражение закона praetor maximus могло давать повод к сомнениям, вбивать ли гвоздь сравнительно высшему курульному магистрату или безусловно высшему, диктатору. Очень может быть, что из этого затруднения вышли компромиссом: устрашаемые эпидемией 463 года, римляне решили, может быть по совету сивиллиных книг, в предотвращение дурных последствий неверного толкования хотя бы каждое столетие или полстолетия исполнять самым точным образом требование священного закона, в обыкновенное же время ежегодное исполнение обряда оставить за обыкновенными высшими из присутствующих в городе магистратами. Благодаря такому компромиссу, с одной стороны, государство избавилось от опасности провиниться в неисполнении закона, с другой же, — от большого в практическом отношении неудобства ежегодно выбирать диктаторов и вместе с тем временно лишать власти консулов. Мы не останавливаемся на вопросе, также затронутом Моммзеном, какое было основное значение обряда вбивания гвоздя, служило ли оно исключительно для хронологической цели или имело оно еще другое символическое, религиозное значение; мы оставляем в стороне и другой вопрос, насколько правильно исполнялся обряд; достаточно для нас будет выяснить, что римские ученые первой половины второго столетия, как напр., Цинций Алимент, в годовых и столетних гвоздях, вбитых в стене капитолийского храма, видели немаловажное пособие для правильного вычисления хронологии. Возвращаемся после этого к оставленному нами вопросу о пятилетней анархии и ее связи с хронологической теорией, господствовавшей около половины второго столетия.
Считая пятилетнюю анархию искусственным предположением римских хронологов, Моммзен предлагает такое объяснение: проверяя по консульским фастам столетний период между 463 и 363 годами, первое столетие вбивания капитолийского гвоздя, ученые хронологи заметили, что в фастах вместо ста эпонимных коллегий значилось только девяносто пять. Поэтому они недостававшие пять лет вставили после одного такого года, в который произошло необыкновенно долгое междуцарствие. Простая и ясная догадка Моммзена для учеников и последователей его, Матцата и Зеека, служила краеугольным камнем целой постройки самых сложных и искусственных гипотез, обнимающих добрую часть всей римской хронологии. Гораздо менее важности придают вопросу о пятилетней анархии ученые, занимающиеся вопросами хронологии с.368 независимо от школы Моммзена, как то Унгер, Гольдапфель и Зольтау. В противоположность последователям своим сам Моммзен (R. Chr. 203) допускает, что пять лет, положенные на анархию, необходимо принять в расчет для достижения верного годоисчисления, а поэтому он, признавая в них интерполяцию, эту интерполяцию приписывает древнейшему периоду римской историографии. Унгер и Зольтау пошли далее, отрицая, мы думаем, с полной справедливостью, вообще, что эти пять лет когда-либо были искусственно вставлены и не принимались в расчет какими-либо римскими хронологами. После этого, конечно, напрашивается вопрос, почему эти пять лет, в отличие от всех других, в фастах остались без эпонимных магистратов. Этот вопрос еще более усложняется тем, что в хронографии 354 года прямо значатся пять эпонимных коллегий. Откуда они взялись и отчего их нет во всех остальных источниках? На этот вопрос не обращено почти никакого внимания у Моммзена, а Зольтау и Унгер на него отвечают каждый по своему. Зольтау, стараясь (Proleg., 334 слл.) исправить испорченные имена, сохраняемые хронографом, пришел к заключению, что все имена патрицианские. Отсутствие их в большинстве наших источников и предположение о пятилетней полной анархии, по догадке Зольтау, объясняется тем, что в продолжение пяти лет, вопреки закону, в военные трибуны с консульской властью избирались исключительно патриции. По взгляду плебеев эти выборы были недействительными, а поэтому первый старший понтифекс из плебеев, Корунканий, вычеркнул пять незаконных коллегий из официальных фастов. Другое объяснение предлагает Унгер (Jahrb. f. Phil. 1891 стр. 637 слл.). Не соглашаясь с выводом Зольтау относительно патрицианского характера десяти имен, он, напротив, признает в них имена плебейских эдилов. По его заявлению, нет серьезного основания не верить известиям древних авторов о том, что в течение пяти лет не было избрания курульных сановников. При отсутствии настоящих эпонимов, полагает Унгер, в холстяных книгах (libri lintei) Юноны Монеты эти пять лет были обозначены именами эдилов, остававшихся в течение пяти лет вместе с плебейскими трибунами, единственными магистратами Рима. Через посредство П. Скрибония Либона[2], составившего liber annalis magistratuum во времена Цезаря, отмеченные имена наконец достались хронографу 354 года.
Согласиться с предположениями Унгера, нам кажется, уже с.369 потому невозможно, что плебейским эдилам приписывается совершенно непонятное предпочтение перед их начальниками, трибунами. Если уже допустить факт, по себе довольно невероятный, чтобы плебейские магистраты могли считаться эпонимами, то на эту честь имели право одни трибуны, а не эдилы. О трибунах однако у хронографа не может быть и речи, в виду отсутствия имен Лициния и Секстия. Кроме того должно признать неверным заключение Унгера, что приведенные хронографом имена исключительно плебейские. Неверно также противоположное заключение Зольтау. Самый правильный вывод тот, что одни имена плебейские, а другие патрицианские51. Из этого следует, что у хронографа сохранились имена военных трибунов с консульской властью, так как должность их в то время была единственной, к которой допускались плебеи наравне с патрициями. Если это так, тогда вопрос об анархии получает совершенно новое освещение. Остается сделать один вывод, что фасты 375—
Когда приближалось время празднования шестого столетия основания Рима, сознание важности счета по годовым гвоздям, по нашему мнению, только что укрепилось в умах тех ученых, которые занимались вопросами хронологии. Мы уже видели, что живший около этого же времени анналист Пизон относил настоящий срок шестисотлетия основания Рима к 158 году до Р. Х., а действительное празднование того же события произошло не ранее 146 года. 158 год как раз совпадает с трехсотпятидесятилетней годовщиной посвящения капитолийского храма и исполнения обряда вбивания гвоздя. По теории Пизона, нам думается, эта годовщина должна была совпасть с шестисотлетней годовщиной основания города. Из этого видно, что он царский период считал в
Возвратимся к вопросу, на каком основании Пизон царский период мог высчитать в 250 лет, между тем как по официальному расчету, как видно из Полибия, этот же период в то время считался в 242 года вместо 239 лет, высчитанных Тиберием Корунканием. Нам выяснилось, что Корунканий принимал в с.373 соображение, что правильное времясчисление было установлено Нумою Помпилием. До этого царя, думалось ему, в царствование Ромула были в употреблении короткие годы в 304 дня. Продолжительность тридцати семи Ромуловых годов, из которых 6 лет равнялись пяти настоящим годам, соответствовала тридцати полным солнечным годам. Полученный таким образом недочет в шесть полных лет Корунканий, для большего удобства счисления, превратил в шесть лет, распределенных на четыре междуцарствия. С начала второго столетия римская ученая публика начинала интересоваться вопросами исторической хронологии. В 192 г. до Р. Х. был издан закон Ацилия об исправлении календаря. Консул 189 года и цензор 179 года, М. Фульвий Нобилиор, в посвящаемом им храме Геркулеса и Муз велел вырезать фасты с основания Рима. Заинтересовались вопросом о постепенном исправлении римского календаря. Возникал в особенности вопрос, кому обязан Рим установлением лунно-солнечного цикла, употреблявшегося до закона Ацилия или, собственно говоря, до Юлия Цезаря. Как известно, этот цикл состоял из четырех лет, двух лунных в 355 дней и двух високосных в 378 и 377 дней. Очевидно, введению цикла предшествовало время, когда в употреблении были одни лунные годы в 355 дней, а високосные уже были придуманы другим реформатором календаря. Между Ромуловыми годами и введением исправленного лунно-солнечного цикла пришлось предположить период употребления чистого лунного года. Вопрос о времени реформы календаря подвергался теперь пересмотру. С одной стороны четырехлетний календарный цикл напрашивался на сравнение с четырехлетними периодами деятельности цензоров. С другой стороны о порядке циклового календаря была речь в законах двенадцати таблиц. Ученые второго столетия поэтому стали приписывать введение лунно-солнечного цикла не Нуме Помпилию, но Сервию Туллию, введшему имущественный ценз, или децемвирам, издавшим законы двенадцати таблиц. Валерий Анциат еще держался старого мнения о введении интеркаляции Нумою. Юний Гракхан же, современник Гракхов и Пизона, приписывал это нововведение Сервию Туллию, анналисты Семпроний Тудитан и Кассий Гемина, наконец, децемвирам52. Реформа Нумы Помпилия, согласно новым теориям, с.374 заключалась во введении лунного года в 355 дней, служившего будто бы переходом от Ромулова года в 304 дня к солнечному циклическому году Сервия Туллия или децемвиров. Такого мнения был М. Фульвий Нобилиор, современник реформы календаря 192 года. Юний же Гракхан введение лунного года отсрочил даже до царствования Тарквиния Старшего53. Если предположить, что хронологи первой половины второго столетия, современники Ацилия и Фульвия Нобилиора подобно последнему годом Нумы считали лунный год в 355 дней и этот лунный год, по мнению их, употреблялся до Сервия Туллия, то кроме Ромуловых годов, уже принятых в расчет Корунканием, пришлось считаться еще с годами Нумы. От воцарения Нумы до воцарения Сервия, по первоначальным числам царствований, прошло 30 + 32 + 23 + 37 = 137 лет. Разница между годами Нумы, в 355, и солнечными в 365 дней вышла по 10 дней в год.
В первом столетии до Р. Х. произошел полный переворот в хронологии царей. Прежнее деление между собственно царскими годами (anni regii) и годами междуцарствий, принимаемое еще Цицероном по авторитету Полибия, было окончательно оставлено. Принимая общее число лет царского периода за сумму годов царствований, годы междуцарствий причислили также к годам отдельных царствований. Этиологический интерес однако требовал сохранения хотя бы одного с.376 междуцарствия, которое могло бы служить историческим первопримером употребительного еще в государственном строе республики междуцарствия (interregnum). Такое первое междуцарствие поместили после смерти первого царя, Ромула. Относительно продолжительности этого междуцарствия наши источники значительно расходятся. Одни считают его ровно в один год, другие напр., Ливий (1, 17) полагают, что сто сенаторов управляли Римом по очереди, каждый по 5 дней. Эти пятьсот дней возможно было свести или к одному году или к двум. Хронологи времен Цезаря и Августа, принимая данное прежними фастами общее число 242 лет за сумму собственно царских лет, прибавляли один или два года к царствованию Ромула или следовавшему за ним междуцарствию. Таким образом, составилось счисление капитолийских фастов, по которым за весь царский период считалось 243 года, 242 царских и один год междуцарствия после 37-летнего царствования Ромула, и счисление Аттика и Варрона, по которому на царствование Ромула полагалось 38 лет, а за ним один год междуцарствия, за весь же царский период считалось 244 года. Соответственно этому по капитолийской эре год основания Рима равняется 752 году, а по Варроновой 753 году до Р. Х.
Мы пришли к концу наших рассуждений о царской истории. Читатели наши, может быть, ждут окончательного решения вопроса, были ли в Риме когда-нибудь цари или нет. На это мы ответим указанием на главные результаты наших исследований: история римских царей была сочинена около 300 года до Р. Х., а приведена в настоящую историческую форму около 250 года. Как первый сочинитель легенды, так и первый редактор истории царей не имели в своем распоряжении настоящих письменных исторических документов об отдаленном периоде, ими описываемом. До них за отдаленностью времени не могли тоже доходить о событиях шестого века какие-либо устные вести. Составители царской истории поэтому прибегали и должны были прибегнуть к изобретению условной истины посредством полунаучных догадок, развивая затем придуманные таким образом события в правдоподобные рассказы. Итак, если римлянам невозможно было узнать положительную истину о царском периоде, то, понятно, и не в наших силах открыть ее. Без сомнения были времена, когда Римом управляли цари, но всякая весть о них пропала уже в период возникновения римской историографии. С большим с.377 вниманием мы должны отнестись к общему сознанию самих римлян, что государство их в древнейшие времена находилось под властью царей. Сознание это находит себе известное подтверждение в том, что политика римской аристократии часто руководилась опасением возможности восстановления монархической власти. По рассуждению Моммзена (St.-R. 2, 3) существование в древнейшие времена в Риме царской власти не нуждается в особенных доказательствах, так как позднейший государственный строй как всех италийских общин, так и римской представляет собой только видоизменение царского управления. Из государственных должностей римской республики всего ближе к царской власти подходит диктатура. Это продолжение или временное восстановление царской власти. Тот же самый переход прежней царской должности в диктаторскую замечается и в других общинах Лация с той только разницей, что латинская диктатура сначала, по-видимому, была пожизненная должность, а потом превратилась в правильную ежегодно сменяющуюся подобно римскому консульству. Римские диктаторы назначались только в чрезвычайных случаях тяжелой опасности для государства, диктаторская должность по существу чисто военная. У другого также италийского народа, у луканов, по свидетельству одного очень достоверного писателя, в обыкновенные времена правление было республиканское, в случае же войны республиканские должностные лица назначали царя. Это, как говорит Моммзен, точь-в-точь то же самое, что в Риме56, если заменить луканских царей диктаторами. То же самое явление, что обычное республиканское правление по временам в виду чрезвычайных обстоятельств прерывалось монархическим, мы видим в Этрурии, а вне пределов Италии — у кельтов времен Цезаря, германцев; оно находит себе известную аналогию также в греческих тиранах. Постоянная опасность незаконного захвата царской власти должна была вызвать различные меры преграждения временной власти таких царей. Мы считаем вполне возможным, что как в Лукании, Этрурии и в странах соседних с Италией, так же и в Риме был переходный период, когда уже был введен правильный республиканский строй государства, но по временам чрезвычайным образом, например, для продолжительных войн, назначались цари. В данное время нашли целесообразным уменьшить власть чрезвычайных царей с.378 введением срочности и изменением титула. Вместо rex (правитель) наименовали представителя царской власти титулом magister populi (верховный сановник народа) или dictator (от dicitare = indigitare указывать, см. dicio, digitus, δείκνομι и т. п.), «indicator» belli. О начале диктатуры у римлян не было достоверного предания также как и о начале консульской должности. Старая формула omnes Quirites ite ad conventionem huc ad indices доказывает, что первоначальная обязанность консулов ограничивалась судопроизводством. Подобно позднейшему претору они в случае отсутствия военачальника вероятно получали право защиты города от неприятелей, а из этого права замены со временем развилось право главного начальства над войском, принадлежавшее диктатору.
ПРИМЕЧАНИЯ