Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)
с.661
Статьи, изъятые из главы второй «Семья».
Первым последствием брака было подчинение женщины авторитету ее мужа; но этот авторитет не был, в сущности говоря, властью и нисколько не походил на manus римского права. На него смотрели как на общественную обязанность и, по словам Аристотеля, как на власть политического характера. Муж становился κύριος, т. е. господином своей жены, так как всякая женщина должна иметь
(Dareste. Plaidoyers civils de Démosthène. I, стр. XXV. Fustel de Coulanges. La Cité antique, стр. 95).
Способы раздела наследств в Афинах были не менее сложны, чем у нас.
Прежде всего необходимо было определить общую сумму подлежащего разделу имущества.
Сюда входило, во-первых, то состояние, которым покойный владел в момент смерти. Для предупреждения каких бы то ни было недоразумений в этом отношении с.662 наследники спешили составить опись имущества немедленно после смерти владельца его. К этому наличному имуществу присоединялось имущество, принесенное наследниками: каждый наследник обязан был приобщить к сумме наследства подарки, полученные им от умершего, и то, что он взял в долг у последнего. Когда общая сумма наследства таким путем была определена, наследники имели право совершить до раздела некоторые предварительные выплаты. Так, например, если отец семейства завещал кому-либо из своих детей особую долю (πρεσβεῖα), то она подлежала предварительной выплате. Если одним из наследников была совершена растрата части наследственного имущества, то каждый из наследников имел право взыскать в свою пользу сумму, равную той, которую растратил их сонаследник. Наконец, если кто-либо из наследников был кредитором умершего, то ему предоставлялось право или произвести отчисление из наличной суммы наследства столько, сколько он дал в долг покойному, или требовать от своих сонаследников выплаты ее.
Если раздел происходил путем полюбовного соглашения сонаследников, то последние могли по своему усмотрению делить наследство на части, которые распределялись или по жребию или по сговору, сообразно с пожеланиями каждого. Часто бывало также, что один из наследников делил имущество на доли, а другие выбирали из них. Если они не могли придти к соглашению, то доли определялись так называемыми
Иногда, не желая подвергать кого-либо из сонаследников случайностям жеребьевки, постановляли изъять с.663 от раздела некоторые имущества, например, банкирскую контору, фабрику; другие же части состояния распределялись между наследниками. Отстраненное от раздела имущество считалось общей собственностью, и доходы с него распределялись между совладельцами в определенные сроки.
(Caillemer. Le Droit de succession légitimé à Athènes, стр. 199—
Я условился с Олимпиодором, что каждый из нас получит половину наследства Конона.
Мы составили относительно этого письменное соглашение и обязались друг перед другом самой священной клятвой поделить честно и согласно с законом все, что окажется из явного имущества1, так, чтобы ни один из нас не получил более другого; кроме того, мы должны были сообща вести розыски и определение остального имущества и совещаться друг с другом всякий раз, как это окажется необходимым…
Мы призвали в свидетели нашего соглашения богов, именем которых принесли взаимную клятву, затем — наших родственников и, наконец; Андроклида, которому мы отдали наше условие на хранение.
Я поделил наследство на две части. В одну входил дом, где жил сам Конон, и рабы-ткачи. Другая включала второй дом и рабов, изготовлявших лекарства. Все же те наличные деньги, которые Конон оставил в банке Гераклида, были почти целиком истрачены на похороны и другие церемонии, а также на сооружение памятника. Определив содержимое обеих этих частей, я предоставил выбор Олимпиодору: он мог свободно взять ту долю, которая ему больше нравилась, и он выбрал рабов, изготовляющих лекарства, и дом. Таким образом, мне достались ткачи и другой дом.
(Демосфен. Речь против Олимпиодора, 8—
с.664
Вот до какой степени дошла их наглость! Эвктемон умер. Тело его лежало на постели в его доме. Первой их мыслью было запереть рабов в доме, чтобы никто из слуг не мог известить о смерти Эвктемона двух дочерей, жену или кого-нибудь из родственников умершего. Затем они вместе с этой женщиной (прежней возлюбленной покойного) принялись перетаскивать движимое имущество в соседний дом, который с умыслом был нанят неким Антидором, одним из их шайки.
Когда же, в конце концов, дочери и жена узнали о смерти Эвктемона и явились туда, их не впустили в дом: перед ними заперли дверь и заявили им, что хоронить Эвктемона — не их дело. Только к заходу солнца они с великим трудом проникли в жилище покойного. Они нашли в доме труп, который, по словам слуг, лежал там брошенный уже в течение двух дней; что же касается обстановки дома, то она вся была вынесена теми людьми. Женщины, выполняя свою обязанность, занялись покойником; но другие родственники немедленно попросили сопровождавших их людей засвидетельствовать состояние дома и принялись расспрашивать слуг, куда была перенесена вся обстановка. Слуги ответили, что она была отправлена в соседний дом; тогда родственники хотели, согласно закону, произвести обыск для отыскания украденных вещей и допросить слуг, принимавших участие в переноске вещей. Но те люди отказались исполнить хотя бы одно из предъявленных законных требований.
(Исей. О наследстве Филоктемона, 39—
Речь Исея о наследстве Никострата, который умер за границей, оставив после себя два таланта (около 4440 руб.), дает нам живую и любопытную картину алчных стремлений, возбуждаемых объявившимся наследством.
с.665 «Кто не остригал себе в знак траура волос, когда были привезены два таланта? Кто не одевался в темные одежды, как будто бы этот траур давал ему право на наследство? Сколько появлялось мнимых родственников и сыновей, которые заявляли, что они упомянуты в завещании Никострата! Демосфен, например, объявил себя его племянником; но, когда его изобличили во лжи, он отступился. Телеф утверждал, что Никострат завещал ему все свое состояние; но и он также через некоторое время отказался от этого заявления. Аминиад привел к архонту ребенка, который не достиг еще и трехлетнего возраста; он говорил, что это — сын Никострата, тогда как было хорошо известно, что Никострат не был в Афинах в течение одиннадцати лет. Пирр из Ламптры доказывал, что Никострат посвятил свое состояние богине Афине, а часть оставил лично ему. Ктесий из Бесы и Кранай сначала говорили, что они выиграли с Никострата процесс, по которому в их пользу был приговорен один талант; когда же оказалось, что они не в состоянии доказать это, они стали утверждать, что умерший был их вольноотпущенником; но и тут они не могли засвидетельствовать своих слов.
Тут перечислены те люди, которые первыми предъявили притязания на наследство Никострата. Тогда Хариад не заявлял еще никаких претензий. Но позднее и он стал выдавать за законного наследника не только себя, но и своего ребенка. Надо было бы, судьи, чтобы все те, кто претендует на наследство по завещанию и не сумеют доказать этого перед судом, подвергались штрафу, равному по величине состоянию, которым они надеялись незаконно овладеть. Тогда закон не находился бы в презрении, семьи не были бы оскорбляемы всякими темными дельцами, и память умершего не страдала бы ото всей этой лжи».
(Исей. О наследстве Никострата, 7—