Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.
II. ДВОР.
1. Его влияние на формы жизни и нравы.
Подобно тому, как римские императоры вышли из частных людей, также и императорский двор создавался вначале со всеми своими порядками, формами и своим персоналом по образцу большого частного дома. Не отличаясь существенно в первое время от богатейших домов знатных римских фамилий, он медленно и постепенно приближался к характеру царских дворов древнего мира. Повторные и частью искренние стремления многих императоров вернуть его, по мере возможности, к прежнему простому укладу могли только замедлить этот процесс развития, который, под влиянием Востока, действовавшего все с большею неотразимостью, закончился в III столетии.
Со своей стороны, и двор влиял во многих отношениях на нравы и формы жизни высших сословий (даже на их домашние порядки), а затем это влияние распространялось и на более широкие слои общества. Определенно высказанные взгляды и принципы, склонности и пристрастия к чему-нибудь со стороны императора, его семьи, его любимцев имели для Рима такое решающее значение, как это возможно только при безграничном деспотизме; и не только для Рима: с известной долей справедливости можно было высказать известное изречение: весь мир руководствуется примером своего владыки1. Вместе с личностями императоров изменялись не только порядки, но также нравы и формы жизни. Только такая философская абстракция, как абстракция Марка Аврелия, могла усмотреть в этой последовательности разнородных, часто резко противоположных, явлений вечное безразличие. Все — так казалось ему — существовало уже раньше и таким же будет и впредь: двор Адриана и Антонина и снова Филиппа, Александра и Креза — все это одно и то же, только личности другие2. Всегда были те же суетные и преходящие стремления, как при Веспасиане, так и при Траяне, те же усилия и разочарования3; — и все это прошло и забылось, и точно также пройдет и будет забыто настоящее4. Однако, тот, кто умышленно не отворачивался от жизненных явлений и действительности, тот постоянно сызнова замечал, какие быстрые и огромные изменения, даже перевороты, влекла за собой каждая перемена в высших кругах. Это достаточно часто высказывали современники5. «Склоняемые с.32 императором в любую сторону, мы становимся гибкими, — говорил Плиний Младший перед Траяном в сенате, — и стараемся подражать его примеру, так как ему желаем мы нравиться, снискивать его одобрение, на что люди, не похожие на него, не могут надеяться; постоянным повиновением мы достигли того, что почти весь мир живет, следуя обычаям одного. Жизнь императора — цензура, и пожизненная; к нему мы приспособляемся, согласно ему изменяемся; и мы нуждаемся не столько в приказании, сколько в примере»6. «Подданные, — говорит Геродиан, — имеют обыкновение подражать в своей жизни образу мыслей своего правителя»7.
Такого рода превращения особенно бросались в глаза, когда распущенность одного или нескольких дворов сменялась строгим придворным режимом. Если роскошь в столе, которая в столетие между битвой при Актии и смертью Нерона достигла своего высшего предела, затем постепенно уменьшилась, то это, как и вообще большая строгость нравов, обусловливалось, согласно Тациту, примером Веспасиана и его старинным, простым образом жизни. Покорность императору и желание ему подражать оказывались более действительными, чем страх перед законами и наказаниями8. Не менее резкой была противоположность между дворами Коммода и Пертинака, и следствие смены императора сказалось не менее быстро: «всеобщее подражание бережливости Пертинака, — говорит биограф этого императора, — вызвало в Риме большое понижение цен»9. Об Александре Севере также говорят, что его образ жизни был как бы цензурой: ему подражали вельможи Рима, его супруге — знатные женщины10.
Такое же всеобщее соревнование вызывало направление ума и интересов императоров. То, что Нерон дважды, до своего вступления на престол и в первый год своего правления, упражнялся в произнесении речей, вызвало большое усердие к изучению риторики, и Рим наводнили учителя этого искусства, которое никогда так не процветало, так что многие через него, выйдя из самого низкого сословия, достигли сенаторского звания и величайших почестей11. Можно предполагать с достоверностью, что страсть Нерона к музыке имела подобное же действие, хотя это не упоминается определенно: «любящие музыку правители, — говорит Плутарх, — вызывают появление большого числа музыкантов, так же как любители литературы или гимнастики увеличивают число образованных или атлетов»12. Поэтому и при Марке Аврелии, этом философе на троне, возрастало число друзей мудрости и науки13, по большей части притворных, которые под этой маской надеялись сделать карьеру и приобрести богатство14. Лукиан с любовью, почти надоедающей читателю, описал жизнь этих псевдо-философов, которыми кишела тогда в особенности Греция, где, как он уверяет, можно было видеть на всех улицах и площадях целую массу длинных бород, книжных свитков, больших палок и изношенных плащей15. Грубые, необразованные люди покупали библиотеки в надежде обратить на себя внимание императора и приобрести большие выгоды. Против с.33 одного из таких направлено особое сочинение Лукиана16. Его описание едва ли преувеличено, и сообщение Галена, которое лучше, чем все остальное, характеризует влияние примера императора, не может подлежать ни малейшему сомнению. Марк Аврелий принимал ежедневно дозу териака, противоядия, которое считалось в то же время универсальным средством. Во время его правления это средство в таком количестве изготовлялось для богатых людей, что часто не хватало необходимых для него составных частей. «Удивительно, — говорит Гален, — как богатые перенимают все, что делают императоры или же только желают показать, что перенимают». После смерти Марка Аврелия спрос на териак тотчас же прекратился в Риме17. Естественно, что и любимые кушанья императоров быстро входили в моду; так во время правления Тиберия — какой-то съедобный корень, который он ежегодно выписывал себе из Германии, и сохраняемый в дыму виноград из Африки, которому он отдавал предпочтение перед излюбленным ранее виноградом из Велтлина; черная смородина вошла в употребление от того, что ее ежедневно ела мать Тиберия, Юлия. Нерон «доставил славу луку-порею» тем, что ел его с маслом в определенные дни месяца, ради улучшения своего голоса, вместо всякой другой пищи18. Надо полагать также, что коротко остриженные волосы Марка Аврелия, так же, как длинные волосы Люция Вера, служили примером не только для обоих дворов (о чем свидетельствует Гален), но и для более широких слоев общества: подобно тому, как коротко остриженные, во избежание головной боли, волосы Карла V, а позднее падающие назад за уши и с висков локоны Дон-Жуана Австрийского вошли в моду19.
Таким образом, состояние высших слоев общества, — а мы только о них и осведомлены до некоторой степени, — дает более или менее верное отражение тогдашних придворных нравов; хотя, конечно, подобные явления должны были оставаться тем более поверхностными, чем быстрее они наступали.
ПРИМЕЧАНИЯ