«Республиканская монархия»:
метаморфозы идеологии и политики императора Августа
Москва—Калуга, 1994 г. Изд-во КГПУ, 1994 г. 442 с.
с.202
Религия, мораль и политика
с.203
Важность религиозной политики была обусловлена местом религии в общественной и частной жизни римлян. Она была неотъемлемым и чрезвычайно важным элементом идеологии civitas, мироощущения ее членов. В работе о социальных основах римской религии
Однако на фоне, казалось бы, полного крушения общественных устоев и всеобщей деморализации в народе обнаружились дремавшие здоровые силы и могучие вековые инстинкты. В атмосфере отчаяния и безнадежности несчастья, обрушившиеся на Рим, приобретали мистическую окраску. Они рассматривались как кара богов за моральную распущенность и святотатственное пренебрежение верой отцов. Постепенно крепло убеждение, что лишь религиозное и нравственное возрождение могут быть залогом спасения. По словам Горация:
«Вины отцов безвинным ответчиком Ты будешь, Рим, пока не восстановлены Богов упавшие жилища, Их изваяния в черном дыме. Да! Рим — владыка, если богов почтит: От них начало, в них и конец найдем. За нераденье боги много Бед посылают отчизне горькой» |
(Hor. Odes. III. 6. 1— |
Полнейшая растерянность на заключительном этапе гражданской войны начала сменяться все усиливавшейся тягой к реанимации жизненных ценностей, которые считались атрибутами «древней с.205 республики». Религия, наряду с моралью и историческим (мифологическим) сознанием, была важной опорой просыпавшегося народного духа.
Чутко воспринимая настроения общества, наследник Цезаря вовремя оценил возрастающую роль религиозных чувств, со временем все более настойчиво выступая в качестве поборника исконно римских верований и обрядов. Уже в заключительный период гражданских войн началась обширная деятельность по восстановлению полуразрушенных, забытых и оскверняемых храмов3, и Октавиан не упускал случая продемонстрировать свою приверженность религии предков, делая это в пику предавшемуся чужеземным обычаям Антонию4.
После окончания гражданских войн мероприятия, связанные с возрождением традиционной религии, оказались неотъемлемой частью программы «восстановленной республики», составив одно из важнейших направлений государственной политики и пропаганды5. В «Деяниях» Август сообщает о восстановлении в свое шестое консульство (28 г. до н. э.) 82 храмов6. Тит Ливий вполне с.206 справедливо называл Августа «основателем или восстановителем всех храмов»7. Среди реставрированных были такие святыни, как храмы Юпитера Феретрийского, Квирина, авентинские храмы Минервы, Юноны Царицы, Юпитера Освободителя, позднее — особенно почитавшийся Капитолийский храм Юпитера, Юноны и Минервы, сгоревший в 9 г. до н. э., и др.8
Строительная деятельность Августа не ограничивалась восстановлением старых храмов9. Проводя любые мероприятия, в том числе осуществляя необходимые нововведения, принцепс умело включал их в общее русло «реставрационной» деятельности, представляя все естественным продолжением традиции. Вновь сооружаемые храмы должны были, продемонстрировав приверженность Августа государственной религии (в частности, fides по отношению к отцу, верность обетам), в то же время обосновать и «задокументировать» его особое место в «республике».
Храм Марса Ультора (Мстителя) был построен по обету, данному Октавианом еще в 42 г. до н. э., когда он поклялся отомстить убийцам Цезаря. Храм был воздвигнут на заново сооруженном Форуме Августа во 2 г. до н. э., что было отмечено играми10. с.207 Хотя Август отмежевывался от определенных тенденций политики своего приемного отца, он стремился и в мирное время извлечь все преимущества своего усыновления. Божествам, связанным с Юлиями: Марсу, Аполлону и Венере (которая считалась их родоначальницей), — уделялось особое внимание. Эти три божества составляли так называемую Палатинскую триаду, и посвященные им храмы были тесно связаны с дворцом Августа на Палатине11.
Особенно был дорог Августу Аполлон. Небольшой храм этого бога находился недалеко от места битвы при Акции, и считалось, что Стреловержец помог своему любимцу Октавиану. Поэтому был не только отстроен новый храм Аполлону Актийскому; в Риме рядом с.208 с дворцом принцепса был сооружен знаменитый храм Аполлона Палатинского из белого каррарского мрамора. Он был наполнен великолепными образцами греческого искусства и увенчан статуей солнечного бога, управляющего золотой колесницей с четверкой коней. В примыкающих к нему портиках помещались греческая и латинская библиотеки, украшенные статуями писателей и философов12.
Образ Аполлона, игравший важную роль еще в период борьбы с Антонием (которому, как считалось, покровительствовал Дионис), продолжал нести важную идеологическую нагрузку во времена мира и созидания. Аполлон давно уже не был для римлян чужеземным божеством, почитание его не противоречило идеологии традиционализма13. Немаловажное значение имело и то, что предводитель муз был воплощением эстетики греческой классики, на которую ориентировалось искусство времени Августа. Это символизировало гармонию, соразмерность, разумность и стабильность создававшегося на древнем римском фундаменте нового здания империи14.
с.209 Как уже отмечалось, восстановление и строительство храмов было не самоцелью, а мыслились как составная часть программы по возрождению обрядов, а в итоге — благочестия предков. В древние храмы нужно было вдохнуть новую жизнь, поскольку в большинстве из них уже давно не отправлялось богослужение, забылись религиозные церемонии. Справедливо полагая, что здесь наиболее действенной будет сила личного примера, Август сам принимал участие в возрожденных обрядах, будучи членом важнейших жреческих коллегий: понтификов, авгуров, квиндецемвиров (хранителей Сивиллиных книг), эпулонов, арвальских братьев, тициев и фециалов (RG. 7. 3). Некоторые из коллегий, например, арвальских братьев, были восстановлены Августом из полного забвения15. В числе важнейших церемоний были реанимированы Auguria salutis — молитвы о благе государства (Dio L. I. 20). Во всем блеске вновь праздновались луперкалии (SA. 31); несколько дней добавили к сатурналиям (Macrob. Sat. I. 10. 23). Впервые со времени Суллы был назначен фламин Юпитера (Dio LVI. 36); возросло общее количество жрецов и жриц, при этом Август приложил усилия для того, чтобы обеспечить им должный почет и привилегии, в особенности весталкам — хранительницам священного огня (SA. 31). Подчеркнутое уважение к религиозным традициям проявилось и в отношении Августа к верховному понтификату. После отстранения от власти Лепида в 36 г. до н. э. имелись определенные основания, не говоря уже о фактической возможности, для смещения его и с высшей жреческой должности. Но Август предпочел ждать десятилетия (до 12 г. до н. э.), чтобы не нарушить традицию ее пожизненности. Лишь после естественной смерти Лепида, соблюдая необходимые формальности, в том числе проведя решение через комиции, Август не только фактически, но и формально возглавил религиозную жизнь Рима16. с.210 Подобная тактика лишний раз подтверждает репутацию большого политика, способного отказаться от сиюминутных выгод, если они таят в себе угрозу достижению пусть отдаленных, но стратегических целей17. И в самом деле, как раз максимально возможное соблюдение «республиканских» традиций (и тем самым продиктованных господствующими настроениями правил политической игры) вело ко все большему укреплению единоличной власти. Подтверждение этому можно найти, как бы это ни показалось странным на первый взгляд, и в истории такого явно монархического института, как культ императора.
Одной из наиболее характерных и представляющихся в особенности человеку конца XX века зловещих метаморфоз, в ходе которых из явлений традиционных и давно известных, «республиканских» и даже «демократических», возникали феномены качественно с.211 новые и явно монархические, был генезис императорского культа18.
Первые проявления императорского культа обнаруживаются в Восточных провинциях. Здесь культ Августа стал продолжением тысячелетних древневосточных и эллинистических традиций19. Уже во времена Республики в Греции и ряде городов Ближнего Востока учреждались культы победоносных римских полководцев совместно с богиней Ромой. Неудивительно, что победа Октавиана над Антонием, превратившая его в единоличного повелителя империи, оказалась достаточным основанием для почитания нового божества. Тем не менее правительством санкционировалось лишь возведение храмов Октавиану совместно с Ромой20, причем только по инициативе местных общин, т. к. подобное почитание с санкции наместника означало бы обязательное участие в культе римских граждан. Провинциальные собрания, включавшие делегатов городов, избирали высшего жреца. Эта должность, занимавшаяся самыми выдающимися представителями местной аристократии, была величайшей честью с.212 для провинциала.
Первыми разрешение возвести храмы Роме и Октавиану получили Азия и Вифиния в 29 г. до н. э. Храм в Пергаме (Азия) был сооружен в 27 г. Затем появились храмы Ромы и Августа в Никомедии (Вифиния), Милассе (Кария), Анкире (Галатия) и других городах Востока. В Западных провинциях, где подобных традиций не было, правительство играло более активную роль в насаждении культа императора. В 12 г. до н. э. Друз Старший (брат будущего императора Тиберия) собрал представителей 60 общин Галлии Коматы для учреждения культа Ромы и Августа; спустя два года в Лугдуне, при слиянии Роны и Сены, Друз освятил предназначенное для этой цели мраморное сооружение. Во 2 г. до н. э. аналогичный институт был основан легатом Германии Домицием Агенобарбом; еще один алтарь был в Колонии убиев, на западном берегу Рейна. Среди других подобных сооружений известны алтари Роме и Августу в Тарраконе, наличие еще одного предполагается в Лузитании. Однако ни в Нарбоннской Галлии, ни в Африке, где было много римских колоний и муниципиев, императорский культ не учреждался в течение еще двух поколений21.
Особое положение было в Риме и Италии. Обычай прижизненного обожествления был совершенно чужд римлянам. Попытки Юлия Цезаря ввести свой культ, наряду с распространявшимися слухами о его стремлении к царской власти, сыграли роковую роль в событиях 44 г. Цезарь не только обосновывал сверхъестественное происхождение своего рода, что само по себе не выходило за рамки честолюбивых претензий многих патрицианских семей, но по некоторым данным добился-таки обожествления при жизни и даже имел храм со жрецом22. Для Октавиана Августа, не принимавшего слишком монархических и ориенталистских планов Цезаря, обожествление приемного отца сыграло, на первых порах, важную роль, с.213 поскольку давало титул Divi filius23. Следовало лишь не переходить невидимую, но опасную черту: путь Цезаря и Антония обнаружил свою несостоятельность.
Август сумел не только избежать конфронтации с общественным мнением, но и употребить себе на пользу обстоятельства, которые не были в должной мере оценены предшественниками и соперниками. Для укрепления своего положения в религиозной жизни Рима принцепс использовал чисто римские, «республиканские» и «демократические»24 установления. Это были семейный культ, культы городских кварталов, различных общин. Восстановление и поднятие престижа этих традиционных институтов органично вписывалось в «реставрационную» политику нового режима.
В атмосфере послевоенной эйфории не так уж трудно было включить в эти древнейшие культы «гений» Августа. Подобное приобщение принцепса к наиболее близким каждому римлянину святыням было данью признательности умиротворителю, выражением особой лояльности своему вождю или откровенной лестью по отношению с.214 к всесильному владыке империи. Существенную роль сыграл, по-видимому, пример, поданный в многочисленных поместьях самого Августа, где у домашних алтарей в соответствии с древним обычаем приносились жертвы ларам25 и душам предков. По мере превращения отдельных прецедентов в распространенный обычай уклонение от него становилось по меньшей мере неудобным. Подражание, конформизм, страх порождали эффект «снежного кома». Так или иначе, но «гений» Августа был включен в основополагающий для патриархального уклада жизни культ фамилии, дома, семейного очага.
После реорганизации городских районов (между 12—
Осторожная политика правительства способствовала тому, что из недр самой что ни на есть традиционной религии, на фундаментах древнейших храмов вырастал совершенно новый идеологический феномен. Это был связанный с глубинными изменениями в с.215 общественном сознании процесс27, который невозможно было ни заранее спланировать, ни искусственно вызвать и осуществить. Неудивительно, что он до сих пор не поддается исчерпывающему описанию в чисто рациональных формально-логических терминах. Перед нами — одна из метаморфоз, составивших тайну возникновения принципата.
Насколько «искренней» была политика Августа в области религии: носила она чисто «пропагандистский» характер или основатель принципата в самом деле стремился к некоему духовному возрождению народа? Здесь мы сталкиваемся и с вопросом о религиозности самого реформатора.
Мировоззрение Августа бесспорно испытало некоторое влияние скептически и рационалистически настроенной части высшего сословия, взгляды которого выразили Варрон, Цицерон, Лукреций. Их отношение к религии имело мало общего с традиционными верованиями, в большей мере сохранившимися в среде сельского плебса28. Совсем не обязательно буквально доверять инвективе Антония, в которой Октавиан со своими дружками изображался во время разнузданной пирушки: компания пародировала пир на Олимпе. При этом происходили такие непристойности, что боги якобы закрыли себе лица, чтобы не видеть их, а Юпитер вынужден был покинуть Капитолий (SA. 70). Антонием, наверняка, была изображена сценка из жизни римской «золотой» молодежи», к кругу которой принадлежал и он сам, и Октавиан29. Другие факты не менее убедительно с.216 свидетельствуют, что наследник Юлия Цезаря изначально не был столь рьяным поборником чистоты римской религии. Так, около 42 г. до н. э. он совместно со своими коллегами по триумвирату участвовал в сооружении храма египетскому богу Серапису (Dio XLVII. 15).
Однако избрав идеологию социального реставраторства, Август стал демонстрировать по отношению к чужеземным божествам подчеркнутое презрение30, строго придерживаясь правил римской религиозной обрядности. Если в этом и была некоторая нарочитость, то следует помнить, что римская религия и не требовала глубокой веры. Важны были не чувства, а ритуал, строго регламентированное отправление культа считалось необходимым, чтобы «обязать» богов выполнить присущие им функции в отношении цивитас, фамилии или гражданина.
На протяжении своего единоличного правления Август скрупулезно и демонстративно подчинялся правилам поведения, которые накладывались многочисленными жреческими обязанностями. К примеру, он не носил одежды, кроме как сотканной руками жены или дочерей (SA. 73). Когда принцепс читал надгробные элогии своим близким, его отделяло от трупа покрывало, поскольку великому понтифику запрещалось смотреть на мертвых (Dio LIX. 28. 33). Август не позволял себе пропускать заседания жреческих коллегий, в которых он состоял. В религиозной церемонии арвальских братьев принцепс участвовал за несколько месяцев до смерти, несмотря на болезненную слабость31. Известно множество изображений Августа при выполнении религиозных церемоний: молитв, жертвоприношений и т. п.32
Можно быть уверенным, что Август не был чужд религии. Ведь с.217 даже хрестоматийные античные «философы-материалисты» не были атеистами в нашем понимании этого слова, признавая так или иначе существование богов, судьбы и т. п.33 Тем более не стоит преувеличивать скептицизм человека с незаурядными способностями политика, но в общем обычной для своего круга образованности, каким был Август. Светоний приводит весьма красноречивые примеры его суеверности. Принцепс до вечера находился в ожидании несчастья, если утром случайно надевал башмак не на ту ногу, никогда не отправлялся в путь в день, следующий за нундинами, и не начинал важного дела в ноны; раз в год он становился у дверей своего дворца и протягивал прохожим руку за подаянием, чтобы избежать несчастий, возвещенных якобы неким сном34. Что же касается непоследовательности, то все это в избытке можно найти не только у такого прагматика, как Август, но даже у Цицерона, который изучал проблемы религии и был автором специальных трактатов35. Рационалист Цицерон разделял представления о с.218 божественном происхождении и харизматической природе ряда выдающихся деятелей римской истории (например, Брута, Камилла, Сципиона, Суллы, Помпея)36, а под влиянием душевного потрясения после смерти дочери отвел и ее душе место на небесных сферах37.
Религиозную политику Августа, как и другие аспекты его деятельности по «восстановлению республики», совсем не обязательно сводить к холодному циничному расчету. Активность и настойчивость принцепса на поприще религиозного обновления показывают, что здесь его питали самые серьезные надежды. Рассчитывая на религию как на инструмент своей политики, сам Август в значительной мере разделял настроения и заблуждения современников.
Встречающееся в литературе утверждение, что задача реанимации религии была заведомо неразрешимой, поскольку древние традиции не соответствовали новым формам общественной жизни, верно лишь в самом общем, а значит далеком от исторической конкретики смысле. Август не был столь наивен, чтобы рассчитывать на полный и буквальный возврат к дедовским верованиям, как не собирался сводить Рим к границам Ромулова померия. Сила его политики, в частности религиозной, заключалась в способности приноровиться к обстоятельствам и умении извлечь из них наибольшую пользу. При этом брались в расчет факторы, определявшие направление метаморфоз общественного сознания. При восстановлении с.219 храмов и обрядов Август действовал вполне в римском духе: государство контролировало культ, но не вмешивалось в духовную жизнь граждан. С другой стороны, было бы естественным надеяться, что поступок породит мысль, как мысль побуждает к поступку. Тщательно соблюдая обряды, Август ожидал, что его примеру вольно или невольно последуют окружающие. И было бы ошибочным утверждать, что усилия принцепса не имели никаких результатов; другое дело, что решающую роль в итоге сыграли иные, более мощные и не зависевшие от чьей-либо личной воли факторы.
Будучи политиком «от бога», Август предпринимал ответственные шаги в различных областях с учетом их многостороннего взаимодействия. Восстановление храмов и религиозных культов, кроме своей прямой цели, должно было уверить народ в искренней приверженности правительства традициям, серьезности и долговременности его намерений, способности претворить их в жизнь, в стабильности режима, открывшего эру процветания. Храмы, как и другие общественные сооружения, во множестве выраставшие среди развалин и трущоб, оказывались как бы зримыми свидетельствами истинности всего того, что возвещал принцепс. Это были убедительные в своей монументальности, постоянно и даже помимо сознания действовавшие средства пропаганды и психологической пропедевтики; они служили опорами и точками роста новой общественной ментальности.
Наконец, насколько бы нелогичным ни представлялось это утверждение на первый взгляд, но именно в процессе религиозного возрождения появился императорский культ. Это произошло настолько естественно и постепенно, что его инородность, противоположность «республиканской» идеологии оказалась незамеченной современниками. Мало того, критика этого монархического учреждения в последующие десятилетия не связывалась с Августом, хотя именно его почитание и обожествление (вслед за Цезарем) стали краеугольными камнями императорского культа. Следует признать, что и в этой области основатель принципата действовал в высшей мере разумно. Нововведение не навязывалось силой. В соответствии с созревавшими объективными потребностями культ императора, умело и весьма сдержанно поощряемый правительством, без чьего-либо сопротивления заполнял лакуны, образовавшиеся в с.220 общественном сознании во времена социальных смут.
Был ли Август выдающимся реформатором римской религии? При том, что в период его правления действительно произошли серьезные изменения: от возникновения императорского культа в Риме и до новых веяний в религиозной жизни народов всего Средиземноморья, — было бы ошибочным приписывать их воле и разуму одного человека, кем бы он ни был. Август, подобно другим историческим деятелям, оказался в центре мощных и противоречивых тенденций: рост скептицизма, рационализма — и распространение мистических восточных культов; тяга к возрождению «древних», «отцовских» верований — и потребность в харизматическом лидере. Основатель принципата не только почувствовал главные линии общественного напряжения, определил результирующий вектор, но и реализовал все это в практической деятельности. Это был дар не религиозного реформатора, а политика.
Август и здесь не изобрел ничего нового. Процесс модернизации религии, тесно связанный с социально-политическими изменениями в бурно развивающемся римском обществе, начался давно и происходил постоянно38. Но как раз в последние десятилетия Республики он был теоретически осмыслен и описан Варроном, Цицероном, Лукрецием, Саллюстием и другими интеллектуалами, которые с.221 выразили процесс и результаты изменений в терминах концепции упадка религии и разложения нравов предков. Выдающийся ученый-энциклопедист Марк Теренций Варрон не только сформулировал задачу возрождения древней религии, но приступил к ее реализации доступными ему методами, создав в частности капитальный труд «Божеские древности»39.
Не только выдающиеся ученые и мыслители могут оспаривать у Августа пальму первенства в деле реставрации древней религии. Известно, что сама мысль о необходимости восстановления разрушенных храмов, и в частности, храма Юпитера Феретрийского на Капитолии, была внушена Октавиану небезызвестным Аттиком, другом покойного Цицерона40. Впрочем, и до этого крупные республиканские деятели занимались реставрацией храмов и жреческих коллегий41. Но Август и не стремился к оригинальности и тем более к оригинальничанию. Более того, как раз традиционность политики и ординарность конкретных мероприятий давали ему возможность, опираясь на прецеденты, авторитет ученых мужей, и главное, господствующие настроения, извлекать максимальную выгоду из объективных, так или иначе неумолимо прокладывавших себе дорогу процессов.
И все же, хотя Август не был творческим мыслителем и пророком, новатором и радикалом, его деятельность в области религии оказалась в конечном итоге революционной по своим масштабам, содержанию и историческому значению. Ни один политический деятель Республики или династ времени гражданских войн не осуществил такого количества реформ в области религии, не сосредоточивал в своих руках так много религиозных должностей, не имел с.222 столько посвященных себе храмов и т. д. И если каждое мероприятие в отдельности не содержало в себе ничего (или почти ничего) противоречащего традиции, то их совокупный эффект оказался впечатляющим. Важнейшим итогом, который современники даже не успели в полной мере осознать, было то, что мощнейшие государственные, политические и религиозные рычаги воздействия на общество оказались в одних и тех же руках.
При рассмотрении брачно-семейного законодательства и деятельности Августа в качестве куратора нравов исследователи сталкиваются с вопросами, аналогичными тем, что и в области религиозного реформаторства. Особые трудности возникают здесь в связи с необычностью предмета изучения и стереотипами современного мышления: рассудочного, скованного некоторыми вульгаризованными нормами христианской морали, но потерявшего надежные общечеловеческие ориентиры в век научно-технической революции, потребления и эмансипации нравов.
Читателю Проперция и Горация, Тацита и Диона Кассия42 законодательная активность Августа в обозначенной области с.223 представляется то ли экзотикой, то ли чистейшей «пропагандой». Но как объяснить упорство, с которым принцепс проводил соответствующие меры на протяжении десятилетий? Неприятностей здесь было предостаточно. Для информации о противниках реформ принцепсу не нужно было разыскивать ходившие по рукам памфлеты или пользоваться услугами доносчиков: весьма прозрачные намеки на собственные прегрешения и обвинения в адрес членов императорской семьи можно было прочесть в имевшей широкое хождение литературе. Мало того, Августу приходилось лично выслушивать нападки по поводу законов на заседаниях сената43. Всеми силами избегавший конфронтации, всегда стремившийся привлечь на свою сторону или по крайней мере нейтрализовать самые разные слои населения, опытнейший политик в этом случае нарушал свои же правила игры, действуя как упрямый максималист.
Высказанные предварительные соображения должны предостеречь от легкого обращения с обозначенной проблемой. Программа возрождения старинных нравов и оздоровления семьи, являясь органичной частью политики «восстановления республики», занимала важное, если не ключевое, место в создававшейся системе. Во всяком случае, сам Август придавал ей очень большое значение. Вопросы о целях, мотивах и объективном содержании брачно-семейного законодательства так или иначе выходят на общие оценки Августа и его принципата, обнаруживая едва ли не полный спектр оценок современных исследователей44. Для многих из них свойственен мотив осуждения с явным морализаторским оттенком.
Один из наиболее авторитетных исследователей, Р. Сайм, с.224 усматривал в брачном законодательстве Августа стремление продемонстрировать свою (разумеется, мнимую) добродетель45. Этот взгляд находит многочисленных сторонников тем более, что уже современники уличали Августа, не говоря о членах его семьи, в вопиющих нарушениях своих же законов46. При таком подходе обсуждение незаметно переводится в область современной системы моральных суждений и оценок, и на первое место выходит утверждение о двуличии не только самого Августа, но также проводников и глашатаев его политики: от авторов законов — до Мецената и Горация47. Заметим все же, что и в этой весьма неблагоприятной для себя морализаторской плоскости основатель принципата с.225 не остался вовсе без защитников, и известный знаток римских нравов нашел необходимым заметить по поводу различных толков, ходивших по поводу аморального поведения Августа: «Если даже зловонная бестактность римского воображения не может представить более скандальных обвинений, то следует предположить, что он был человеком вполне умеренной нравственности»48.
Более убедительными и плодотворными представляются трактовки, вытекающие не из тех или иных нравственных позиций исследователя и свойственных ему жизненных воззрений, а из стремления понять данное направление деятельности Августа в общем контексте его политики. Обычно авторы ограничиваются разбором отдельных аспектов. Так Х. Лэст рассматривал брачное законодательство как один из стимулов увеличения гражданского населения, поредевшего за время гражданских войн49, в то время как Дж. А. Филд, имея в виду сословную избирательность законов, утверждал, что законодательство было «в первую очередь евгеническим, и лишь потом — демографическим (“популяционистским”) в общем смысле этого слова»50. На наш взгляд, популяционистской трактовке противоречат приводимые самим Августом данные о значительном, в сравнении со временем Республики, росте гражданского населения51. Брачное законодательство выделяло в качестве с.226 своего объекта сенаторское сословие, однако дело здесь не только в евгенике. Не случайно М. Леви, говоря о сословной направленности законов, имел возможность рассматривать их прямо противоположным, чем Филд, образом, а именно как средство шантажировать аристократию. В самом деле, моральный проступок — как раз то, что легче всего найти у намеченной жертвы52.
Особый интерес представляет попытка
В советской историографии специальное исследование брачного законодательства Августа отсутствовало56; впрочем, ему отводилось место в общих трудах.
Согласно оценке
Сильной стороной советской историографии было стремление рассматривать конкретные факты в связи с социальными условиями. Однако достоверность результата исследования зависит от того, насколько точно изучаемое явление помещено в исторический контекст. При этом важно не только отделить реальные связи от воображаемых, но и ранжировать их по истинной значимости. Несомненно, укрепление фамилии как социально-экономической ячейки римского античного общества должно было сказаться и на состоянии общества в целом, и на взаимоотношениях хозяина с рабами. И все же содержание законов не позволяет именно в этом усматривать основную задачу Августа. Если соответствующий эффект и имелся в виду, то скорее в качестве дополнительного. Тем более, что здесь были приняты другие, специальные меры. Достаточно упомянуть знаменитый Силанианский сенатусконсульт. Не случайно ни в одном из сохранившихся свидетельств о брачно-семейном законодательстве рабы даже не упоминались. И напротив, постоянным лейтмотивом в источниках звучит «внеклассовый» мотив упадка нравов. Вряд ли дело в попытке что-то скрыть: издавались же одновременно постановления, в которых о рабстве и рабах говорилось прямым текстом. Мотивы, которыми руководствовался Август, должны выявляться не на основе современных идеологизированных трактовок психологии «коварных рабовладельцев», а в процессе реконструкции мыслей и чувств самих древних.
В литературе распространена точка зрения, что Октавиан сразу по возвращении с Востока приступил к юридическому регулированию брачно-семейных отношений, и уже в 29—
«Кинфия, рада теперь ты, конечно, отмене закона: Долго ведь плакали мы после изданья его, Как бы он нас не развел. Но, впрочем, Юпитеру даже Любящих не разлучить против желания их. Правда, Цезарь велик, но величие Цезаря в битвах: Покорены племена, но непокорна любовь. С плеч себе голову снять, поверь, я скорей бы дозволил, Нежели ради жены факел любви погасить… Есть ли мне смысл нарождать детей для отчих триумфов? Кровь моя ни одного воина не породит…» |
(Prop. II. 7. Пер. Л. Остроумова) |
Цитированная элегия Проперция часто привлекается как едва ли не единственное серьезное свидетельство в пользу ранней (29—
Представляется очевидным, что содержание элегии Проперция должно было по меньшей мере не противоречить правительственной политике и, следовательно, речь в ней идет совсем не об отмене неких строгих нововведений Октавиана относительно брака и семьи. Но тогда какие меры, относящиеся к моменту написания произведения (нач. 27 г. до н. э.) и убравшие некие препятствия для свиданий с Кинфией, имел в виду поэт?
Уже Г. Ферреро, усомнившись, по причине молчания источников, в наличии раннего брачного законодательства Октавиана, высказал мысль, что поводом для радости Проперция были известные шаги Октавиана, направленные на отмену чрезвычайных распоряжений триумвиров65. Сравнительно недавно Э. Бэдиэн, отталкиваясь от замечаний Ферреро, обратил внимание на отмену в 28 г. долгов государству (Dio III. 23), что в числе прочих мер должно было подтвердить окончание гражданских войн и начало эры мира с.231 (сравн.: TA. III. 28. 2). В том числе были, по-видимому, аннулированы и долги по налогам на холостяков и на бездетных, как и сами налоги, носившие чрезвычайный характер.
Необходимо иметь в виду, что брачные установления Августа, когда бы они ни начали осуществляться, не были нововведениями ни в теории, ни в практике римского законодательства. Политика поощрения рождаемости, соответствуя экспансионистскому характеру римской цивитас, восходила к республиканской эпохе. В числе различных мер были известны и налоги на холостяков, взимание которых возможно было прекращено во II в. до н. э. Повествуя об обращении Камилла цензора к сенаторам с призывом жениться и иметь детей, Фест и Валерий Максим, похоже, излагают миф о происхождении налога (uxorium aes)66. Для нач. II в. до н. э. засвидетельствован обязательный вопрос цензора к гражданину о наличии жены67. Характер изложения у Цицерона показывает, что автор не сомневался в осведомленности читателя в этом обычае; видимо, этот вопрос продолжали задавать и в его время, пусть и без фискальных целей. Аналогичные представления угадываются и в речи Метелла Македонского, которую цитировал Август68. Резюме Цицерона об обязанностях цензоров (Cic. De leg. III. 7) ясно указывает на предосудительность для граждан холостяцкой жизни.
Наиболее раннее свидетельство о поощрении многодетных отцов относится к сер. II в. до н. э. В одной из своих речей Сципион Эмилиан обличал фиктивных усыновителей, стремившихся воспользоваться незаслуженными льготами69. По lex agraria Юлия Цезаря 59 г. они предоставлялись преимущественно отцам, имевшим как минимум трех детей70. Льготы при назначении на должности были общеизвестным правилом, хотя выполнение закона в период смут было затруднительно. Поэтому в упоминании Диона Кассия о с.232 преимуществах при назначении правителей провинций в 27 г. до н. э. нельзя усматривать некоего нововведения71.
Что касается Проперция, то ясно, что его волновали не льготы, а налоги, которые вводились при чрезвычайных обстоятельствах. А таковых после смерти Цезаря было достаточно. Известно, что tributum был восстановлен во время борьбы Цицерона с Антонием. То же делали при необходимости триумвиры. Чрезвычайно непопулярные прямые налоги на граждан были отменены после победы над Секстом Помпеем в 36 г.72, однако во время борьбы Октавиана с Антонием взимались с еще большей беспощадностью (Dio L. 10, comp.: LI. 3. 3)73. Данный налог и должен был более всего беспокоить Проперция, который не имел причин скрывать радость по поводу его аннулирования (вместе с долгами) в нач. 27 г. Эта радость была не только не оскорбительна для принцепса — напротив, таков и был запланированный эффект наступления эпохи Мира.
Август решился на непосредственное вмешательство в область брачно-семейных отношений, лишь достаточно прочно почувствовав себя в роли (единственного) принцепса, а именно, по возвращении с Востока в 19 г. до н. э. Успешные действия его полководцев (в т. ч. Тиберия) и дипломатические победы создавали ауру счастливого победителя и обеспечивали необходимый авторитет. Даже парфяне признали могущество римлян, возвратив захваченные некогда значки легионов и пленных, а на армянском престоле оказался ставленник Рима Тигран II74. Август в девятый раз был с.233 провозглашен императором и получил триумф (скромно отказавшись его проводить). В ознаменование блестящих побед сенат решил построить триумфальную арку и учредить специальные празднества, а также выпустить монеты75.
Как и при осуществлении других мероприятий, Август учел необходимый поворот общественного мнения. Самих отцов-сенаторов начала пугать безграничная свобода нравов. Дион Кассий красочно описывает относившееся к 18 г. заседание сената, когда все стали жаловаться на царящий разврат, указывали на нежелание молодых мужчин и женщин вступать в брак и просили императора принять необходимые меры. Август всячески отказывался от вмешательства, ссылаясь на то, что все возможное уже сделано. Сенаторы продолжали настаивать, и принцепс сказал, что каждый должен, как это делает и он сам, наставлять жену с помощью советов. Все тут же захотели узнать о содержании наставлений Августа Ливии, так что ему пришлось высказаться о приличествующей одежде, украшениях и поведении женщин в обществе, а также о необходимых добродетелях. Дело кончилось тем, что сенат убедил принцепса превратить эти советы в государственные установления (Dio LIX. 16).
Хотя Август получил для проведения необходимых мероприятий специальные полномочия, включая право «надзора над законами и нравами» (cura legum et morum)76, он не хотел издавать законы от своего имени, предпочитая провести их через комиции на основе лишь своей трибунской власти. Так в 18—
Второй закон, «о запрещении прелюбодеяний», должен был укрепить семейные узы за счет повышения ответственности отца и мужа за поведение дочери и жены; вводились суровые наказания за адюльтер. Отец мог убить в своем доме соблазнителя дочери, но при условии, что убьет и ее (Dio XLVIII. 5. 24). Муж имел то же право, но только в отношении опрёделенных категорий людей (раб, вольноотпущенник данной семьи, «добывающий пропитание телом»)79. Как отец, так и муж могли привлечь нарушителей закона к государственному суду, который лишал их значительной части имущества и ссылал на острова. Если же муж или отец, зная о недостойном поведении жены или дочери, не приняли мер в течение определенного срока, они сами привлекались к судебной ответственности в качестве сводников80. Что касается неверности мужа, то наказание полагалось за связь с женщиной, не записанной у эдила в качестве проститутки81.
с.235 Ранее отмечалось, что проведение в жизнь брачно-семейного законодательства вызвало сильное сопротивление. Обеспокоенность правительства была тем более серьезной, что недовольство охватывало высший класс, на который стремился опереться Август в своей реставрационной политике. Постоянная борьба побуждала его совершенствовать законодательство82. Последним значительным мероприятием была «Lex Papia Poppea» (9 г. н. э.), которая, например, смягчала некоторые условия по порядку наследования, однако усиливала стимулирование браков и деторождения83. В то же время вводились некоторые ограничения морального порядка, которые свидетельствуют против чисто демографического (и евгенического) истолкования законодательства. Например, если по Юлиевым законам вдове разрешалось не вступать в новый брак в течение года, а разведенной — 6 месяцев, то по закону Папия соответственно два года и полтора84.
Адекватная оценка мотивов законодательства о браке и семье может быть дана лишь в контексте ценностей и представлений, в котором оно вырабатывалось и применялось, с учетом специфики мышления творцов «восстановленной республики». В связи с этим следует обратить внимание и на мысль об отсутствии в римском сознании четкого разделения демографических и моральных соображений, высказанную одним из исследователей. В своей речи к всадникам, имевшим семьи, Август, наряду с необходимостью пополнения римского населения, подчеркивал нравственность семейной жизни (Dio LVI. 2. 2, сравн. 3. 3). В обращении к неженатым представителям этого сословия холостая жизнь характеризовалась им, как в сущности аморальная (ibid. LVI. 6. 6—
Многие аспекты брачного законодательства, примером чего с.236 может служить упоминавшееся продление допустимого срока безбрачной жизни по закону Папия, не объяснимы ни с демографических, ни с ханжеско-морализаторских, ни с иных позиций, навязываемых современному исследователю принципиально иным социальным опытом. Август действовал в соответствии с традиционно-римскими ценностными ориентирами: моральное состояние гражданского коллектива рассматривалось как важнейший фактор здоровья civitas, ее мощи и процветания. Можно не сомневаться, что принцепса, хотя в меньшей мере, чем приближенного к его двору Тита Ливия, вдохновляли примеры Цинцинната и Мания Курия Дентата. Другое дело, что Рим не замыкался рамками древнего померия, а «лучшая» часть Populus Romanus не помышляла о том, чтобы взяться за ручки плуга. Потому и Августа не следует путать с Катоном Цензорием. Но это не значит, что основатель принципата не мог подчас надеяться, верить и заблуждаться.
Брачно-семейное законодательство было составной частью обширной программы восстановления «нравов предков» и шире — всего комплекса мероприятий, направленных на создание «восстановленной республики». Светоний отразил хорошо известную в его время традицию, сообщая о целой серии законодательных мер, направленных не только на борьбу с роскошью, прелюбодеяниями, злоупотреблениями (подкупом) на выборах, но и касающихся соблюдения целомудрия и регламентации браков для сословий (SA. 34. 1). Программа нравственного оздоровления отразила как духовное состояние римского общества, так и определенный этап эволюции мировоззрения самого основателя принципата.
В начале политической карьеры и в период второго триумвирата Октавиан выступал как мститель за Цезаря, в качестве защитника римской «свободы» против своекорыстных «факций», а затем — под знаменем патриотического единения Италии и Запада против угрозы Востока. Вернув «республику» сенату и народу, Август предстал перед соотечественниками религиозным и моральным реформатором, стремящимся к укреплению государства на прочных основаниях — «нравах предков». Совсем не обязательно усматривать с.237 в этой эволюции имиджа нечто совершенно искусственное и преднамеренно вводящее в заблуждение современников и потомков. Указанные изменения отражали логику политической борьбы, объективные потребности влиятельных социальных сил, представления тысяч людей. Одним из них был сам принцепс.
Программа восстановления «нравов предков» не была изобретением Августа и даже детищем только его времени. Римляне всегда, во всяком случае, на протяжении многих поколений, представляли и излагали свою историю, ее движущие силы и сущностное содержание в моральных терминах. Об этом говорят мифы, сохранившиеся надписи (к примеру, элогии Сципионов, древнейшие из которых относятся к III в. до н. э.)86, фрагменты поэзии Гнея Невия87 и Квинта Энния88, сочинения Тита Ливия. Наиболее глубокую трактовку гражданских конфликтов как следствия морального разложения римской знати дал Саллюстий в известном пассаже «Заговора Катилины» (10—
От любого крупного политического деятеля Рима всегда с.238 ожидались мероприятия, направленные на моральное оздоровление общества. Достаточно вспомнить, как едва поверив в великодушие и благородство Цезаря, соответствующие советы поспешил высказать ему Цицерон91. С подобными надеждами римское общество взирало и на Октавиана.
Жажда морального возрождения отразилась в «Римских одах» Горация. В числе их важнейших мотивов: призывы к скромной жизни и довольствованию малым (Hor. Od. III. 1), апелляция к духу воинской доблести в римском юношестве (III. 2), противопоставление Рима Востоку (III. 3) и прославление старинной римской добродетели, олицетворяемой Регулом (III. 5).
В стихах оды III. 24 звучит прямой призыв к принцепсу принять необходимые меры к моральному оздоровлению общества, но и предостережение о трудностях, встречающих такого рода реформы:
О, кто хочет безбожную Брань и ярость пресечь междоусобицы, Если он домогается, Чтоб «Отец городов» было под статуей, Пусть он сдержит распущенность, И он будет почтен: только… потомками! Мы завистливы, — доблесть нам Ненавистна, но лишь скрылась, скорбим по ней! · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · Что без нравов, без дедовских, Значит тщетный закон… |
(Hor. Od. III. 24. Пер. Г. Церетели). |
Подобным настроениям созвучна известная фраза Тита Ливия: «Nec vitia nostra nec remedia pati possumus» (Liv. Praef. 9). с.239 Как справедливо заметил Р. Сайм, не следует сужать значение таких общих (мы бы сказали, «глобальных», в представлении римлян) категорий, как vitia и, соответственно, remedia, до конкретных проявлений в сфере сексуального поведения и направленных против них законов. Ливий мыслил широко, имея здесь в виду гражданские войны и установление Августова «мира»92.
Представляется правомерной и более масштабная постановка вопроса. Брачно-семейное законодательство было лишь одним из направлений политики регенерации римского общества, проводившейся, в соответствии с определенными целями и установками ее творцов, разнообразными средствами и в разных сферах: социальной, государственно-административной, идеологической. Поэтому при всей важности указанного законодательства, болезненно затрагивавшего правящий класс, оно было лишь элементом обширного комплекса мероприятий, направленных на создание гармонизированного общества («республики») посредством политического урегулирования и нравственного очищения.
Сами римляне, говоря о порочности современного и нравственном здоровье «древнего» общества, имели в виду прежде всего не сексуальную распущенность, поскольку она была, так сказать, вторичной, а жадность и алчность. Они связывались с излишним богатством и роскошью, которые подталкивают людей ко всем порокам, в т. ч. изнеженности, разврату и т. д., а в конечном счете весь народ — к моральной порче.
Тит Ливий, подробно излагая свою концепцию кризиса, замечает, что долгое время Рим был свободен от корыстолюбия и роскоши (avaritia luxuriaque), уважение оказывалось бедности и воздержанию, и чем менее было средств, тем меньше к ним устремлялись; «лишь недавно богатства породили жадность, а стремление к излишнему изобилию в удовольствиях посредством роскоши и сладострастия повлекли все к упадку и гибели»93. Такое же широкое (не ограничиваемое лишь сексуальной сферой) понимание с.240 порочности обнаруживается и у Горация. В частности, в оде III. 24 он совершенно ясно противопоставлял жажде богатств, распущенности и изнеженности своих соплеменников бедность и простоту скифов, которые естественным образом обусловливают целомудрие. Источником зла Гораций считал низкую страсть к обогащению, именуя украшения, драгоценные камни и тому подобные бесполезные вещи «воплощением наибольшего зла», а сексуальную распущенность своего рода промежуточным фактором, который в свою очередь вел к падению римской доблести94.
Деятельность Августа по оздоровлению нравов началась сразу по возвращении в Италию из Египта, осуществляясь в широком контексте программы «восстановления республики». Первым шагом в этом направлении была «чистка» сената. Вначале (29 г.) он предложил сенаторам, не удовлетворявшим высоким требованиям, в том числе моральным стандартам, добровольно покинуть курию. После с.241 того, как 50 человек последовали совету, он добавил к этому количеству еще 140. В дальнейшем усилия Августа по возрождению «нравов предков» также в значительной мере были связаны с деятельностью, которая во времена Республики входила в прерогативу цензоров. Получая полномочия «куратора над законами и нравами», Август подчеркивал, что не принимал никакой магистратуры, противоречившей «нравам предков»95. В своих «Деяниях» он сообщает о том, что трижды пересматривал список сената. Как следует из сопоставления с другими источниками, это были lectiones 19, 18 и 11 гг. до н. э. Кроме того, в 4 г. н. э. аналогичное мероприятие было поручено специальной комиссии, составленной из самих сенаторов96.
К законодательству о браке примыкает закон 18 г. до н. э. против роскоши (lex sumptuaria). По этому закону нельзя было тратить на устройство каких-либо пиршеств более 400 сестерциев, с.242 если это был обыкновенный день, более 800, если это был праздник, более
О непопулярности законов о браке и адюльтере свидетельствует успех поэмы молодого Овидия «Ars amandi». Построенная по образцу руководств по ораторскому искусству, поэма обучала, как соблазнять женщин и поддерживать любовные связи. Доказано, что «Искусство любви» пародирует язык законов о прелюбодеяниях; на примерах, взятых из греческой мифологии, высмеиваются отдельные положения законов. Так, Овидий считает Менелая, оставившего под одной крышей свою жену Елену и Париса, сводником (leno). В иронических тонах рассказывается о прелюбодеянии Марса и Венеры97. Причем сочувствие поэта на стороне любовников, а не обманутого мужа Вулкана и доносчика Гелиоса. Поэма, видимо, вызвала протест ригористов, что побудило Овидия сочинить новую поэму «Remedia amoris» — «Средства от любви». В конце концов именно написание «Ars amandi» было одним из поводов ссылки Овидия в Томы (ср.: Ovid. Tristia. II. 207), откуда он уже никогда не вернулся.
Каковы были результаты брачного законодательства Августа? Сам он заявлял, что вернул забытые обычаи предков. То же утверждала и официозная литература. Гораций радовался тому, что «дети рождаются похожими на отцов»98. Действительность однако была далека от этой идеальной картины. Отрицательные последствия подчеркивал позднее Тацит, оценивавший законы об адюльтере как излишне идеологизированные и суровые, а тем самым — как противоречившие «древнему милосердию» (TA. III. 24. 2). Историк утверждал, что в результате введения законов Папия и Поппея, в с.243 дополнение к Юлиеву, «супружества не стали чаще… и детей не рождалось больше, так как против желания оставаться бездетными эта мера оказалась бессильной…» (TA. III. 25. 1, comp. 28. 2). Однако следует иметь в виду, что отрицательная оценка брачного законодательства Августа дана в связи с осуждением роста доносительства. Это пагубное явление Тацит, в частности, рассматривал как продукт излишнего законотворчества99. Представляется, что судить о пользе или вреде тех или иных установлений очень трудно, поскольку история не дает возможности сравнивать осуществившийся результат с предполагаемым. Но можно сказать с уверенностью, что брачное законодательство Августа было органичной частью политики «реставрации» и в этом смысле — необходимым элементом конструировавшейся на века политической системы.
ПРИМЕЧАНИЯ