«Республиканская монархия»:
метаморфозы идеологии и политики императора Августа
Москва—Калуга, 1994 г. Изд-во КГПУ, 1994 г. 442 с.
с.244
Государственно-правовые «урегулирования» после 27 г. до н. э. и эволюция принципата Августа
с.245
Вплоть до
Заговор молчания был нарушен сравнительно недавно. Юридические аспекты принципата освещались в публикациях
Трибунской власти Августа посвящена также статья
Говоря о последующих приращениях все той же трибунской власти в 22 и 19 гг., Шакотько констатирует, что «Октавиан Август становился обладателем высшей полицейско-карательной власти в Риме»12. Имея в виду права Августа
Впрочем, ответ на последний вопрос по существу дается, причем в полном соответствии с известной теорией «фасада» («личины», «ширмы»). Приходя к заключению, что «трибунская власть принцепса не могла вытекать из республиканской магистратуры, с.248 наоборот, она стояла вне системы магистратур», автор констатирует: «…свидетельство Августа о том, что он не превосходил властью товарищей по должности, звучит не более как лицемерное стремление скрыть свое истинное положение за республиканской ширмой»14. Естественно, «восстановление республики» в 27 г. (автор почему-то отождествляет данный акт с восстановлением «старой республиканской конституции»15, представляется чистой фикцией. Указывая, что в «споре» двух титулов (?), консульского и трибунского, победил второй, автор объясняет это «демагогически-лицемерным стремлением императора выступить под оболочкой трибунской власти защитником народных интересов». Неясно, правда, чем «консульский титул» с точки зрения «“внешней республиканизации” государственного строя» уступает «трибунскому»16? В целом автору «представляется очевидным, что tribunicia potestas была сознательно использована Августом в государственно-правовом оформлении власти в целях маскировки своего автократического положения в государстве»17.
Обращение советских юристов к разработке проблем изучения принципата Августа можно только приветствовать. К сожалению, при этом крайне недостаточно учитываются результаты новейших исторических штудий. Замечание, пусть в минимальной мере, относится и к историко-правовому исследованию
с.249 По мнению
Конституционное развитие принципата не является здесь предметом специального исследования25. И дело не только в избранном ракурсе рассмотрения проблемы или в достаточной изученности правовых аспектов принципата26. Никакие юридические с.251 установления, взятые сами по себе, не способны однозначно определить сущность государственной власти. Правовые средства могут использоваться для институализации существующих объективно, явно или скрыто, общественных отношений. В этом смысле можно говорить о «юридическом оформлении» тех или иных политических реалий. Иногда обходятся и без оного. Однако в случае их применения правовые институты становятся органичной частью государственной системы, и неправомерно противопоставлять их в качестве «декоративного фасада» неким несущим субструкциям. В равной мере сказанное относится и к так называемым экстраконституционным элементам (вроде auctoritas). В этом смысле правовые и неправовые элементы равноправны; необоснованны попытки в том или ином порядке выводить одни из других27.
Сегодня, как может быть никогда ранее, ясно, что сущность с.252 государства определяют не в отдельности взятые юридические установления, идеологические или даже «материальные» основы власти, а все это и ряд других факторов в сцеплении и взаимодействии. История раннего принципата оказывается едва ли не самой убедительной иллюстрацией сказанного.
Заслуживает внимания мысль одного из самых авторитетных исследователей государственно-правовых аспектов принципата, А. Джоунза, что уже само по себе несомненное внимание Августа к «фасаду республиканской легитимности» свидетельствует о существовании «некоего значимого элемента в государстве» (по Джоунзу, и здесь с ним, видимо, следует согласиться, это «большой италийский средний класс»), для которого были чрезвычайно важны конституционные моменты28. Разделяя мысль о самом серьезном социально-политическом, а не чисто декоративном, значении легитимизации власти, необходимо подчеркнуть, что официальные полномочия Августа могли «работать» и работали лишь как элемент социально-политической системы, только в конкретной социальной и идейной среде, при опоре на определенные общественные настроения. Соответственно, эволюция государственно-правовых установлений несет информацию не только об этой подсистеме, но и о других элементах общественной структуры. В частности, важнейшие перемены в государственно-правовом положении Августа были связаны с идеологией и политикой «восстановления республики».
Если верить приведенному у Светония декрету (SA 28. 2), Август стремился устроить дела «республики» на века. Взрыв энтузиазма, с которым было встречено «урегулирование», вполне мог внушить мысль, что цель достигнута: умиротворенное и убежденное с.253 благородными поступками принцепса, общество стремилось лишь спокойно наслаждаться благами мира, славя своего защитника и избавителя. На всякий случай лично проследив за ходом консульских выборов (консулом на следующий год вместе с Августом был избран один из его бывших полководцев Статилий Тавр), осенью 27 г. император отбыл на несколько лет в Галлию и Испанию. Рим был оставлен сенату и магистратам29.
Дело было, видимо, не только в необходимости ведения военных действий самим принцепсом, что способствовало укреплению его престижа как победоносного полководца. Август не хотел мозолить глаза своим «коллегам» по сенату; опыт Цезаря подсказывал, что выгоднее и безопаснее находиться среди своих воинов на трибунале и в походной палатке полководца, со стороны наблюдая за положением в столице, чем на курульном кресле в сенате ежедневно разрешать многочисленные затруднения на глазах у настороженно встречающих каждое слово аристократов. Было и искушение испытать (подобно тому, как это сделал Солон за несколько веков до, а Диоклетиан — после него) надежность достигнутого с таким трудом урегулирования.
Последующие события, подтвердив правильность основных решений, довольно скоро обнаружили некоторые изъяны установившегося порядка и нерешенные проблемы. Знать с недоверием восприняла уже то, что, отправившись в провинции в качестве проконсула, Август не сложил консульских полномочий, как предполагал истинно-республиканский порядок30. Уже через несколько дней после отбытия принцепса оставленный для наблюдения за порядком в столице Мессала Корвин отказался от своих полномочий, сочтя свое назначение неконституционным31. Это, решение, видимо, с.254 отражало мнение «республикански» настроенных сенаторов.
К 26 г. относится не совсем обычное «дело» Корнелия Галла, известного поэта и первого префекта Египта (с 30 г.)32. Будучи хорошим администратором и военным командиром, он вздумал в подражание фараонам украсить стены египетских храмов самовосхваляющими грандиозными надписями. Август отозвал префекта, а сенат, обвинив его в «оскорблении величия», приговорил к ссылке и конфискации имущества. Галл покончил с собой. Сенат назначил благодарственные молебны, Август по поводу происшедшего прислал сенату письмо с двусмысленными сожалениями о случившемся. Это, впрочем, не помешало ему ни получить конфискованное имущество погибшего, ни позднее приписать себе достижения Корнелия Галла, как и его преемника Элия Галла, в Египте33.
Вряд ли Август счел выходки чересчур романтичного и поддавшегося очарованию египетских чудес поэта серьезной угрозой своему господству. Ни о каком заговоре не было и речи. Возможно, чудачества друга насторожили принцепса, который решил проучить его в назидание другим провинциальным наместникам, но не ожидал такого исхода. Похоже, гораздо серьезнее воспринял поползновения префекта Египта сенат, а возможно и другие круги с.255 римского общества, «привитые» против любых проявлений ориентализма в ходе пропагандистской войны с Антонием и Клеопатрой. Нельзя наконец исключить предположение, что со стороны некоторых представителей знати расправа с Корнелием Галлом явилась предостережением самому Августу, который по стопам своего приемного отца отправился на Запад в поисках воинской славы.
В следующем, 25 г., сенат принял решение об освобождении принцепса от некоторых законов34. В начале 24 г. Август возвратился в Рим, будучи консулом в десятый раз. Вряд ли эти нарушения республиканской традиции нейтрализовались в глазах консервативно настроенной знати тем, что коллегой императора стал бывший сторонник Секста Помпея и Антония — Норбан Флакк. Тогда же сенат даровал чрезвычайные почести отличившимся в испанских походах родственникам императора, его племяннику Марцеллу (сыну Октавии от первого мужа) и пасынку Тиберию Клавдию Нерону (старшему сыну Ливии от первого брака). Марцелл был введен в сенат в ранге претория, ему было предоставлено право занимать все посты за 10 лет до установленного возраста, Тиберию — за 5 лет. Вскоре Марцелл был избран эдилом, Тиберий — квестором. Это было беспрецедентное продвижение в карьере для столь молодых людей (им было по 18 лет), если не считать сенатусконсульта, проведенного некогда в отношении самого Октавиана35.
Таким же «амбивалентным», двусмысленным, как и дело Корнелия Галла, был происходивший в начале 23 года (в консульство Цезаря Августа и Теренция Варрона Мурены) процесс над проконсулом Македонии Марком Примом36. Проконсул обвинялся по «закону о с.256 величии» в ведении без санкции сената войны против одного из фракийских племен, одрисов, вне территории своей провинции. В свое оправдание Прим пытался сослаться на распоряжения самого Августа, а затем — на Марцелла. Принцепс опроверг эти утверждения. Об исходе процесса источники не сообщают, не вызывает сомнения обвинительный приговор. В качестве наказания, видимо, были применены конфискация имущества и ссылка.
Важнейшей проблемой является политический смысл процесса и его связь с заговором Мурены и новым «урегулированием» 23 г. до н. э. Что касается существа обвинения, то как и в эпизоде с Корнелием Галлом, речь шла о превышении полномочий правителем подвластной территории.
Во втором случае император сам присутствовал на процессе, что вызвало подчеркнуто недоуменный вопрос защитника Прима Мурены37. В обоих случаях фигурировали Восточные провинции. Особое беспокойство правительства, и особенно сената, было связано с проблемой эффективности контроля над Востоком и расквартированными там армиями. В связи с делом Галла требует, на наш взгляд, внимательного рассмотрения вопрос о статусе Египта, который обычно характеризуется как личное владение Августа. Во всяком случае, сенат не собирался, судя по всему, совершенно самоустраняться от египетских дел, в должной мере оценивая их важность в жизни империи.
Загадочно, если не двусмысленно, выглядели ссылки обвиняемого на распоряжения Августа и особенно Марцелла. М. Грант утверждал, что имелись в виду некие юридические полномочия, поскольку Марцелл (умерший осенью 23 года в девятнадцатилетнем возрасте) не мог обладать достаточной auctoritas традиционного типа (либо, добавим, экстралегальным влиянием, харизмой). Однако возможное решение не ограничивается предполагаемым Грантом превращением auctoritas в традиционную основу власти38. Решение с.257 следует искать, во-первых, в консульском империи Августа, который в соответствии с республиканскими нормами давал ему возможность вмешиваться в дела провинций39 (хотя и не принимать решение об объявлении войны); во-вторых, в исключительном положении Марцелла, которое указывало на него как наследника престола40. Все это, хотя и окутанное обычной для Августа завесой недосказанности, вызвало недовольство «республикански» настроенного крыла правящего класса. Оно, в частности, проявилось в разгоревшейся на заседании сената дискуссии и выпаде Мурены против принцепса.
В том же контексте следует рассматривать заговор Фанния Цепиона и Лициния Мурены41 против принцепса, раскрытый вскоре после дела Прима42. Обвиняемые, не представ перед сенатским судом, в сущности отправились в ссылку, но были по дороге убиты по распоряжению Августа. Не все исследователи придерживаются мнения, что в заговоре участвовал тот же ординарный консул 23 г., который был рьяным защитником Прима43. Имеются разногласия с.258 и в датировке обоих дел. Многие авторитетные авторы (например, Р. Сайм, М. Грант, А. Джоунз), рассматривают их как предпосылку или повод нового «урегулирования», соответственно датируя временем до сер. 23 г. Другие исследователи не видят оснований сомневаться в правильности времени, указанного Дионом Кассием 22 г. (Р. Ханслик, К. Эткинсон и др.). Хотя вопрос о датировке должен считаться открытым, можно констатировать, что разногласия касаются лишь меры причинной сопряженности указанных «дел» с урегулированием 23 года, сам факт наличия некоего общего политического контекста вряд ли может вызывать особые сомнения44.
с.259
1 июля 23 г. Август сложил свои консульские полномочия в пользу известного «республиканца», воевавшего на стороне Брута и оставшегося его открытым почитателем, Л. Сестия Квиринала. Еще ранее «республиканец» Гн. Кальпурний Пизон, также принимавший участие в битве при Филиппах против триумвиров, сменил заговорщика Мурену45.
Официальным предлогом было слабое здоровье принцепса. Август и в самом деле серьезно болел в 25 и 23 гг., когда он даже передал свой перстень с печатью Агриппе, а государственные счета — коллеге по консулату Пизону46. И все же думается, болезнь лишь дала повод и возможность серьезно задуматься над сложившейся к тому моменту политической ситуацией. Конкретные события и поступки исторических деятелей всегда оказываются результатом взаимодействия неоднородных, относящихся к разным уровням социальной жизни причин: личных обстоятельств и общественных потребностей, экономических условий и психологической атмосферы, — которые сплетаются в узел свершившегося факта. В этом смысле все предпосылки были равно необходимы, ибо при отсутствии или подмене любой из них результат — событие — был бы иным.
Положение в государстве было непростым. Недостаточно эффективный контроль над провинциями и армией со стороны принцепса сопровождался нараставшим брожением в господствующем классе, чему способствовала концентрация власти в руках Августа и его семьи. Особое недовольство вызывало удерживание императором в своих руках консулата, который был предметом вожделений каждого честолюбца. Об этом свидетельствуют прежде всего косвенные данные. Во-первых, передача консульств «республиканцам» обнаруживает осознанную необходимость уступок в интересах с.260 привилегированной части господствующего класса47. Во-вторых, краткая, но надо думать, как всегда политически точная характеристика заговорщика Мурены Веллеем Патеркулом как мужа, который до этого мог быть принят за «достойного», обозначала в его устах цезарианца48. Это должно было особенно насторожить Августа: сопротивление назревало в той части правящего класса, которая всегда была самой надежной опорой режима.
Отказ Августа от перманентного консульства указывает на эволюцию принципата в целом, и в частности, медленную трансформацию идеологических основ нового режима. Одни и те же, казалось бы, идеи и лозунги с течением времени меняли свой политический смысл, «валентность». Когда в 28 г. Октавиан поделился фасцами со своим коллегой по консулату (и с кем — Агриппой) или при вступлении в седьмое49 консульство в январе 27 г. «вернул республику» сенату и народу, никому и в голову не пришло, что он уже слишком долго удерживает высшую магистратуру. Через четыре года взгляд на вещи изменился, и слишком сильная привязанность принцепса к республиканской магистратуре стала восприниматься как «антиреспубликанизм».
Отказ от консульства отразил также перемены в ценностных ориентациях самого Августа. Целых двадцать лет прошло с тех пор, как именно консулат был самой заветной его целью50. Еще совсем недавно, отказавшись от чрезвычайных полномочий, принцепс удержал консулат не только как инструмент власти, но и желанную награду, свидетельство признания заслуг перед «республикой». В урегулировании 23 г. чувства были подчинены политическому расчету. Консулат из цели превратился в средство, и в таком качестве был принесен в жертву другим, более эффективным с.261 способам контроля над армией и империей, а также начавшей последовательно проводиться, невзирая на препятствия политического и личного характера, «династической политике». Тем не менее отказ от консульства, как ранее его беспрецедентно долгое удерживание, был обставлен как «республиканский» жест51. Постепенно освобождаясь от иллюзий, принцепс не собирался расставаться с «республиканизмом» в качестве идеологии нового режима.
После этого сенат предоставил Августу постоянный проконсульский империй (imperium proconsulare), причем он не должен был, в виде исключения, слагаться при въезде в померий, т. е. границы Города. Власть Августа на любой территории объявлялась большей, чем полномочия других правителей в своих провинциях52.
Консульство компенсировалось Августу с избытком. В Риме и Италии его locus standi должен был обеспечиваться предоставленной тогда же пожизненной трибунской властью (tribunicia potestas). А. Джоунз показал, что эта прерогатива имела в виду прежде всего не административные и конкретно-политические, а идеологические и пропагандистские задачи (как впрочем, и все с.262 урегулирование 23 г.)53.
В самом деле, полученные Августом вместе с полной трибунской властью и отсутствовавшие у него ранее полномочия были полезны, но ни настолько важны, чтобы без них нельзя было обойтись, ни столь авторитетны с точки зрения римской «конституции», чтобы заменить в полной мере консулат54. Практически он их почти не использовал, действуя через своих сторонников в сенате и магистратов. Можно в основном согласиться с А. Джоунзом, отметившим, что «Август вряд ли вообще нуждался в использовании tribunicia potestas, поскольку мог достичь того же посредством своей auctoritas. Не требовалось формального вето, когда было достаточно намека; не было необходимости лично вносить предложения в сенат или собрание, когда другие, действовавшие по его “совету”, могли реализовать необходимые инициативы»55.
И все же, несмотря на недостаточную эффективность, «тяжеловесность» и «непрактичность», именно трибунская власть стала, как отметил Тацит, «обозначением высшей власти» (summi fastigii vocabulum), которой исчислялось правление Августа и посредством предоставления которой указывался преемник56. Тот же с.263 А. Джоунз указал на два важнейших мотива выбора для этих целей именно трибунской власти. Во-первых, эта «безобидная прерогатива» давала возможность скрывать «истинную конституционную основу власти» (т. е., высший проконсульский империй, обеспечивавший контроль над войсками). Во-вторых, это популярность трибуната, который возбуждал «сентиментальные чувства» простого народа. Принятие трибунской власти оказывалось многозначительным жестом — демонстрацией готовности принцепса защитить плебс перед «оптиматами»; для последних это служило предупреждением о возможности обращения к народным чувствам по примеру Цезаря57. При некоторой схематизации картина намечена верно. Остается заключить, что популистский характер принятой Августом в 23 году пожизненной трибунской власти58 был в сущности антагонистичен «республиканизму», обращенному в первую очередь к традициям с.264 сенатской республики и к аристократии. Здесь таилось противоречие, обусловившее не только социальную напряженность в годы, непосредственно последовавшие за вторым «урегулированием», но и важные тенденции дальнейшего развития принципата.
В отношении мероприятий 23 и 22 годов можно встретить различные суждения исследователей. А. Сэлмон, настаивавший на постепенности и спонтанности процесса монархизации режима, подчеркивал, что высший империй понадобился Августу не для исполнения некоего далеко идущего плана, а вследствие чисто практической необходимости. Он собирался посетить ряд сенатских провинций, и принятое решение позволило придать этому более «конституционный вид», чем альтернативный вариант — принятие данных провинций под непосредственное руководство императора59. Тем не менее известный исследователь считал 23 год неким рубежом: «В 27 году его (Августа) положение было республиканским, в 23 — нет». Сэлмон утверждал, что именно в 23 году был принят акт, предшествовавший «Закону об империи Веспасиана». Своеобразно оценивалось предоставление Августу пожизненной трибунской власти: «Это юридическое признание исключительного положения одного лица означало, что республика формально сделалась империей. Разумеется, фактически это произошло на несколько лет ранее»60.
А. Джоунз, напротив, усматривал в урегулировании 23 года отступление Августа, который из-за личных переживаний и страха заговора зашел в своих уступках сенату (имеется в виду отказ от консулата) «дальше, чем собирался». Впрочем, этот же исследователь отмечал, что представление об урегулировании 23 г. как о некоем финальном акте, установившем счастливое правление, явилось результатом «длительной и действенной агитации». В последующем Август, часто вынуждавшийся к принятию дополнительных с.265 полномочий, вернул себе, «хоть и в менее навязчивой форме, большую часть той власти, которой обладал до 23 года»61.
Представленный «разброс» мнений демонстрирует прежде всего неправомерность, при всем драматизме некоторых моментов Августова принципата, чрезмерного преувеличения исторической роли отдельных событий или решений. В частности, не имеется никаких указаний на то, что урегулирование 23 г. вызвало недовольство или насторожило аристократическую часть сената. Напротив, отказ принцепса от консульства был воспринят с одобрением, и на фоне этого «республиканского» жеста остальные новации прошли едва замеченными.
Все обстоятельства второго урегулирования показывают, что особое место Августа в формировавшейся государственной системе уже не было предметом дискуссий. Речь могла идти о частностях, о поддержании «авторитета» сената, но не о сущности власти принцепса. Последняя не определялась жестко конкретными полномочиями: их можно было менять, как перегородки и декоративные детали. Капитальные опоры необозримого здания империи оставались незыблемыми. При обнаружении изъянов производился ремонт, опоры постоянно укреплялись, армируясь материалом, вырабатывавшимся внутри самого же сооружения. Как в добротно построенном здании, невидимый фундамент и несущие конструкции оказались сооружены таким образом, что колебания и нагрузки до некоего предела лишь выявляли заложенные в них колоссальные возможности.
Исключительное положение и авторитет Августа были бесспорны, однако некоторая неопределенность системы власти и возникавшие на этой почве осложнения и эксцессы подталкивали к новым экспериментам по усовершенствованию государственного механизма. Вскоре после урегулирования 23 года городской плебс начал выказывать беспокойство по поводу недостатка конституционных полномочий императора. Впрочем, не исключена искусно организованная с.266 агитация. В 22 г. вспыхнуло волнение в связи с нехваткой продовольствия, и народ потребовал, чтобы Август стал диктатором и цензором. Вынужденный в конце концов взять на себя контроль за снабжением Рима хлебом (непосредственное руководство было возложено на Тиберия) и провести назначение цензоров, Август наотрез отказался от диктатуры (RG 5, сравн. Dio LIV. 1). Во время новых волнений, связанных с консульскими выборами, плебс, настаивавший на кандидатуре Августа, потребовал, чтобы его консулат стал постоянным, наподобие трибуната (RG 5. 3, сравн. Dio LIV. 6. 1—
Сенат направил в Кампанию навстречу принцепсу целую делегацию, а позднее посвятил возвращению Августа ежегодный праздник и алтарь Фортуне возвращения (Fortuna redux)63. По прибытии в Рим 12 октября 19 г. Август получил некоторые дополнительные полномочия, которые, по-видимому, были предназначены для компенсации утраченных консульских прерогатив: право на 12 фасцев, на занятие курульного кресла между консулами, на назначение префекта Города64. А. Джоунз утверждал, что Августу тогда с.267 же был предоставлен пожизненный консульский империй. Отсутствие упоминания этого в «Деяниях» исследователь объяснил нежеланием Августа рекламировать не вполне «республиканскую» власть, как и проконсульский империй в отношении своих провинций65.
В любом случае отказ принцепса от диктатуры и предпочтение, отданное пусть преображенной, но все-таки ординарной магистратской власти, продемонстрировали верность идее «восстановленной республики»66, и решения 19 г. подвели итог очередному этапу ее эволюции (22—
Для Августа оказалось достаточным выждать, пока плод созреет, не поддаваясь соблазну немедленно получить неограниченную власть. В нужный момент он точным движением остановил посередине стрелку весов, которую каждая противоборствующая сторона безуспешно пыталась перетянуть на свою сторону. Придавая решающее значение сосредоточению в руках Августа различных империев, что в отличие от auctoritas давало возможность оперативно вмешиваться во все сферы государственного управления и эффективно с.268 контролировать армию, А. Джоунз рассматривает мероприятия 19 г. как завершение процесса создания принципата. Эта оценка в основном справедлива, если иметь в виду правовые основы исключительного положения Августа. Однако даже в этой области относительная стабилизация не означала полной остановки; что же касается принципата в целом, то процесс его эволюции не прекращался ни до, ни после смерти его основателя.
Активность правительства в связи с изменением ситуации перемещалась в иные области: это были не очень заметно, но тесно связанные между собой «династическая» политика и идеологическое обоснование исключительного положения принцепса. Не случайно после 19 г. сменились акценты в пропагандистской деятельности правительства. Рубежом явились с помпой отпразднованные в 17 г. Секулярные игры, которые должны были ознаменовать наступление Нового века67. Тем самым провозглашалось, что именно в «восстановленной республике» Августа оказался осуществленным золотой век, предсказывавшийся оракулами Востока и Запада. Его характерными признаками должны были стать мир, процветание и стабильность68.
Проводившиеся после этого мероприятия в государственно-правовой сфере имели целью решение текущих политических вопросов. Тем не менее в совокупности с другими инициативами они с.269 создавали важные прецеденты и уже тем самым способствовали дальнейшей модернизации принципата. В 16 г. Август официально назначил префекта города (TA VI. 11, Dio LIV. 19), видимо, в последующие годы он воспользовался и другими предоставленными ранее правами69. Одной из важнейших прерогатив Августа было проведение ценза, позволявшее контролировать состав сената. Однако в «Деяниях» подчеркивается, что он отказался принять цензуру, как несовместимую с обычаями предков. Это подтверждается и замечанием Диона Кассия70. Видимо, имелось в виду, что цензор — экстраординарный магистрат, стоявший над другими государственными учреждениями. Отсюда проистекают некоторые трудности в определении правового статуса Августа, дававшего ему возможность пересматривать состав сената.
Так, в 8 г. до н. э. Август проводил ценз, обладая консульской властью (consulari cum imperio). Однако ясно, что это не могло быть правилом, и А. Джоунз резонно отметил, что консульский империй — чересчур тяжеловесный инструмент для проведения ценза71. В этой связи Э. Сэлмон обратил внимание на более важную необходимость принятия консульского империя в тот период. В 9 г. умер Друз, который вместе с Тиберием много лет командовал войсками на севере. Август почувствовал необходимость личного присутствия на фронте военных действий (Dio LIV. 6. 1); кроме того, империй требовался для проведения набора в войско. Аналогичные полномочия понадобились Августу и в 14 г. н. э., когда необходимо было пополнить армию после Паннонского восстания и потери легионов в Тевтобургском лесу72.
После 23 г. Август еще дважды избирался консулом: на 5 и 2 гг. до н. э. Официальной (и общепринятой в литературе) мотивировкой было желание принцепса со всеми почестями ввести в политическую жизнь своих внуков, Гая и Луция (SA 26, Dio IV. 9. 9). с.270 Впрочем, не исключены и другие соображения. Пэлхем высказывал предположение о необходимости возобновления проконсульских полномочий73.
Судя по консульским фастам, во 2 г. до н. э. сроки консульств окончательно определились в шесть месяцев (ординарии вступали в должность 1 января, суффекты — 1 июля)75. Это было одним из признаков относительной стабилизации государственной системы. Особое значение имело дарование Августу в том же году титула «Отца отечества» (Pater patriae). Сообщение об этом, как о венце всей его карьеры, заключает текст знаменитых Августовых «Деяний»76.
Речь идет об очень важном моменте развития принципата, с.271 знаменовавшем очередной этап в его идеологическом оформлении. Вряд ли однако можно согласиться с мнением, что тем самым государственная система получила тогда «завершенную, аутентичную форму»77. Даже если иметь в виду только правление Августа, то и здесь предстояло немало новаций, в частности, в «династической» политике. Тем более неправомерно утверждение
Ни один из титулов, полномочий или иных элементов statio principis, взятых в отдельности, вне социально-политического контекста, не могли иметь столь решающего, едва ли не мистического, значения. Специфика принципата как политической системы и заключалась в том, что для оформления исключительного положения одного человека использовались главным образом давно известные, традиционные и вполне «республиканские» по происхождению с.272 институты. Не добавление должностей или титулов меняло характер государственной власти. Напротив, перерождение постоянно обновлявшейся политической структуры на основе глубинных метаморфоз, происходивших в обществе незаметно для действующих лиц, преображало смысл, казалось бы, давно известных понятий и прерогатив.
К числу исконно республиканских относился и титул «Отца отечества». Подобная почесть издавна даровалась людям, имевшим выдающиеся заслуги перед государством, защитившим Город от внешнего врага или спасшим его во времена внутренних неурядиц79. Совершенно ясно, что она прекрасно вписывалась в идеологию «восстановления республики», поскольку Август с самого начала принципата (и даже раньше) выступил в качестве такого «спасителя», заслуги которого приравнивались к новому основанию Рима. Ранее говорилось, что уже тогда в воздухе носилась идея даровать Октавиану почетное имя «Ромул», и его в некотором роде заменителем послужил «Август»80. Вопрос состоит не только в том, почему звание «Отец отечества» было даровано основателю принципата во 2 г. до н. э., но и в том, почему это не было сделано сразу, в 27 г. Ответ следует искать не в пришедшем наконец решении «установить монархию» — такого единовременного решения Август никогда не принимал, — а в особенностях идеологической обстановки к концу гражданских войн. Титул «Отец отечества» был скомпрометирован в период пропагандистской борьбы вокруг оценки деяний Цезаря81. Не менее важным фактором был юный возраст Октавиана, который вступил в гражданскую распрю в качестве сына Юлия. В такой ситуации претензии на титул «Отца отечества» не только выглядели бы вызовом общественному мнению, но и стали бы поводом для насмешек. Принятие титула Pater patriae при игнорировании двух необходимых предпосылок: общепризнанных заслуг перед отечеством (в трактовке сената) и определенного возрастного ценза, — могло квалифицироваться и как с.273 проявление «тирании»82. Как мы убедились, к событиям 2 г. до н. э. это не имело отношения. Принцип Августа — «поспешать, не торопясь»83, присущее ему чувство меры позволили и на этот раз не выйти за рамки «республиканской» идеологии.
Понятие «династическая политика» общеупотребительно в исследовательской и популярной литературе по принципату Августа и его преемников. При этом усилия основателя принципата, направленные на обеспечение преемственности власти, рассматриваются как одно из бесспорных свидетельств его монархизма84. Чтобы с.274 оценить правомерность подобного взгляда, необходимо ответить по крайней мере на два принципиально важных вопроса: во-первых, была ли соответствующая политика Августа династической в общепринятом смысле этого слова; во-вторых, содержалось ли в ней нечто, бросавшее вызов римским традициям и тем самым — противоречившее идеологии «восстановленной республики».
Рассмотрим вкратце фактическую сторону дела. Первые попытки обеспечить преемственность власти Август начал предпринимать вскоре после «восстановления республики». Не имея сыновей (а от Ливии — и вовсе детей), Август, что соответствует общепринятому представлению о династической политике как передаче монархической власти внутри семьи, обратил взор на ближайших родственников. В 25 г. он выдал свою дочь Юлию (от второго брака со Скрибонией) за племянника, сына Октавии (от первого брака с Гаем Клавдием Марцеллом, видным «республиканцем», противником Цезаря) — Марка Клавдия Марцелла. Марцелл был введен в сенат, получил эдильство и право быть избранным консулом на 10 лет ранее установленного возрастного ценза. Аналогичные привилегии получил пасынок Августа — старший сын Ливии от первого брака (с известным «республиканцем» Тиберием Клавдием Нероном) Тиберий Клавдий Нерон85. 23 год, когда состоялось второе «урегулирование» Августа, особенно важен для его «династической» политики. Тогда умер Марцелл (Dio LIII. 33). Но особенно воздействовала на умонастроение принцепса собственная тяжелейшая болезнь. Будучи при смерти, он передал перстень с печатью Агриппе, а государственные счета — консулу Пизону (ibid. LIII. 30). Именно с этого времени Август со всей серьезностью задумался над необходимостью обеспечить безболезненный переход власти в случае его смерти. Единственным подходящим претендентом на роль преемника был в то время Агриппа. Поэтому Август, разведя его предварительно с дочерью Октавии Марцеллой, женил на овдовевшей Юлии (SA 63; Plut. Ant. 87). Со временем Агриппа был наделен двумя важнейшими полномочиями, которые ставили его, по мнению некоторых исследователей, в положение соправителя: высшим империем и с.275 трибунской властью86. Августа не смутило, что Агриппа не мог похвастаться знатным происхождением (по римским понятиям, он как зять стал членом фамилии принцепса).
После смерти Агриппы (12 г. до н. э.) принцепс приблизил к себе и ранее не остававшихся без внимания пасынков — Тиберия и Друза Клавдиев Неронов, которые успешно командовали войсками в Паннонии и Германии. Август принудил 30-летнего Тиберия развестись с женой Випсанией (дочерью Агриппы от Помпонии, которая была в свою очередь дочерью Помпония Аттика) и жениться на овдовевшей Юлии (11 г. до н. э.). Друз, женатый на племяннице Августа Антонии (дочь Октавии от М. Антония), умер в 9 г. до н. э.87.
Еще раньше Август усыновил двух своих внуков, родившихся у Агриппы с Юлией — Гая и Луция Цезарей (SA 64; Dio LIV. 8. 18), всячески способствуя внеочередному прохождению ими ступеней политической карьеры: они еще подростками получили право присутствовать на заседаниях сената, всадники выбрали их предводителями юношества (principes iuventutis), в обход всех возрастных ограничений Гаю и Луцию предоставлялись магистратуры (RG 14. 1). В честь юных Цезарей были отчеканены монеты, имевшие особенно широкое хождение в Восточных провинциях.
Между тем брак Тиберия с Юлией оказался неудачным. Усиленное выдвижение Луция и Гая показывало, что ему отводится второстепенная роль, и Тиберий удалился из Рима (6 г. до н. э.). Его пребывание в течение нескольких лет на Родосе было своего рода ссылкой. Тем временем поведение Юлии, подозревать которую имел основания еще Агриппа, становилось просто скандальным. Август принял решение развести ее с Тиберием и сослать, в соответствии с законами о супружеской измене, на один из пустынных островов (2 г. до н. э.). Жестоко были наказаны соучастники оргий, в т. ч. Юлл Антоний, сын триумвира. А через три года был с.276 возвращен в Рим Тиберий. Во всем этом чувствовалась чья-то если не режиссура, то очень сильная воля. Последовавшая вскоре смерть Луция, а потом и Гая Цезаря (2 и 4 гг. н. э.) вновь со всей остротой поставила вопрос о преемнике принцепса. Ливия, пользовавшаяся все большим влиянием на Августа, всеми силами поддерживала своего сына — Тиберия. Он был усыновлен императором (4 г. н. э.) и стал главным претендентом на роль наследника престола. По-видимому, продолжением этих событий стала высылка из Рима двух из оставшихся в живых детей Агриппы и Юлии — Агриппы Постума и Юлии Младшей (7—
с.277 Тем временем положение Тиберия упрочивалось благодаря военным успехам. В последнее десятилетие принципата Августа он был самым видным полководцем Империи. К моменту смерти принцепса Тиберий, подобно Августу, обладал двумя важнейшими полномочиями: проконсульским империем и трибунской властью. Вместе с Августом он в мае 14 г. проводил ценз сената и перепись населения. По завещанию Тиберий был главным наследником имущества императора89. Все это делало переход к нему верховной власти практически предрешенным.
Ход событий после смерти Августа подтвердил это. Власть шла к Тиберию как бы сама собой, и оставалось лишь умело подхватить ее. Немаловажную роль и в этот момент сыграла Ливия. Не останавливаясь на всех перипетиях событий, отметим, что наибольшие видимые осложнения возникли в паннонских и рейнских легионах, которые благодаря твердости Друза Младшего, и особенно Германика, были усмирены собственными силами и приведены к присяге90.
Заседание сената 17 сентября, на котором власть Тиберия получила оформление и юридическую санкцию, многие исследователи рассматривают как формальность, ничего в сущности уже не способную изменить, а отказ Тиберия от верховной власти — как притворство и лицемерную игру91. Такая оценка неправомерна по целому ряду соображений. Во-первых, если даже брать во внимание «материальную» основу власти императора — легионы, то неизвестно, чем бы кончилось их недовольство и как повел бы себя Германик, не получи Тиберий санкции сената на верховную власть. Во-вторых, для консервативно, «республикански» настроенного Тиберия решение сената, пусть льстивого, презираемого им, было компенсацией и заменой одобрения гражданского коллектива; оно с.278 давало принцепсу моральное право и возможность убедить себя, что он действует во имя и во благо «республики»92.
В конечном счете переход власти к Тиберию открыл всем глаза на монархический аспект власти принцепсов, и в этом смысле явился одним из важнейших эпизодов истории раннего принципата93. В то же время был по возможности соблюден «республиканский» церемониал, соответствовавший как политическому мировоззрению правящего класса, так и ценностям, которыми руководствовался новый принцепс.
Возвращаясь к первому из поставленных вначале вопросов, следует признать, что Август действительно стремился обеспечить передачу полномочий и своего исключительного положения в государстве кому-либо из членов своей семьи. И все же назвать это «династической политикой» в полном смысле слова (если под династией понимать ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг друга по праву наследования) препятствует целый ряд с.279 обстоятельств:
1. Август не был, по крайней мере в формально-юридическом смысле, монархом. Обращение к себе как к «господину» или тем более — «царю» в Городе он счел бы тягчайшим оскорблением.
2. Браки Августа, который считается образцом расчетливого политика (и в частности, прочный и длительный брак с Ливией), не обнаруживают каких бы то ни было «династических» целей. Не имея от Ливии на протяжении нескольких десятков лет собственного потомства, Август даже не помышлял о вступлении в другой брак.
3. Август выбирал преемников среди близких и надежных людей, руководствуясь не только степенью кровного родства, но прежде всего соображениями государственного порядка. Примерами могут служить, с одной стороны, принятый в семью Випсаний Агриппа, усыновленные Гай и Луций, а с другой, — исключенный из числа возможных преемников внук Августа Агриппа Постум и даже из числа претендующих на какую-либо роль в государстве — внучатый племянник Клавдий94.
4. В рассматриваемый период, как собственно на протяжении всего раннего принципата, не существовало права наследования верховной власти. Переход ее к Тиберию был обеспечен благодаря уже занимавшемуся им фактически исключительному месту в государстве. Оно определялось заслугами и «авторитетом», хоть и несравнимыми с таковыми у Августа, но безусловно, выделявшими Тиберия из числа других возможных претендентов.
Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что мероприятия Августа, направленные на передачу власти тому или иному лицу из числа членов своей семьи, не были каким-то вызовом традиции. Все выдающиеся деятели республиканской эпохи заботились о передаче наследникам не только своего материального достатка, с.280 но и по мере возможности — высокого общественного статуса. На этом, собственно, покоилась Римская аристократическая республика. Никого не удивили (если только не имелся в виду слишком юный возраст претендента) претензии Октавиана на «наследство» Юлия Цезаря, нет также сведений о том, что «династическая политика» как таковая ставилась в вину Августу кем-либо из современников95. Не менее показательно, что сам принцепс не только не пытался утаить соответствующие шаги, как например, ускорение cursus или поддержку своих наследников на выборах, но напротив, демонстрировал эти действия и ставил их себе в заслугу96.
Итак, Августа беспокоила не «чистота крови» будущего преемника, а судьба «восстановленной республики». Принцепс, как и все его современники, понимал, что борьба за престол не только поставила бы под вопрос все его достижения, но угрожала бы могуществу, если не существованию, Римского государства. В ряду всех прочих соображений принималось во внимание, что лишь представитель дома Юлиев, чье имя оказывало магическое влияние на армию и широкие слои населения Империи, сможет обеспечить гражданский мир. При этом Август готовил наследников для государства, а не предназначал государство для своей родни, и понимание этого оказывалось немаловажным фактором, влиявшим на оценку политики общественным мнением. Наследовавшие Августу Юлии-Клавдии не были «династией» в собственном смысле слова, и ни один из них не был потомком Августа. В какой-то мере Август предвосхитил здесь политику «династии» Антонинов, правители которой стремились воплотить идеал выбора преемника из числа достойнейших граждан путем усыновления, без ограничения выбора рамками одного «дома» (TH I. 15—
Необходимо обратить внимание на характер передачи власти не только от Августа к Тиберию, но и в эпоху принципата в целом. Обычно, говоря об отсутствии твердого порядка престолонаследия, отмечают, что это было «Ахиллесовой пятой» принципата. Однако, как и в случае с гомеровским героем, без такого с.281 недостатка не было бы и самого выдающегося ахейского воина: особый механизм (а не только ритуал) выбора принцепса был неотъемлемой частью политической системы и идеологии «республиканизма», без которых принципат как таковой был бы не возможен.
Основатель принципата утверждал, что после урегулирования января 27 года его преимущество перед другими магистратами заключалось лишь в auctoritas, но не в potestas, а исполнявшиеся обязанности не противоречили mos maiorum (RG 34. 3; comp.: 6. 1). Можно быть уверенным, что с формально-правовой точки зрения это заявление имело основания: не таков был автор, чтобы так легко дать себя уличить.
В самом деле, практически все полномочия Августа, взятые в отдельности, не выходили за рамки известных прецедентов. Проконсульская власть (imperium proconsulare)97 в незамиренных провинциях, где расквартировывалась большая часть войска, находила прямую аналогию с положением признанного «республиканца» Помпея Великого, которым тот обладал в соответствии с Габиниевым законом. Подобные проконсульские полномочия получили после совещания в Лукке (56 г.) участники первого триумвирата, причем тот же Помпей управлял своей провинцией через уполномоченных (App. IV). Правда, Октавиан с 31 по 23 гг. был еще консулом. Но и здесь был прецедент — положение Помпея в 52 г. Внешне все выглядело вполне «по-республикански»: Октавиан взял на себя самую тяжелую и неблагодарную область государственного управления, связанную к тому же с заботами о непокорной обычно сенату армии, предоставив этому органу римской аристократии все преимущества распоряжаться в давно замиренных и вполне лояльных провинциях. К тому же хлопотные обязанности и полномочия были с.282 приняты Августом по настойчивым просьбам из рук сената и народа.
Урегулирование 27 года до н. э. было встречено с энтузиазмом. Но по мере рассеивания эйфорического тумана некая зыбкость, неопределенность и даже двусмысленность положения, особенно в кризисных ситуациях, все более тревожили не только традиционно мысливших сенаторов, но и самого принцепса. В конечном счете, и все это понимали, огромный организм империи скреплялся «авторитетом» одного человека с очень широкими и в то же время достаточно неопределенными функциями и полномочиями. В этих условиях желание Августа конституционно закрепить свое исключительное влияние было вполне понятным. Однако он не осуществил этого в полном объеме. Здесь, можно быть уверенным, сказалось политическое чутье и способность адекватно оценить ситуацию. Принцепс постоянно находился перед альтернативой. Без юридического оформления своих полномочий он постоянно вынужден был отчасти игнорировать эту сторону государственного порядка и тем самым нарушать традиции и нормы, рискуя подорвать «республиканскую» идеологию режима. Более того, в неопределенности правового статуса заключалась некоторая слабость положения императора, в частности, это был один из факторов, провоцировавших заговоры. Однако не меньшая опасность таилась и в четком юридическом оформлении единоличной власти: точки над i могли бы сделать слишком явным изменение характера государства, что еще более очевидно противоречило бы традиционалистской вывеске. Мера соблюдения этого неустойчивого равновесия являлась, таким образом, весьма чувствительным показателем смещения неких краеугольных представлений в общественном сознании, а также изменения конструктивной роли «республиканизма» в здании империи.
Балансирование между двумя указанными нарушениями «республиканизма» составляло объективно заданную диалектику раннего принципата98. Эта объективная двойственность, имевшая глубокие корни в структуре Римского государства и в менталитете с.283 политически значимых социальных слоев, обусловила в конечном счете важнейшие конституционные эксперименты первых десятилетий Империи. Принцепс был самое большее — режиссером и главным лицедеем в сочинявшейся не им исторической драме. И все же надо признать: мастерское исполнение Августом своей роли (comp.: SA 99. 1) заложило традицию, с которой, желая или нет, вынуждены были считаться его преемники. Ни один из них не обнаружил подобных способностей. Важнейшая из них заключалась в том, что в самых сложных ситуациях Октавиан-Август неким шестым чувством умел найти «золотую середину», прокладывая непрямой путь между Сциллой своевольного абсолютизма и Харибдой буквального соблюдения конституционных установлений.
ПРИМЕЧАНИЯ