изменения в общественном сознании и изменения в монетных изображениях
Разложение традиционных республиканских ценностей, традиционно относимое хронологически к периоду после III Пунической войны, не замедлило отразиться и в монетной чеканке Рима. Бедная разнообразием сюжетов (фактически, до середины
На первом этапе мы видим лишь увеличение числа монетных типов при сохранении их общей идеологической направленности на традиционные римские религиозные принципы. На реверсах появляются Юпитер в квадриге, Диана на оленьей упряжке, Геракл и Юнона в колесницах, запряженных соответственно кентаврами и козлами, другие римские боги.
Десятилетие спустя на реверсах появляются сюжеты, не несущие религиозную окраску. Денарии Т. Ветурия (Crawford 234/1) представляют военную сцену — двух воинов, пленяющих коленопреклоненного юношу со свиньей в руках. Г. Минуций Авгурин изображает на своих монетах момент освящения жрецами колонны со статуей (Crawford 242/1). Секст Помпей Фостул, видимо обыгрывая свой когномен, обращается к временам легендарной древности. Его денарии украшены изображением Руминальской смоковницы, Капитолийской волчицы с близнецами и пастуха Фавстула — персонажей легенды о воспитании Ромула и Рема (Crawford 235/1).
Денарии Секста Помпея — первая, возможно, неосознанная попытка прославления монетариями своего рода в выпускаемых ими монетных типах. В дальнейшем эта тенденция, вступающая в противоречие с римской традицией, все более набирает силу. Отметим, что данное явление прослеживается не только нумизматически. В первой половине
В 128 г. до н. э. новое явление совершает прорыв и в римской монетной чеканке. Триумвиры-монетарии этого года добавляют к традиционному сюжету реверса (Виктория в биге) изображения, прославляющие их род: Гн. Домиций Агенобарб, намекая на предка, организовавшего гладиаторские бои, — гладиатора, борющегося со львом (Crawford 261/1), Л. Цецилий Метелл Диадемат — голову слона, в память о предке, убившем этого пунийского зверя во время Ганнибаловой войны (Crawford 262/1). Годом позже Марк Метелл изображает на реверсе македонский щит со слоном, добавляя к памяти первого предка воспоминание об отце — покорителе потомков Александра Великого Кв. Метелле Македонском (Crawford 263/1). Еще один слон появляется на монетах другого Метелла — Г. Капрария (Crawford 269/1).
Еще через десять лет в Риме выпускается серия монет, впервые посвященная современному событию. Четыре монетария — М. Аврелий Скавр, Л. Косконий, Г. Публиций Маллеол и Л. Помпоний — чеканят денарии для новообразованной провинции, Нарбоннской Галлии, и помещают на реверсах имена основателей первой внеиталийской колонии римского народа Нарбонны Л. Лициния Красса и Гн. Домиция Агенобарба.
Впрочем, обращение к современному событию было слишком революционным и опережающим свое время в римской чеканке и на время вновь исчезает с денариев. В то же время, сюжеты, посвященные прославлению собственного рода, деяний предков, продолжают присутствовать среди монетных типов. Маний Лепид помещает на реверсе конную статую своего предка-триумфатора (Crawford 291/1), такая же статуя украшает денарии Л. Марция Филиппа (Crawford 293/1). Меммии обращаются в своей чеканке к Диоскурам, причем изображают их в необычной для римского чекана манере, отмечая свою связь с культом этих богов (Crawford 304/1). Кв. Лутаций Церкон обращается к деяниям предков — братьев-триумфаторов Г. Катула и Кв. Церкона (Crawford 305/1).
В конце
Победы Г. Мария над кимврами и тевтонами вызвали выпуск новой серии монет, посвященных современному событию — речь о денариях Г. Фабия Адриана, чеканенных из военной добычи, М. Луцилия Руфа, Г. Фундания (Crawford 322/1, 324/1, 326/1—
Робко, но неуклонно проникают на монеты и изображения реальных людей. Первые попытки такого изображения несут во многом религиозную окраску — помещая на реверсах своих умерших предков, монетарии не сильно отступали от религиозной традиции, ведь души предков становились богами — ларами и пенатами. Недаром именно в это время появляются на монетах и обобщенные изображения богов — ларов и пенатов (Crawford 298/1, 312/1).
Нумерий Фабий Пиктор помещает на реверсе фигуру своего деда Кв. Фабия Пиктора, фламина Квирина (Crawford 268/1), Л. Помпоний Молон чеканит изображение своего легендарного предка царя Нумы Помпилия (Crawford 334/1). Л. Титурий Сабин, высказывая претензии на происхождение от царского сабинского рода, помещает на аверсе легендарного предка — царя Тита Тация, а на реверсе — древний сюжет с похищением сабинянок (Crawford 344/1—
Эпоха гражданской войны Мария и Суллы совершает новый переворот в римской монетной чеканке. Впервые на денариях начинают изображать живых людей, правда, пока только лишь на реверсах. В 86 г. «скромно» запечатлели себя на монетах эдилы марианского правительства М. Фанний и Л. Цертоний (Crawford 351/1), четыре года спустя Манлий Торкват отчеканил на реверсах ауреев и денариев своего патрона Л. Суллу, заменив в триумфальной колеснице его фигурой фигуру богини Виктории (Crawford 367/3—
Поколением позже изображения легендарных предков проникают на аверсы. В 54 г. до н. э. два монетария выпускают похожие типы денариев, украшенные с обеих сторон портретами предков. М. Юний Брут размещает на аверсе изображение первого консула Л. Брута, а на реверсе — знаменитого тираноборца Кв. Сервилия Ахалу, ведь по материнской линии Марк Брут происходил из Сервилиев (Crawford 433/2). Его коллега Кв. Помпей Руф чеканит на денариях портреты обоих своих дедов — коллег по консульству 88 г. до н. э. Кв. Помпея Руфа и Л. Корнелия Суллу (Crawford 434/1). Тремя годами позже деда-консула изображает на своих монетах Г. Целий Кальд (Crawford 437/1—
Многие монетарии не имели знаменитых предков и были вынуждены обходиться предками «помельче». Так, Г. Анций Рестион изображает на аверсе денариев своего одноименного отца, хотя тот добился лишь народного трибуната, да и в нем особо не прославился (Crawford 455/1).
Победа Г. Юлия Цезаря в гражданской войне и его узурпация высшей власти в Риме привели к победе монархических тенденций в развитии римской цивилизации. В области нумизматики это отразилось принятием в начале 44 г. до н. э. закона о разрешении Цезарю помещать на чеканящихся им монетах собственного портрета. Появляется множество типов с портретами Цезаря в виде диктатора, в виде триумфатора, в виде великого понтифика (Crawford 480/2—
Убийство диктатора не смогло пресечь этих тенденций. Наследники Цезаря, подобно ему, чеканили свои изображения на монетах. Первым это сделал Марк Антоний, затем его коллеги — триумвиры Октавиан и Лепид. Отметились на аверсах и «вторые лица» II триумвирата — брат триумвира Л. Антоний (Crawford 517/5), Гн. Домиций Агенобарб (Crawford 519/2), его коллега по консульству 32 г. до н. э. Г. Сосий (Laffaille 324), а также женщины триумвиров — жена М. Антония Фульвия (Crawford 489/6) и сестра Октавиана (и тоже жена М. Антония) Октавия (RPC 1453, 1463, 1464 etc).
Впрочем, противники триумвиров также не стеснялись изображать себя на монетах. Цезареубийца М. Юний Брут (денарий «Иды марта» — Crawford 508/3), Секст Помпей (Crawford 511/1), Кв. Лабиен (Crawford 524/1—
Впрочем, в эпоху гражданских войн II триумвирата не забывали и традиционные для римской чеканки сюжеты, в частности — изображение предков. Портреты божественного Юлия помещали на своих монетах триумвиры, Гней Помпей Магн глядит с ауреев, денариев и ассов (в виде бога Януса) своего младшего сына. Не отставали от моды и менее знаменитые монетарии той эпохи, например, Л. Ливиней Регул (Crawford 494/27—
Таким образом, мы видим, как на протяжении столетия изменились нравы и образ мыслей римлян и как эти изменения отразились в нумизматике — от робких попыток вырваться из строгих рамок республиканской патриархальной общины и ее требований, через прославление своего рода и своих предков к зарождению и становлению монархических идей.