42 г. до н. э.
Республиканская монетная чеканка очень сильно зависела от римского правительства. Сенату принадлежали мастерские (в храме Юноны Монеты), он давал заказ и выделял средства на чеканку монеты. Пока сенат был могущественным, мы с уверенностью можем говорить о том, что римские выпуски были по-настоящему государственными. Им свойственна стандартизация — для серебряных денариев лишь один тип аверса и два типа реверсов (Виктория в биге и Диоскуры). Ослабление сената после III Пунической войны и особенно после Гракхов привело к тому, что ослабевает и государственный контроль над монетной чеканкой. Для этого периода характерен гораздо более свободный выбор монетариями сюжетов для своих выпусков. Символика денариев прославляла уже не могущество римского сената и народа, а доблесть и славу семейств, к которым принадлежали монетарии, заслуженные их предками триумфы и магистратуры.
Развитие могущества военных императоров, наряду с ослаблением роли сената, окончательно минимизирует роль римского правительства в монетном деле.
Л. Корнелий Сулла, противопоставивший себя правительству, контролировавшемуся популярами, и выпускавший монету из собственной военной добычи, фактически превратил чеканку в личное дело. Производство монеты ведется походным монетным двором, сопровождающим армию оппозиционного полководца. Недостаток серебра заставляет Суллу начать чеканку из золота — впервые в Риме выпускается новый тип монет — ауреи. На реверсах денариев появляется сам Сулла в виде победоносного полководца — триумфатора.
Некоторое время сенатская и военная чеканка существуют одновременно, пока победивший в гражданской войне и захвативший высшую власть в Риме Г. Юлий Цезарь не делает окончательный выбор в пользу второй. Пожизненный диктатор берет монетное дело под свой контроль. Символика выпусков утрачивает республиканский характер и становится монархической. На монетах присутствуют все соответствующие атрибуты — портрет правителя и его титул. Магистраты по чеканке монеты ставят свое имя на монетах, но это не более чем технический знак, поясняющий, где и под чьим контролем производился выпуск, и ни в коем случае не средство для прославления себя и своего рода, как это было в республиканскую эпоху.
Убийство Цезаря и временный рост значения сената на некоторое время вернули ему и контроль над производством монеты. В 44—
Впрочем, настоящий очерк не затрагивает военную чеканку Рима. Напротив, он посвящен монетным типам Л. Ливинея Регула — «лебединой песне» республиканской монетной чеканки.
Луций Ливиней Регул происходил из малоизвестного плебейского рода. Лишь его отец, носивший то же имя, впервые вошел в сенат. Подъем рода Ливинеев связан с тем, что наш монетарий поддержал во время гражданской войны Г. Юлия Цезаря, а после его смерти — триумвиров. В эпоху Юлиев — Клавдиев Ливинеи окончательно закрепились в сенате, добились консульства и породнились со знатнейшими римскими родами.
Чеканке Л. Ливинея Регула принадлежит один тип ауреев и пять типов денариев, посвященных прославлению рода монетария, и два типа денариев, изображающих покойного диктатора Цезаря и его наследника.
В соответствии с модой, распространившейся в Риме в середине
Портрет Ливинея-отца выдержан в римской реалистичной манере. Мы видим пожилого человека, отнюдь не стройного (хотя гравер и постеснялся добавить ему пару лишних подбородков, мы вполне можем предположить их наличие), с хищным крючковатым носом. Несомненно, перед нами портрет, сделанный с посмертной маски, право на изготовление которой (ius imaginem) Л. Ливиней Регул получил, добившись курульной магистратуры.
Crawford 494/28. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Аурей и два типа денариев имеют на аверсе легенды, говорящие о пике карьеры Ливинея-отца — REGVLVS PR(aetor) и L REGVLVS PR(aetor) (Crawford 494/26—
Изображения реверсов рассказывают об основных достижениях карьеры обоих Ливинеев (претора и монетария). Аурей и денарий с легендой на аверсах REGVLVS PR содержат на реверсах изображение символов преторского достоинства — курульного кресла и окружающих его шести фасций. Легенды реверсов одинаковы и называют имя монетария — L LIVINEIVS REGVLVS (Crawford 494/26—
Два других типа денариев посвящены, по нашему мнению, этапам карьеры самого монетария. Изображая портрет его отца, они, однако, не имеют на аверсе легенд. Первый (легенда реверса — L LIVINEIVS REGVLVS) содержит на реверсе изображение модия между двумя колосьями, указывая на деятельность монетария по обеспечению Рима зерном (Crawford 494/29). Другой (легенда реверса — L REGVLVS) представляет сцену боя между гладиаторами и дикими зверями. Речь явно идет об организации Ливинеем гладиаторских игр.
Последний тип чеканившихся Ливинеем Регулом «родовых» денариев является промежуточным между двумя группами. Аверс посвящен отцу-претору (портрет и легенда L REGVLVS), реверс — сыну-монетарию. Легенда называет его имя и должность (REGVLVS F(ilius) PRAEF(ectus) VR(banus) — Регул сын, префект Города), а изображение представляет символы власти — курульное кресло и две фасции (Crawford 494/31).
Еще один тип посвящен, как представляется, обожествлению Цезаря, которое было осуществлено по куриатному закону, принятому по настоянию наследника диктатора Октавиана в разгар проскрипций — 1 января 42 г. до н. э. На аверсе помещен его портрет в окружении лавровой ветви и кадуцея. Реверс изображает скачущего быка и содержит легенду L LIVINEIVS REGVLVS (Crawford 494/24).
Crawford 494/24. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Наконец, последний тип, отчеканенный Ливинеем Регулом, посвящен одному из триумвиров — Г. Юлию Цезарю Октавиану. На аверсе помещен его портрет и сопутствующая легенда (C CAESAR III VIR R P C), на реверсе — имя монетария (L LIVINEIVS REGVLVS) и Виктория, держащая в руках венок и пальмовую ветвь (Crawford 494/25). Вероятно, сюжет посвящен заключению мира между Октавианом, Антонием и Лепидом и образованию триумвирата.
Crawford 494/25. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
О жизни и карьере обоих Ливинеев Регулов осталось очень мало сведений, и монеты помогают нам немного расширить знания о них. Л. Ливиней Регул-старший был, видимо, ровесником Цицерона и его близким другом. Во время изгнания оратора Ливиней принял активное участие в его судьбе и предоставил ему своих вольноотпущенников. Изгнание вело к гражданской смерти; имущество Цицерона было конфисковано, и использовать своих рабов и клиентов он не мог. Один из вольноотпущенников Регула, Л. Ливиней Трифон, служил курьером между Цицероном, обретшим пристанище в Фессалониках, и его друзьями в Риме (Cic. Att. III, 19; Fam. XIII, 60).
Два года спустя Регул попал в бедственное положение и теперь уже вернувшийся в Рим Цицерон оказывает ему помощь. «Его бедственное положение еще более обязывает меня по отношению к нему», — пишет оратор в рекомендательном письме (Cic. Fam. XIII, 60, 1).
Сведения о политической карьере Л. Ливинея Регула-отца дают нам только монеты его сына, называющие достигнутую им магистратуру претора. Год, когда Регул исполнял преторские обязанности, неизвестен, но косвенные признаки — примерно одинаковый возраст с Цицероном, помощь, которую он оказал оратору во время изгнания, и проблемы, возникшие у него в 56 г. до н. э. — позволяют датировать претуру Ливинея около 60 г. до н. э. В период изгнания Цицерона он, видимо, был наместником в одной из восточных провинций, а затем был обвинен в злоупотреблениях во время наместничества. Именно с этим, по нашему мнению, связаны «бедствия», о которых пишет Цицерон.
Дальнейшая карьера Л. Ливинея Регула-старшего неизвестна, но можно предположить, что к 42 г. до н. э., он уже умер, так как традиции сенатской монетной чеканки не позволяли чеканить на монетах портреты живых людей.
Сведения о Л. Ливинее Регуле-сыне также скудны. Известно, что в гражданской войне Цезаря и Помпея он поддержал первого. В 46 г. до н. э. во время африканской войны Ливиней командовал легионом в Гадрумете (Caes. B. Afr., 89).
Crawford 494/34. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Исследователи-нумизматы называют его одним из четырех кваттуорвиров-монетариев 42 г. до н. э., наряду с П. Клодием, Г. Вибием Варом и Л. Муссидием Лонгом. Однако, представляется, что это не так. Должность Ливинея указана на одном из серебряных типов как префект Города (Crawford 494/31). Если Ливиней Регул был префектом с правами эдила (о чем говорят символы курульного эдила на реверсе — кресло и два пучка фасций), то это объясняет сюжеты еще на двух денариях (модий с колосьями и схватка гладиаторов с дикими зверями — Crawford 494/29—
Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
После 42 г. до н. э. мы не встречаем упоминаний о Ливинее. Отошел ли он от политики, умер от болезни или погиб в одном из многочисленных кризисов эпохи II триумвирата — неизвестно.
К роду Ливинеев Регулов относятся еще два политических деятеля эпохи Юлиев — Клавдиев. Марк Ливиней Регул, вероятно, внук монетария, был консулом-суффектом в мае — июле 18 г. Он заменил в этой должности знаменитого Германика и стал коллегой брата Сеяна Л. Сея Туберона (CIL XIV, 4533; AE 1991, 307). Ливиней породнился с выдающимся родом Кальпурниев Пизонов и вместе с другими родственниками защищал Гн. Кальпурния Пизона, обвиненного в отравлении Германика (Tac. Ann, III, 11).
Последний из известных Ливинеев Регулов — сын или внук консула 18 г. — был сенатором, при Калигуле или Клавдии был исключен из сената и уехал на берега Неаполитанского залива, где поселился в маленьком дачном городке Помпеи на склоне дремавшего вулкана Везувий. В 59 г. он организовал для жителей Помпей и соседней Нуцерии представление гладиаторов. О том, что произошло дальше, расскажет Тацит:
«Приблизительно тогда же, начавшись с безделицы, во время представления гладиаторов… вспыхнуло жестокое побоище между жителями Нуцерии и Помпей. Задирая сначала друг друга по свойственной городским низам распущенности насмешками и поношениями, они схватились затем за камни и наконец за оружие, причем взяла верх помпеяская чернь, в городе которой давались игры. В Рим были доставлены многие нуцерийцы с телесными увечьями, и еще большее их число оплакивало гибель детей или родителей. Разбирательство этого дела принцепс предоставил сенату, а сенат — консулам. И после того как те снова доложили о нем сенату, он воспретил общине помпейцев на десять лет устройство этого рода сборищ и распустил созданные ими вопреки законам товарищества» (Tac. Ann. XIV, 17).
Амфитеатр Помпей. |
До извержения Везувия оставалось всего двадцать лет.
Прошло две тысячи лет, Помпеи вновь увидели солнце, поднявшись из пепла, на смену гладиаторских боев пришел футбол, но италийская чернь продолжает бушевать, и вновь на стадионах гибнут люди… Человеческая природа неизменна.
Современные тиффози. |
А что же последний из Ливинеев? За необеспечение общественного порядка во время игр по решению сената он был наказан ссылкой…