В. В. Рязанов

Монеты и монетарии Римской республики

Любезно предоставлено автором, 2011.

Моне­ты Л. Ливи­нея Регу­ла
42 г. до н. э.

Рес­пуб­ли­кан­ская монет­ная чекан­ка очень силь­но зави­се­ла от рим­ско­го пра­ви­тель­ства. Сена­ту при­над­ле­жа­ли мастер­ские (в хра­ме Юно­ны Моне­ты), он давал заказ и выде­лял сред­ства на чекан­ку моне­ты. Пока сенат был могу­ще­ст­вен­ным, мы с уве­рен­но­стью можем гово­рить о том, что рим­ские выпус­ки были по-насто­я­ще­му государ­ст­вен­ны­ми. Им свой­ст­вен­на стан­дар­ти­за­ция — для сереб­ря­ных дена­ри­ев лишь один тип авер­са и два типа ревер­сов (Вик­то­рия в биге и Дио­с­ку­ры). Ослаб­ле­ние сена­та после III Пуни­че­ской вой­ны и осо­бен­но после Грак­хов при­ве­ло к тому, что осла­бе­ва­ет и государ­ст­вен­ный кон­троль над монет­ной чекан­кой. Для это­го пери­о­да харак­те­рен гораздо более сво­бод­ный выбор моне­та­ри­я­ми сюже­тов для сво­их выпус­ков. Сим­во­ли­ка дена­ри­ев про­слав­ля­ла уже не могу­ще­ство рим­ско­го сена­та и наро­да, а доб­лесть и сла­ву семейств, к кото­рым при­над­ле­жа­ли моне­та­рии, заслу­жен­ные их пред­ка­ми три­ум­фы и маги­ст­ра­ту­ры.

Раз­ви­тие могу­ще­ства воен­ных импе­ра­то­ров, наряду с ослаб­ле­ни­ем роли сена­та, окон­ча­тель­но мини­ми­зи­ру­ет роль рим­ско­го пра­ви­тель­ства в монет­ном деле.

Л. Кор­не­лий Сул­ла, про­ти­во­по­ста­вив­ший себя пра­ви­тель­ству, кон­тро­ли­ро­вав­ше­му­ся попу­ля­ра­ми, и выпус­кав­ший моне­ту из соб­ст­вен­ной воен­ной добы­чи, фак­ти­че­ски пре­вра­тил чекан­ку в лич­ное дело. Про­из­вод­ство моне­ты ведет­ся поход­ным монет­ным дво­ром, сопро­вож­даю­щим армию оппо­зи­ци­он­но­го пол­ко­во­д­ца. Недо­ста­ток сереб­ра застав­ля­ет Сул­лу начать чекан­ку из золота — впер­вые в Риме выпус­ка­ет­ся новый тип монет — ауреи. На ревер­сах дена­ри­ев появ­ля­ет­ся сам Сул­ла в виде победо­нос­но­го пол­ко­во­д­ца — три­ум­фа­то­ра.

Неко­то­рое вре­мя сенат­ская и воен­ная чекан­ка суще­ст­ву­ют одно­вре­мен­но, пока победив­ший в граж­дан­ской войне и захва­тив­ший выс­шую власть в Риме Г. Юлий Цезарь не дела­ет окон­ча­тель­ный выбор в поль­зу вто­рой. Пожиз­нен­ный дик­та­тор берет монет­ное дело под свой кон­троль. Сим­во­ли­ка выпус­ков утра­чи­ва­ет рес­пуб­ли­кан­ский харак­тер и ста­но­вит­ся монар­хи­че­ской. На моне­тах при­сут­ст­ву­ют все соот­вет­ст­ву­ю­щие атри­бу­ты — порт­рет пра­ви­те­ля и его титул. Маги­ст­ра­ты по чекан­ке моне­ты ста­вят свое имя на моне­тах, но это не более чем тех­ни­че­ский знак, пояс­ня­ю­щий, где и под чьим кон­тро­лем про­из­во­дил­ся выпуск, и ни в коем слу­чае не сред­ство для про­слав­ле­ния себя и сво­его рода, как это было в рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху.

Убий­ство Цеза­ря и вре­мен­ный рост зна­че­ния сена­та на неко­то­рое вре­мя вер­ну­ли ему и кон­троль над про­из­вод­ст­вом моне­ты. В 44—41 гг. до н. э. моне­та­рии осу­ществля­ют выпус­ки, типо­ло­ги­че­ски отно­ся­щи­е­ся к рес­пуб­ли­кан­ской чекан­ке. Одна­ко парал­лель­но с этим наби­ра­ет силу и воен­ная чекан­ка — свою моне­ту выпус­ка­ют три­ум­ви­ры и их сто­рон­ни­ки, рес­пуб­ли­ка­нец Марк Брут, «рес­пуб­ли­кан­ский принц» Секст Пом­пей. В усло­ви­ях граж­дан­ской вой­ны воен­ная чекан­ка не мог­ла не победить. Имен­но она лег­ла в осно­ву монет­ных выпус­ков Рим­ской импе­рии.

Впро­чем, насто­я­щий очерк не затра­ги­ва­ет воен­ную чекан­ку Рима. Напро­тив, он посвя­щен монет­ным типам Л. Ливи­нея Регу­ла — «лебеди­ной песне» рес­пуб­ли­кан­ской монет­ной чекан­ки.

Луций Ливи­ней Регул про­ис­хо­дил из мало­из­вест­но­го пле­бей­ско­го рода. Лишь его отец, носив­ший то же имя, впер­вые вошел в сенат. Подъ­ем рода Ливи­не­ев свя­зан с тем, что наш моне­та­рий под­дер­жал во вре­мя граж­дан­ской вой­ны Г. Юлия Цеза­ря, а после его смер­ти — три­ум­ви­ров. В эпо­ху Юли­ев — Клав­ди­ев Ливи­неи окон­ча­тель­но закре­пи­лись в сена­те, доби­лись кон­суль­ства и пород­ни­лись со знат­ней­ши­ми рим­ски­ми рода­ми.

Чекан­ке Л. Ливи­нея Регу­ла при­над­ле­жит один тип ауре­ев и пять типов дена­ри­ев, посвя­щен­ных про­слав­ле­нию рода моне­та­рия, и два типа дена­ри­ев, изо­бра­жаю­щих покой­но­го дик­та­то­ра Цеза­ря и его наслед­ни­ка.

В соот­вет­ст­вии с модой, рас­про­стра­нив­шей­ся в Риме в середине I в. до н. э., Ливи­ней поме­стил на авер­сах сво­их монет порт­рет отца, быв­ше­го пре­то­ра, под­чер­ки­вая, что он уже не ho­mo no­vus, но тоже может похва­стать­ся пред­ка­ми — куруль­ны­ми маги­ст­ра­та­ми.

Порт­рет Ливи­нея-отца выдер­жан в рим­ской реа­ли­стич­ной мане­ре. Мы видим пожи­ло­го чело­ве­ка, отнюдь не строй­но­го (хотя гра­вер и постес­нял­ся доба­вить ему пару лиш­них под­бо­род­ков, мы вполне можем пред­по­ло­жить их нали­чие), с хищ­ным крюч­ко­ва­тым носом. Несо­мнен­но, перед нами порт­рет, сде­лан­ный с посмерт­ной мас­ки, пра­во на изготов­ле­ние кото­рой (ius ima­gi­nem) Л. Ливи­ней Регул полу­чил, добив­шись куруль­ной маги­ст­ра­ту­ры.

Crawford 494/28.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.

Аурей и два типа дена­ри­ев име­ют на авер­се леген­ды, гово­ря­щие о пике карье­ры Ливи­нея-отца — REGVLVS PR(aetor) и L REGVLVS PR(aetor) (Crawford 494/26—27 и 494/31). Три осталь­ных типа, чека­нив­ши­е­ся в сереб­ре, не име­ют легенд, сопут­ст­ву­ю­щих изо­бра­же­нию (Crawford 494/28—30).

Изо­бра­же­ния ревер­сов рас­ска­зы­ва­ют об основ­ных дости­же­ни­ях карье­ры обо­их Ливи­не­ев (пре­то­ра и моне­та­рия). Аурей и дена­рий с леген­дой на авер­сах REGVLVS PR содер­жат на ревер­сах изо­бра­же­ние сим­во­лов пре­тор­ско­го досто­ин­ства — куруль­но­го крес­ла и окру­жаю­щих его шести фас­ций. Леген­ды ревер­сов оди­на­ко­вы и назы­ва­ют имя моне­та­рия — L LI­VI­NEIVS REGVLVS (Crawford 494/26—27). Такой же тип ревер­са при­сут­ст­ву­ет и на дена­рии, не име­ю­щем на авер­се леген­ды (Crawford 494/28).

Два дру­гих типа дена­ри­ев посвя­ще­ны, по наше­му мне­нию, эта­пам карье­ры само­го моне­та­рия. Изо­бра­жая порт­рет его отца, они, одна­ко, не име­ют на авер­се легенд. Пер­вый (леген­да ревер­са — L LI­VI­NEIVS REGVLVS) содер­жит на ревер­се изо­бра­же­ние модия меж­ду дву­мя коло­сья­ми, ука­зы­вая на дея­тель­ность моне­та­рия по обес­пе­че­нию Рима зер­ном (Crawford 494/29). Дру­гой (леген­да ревер­са — L REGVLVS) пред­став­ля­ет сце­ну боя меж­ду гла­ди­а­то­ра­ми и дики­ми зве­ря­ми. Речь явно идет об орга­ни­за­ции Ливи­не­ем гла­ди­а­тор­ских игр.

Послед­ний тип чека­нив­ших­ся Ливи­не­ем Регу­лом «родо­вых» дена­ри­ев явля­ет­ся про­ме­жу­точ­ным меж­ду дву­мя груп­па­ми. Аверс посвя­щен отцу-пре­то­ру (порт­рет и леген­да L REGVLVS), реверс — сыну-моне­та­рию. Леген­да назы­ва­ет его имя и долж­ность (REGVLVS F(ili­us) PRAEF(ec­tus) VR(ba­nus) — Регул сын, пре­фект Горо­да), а изо­бра­же­ние пред­став­ля­ет сим­во­лы вла­сти — куруль­ное крес­ло и две фас­ции (Crawford 494/31).

Еще один тип посвя­щен, как пред­став­ля­ет­ся, обо­жест­вле­нию Цеза­ря, кото­рое было осу­щест­вле­но по кури­ат­но­му зако­ну, при­ня­то­му по насто­я­нию наслед­ни­ка дик­та­то­ра Окта­ви­а­на в раз­гар про­скрип­ций — 1 янва­ря 42 г. до н. э. На авер­се поме­щен его порт­рет в окру­же­нии лав­ро­вой вет­ви и каду­цея. Реверс изо­бра­жа­ет ска­чу­ще­го быка и содер­жит леген­ду L LI­VI­NEIVS REGVLVS (Crawford 494/24).

Crawford 494/24.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.

Нако­нец, послед­ний тип, отче­ка­нен­ный Ливи­не­ем Регу­лом, посвя­щен одно­му из три­ум­ви­ров — Г. Юлию Цеза­рю Окта­виа­ну. На авер­се поме­щен его порт­рет и сопут­ст­ву­ю­щая леген­да (C CAE­SAR III VIR R P C), на ревер­се — имя моне­та­рия (L LI­VI­NEIVS REGVLVS) и Вик­то­рия, дер­жа­щая в руках венок и паль­мо­вую ветвь (Crawford 494/25). Веро­ят­но, сюжет посвя­щен заклю­че­нию мира меж­ду Окта­виа­ном, Анто­ни­ем и Лепидом и обра­зо­ва­нию три­ум­ви­ра­та.

Crawford 494/25.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.

О жиз­ни и карье­ре обо­их Ливи­не­ев Регу­лов оста­лось очень мало сведе­ний, и моне­ты помо­га­ют нам немно­го рас­ши­рить зна­ния о них. Л. Ливи­ней Регул-стар­ший был, види­мо, ровес­ни­ком Цице­ро­на и его близ­ким дру­гом. Во вре­мя изгна­ния ора­то­ра Ливи­ней при­нял актив­ное уча­стие в его судь­бе и пре­до­ста­вил ему сво­их воль­ноот­пу­щен­ни­ков. Изгна­ние вело к граж­дан­ской смер­ти; иму­ще­ство Цице­ро­на было кон­фис­ко­ва­но, и исполь­зо­вать сво­их рабов и кли­ен­тов он не мог. Один из воль­ноот­пу­щен­ни­ков Регу­ла, Л. Ливи­ней Три­фон, слу­жил курье­ром меж­ду Цице­ро­ном, обрет­шим при­ста­ни­ще в Фес­са­ло­ни­ках, и его дру­зья­ми в Риме (Cic. Att. III, 19; Fam. XIII, 60).

Два года спу­стя Регул попал в бед­ст­вен­ное поло­же­ние и теперь уже вер­нув­ший­ся в Рим Цице­рон ока­зы­ва­ет ему помощь. «Его бед­ст­вен­ное поло­же­ние еще более обя­зы­ва­ет меня по отно­ше­нию к нему», — пишет ора­тор в реко­мен­да­тель­ном пись­ме (Cic. Fam. XIII, 60, 1).

Сведе­ния о поли­ти­че­ской карье­ре Л. Ливи­нея Регу­ла-отца дают нам толь­ко моне­ты его сына, назы­ваю­щие достиг­ну­тую им маги­ст­ра­ту­ру пре­то­ра. Год, когда Регул испол­нял пре­тор­ские обя­зан­но­сти, неиз­ве­стен, но кос­вен­ные при­зна­ки — при­мер­но оди­на­ко­вый воз­раст с Цице­ро­ном, помощь, кото­рую он ока­зал ора­то­ру во вре­мя изгна­ния, и про­бле­мы, воз­ник­шие у него в 56 г. до н. э. — поз­во­ля­ют дати­ро­вать пре­ту­ру Ливи­нея око­ло 60 г. до н. э. В пери­од изгна­ния Цице­ро­на он, види­мо, был намест­ни­ком в одной из восточ­ных про­вин­ций, а затем был обви­нен в зло­употреб­ле­ни­ях во вре­мя намест­ни­че­ства. Имен­но с этим, по наше­му мне­нию, свя­за­ны «бед­ст­вия», о кото­рых пишет Цице­рон.

Даль­ней­шая карье­ра Л. Ливи­нея Регу­ла-стар­ше­го неиз­вест­на, но мож­но пред­по­ло­жить, что к 42 г. до н. э., он уже умер, так как тра­ди­ции сенат­ской монет­ной чекан­ки не поз­во­ля­ли чека­нить на моне­тах порт­ре­ты живых людей.

Сведе­ния о Л. Ливи­нее Регу­ле-сыне так­же скуд­ны. Извест­но, что в граж­дан­ской войне Цеза­ря и Пом­пея он под­дер­жал пер­во­го. В 46 г. до н. э. во вре­мя афри­кан­ской вой­ны Ливи­ней коман­до­вал леги­о­ном в Гад­ру­ме­те (Caes. B. Afr., 89).

Crawford 494/34.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.

Иссле­до­ва­те­ли-нумиз­ма­ты назы­ва­ют его одним из четы­рех кват­ту­о­рви­ров-моне­та­ри­ев 42 г. до н. э., наряду с П. Кло­ди­ем, Г. Виби­ем Варом и Л. Мус­сиди­ем Лон­гом. Одна­ко, пред­став­ля­ет­ся, что это не так. Долж­ность Ливи­нея ука­за­на на одном из сереб­ря­ных типов как пре­фект Горо­да (Crawford 494/31). Если Ливи­ней Регул был пре­фек­том с пра­ва­ми эди­ла (о чем гово­рят сим­во­лы куруль­но­го эди­ла на ревер­се — крес­ло и два пуч­ка фас­ций), то это объ­яс­ня­ет сюже­ты еще на двух дена­ри­ях (модий с коло­сья­ми и схват­ка гла­ди­а­то­ров с дики­ми зве­ря­ми — Crawford 494/29—30). В обя­зан­но­сти эди­лов (и город­ских пре­фек­тов, выпол­ня­ю­щих их функ­ции) как раз и вхо­ди­ли орга­ни­за­ция игр и обес­пе­че­ние Горо­да про­до­воль­ст­ви­ем (срав­нить с дея­тель­но­стью пре­фек­тов при Цеза­ре в 45 г. до н. э. — Dio Cass. XLIII, 48). Имен­но они выпол­ня­ли тре­бо­ва­ние рим­ской посло­ви­цы «pa­nem et cir­cen­ses» (хле­ба и зре­лищ).

Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.
«Хле­ба и зре­лищ». Crawford 494/29—30.

После 42 г. до н. э. мы не встре­ча­ем упо­ми­на­ний о Ливи­нее. Ото­шел ли он от поли­ти­ки, умер от болез­ни или погиб в одном из мно­го­чис­лен­ных кри­зи­сов эпо­хи II три­ум­ви­ра­та — неиз­вест­но.

К роду Ливи­не­ев Регу­лов отно­сят­ся еще два поли­ти­че­ских дея­те­ля эпо­хи Юли­ев — Клав­ди­ев. Марк Ливи­ней Регул, веро­ят­но, внук моне­та­рия, был кон­су­лом-суф­фек­том в мае — июле 18 г. Он заме­нил в этой долж­но­сти зна­ме­ни­то­го Гер­ма­ни­ка и стал кол­ле­гой бра­та Сея­на Л. Сея Тубе­ро­на (CIL XIV, 4533; AE 1991, 307). Ливи­ней пород­нил­ся с выдаю­щим­ся родом Каль­пур­ни­ев Пизо­нов и вме­сте с дру­ги­ми род­ст­вен­ни­ка­ми защи­щал Гн. Каль­пур­ния Пизо­на, обви­нен­но­го в отрав­ле­нии Гер­ма­ни­ка (Tac. Ann, III, 11).

Послед­ний из извест­ных Ливи­не­ев Регу­лов — сын или внук кон­су­ла 18 г. — был сена­то­ром, при Кали­гу­ле или Клав­дии был исклю­чен из сена­та и уехал на бере­га Неа­по­ли­тан­ско­го зали­ва, где посе­лил­ся в малень­ком дач­ном город­ке Пом­пеи на склоне дре­мав­ше­го вул­ка­на Везу­вий. В 59 г. он орга­ни­зо­вал для жите­лей Пом­пей и сосед­ней Нуце­рии пред­став­ле­ние гла­ди­а­то­ров. О том, что про­изо­шло даль­ше, рас­ска­жет Тацит:

«При­бли­зи­тель­но тогда же, начав­шись с без­де­ли­цы, во вре­мя пред­став­ле­ния гла­ди­а­то­ров… вспых­ну­ло жесто­кое побо­и­ще меж­ду жите­ля­ми Нуце­рии и Пом­пей. Зади­рая сна­ча­ла друг дру­га по свой­ст­вен­ной город­ским низам рас­пу­щен­но­сти насмеш­ка­ми и поно­ше­ни­я­ми, они схва­ти­лись затем за кам­ни и нако­нец за ору­жие, при­чем взя­ла верх пом­пе­яс­кая чернь, в горо­де кото­рой дава­лись игры. В Рим были достав­ле­ны мно­гие нуце­рий­цы с телес­ны­ми уве­чья­ми, и еще боль­шее их чис­ло опла­ки­ва­ло гибель детей или роди­те­лей. Раз­би­ра­тель­ство это­го дела прин­цепс пре­до­ста­вил сена­ту, а сенат — кон­су­лам. И после того как те сно­ва доло­жи­ли о нем сена­ту, он вос­пре­тил общине пом­пей­цев на десять лет устрой­ство это­го рода сбо­рищ и рас­пу­стил создан­ные ими вопре­ки зако­нам това­ри­ще­ства» (Tac. Ann. XIV, 17).

Амфи­те­атр Пом­пей.

До извер­же­ния Везу­вия оста­ва­лось все­го два­дцать лет.

Про­шло две тыся­чи лет, Пом­пеи вновь увиде­ли солн­це, под­няв­шись из пеп­ла, на сме­ну гла­ди­а­тор­ских боев при­шел фут­бол, но ита­лий­ская чернь про­дол­жа­ет буше­вать, и вновь на ста­ди­о­нах гиб­нут люди… Чело­ве­че­ская при­ро­да неиз­мен­на.

Совре­мен­ные тиф­фо­зи.

А что же послед­ний из Ливи­не­ев? За необес­пе­че­ние обще­ст­вен­но­го поряд­ка во вре­мя игр по реше­нию сена­та он был нака­зан ссыл­кой…

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1303308995 1263912973 1304093169 1305546312 1305548427 1305550948