«Республиканская монархия»:
метаморфозы идеологии и политики императора Августа
2011 г.
Типографский вариант этой книги трудночитаем, так что приходится испытывать неудобство, когда узнаешь, что с книгой кто-то знакомился. А она востребована людьми, интересующимися античностью и желающими познакомиться с одним из самых судьбоносных отрезков римской истории. На необходимость переиздания неоднократно указывал мой учитель, Александр Иосифович Немировский. Это придает смелости, так как он не стал бы настаивать на этом, будь работа ненужной. Наконец, важнейшие положения, высказанные в работе, или получили одобрение коллег, или, даже если кто-то не посчитал для себя необходимым сделать прямую ссылку, были приняты по умолчанию.
Страничка «История Древнего Рима» встретилась мне, когда понадобилась одна важная публикация, и ее в тот момент не оказалось под рукой. Зарегистрировавшись, не раз после этого обращался по знакомому адресу за справками. Сразу представил себе окно в мир римской истории, открывшееся где-нибудь в глубинке. Сайт
Со времени подготовки данной работы прошло без малого два десятилетия. Введены в оборот некоторые источники, появились исследования, в которых поставлены новые вопросы, ряд фактов требует переосмысления с позиций сегодняшнего дня. Некоторые положения, которые тогда приходилось отстаивать, сегодня воспринимаются как само собой разумеющееся. В этом отношении книга несет на себе печать своего времени. Но подход к рассмотрению Августова принципата, представленный в монографии, изложение существа предмета и важнейшие выводы не потеряли своей значимости.
В частности, вопрос о государственных формах сегодня ничуть не менее актуален, чем двадцать или две тысячи лет тому. Одни пытаются огнем и мечом навязать остальному миру свою «демократию», другие мечтают установить халифат, третьи делают акцент на своеобразии своих культурно-исторических традиций, оправдывая этим прямые нарушения законности, коррупцию и ограбление собственного народа. Августов принципат не подходит ни под одно стандартное обозначение, и этот феномен заставляет задуматься над тем, что же на самом деле обеспечивает успех, долгую жизнь и процветание государству, а людям — благополучие.
Следует признать справедливость наблюдений, сделанных в античности и систематизированных Аристотелем. Три основные формы государственной власти могут быть здоровыми и испорченными, при этом время разрушает и те, которые первоначально были неплохо устроены. Единоличное правление может охватывать спектр от монархии до тирании; власть немногих — от аристократии до олигархии; правление большинства — от политии до демократии (и ее крайней формы — охлократии). Главное различие не в количестве, а в качестве: при правильном строе соблюдаются общие интересы, при неправильном — преследуются цели правителей.
Принципат Августа пришел на смену эпохе гражданских войн и означал установление мира. При всех своих недостатках он может служить примером удачного правления сильной личности, действующей в рамках конституции, в согласии с образованным господствующим классом и опирающейся на поддержку широких слоев населения. Октавиан-Август пришел к власти, пролив кровь сограждан, но не опьянел от победы. Достигнув власти, он не поддался ее самым опасным искушениям. В историю основатель принципата вошел как заботившийся о государстве, разумный и, в меру своего понимания, справедливый правитель. Длительный расцвет огромной империи — тому подтверждение.
В новых работах принято подчеркивать умение Августа воздействовать на общественное мнение. Но само по себе искусство пропаганды не могло обеспечить столь обильные плоды в течение столетий. Современные политтехнологии позволяют воздействовать на настроения, внедрять идеи, манипулировать массами. Но ощутимые, и главное, долговременные результаты появляются лишь тогда, когда идеи вождей и настроения общества попадают в резонанс, составляют относительную гармонию. Еще одно важное условие — политический лидер должен хоть в какой-то мере и сам верить в то, к чему призывает. Ложь может ввести в заблуждение, но ненадолго, она все равно выступает наружу. Выдающийся исторический деятель говорит и действует согласно своим убеждениям, у него есть ви́дение будущего.
Август не был оригинальным мыслителем, не ему принадлежала мысль о «восстановлении республики». Основатель принципата узнал ее, понял, что это и есть та идея, которая только и была способна в тот исторический момент объединить разобщенных, деморализованных десятилетиями гражданских войн жителей Италии. Этот дар — способность почувствовать нерв общественных настроений и реализовать назревшие потребности, — помог Августу основать государство, просуществовавшее века, а его самого сделал одним из самых значительных деятелей европейской истории.
Май 2011 | Я. Ю. Межерицкий |