«Республиканская монархия»:
метаморфозы идеологии и политики императора Августа

Любезно предоставлено автором.
2011 г.

Пред­и­сло­вие к пуб­ли­ка­ции на сай­те «Исто­рия Древ­не­го Рима».

Типо­граф­ский вари­ант этой кни­ги труд­но­чи­та­ем, так что при­хо­дит­ся испы­ты­вать неудоб­ство, когда узна­ешь, что с кни­гой кто-то зна­ко­мил­ся. А она востре­бо­ва­на людь­ми, инте­ре­су­ю­щи­ми­ся антич­но­стью и желаю­щи­ми позна­ко­мить­ся с одним из самых судь­бо­нос­ных отрез­ков рим­ской исто­рии. На необ­хо­ди­мость пере­из­да­ния неод­но­крат­но ука­зы­вал мой учи­тель, Алек­сандр Иоси­фо­вич Неми­ров­ский. Это при­да­ет сме­ло­сти, так как он не стал бы наста­и­вать на этом, будь работа ненуж­ной. Нако­нец, важ­ней­шие поло­же­ния, выска­зан­ные в рабо­те, или полу­чи­ли одоб­ре­ние кол­лег, или, даже если кто-то не посчи­тал для себя необ­хо­ди­мым сде­лать пря­мую ссыл­ку, были при­ня­ты по умол­ча­нию.

Стра­нич­ка «Исто­рия Древ­не­го Рима» встре­ти­лась мне, когда пона­до­би­лась одна важ­ная пуб­ли­ка­ция, и ее в тот момент не ока­за­лось под рукой. Заре­ги­ст­ри­ро­вав­шись, не раз после это­го обра­щал­ся по зна­ко­мо­му адре­су за справ­ка­ми. Сра­зу пред­ста­вил себе окно в мир рим­ской исто­рии, открыв­ше­е­ся где-нибудь в глу­бин­ке. Сайт an­cientro­me.ru носит про­све­ти­тель­ский, неком­мер­че­ский харак­тер, в нем пре­об­ла­да­ет науч­ная лите­ра­ту­ра и пуб­ли­ка­ции пере­во­дов источ­ни­ков. При сего­дняш­нем состо­я­нии куль­ту­ры щед­рая на кни­ги рус­ская «пау­тин­ка» ста­ла одним из спа­си­тель­ных мая­ков надеж­ды. Захо­те­лось сотруд­ни­чать с энту­зи­а­ста­ми, кото­рые созда­ли, посто­ян­но под­дер­жи­ва­ют и обнов­ля­ют сайт, важ­ный для исто­ри­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Их раду­шие вну­ши­ло еще боль­ше дове­рия и сим­па­тии.

Со вре­ме­ни под­готов­ки дан­ной работы про­шло без мало­го два деся­ти­ле­тия. Введе­ны в обо­рот неко­то­рые источ­ни­ки, появи­лись иссле­до­ва­ния, в кото­рых постав­ле­ны новые вопро­сы, ряд фак­тов тре­бу­ет пере­осмыс­ле­ния с пози­ций сего­дняш­не­го дня. Неко­то­рые поло­же­ния, кото­рые тогда при­хо­ди­лось отста­и­вать, сего­дня вос­при­ни­ма­ют­ся как само собой разу­ме­ю­ще­е­ся. В этом отно­ше­нии кни­га несет на себе печать сво­его вре­ме­ни. Но под­ход к рас­смот­ре­нию Авгу­сто­ва прин­ци­па­та, пред­став­лен­ный в моно­гра­фии, изло­же­ние суще­ства пред­ме­та и важ­ней­шие выво­ды не поте­ря­ли сво­ей зна­чи­мо­сти.

В част­но­сти, вопрос о государ­ст­вен­ных фор­мах сего­дня ничуть не менее актуа­лен, чем два­дцать или две тыся­чи лет тому. Одни пыта­ют­ся огнем и мечом навя­зать осталь­но­му миру свою «демо­кра­тию», дру­гие меч­та­ют уста­но­вить хали­фат, третьи дела­ют акцент на свое­об­ра­зии сво­их куль­тур­но-исто­ри­че­ских тра­ди­ций, оправ­ды­вая этим пря­мые нару­ше­ния закон­но­сти, корруп­цию и ограб­ле­ние соб­ст­вен­но­го наро­да. Авгу­стов прин­ци­пат не под­хо­дит ни под одно стан­дарт­ное обо­зна­че­ние, и этот фено­мен застав­ля­ет заду­мать­ся над тем, что же на самом деле обес­пе­чи­ва­ет успех, дол­гую жизнь и про­цве­та­ние государ­ству, а людям — бла­го­по­лу­чие.

Сле­ду­ет при­знать спра­вед­ли­вость наблюде­ний, сде­лан­ных в антич­но­сти и систе­ма­ти­зи­ро­ван­ных Ари­сто­те­лем. Три основ­ные фор­мы государ­ст­вен­ной вла­сти могут быть здо­ро­вы­ми и испор­чен­ны­ми, при этом вре­мя раз­ру­ша­ет и те, кото­рые пер­во­на­чаль­но были непло­хо устро­е­ны. Еди­но­лич­ное прав­ле­ние может охва­ты­вать спектр от монар­хии до тира­нии; власть немно­гих — от ари­сто­кра­тии до оли­гар­хии; прав­ле­ние боль­шин­ства — от поли­тии до демо­кра­тии (и ее край­ней фор­мы — охло­кра­тии). Глав­ное раз­ли­чие не в коли­че­стве, а в каче­стве: при пра­виль­ном строе соблюда­ют­ся общие инте­ре­сы, при непра­виль­ном — пре­сле­ду­ют­ся цели пра­ви­те­лей.

Прин­ци­пат Авгу­ста при­шел на сме­ну эпо­хе граж­дан­ских войн и озна­чал уста­нов­ле­ние мира. При всех сво­их недо­стат­ках он может слу­жить при­ме­ром удач­но­го прав­ле­ния силь­ной лич­но­сти, дей­ст­ву­ю­щей в рам­ках кон­сти­ту­ции, в согла­сии с обра­зо­ван­ным гос­под­ст­ву­ю­щим клас­сом и опи­раю­щей­ся на под­держ­ку широ­ких сло­ев насе­ле­ния. Окта­виан-Август при­шел к вла­сти, про­лив кровь сограж­дан, но не опья­нел от победы. Достиг­нув вла­сти, он не под­дал­ся ее самым опас­ным иску­ше­ни­ям. В исто­рию осно­ва­тель прин­ци­па­та вошел как забо­тив­ший­ся о государ­стве, разум­ный и, в меру сво­его пони­ма­ния, спра­вед­ли­вый пра­ви­тель. Дли­тель­ный рас­цвет огром­ной импе­рии — тому под­твер­жде­ние.

В новых работах при­ня­то под­чер­ки­вать уме­ние Авгу­ста воздей­ст­во­вать на обще­ст­вен­ное мне­ние. Но само по себе искус­ство про­па­ган­ды не мог­ло обес­пе­чить столь обиль­ные пло­ды в тече­ние сто­ле­тий. Совре­мен­ные полит­тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют воздей­ст­во­вать на настро­е­ния, внед­рять идеи, мани­пу­ли­ро­вать мас­са­ми. Но ощу­ти­мые, и глав­ное, дол­говре­мен­ные резуль­та­ты появ­ля­ют­ся лишь тогда, когда идеи вождей и настро­е­ния обще­ства попа­да­ют в резо­нанс, состав­ля­ют отно­си­тель­ную гар­мо­нию. Еще одно важ­ное усло­вие — поли­ти­че­ский лидер дол­жен хоть в какой-то мере и сам верить в то, к чему при­зы­ва­ет. Ложь может вве­сти в заблуж­де­ние, но нена­дол­го, она все рав­но высту­па­ет нару­жу. Выдаю­щий­ся исто­ри­че­ский дея­тель гово­рит и дей­ст­ву­ет соглас­но сво­им убеж­де­ни­ям, у него есть ви́дение буду­ще­го.

Август не был ори­ги­наль­ным мыс­ли­те­лем, не ему при­над­ле­жа­ла мысль о «вос­ста­нов­ле­нии рес­пуб­ли­ки». Осно­ва­тель прин­ци­па­та узнал ее, понял, что это и есть та идея, кото­рая толь­ко и была спо­соб­на в тот исто­ри­че­ский момент объ­еди­нить раз­об­щен­ных, демо­ра­ли­зо­ван­ных деся­ти­ле­ти­я­ми граж­дан­ских войн жите­лей Ита­лии. Этот дар — спо­соб­ность почув­ст­во­вать нерв обще­ст­вен­ных настро­е­ний и реа­ли­зо­вать назрев­шие потреб­но­сти, — помог Авгу­сту осно­вать государ­ство, про­су­ще­ст­во­вав­шее века, а его само­го сде­лал одним из самых зна­чи­тель­ных дея­те­лей евро­пей­ской исто­рии.


Май 2011 Я. Ю. Меже­риц­кий

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1303308995 1303222561 1304093169 1305646844 1305648288 1305792348