Союзническая война, три года выжигавшая поля и луга, города и села Италии, подходила к концу. Силой и уговорами Риму удалось сохранить свое главенство на Апеннинском полуострове и во всем Средиземноморье. Италийские союзники, три года сражающие против потомков Квирина, выдохлись. Завершению военных действий способствовали и законы, принятые по предложению консула Л. Цезаря в 90 году и трибунов Плавтия Сильвана и Папирия Карбона. Эти законы давали италикам то, ради чего они взялись за оружие — римское гражданство и связанные с ним преимущества и привилегии.
Впрочем, условия предоставления гражданства италийским союзникам раскололи политическую элиту Рима надвое. Римляне-консерваторы предлагали зачислить новых граждан в специально созданные десять новых триб, с тем, чтобы старые граждане, распределенные по 35 трибам, продолжали контролировать законотворческий и избирательный процессы. Популяры настаивали на равномерном распределении италиков по существующим трибам, рассчитывая с помощью сотен тысяч новых сторонников сломить господство консервативной элиты.
Фактически, Рим проиграл, а Италия выиграла эту войну — ведь союзники добились того, ради чего начинали ее, и римляне вынуждены были даровать им то, ради чего погиб плебейский трибун Марк Ливий Друз. Однако признавать свое поражение римляне не хотели — ведь в военном отношении они победили — мятежные города союзников были захвачены и разграблены, десятки тысяч солдат армий самнитов и марсов лежали мертвыми на полях проигранных сражений. Римляне, разумеется, считали окончание войны своей победой. В 88 г., когда догорали последние очаги сопротивления, и никто не ожидал, что соперничество амбиций в самом Риме приведет к новой войне, которая отодвинет окончательный мир в Италии на много лет, избранные народом магистраты по чеканке монеты решили отметить эту победу на своих денариях.
Однако причины победы противоборствующие политические партии оценивали по-разному. Оптиматы считали, что Рим победил благодаря доблести воинов, в то время как популяры отдавали должное достигнутому соглашению, объединившему два народа — римлян и италиков — в единый.
Монетарии, принадлежавшие к разным партиям, отразили эти противоречия в своей чеканке. Гн. Корнелий Лентул Клодиан, примыкавший к оптиматам, выпустил два типа монет, прославляющие победы римского оружия. Аверс денария изображает покровителя воинов Марса, а реверс — богиню Победы Викторию в колеснице с триумфальным венком в руках.
Crawford 345/1. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
На квинарии изображен верховный бог римского пантеона Юпитер Капитолийский, а реверс представляет ярко выраженный победный тип — все та же Виктория коронует лавровым венком воздвигнутый из захваченного у врага оружия и доспехов трофей.
Crawford 345/2. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Crawford 364/1d. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Следует отметить, что к чеканке Марция Цензорина относятся и денарии с Аполлоном на аверсе и скачущей лошадью на реверсе, почти повторяющие сюжет двухлетней давности — сюжет денариев Л. Кальпурния Пизона Фруги, отчеканенных для нужд армии в начале Союзнической войны. Видимо, денарии Цензорина этого типа служили той же цели и к «победной» серии отношения не имеют.
Crawford 408/1. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Crawford 340/1. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
В то же время, бронзовые ассы чеканки Цензорина отлично в эту серию вписываются. Неся на аверсах изображения Нумы и Анка Марция, они пропагандируют сотрудничество двух народов в достаточно прозрачных символах. Так же, как и две лошади под одним наездником на серебряном денарии, две арки и статуя Победы, две галеры и такая же статуя на различных типах ассов подчеркивают, что только согласие двух объединившихся народов приведет Рим, объединивший их в себе, к победе.
Crawford 346/3. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Crawford 346/4a. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Расхождение во взглядах на отношение к новым гражданам, запечатленное на денариях этого года, всего несколькими неделями спустя привело партии к столкновению. Сторонник популяров П. Сульпиций Руф, стремясь к удовлетворению интересов новых граждан обратился за помощью к Г. Марию, обещая передать ему командование в войне против Митридата. Однако этому воспротивился консул Л. Сулла, который повел свою армию на Рим…
Судьба монетариев 88 г. после начала гражданской войны сложилась по-разному. Гн. Корнелий Лентул Клодиан, сторонник оптиматов и Суллы, был вынужден бежать из Рима. Присоединившись к сулланцам, он вернулся в Италию в 83 г., где встретился на полях сражений со своим бывшим коллегой.
Г. Марций Цензорин поддержал в начавшемся конфликте Мария и стал одним из самых рьяных его сторонников. Именно он командовал отрядом, захватившим и обезглавившим консула Гн. Октавия. «Впервые, — пишет Аппиан, — голова консула была повешена на форуме перед ораторской трибуной» (
Так погиб римлянин, поведший вражескую армию против Рима, монетарий, пропагандировавший на своих монетах согласие римлян и италиков и погибший в последней битве двух родственных, но так долго враждовавших народов.
Судьба его коллеги по магистратуре оказалась иной. Вернувшись из изгнания вместе с Суллой, Лентул Клодиан, так же как и Цензорин, участвовал в битве у Коллинских ворот, сражаясь, однако, на другой стороне. После завершения гражданской войны он начал подъем по cursus honorum. В 72 г. он стал консулом, хотя и не снискал славы в этой должности. В это время в Италии бушевала Спартаковская война и оба консула (Лентул и его коллега Геллий Попликола) были отправлены во главе армий против мятежного гладиатора. Однако римские легионы оказались бессильны против ярости рабов. Сначала был разбит Геллий, а затем и объединенные армии обоих консулов. Лентул и Попликола показали такое вопиющее неумение командовать войсками, что специальным постановлением сената они были лишены империя и отозваны в Рим, передав остатки своих легионов Крассу, будущему победителю Спартака.
Неудачное командование не отразилось, однако, на карьере обоих консулов. Поддерживаемые Помпеем Магном, они стали (вновь вместе) цензорами в год его консульства (70 г.) и в этом качестве провели чистку сената, удалив из него 64 человека. В 67 г., отправляясь на войну с пиратами, Помпей Магн назначил Лентула и Геллия своими легатами, поручив им надзор над наиболее важными частями Средиземноморья. Геллий контролировал своей эскадрой Тирренское море и обеспечивал доставку зерна в Рим из Сицилии и Африки. Флот Лентула Клодиана базировался в Адриатике, защищая от пиратов Верхнее море.
После молниеносной пиратской кампании мы не встречаем упоминаний о Лентуле Клодиане. Видимо, добившись всех возможных магистратур, включая цензорскую, он удалился в частную жизнь.
Сын Лентула — Гн. Корнелий Лентул Клодиан-младший не достиг тех же высот, что отец, хотя и поднялся по пути почестей довольно высоко. В 60 г. он был специальным посланником сената (вместе с Кв. Метеллом Критским и Л. Валерием Флакком) для урегулирования разногласий между племенами Галлии.
В 59 г. Клодиан-младший стал претором. В этом качестве он председательствовал на суде над Г. Антонием, коллегой и подзащитном Цицерона по обвинению в оскорблении величия. О дальнейшей его судьбе ничего не известно…
Можно добавить характеристики обоих монетариев, которые дал их младший современник Цицерон.
Гн. Корнелий Лентул Клодиан: «Гней Лентул раздул славу своего красноречия скорее искусством произнесения речи, чем теми способностями, которые у него были. Он хоть и не был человеком умным, но казался таким по виду и выражению лица; и язык его не был обилен, хотя и создавалось такое впечатление; зато умелыми передышками, восклицаниями, голосом приятным и звучным он снискал себе такое восхищение, что никто не жалел о тех качествах, которых ему недоставало. Как прежде Курион занимал свое место среди ораторов, благодаря богатству выражения, не имея никаких других достоинств, так Гней Лентул великолепным своим произнесением скрывал слабость других ораторских качеств» (Cic. Brut., 234—
Г. Марций Цензорин: «Гай Цензорин, довольно сведущий в греческой словесности, излагал свои мысли с легкостью и исполнял свои речи с приятностью, но был ленив и ненавидел суд» (Cic. Brut., 237).