Денарий Л. Критония и М. Фанния. Crawford 351/1. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
В середине
Что же означает этот выпуск? М. Кроуфорд и вслед за ним Д. Сир считают, что речь идет о серебре, переданном римскому народу по завещанию царя Птолемея X Александра. «Crawford makes the interesting suggestion that these coins… were struck from the money bequeathed to the Roman People by Ptolemy X Alexander of Egypt». (Sear D. «Roman coins and their values», v. 1, p. 122. — London, 2000)
Как представляется, оба мэтра ошиблись. Завещание римскому народу оставил Птолемей XI Александр II, который был убит египтянами в 80 г. и лишь тогда оставил завещание, по которому страна и все его имущество отходило римскому народу. Аппиан пишет: «…после девятнадцатидневного его управления александрийцы провели его из царского дворца в гимнасий и там убили» (App.
Вопрос с завещанием был настолько темен и неясен, что многие считали его поддельным. Консул римского народа М. Туллий Цицерон, по должности обязанный быть посвященным в этом вопросе, заявлял в речи об аграрном законе: «И в самом деле, до кого из вас не дошла молва, что это царство, в силу завещания царя Алексы, стало принадлежать римскому народу? Насчет этого я, консул римского народа, не только не стану выносить решения, но не скажу даже и того, что думаю. Ибо по этому вопросу, мне кажется, трудно не только принять постановление, но даже высказаться. Я вижу, найдутся люди, которые станут утверждать, что завещание действительно было составлено; я согласен, что существует суждение сената о вступлении в права наследства, вынесенное тогда, когда мы, после смерти Алексы, отправили в Тир послов с поручением получить для нас деньги, положенные там царем. Как я хорошо помню, Луций Филипп не раз настаивал на этом в сенате. Что касается человека, который ныне занимает там царский престол, то, по-моему, почти все согласятся, что он не царь — ни по своему происхождению, ни по духу. Другие же говорят, что никакого завещания нет, что римскому народу не подобает добиваться всех царств, но что наши сограждане готовы туда переселяться ввиду плодородия земли и всеобщего изобилия» (Cic. De leg. agr. II, 41—
Очевидно, М. Кроуфорд и вслед за ним Д. Сир, считают «общественным серебром» деньги, которые сенатские послы получили в Тире по «настояниям» Л. Марция Филиппа, относя эти события к цензуре Филиппа в 86 г. Однако речь явно идет о периоде после 80 г., когда к власти в Египте пришел Птолемей XII Авлет, судьбу которого Цицерон и обсуждает в своей речи.
Таким образом, если отнести завещание Птолемея к 80 г., то становится очевидной невозможность связи рассматриваемой серии денариев с «египетским серебром».
По нашему мнению, легенда EX
В 91 г. народный трибун М. Ливий Друз, стремясь найти деньги для осуществления своей социальной программы, провел законопроект о добавлении в серебро для чеканки монеты 1/8 части меди. Хотя законы Друза и были отменены после его смерти, сам факт возможного государственного мошенничества с пробой металла вызвал панику в денежном обращении. Союзническая война, кризис с неуплатой долгов, проблемы в Азии привели к тому, что денежная система Рима была подорвана. В 85 г. марианское правительство предприняло шаги по исправлению ситуации. Цицерон пишет:
«Даже наш Гратидиан не исполнил долга честного мужа, будучи претором, когда плебейские трибуны, по всеобщему решению, призвали коллегию преторов упорядочить положение с монетой; ибо в те времена стоимость монеты колебалась так, что никто не мог знать, как велико его имущество. Они сообща составили эдикт с указанием кары и суда и решили, что после полудня они все поднимутся на ростры. Другие разошлись, кто куда, а Марий поднялся со скамей трибунов прямо на ростры и от своего имени один огласил эдикт, составленный ими сообща» (Cic. Off. III, 80).
Очевидно, эдикт Мария Гратидиана был призван вернуть денариям доверие населения. Как представляется, речь в нем шла о том, что государство брало на себя обязательство гарантировать содержание серебра в монетах. Именно эту гарантию, на наш взгляд, и олицетворяет легенда EX
Рассмотрим теперь датировку монет этого периода. К чекану из «общественного серебра» имели отношение плебейские эдилы Л. Критоний и М. Фанний, монетарии Л. Юлий Бурсион и Ман. Фонтей. При этом в чеканке Бурсиона мы видим две, а в чеканке Фонтея — три разновидности.
Л. Юлий Бурсион выпустил денарии с Аполлоном Вейовисом на аверсе и Викторией в квадриге на реверсе. «Подписаны» монеты или именем монетария, или легендой EX
Денарий Л. Юлия Бурсиона. Crawford 352/1a. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Денарий Л. Юлия Бурсиона. Crawford 352/1b. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Денарии Ман. Фонтея изображают на аверсе того же Вейовиса, а на реверсе — Гения на козле. Различаются они легендами аверса — MN FONTEI
Денарий Ман. Фонтея. Crawford 353/1c. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Денарий Ман. Фонтея. Crawford 353/1a. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Денарий Ман. Фонтея. Crawford 353/2. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
На основании анализов кладов М. Кроуфорд относит чеканку Критония и Фанния к 86 г., а монеты Юлия Бурсиона и Ман. Фонтея — к 85 г. Представляется, однако, что и те, и другие относятся к одному году.
Монеты Критония — Фанния впервые появляются в Пирейском кладе, не содержащем монет Бурсиона и Фонтея. Те, в свою очередь, появляются в кладе Беркидда на Сардинии, не содержащим денариев двух эдилов. Впервые в одном кладе (Монте Кодруццо) встречаются монеты Критония — Фанния и монетариев, но не с именной легендой, а с легендой EX
Как представляется, хронология появления этих выпусков такова:
В начале 85 г. Фонтей и Бурсион чеканили монеты со своими именами, а после эдикта Мария Гратидиана перешли на монеты с легендой EX
Предпринятые правительством меры вызвали такое воодушевление в народе, что на автора законопроекта свалилась неслыханная народная любовь. Цицерон подчеркивал: «…это, если хочешь знать, принесло ему большой почет; во всех городских кварталах ему воздвигли статуи, перед которыми сжигались благовония и горели восковые светильники» (Cic. Off. III, 80). Впрочем, народная любовь не спасла его от ужасной гибели. Всего через три года, когда в Рим вошли войска Суллы и марианское правительство было свергнуто, Марий Гратидиан был схвачен Катилиной и принесен в жертву манам Кв. Лутация Катула (погибшего от рук марианцев) над его могилой…
Дальнейшая судьба Л. Критония неизвестна. Возможно, он активно выступил на стороне марианцев в борьбе с Суллой, и это стоило ему дальнейшей карьеры и даже жизни. Известно лишь, что его сын в 44 г. подобно отцу исполнял магистратуру плебейского эдила и в этом качестве столкнулся с Октавианом. Аппиан писал: «…в это время должны были происходить зрелища, которые собирался организовать эдил Критоний. Цезарь готовил для этих зрелищ золотой трон и венок своему отцу в силу состоявшегося постановления, на основании которого во время всех зрелищ полагалось выставлять в его честь эти предметы. Критоний, протестуя, заявил, что он не допустит этих почестей для Цезаря, коль скоро он сам несет расходы по устройству зрелищ. Цезарь пожаловался на него Антонию как консулу. Антоний сказал, что следует это дело внести в сенат. Тогда Цезарь в гневе сказал: “Внеси, а я поставлю трон, пока состоявшееся постановление еще остается в силе”. Антоний рассердился и не допустил этого».
Другой плебейский эдил 86 г. Марк Фанний после возвращения Суллы примкнул к его партии. В 81 г. он председательствовал в постоянном суде по убийствам, сохранив этот пост и в следующем году, но уже в качестве претора.
В 80 г. Фанний председательствовал на суде Секста Росция из Америи, где защитником выступал Марк Цицерон, сделавший это дело трамплином к своей дальнейшей карьере.