(Великая Матерь Богов на денариях Г. Фабия Адриана)
Crawford 322/1b
101 г. до н. э.
Пятнадцать лет бушевала в Италии страшная разрушительная война… Пятнадцать лет в Италии находилось войско Ганнибала, самого страшного врага, с которым только встречались римляне. Давно прошли уже времена чудовищных катастроф, которым подвергались армии Рима при Тразименском озере и при Каннах, уже в Испании молодой Публий Сципион железной рукой установил власть римлян, но страшный одноглазый пуниец продолжал находиться на Апеннинах, по-прежнему угрожая самому существованию Города.
И тогда римляне, как всегда в тяжелейших ситуациях в своей истории, обратились к Сивиллиным книгам с просьбой о божественном оракуле. И книги открыли им, что «когда бы какой бы чужеземец — враг ни вступил в италийскую землю, его изгонят и победят, если привезут из Пессинунта в Рим Идейскую Матерь» (Liv. XXIX, 10, 4).
Послы, отправленные в Азию, прибыли в Пергам к царю Атталу, и тот вручил им священный камень, который почитался местными жителями как Матерь Богов.
Богиню доставили в Рим, но внести ее в Город должен был лучший из римлян. Сенат направил навстречу богине Публия Корнелия Сципиона, сына Гнея, юношу, еще не бывшего даже квестором.
«Когда корабль подошел к устью Тибра, Корнелий, как было приказано, вышел на другом корабле в море, принял от жрецов богиню и вынес ее на сушу. Ее приняли первые матроны города; среди них была знаменитая Клавдия Квинта. До того о ней говорили разное, но такое служение богине прославило в потомстве ее целомудрие. Богиню несли на руках посменно; весь город высыпал навстречу; перед дверями домов, мимо которых ее несли, стояли кадильницы с ладаном; молились, чтобы она вошла в Рим охотно и была милостива к нему. Ее поместили в храме Победы на Палатине накануне апрельских ид; день этот стал праздником. Множество людей несли на Палатин дары; богине был устроен лектистерний и игры; их назвали Мегалесийскими» (Liv. XXIX, 14, 11—
Так появилась в Риме Великая Богиня, дарующая победу, и римляне изгнали Ганнибала из Италии и затем разгромили его на африканской земле, между городами Зама и Нараггар.
Хриплые звуки рогов оглашают окрестности грозно, Ритмом фригийским сердца возбуждает долблёная флейта: Свита предносит ножи — необузданной ярости знаки, Дабы сердца и умы толпы нечестивой повергнуть В ужас священный и страх перед мощною волей богини, Лишь колесница её в городах появилась обширных, И одаряет она, безмолвная, благами смертных, Путь перед ней серебром устилает и медной монетой Щедрой рукою народ, и сыплются розы обильно, Снежным покровом цветов осеняя богиню и свиту (Lucr., II, 618— |
Так описывал римский поэт Лукреций шествие Кибелы — богини, дарующей земле плоды, защитницы городов…
Век спустя Рим вновь оказался на краю гибели. Из-за Альп, подобно Ганнибалу, явились в Италию племена свирепых германцев, грозя смертью и разрушением всему цивилизованному миру. И вновь римляне обратились к Матери Богов. Из Пессинунта прибыл в столицу Средиземноморского мира верховный жрец богини Батак и возвестил, что Великая Матерь из своего святилища предсказала римлянам успех в сражении и победу в войне. И римляне, предводительствуемые Гаем Марием, разгромили германцев в двух сражениях, на несколько веков избавившись от угрозы с Севера.
В благодарность римский сенат постановил воздвигнуть Великой Матери Богов храм, а монетарий победного года Г. Фабий Адриан отчеканил из захваченного у врагов серебра денарии с Кибелой на аверсе и Викторией, богиней Победы, на реверсе. Общественный характер посвящения этих монет Великой Матери подчеркивала легенда аверса — EX A PV (ex argento publico) — «Из общественного серебра».
Crawford 322/1b. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Однако, даруя римлянам победы в войнах с иноземными завоевателями, Кибела жестоко мстила тем, кто с ее именем начинал войну против сограждан. Судьба монетария — яркий тому пример.
Гай Фабий, сын Гая, внук Квинта, Адриан (имя восстанавливается по надписи, к которой мы обратимся позже), несмотря на звучное имя, происходил не из славной ветви Фабиев Максимов. Его род, также патрицианский, был потомком менее знаменитых Фабиев Бутеонов, которые регулярно снабжали Рим консулами в
О происхождении из рода Бутеонов говорит и изображение на денариях, изображающее птицу, называемую римлянами Buteo. Плиний Старший пишет, что прозвище появилось впервые во время Пирровой войны у флотоводца Фабия, на корабль которого во время ауспиций села эта птица, предсказывая удачное возвращение домой. И действительно — флот Фабия благополучно добрался до родной гавани, а флотоводец получил прозвище «Бутеон».
Впрочем, по завершении этой войны род Фабиев Бутеонов выпал из римской политической элиты и сыновья и внуки принцепса не поднимались в cursus honorum выше претуры. Дед монетария Квинт Бутеон был претором Цизальпинской Галлии в 181 г., а год спустя занимался выведением латинской колонии в Пизу. Бутеон, видимо, стал патроном пизанцев, так как десять лет спустя сенат поручил ему разбирательство в споре между пизанцами и жителями Луны по поводу межей.
Об отце Г. Фабия Адриана нам ничего не известно. Не ясно даже — он сменил cognomen или его сын — наш монетарий. Представляется все же, что смена когномена произошла при нем, так как он был младшим сыном Кв. Фабия Бутеона, а Гай Адриан, напротив, старшим.
История появления прозвища нам неизвестна. Можно лишь предположить, что cognomen появляется так же, как в роду императора Адриана и обозначает «происходящий из Адрии», или же указывает на участие предков монетария в основании этой колонии в Пицене. К сожалению, книга Т. Ливия, в которой говорилось об этом, не сохранилась и имена триумвиров по выведению колоний не известны, так что наше предположение не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто.
Первой известной нам магистратурой Г. Фабия Адриана была должность триумвира по чеканке монеты. Вероятно, до этого он по обычаю знатных римских юношей был военным трибуном в армии Мария (о чем говорит чеканка им монеты, посвященная победам Мария над германцами), но твердых источников у нас нет, как и в случае с квестурой Фабия. Мы не знаем, в каком году он исполнял квесторскую должность, и даже провинция его определяется только гипотетически. Исходя из надписи, найденной в Делосе, можно предположить, что Фабий Адриан был квестором в Азии:
Хотя в надписи и нет указания на должность, занимаемую Адрианом, все же предполагаю, что речь идет о квестуре — другие его магистратуры, связанные с посещением провинций, к Азии отношения не имели.
Начавшаяся гражданская война, развязанная любимцем Кибелы Марием и его смертельным врагом Суллой, разделила не только государство, но и семьи. Г. Фабий Адриан стал на сторону победителя германцев, его младший брат примкнул к победителю Митридата. В 84 г. Г. Фабий стал претором, а в следующем году был направлен наместником в Африку. В этой заморской провинции Фабий столкнулся с войсками преданного сулланца Кв. Метелла Пия. Военные действия против Метелла развивались тяжело, и Фабий был вынужден вооружить освобожденных им рабов. Метелл был изгнан из Африки, пересек Средиземное море и начал укрепляться в римской Галлии (Провинции). Фабий Адриан остался единственным хозяином Африки.
Однако торжествовал он недолго. Римские плантаторы, чьих рабов Фабий призвал к оружию, не простили ему этого страшнейшего преступления. Они подняли мятеж и убили наместника. Смерть эта не была легкой и запомнилась в веках. Пятью столетиями спустя, позднеримский автор Павел Орозий писал: «Фабий Адриан, которому принадлежала пропреторская власть, страстно домогавшийся с помощью армии рабов власти над Африкой, со всеми домочадцами был заживо сожжен на костре хозяевами тех рабов близ Утики» (Oros. V, 20, 3).
Так отомстила Кибела тому, кто с ее именем поднял оружие не против чужеземцев, но против братьев…
Младший же Фабий — Марк Адриан — поддержал Суллу и после его победы сделал неплохую карьеру. Можно предположить, что он также стал претором (хотя дата претуры неизвестна), а затем был одним из легатов Лукулла в его войне с Митридатом. В этой должности он отличился при штурме Кабейры, крепости, неподалеку от Пессинунта — родины Великой Матери Богов.
Сын Марка Фабия также достиг претуры и получил в качестве провинции Азию. От его имени города Ионии, Мизии, Лидии и Фригии чеканили кистофоры (см. например, BMC Ionia 67f.). Так еще раз пересеклась судьба Фабиев Адрианов и богини Кибелы — Великой Азиатской Матери Богов.
Stumpf 20. Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
После азиатского наместничества Г. Фабий, сын М., Адриан служил легатом в Галлии. В начале гражданской войны он встал на сторону Цезаря. Последние упоминания о нем относятся к эпохе первой Испанской кампании Цезаря, в которой Фабий руководил захватом пиренейских перевалов, а затем возглавлял цезарианцев в первых сражениях против Афрания и Петрея.
О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Возможно, Кибела отомстила и ему за участие в братоубийственной войне, и в одном из ее сражений Фабий Адриан погиб…