Московский университет
О дельфийской мантике
Пермский ун-т, 1992. С. 67—78.
с.67 Несмотря на то, что о Дельфийском оракуле написано много литературы1 и процедура консультации, равно как и функционирование самого оракула, в общих чертах известна, споры ученых о дельфийской мантике до сих пор не утихают.
В одной статье невозможно дать даже общую характеристику проблем, связанных с оракулом Аполлона Пифийского, поэтому остановимся лишь на некоторых, наиболее спорных вопросах: на таинственной личности пифии, деталях процедуры пророчества и способах вдохновления пифии.
Пифия — исключительная личность в античных источниках, поскольку в отличие от сивиллы, с которой часто отождествляется, она не давала осознанных прорицаний, а являлась, так сказать, медиумом Аполлона, его орудием (Plut. Mor., 404, B—
Как происходили выборы пифии, неизвестно2. Основными критериями, помимо возраста, являлись безупречная жизнь и простое происхождение. Авторы II в., в том числе Плутарх, бывший жрецом Аполлона в Дельфах, подчеркивали, что пифия — простая деревенская женщина, необразованная, грубоватая, без каких-либо способностей и опыта (Mor., 405 C) до тех пор, пока не вдохновлялась Аполлоном. В своей прежней жизни она могла быть женой и матерью, но после вступления в должность ей запрещалось встречаться с семьей. Пифия жила в специальном огороженном священном месте, вела целомудренную жизнь и соблюдала другие ритуальные ограничения. В случае дисквалификации она возвращалась к прежнему образу жизни. Кроме пифии с.68 в храме были и другие женщины, в обязанность которых входило поддерживать неугасимый священный огонь в Аполлоновом храме (Plut. De Ei Delph., 2; Mor., 385 C), а также обслуживающий персонал, работающий посменно или ночью. Причем, как сообщает Плутарх, снабжение елью и лавром для поддержания огня осуществлялось не девами, а женщинами, не способными к браку (Numa, IX).
Обязательное требование безбрачия объясняется необходимостью сохранять вечный небесный огонь, зажигающийся только от солнца, чистым и неоскверненным. Характерно, что на этом алтаре не приносили жертвы3. Именно из этих женщин, как полагает Парк, могла выбираться пифия4.
В период расцвета храма в Дельфах было до трех пифий одновременно: две работали поочередно, а третья находилась в резерве, что позволяло снизить нагрузку на прорицательниц.
Наличие женщин в храмовом персонале находится в противоречии со странным запретом женщинам вопрошать оракула бога (Eur. Ion., 222, 330—
Умозрительность этой гипотезы очевидна. Отвергая какое-либо участие женщин-прорицательниц в культе Аполлона, Парк оказывается в плену собственной схемы, что приводит его к весьма сомнительной трактовке функции оракула8. Отсюда аргументы, связанные с возрастом и одеждой, и совсем странный вывод о том, что оракул в с.69 конце концов давался мужчиной9, роль которого была ограничена записью ответов. Что касается возраста, то в древности (Diod., XVI, 26) и во времена Плутарха пифией была девушка (что, кстати, подчеркивается и одеянием пожилой пифии), к тому же идея девственности не противоречит идее супруги бога. Намеки на это есть у Плутарха в трактате «О том, почему Пифия больше не прорицает стихами» (Mor., 398 A). Например, Ксенофонт говорит, как невеста должна предстать перед мужем, почти еще ничего в жизни не увидев и не услышав (Xen. Oec., VII, 5), так и эта дева, будучи во всем неопытной и несведущей, поистине душой своей сожительствует с богом (Mor., 405 C). В «Энеиде» Аполлон овладевает сивиллой, как всадник лошадью (Aen., VI, 79; Serv. Aen., VI, 79). У Сенеки в «Агамемноне» одержимость Кассандры характеризуется словами «…бог Менадою своей овладевает» (730—
Первоначально пифия прорицала лишь раз в год — седьмого числа месяца Бисия (середина февраля — середина марта). Считалось, что в этот день родился Аполлон, был основан оракул (Plut., с.70 Quaes. Graec., 9) и в тот же день Аполлон возвращался от гиперборейцев. Поскольку полагали, что зимой Аполлон улетал на лебедях к гиперборейцам, оставляя Дельфы на попечение Дионису12, в течение этого времени оракул бездействовал (Plut. Mor., 389 C; Pind. Pyth., IV. 4). Когда же консультации стали даваться ежемесячно (возможно, в VI в. до н. э.), оракул работал девять дней в году. В период расцвета оракула прорицать можно было в любой день, кроме оговоренных специально.
Детали процедуры определить трудно. В общем они сводились к следующему13. На рассвете пифия очищалась, омываясь в Кастальском ручье, окуривая себя лавровыми листьями, и осыпала себя ячменной мукой у священного очага. Паломник должен был заплатить за консультацию и совершить предварительное жертвоприношение. Затем жрецы приносили в жертву Аполлону козла. Если после окропления животного священной водой оно дрожало всем телом14, то считалось, что жертва угодна богу и он готов дать оракул. В противном случае день считался неблагоприятным для гадания. Козла приносили в жертву на большом алтаре вне храма. Тем временем пифия, надев роскошную златотканую одежду, распустив волосы, с ветвью лавра на голове шла в святилище, пила священную воду Кассотиды и жевала листья лавра. Наконец, она садилась на треножник. В Кастальском ручье очищались жрецы и другие служители. Положение служителей было неопределенно и могло меняться в разные периоды дельфийской истории. Ими являлись профеты и госии, посвященные культу не только Аполлона, но и Диониса. Некоторые из них выбирались дельфийцами по жребию. Вопрошающие также очищались водами Касталии, после чего им разрешалось занять место в очереди, порядок которой определялся частично жребием, частично правом вопрошать оракул вне очереди15. Такой привилегии кроме дельфийцев удостаивались города и люди за особые заслуги перед Дельфами, например Крез и лидийцы (Her., I, 54). После дополнительной платы паломник должен был совершить первое жертвоприношение на алтаре — в виде священной лепешки, стоившей довольно дорого16. Кроме этого, он приносил в жертву барана или козла на внутреннем алтаре. Через весь ритуал человека проводили жрецы и проксены.
Наконец, вопрошающий допускался во внутреннее святилище. К сожалению, раскопки адитона еще не закончены, и поэтому приходится судить о ритуале гипотетически. Однако ясно, что адитон был с.71 запутанным и загроможденным17. Под каменным сводом у задней стены помещали омфал — Пуп Земли18, считавшийся центром мира. Рядом с ним — могила Диониса, который также почитался не менее Аполлона (Mor., 388 E). Вероятно, центр занимало небольшое помещение со скамьями для вопрошающих, причем адитон с пифией находился на более низком уровне либо просто был отделен от взглядов занавесом, так что ни вопрошающие, ни профеты не могли видеть пифию. Вопрошающего предупреждали, что его мысли должны быть чисты, а слова — иметь хорошее значение. Затем полагалось молчание19. Пифия, всходя на треножник, вдыхая пары, проникающие из расселины в скале, изрекала предсказания в стихотворной20 форме или прозе, которые записывались профетами (Strab., IX, 3, 5). Поскольку пифия на время как бы заменялась богом, она пророчествовала от первого лица: «наш храм», «мать Лето», «мой отец» (Зевс) и т. д.21. Но в эллинистический период считалось, что сивилла не лишалась собственной личности и прорицала от третьего лица, как Кассандра22.
Самым спорным по-прежнему остается вопрос о способе вдохновения пифии. Полагают, что общепринятое представление о пифии, бормочущей в полубессознательном состоянии нечленораздельные звуки под воздействием отравляющих испарений из расселины скалы23, восходит к I в. до н. э. Но это мнение, видимо, основано на молчании древней традиции. Однако с тех пор версия об испарениях становится официальной, особенно ее поддерживают и развивают христианские авторы. Диодор в специальной главе (XVI, 26) пытается дать рационалистическое толкование рассказу, который он, вероятно, заимствовал из неизвестного эллинистического источника. В древние времена, когда Дельфы еще не были заселены, козы, пасущиеся возле расселины, случайно стали открывателями оракула. Одна, из них, склонившись вниз, вдруг начала странно прыгать и издавать пронзительные звуки. То же случилось и с подошедшим пастухом Коретом, более того, он стал предсказывать будущее. Новость быстро распространилась среди окрестных жителей, и на этом месте, согласно традиции, возникло известное прорицалище Земли. Вначале паломники сами предсказывали друг другу. Но поскольку многие падали в расселину, было решено назначать в качестве прорицательности местную женщину, а чтобы предохранить ее от падения, был сконструирован треножник, на котором она сидела над расселиной. Автором этой остроумной истории, несомненно, являлся некто, с.72 хорошо знакомый с дельфийской процедурой, пытавшийся объяснить ее, не прибегая к жреческим спекуляциям. Парк полагает, что мысль о козах-открывательницах оракула возникла по ассоциации с предварительной жертвой24. Толкование же треножника как защитного приспособления показывает, что истинный смысл этого атрибута был уже утрачен25.
Что касается расселины и испарений, то геологические и археологические исследования Французской археологической школы в Афинах, проведенные после 1892 г., не выявили здесь ни впадины, ни каких-либо испарений26. Примем пока на веру это положение и мы. Мы не будем задерживаться на явно несерьезной теории Холланда, согласно которой из отверстия в полу адитона шел дым от горевших в нижнем помещении лавровых листьев и ячменной муки27. Ни один источник не упоминает о дымном аде. Плутарх говорит даже с чудесном аромате, волнами поднимающемся из адитона (Mor., 437 C).
Дж. Фонтенроуз вообще считал, что пифия притворялась и вела себя, как актриса в роли Медеи, Клитемнестры или леди Макбет28. Но пифия не была актрисой. Источники подчеркивают отсутствие у нее артистических дарований. Есть сведения; восходящие к концу V в. до н. э., о применении лавровых листьев поэтами или жрецами для вдохновения, но к пифии это не относилось вплоть до II в. н. э. Профессор Остеррайх со свойственной немецким исследователям скрупулезностью решил поставить на себе рискованный опыт. Он съел огромное количество лавровых листьев, после чего вовсе не почувствовал, что пришел в экстаз29. Проверка последней версии не может считаться оконченной
Могла ли пифия вдохновляться священной водой? Раскопки позволили обнаружить источник Кассотиды на верхней террасе, расположенной выше храма. По подземному стоку вода протекала вокруг западной части храма, не приближаясь к зданию. Затем она устремлялась в подземный резервуар в южной части храмового цоколя VI в. до н. э. и вытекала по заметному желобу в адитон. Этим достигалась иллюзия того, что вода появлялась из-под земли. Надо полагать, что и конструкторы этой системы верили, что вода тем самым приобретала особые свойства30. У южной стены храма находилось святилище Муз, куда вытекала вода из адитона, которую брали для омовений и возлияний (Mor., 402 C) — эту воду называли Стиксовой (Mor., 402 D), а об оракулярных свойствах Стикса писал еще Гесиод в «Теогонии» (775—
Теория влиятельности профетов в Дельфах (Форрест, А. Моммзен31), по которой они, перелагая ответы пифии, активно руководили политикой оракула, очень стара и в настоящее время не поддерживается учеными32. Сторонники этой теории видели сознательный контроль в систематической колонизационной политике Дельф (Форрест). Они же указывают на факты подкупа пифии. Однако случаи подкупа или попытки уговорить пифию дать конкретный совет единичны (Her., VI, 63, 90; 66, 75; Diod., XIV, 13, 2—
Более всего укоренилось в стереотипе дельфийской мантики представление о бешенстве или трансе пифии33. Эти сведения появляются у поздних писателей и восходят к платоновской концепции профетической мании (Phald, 44a—
Более осторожное объяснение вдохновения пифии дает Парк. Он считает вдохновение следствием суггестии, вроде гипноза и самовнушения37. Полемизируя с Парком, Фонтенроуз утверждает, что гипнотический транс отличается от бешенства, версию которого он в общем принимает. Действительно, источники как будто не подтверждают гипнотическую интерпретацию. Непонятно также, кто и как мог осуществлять подобный гипноз. Правда, в сомнамбулической фазе (которую можно вызвать лишь у 5—
Как видно, все приведенные объяснения недостаточно убедительны, а порой и умозрительны. Вернемся же к расселине и испарениям. Главные козыри геологов и археологов — это отсутствие расселины и ее следов под полом храма и невозможность испарений в известковых породах. Попробуем всесторонне рассмотреть их, учтя то, что такой известный ученый, как Р. Фласельер, продолжает, оставаясь в одиночестве, объяснять исчезновение трещины землетрясениями38. Парк осторожно замечает, что, возможно, трещина и с.75 была в полу адитона, но не глубже нескольких футов39. По мнению Прайса, в адитоне было лишь изображение отверстия — символа пути, по которому бог входит в пифию40. Факты же таковы. Скудные остатки сильно разрушенного храма относятся к IV в. до н. э. Особенно пострадала западная часть храма, поэтому детальная реконструкция его невозможна. Выявлены следы не только сильного землетрясения, но и намеренного разрушения. Вероятно, это было делом рук христиан в период запрещения язычества. Раскопки адитона, территория которого затоплена, еще не завершены. Таким образом до окончательных выводов еще далеко.
Балканы и акватория Эгейского моря — одна из самых сейсмически активных зон Земли, ежегодно сотрясаемая сильными землетрясениями. При этом происходит перемещение пластов пород, образуются многочисленные мелкие и крупные трещины, различно ориентированные, большие щели закрываются, маленькие увеличиваются до нескольких метров. По плоскости сжимания двух сдвинутых блоков образуются брекчии (обломки разрушенных пород различного механического свойства — от пылевидных частиц до крупных осколков). Часто эти брекчии при участии воды так прочно цементируют контактную зону, что она оказывается прочнее исходных пород, поэтому следующие землетрясения образуют трещины уже в других местах. Крупные и мелкие трещины рассекают как плотные, так и менее плотные породы (а такими и являются дельфийские — известняк и аспидный сланец). Время жизни трещин может составлять от нескольких дней до столетий. Мелкие трещины быстро заносятся обломочным материалом, почвенно-растительным покровом и совершенно маскируются, так что их могут выявить только геоморфологические исследования. Более крупные трещины могут иметь глубину в сотни и тысячи метров, на разной глубине они могут увеличиваться в карстовых районах с развитием известняков, рассекать лабиринты карстовых пещер и сообщаться с системой вулканических трещин.
Выявление закрывшихся трещин производится путем прокладывания геологических канав до материнских неразрушенных пород. Глубину, простирание, ширину таких трещин можно определить только посредством глубокого бурения — путем взятия проб карста с разных глубин и его химического и механического анализа. Причем одной скважины недостаточно, нужна система буровых не только на террасе храма, но и ниже по склону. При бурении хотя бы на 2—
Метод глубокого бурения в археологии не применяется. Причина не только в том, что это очень дорогостоящее предприятие, и не в том, что на такую высоту невозможно доставить технику, но и главным образом из-за того, что при подобных работах будет полностью уничтожен культурный слой. Поверхностные же исследования во время раскопок ничего не дают. Таким образом, версия об испарениях и расселине нам представляется наиболее убедительной.
В заключение хочется сказать, что мы никогда не сможем понять Дельфы, пока будем сохранять уже изжившее себя гиперкритическое отношение к источникам. Как остроумно высказался Прайс, все это из-за того, что «мы не принимаем мощи Аполлона»43.
ПРИМЕЧАНИЯ