Л. Фридлендер

Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.

Общая история европейской культуры. Том IV. Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов. Часть I. Санкт-Петербург. Издание «Брокгауз-Ефрон», 1914.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.

с.99

III. ТРИ СОСЛОВИЯ.

1. Раз­ли­чия обще­ст­вен­но­го поло­же­ния и про­ис­хож­де­ния.

Уже во вре­мя рес­пуб­ли­ки про­цесс государ­ст­вен­но­го раз­ви­тия все более раз­ру­шал стро­гую замкну­тость ста­ро­го рим­ско­го граж­дан­ства по отно­ше­нию к чужим и несво­бод­ным; вме­сте с тем, поне­мно­гу исче­за­ли и гра­ни­цы меж­ду его сосло­ви­я­ми и клас­са­ми. Чем более рим­ское государ­ство при­об­ре­та­ло харак­тер миро­вой дер­жа­вы, тем более новых эле­мен­тов сте­ка­лось в его сто­ли­цу, сна­ча­ла из осталь­ной Ита­лии, потом из про­вин­ций, меж­ду тем, как потом­ки искон­ных граж­дан исче­за­ли по мере того, как чужая кровь все более сме­ши­ва­лась с мест­ной; тем более при­шель­цы и их потом­ки, а ско­ро даже потом­ки несво­бод­но-рож­ден­ных и сами эти послед­ние про­ни­ка­ли в выс­шие сосло­вия и полу­ча­ли пра­во на выс­шие поче­сти и отли­чия. Это­му про­цес­су раз­ло­же­ния и сме­ше­ния спо­соб­ст­во­ва­ло ниве­ли­ру­ю­щее вли­я­ние абсо­лют­ной монар­хии, в кото­рой все под­дан­ные счи­та­лись до извест­но­го пре­де­ла рав­ны­ми меж­ду собой. Но, несмот­ря ни на что, сре­ди выс­ших сосло­вий, хотя и менее силь­но, все же про­дол­жа­ло ощу­щать­ся созна­ние сво­его пре­иму­ще­ства в срав­не­нии с более низ­ши­ми клас­са­ми; это созна­ние суще­ст­во­ва­ло во все вре­ме­на в более или менее изме­нен­ном виде. Несмот­ря на то, что отдель­ные сосло­вия, клас­сы и нацио­наль­но­сти уже не были так стро­го раз­гра­ни­че­ны меж­ду собой, как преж­де, и хотя пере­ход из одно­го кру­га обще­ства в дру­гой, под­вер­га­ясь непре­рыв­ным изме­не­ни­ям, имел посто­ян­ную тен­ден­цию к упро­ще­нию, тем не менее, совер­шен­но есте­ствен­ным было то, что все пере­шед­шие в более высо­кий круг обще­ства начи­на­ли, подоб­но сво­им новым собра­тьям, счи­тать себя луч­ше чле­нов толь­ко что поки­ну­то­го кру­га. Итак, несмот­ря на все пере­во­роты в ста­рых учреж­де­ни­ях, преж­ние раз­ли­чия про­дол­жа­ли отча­сти суще­ст­во­вать и даже попол­нять­ся новы­ми, по мере введе­ния монар­хи­ей новых учреж­де­ний.

К этим послед­ним отно­сит­ся, преж­де все­го, упо­рядо­че­ние имен в импе­ра­тор­ское вре­мя. Мож­но с боль­шим веро­я­ти­ем пред­по­ла­гать, что при Авгу­сте были изда­ны осо­бые пред­пи­са­ния об этом, «и име­на были уре­гу­ли­ро­ва­ны так, что по ним стро­го раз­ли­ча­лись сво­бод­но­рож­ден­ные и отпу­щен­ни­ки». С этих пор про­стой раб носил одно имя, государ­ст­вен­ный и импе­ра­тор­ский раб — обык­но­вен­но два1, отпу­щен­ник — 3 име­ни, при­чем с.100 у послед­них было отня­то (веро­ят­но, вме­сте с пра­вом голо­са)2 при­над­ле­жав­шее им преж­де пра­во иметь три­бу, кото­рая вхо­ди­ла толь­ко в имя сво­бод­но­рож­ден­но­го; послед­ние име­ли по четы­ре и боль­ше имен3. Поло­же­ние сыно­вей воль­ноот­пу­щен­ни­ков и сво­бод­ных было так­же не оди­на­ко­во4: лишь вну­ки пер­вых иско­ни при­чис­ля­лись к сво­бод­но­рож­ден­ным5. Напро­тив, допу­ще­ние отпу­щен­ни­ков в сенат и к маги­ст­ра­ту­рам счи­та­лось все­гда зло­употреб­ле­ни­ем; еще Клав­ди­ем сын одно­го отпу­щен­ни­ка был при­нят в курию с усло­ви­ем пред­ва­ри­тель­но­го усы­нов­ле­ния его всад­ни­ком; Нерон дол­гое вре­мя совсем не допус­кал отпу­щен­ни­ков, а допу­щен­ным при его пред­ше­ст­вен­ни­ках не давал долж­но­стей6. Ука­зом Тибе­рия в 23 г. сыно­вья отпу­щен­ни­ков не допус­ка­лись даже в сосло­вие всад­ни­ков, но уже Август стал допус­кать исклю­че­ния (напри­мер, по отно­ше­нию к одно­му из сво­их дру­зей Ведию Пол­ли­о­ну, сыну отпу­щен­ни­ка); впо­след­ст­вии эти нару­ше­ния ста­ли так мно­го­чис­лен­ны, что указ Тибе­рия мало-пома­лу поте­рял свое зна­че­ние7. Но допу­ще­ние сыно­вей отпу­щен­ни­ков к государ­ст­вен­ным долж­но­стям про­дол­жа­ло быть исклю­че­ни­ем. Наблюда­лось оно уже в послед­нее вре­мя рес­пуб­ли­ки8 и при Авгу­сте. При­над­ле­жав­ший к это­му клас­су Г. Тара­ний был три­бу­ном в 25 г. и про­из­вел на всех очень бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние тем, что поса­дил в теат­ре сво­его отца рядом с собой на почет­ное три­бун­ское место9. В тече­ние пер­во­го века сыно­вья отпу­щен­ни­ков дости­га­ли даже высо­ких куруль­ных долж­но­стей. Так, в 101 г. был пре­то­ром некий Лар­ций Мацедон, извест­ный сво­им гру­бым и высо­ко­мер­ным обра­ще­ни­ем с раба­ми, так как он сам, по сло­вам Пли­ния, веро­ят­но, слиш­ком мало или, наобо­рот, слиш­ком хоро­шо пом­нил, что отец его был тоже рабом10. Но еще в кон­це II века дости­же­ние кон­суль­ства (175 г.) Пер­ти­на­ком, сыном отпу­щен­ни­ка11, вслед­ст­вие его воен­ных заслуг, вызва­ло мас­су насме­шек над его низ­ким про­ис­хож­де­ни­ем; гово­ри­ли, что «толь­ко зло­счаст­ная вой­на может при­во­дить к таким явле­ни­ям»12.

Дей­ст­ви­тель­но, как ни уве­ли­чи­ва­лось с тече­ни­ем вре­ме­ни вли­я­ние клас­са отпу­щен­ни­ков, бла­го­да­ря дости­же­нию богат­ства и вла­сти отдель­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми его, в сво­ем обще­ст­вен­ном поло­же­нии они все же нико­гда не срав­ня­лись со сво­бод­ны­ми. Если кому-нибудь из сво­бод­ных и при­хо­ди­лось пре­кло­нять­ся и рабо­леп­ст­во­вать перед ними, у него все-таки все­гда было внут­рен­нее созна­ние сво­его пре­иму­ще­ства. Мар­ти­ал обра­ща­ет­ся к одно­му бога­то­му отпу­щен­ни­ку, гово­ря: «в день тво­е­го рож­де­ния за сто­лом у тебя соби­ра­ет­ся сенат и мно­го всад­ни­ков — но, Дио­дор, нико­му из них не инте­рес­но живешь ли ты на све­те»13. Даже при выбо­ре любов­ни­цы Мар­ти­ал пред­по­чи­та­ет сво­бод­ную отпу­щен­ни­це, а послед­нюю — про­стой рабыне, если толь­ко рабы­ня не ока­жет­ся кра­си­вее ее14. Но, во с.101 вся­ком слу­чае, поло­же­ние отпу­щен­ни­ков к это­му вре­ме­ни ста­ло зна­чи­тель­но луч­ше, чем было при Авгу­сте: тогда двор­цо­вый эти­кет исклю­чал их еще из чис­ла гостей у сто­ла импе­ра­то­ра15, и Гора­ций неред­ко слы­шал, как недоб­ро­же­ла­те­ли назы­ва­ли его «сыном отпу­щен­ни­ка»; прав­да, Меце­нат уже в то вре­мя сто­ял выше этих пред­рас­суд­ков, нахо­дя без­раз­лич­ным, от како­го отца кто про­ис­хо­дит, «лишь бы он родил­ся сво­бод­ным»16.

После отпу­щен­ни­ков рим­ская нацио­наль­ная гор­дость пре­зри­тель­нее все­го отно­си­лась к оби­та­те­лям поко­рен­ных про­вин­ций. Про­вин­ци­ал, про­дан­ный рабом в Рим и достиг­ший там сво­бо­ды, мог счи­тать себя выше сво­их остав­ших­ся сво­бод­ны­ми зем­ля­ков: он ста­но­вил­ся рим­ским граж­да­ни­ном; они же долж­ны были пла­тить tri­bu­tum17, т. е. не толь­ко земель­ный, но и подуш­ный налог, а послед­нее счи­та­лось в древ­но­сти при­зна­ком несво­бод­но­го поло­же­ния18. Как мало прав было у про­вин­ци­а­лов в срав­не­нии с ита­лий­ца­ми, вид­но из слов Таци­та, кото­рый гово­рит о пре­фек­те равенн­ско­го флота Кло­дии Кви­ри­на­ле, что он сво­ей жесто­ко­стью при­тес­ня­ет ита­лий­цев «как самый низ­ший народ»19. Поли­ти­че­ское заве­ща­ние Авгу­ста содер­жа­ло, сре­ди дру­гих сове­тов его пре­ем­ни­кам, так­же пре­до­сте­ре­же­ние не быть слиш­ком щед­ры­ми в разда­че граж­дан­ско­го пра­ва, чтобы не умень­шить раз­ни­цы меж­ду граж­да­на­ми и про­вин­ци­а­ла­ми20. В деку­рии судей (при­сяж­ных) Рима (состо­яв­шие из 3-х тысяч всад­ни­ков и 2-х тысяч лиц с иму­ще­ст­вен­ным цен­зом, боль­шим поло­ви­ны цен­за всад­ни­ков)21, про­вин­ци­а­лы вна­ча­ле вовсе не допус­ка­лись (хотя уже при Клав­дии были слу­чаи допу­ще­ния). В после­дую­щее вре­мя, по край­ней мере, «новым граж­да­нам» (не имев­шим пра­ва граж­дан­ства по рож­де­нию, а полу­чив­шим его) не было досту­па в эти деку­рии; спис­ки их состав­ля­лись, глав­ным обра­зом, из ита­лий­цев22 и из оби­та­те­лей про­вин­ций, в кото­рых гово­ри­ли по-латы­ни. «Сыно­вья егип­тян не могут быть при­сяж­ны­ми», напи­са­но на одной стене в Пом­пе­ях23. Испа­нец Сене­ка, совер­шен­но в духе рим­ско­го высо­ко­ме­рия, высме­и­ва­ет в сво­ем паск­ви­ле на Клав­дия его щед­рость в разда­че граж­дан­ских прав24, заме­чая, что «импе­ра­тор, оче­вид­но, хочет видеть всех гре­ков, гал­лов, испан­цев и бри­тан­цев оде­ты­ми в рим­ские тоги. Пар­ка пре­кра­ща­ет его жизнь, чтобы оста­лось хоть несколь­ко пере­гри­нов для раз­мно­же­ния»25. Дей­ст­ви­тель­но, даро­ва­ние прав граж­дан­ства целым груп­пам и кор­по­ра­ци­ям сде­ла­ло полу­че­ние их отдель­ны­ми лица­ми выдаю­щим­ся отли­чи­ем26; одна­ко, эти послед­ние слу­чаи были ред­ки и при дру­гих прав­ле­ни­ях и поэто­му счи­та­лись осо­бен­но высо­кой честью27. Насе­ле­ние запад­ных про­вин­ций ста­ви­лось выше жите­лей восточ­ных обла­стей, непри­язнь к кото­рым зави­се­ла в неко­то­рой сте­пе­ни от раз­ли­чия рас. Но и запад­ным про­вин­ци­ям пра­ва, с.102 кото­ры­ми уже дав­но поль­зо­ва­лись ита­лий­цы, были даны гораздо позд­нее и очень неохот­но; дей­ст­ви­тель­но, рома­ни­за­ция гал­лов, испан­цев, афри­кан­цев, этих «диких, вар­вар­ских наро­дов»28 совер­ша­лась очень мед­лен­но. Цице­рон самым пре­зри­тель­ным обра­зом отвер­га­ет прав­до­по­доб­ность пока­за­ний про­тив пре­то­ра Фон­тея, дан­ных свиде­те­ля­ми, при­слан­ны­ми из нар­бонн­ской Гал­лии, самым знат­ным сре­ди кото­рых был пред­во­ди­тель алло­бро­гов Инду­ци­о­мар. Цице­рон счи­та­ет их вар­ва­ра­ми, у кото­рых нет поня­тия о свя­то­сти клятв, нет стра­ха перед бога­ми, кото­рый заста­вил бы их опа­сать­ся давать невер­ные пока­за­ния. Неуже­ли судьи боль­ше пове­рят людям, нена­видя­щим Рим, чем живу­щим в про­вин­ции рим­ля­нам?29 При­ня­тие Цеза­рем в чис­ло сена­то­ров несколь­ких «полу­вар­ва­ров»-гал­лов, полу­чив­ших от него толь­ко что пра­во граж­дан­ства, рав­ня­лось оскорб­ле­нию обще­ст­вен­но­го мне­ния, кото­рое осуж­да­ло вся­кий при­ток новых эле­мен­тов «транс­аль­пий­ско­го и нося­ще­го пан­та­ло­ны насе­ле­ния»30. Было выве­ше­но воз­зва­ние, при­зы­ваю­щее не пока­зы­вать новым сена­то­рам доро­ги в курию, а на ули­цах народ рас­пе­вал: «тех, кото­рых он вел в три­ум­фе, он вво­дит в курию; они толь­ко что носи­ли шта­ны, теперь же носят широ­кую пур­пу­ро­вую поло­су»31. По-види­мо­му, эти сена­то­ры были сно­ва исклю­че­ны Авгу­стом32. Но уже в 40 г. до Р. Хр. впер­вые ино­стра­нец достиг даже кон­су­ла­та, прав­да, лишь в каче­стве заме­сти­те­ля; это был испа­нец Кор­не­лий Бальб из Гаде­са, воз­вы­сив­ший­ся во вре­мя граж­дан­ских войн, бла­го­да­ря сво­е­му уме­нию лов­ко поль­зо­вать­ся обсто­я­тель­ства­ми и боль­шо­му богат­ству. По сло­вам Пли­ния, он был пер­вым, кото­рый, будучи не толь­ко ино­стран­цем, но даже при­оке­ан­ским жите­лем, полу­чил такую честь, какой пред­ки не удо­ста­и­ва­ли даже насе­ляв­ших Лаций33; прав­да, его впо­след­ст­вии, как и преж­де, пре­зри­тель­но назы­ва­ли «гади­тан­цем, тар­тес­цем» и счи­та­ли недо­стой­ным чести быть сена­то­ром34. Его пле­мян­ник, Бальб Млад­ший, был тоже кон­су­лом, празд­но­вал три­умф после победы над гара­ман­та­ми в 19 г. до Р. Хр. и постро­ил тре­тий камен­ный театр в Риме35. Уже в пер­вое вре­мя импе­рии к сена­тор­ским долж­но­стям допус­ка­лись в боль­шом чис­ле лица, про­ис­хо­див­шие из Нар­бонн­ской Гал­лии36, кото­рая счи­та­лась ско­рее частью Ита­лии, чем про­вин­ци­ей37. «Весь­ма почтен­ная, и слав­ная коло­ния Виен­на», как ее назы­ва­ет Клав­дий в сво­ей речи, была пер­вым и вна­ча­ле, веро­ят­но, един­ст­вен­ным горо­дом, удо­сто­ив­шим­ся чести посы­лать чле­нов в курию38. Вале­рий Ази­а­тик из Виен­ны, достиг­ший такой высоты, как очень немно­гие под­дан­ные в его вре­мя, два­жды был кон­су­лом, но во вто­рой раз (46 г.) он сам сло­жил с себя эту долж­ность в надеж­де изба­вить­ся от интриг сво­их мно­го­чис­лен­ных вра­гов и завист­ни­ков. Пом­пей Вописк из Виен­ны полу­чил кон­су­лат от Ото­на в 69 г.39. Наряду с виенн­ца­ми, сле­дую­щие извест­ные сена­то­ры из гал­лов были: с.103 Доми­тий Афр из Немау­за, пер­вый ора­тор сво­его вре­ме­ни, быв­ший кон­су­лом (suff.) уже в 39 г.40; затем, Юлий Гре­цин из Фору­ма Юлия, отец Агри­ко­лы, сын про­ку­ра­то­ра, каз­нен­но­го Кали­гу­лой41; Анто­ний Прим из Толо­зы, осуж­ден­ный за под­дел­ку заве­ща­ния в 61 г., отли­чив­ший­ся впо­след­ст­вии как при­вер­же­нец Вес­па­си­а­на; нако­нец, Г. Фуль­вий Луп Сер­ви­ли­ан из Немау­за42, воз­веден­ный Вес­па­си­а­ном в пре­тор­ский ранг. Уже в 49 г. сена­то­рам было поз­во­ле­но посе­щать без раз­ре­ше­ний свои име­ния в нар­бонн­ской Гал­лии43.

Но когда в 47 г. гла­ва­ри новых частей Гал­лии, хотя и при­над­ле­жав­ших Риму уже око­ло ста лет, нача­ли доби­вать­ся прав на сена­тор­ские долж­но­сти, кото­рые име­ла до сих пор толь­ко коло­ния Лугу­ду­нум (Лион)44, они встре­ти­ли реши­тель­ное про­ти­во­дей­ст­вие: Ита­лия-де не так еще исто­ще­на, чтобы не быть в состо­я­нии самой постав­лять сена­то­ров для сво­ей сто­ли­цы. Раз­ве недо­ста­точ­но того, что вене­ты и инсуб­ры уже про­ник­ли в курию? Какие же при­ви­ле­гии оста­нут­ся на долю остат­ков зна­ти и бед­ных сена­то­ров — уро­жен­цев Лация? Все места были бы быст­ро запол­не­ны эти­ми бога­ча­ми, пред­ки кото­рых побеж­де­ны наши­ми вой­ска­ми. Пусть им дает­ся пра­во граж­дан­ства, а при­ви­ле­гии сена­то­ров и поче­сти маги­ст­ра­тов не долж­ны при­над­ле­жать всем. Это про­ти­во­дей­ст­вие было пре­кра­ще­но реши­тель­но выра­жен­ной волей Клав­дия. В его род­ном горо­де Лионе сохра­ня­ет­ся отры­вок выре­зан­ной на меди уче­ной речи его по это­му пово­ду. По его мне­нию, сена­то­рам из Ита­лии, конеч­но, долж­но давать пред­по­чте­ние, но не сле­ду­ет отстра­нять и про­вин­ци­а­лов, если они смо­гут стать укра­ше­ни­ем курии. Доступ в сенат пер­вы­ми полу­чи­ли эдуи (меж­ду Соной и Луа­рой)45. Может быть, одно­вре­мен­но с ними доступ в пер­вое сосло­вие полу­чи­ли и дру­гие мест­но­сти Гал­лии. Отец Г. Юлия Вин­дек­са, Аквида­нец «из цар­ско­го рода», был рим­ским сена­то­ром46. Попа­дав­шие изред­ка в сенат уро­жен­цы дру­гих про­вин­ций счи­та­лись, по всей веро­ят­но­сти, выскоч­ка­ми, и на них смот­ре­ли с недоб­ро­же­ла­тель­ст­вом. У Таци­та кор­ду­бец Сене­ка в 63 г. пишет Неро­ну, с целью обез­ору­жить сво­их про­тив­ни­ков соб­ст­вен­ным при­зна­ни­ем сво­ей недо­стой­но­сти, меж­ду про­чим, что ему часто при­хо­ди­лось спра­ши­вать само­го себя: раз­ве могут при­чис­лять к пер­вым в государ­стве меня, чело­ве­ка всад­ни­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, про­вин­ци­а­ла? Как я, нови­чок, под­нял­ся до бле­стя­ще­го поло­же­ния сре­ди этой ста­рой слав­ной зна­ти?47. — Исто­щен­ный граж­дан­ски­ми вой­на­ми сенат полу­чил новый при­ток из про­вин­ций при Вес­па­си­ане; с тех пор он оттуда полу­чал свои луч­шие силы48; с тех пор, как испа­нец Тра­ян стал импе­ра­то­ром, гром­кая оппо­зи­ция при­вер­жен­цев рим­ской исклю­чи­тель­но­сти долж­на была поне­мно­гу затих­нуть, по край­ней мере, про­тив запад­ных обла­стей. В его прав­ле­ние кон­су­лом 115 г. был гетуль­ский шейх Кв. Лусий Кви­ет, отли­чив­ший­ся во гла­ве кон­ни­цы в дак­ской и пар­фий­ской вой­нах; он про­ис­хо­дил даже не из рим­ской Афри­ки, а из неиз­вест­ной с.104 отда­лен­ной погра­нич­ной обла­сти49. Афри­кан­цем был так­же Цеци­лий Клас­сик, зани­мав­ший в 101 г. про­кон­су­лат в Бети­ке50. Извест­ный юрист Саль­вий Юли­ан, два­жды зани­мав­ший кон­су­лат при Адри­ане, про­ис­хо­дил из Гад­ру­ме­та51. Фрон­тон, кон­сул 144 г., гово­рит о мно­гих сво­их сооте­че­ст­вен­ни­ках из Цир­ты, быв­ших сена­то­ра­ми52. Афри­кан­ско­го про­ис­хож­де­ния был и сена­тор Кас­сий Мак­сим, друг Ари­сти­да и Арте­ми­до­ра53. Из Гип­по­на54 про­ис­хо­дил Сер­ви­лий Силан, кон­сул 189 г., а Плав­ти­ан, люби­мец импе­ра­то­ра Севе­ра (как извест­но, уро­жен­ца Леп­ти­са), был его зем­ля­ком55.

Гре­ки и мало­азий­цы тоже уже дав­но не мог­ли быть исклю­чае­мы, хотя анти­па­тия к послед­ним была еще силь­нее, чем к гре­кам, так как к Гре­ции рим­ляне все­гда чув­ст­во­ва­ли ува­же­ние как к родине сво­ей куль­ту­ры. Цице­рон гово­рит о фри­гий­цах, что они, соглас­но посло­ви­це, ста­но­вят­ся луч­ше под уда­ра­ми. Карий­цы счи­та­ют­ся самы­ми год­ны­ми испол­ни­те­ля­ми опас­ных пред­при­я­тий. Для выра­же­ния край­не­го пре­зре­ния гово­ри­лось — «это послед­ний из Мисий­цев». Лиди­ец был глав­ным вопло­ще­ни­ем раба в гре­че­ской комедии56. У Юве­на­ла при­рож­ден­ный рим­ля­нин вос­кли­ца­ет: неуже­ли чело­век, при­шед­ший в Рим по пути того вет­ра, кото­рый при­но­сит дамас­ские сли­вы и сирий­ские фиги, может рань­ше меня при­кла­ды­вать печать к доку­мен­там или садить­ся за стол выше меня? Раз­ве не име­ет зна­че­ния то, что мы в дет­стве дыша­ли возду­хом Авен­ти­на и пита­лись сабин­ски­ми пло­да­ми? Сам же он, сын или вос­пи­тан­ник отпу­щен­ни­ка из Акви­на, смот­рел с глу­бо­ким пре­зре­ни­ем на всад­ни­ков «из Азии, Вифи­нии и Кап­па­до­кии», при­шед­ших в Рим босы­ми (т. е. раба­ми)57. Мар­ти­ал счи­та­ет неспра­вед­ли­во­стью судь­бы, что нуж­ду тер­пит бла­го­род­ный поэт, «не граж­да­нин Сирии или Пар­фии, не всад­ник из кап­па­до­кий­ских выста­воч­ных под­мост­ков на раб­ском рын­ке, а про­ис­хо­дя­щий из наро­да Рема и Нумы»58. Даже Алек­сандр Север, сты­дясь сво­его сирий­ско­го про­ис­хож­де­ния, выстав­лял себя уро­жен­цем Рима59. Одна­ко, уже с нача­ла импе­рии при­шель­цы из Гре­ции и Малой Азии нача­ли зани­мать высо­кое поло­же­ние в сосло­вии всад­ни­ков. Друг Авгу­ста, бога­тый всад­ник Ведий Пол­ли­он, про­ис­хо­дил из Цеза­реи в Вифи­нии60. Может быть, впер­вые со вре­ме­ни цен­зу­ры Вес­па­си­а­на и Тита (в 73 и 74 гг.)61 в сенат ста­ли при­ни­мать­ся, по край­ней мере, в боль­шем чис­ле самые знат­ные лица этих земель. Некий Т. Фла­вий Филин из Фес­пий достиг при Доми­ти­ане, или вско­ре после него, пре­ту­ры и долж­но­сти пра­ви­те­ля Кип­ра, затем Ликии и Пам­фи­лии62. Г. Антий А. Юлий Квад­рат из Пер­га­ма зани­мал при Доми­ти­ане и Тра­яне мно­го­чис­лен­ный высо­кие долж­но­сти и был кон­су­лом в 93 и 105 гг.63; так же и сын его Апел­ла, пра­ви­тель про­вин­ций, и его внук Фрон­тон зани­ма­ли выдаю­щи­е­ся долж­но­сти, а пра­внук его Апел­ла в день с.105 сво­его 14-летия был про­слав­лен Ари­сти­дом в речи, ска­зан­ной им по это­му пово­ду64. При Тра­яне сена­тор­ские долж­но­сти зани­мал Г. Юлий Эврикл Герк­лан65, при­над­ле­жав­ший к одно­му из знат­ней­ших спар­тан­ских семейств, кото­рое еще при Авгу­сте жило по-кня­же­ски. Афи­ня­нин Тибе­рий Клав­дий Аттик, раз­бо­га­тев­ший от наход­ки боль­шо­го кла­да (при Нер­ве), был два­жды кон­су­лом (в пер­вый раз ок. 104 г.)66, имя его сына, извест­но­го софи­ста Геро­да Атти­ка, нахо­дит­ся в кон­суль­ских фастах за 143 г. (а его вну­ка Тибе­рия Клав­дия Бра­дуи Атти­ка — за 185 год)67. При импе­ра­то­рах II века лите­ра­тур­ная сла­ва вооб­ще мог­ла слу­жить сред­ст­вом к воз­вы­ше­нию; этим путем выдаю­щи­е­ся гре­че­ские софи­сты и писа­те­ли дости­га­ли кон­суль­ства: тако­вым был, напри­мер, при Адри­ане исто­рик и фило­соф Фла­вий Арри­ан68 (из Нико­медии в Вифи­нии), кото­ро­му мы обя­за­ны запи­ся­ми лек­ций Эпи­к­те­та; затем Клав­дий Ари­стокл из Пер­га­ма, уче­ник Геро­да Атти­ка69, так­же Дами­ан из Эфе­са (при Сеп­ти­мии Севе­ре)70; тем не менее Плу­тарх полу­чил (при Тра­яне) толь­ко кон­суль­ские инсиг­нии71. Потом­ки кня­же­ских семей тоже, веро­ят­но, полу­ча­ли кон­су­лат; так, при Тра­яне, был кон­су­лом Г. Юлий Антиох Фило­папп, пото­мок дина­стов Ком­ма­ге­ны72; в 140 или 141 г. некто Тибе­рий (Юлий) Север, про­ис­хо­див­ший из галат­ско­го кня­же­ско­го рода, кото­рый меж­ду 152 и 156 гг. был про­кон­су­лом Азии73. Фео­фил Седа­рий из Никеи, зна­ко­мый Ари­сти­да, имел пре­тор­ский ранг; ритор Ста­тий Квад­рат был в 142 г. кон­су­лом, а в 154 или 155 г. про­кон­су­лом Азии74. Семей­ство Квин­ти­ли­ев в Алек­сан­дрии Тро­аде было при­ня­то Нер­вой в сена­тор­ское сосло­вие. Вну­ки полу­чив­ше­го от него же широ­кий пур­пур Секс­та Квин­ти­лия Вале­рия Мак­си­ма75 — бра­тья С. Квин­ти­лий Кон­ди­ан и С. Квин­ти­лий Мак­сим76, были орди­нар­ны­ми кон­су­ла­ми в 151 г., управ­ля­ли Гре­ци­ей при Мар­ке Авре­лии и впо­след­ст­вии были одно­вре­мен­но уби­ты Ком­мо­дом77. Их сыно­вья, носив­шие те же име­на, были кон­су­ла­ми 172 и 180 годов78. Отец исто­ри­ка Кас­сия Дио­на (род. 155 г.) Кас­сий Апро­ни­ан из Никеи был намест­ни­ком Сици­лии и Дал­ма­тии79, а сам Кас­сий Дион достиг кон­су­ла­та80. Кон­су­лар М. Уль­пий Эвбиот, кото­рый на одной над­пи­си на крес­ле в афин­ском теат­ре Дио­ни­са назы­ва­ет­ся бла­го­де­те­лем и пер­вым архон­том это­го горо­да81, был кон­су­лом, веро­ят­но, во II веке. Ко II и III векам отно­сит­ся боль­шое коли­че­ство над­пи­сей, в кото­рых упо­ми­на­ют­ся гре­ки и мало­ази­а­ты сена­тор­ско­го и кон­суль­ско­го ран­га82.

с.106 До III века уро­жен­цы дру­гих восточ­ных про­вин­ций встре­ча­ют­ся в сена­те лишь изред­ка (напри­мер, кон­су­лар Фла­вий Боэт, после­до­ва­тель Ари­сто­те­ля, друг Гале­на83, про­ис­хо­див­ший из Пто­ле­меи в Фини­кии)84, но со вре­ме­ни Кара­кал­лы и еще более со вре­ме­ни Эла­га­ба­ла и Алек­сандра Севе­ра чис­ло их воз­рос­ло85. К ним при­над­ле­жит, напри­мер, Одей­нат, князь Паль­мир­ский (ум. 251 г.), отец одно­имен­но­го мужа Зено­вии, имев­ше­го кон­суль­ский ранг, и Сеп­ти­мия Гей­ра­на86. У нас нет сведе­ний отно­си­тель­но допу­ще­ния в сена­то­ры евре­ев из Пале­сти­ны (по край­ней мере, до замет­ки Иеро­ни­ма о сена­то­рах-иуде­ях в IV в.)87. О всад­ни­ках из пале­стин­ских евре­ев упо­ми­на­ет Иосиф, сам, по-види­мо­му, не при­над­ле­жав­ший к это­му сосло­вию88. Всад­ник сена­тор­ско­го про­ис­хож­де­ния Тибе­рий Юлий Алек­сандр, пле­мян­ник фило­со­фа Фило­на, управ­ляв­ший Иуде­ей в послед­ние годы Неро­на, был отпав­шим от сво­ей веры алек­сан­дрий­ским евре­ем «из очень бога­той и знат­ной семьи, нахо­див­шей­ся в свой­стве даже с импе­ра­тор­ским домом; в Пар­фий­ской войне он отли­чил­ся в каче­стве началь­ни­ка гене­раль­но­го шта­ба Кор­бу­ла, потом в Иудей­ской войне Тита он опять взял эту долж­ность», зани­мая в про­ме­жут­ке меж­ду вой­на­ми пре­фек­ту­ру в Егип­те89.

Еще небла­го­при­ят­нее, чем к евре­ям, все­гда было отно­ше­ние к егип­тя­нам. Они не мог­ли полу­чать пра­ва рим­ско­го граж­дан­ства, не достиг­нув его в Алек­сан­дрии, даже это послед­нее импе­ра­то­ры им дава­ли очень ску­по, а доступ в сосло­вие всад­ни­ков был им, по мень­шей мере, затруд­нен90. После при­со­еди­не­ния Егип­та про­шло более двух­сот лет преж­де, чем алек­сан­дри­ец Кэран (при Кара­кал­ле) был допу­щен в сенат и затем в кон­су­лы91. Егип­тяне, кро­ме алек­сан­дрий­цев, не име­ли пра­ва на сена­тор­ские долж­но­сти еще в V веке92. То, что егип­тя­нин Кри­спин, будучи «пер­вым из всад­ни­ков» (может быть, он был пре­фек­том пре­то­рия), занял выдаю­ще­е­ся поло­же­ние и стал любим­цем импе­ра­то­ра, воз­буж­да­ло него­до­ва­ние Юве­на­ла, глав­ным обра­зом, ввиду его нацио­наль­но­сти93.

Что и в после­дую­щее вре­мя при выбо­рах на высо­кие долж­но­сти рим­ля­нам ока­зы­ва­лось пред­по­чте­ние перед ино­стран­ца­ми, было бы понят­но, даже если бы мы не име­ли опре­де­лен­но­го свиде­тель­ства Дио­на, кото­рый, вла­гая в уста Меце­на­та рас­суж­де­ние о пра­ви­тель­ст­вен­ной систе­ме импе­рии, выстав­ля­ет тот прин­цип, что куруль­ные долж­но­сти и, глав­ным обра­зом, кон­су­лат долж­ны быть заме­щае­мы мест­ны­ми уро­жен­ца­ми94. Хотя это пра­ви­ло, как пока­за­ло вре­мя, не мог­ло быть стро­го соблюдае­мо, но стрем­ле­ние под­дер­жать его нико­гда не пре­кра­ща­лось. Еще об одном из сопер­ни­ков Сеп­ти­мия Севе­ра — Пес­цен­нии Ниге­ре — сооб­ща­ет­ся, что, по его мне­нию, зани­мать долж­но­сти в Риме долж­ны были толь­ко при­род­ные рим­ляне95. с.107 Отвра­ще­ние и зависть по отно­ше­нию к чужим, пре­зре­ние «ко все­му, что роди­лось вне город­ских стен», гос­под­ст­во­ва­ли в Риме до послед­них вре­мен; еще тогда народ выра­жал свою нена­висть к ино­стран­цам в страш­ном кри­ке во вре­мя теат­раль­ных пред­став­ле­ний96.

С точ­ки зре­ния при­вер­жен­цев рим­ской исклю­чи­тель­но­сти даже ита­ли­ец, даже лати­ня­нин не счи­тал­ся рав­ным, хотя и ста­вил­ся ими выше про­вин­ци­а­ла; в сена­те их счи­та­ли выскоч­ка­ми и про­ис­хож­де­ни­ем отцов попре­ка­ли даже их детей. Анто­ний, про­ис­хо­див­ший из очень древ­не­го рода, упре­кал Окта­ви­а­на тем, что мать послед­не­го была Ари­ци­ян­кой97. По это­му пово­ду Цице­рон гово­рит: «мож­но поду­мать, что он гово­рит о жен­щине из Тралл или Эфе­са. Види­те, как низ­ко ста­вят нас, уро­жен­цев муни­ци­пий, а сле­до­ва­тель­но, всех, пото­му что кто же из нас не про­ис­хо­дит оттуда?» Ему часто при­хо­ди­лось слы­шать от древ­ней зна­ти заме­ча­ния по пово­ду его про­ис­хож­де­ния98. Кати­ли­на назы­вал его приш­лым рим­ским граж­да­ни­ном99. Одна­ко, как ска­за­но в речи импе­ра­то­ра Клав­дия, уже Тибе­рий при­нял в сенат дель­ных и состо­я­тель­ных людей — цвет муни­ци­пий и коло­ний Ита­лии100. Насколь­ко глу­бо­ко тем не менее коре­ни­лось это высо­ко­ме­рие в рим­ском созна­нии, и какой упор­ный про­тест оно выста­ви­ло всем ново­введе­ни­ям и раз­ру­шаю­щим вли­я­ни­ям, вид­но из того, что даже после прав­ле­ний рода Фла­ви­ев из Реа­ты и после нар­ний­ца Нер­вы, во вре­мя прав­ле­ния испан­ца Тра­я­на, Тацит счи­та­ет раз­ни­цу меж­ду Римом и горо­да­ми Ита­лии не мень­шей, чем сто лет назад совре­мен­ни­ки Цице­ро­на. Рас­суж­де­ния Таци­та по это­му пово­ду тем более заме­ча­тель­ны, что он сам про­ис­хо­дил из всад­ни­ков101. Рас­сказ свой о свя­зи Ливии, жены Дру­за, с Сея­ном, всад­ни­ком из Воль­си­ний, он сопро­вож­да­ет заме­ча­ни­ем: «и она, имев­шая дядей Авгу­ста, Тибе­рия тестем, детей от Дру­за — она опо­зо­ри­ла себя, сво­их пред­ков и потом­ков этой изме­ной с муни­ци­па­лом»102. Когда внуч­ка Тибе­рия, Юлия, вышла во вто­рой раз замуж за Рубел­лия Блан­да, он счи­тал это за такое уни­же­ние, что изо­бра­жа­ет это как повод общей печа­ли, так как еще мно­гие пом­ни­ли деда Рубел­лия, рим­ско­го всад­ни­ка из Тибу­ра103, хотя сам Рубел­лий Бланд был уже кон­су­лом104. Све­то­ний рас­ска­зы­ва­ет, что Кали­гу­ла в пись­ме к сена­ту попре­ка­ет свою пра­баб­ку Ливию Авгу­сту незнат­ным про­ис­хож­де­ни­ем, так как ее дед по мате­ри был совет­ни­ком в Фун­ди; Све­то­ний защи­ща­ет ее от это­го упре­ка, выстав­ляя свиде­тель­ство, что Ауфидий Лур­кон зани­мал в Риме весь­ма почет­ные долж­но­сти105. То, что сто лет спу­стя Марк Авре­лий выдал свою дочь Луцил­лу за Клав­дия Пом­пей­а­на, сына рим­ско­го всад­ни­ка106, из не осо­бен­но знат­но­го антио­хий­ско­го рода, мож­но объ­яс­нить не столь­ко пере­ме­ной воз­зре­ний, сколь­ко кос­мо­по­ли­ти­че­ским настро­е­ни­ем импе­ра­то­ра-фило­со­фа, кото­рый был на ред­кость сво­бо­ден от спе­ци­фи­че­ски рим­ско­го духа; гово­рят, что он себе в зятья с.108 брал не пер­вых из сена­та и обра­щал вни­ма­ние более на нрав­ст­вен­ные каче­ства, чем на знат­ность и богат­ство107. Впро­чем, Луцил­ла и ее мать Фау­сти­на оста­лись недо­воль­ны этим бра­ком и, по-види­мо­му, не толь­ко вслед­ст­вие пожи­ло­го воз­рас­та избран­ни­ка.

При­веден­ные взгляды вме­сте с тем слу­жат и для осве­ще­ния клас­со­вых отно­ше­ний меж­ду сена­то­ра­ми и всад­ни­ка­ми: в самом деле, анта­го­низм меж­ду дву­мя клас­са­ми в зна­чи­тель­ной мере сов­па­дал с анта­го­низ­мом меж­ду рим­ским и муни­ци­паль­ным про­ис­хож­де­ни­ем. Всад­ни­ки вос­хва­ля­ют­ся сво­и­ми кли­ен­та­ми и про­слав­ля­ют себя сами на памят­ни­ках, как отцы или деды сена­то­ров108. По пово­ду одной ссо­ры меж­ду сена­то­ром и всад­ни­ком Вес­па­си­ан ска­зал, что сена­то­ров нель­зя оскорб­лять, но отве­чать на оскорб­ле­ния с их сто­ро­ны мож­но и даже закон­но; по сло­вам Све­то­ния, он хотел этим пока­зать, что оба клас­са раз­ли­ча­ют­ся не столь­ко в пра­вах, сколь­ко по досто­ин­ству109. Мар­ти­ал и назы­ва­ет пер­вые два клас­са: «всад­ни­ки и гос­по­да сена­то­ры»110. Выра­же­ния клас­со­во­го созна­ния сена­то­ров будут при­веде­ны ниже.

В уго­лов­ном пра­ве111 было про­веде­но стро­гое раз­ли­чие меж­ду дву­мя пер­вы­ми клас­са­ми и пле­бе­я­ми: чле­ны пер­вых двух клас­сов счи­та­лись при­ви­ле­ги­ро­ван­ны­ми (так­же сол­да­ты, вете­ра­ны и деку­ри­о­ны горо­дов импе­рии); пле­беи от них так рез­ко отли­ча­лись, что лица из упо­мя­ну­тых клас­сов мог­ли быть раз­жа­ло­ва­ны в пле­беи. При­ви­ле­ги­ро­ван­ные клас­сы были сво­бод­ны от телес­но­го нака­за­ния, от пыт­ки при след­ст­вии, от при­нуди­тель­ных работ, от ссыл­ки в каме­но­лом­ни, их нель­зя было рас­пи­нать, посы­лать на гла­ди­а­тор­ские игры и бро­сать диким зве­рям. Обида, нане­сен­ная сена­то­ру пле­бе­ем, осо­бен­но стро­го пре­сле­до­ва­лась112. Не сто­ит осо­бен­но рас­про­стра­нять­ся о том, что и в обще­ст­вен­ной жиз­ни раз­ли­чие меж­ду всад­ни­ка­ми и низ­шим сосло­ви­ем было не мень­ше, не гово­ря уже об отно­ше­нии к послед­не­му со сто­ро­ны сена­то­ров. Тут про­пасть была очень глу­бо­ка. Уде­лим место лишь одно­му харак­тер­но­му слу­чаю, иллю­ст­ри­ру­ю­ще­му эти отно­ше­ния: какой-то сена­тор пре­тор­ско­го ран­га, обви­нен­ный в недо­ка­зан­ном пре­ступ­ле­нии, пред­по­чел доб­ро­воль­ное изгна­ние несо­мнен­но­му нака­за­нию; ему при­шлось посе­лить­ся в Сици­лии и занять­ся там, для зара­бот­ка, пре­по­да­ва­ни­ем рито­ри­ки. Одна­жды, высту­пив перед сво­ей ауди­то­ри­ей, он начал свою речь сло­ва­ми: «как игра­ешь ты с нами, фор­ту­на, ты дела­ешь из сена­то­ров — про­фес­со­ров, из про­фес­со­ров — сена­то­ров!». Пли­ний Млад­ший видит в этой фра­зе столь­ко жел­чи и горе­чи, что готов объ­яс­нить выбор заня­тия это­го сена­то­ра толь­ко жела­ни­ем иметь воз­мож­ность ска­зать при­веден­ные сло­ва113. Почти в таких же выра­же­ни­ях, как сена­тор Пли­ний, и Юве­нал, при­над­ле­жа­щий ко вто­ро­му сосло­вию, сопо­став­ля­ет эти два обще­ст­вен­ных поло­же­ния, как рез­кие про­ти­во­по­лож­но­сти: «если захо­чет фор­ту­на, ты будешь из рито­ра кон­су­лом; так же по воле ее из кон­су­ла рито­ром»114.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Mom­msen, «Staatsr.», 3-е изд., I, 323, 3.
  • 2Mom­msen. «Staatsr.», III, 1, 440 сл.
  • 3Mom­msen, «Her­mes», II, 157.
  • 4Mom­msen, «Staatsr.», III, 1, 441, 1.
  • 5Mom­msen, «Staatsr.», III, 422, 3.
  • 6Mom­msen, «Staatsr.», 3-е изд., I, 488, 2. Sue­ton., «Claud.», гл. 24; «Ne­ro»,
    гл. 15.
  • 7Mom­msen, «Staatsr.», III, 452. Plin., «H. n.», XXXIII, 2, 32; Dio, LIV, 23.
  • 8Ap­pian., b. c. I, 33 (654 г. [100 г. до н. э.]).
  • 9Dio, LIII, 27.
  • 10Plin., «Epp.», III, 14. Schol. Juv. (Val­la) I, 20.
  • 11«Per­tin.», гл. 1.
  • 12Dio, LXXI, 22. Eurip., «Suppl.», 119.
  • 13Mar­tial, X, 27; ср. XI, 12.
  • 14Его же, III, 33.
  • 15Suet., «Aug.», гл. 74. Mom­msen, «Staatsr.», III, 1, 424.
  • 16Ho­rat., S. I, 6, 6 сл., 45 слл.
  • 17Pet­ron., гл. 57.
  • 18Mar­quardt, «Staatsverw.», 2 изд., II, 197.
  • 19Tac., «A.», XIII, 30.
  • 20Dio, LVI, 33.
  • 21Mom­msen, «Staatsr.», III, 1, 534—539.
  • 22Plin., «H. n.», XXXIII, 30; ср. Mom­msen, «Edikt des Clau­dius» («Her­mes» IV, 117).
  • 23C. I. L. IV, 1943, cp. 1942 c.
  • 24Dio, LX, 17.
  • 25Se­ne­ca, «Apo­col.», 3, 3; ср. Mom­msen, «Her­mes», XIX, 79.
  • 26C. I. L., II, 159.
  • 27C. I. L., III, 2, 5232, C. I. A. III, 702. Cp. Mom­msen, «Staatsr.», 3 изд., II, 2, 891, 4.
  • 28Cic., «ad Qu. fr.», I, 1, 9, 27.
  • 29Dru­mann, «Röm. Ge­sch.», V, 331—334.
  • 30Cic., «ad fam.», IX, 15.
  • 31Sue­ton., «Caes.», гл. 76, 80.
  • 32Mar­quardt, «Handb. d. röm. Alt.», 1 изд., II, 3, стр. 267.
  • 33Dio, XLVIII, 32; Plin., «H. n.», 136.
  • 34Dru­mann, «Röm. Ge­sch.», II, 594 слл.
  • 35Tac., «A.», XII, 60 с прим. Nip­per­dey.
  • 36Tac., «A.», XI, 24.
  • 37Plin., «H. n.», III, 31.
  • 38Tac. ed. Nip­per­dey, 3 изд., II, стр. 279.
  • 39Tac., «Hist.», I, 77; cp. Her­zog, «Gall. Nar­bon.», стр. 113—115, 167.
  • 40Teuf­fel, «Röm. Lit­te­ra­turg.», 4 изд., 276, 5.
  • 41Tac., «Ag­ric.», гл. 4. Teuf­fel, 283, 4.
  • 42Her­zog, ук. соч., стр. 166 сл.
  • 43Tac., «A.», XII, 23.
  • 44Tac. ed. Nep­per­dey, 3 изд., II, стр. 281. Bois­sieu, «Inscr. de Lyon», стр. 141.
  • 45Tac., «A.», XI, 23—25.
  • 46Dio, LXIII, 22.
  • 47Tac., «A.», XIV, 53.
  • 48Sue­ton., «Vesp.», гл. 9; ср. Tac., «A.», III, 55.
  • 49Dio, LXVII; 32. Mom­msen, «Röm. Ge­sch»., V, 637, 2.
  • 50Plin., «Epp.», III, 9, 3.
  • 51Teuf­fel, «Röm. Lit­te­ra­turg.», 4 изд., 350, 1.
  • 52Fron­to, «ad ami­cos.», II, 10. ed. Na­ber, стр. 201.
  • 53Aris­tid., «ad Ca­pi­ton.», ed. Dind. 11, 415; Ar­te­mi­dor, «Onir.», II, 70 сл.
  • 54Teuf­fel, «Röm. Litt.», 4 изд., 364, 1.
  • 55He­ro­dian. XIII, 6.
  • 56Cic., «pr. Flacc.», 27, 65.
  • 57Iuv. 7, 14 сл. ed. Mayor. (ср. прим. Mun­ro).
  • 58Mar­tial, X, 76.
  • 59«Alex. Se­ver.», гл. 28 и 44.
  • 60Nip­per­dey, к Tac. «Ann.» I, 10.
  • 61Mom­msen, «Staatsrecht», 3 изд., II, 338, 1.
  • 62Keil, «Syll. inscr. Boe­lot.», стр. 134, № 34.
  • 63Wad­dington, «Vie du rhé­teur Aris­ti­de» («Mém. de l’acad.», XXVI, 258); ср. Ho­mol­le, «Inscr. pub­liées à Smyr­ne» («Bull. corr. hell.», I (1877) 104—106).
  • 64Le­bas-Wad­dington, стр. 713 сл.
  • 65Там же, II, 245. Weil, «Die Fa­mi­lie des C. Iuli­us Euryc­les» («Mitt. d. arch. Inst. zu At­hen», VI [1881], стр. 10 сл.).
  • 66Borghe­si, «Oeuv­res», V, 534, Le­bas-Wad­dington, стр. 720.
  • 67Dit­ten­ber­ger, «Her­mes». XIII, 75 сл. Mom­msen, «Röm. Ge­sch.», V, 261, прим. Digg. XXXVI, 1, 22.
  • 68Re­nier, «Rev. Arch.», 1877, № 3.
  • 69Phi­lostrat, «Vitt. soph.», II, 3.
  • 70Sui­das, см. Λα­μιανός.
  • 71Sui­das, см. Πλούταρ­χος, ср. Hertzberg, «Ge­sch. Griech.», II, 183.
  • 72Mom­msen, «Die Dy­nas­tie von Com­ma­ge­ne» («Mitt. d. arch. Inst. in Ath.» I, 27—39); ср. C. I. A. III, 557.
  • 73Wad­dington, ук. соч. стр. 218—230.
  • 74Wad­dington, стр. 729.
  • 75Там же, стр. 732; Orel­li 5970.
  • 76Phi­lostrat, «Vitt. soph.» ed. Kay­ser, p. 241.
  • 77Hertzberg, «Ge­sch. Gr.», II, 402.
  • 78Wad­dington, ук. соч.
  • 79Rei­ma­rus, «De vi­ta Dio­nis» (Dio, ed. Sturz, VII, 515) § 5.
  • 80Там же, § 11—13 (стр. 526 сл.).
  • 81«Phi­lo­lo­gus», XIX, 360. XXII, 186 = C. I. A. 688.
  • 82C. I. G. 423 = C. I. A. 677, 906. C. I. G. 2782, 2783, 2790, 2792, 2793, 2831, 2781 b. 2819 b. 2944 b. 2933, 2996, 3104, 3151, 3491. Le­bas-Wad­dington, 214, 657, 705, Kai­bel, «Epigr. Gr.» 533, 3.
  • 83Ч. III, гл. 5.
  • 84Ga­len. «De ana­tom. adm.», I, 1. изд. K. III, 215.
  • 85Le­bas-Wad­dington, стр. 599 (№ 2600).
  • 86Там же, № 2621; Mom­msen, «Röm. Ge­sch.», V, 427.
  • 87Hie­ro­nym. ed. Val­lar­si, IV, 823 сл.
  • 88Joseph, «B. J.», II, 14, 9.
  • 89Mom­msen, «Eph. epigr.», V, стр. 578. «Röm. Ge­sch.», V, 566, 1.
  • 90Mom­msen, «Ep­hem. epigr.», V, стр. 13. «Röm. Ge­sch.» V, 562, 2.
  • 91Dio, LXXVI, 5; ср. LI, 17.
  • 92Kuhn, «Verf. d. R. R.», 86—91. Isi­dor. Pe­lu­sio­ta, «Epp.», I, 489.
  • 93Mar­tial, VII, 90. VIII, 48. Juve­nal, 1, 27; 4. 1; 14; 24; 108.
  • 94Dio, LII, 20.
  • 95«Pes­cenn. Nig.», гл. 7.
  • 96Am­mian. XIV, 6, 22. XXVIII, 4, 32; ср. The­mist. «Or.», 23, p. 298b.
  • 97Cic., «Orat. Phi­lipp.», 3, 6, 15; ср. Sue­ton., «Aug.», гл. 4.
  • 98Ci­ce­ro, «Pro Sul­la», гл. 7; «pro Plan­cio», гл. 8.
  • 99Sal­lust., «Cat.», гл. 31.
  • 100Tac., ed. Nip­per­dey, 3 изд., II, p. 279.
  • 101Ul­richs, «De vi­ta et ho­no­rib. Ta­ci­ti», стр. 1 сл.
  • 102Tac., «A.», VI, 3; ср. III, 29.
  • 103Там же, VI, 27; ср. VI, 15.
  • 104Там же, III, 51.
  • 105Sue­ton. «Ca­lig.», гл. 23.
  • 106«M. An­ton.», гл. 20; ср. Borghe­si, «Oeuv­res», III, 124.
  • 107He­ro­dian, I, 2, 2.
  • 108Orel­li, 804, 3108, 3719, 3761 = C. I. L. V, 1, 4333.
  • 109Sue­ton., «Ves­pas.», гл. 9.
  • 110Mar­tial, XIV, 1, 1.
  • 111Mom­msen, «Straf­recht», стр. 1032—1037.
  • 112Pau­lus, «Sen­ten­tiae re­cep­tae», V, 4, 10. Hartmann, «De exi­lio», стр. 58.
  • 113Plin., «Epp.», IV, 11.
  • 114Juv., 7, 198.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303320677 1303308995 1303222561 1323715435 1323932392 1323940217