Crawford, 408/1b
67 г. до н. э.
Источник иллюстрации: Ancient Coins Search Engine. |
Гай Кальпурний Пизон Фруги происходил из старинной плебейской семьи, уже полтора века дававшей высших магистратов римской республике. В середине
Прозвище «Фруги» получил прадед монетария — консул 133 г. Л. Кальпурний Пизон — за личную порядочность и честность. В одном из своих сочинений Цицерон рассказал, кого римляне называли «Фруги»:
«На самом же деле Фруги (“годным”) у нас называется тот, кто не покинет пост из страха (это — трусость), кто не утаит негласного долга из жадности (это — несправедливость), кто не поведет дело плохо по необдуманности (это — неразумие); стало быть, наше слово “годность” обнимает три названные добродетели — мужество, справедливость и разумность, — ибо во всех добродетелях есть нечто общее, все они связаны и сопряжены между собой, — а само по себе это слово означает четвертую добродетель, “годность”. Вот что к ней относится: движения души, стремящейся размерять и умерять, укрощающей похоть, блюдущей в каждом деле сдержанное постоянство; а противоположный этому порок называется “негодностью”».
Родоначальник Пизонов Фруги проявил себя разносторонним человеком. Он стал первым, кто предложил и провел через народное собрание закон о вымогательстве в провинциях. В качестве полководца он подавил I Сицилийское восстание рабов. Пизон считался хорошим оратором и произнес множество судебных и политических речей, а на досуге занимался историей и написал сочинение, охватывающее историю Рима от Энея до современных автору событий.
Во время гракханского кризиса Л. Пизон последовательно выступал на стороне сената. Цицерон, часто обращавшийся в своих трудах к его памяти, писал: «Славный Луций Пизон Фруги всегда выступал против закона о хлебных раздачах; но когда закон был принят, он как консуляр сам пришел к раздаче хлеба. Гракх приметил его в толпе и при всем народе его спросил, почему такая непоследовательность: Пизон приходит к тем самым раздачам, против которых голосовал? Тот ответил: “Я вовсе не хочу, Гракх, чтобы ты делил мое добро между всеми; но раз уж ты за это взялся, то и я хочу получить мою долю”».
Будучи последовательным оптиматом, Л. Кальпурний Пизон Фруги передал свое политическое кредо по наследству. Наследственными у его потомков стали также честность и справедливость, да и вообще «годность» (frugalitas). Сын консуляра прославился на войне, заслужив за личную доблесть золотой венок, а в качестве управителя провинции отличался примерным бескорыстием.
Внук первого Фруги и отец нашего монетария Л. Кальпурний Пизон Фруги всю жизнь боролся с несправедливостью наместников. По его обвинению был осужден за ограбление Ахайи ее наместник П. Габиний. В 74 г. Л. Пизон был претором и боролся с несправедливостями, которые чинил его коллега по должности, небезызвестный Г. Веррес.
Родовые качества унаследовал и представитель четвертого поколения Пизонов Фруги, Гай, бывший монетарием в 67 г.
«…Я не знаю никого, кто имел бы больше усердия и трудолюбия, — да, пожалуй, и дарования… Ни мгновения не было у него свободного: вечно он был занят либо судебной речью, либо домашним упражнением, либо обдумывал, либо писал. Поэтому он достиг таких великих успехов, что, казалось, он не бежит, а летит: выбор слов — изящнейший, построение — слаженное и славно закругленное, доводы для доказательства — веские и многочисленные, изречения — броские, складные и остроумные; двигаться он от природы умел так красиво, что казалось, будто он учился и упражнялся в этом нарочно, хотя это было не так. Я боюсь, как бы не заподозрили, что я из любви преувеличиваю его достоинства; право же, нет, о нем можно было бы сказать гораздо больше. Действительно, я думаю, что ни сдержанностью, ни добросердечием, ни какой другой добродетелью с ним не может сравниться никто другой из его сверстников». — Так описывал Гая Пизона его старший современник Цицерон.
Особый интерес Цицерона к роду Пизонов Фруги объясняется семейными причинами. «Новый человек» Цицерон, стремясь породниться со старой знатью, согласился на предложение Гая Пизона и отдал ему в жены свою единственную дочь Туллию. Несмотря на то, что брак был непродолжительным, Пизон смог стать близким другом оратора, его политическим сторонником. Сам Цицерон считал, что Гай был лучшим из всех зятьев, которых дали ему многочисленные браки Туллии.
Во время первого консульства Цезаря Гай Пизон выступал на стороне оптиматов против «трехглавого чудовища» — триумвирата, который составили Помпей, Красс и Цезарь. Он оказался замешанным в темное и запутанное дело Веттия, который обвинил Пизона, наряду с другими молодыми нобилями, в подготовке убийства Помпея Магна. Дело, однако, осталось нераскрытым, так как доносчик Л. Веттий был тайно задушен в тюрьме.
В 58 г. Гай Пизон стал квестором и получил назначение в Вифинию, однако отказался от поездки на Восток. Дело в том, что в это время его тесть Цицерон подвергся преследованию со стороны вожака уличных шаек П. Клодия и Пизон встал на его защиту. Он обращался с просьбами о помощи к Помпею и консулу 58 г. Л. Кальпурнию Пизону Цезонину. Вернувшись из изгнания, Цицерон выступил в сенате с обвинениями в адрес своих гонителей. Обращаясь к Пизону Цезонину, он обвинил его не только в том, что он способствовал его изгнанию, но и в предательстве семейных уз: «Это ты надменными и жестокими словами оттолкнул моего зятя, обнимавшего твои колени, твоего родственника, оттолкнул свою свойственницу, мою дочь, и опять-таки это ты — по своей исключительной мягкости и милосердию, когда я пал вместе с нашим государством, получив удар не от трибуна, а от консула, — оказался столь преступным и столь невоздержным человеком, что не допустил, чтобы между моей гибелью и совершенным тобой захватом добычи прошел хотя бы час, пока не смолкнут сетования и стоны города».
Впрочем, Гай Пизон этой речи уже не услышал. Добившись вместе с братом оратора Квинтом помощи народных трибунов и принятия народного постановления о возвращении Цицерона из изгнания, он не смог лично встретить его. Гай Кальпурний Пизон Фруги умер в 57 г., за несколько дней до того, как его тесть Марк Цицерон вернулся в Рим.
Денарий Гая Пизона повторяет сюжет монеты, отчеканенной его отцом двумя десятилетиями ранее. Он отсылает нас к событиям времен Ганнибаловой войны. В 212 г. римляне обратились к Сивиллиным книгам. В них содержалось предсказание, что изгнать чуму из Италии можно, устроив игры в честь Аполлона. Децемвиры, хранители священных свитков, посчитали, что под чумой понимается Ганнибал и его войско, и по их представлению сенат поручил претору П. Сулле провести Аполлоновы игры. В следующем году другой претор — дед первого из Фруги Гай Пизон предложил сенату сделать эти игры ежегодными и стал устроителем вторых игр. С тех пор по сенатусконсульту Кальпурния Ludi Apollinares проводились ежегодно.