Сенека
краткая биографическая справка
Вступительная статья, составление, подготовка текста В. В. Сапова.
М.: Республика, 1995 г.
Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), младший сын римского «всадника» и известного риторика Луция Аннея Сенеки Старшего, родился в испанском городе Кордубе (Кордова). Уже в юности он увлекался философией, хотя первоначально отец оказывал на него более сильное влияние, чем его учителя-философы — Сотион, Фабий Папирий и Аттал, — и Сенека Младший пошел бы по стопам Сенеки Старшего. Но, едва ступив на путь государственной деятельности, он серьезно заболел и, с трудом преодолев в себе искушение покончить жизнь самоубийством, на много лет уехал в Египет, где лечился и писал естественно-научные трактаты.
Вернувшись в Рим при императоре Калигуле, Сенека входит в Сенат, где быстро добивается успехов как оратор, чем вызывает ревнивую и злобную зависть у самого императора. В 41 г. по наущению жены императора Клавдия Мессалины, прославившейся своим распутством, Сенека был сослан на Корсику, где пробыл семь лет. Лишь в 48 г. после смерти Мессалины он был помилован и по возвращении в Рим стал наставником будущего императора Нерона. С 54 г. после воцарения Нерона Сенека фактически определяет всю римскую политику.
В 62 г. он вышел в отставку. Доносчики связали его имя с неудавшимся заговором Пизона, и Сенека по приказу Нерона покончил жизнь самоубийством, вскрыв себе вены (то же сделала и его жена). Последние минуты его жизни описаны в «Анналах» Тацита (XV, 63).
Сенека, несомненно, посетил сей мир в одну из его роковых минут, и отпечаток трагической раздвоенности, безусловно, лежит на всем его творчестве и даже на его облике. Был ли он при этом «блажен» — бог весть…
От Сенеки сохранилось двенадцать небольших трактатов («диатриб»), три больших трактата («О милосердии», «О благодеяниях», «Естественно-исторические вопросы»), «Нравственные письма к Луцилию», девять трагедий на мифологические сюжеты, несколько эпиграмм и политический памфлет на смерть императора Клавдия («Отыквление божественного Клавдия»), написанный в форме менипповой сатиры. От некоторых других его сочинений сохранились небольшие фрагменты.
Из всего этого богатого наследия современный отечественный читатель практически знаком лишь с «Нравственными письмами к Луцилию», полный перевод которых, выполненный