Русский перевод под общей редакцией Н. А. Машкина.
Гос. социально-экономич. изд-во, Москва, 1937.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам.
Все даты по тексту — от основания Рима, в квадратных скобках — до нашей эры.
Голубым цветом проставлена нумерация страниц по изданию Моммзена 1997 г. (СПб, «Наука»—«Ювента»).
с.315
Реставрация |
В то время когда происходила первая братоубийственная битва между римлянами, в ночь на 6 июля 671 г. [83 г.] на Капитолии сгорел высокочтимый храм римского Юпитера, который воздвигли цари, освятила молодая свобода и пощадили бури пяти столетий. Это было не знамением, а символом состояния римского государственного строя. Строй этот тоже превратился в развалины и нуждался в восстановлении. Революция была побеждена, но это еще далеко не означало, что старый строй восстановился сам собой. Большинство аристократии полагало, что теперь, после смерти обоих революционных консулов, достаточно будет произвести обычные дополнительные выборы и представить на усмотрение сената необходимые меры: награждение победоносной армии, наказание главных виновников революции и принятие некоторых мер для предотвращения подобных бурь в будущем. Но Сулла, в руках которого в этот момент сосредоточилась вся власть, более правильно судил об общем положении дел и об отдельных личностях. Римская аристократия в свои лучшие времена не выходила за пределы традиционных форм, ее привязанность к ним носила величественный, и вместе с тем ограниченный характер. Возможно ли было при тогдашней тяжеловесной коллегиальной системе управления энергично и последовательно осуществить обширную государственную реформу? А теперь, когда последний кризис отнял у сената почти всех его выдающихся представителей, сенат меньше чем когда-либо обладал силами и талантами для такого дела. Чистокровные аристократы вообще были ни к чему не пригодны, и Сулла ясно отдавал себе отчет в их ничтожестве. Об этом свидетельствует тот факт, что за исключением Квинта Метелла, находившегося с ним в свойстве, Сулла выбирал всех нужных ему людей из прежней умеренной партии и перебежчиков из демократического лагеря, как то: Луция Флакка, Луция Филиппа, Квинта Офеллу, Гнея с.316 Помпея. Сулла желал восстановления старого строя не менее, чем самый рьяный аристократ-эмигрант. Однако он лучше своей партии понимал, какие огромные трудности представляла такая реставрация. Конечно, он тоже не понимал этого целиком, иначе мог ли бы он вообще взяться за такое дело? Он считал неизбежными, с одной стороны, широкие уступки, поскольку уступчивость была возможна, не затрагивая
Сулла — правитель Рима |
Но Сулла не был теперь, как в то время, консулом, он обладал лишь проконсульской, т. е. чисто военной властью. Чтобы навязать реформу своим друзьям и врагам, ему нужна была власть, по возможности строго придерживающаяся законных форм, но в то же время чрезвычайная власть. В послании к сенату он высказывал, что находит неизбежным поручить установление порядка в государстве одному человеку, облеченному неограниченной властью, и что он считает себя способным выполнить эту трудную задачу. Это предложение многим пришлось не по вкусу, но при тогдашних условиях оно было равносильно приказу. По поручению сената принцепс сената, interrex («междуцарь») Луций Валерий Флакк Старший, в руках которого временно сосредоточивалась высшая власть в государстве, предложил народу утвердить задним числом все официальные действия, совершенные Луцием Корнелием Суллой в качестве консула и проконсула. На будущее же время он предложил предоставить Сулле право решать в первой и последней инстанции дела, касающиеся жизни и имущества граждан; распоряжаться по своему усмотрению государственными землями; изменять границы Рима, Италии и всего государства, как он сочтет нужным; основывать и упразднять городские общины в Италии; распоряжаться провинциями и зависимыми государствами; наделять отдельных лиц высшей властью (imperium) [до Суллы это право принадлежало народному собранию] и по своему усмотрению назначать проконсулов и пропреторов и, наконец, путем новых законов установить на будущее порядок в государстве. Сулле предоставлялось по собственному усмотрению установить с.317 время, когда он сочтет свою задачу выполненной и найдет возможным сложить с себя эти чрезвычайные полномочия; пока же он пользовался этими полномочиями, ему предоставлялось по своему усмотрению решать, будет ли наряду с ним функционировать ординарная высшая магистратура республики или нет. Понятно, что это предложение было принято без возражения (ноябрь 672 г.) [82 г.]. Лишь после этого новый властитель, который до сих пор в качестве проконсула избегал вступления в столицу, вступил в Рим. Название этой новой должности было заимствовано от диктатуры, которая фактически была отменена со времен войны с Ганнибалом (I, 777). Но новая диктатура отличалась от старой и внешне — кроме сопровождавшей Суллу военной свиты впереди него шли ликторы, во вдвое большем числе, чем у диктаторов старого времени, — и по существу. Эта новая «диктатура для издания законов и введения порядка в государстве», как гласил ее официальный титул, на деле совершенно отличалась от старой, ограниченной и по своему сроку и по компетенции. Старая диктатура не исключала апелляции к народу и не аннулировала ординарной магистратуры. Новая диктатура скорее была похожа на институт «децемвиров для составления законов»; эти децемвиры также являлись чрезвычайной властью с неограниченными полномочиями и устранением
Экзекуции |
Сулла не добивался и не желал трудной и ужасной работы реставрации. Но ему приходилось выбирать одно из двух: с.318 предоставить это дело совершенно неспособным людям, или взять его на себя. Поэтому он принялся за него с беспощадной энергией. Прежде всего надо было вынести решение относительно виновников. Сулла сам по себе склонялся к помилованию. У этого сангвиника были вспышки гнева, и надо было бояться тому, кто видел его сверкающие глаза, его красное от гнева лицо; но его подвижному темпераменту была совершенно чужда вечно гложущая жажда мести, подобная той, которую в своем старческом озлоблении затаил в душе Марий. Сулла поступал сравнительно кротко не только после революции 666 г. [88 г.]. Даже вторая революция, которая совершила столь ужасные злодеяния и нанесла тяжелые удары и ему лично, не вывела его из равновесия. В то время когда палачи волочили по улицам столицы трупы его друзей, он старался спасти жизнь запятнанного кровью Фимбрии, а когда Фимбрия добровольно покончил с собой, Сулла приказал похоронить его труп достойным образом. После высадки в Италии Сулла искренно изъявил готовность простить и позабыть прошлое и не оттолкнул никого, кто искал примирения с ним. Даже после своих первых успехов он вел переговоры в этом духе с Луцием Сципионом. Эти переговоры оборвала революционная партия; мало того, еще накануне своего падения она в последний момент обагрила свои руки еще более ужасными неслыханными кровавыми деяниями и даже вступила в заговор с исконным врагом отечества с целью разрушения города Рима. Но теперь чаша терпения переполнилась. Как только Сулла получил в свои руки верховную власть, он в силу своих новых полномочий объявил врагами отечества, стоящими вне закона, всех гражданских и военных должностных лиц, которые продолжали действовать в пользу революции после вступившего по утверждению Суллы в законную силу его соглашения со Сципионом. Точно так же он поступил с теми гражданами, которые открыто поддерживали революцию. Кто убивал одного из объявленных вне закона людей, тот оставался безнаказанным подобно палачу, который по долгу службы совершает казнь; кроме того он получал еще награду в
Проскрипционные списки |
с.319 Самым ужасным в этой системе террора была неопределенность установленных категорий. В сенате немедленно был заявлен протест против этого, и Сулла сам попытался устранить это зло; с этой целью он приказал публично выставить список лиц, объявленных вне закона, и назначил день 1 июня 673 г. [81 г.] последним сроком для внесения в него новых имен. Хотя этот кровавый список, увеличивавшийся с каждым днем и наконец дошедший до
Конфискации |
Таким же образом поступали с конфискованным имуществом. По политическим соображениям Сулла желал, чтобы видные граждане участвовали в продажах этого имущества с торгов и приобретали его. Впрочем, многие добровольно устремлялись на торги, и самым усердным оказался молодой Марк Красс. При тогдашних обстоятельствах не было возможности избежать продажи за бесценок. К тому же по римскому обычаю имущество, конфискованное в пользу государства, продавали оптом. Сулла не позабыл и себя, и своей супруги Метеллы, и других близких ему знатных и
Это вызвало сильное и справедливое негодование. Еще во время правления Суллы один адвокат спрашивал, неужели знать вела гражданскую войну только для того, чтобы сделать своих вольноотпущенников и слуг богатыми людьми. Впрочем, несмотря на продажи за бесценок, общая сумма, полученная от продажи конфискованных имуществ, составила не менее 350 миллионов сестерций. Это дает приблизительное представление о громадных размерах конфискаций, обрушившихся, главным образом, на самую богатую часть граждан. Расправа была страшная — без суда, без помилования. Безмолвный ужас лег на страну, свободное слово замолкло на форуме столицы и провинциальных городов. Террор олигархии носил другой характер, нежели террор революции. Марий утолял в крови своих врагов свою личную жажду мести, Сулла же, можно сказать, абстрактно считал террор необходимым для введения нового деспотизма, и хладнокровно совершал и допускал убийства. Но террор казался еще ужаснее потому, что проводился консерваторами и, так сказать, бесстрастно. Гибель государства казалась тем неизбежнее, что оба лагеря не уступали друг другу в безумии и злодеяниях.
Оставление в силе дарованного прежде права гражданства |
с.322 Сулла считал недействительными в общем все принятые во время революции государственные меры, не касающиеся одних лишь текущих дел. Однако при наведении порядка в Италии и в столице он твердо держался установленного революцией принципа, что всякий гражданин какой-либо италийской общины является тем самым также римским гражданином. Отмененные различия между римскими гражданами и италийскими союзниками, между старыми полноправными и новыми гражданами с ограниченными правами не были восстановлены. Только вольноотпущенники снова были лишены неограниченного права голоса; по отношению к ним был восстановлен прежний порядок. Ультраконсерваторам все это могло казаться большой уступкой. Сулла же понимал необходимость вырвать из рук революционных вождей это сильное средство, понимал также, что рост числа граждан не представлял существенной опасности для господства олигархии.
Карательные меры против отдельных городов |
Однако эта уступчивость в принципе сопровождалась самым суровым судом над отдельными городами во всех областях Италии. Это дело было поручено специальным комиссарам при содействии поставленных по всему полуострову гарнизонов. Некоторые города были награждены: так например, Брундизий, первый перешедший на сторону Суллы, был освобожден теперь от пошлин, что имело большое значение для портового города. Ряд городов подвергся карам. Менее виновных наказали денежными штрафами, снесением городских стен, уничтожением укреплений. У самых упорных противников Сулла конфисковал часть их земель, а у иных и всю область. Впрочем, можно было считать, что такие наказания они несли по закону — или как общины римских граждан, взявшиеся за оружие против своего отечества, или как союзные города, которые вели войну против Рима, нарушив этим договор о вечном мире. В этом случае все граждане, лишившиеся своих владений, но только они одни, лишались также своих гражданских прав в данном городе,
Раздачи земель солдатам |
Эти меры по отношению к земельной собственности италиков предоставили в распоряжение правителя, с одной стороны, государственные земли, которые были некогда даны в пользование бывшим союзным городам, а теперь с ликвидированием их, отошли обратно к римскому правительству; с другой стороны, конфискованные земли провинившихся городских общин. Сулла использовал эти земли для того, чтобы поселить на них солдат победоносной армии. Большинство этих новых поселений было основано в Этрурии, например, в Фезулах и Арреции; другие были основаны в Лации и в Кампании, где в числе прочих Пренесте и Помпеи стали сулланскими колониями. Как было уже сказано, Сулла не намеревался заново заселить Самний. Во многих случаях земли отводились по гракховскому способу: поселенцы вступали в одну из уже существующих городских общин. Какие широкие размеры имели эти поселения, видно из того, что число распределенных участков определялось в
Сулланские «Корнелии» |
Близко к этой фактической организации постоянной сенатской армии стояло следующее мероприятие Суллы: из рабов, принадлежавших лицам, объявленным вне закона, выбраны были
Отмена гракховских учреждений |
Как ни слабы и призрачны — вероятно, также и в глазах самого Суллы — были эти чрезвычайные опоры, которые он первым делом создал для олигархии, они были единственно возможными, если не прибегать к таким мерам, как формальная организация постоянной армии в Риме и т. п., которые еще скорее положили бы конец олигархии, чем нападения демагогов. Прочным фундаментом господства олигархии должен был, разумеется, служить сенат; власть его должна была быть усилена и концентрирована в такой мере, чтобы он во всех отношениях имел перевес над своими неорганизованными противниками. С системой компромиссов, господствовавшей в течение 40 лет, было с.325 покончено. Законы Гракха, которые Сулла еще пощадил в своей первой реформе 666 г. [88 г.], были теперь окончательно отменены. Со времен Гая Гракха правительство как бы признало за столичным пролетариатом право на бунт и откупалось от него регулярными раздачами хлеба гражданам, постоянно живущим в городе. Сулла отменил эти раздачи. Гай Гракх организовал и консолидировал сословие капиталистов, сдавая в Риме на откуп десятинные и таможенные сборы провинции Азии. Сулла отменил систему откупщиков и заменил прежние повинности азиатов твердыми налогами, причем они были разложены на округа по оценочным росписям, составленным для
Реорганизация сената |
Для этого надо было прежде всего пополнить состав сената и создать для последнего независимое положение. Вследствие последних кризисов число сенаторов чрезвычайно уменьшилось. Сулла разрешил вернуться на родину с.326 сенаторам, сосланным по приговорам всаднических судов, как то: консуляру Публию Рутилию Руфу, который, впрочем, не воспользовался этим разрешением, и другу Друза, Гаю Котте; однако это лишь в слабой мере восполняло сокращение числа сенаторов, происшедшее в результате революционного и реакционного террора.
Пополнение сената в чрезвычайном порядке |
Поэтому по приказу Суллы сенат был пополнен в чрезвычайном порядке примерно тремя сотнями новых сенаторов. Они должны были быть избраны на окружных народных собраниях из лиц всаднического ценза, и, как понятно, новые сенаторы были избраны преимущественно из младших членов сенаторских семейств, из офицеров Суллы и из людей, возвысившихся во время последнего переворота. Впредь пополнение сената новыми членами тоже должно было происходить на существенно новых началах.
Вступление в сенат через квестуру |
Прежде — до Суллы — в сенат вступали или по назначению цензоров, — это было прямым и обычным порядком, — или при занятии одной из трех курульных должностей: консула, претора или эдила. Занятие этих должностей было соединено со времени закона Овиния с участием в сенате, в его заседаниях и голосованиях (I, 742). Занятие менее высокой должности трибуна или квестора фактически давало право на место в сенате, так как цензоры в большинстве случаев выбирали сенаторов из среды этих лиц; но занимающие эти должности отнюдь не являлись еще кандидатами
Отмена полномочий цензоров в отношении сената |
Отменено было принадлежавшее до сих пор цензорам по закону право вычеркивать при происходившем каждые пять лет пересмотре сенаторских списков те или другие имена с указанием причин. (Впрочем, цензоры уже давно фактически перестали пользоваться этим правом в первоначальном положительном смысле.) Таким образом Сулла окончательно установил существовавшую до сих пор фактически с.327 несменяемость сенаторов. Это подняло общее число сенаторов, до сих пор, вероятно, мало превышавшее старую норму (300 сенаторов) и часто даже не достигавшее ее; теперь число сенаторов значительно увеличилось, быть может, в среднем даже удвоилось8. Это стало необходимым уже потому, что возложенные на сенаторов функции присяжных очень расширили круг дел сената. Отныне лица, становившиеся сенаторами в чрезвычайном порядке как квесторы, проходили в порядке выборов в комициях по трибам; таким образом сенат, который прежде покоился на непрямых народных выборах (I, 298), теперь основан был на прямых народных выборах и приблизился к представительному правлению, поскольку это вообще было совместимо с сущностью олигархии и с понятиями древних. Первоначально сенат мыслился только как коллегия с совещательным голосом при должностных лицах республики, но с течением времени он превратился в инстанцию, приказывающую должностным лицам и самостоятельно правящую. Логическим развитием этого было, что должностные лица были впоследствии лишены своего первоначального права назначать и смещать сенаторов и сенат был поставлен на такой же правовой фундамент, на котором была основана власть должностных лиц. В самом деле, чрезмерно широкое право цензоров пересматривать списки сенаторов и по своему усмотрению вычеркивать или вставлять в него то или другое имя, было несовместимо с упорядоченной системой олигархического правления. Достаточное и регулярное пополнение сената было теперь обеспечено выбором
Постановления, касающиеся гражданства |
с.328 В области законодательства Сулла ограничился тем, что стал на почву постановлений 666 г. [88 г.]. Законодательную инициативу, которая фактически давно уже принадлежала сенату, Сулла теперь обеспечил за ним в порядке закона, по крайней мере в противовес трибунским полномочиям. В принципе народу был оставлен суверенитет. Однако, что касается исконных народных собраний, то Сулла счел нужным тщательно сохранить их форму, но еще тщательнее устранить всякую конкретную их деятельность. Даже с правом римского гражданства Сулла поступал весьма пренебрежительно и, не колеблясь, признавал его за городскими общинами новых граждан и широко наделял им испанцев и кельтов. Вероятно, не без умысла, Сулла даже не предпринял ничего для установления цензового списка граждан; а между тем после столь огромных переворотов этот список настоятельно нуждался в пересмотре, если правительство вообще придавало еще серьезное значение правам, связанным с внесением в этот список. Впрочем, законодательная компетенция комиций не была прямо ограничена. В этом и не было необходимости, так как вследствие закрепления инициативы за сенатом народ и без того едва ли мог вмешиваться в управление, финансы и уголовную юрисдикцию против воли правительства. Участие народа в законодательстве в сущности снова было сведено к праву говорить «да» в случае изменения конституции.
Восстановление права кооптации жреческих коллегий |
Важнее было участие народа в выборах, от которых представлялось невозможным отказаться без слишком больших сдвигов, на которые не могла и не желала пойти едва державшаяся реставрация Суллы. Посягательство революционной партии на участие в выборах в жреческие коллегии было устранено. Сулла отменил не только закон Домития от 650 г. [104 г.], который вообще предоставлял народу право выборов на высшие жреческие должности, но и более старые аналогичные постановления относительно выборов великого понтифика и верховного куриона (I, 778). Жреческим коллегиям было возвращено их право кооптации в его первоначальном неограниченном виде. Что касается выборов на государственные должности, все осталось в общем по-старому; исключение составляли только новые постановления о военном командовании, о чем сейчас будет речь. Эти постановления, разумеется, существенно ограничивали права народных собраний; больше того: до известной степени они передавали сенату права народных собраний на распределение высших командных должностей. Как кажется, Сулла даже не возобновил предпринятой им раньше попытки восстановления Сервиева порядка голосования. Возможно, что он вообще не придавал значения тому или другому порядку распределения голосов по разрядам с.329 или считал, что этот старый порядок может усилить опасное влияние капиталистов.
Порядок замещения государственных должностей |
Были восстановлены и отчасти усилены только правила относительно квалификации должностных лиц. Снова проведены были правила относительно возраста, необходимого для занятия той или другой должности; точно так же восстановлено было правило, что каждый, домогающийся избрания в консулы, должен пройти раньше должность претора, каждый кандидат в преторы должен был раньше быть квестором; однако разрешалось миновать должность эдила. Ввиду недавних попыток ввести тиранию в форме сохранения в одних руках консульской власти в течение нескольких лет, были приняты особенно
Ослабление влияния народного трибуната |
Высшими должностными лицами в государстве были в то время фактически три коллегии: народных трибунов, консулов и преторов и цензоров. Сулланская реставрация существенно урезала права всех их и прежде всего права трибунов. Сулла считал, что трибунат является, правда, необходимым орудием также и для сенатского правления, но так как этот институт возник в ходе революции и всегда склонен вызывать новые революции, то он нуждается в строгом и длительном обуздании. Власть народных трибунов имела своей отправной точкой право опротестовывать и таким образом отменять действия магистратов, устранять противодействующих и требовать их дальнейшего наказания. Все это осталось за трибунами и теперь с той разницей, что за злоупотребление правом интерцессии налагались такие тяжелые денежные штрафы, которые должны были подорвать все гражданское существование данного лица. Трибуны обладали правом обращаться по своему усмотрению к народу в тех случаях, когда они выступали с обвинениями, в частности когда они привлекали к ответственности перед народом бывших должностных лиц, а также когда они вносили законы на народное голосование. Это право было тем рычагом, с помощью которого Гракхи, Сатурнин и Сульпиций произвели государственный с.330 переворот. Оно не было отменено, но поставлено впредь в зависимость от получения предварительного разрешения сената9. Наконец, было постановлено, что занятие должности трибуна лишает права занимать в будущем высшую должность. Это постановление, как и ряд других в сулланской реставрации, являлось возвратом к старопатрицианским нормам. Точно так же, как во времена, предшествовавшие допущению плебеев к гражданским должностям, оно объявляло должность трибуна несовместимой с курульными должностями. Законодатель олигархии надеялся таким образом дать отпор демагогии трибунов и устранить от трибуната всех честолюбцев. Однако он желал сохранить трибунат в качестве орудия сената, сохранить его для посредничества между сенатом и народом и в случае надобности для обуздания магистратуры. Власть царей,
Ограничение полномочий высшей магистратуры |
Хотя к консулату и претуре аристократический преобразователь Рима относился более благосклонно, чем к подозрительному трибунату, они тоже отнюдь не избежали свойственного олигархии недоверия к своему собственному орудию. Они были ограничены в более мягкой форме, но весьма чувствительным образом. Сулла исходил при этом из разграничения функций.
Компетенция консулов и преторов до Суллы |
В начале этого периода существовал в этом отношении следующий порядок. Как в прежние времена ведению обоих консулов подлежали все те дела, которые вытекают из понятия высшей должности вообще, так теперь консулату принадлежали лишь те высшие функции, которые не были выделены законом в ведение специальных органов. с.331 Такие специальные органы существовали для отправления суда в столице — в силу нерушимо соблюдавшегося правила консулы не могли вмешиваться в область суда, — и для заморских провинций Сицилии, Сардинии и обеих Испаний, где консул хотя мог быть главнокомандующим, но занимал этот пост лишь в виде исключения. Итак, при нормальном ходе дел были выделены и предоставлены шести преторам шесть специальных кругов обязанностей: обе категории судов в столице и четыре заморских наместничества. Причем двум консулам в силу их общих верховных полномочий предоставляли в ведение несудебные дела в столице и военное командование на континенте. Так как эти общие полномочия принадлежали двум лицам, то по существу дела один из консулов оставался в распоряжении правительства, и таким образом в обычное время этих восьми высших должностных лиц республики, избранных на годичный срок, было более чем достаточно. В чрезвычайных случаях предусматривалась возможность либо совмещения нескольких невоенных должностей, либо продление военных полномочий свыше обычного срока (prorogare). Нередко случалось, что председательство в обеих категориях судов в столице вверялось одному претору, а те столичные дела, которые нормально подлежали ведению консулов, поручались городскому претору. Зато, по понятным соображениям, старались по возможности не допускать соединения нескольких военных командований в одних руках. В этой области придерживались правила, что в военной власти (imperium) не может быть перерыва; поэтому, когда истекал установленный законом срок, она все-таки юридически не прекращалась, пока не прибывал преемник и не принимал командования. Другими словами, консул или претор, командующие армией, имели право и были обязаны продолжать исправлять свои обязанности и по истечении срока их полномочий, если не являлся преемник. Влияние сената на это распределение служебных обязанностей заключалось в следующем: в силу установившегося обычая от сената зависело или оставить в силе существующие правила, по которым шесть преторов распределяли между собой шесть специальных ведомств по жребию, а на консулов возлагались несудебные дела на континенте, или же предписать то или другое отклонение от этого правила. Так например, сенат мог поручить консулу какое-нибудь особенно важное в данный момент заморское военное командование или же включить
Консульско-преторская компетенция по конституции Суллы |
Такое положение дел застал Сулла, и оно легло в основу его нового государственного устройства. Основной идеей этого с.333 устройства было полное отделение политической власти, действующей в пределах римского гражданства, от военной власти, действующей на территории, населенной негражданами, и затем систематическое продление срока консулата с одного года на два; первый год посвящался гражданским делам, второй военным.
Отделение политической власти от военной |
Устройство Цизальпийской Галлии в качестве провинции |
До сих пор северная Италия представляла национальную противоположность остальной Италии, так как была населена преимущественно лигурами и кельтами, а средняя и южная Италия — италиками. Между тем в политическом и административном отношениях вся континентальная территория римского государства от Сицилийского пролива до Альп, включая иллирийские владения, общины римских граждан, латинские и неиталийские общины без различия, находилась нормально под управлением высших должностных лиц, исполнявших свои функции в Риме; равным образом колонии тоже основывались на всей этой территории. По новому порядку, введенному Суллой, северной границей Италии в собственном смысле стала теперь вместо Эзиса река Рубикон; населенная теперь без исключения римскими гражданами, область к югу от Рубикона была подчинена римской магистратуре. Одним из основных принципов римского государственного права стало теперь положение, по которому на этой территории, как правило, не могли находиться армии с их военачальниками. Напротив, страна кельтов, по эту сторону Альп, не могла обойтись без военного командования уже по причине беспрестанных вторжений альпийских племен и была организована как наместничество10 по образцу с.334 более старых военных командований за пределами Италии. Наконец, число назначаемых каждый год преторов было увеличено с шести до восьми, и новый порядок состоял в следующем: выбиравшиеся на каждый год десять высших должностных лиц заведовали в течение первого года своей службы столичными делами в качестве консулов или преторов; оба консула заняты были правительственными делами и администрацией, два претора — гражданским судопроизводством, шесть преторов — преобразованным уголовным судопроизводством. В течение же второго года службы, в качестве проконсулов или пропреторов, они брали на себя военное командование в одном из десяти наместничеств: Сицилии, Сардинии, обеих Испаниях, Македонии, Азии, Африке, Нарбоне,
Упорядочение государственных дел |
Таким образом вместо прежнего беспорядочного распределения должностей, создававшего почву для всевозможных злоупотреблений и интриг, были введены ясные и прочные правила. Вместе с тем по возможности устранялись злоупотребления властью со стороны должностных лиц и значительно усилено было влияние высшей правительственной инстанции. При прежнем порядке существовало государственно-правовое различие только между территорией города Рима внутри с.335 городской черты и территорией за пределами этой черты, за пределами померия. Новый порядок поставил на место города Рима Италию12, навсегда замиренную и поэтому не подчиненную регулярному военному командованию, и в противоположность ей — континентальные и заморские области, которые, напротив, необходимо подчинялись военному командованию и с тех пор назывались провинциями.
Усиление власти сената |
При прежнем порядке одно и то же лицо очень часто оставалось в одной должности по два года, а иногда и в течение многих лет. Новый порядок сократил срок пребывания во всех столичных должностях, а также и в должности правителя провинции до одного года. Особым распоряжением наместнику вменялось в обязанность покидать провинцию по истечении тридцати дней после прибытия его преемника. Из этого распоряжения ясно вытекает, какая цель преследовалась Суллой; вспомним также упоминавшийся выше запрет повторно выбирать только что выбывшее должностное лицо на ту же или на другую должность, покоящуюся на народных выборах. Это был давно испытанный принцип; с помощью его сенат некогда подчинил себе царскую власть; ограничение компетенции должностных лиц полезно демократии, а ограничение сроков их пребывания в должности полезно олигархии. При прежних порядках Гай Марий был одновременно главой сената и главнокомандующим в государстве; если ему не удалось, опираясь на эту двойную власть, низвергнуть олигархию, то он должен был приписывать это исключительно своей бездарности. Теперь были приняты меры, чтобы какой-нибудь более умный преемник Мария не воспользовался успешнее этим мощным рычагом. При прежних порядках занимать военные посты могли также и те должностные лица, которые непосредственно выбирались народом; по законам Суллы эти посты предоставлялись только тем должностным лицам, которых сенат утверждал на прежних местах путем продления срока их
Упразднение должности цензоров |
Наконец, как уже указывалось нами, высшая из всех с.336 должностей, цензорская, хотя и не была формально отменена, но была упразднена — таким же способом, как некогда диктатура. На практике можно было действительно обойтись без нее. Пополнение сената происходило по новому способу. С тех пор как Италия была фактически освобождена от налогов, а армия пополнялась главным образом посредством вербовки, составление списка налогоплательщиков и военнообязанных утратило свое основное значение. Если же в списках всадников и лиц, имевших право голоса, оказывался беспорядок, то этому, пожалуй, даже были рады. Итак, оставались только текущие финансовые дела, которыми уже раньше заведовали консулы, если, как это часто случалось, выборы цензоров не состоялись. Теперь эти дела вошли в круг обычных функций консулов. В сравнении со столь выгодным для сената упразднением цензоров, отнявшим у магистратуры ее высших представителей, не имел значения и не причинял вреда исключительному господству высшей правительственной коллегии тот факт, что для удовлетворения честолюбия столь многочисленных теперь сенаторов число понтификов и авгуров было увеличено с девяти до пятнадцати, число хранителей оракулов с десяти до пятнадцати, число «распорядителей пиршествами» с трех до семи.
Упорядочение финансов |
В области финансов уже при прежних порядках решающий голос принадлежал сенату. Поэтому сейчас задача заключалась лишь в упорядочении управления ими. Вначале Сулла испытывал немалые денежные затруднения. Суммы, привезенные из Малой Азии, были скоро истрачены на жалованье многочисленной и постоянно возраставшей армии. Еще после победы у Коллинских ворот сенат был вынужден прибегнуть к крайним мерам, так как государственная казна была увезена в Пренесте. Тогда приступили к продаже строительных участков в столице и отдельных участков государственных земель в Кампании. Зависимые от Рима цари, общины, освобожденные от налогов, и союзнические общины были обложены чрезвычайными сборами. У некоторых были отобраны их земли и доходы от пошлин, другим за деньги предоставлялись новые привилегии.
Однако после взятия Пренесте там нашли остаток государственной казны, приблизительно в 4 миллиона талеров; кроме того, вскоре стали поступать доходы от аукционных продаж и из других чрезвычайных источников. Это дало возможность правительству преодолеть временные трудности. Что касается будущего, то налоговая реформа в Азии оказалась выгодной, главным образом, для налогоплательщиков, государственная же казна лишь не потерпела убытка. Более важным шагом для упорядочения финансов на будущее было отобрание государственных земель в Кампании, причем теперь была отобрана также Энария. Но самым важным средством оказалась отмена раздач с.337 хлеба, которые со времен трибуната Гая Гракха, как язва, разъедали римские государственные финансы.
Реорганизация суда |
Прежний порядок |
Прежде судебные дела рассматривались отчасти в народных собраниях, отчасти присяжными. До времен Суллы дела, которые в порядке апелляции восходили до народных собраний, находились в первую очередь в руках народных трибунов, а затем эдилов. Все судебные дела должностных лиц или уполномоченных республики, привлекаемых к ответственности за свою деятельность, — безразлично, шла ли речь о смертном приговоре или о денежном штрафе, — разрешались народными трибунами; все остальные дела, в которых окончательное решение зависело от народа, разрешались в первой инстанции курульными или плебейскими эдилами, а во второй инстанции велись перед народными трибунами. Сулла не отменил прямо процессов перед трибунами, но поставил эти процессы по делам об отчетности, точно так же как и законодательную инициативу трибунов, в зависимость от предварительного согласия сената; вероятно, таким же образом он ограничил уголовную юрисдикцию эдилов. Зато он расширил компетенцию судов присяжных. В то время существовали два порядка судопроизводства в судах присяжных.
Нормальный порядок судопроизводства |
Постоянные и специальные судебные комиссии |
Сюда относятся назначавшиеся в особых случаях специальные судебные коллегии, затем постоянные судебные комиссии вроде учрежденных в VII столетии [сер. II — сер. I вв.] для дел о вымогательствах, отравлениях, убийствах, быть может, также о подкупе избирателей и о других преступлениях, и, наконец, оба суда децемвиров для разбирательства дел об отпущении на свободу и
Суд центумвиров |
Сулланские судебные комиссии |
Реформы Суллы были в основном троякого рода. Во-первых, он весьма значительно увеличил число комиссий присяжных. В дальнейшем существовали особые судебные комиссии присяжных для дел о вымогательствах; об убийствах, а также о поджогах и лжесвидетельстве; о подкупе избирателей; о государственной измене и всяком обесчещении римского имени; о самых тяжелых видах злоупотребления доверием: подделке завещаний, подделке монеты; о нарушении супружеской верности; о самых тяжелых оскорблениях чести, как то: об оскорблении действием и о нарушении домашнего спокойствия; быть может, также о присвоении общественных денег, о ростовщичестве и других преступлениях. Большинство этих судебных комиссий существовало уже до Суллы или создано им, причем он установил для них особый порядок гражданского и уголовного судопроизводства. Впрочем, за правительством осталось право учреждать по мере надобности специальные судебные комиссии для отдельных видов преступлений. В результате народное собрание было лишено в сущности судебных функций, а именно дела о государственной измене были переданы новой комиссии по этим делам, а компетенция нормального суда присяжных была значительно ограничена, так как из него исключены были дела о наиболее тяжелых случаях злоупотребления доверием и оскорблениях.
Во-вторых, что касается высшего управления судом, то как уже упоминалось, теперь для руководства различными с.339 комиссиями присяжных имелось шесть преторов; в помощь им давалось еще несколько других руководителей для особенно загруженной делами комиссии по делам об убийствах.
В-третьих, отныне места присяжных предоставлялись снова сенаторам, а не всадникам, как при Гракхе.
Ясно, что политической целью этих нововведений было положить конец соучастию всадников в делах управления. Однако не менее ясно, что здесь перед нами не только тенденциозные политические меры, но и первая попытка улучшить как римское уголовное право, так и римское уголовное судопроизводство, которое со времени сословной борьбы все более приходило в упадок.
От этого законодательства Суллы ведет свое начало неизвестное древнейшему праву отделение уголовных дел от гражданских в нашем нынешнем понимании. Уголовными делами считаются с тех пор дела, разбираемые судом присяжных под председательством претора; гражданскими те, которые разбирались одним или несколькими присяжными не под председательством претора.
Сулланские правила, касавшиеся комиссий присяжных (quaestiones), в целом можно рассматривать как первый после Двенадцати таблиц римский свод законов и вообще как первый специально изданный уголовный кодекс. Достойный сочувствия либеральный дух проявляется также и в деталях. Как это ни странно для виновника проскрипций, Сулла отменил смертную казнь за политические преступления. По старому римскому обычаю, которого не отменил и Сулла, смертные приговоры и приговоры о тюремном заключении могли выноситься только народом, а не комиссией присяжных; поэтому передача дел о государственной измене из
Полицейский устав |
Дополнением к этим уголовным законам можно считать полицейский устав Суллы. С помощью его Сулла, поставивший на место цензора закон, стремился ввести порядок и строгие нравы. Он старался также ограничить роскошь на пирах и похоронах и т. д. и установил новый максимум расходов на эти цели, вместо старого, который давно перестал соблюдаться.
Римское муниципальное устройство |
с.340 Наконец, если не делом Суллы, то делом его эпохи является развитие самостоятельного римского муниципального устройства. Древнему миру была первоначально чужда мысль об органическом включении городской общины в качестве подчиненной политической единицы в состав высшей единицы — государства. Восточный деспотизм не знает городских общин в строгом смысле этого слова; во всем эллинско-италийском мире город и государство необходимо совпадают. Поэтому в Греции и Италии с самого начала не было чисто муниципального устройства, что в особенности проводилось в системе римской политики со свойственной ей упорной последовательностью. Еще в VI столетии [сер. III — сер. II вв.] зависимые италийские общины получали от Рима следующую организацию: либо их конституировали, как формально суверенные государства без права римского гражданства, с тем чтобы оставить за ними их муниципальное устройство; либо, если они получали право римского гражданства, Рим не мешал им организовываться в одно целое, но лишал их чисто муниципальных прав, так что во всех гражданских колониях и гражданских муниципиях римские преторы и цензоры заведовали даже судопроизводством и городским строительством. Самой крайней уступкой являлось то, что назначенный из Рима заместитель (praefectus) претора рассматривал на месте по крайней мере самые неотложные судебные дела (I, 396). Не иначе Рим поступал и в провинциях, с той лишь разницей, что там вместо столичных властей выступал наместник. В свободных, т. е. формально суверенных городах, гражданское и уголовное судопроизводство отправлялось муниципальными магистратами по местным уставам. Однако каждый римлянин, если этому не препятствовали специальные привилегии, мог требовать, как ответчик или истец, чтобы его дело решалось италийскими судьями по италийским законам. В рядовых провинциальных городах римский наместник был единственной регулярной судебной инстанцией, ему принадлежало разбирательство всех процессов. Большой уступкой было уже то, что, например, в Сицилии провинциальный статут обязывал наместника поставить присяжного из местных уроженцев, с вынесением приговора по местным обычаям, если ответчик был сикулом. В большинстве провинций это, кажется, тоже зависело от усмотрения данного должностного лица.
В VII столетии [сер. II — сер. I вв.] Рим отказался, по крайней мере относительно Италии, от этой безусловной централизации политической жизни римской республики в одном центре, городе Риме. С тех пор как Италия стала единой городской общиной, и городская территория
Отношение муниципия к государству |
Что касается отношений этого вторичного политического организма к первичному, т. е. к государству, то в общем оба они обладали всеми политическими полномочиями. Поэтому постановление общины и imperium должностных лиц общины были столь же обязательны для местных граждан, как для римлян постановления народного собрания и imperium консулов. Отсюда в общем совпадающие функции государственных и городских властей. Так например, те и другие имели право производить оценки и облагать налогами, причем при городских оценках и налогах, назначаемых городскими властями, не принимались во внимание наценки и налоги, установленные римскими властями, и обратно. Римские должностные лица могли заведовать общественными постройками по всей Италии, местные — на своей территории. В случае конфликта община, конечно, уступала государству, и народное постановление отменяло муниципальное. с.342 Формальное разделение компетенции существовало только в области суда, который в противном случае пришел бы в крайне хаотическое состояние. Вероятно, римским судьям и присяжным было предоставлено рассмотрение всех важнейших уголовных процессов, в области же гражданских дел — более сложные дела, требовавшие активного участия руководящего лица. Италийским городским судьям предоставлены были менее важные и менее сложные дела, а также дела, требовавшие срочного разрешения.
Возникновение муниципиев |
О происхождении этого италийского общинного устройства до нас не дошло сведений. Вероятно, оно связано с исключительными постановлениями для больших гражданских колоний, основанных в
Правда, античность не была в состоянии установить правильное отношение между городом и государством, точно так же, как она не была в состоянии развить представительную систему правления и другие великие принципы нашей современной государственной жизни. Однако она довела свое политическое развитие до того предела, при котором это развитие перерастает и взрывает старые рамки. Прежде всего это произошло в Риме, который во всех отношениях стоит на рубеже и стыке между старым духовным миром и новым. С одной стороны, в законах Суллы исконные народные с.343 собрания граждан и городской характер римской республики превращаются почти в лишенную значения формальность; с другой стороны, община, стоявшая в рамках государства, уже полностью развита в италийской общине. За исключением названия, которое, правда, в подобных случаях имеет весьма важное значение, эта последняя конституция свободной республики провела на практике представительную систему управления и государственный порядок, основой которого являются общины.
Это не изменило общинного устройства в провинциях; функции должностных лиц в несвободных городах за особыми исключениями по-прежнему ограничивались областью администрации и полиции и разбором тех судебных дел, которых римские власти предпочитали не касаться сами.
Впечатление, произведенное реформами Суллы |
Таково было устройство, данное Луцием Корнелием Суллой римской общине. Сенат и сословие всадников, граждане и пролетариат, италики и провинциалы приняли его в таком виде, в каком оно было продиктовано им правителем, если не без недовольства, то во всяком случае без сопротивления. Не так отнеслись к этому делу офицеры Суллы.
Оппозиция офицеров |
Характер римского войска совершенно изменился. Реформы Мария снова сделали его более боеспособным и годным, чем в то время, когда оно не хотело сражаться под стенами Нумантии. Но вместе с тем оно превратилось из гражданского ополчения в сборище наемников, которое не было предано государству, а было верно своему начальнику только в том случае, если он умел привязать его лично
Восстановление законного порядка |
Оставалась еще одна задача, едва ли не самая трудная из всех: нужно было перейти от исключительного положения на законный путь преобразованных старых порядков. Ее разрешение облегчалось тем, что Сулла никогда не упускал из виду этой конечной цели. Хотя закон Валерия предоставлял Сулле абсолютную власть и придавал всем его распоряжениям силу закона, Сулла пользовался этими чрезвычайными полномочиями для мероприятий преходящего значения, а также в тех делах, участие в которых могло бы лишь бесполезно компрометировать сенат и народ, а именно при проскрипциях. Сулла всегда соблюдал сам те постановления, которые вводил для будущего. Из закона о квесторах, который частично дошел до нас, и из других
Сулла отказывается от своих полномочий |
Он хорошо понимал, как опасно для его собственных учреждений увековечить военную диктатуру. Так как новые порядки проявили свою жизнеспособность и важнейшие из новых учреждений были доведены до конца — лишь кое-что оставалось незаконченным, например в области колонизации, — Сулла предоставил полную свободу в выборах на 675 г. [79 г.]. Он отказался от своего повторного избрания в консулы, как от несовместимого с его собственными распоряжениями, и в начале 675 г. [79 г.], вскоре после того, как новые консулы, Публий Сервилий и Аппий Клавдий, вступили в исполнение своих обязанностей, сложил с себя свои полномочия. Будучи правителем, Сулла распоряжался жизнью и собственностью миллионов людей, по его знаку рубили головы, на каждой улице Рима, в каждом городе Италии у него были смертельные враги; он довел до конца дело преобразования государства, нарушая при этом тысячи интересов и взглядов, не имея равного себе союзника и в сущности не имея также опоры в сплоченной партии. И вот теперь этот человек появился публично на форуме, добровольно отказался от своей неограниченной власти, отослал вооруженную свиту, распустил ликторов и обратился к собранию граждан с предложением высказаться, если кто желает от него отчета. Даже самые черствые люди были потрясены до глубины души. Все молчали. Сулла сошел с ораторской трибуны и пешком, в сопровождении лишь самых близких людей, прошел мимо той самой черни, которая восемь лет назад разрушила до основания его дом.
Характер Суллы |
Потомство не оценило по достоинству ни личности Суллы, ни его реформ; оно несправедливо к людям, идущим против потока времени. В действительности же Сулла одно из поразительнейших явлений в истории, пожалуй, единственное в своем роде. Сангвиник душой и телом, голубоглазый, светловолосый, с поразительно бледным лицом, которое, однако, заливалось краской при всяком волнении, это был красивый мужчина со сверкающим взглядом. Казалось, ему не предназначено было дать государству больше, чем дали его предки, которые оставались на второстепенных должностях, с.346 начиная от его прапрадеда Публия Корнелия Руфина (консул в 464 и 477 г. [290 и 277 гг.]), одного из самых видных полководцев пирровских времен и вместе с тем одного из самых страстных любителей роскоши. Сулла искал в жизни только веселья и наслаждений. Выросши среди утонченной культурной роскоши, обычной тогда и в менее богатых сенаторских семьях, он скоро и легко достиг того предела чувственных и духовных наслаждений, который могло доставить сочетание эллинской культуры с римским богатством. Его одинаково любили в аристократических
Политическая карьера Суллы |
Сулле были совершенно чужды честолюбивые замыслы. Он не считал, как дюжинные аристократы его времени, целью своей жизни внесение своего имени в списки консулов; он был слишком умен для этого. Он был политически слишком равнодушен и слишком далек от всякого теоретизирования, чтобы добровольно заниматься реформой гнилого государственного здания. Он оставался в кругу аристократического общества, с.348 к которому принадлежал по происхождению и воспитанию, и проходил обычную должностную карьеру. У него не было причины особенно напрягать свои силы, он предоставлял это рабочим пчелам в политике, в которых, конечно, не было недостатка. При распределении квесторских мест по жребию в 647 г. [107 г.] случай привел его в Африку, в главную квартиру Гая Мария. Мужицки грубый Марий и его испытанный штаб не очень любезно встретили неискушенного столичного щеголя. Задетый этим приемом, Сулла с характерной для него неустрашимостью и ловкостью быстро усвоил военное ремесло. Во время своего смелого похода в Мавретанию он впервые обнаружил то своеобразное сочетание дерзости и хитрости, за которое современники прозвали его полульвом и полулисицей, причем они говорили, что лисица в нем опаснее льва. Перед молодым, знатным и талантливым офицером открылась теперь самая блестящая карьера. Считали, что именно он довел до конца тяжелую нумидийскую войну. Он принимал также участие в войне с кимврами и проявил необыкновенный организаторский талант в трудном деле снабжения армии. Несмотря на все это, даже теперь его больше привлекали удовольствия столичной жизни, чем война, а тем паче политика. Когда он занял должность претора (661) [93 г.], которой уже раз безуспешно добивался, счастье снова улыбнулось ему: его провинция была самой незначительной, но ему удалось одержать первую победу над царем Митридатом, заключить первый мирный договор с могущественными Арсакидами и в первый раз унизить их. Последовала гражданская война. Сулле принадлежит главная заслуга в том, что первый акт гражданской войны, италийское восстание, закончился в пользу Рима. При этом он своим мечом завоевал себе звание консула. В качестве консула он столь же быстро и энергично подавил затем восстание Сульпиция. Казалось, фортуна сама старалась, чтобы слава этого юного полководца затмила славу престарелого героя Мария. Взятие в плен Югурты, победа над Митридатом — того и другого тщетно добивался Марий — были делом Суллы, занимавшего тогда второстепенные должности. Союзническая война, в которой
Момент возвращения на родину был для Суллы моментом великой радости и великой печали. Он сам рассказывает в своих воспоминаниях, что в течение первой ночи, проведенной в Риме, он не мог сомкнуть глаз; этому можно вполне поверить. Но задача Суллы все еще не была закончена, звезда его продолжала восходить. Став самым абсолютным властелином, Сулла вместе с тем всегда твердо стоял на почве формального права; он обуздал ультрареакционную партию и уничтожил гракховские учреждения, которые в течение сорока лет ограничивали олигархию. Он восстановил силу закона и заставил подчиниться ему сначала обоих соперников олигархии, т. е. капиталистов и столичный пролетариат, а затем и зазнавшихся военных в своем собственном штабе. Сулла создал для олигархии самое независимое положение, он отдал в ее руки в качестве послушного орудия государственные должности, отдал в распоряжение олигархии законодательство, суды, высшую военную и финансовую власть, создал для нее своего рода телохранителей в лице освобожденных рабов и своего рода армию в лице военных колонистов. А когда дело было завершено, творец уступил место своему творению. Абсолютный властелин добровольно стал снова простым сенатором. За всю свою долгую военную и политическую карьеру Сулла не проиграл ни одного сражения, ни разу не был вынужден сделать шаг назад; невзирая на врагов и друзей, он довел свое дело до намеченной им самим цели. Он действительно имел основание восхвалять свою счастливую звезду. Словно у капризной богини счастья на сей раз как бы явился каприз быть постоянной: она осыпала своего любимца успехами и почестями — желал ли он их или не желал. Однако история должна отнестись к Сулле более справедливо, чем он сам относился к себе, и оценить его выше, не только как любимца фортуны.
Сулла и его дело |
Законы Суллы — не творение политического гения, каким были, например, учреждения Гракха или Цезаря. В них нет ни одной новой политической мысли, как это, впрочем, характерно для всякой реставрации. Все основные моменты этих законов не созданы самим Суллой. Вступление в сенат через квестуру, отмена права цензоров исключать сенаторов из сената, законодательная инициатива сената, превращение должности трибуна в орудие сената для ограничения
Значение сулланской конституции |
Не только аристократия, но и вся страна обязана была Сулле больше, чем признавало потомство. Сулла положил конец италийской революции, поскольку она опиралась на с.351 противопоставление отдельным областям с меньшими правами других областей с большими правами. Он заставил самого себя и свою партию признать равноправие всех италиков перед законом и таким образом стал истинным и окончательным творцом полного государственного объединения Италии. Великие бедствия и потоки крови — не слишком дорогая цена за такой результат. Но Сулла сделал еще больше. В течение более чем полустолетия могущество Рима падало, и в городе царила постоянная анархия. Ибо правление сената при гракховских учреждениях было анархией, и еще большей анархией было правление Цинны и Карбона. Эти печальные порядки ярче всего сказались в извращенном и противоестественном союзе с самнитами. Это было самое смутное, самое невыносимое, самое безвыходное политическое положение,
Безнравственность и поверхностность сулланской реставрации |
Правда, не только государственные деятели имеют право голоса в суде над умершими. Возмущенное чувство человечности никогда не примирится с тем, что делал Сулла и с.352 позволял делать другим. Это возмущение вполне справедливо. Сулла не только построил свой режим на господстве насилия, он с цинической откровенностью всегда называл вещи своими собственными именами. Этим он бесповоротно восстановил против себя массу малодушных, которая страшится не столько дела, сколько названий. Впрочем, сознательность и хладнокровие, с которыми Сулла совершал свои злодеяния, оскорбляют также нравственное чувство, оскорбляют его больше, чем злодей, действующий в порыве страсти. Проскрипции, награждение палачей, конфискация имущества, расправа с неповинующимися офицерами — все это было при Сулле обычным явлением, и притупленная политическая нравственность античного мира лишь слегка порицала это. Ново было, что имена объявленных вне закона выставлялись для всеобщего сведения, что головы казненных выставлялись напоказ, что бандитам выплачивались в награду определенные суммы, которые по всем правилам заносились в кассовые книги государства. Ново было, что конфискованное имущество публично продавалось с молотка наравне с военной добычей, что полководец приказал зарубить непокорного офицера и перед всем народом сознался в этом. Это публичное издевательство над гуманностью является также политической ошибкой. Эта ошибка немало способствовала тому, что последующие революционные кризисы заранее были омрачены и что по сегодняшний день на памяти виновника проскрипций лежит заслуженное темное пятно. Далее, Сулла заслуживает порицания за то, что, действуя беспощадно во всех важных вопросах, он в делах второстепенной важности, а
Сулла не гнушался использовать свое положение для своего личного обогащения. Первый абсолютный монарх в Риме, он соблюдал основной принцип абсолютизма, что законы не связывают монарха: он сам тотчас же нарушил свои же законы о нарушении супружеской верности и об ограничении роскоши. Еще вреднее, чем эта его снисходительность к самому себе, были для государства его поблажки по отношению к членам своей партии и к своим приближенным. Сюда следует отнести слабую военную дисциплину его солдат, хотя она отчасти диктовалась политической необходимостью. Но еще более пагубной была снисходительность Суллы по с.353 отношению к его политическим приверженцам. Просто невероятно, какие случаи он допускал. Так например, Луций Мурена не только остался безнаказанным за поражения, вызванные исключительно его безрассудством и неповиновением, но даже удостоился триумфа. Гнея Помпея, провинившегося еще серьезнее, Сулла наградил еще более щедрыми почестями. Размеры проскрипций и конфискаций и самые гнусные злодеяния, совершенные при этом, надо думать, объясняются не столько волей Суллы, сколько непростительным в его положении индифферентизмом. Понятно, что энергичный и в то же время равнодушный Сулла поступал очень неровно: то с невероятной снисходительностью, то с беспощадной строгостью. Утверждение, что когда Сулла еще не стал правителем, он был добродушным, мягким человеком, а в роли правителя стал кровожадным тираном, — это утверждение является басней. Если в качестве правителя Сулла проявлял противоположность прежней мягкости, то с другой стороны он карал с таким же равнодушием, как и прощал. Это полуироническое легкомыслие вообще проходит красной нитью во всей его политической деятельности. Могло казаться, что победитель Сулла ни во что не ставит даже и победу; недаром он любил называть свои победы не заслугой, а счастьем. Он как бы сам смутно сознавал ничтожество и непрочность своего дела. Можно сказать, он, словно управляющий, предпочитал чинить здание, чем разрушить его и построить новое, и в конце концов довольствовался простым замазыванием щелей.
Сулла после сложения чрезвычайных полномочий |
Как бы то ни было, этот политический Дон-Жуан обладал цельным характером. Вся его жизнь свидетельствует об его внутренней уравновешенности. В самых разнообразных ситуациях Сулла неизменно оставался верен себе. Он оставался верным себе, когда после блестящих успехов в Африке снова предался праздности столичной жизни и когда после обладания всей полнотой власти нашел отдых и покой в своей Куманской вилле. В его устах не были пустой фразой слова, что общественные дела являются для него бременем, которое он сваливает с себя, как только имеет возможность и право на это. После своего отказа от власти Сулла оставался тем же, кем был. Он не проявлял ни недовольства, ни аффектации, был рад, что освободился от общественной деятельности, однако при случае он вмешивался в эти дела. В часы досуга
Смерть Суллы |
с.354 Смерть унесла Суллу спустя год с лишним после его отказа от власти. Ему шел шестидесятый год, он был вполне бодр и телом и душой. Болезнь была непродолжительной, еще за два дня до смерти Сулла писал свою автобиографию; у него пошла кровь горлом и он умер (676) [78 г.]14. Его неизменное счастье не покинуло его даже после смерти. Сулла не мог желать быть вовлеченным еще раз в омерзительный водоворот партийной борьбы и повести своих старых вояк против новой революции. Между тем, судя по положению дел в Испании и в Италии в момент его смерти, он вряд ли избежал бы этого, если бы прожил дольше.
Погребение Суллы |
Когда в столице шла речь о торжественном погребении Суллы, многие протестовали против воздания последних почестей тирану. Это были голоса людей, молчавших при его жизни. Однако память о Сулле была еще слишком свежа и страх перед его старыми солдатами слишком силен. Было решено перенести его тело в столицу и там похоронить его. Никогда Италия не видела более торжественных похорон. Всюду, где проносили тело умершего, украшенное с царским великолепием, к похоронному шествию присоединялись толпы народа и прежде всего старые наемники Суллы. Впереди несли знакомые всем боевые значки Суллы и связки прутьев. Казалось, вся армия еще раз хотела собраться вокруг трупа человека, который при жизни так часто вел ее за собой и всегда к победам. Бесконечная похоронная процессия вступила в город, в котором в знак траура были закрыты суды и прекращены все деловые занятия. Умершего ожидали две тысячи золотых венков, преподнесенных верными легионами Суллы, городами и близкими друзьями. Сулла распорядился, чтобы его тело, согласно обычаю рода Корнелиев, не сжигали. Но другие лучше его помнили события недавнего времени и знали, чего можно ожидать от ближайшего будущего. По приказу сената тело Суллы, в свое время велевшего вырыть останки Мария, было предано пламени. Погребальное шествие сопровождали все должностные лица и все члены сената, жрецы и жрицы в полном облачении, толпы аристократической молодежи в воинских доспехах. На форуме, где все напоминало о делах Суллы, и где, казалось, еще слышна была его грозная речь, было произнесено надгробное слово. Сенаторы на плечах понесли носилки с останками Суллы на Марсово поле, где был воздвигнут костер. При пылающем пламени костра всадники и солдаты совершали почетный бег вокруг тела правителя. Его прах был похоронен на Марсовом поле рядом с гробницами старых царей. В течение года римские женщины носили по нем траур.
ПРИМЕЧАНИЯ