А. В. Мишулин

Анри Валлон в историографии по античности

Валлон А. История рабства в античном мире. ОГИЗ ГОСПОЛИТИЗДАТ, М., 1941 г.
Перевод с франц. С. П. Кондратьева.
Под редакцией и с предисловием проф. А. В. Мишулина.
Постраничная нумерация примечаний в электронной версии заменена на сквозную.

с.3

I

Про­дол­жи­тель­ная жизнь Анри Вал­ло­на (1812—1904) при­над­ле­жит нау­ке и поли­ти­че­ской жиз­ни Фран­ции XIX в. В лице Анри Вал­ло­на соче­та­лись уче­ный с пыт­ли­вым ана­ли­ти­че­ским умом и поли­тик с отзву­ком либе­раль­ных идей бур­жу­аз­ной Фран­ции. Он рано всту­па­ет на ака­де­ми­че­ское попри­ще и одно­вре­мен­но при­ни­ма­ет широ­кое уча­стие в поли­ти­че­ской жиз­ни. Когда в 1849 г. его изби­ра­ют в Зако­но­да­тель­ное собра­ние, у него уже была изготов­ле­на боль­шая работа по исто­рии раб­ства в антич­но­сти.

Вто­рой пери­од актив­ной поли­ти­че­ской и одно­вре­мен­но ака­де­ми­че­ской дея­тель­но­сти Вал­ло­на отно­сит­ся к 70-м годам. В 1875 г. Вал­лон ста­но­вит­ся мини­ст­ром народ­но­го про­све­ще­ния, про­дол­жая одно­вре­мен­но свою ака­де­ми­че­скую дея­тель­ность. Имен­но в этот пери­од он под­гото­вил и выпу­стил вто­рое изда­ние сво­его труда (1879), ныне пред­ла­гае­мое в рус­ском пере­во­де.

Из всех работ Вал­ло­на «Исто­рия раб­ства в антич­ном мире» — наи­бо­лее инте­рес­ная по сво­е­му замыс­лу и серь­ез­ная по охва­ту исполь­зу­е­мо­го им мате­ри­а­ла. Его «Исто­рия раб­ства в антич­ном мире» долж­на быть при­зна­на капи­таль­ной, раз­вер­ты­ваю­щей в трех томах кар­ти­ну раз­ви­тия раб­ства в древ­но­сти — на Восто­ке, в Гре­ции и Риме.

Этот труд не поте­рял еще до сих пор сво­его зна­че­ния как совер­шен­но исклю­чи­тель­ная по сво­ей пол­но­те систе­ма­ти­зи­ро­ван­ная свод­ка кон­крет­но­го исто­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла о раб­стве в древ­но­сти.

Сре­ди вид­ней­ших пред­ста­ви­те­лей исто­рио­гра­фии по антич­но­сти, в пле­яде таких уче­ных, как Момм­зен, Дрой­зен, Нич и др., Вал­лон зани­ма­ет осо­бое и, мы впра­ве ска­зать, свое­об­раз­ное место.

Для цехо­вых спе­ци­а­ли­стов, узких фило­ло­гов и люби­те­лей-анти­ква­ров труд Вал­ло­на про­шел мало заме­чен­ным. Так слу­чи­лось пото­му, что автор «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире» про­из­вел свое иссле­до­ва­ние бес­страст­но и педан­тич­но, без пре­тен­ци­оз­но­сти с.4 и блес­ка новиз­ной мыс­ли. Весь труд был под­чи­нен дока­за­тель­ству одной про­стой для каж­до­го бур­жуа мыс­ли, что раб­ство в антич­но­сти, как и в эпо­ху фео­да­лиз­ма, явля­ет­ся злом, тогда как наем­ный труд при капи­та­лиз­ме — «истин­ной сво­бо­дой». Для 40-х годов XIX в., когда писа­лась «Исто­рия раб­ства в антич­ном мире», автор мог счи­тать­ся даже пере­до­вым бур­жуа, ибо, высту­пая за новые отно­ше­ния капи­та­ли­сти­че­ской эпо­хи, он под­вер­га­ет сокру­ши­тель­ной кри­ти­ке раб­ство не толь­ко в антич­но­сти, но и там, где оно как руди­мен­тар­ный оста­ток пере­жи­тых фор­ма­ций дожи­ло до самых послед­них дней Вал­ло­на. Он кри­ти­ку­ет раб­ство в капи­та­ли­сти­че­ских коло­ни­ях, выдви­гая аргу­мен­ты филан­тро­пи­че­ско­го и мораль­но­го поряд­ка. В этом смыс­ле все иссле­до­ва­ние Вал­ло­на пред­став­ля­ет собой послед­ний отзвук того либе­раль­но-осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния бур­жу­аз­ной Евро­пы, кото­рое дес­по­тиз­му рим­ских импе­ра­то­ров и сред­не­ве­ко­вых коро­лей про­ти­во­по­став­ля­ло идеи бур­жу­аз­ной демо­кра­тии, так же как систе­ме раб­ства и кре­пост­ни­че­ству — капи­та­лизм с его наем­ным трудом. Есте­ствен­но, что такое широ­кое исто­ри­че­ское постро­е­ние не мог­ло удо­вле­тво­рить апо­ли­тич­ных фило­ло­гов и архео­ло­гов-гро­бо­ко­па­те­лей, кото­рые попро­сту про­шли мимо
труда Вал­ло­на. А меж­ду тем было бы стран­но нахо­дить порок труда в том, что он был про­ник­нут ради­каль­ны­ми иде­я­ми евро­пей­ской бур­жу­а­зии 40-х годов. Это было бы рав­но­силь­но тому, как если бы мы авто­ра «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире» ста­ли сей­час упре­кать за непо­ни­ма­ние того, что и наем­ный труд, за кото­рый так горя­чо высту­пал Вал­лон, явля­ет­ся моди­фи­ци­ро­ван­ной фор­мой раб­ства капи­та­ли­сти­че­ской эпо­хи. Нель­зя в исто­рио­гра­фи­че­ской оцен­ке «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире» отхо­дить от кон­крет­но-исто­ри­че­ской обста­нов­ки, в кото­рой жил и тво­рил автор. Ниже нам еще при­дет­ся ска­зать, как соци­аль­ная обста­нов­ка нало­жи­ла неиз­гла­ди­мую печать сво­его вре­ме­ни на весь труд Вал­ло­на.

«Исто­рия раб­ства в антич­ном мире» име­ет для нас не толь­ко исто­рио­гра­фи­че­ский инте­рес.

Вал­лон собрал исклю­чи­тель­ный мате­ри­ал, уста­рев­ший лишь в незна­чи­тель­ных сво­их частях. Автор мастер­ски нари­со­вал кар­ти­ну поло­же­ния рабов в Гре­ции и Риме, вскрыл мас­шта­бы раб­ства в отдель­ных отрас­лях про­из­вод­ства, систе­ма­ти­зи­ро­вал извест­ные ему дан­ные в строй­ной ком­по­зи­ции боль­шо­го иссле­до­ва­ния.

В пер­вом томе собран мате­ри­ал по исто­рии раб­ства на Восто­ке и в Гре­ции. Вал­лон, не будучи спе­ци­а­ли­стом по Восто­ку, не мог здесь дать пол­ной кар­ти­ны и доста­точ­но охва­тить мате­ри­ал это­го отде­ла. Вот поче­му дан­ный отдел пер­во­го тома явля­ет­ся и наи­бо­лее уста­рев­шим для совре­мен­но­го уров­ня нау­ки, в силу чего он и опу­щен нами при изда­нии пер­во­го тома. Одна­ко вто­рая и глав­ная часть тома — «Гре­ция» — дана с боль­шим охва­том мате­ри­а­ла о раб­стве. Два недо­стат­ка бро­са­ют­ся в гла­за при чте­нии пер­во­го тома: во-пер­вых, он постро­ен на исполь­зо­ва­нии, глав­ным обра­зом, лите­ра­тур­но­го мате­ри­а­ла, и, во-вто­рых, автор не дает с.5 доста­точ­ной кри­ти­ки тех источ­ни­ков, кото­рые стра­да­ют отсут­ст­ви­ем исто­ри­че­ской прав­ды и объ­ек­тив­но­сти. Если пер­вый упрек мож­но было бы смяг­чить тем фак­том, что изу­че­ние над­пи­сей не было еще на высо­те в пери­од, когда жил Вал­лон, и этот мате­ри­ал, есте­ствен­но, оста­вал­ся втуне при писа­нии «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире», то отсут­ст­вие долж­ной исто­ри­че­ской кри­ти­ки лите­ра­тур­ных источ­ни­ков не может быть оправ­да­но ни с какой точ­ки зре­ния. Послед­нее бро­са­ет­ся в гла­за вся­кий раз, когда чита­ешь Вал­ло­на и наблюда­ешь у авто­ра или слиш­ком воль­ное пере­не­се­ние пер­со­на­жей гре­че­ских тра­ги­ков в ран­нюю эпо­ху или слиш­ком довер­чи­вое отно­ше­ние его к иска­жен­ным изо­бра­же­ни­ям рабов у пред­ста­ви­те­лей гре­че­ской и рим­ской комедии.

Со вто­ро­го тома изла­га­ет­ся исто­рия раб­ства в Риме. Риму Вал­лон уде­ля­ет исклю­чи­тель­ное вни­ма­ние, ибо счи­та­ет, что Рим «охва­ты­ва­ет огром­ное коли­че­ство фак­тов при огром­ном поле дей­ст­вия». Вто­рым томом автор окан­чи­ва­ет обзор эво­лю­ции раб­ства, глав­ным обра­зом, в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки, и мате­ри­ал о раз­ви­тии раб­ства в Рим­ской импе­рии с эпо­хи Анто­ни­нов пере­но­сит в тре­тий том сво­его труда.

Несо­мнен­но, рим­ский отдел «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире» — самая инте­рес­ная часть работы Вал­ло­на.

Что каса­ет­ся вто­ро­го тома, посвя­щен­но­го, глав­ным обра­зом, Рес­пуб­ли­ке, то, как по сво­е­му постро­е­нию, так и по объ­е­му исполь­зу­е­мо­го мате­ри­а­ла, он не поте­рял еще сво­его зна­че­ния для исто­ри­че­ской нау­ки сего­дняш­не­го дня.

В пер­вой гла­ве Вал­лон обсто­я­тель­но иссле­ду­ет источ­ни­ки раб­ства в Риме. Здесь автор исполь­зу­ет более досто­вер­ные и подроб­ные сведе­ния, чем в отно­ше­нии Гре­ции, мате­ри­ал по кото­рой крайне фраг­мен­та­рен, сбив­чив и нуж­да­ет­ся в более серь­ез­ной кри­ти­че­ской обра­бот­ке. Одна­ко сле­ду­ет заме­тить неко­то­рый общий недо­ста­ток в осве­ще­нии исто­рии раб­ства в Риме. Как при изу­че­нии источ­ни­ков раб­ства в Гре­ции, так и при изу­че­нии источ­ни­ков при­ме­ни­тель­но к Риму автор пере­чис­ля­ет мно­го источ­ни­ков, но не под­чер­ки­ва­ет глав­ные из них. Прав­да, еще в гре­че­ской части Вал­лон писал, что «наи­бо­лее бога­тым источ­ни­ком, постав­ляв­шим рабов, был все­гда пер­вич­ный источ­ник раб­ства: вой­на и мор­ской раз­бой». В исто­рии раб­ства в Риме наряду с пере­чис­ле­ни­ем внут­рен­них источ­ни­ков раб­ства про­во­дит­ся та же мысль, что «все же кад­ры рабов попол­ня­лись пре­иму­ще­ст­вен­но извне. Извест­но, — гово­рит Вал­лон, — с какой суро­во­стью рим­ляне осу­ществля­ли пра­во вой­ны». Но при этом в «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире» все дело огра­ни­чи­ва­ет­ся лишь голым кон­ста­ти­ро­ва­ни­ем это­го без­услов­но­го исто­ри­че­ско­го фак­та и отнюдь не моти­ва­ци­ей, не объ­яс­не­ни­ем его. Для Вал­ло­на, сто­яв­ше­го на эво­лю­ци­о­нист­ской точ­ке зре­ния, такое объ­яс­не­ние явля­лось непо­силь­ной зада­чей. Для пони­ма­ния соци­аль­ной функ­ции вой­ны в усло­ви­ях рабо­вла­дель­че­ско­го обще­ства необ­хо­ди­мо было зна­ние общих зако­но­мер­но­стей это­го обще­ства, его свое­об­ра­зия и отли­чия его с.6 от дру­гих, по сво­е­му харак­те­ру осо­бых обще­ст­вен­ных обра­зо­ва­ний.

То, что непо­силь­но было для Вал­ло­на, гени­аль­но раз­ре­ша­лось еще при его жиз­ни клас­си­че­ски­ми, сде­лав­ши­ми эпо­ху, работа­ми Марк­са и Энгель­са. Маркс сумел вскрыть осо­бен­но­сти не толь­ко капи­та­ли­сти­че­ско­го спо­со­ба про­из­вод­ства, но и тех обще­ст­вен­ных фор­ма­ций, кото­рым капи­та­лизм про­ти­во­сто­ял как позд­ней­шая и более раз­ви­тая систе­ма соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний. В част­но­сти о систе­ме раб­ства автор «Капи­та­ла» оста­вил нам ряд цен­ных ука­за­ний. Вот одно из таких, вскры­ваю­щих роль вой­ны в обра­зо­ва­нии раб­ства, ука­за­ний. «Но и систе­ма раб­ства — насколь­ко она пред­став­ля­ет гос­под­ст­ву­ю­щую фор­му про­из­во­ди­тель­но­го труда в зем­леде­лии, ману­фак­ту­ре, судо­ход­стве и т. д., как было в раз­ви­тых государ­ствах Гре­ции и в Риме, — сохра­ня­ет эле­мент нату­раль­но­го хозяй­ства. Самый рынок рабов посто­ян­но полу­ча­ет попол­не­ние сво­его това­ра — рабо­чей силы — посред­ст­вом вой­ны, мор­ско­го раз­боя и т. д., и этот раз­бой, в свою оче­редь, обхо­дит­ся без посред­ства про­цес­са обра­ще­ния, пред­став­ляя нату­раль­ное при­сво­е­ние чужой рабо­чей силы посред­ст­вом пря­мо­го физи­че­ско­го при­нуж­де­ния»1. Это поло­же­ние Марк­са надо иметь все вре­мя в виду при чте­нии Вал­ло­на.

Менее обос­но­ва­ны рас­суж­де­ния Вал­ло­на и о чис­ле рабов в Риме, в отно­ше­нии чего уче­ные рас­хо­дят­ся и по насто­я­щий день. Раз­ли­чие точек зре­ния и на этот счет объ­яс­ня­ет­ся отсут­ст­ви­ем в наших руках более точ­ных дан­ных о насе­ле­нии и его соста­ве в древ­нем Риме.

Изу­че­ние поло­же­ния рабов в семье, в сель­ском хозяй­стве и ремес­ле дает нам отнюдь не ста­ти­че­скую кар­ти­ну. Автор парал­лель­но изло­же­нию систе­мы раб­ства в Риме рису­ет нам всю ту повсе­днев­ную борь­бу рабов, кото­рую он пыта­ет­ся про­следить едва ли не с 501 г. до н. э. Реак­ции про­тив систе­мы раб­ства во вто­ром томе посвя­ща­ет­ся спе­ци­аль­ная гла­ва. Не при­хо­дит­ся гово­рить о том, что Вал­лон не мог дать подроб­но­го иссле­до­ва­ния исто­рии вос­ста­ний рабов в древ­нем Риме в столь крат­кой гла­ве, но самая попыт­ка собрать и систе­ма­ти­зи­ро­вать мате­ри­ал очень цен­на.

Недо­стат­ком вто­ро­го тома явля­ет­ся то, что автор свое глав­ное вни­ма­ние сосре­дото­чи­ва­ет на изу­че­нии юриди­че­ско­го поло­же­ния раба, раб­ско­го «ста­ту­та» перед рим­ским зако­ном. Но в этом есть и поло­жи­тель­ное. Автор вынуж­ден был при такой поста­нов­ке вопро­са при­влечь боль­шой по объ­е­му мате­ри­ал над­пи­сей и памят­ни­ков рим­ско­го зако­но­да­тель­ства. В науч­ном аппа­ра­те ко вто­ро­му тому мы встре­ча­ем поэто­му и дан­ные рим­ских юри­стов, мате­ри­ал инсти­ту­ций, и не в при­мер пер­во­му тому здесь широ­ко при­вле­ка­ют­ся эпи­гра­фи­че­ские мате­ри­а­лы, имен­но дан­ные из собра­ний рим­ских над­пи­сей.

Тре­тий том, кото­рым долж­но закон­чить­ся изда­ние Вал­ло­на, свое­об­ра­зен по сво­ей ком­по­зи­ции. Посвя­щая его позд­ней­ше­му с.7 пери­о­ду, автор столь же ста­ра­ет­ся про­следить систе­му раб­ства по кодек­сам рим­ских импе­ра­то­ров, сколь и изме­не­ние этой систе­мы в свя­зи с воз­ник­но­ве­ни­ем хри­сти­ан­ства и раз­ви­ти­ем хри­сти­ан­ской фило­со­фии. Соот­но­ше­ние церк­ви и рим­ско­го зако­на, церк­ви и систе­мы раб­ства в Рим­ской импе­рии зани­ма­ет око­ло одной тре­ти содер­жа­ния послед­не­го тома труда Вал­ло­на. Постро­е­ние и харак­тер изло­же­ния всей про­бле­мы о судь­бе раб­ства в Рим­ской импе­рии пока­зы­ва­ет, что про­грес­сив­ность воз­ник­но­ве­ния хри­сти­ан­ства в ту эпо­ху засти­ла­ет у авто­ра истин­ную при­чи­ну паде­ния раб­ства, кото­рое гибнет, по Вал­ло­ну, ско­рее под вли­я­ни­ем хри­сти­ан­ской фило­со­фии, чем от соци­аль­ных про­ти­во­ре­чий антич­но­го мира. В этом недо­ста­ток послед­не­го тома иссле­до­ва­ния Вал­ло­на. Имен­но в силу это­го недо­стат­ка третье­го тома послед­ний не будет пред­став­лять инте­ре­са для совет­ско­го чита­те­ля. Вме­сто это­го опус­кае­мо­го редак­ци­ей тома и для вос­пол­не­ния мате­ри­а­ла по эпо­хе Импе­рии при­ла­га­ет­ся в кон­це насто­я­ще­го изда­ния работа Вестер­ма­на, про­фес­со­ра Колум­бий­ско­го уни­вер­си­те­та. Эта работа пред­став­ля­ет собой лишь часть той капи­таль­ной ста­тьи, кото­рую Вестер­ман напе­ча­тал в «Rea­len­cyc­lo­pe­die Pau­ly-Wis­sowa-Kroll» (Supple­mentband, 6, 1935) и посвя­тил изу­че­нию исто­рии раб­ства в древ­но­сти. Она явля­ет­ся весь­ма хоро­шим допол­не­ни­ем к тру­ду Вал­ло­на, осве­ще­ни­ем его мате­ри­а­ла и пре­крас­ным спра­воч­ни­ком. Но и ста­тья Вестер­ма­на от исто­ри­ка-марк­си­ста тре­бу­ет кри­ти­че­ско­го к себе отно­ше­ния.

В заклю­че­ние оста­ет­ся ска­зать, что, несмот­ря на ука­зан­ные недо­стат­ки обще­ис­то­ри­че­ско­го постро­е­ния, «Исто­рия раб­ства в антич­ном мире» про­дол­жа­ет оста­вать­ся в запад­но­ев­ро­пей­ской исто­рио­гра­фии един­ст­вен­ной попыт­кой систе­ма­ти­за­ции мате­ри­а­ла древ­но­сти о раз­ви­тии раб­ства.

По исто­рии раб­ства после­дую­щие работы Тур­ма­ня, Ингре­ма, Летур­но, вплоть до срав­ни­тель­но недав­но вышед­шей англий­ской работы Бар­роу (Bar­row, Sla­ve­ry in the Ro­man Em­pi­re, 1929) не вос­пол­ня­ют недо­стат­ков труда Вал­ло­на, во мно­гих слу­ча­ях все­це­ло опи­ра­ясь на него. В лите­ра­ту­ре по столь мало иссле­до­ван­ной про­бле­ме исто­рии раб­ства в древ­но­сти труд Вал­ло­на дол­жен быть при­знан клас­си­че­ским в бур­жу­аз­ной нау­ке, и, как с тако­вым, с ним дол­жен озна­ко­мить­ся и совет­ский чита­тель.

II

В чем заклю­ча­ет­ся исто­рио­гра­фи­че­ская кон­цеп­ция А. Вал­ло­на, с кото­рой необ­хо­ди­мо подой­ти при изу­че­нии его «Исто­рии раб­ства»? Како­ва та направ­ля­ю­щая идея или уста­нов­ка, кото­рой под­чи­ня­ет­ся все изло­же­ние про­бле­мы раб­ства в древ­но­сти? Нако­нец, како­во место исто­ри­че­ской тео­рии Вал­ло­на в после­дую­щей исто­рио­гра­фии по антич­но­сти? На эти вопро­сы хотя бы в крат­ких сло­вах необ­хо­ди­мо дать ответ, чтобы к чте­нию Вал­ло­на подой­ти осо­знан­но и к изу­че­нию про­бле­мы — само­сто­я­тель­но, с марк­сист­ской точ­ки зре­ния.

с.8 Преж­де все­го необ­хо­ди­мо учесть, что Вал­лон писал свою исто­рию в усло­ви­ях фор­ми­ро­ва­ния двух исто­ри­че­ских школ, поляр­ных по сво­ей направ­лен­но­сти и по харак­те­ру интер­пре­та­ции роли раб­ства в древ­но­сти. Вал­лон сто­ял у исто­ков двух край­них школ, или тео­рий: К. Бюхе­ра, с одной сто­ро­ны, и Э. Мей­е­ра — с дру­гой. С име­нем К. Бюхе­ра обыч­но свя­зы­ва­ет­ся тео­рия, нача­ло кото­рой было поло­же­но Роше­ром и Род­бер­ту­с­ом. Бюхер наста­и­вал на поло­же­нии, что наро­ды клас­си­че­ской древ­но­сти на осно­ва­нии пре­об­ла­даю­щих у них хозяй­ст­вен­ных форм отно­сят­ся к сту­пе­ни домаш­не­го хозяй­ства, и при этом осо­бен­но под­черк­нул, что «…пол­ным раз­ви­ти­ем этой фор­мы они обя­за­ны были раб­ству»2.

Автор во всех сво­их работах ста­рал­ся раз­вить это поло­же­ние, всюду пока­зы­вая, что базой антич­ной эко­но­ми­ки явля­ет­ся раб­ство. Раб­ская фор­ма труда и про­из­вод­ства при­да­ва­ла антич­но­сти спе­ци­фи­че­ский харак­тер, кото­рый поз­во­лял Бюхе­ру обоб­щить эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния антич­но­сти и гово­рить о послед­ней, как о рабо­вла­дель­че­ском обще­стве со все­ми выте­каю­щи­ми отсюда явле­ни­я­ми в обла­сти поли­ти­ки, быта и куль­ту­ры. Меж­ду про­чим, сам Бюхер не счи­тал эту трак­тов­ку новой. «Я не думал ска­зать этим, — заяв­ля­ет он, — чего-либо ново­го. Уже несколь­ко деся­ти­ле­тий тому назад, в сочи­не­нии, един­ст­вен­ном в сво­ем роде, Род­бер­тус выска­зы­вал подоб­ные мыс­ли отно­си­тель­но древ­не­го мира в свя­зи с целост­ным, глу­бо­ко ори­ги­наль­ным воз­зре­ни­ем на антич­ную жизнь»3. «Ойкос­ная тео­рия Род­бер­ту­са, под­твер­жде­ние кото­рой я нашел в моих иссле­до­ва­ни­ях рим­ских хозяй­ст­вен­ных усло­вий, в общем при­ме­ни­ма и к гре­кам, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные еди­нич­ные явле­ния хозяй­ст­вен­но­го обме­на»4.

В поле­ми­ке с Э. Мей­е­ром К. Бюхер напи­сал инте­рес­ную работу спе­ци­аль­но о харак­те­ре гре­че­ской хозяй­ст­вен­ной жиз­ни, в кото­рой сумел ост­ро­ум­но све­сти сче­ты с совер­шен­но необос­но­ван­ны­ми поло­же­ни­я­ми Э. Мей­е­ра: он еще раз под­черк­нул удель­ный вес раб­ства и раб­ско­го про­из­вод­ства в гре­че­ской эко­но­ми­ке. Недо­стат­ком эко­но­ми­че­ской тео­рии К. Бюхе­ра было то, что она при­ни­жа­ла хозяй­ство древ­ней Гре­ции до уров­ня замкну­той, домаш­ней (ойкос­ной) фор­мы. Бюхер недо­оце­ни­вал раз­ви­тие обме­на, денеж­ных отно­ше­ний и ремес­ла. Свою кар­ти­ну гре­че­ских отно­ше­ний он рисо­вал ста­ти­че­ски, не вскры­вая эле­мен­тов раз­ви­тия антич­ной эко­но­ми­ки впе­ред, к более раз­ви­тым отно­ше­ни­ям, кото­рые сла­га­лись на осно­ве антич­но­го спо­со­ба про­из­вод­ства. Коро­че гово­ря, тео­рия К. Бюхе­ра стро­и­лась на исто­рии форм обме­на в про­ти­во­по­лож­ность Марк­су, кото­рый свою тео­рию обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия стро­ил на осно­ве исто­рии спо­со­бов про­из­вод­ства.

В про­ти­во­вес этой наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной кон­цеп­ции о зна­че­нии раб­ства в антич­но­сти высту­пил Э. Мей­ер, раз­ви­вав­ший в кон­це XIX и в нача­ле XX в. иную тео­рию по дан­но­му вопро­су.

с.9 Э. Мей­ер отри­ца­ет раб­ство как базу антич­ной эко­но­ми­ки. Во вся­ком слу­чае он извра­ща­ет его зна­че­ние. Раб­ство в антич­но­сти, по мне­нию Мей­е­ра, мало чем отли­ча­ет­ся от наем­но­го труда. «Рабу, — гово­рит Мей­ер, — при лов­ко­сти и уда­че открыт путь к сво­бо­де и богат­ству, его детям (а часто и ему само­му) к высо­ко­му поло­же­нию в государ­стве и обще­стве»5.

Не при­хо­дит­ся и гово­рить, какой цинизм скры­ва­ет­ся в этих сло­вах. Толь­ко исхо­дя из этих уста­но­вок в оцен­ке роли раб­ства в древ­но­сти, Мей­ер мог выста­вить дру­гое псев­до­на­уч­ное поло­же­ние о том, что «раб­ско­го» вопро­са нико­гда не суще­ст­во­ва­ло, что «нико­гда не про­ис­хо­ди­ло зна­чи­тель­ных вос­ста­ний рабов»6.

В исто­ри­че­ской кон­цеп­ции у Э. Мей­е­ра раб­ство как база антич­ной эко­но­ми­ки не толь­ко зату­ше­вы­ва­лось, но и пред­став­ля­лось в виде отно­ше­ний наем­но­го труда. Ста­но­ви­лось совер­шен­но оче­вид­ным, что вся исто­ри­ко-фило­соф­ская кон­цеп­ция Э. Мей­е­ра, направ­лен­ная сво­им ост­ри­ем про­тив Кар­ла Бюхе­ра, при­вно­си­ла капи­та­ли­сти­че­скую совре­мен­ность в рабо­вла­дель­че­ские отно­ше­ния древ­не­го мира. Капи­та­лизм выдви­гал­ся как веч­ная кате­го­рия, про­яв­ле­ния кото­рой Мей­ер ищет еще в глу­бо­кой древ­но­сти. Так сти­ра­лось раз­ли­чие форм раб­ско­го и наем­но­го труда. Когда Вал­лон писал свою «Исто­рию раб­ства в антич­ном мире», две назван­ные тео­рии еще не были чет­ко сфор­му­ли­ро­ва­ны.

Одна­ко мож­но все же про­следить вли­я­ние тео­рии Род­бер­ту­са в отдель­ных выска­зы­ва­ни­ях и на общей ком­по­зи­ции про­из­веде­ния Вал­ло­на. Вал­лон исхо­дит из кон­ста­ти­ро­ва­ния исклю­чи­тель­но­го зна­че­ния раб­ства в антич­ной эко­но­ми­ке. Весь его труд посвя­щен изу­че­нию раб­ства в раз­лич­ных его фор­мах на всем про­тя­же­нии исто­рии Гре­ции и Рима. При изу­че­нии, напри­мер, исто­рии раб­ства в древ­ней Гре­ции от Вал­ло­на не укры­ва­ют­ся самые деталь­ные вопро­сы о коли­че­стве рабов, их цене, взглядах на раб­ский труд, вли­я­нии раб­ско­го труда на поло­же­ние сво­бод­ных про­из­во­ди­те­лей и т. п. Всем этим дета­лям Вал­лон в сво­ем боль­шом иссле­до­ва­нии уде­ля­ет соот­вет­ст­ву­ю­щее вни­ма­ние и путем при­вле­че­ния мате­ри­а­ла и его ана­ли­за пыта­ет­ся эти вопро­сы не толь­ко поста­вить, но и раз­ре­шить. «Раб­ство — это мни­мое сред­ство антич­ной циви­ли­за­ции — было для гре­че­ско­го обще­ства при вся­ких фор­мах рес­пуб­лик дей­ст­ви­тель­ной при­чи­ной демо­ра­ли­за­ции и смер­ти»7, — гово­рит Вал­лон.

Из того, какое вни­ма­ние уде­ля­ет автор раб­ству как осно­ве антич­но­го хозяй­ства, вид­но, что взгляды Вал­ло­на несколь­ко при­бли­жа­ют­ся к взглядам Роше­ра — Род­бер­ту­са — Бюхе­ра. Во вся­ком слу­чае автор «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире», как это вид­но из ком­плек­са раз­ви­вае­мых им взглядов, очень далек от Мей­е­ра.

То обсто­я­тель­ство, что на Вал­ло­на не ока­за­ла ника­ко­го вли­я­ния ни тео­рия, при­ни­жав­шая эко­но­ми­ку антич­но­го обще­ства с.10 с его раб­ской осно­вой, ни тео­рия, под­ни­мав­шая антич­ность на уро­вень обще­ства наем­но­го труда, ука­зы­ва­ет на неко­то­рую само­сто­я­тель­ность взглядов Вал­ло­на. Послед­ний ока­зал­ся оди­на­ко­во далек от край­но­стей точек зре­ния Роше­ра — Род­бер­ту­са — Бюхе­ра и Пель­ма­на — Мей­е­ра. В отно­ше­нии сво­ей соб­ст­вен­ной кон­цеп­ции он был далек от край­них и рез­ких фор­му­ли­ро­вок по дан­но­му вопро­су.

Одна­ко как Вал­лон ни ста­рал­ся объ­ек­тив­но изу­чить мате­ри­ал о раб­стве в древ­но­сти, он не мог скрыть сво­их соб­ст­вен­ных субъ­ек­тив­ных уста­но­вок. Взгляды Вал­ло­на совер­шен­но опре­де­лен­ны, и они выра­жа­ют­ся в либе­раль­но-филан­тро­пи­че­ской трак­тов­ке вопро­са о раб­стве. Вал­лон гово­рит о «мерт­вя­щем вли­я­нии» раб­ства, в осо­бен­но­сти в Гре­ции (т. I, стр. 15), а состо­я­ние раба он рису­ет, как «состо­я­ние чело­ве­ка, нрав­ст­вен­но изуро­до­ван­но­го и глу­бо­ко пав­ше­го» (т. I, стр. 61). Вто­рой же том пря­мо начи­на­ет­ся с ука­за­ния насчет того, что «от лучей разу­ма и убеж­де­ния, про­воз­гла­шаю­щих равен­ство чело­ве­че­ско­го рода, уже нель­зя будет укрыть­ся»8.

Такая точ­ка зре­ния была свой­ст­вен­на либе­раль­ным пред­ста­ви­те­лям бур­жу­а­зии в пору ее про­грес­сив­но­го раз­ви­тия, отста­и­вав­шей тео­рию есте­ствен­но­го пра­ва, равен­ство людей перед зако­ном, все­об­щие нор­мы чело­ве­че­ской мора­ли, оди­на­ко­вой для всех людей.

Либе­раль­ная кон­цеп­ция Вал­ло­на при­во­дит его к выво­ду о пагуб­но­сти раб­ства не толь­ко в отно­ше­нии древ­но­сти, но и в усло­ви­ях совре­мен­но­сти, не толь­ко в отно­ше­нии наро­дов циви­ли­зо­ван­ных, но и мало куль­тур­ных. «Раб­ство было пагуб­ным для чело­ве­че­ства, было пагуб­ным для вар­ва­ров так же, как и для гре­ков, для рабов так же, как и для сво­бод­ных: пагуб­ным для чело­ве­ка вооб­ще в самой сво­ей осно­ве, при­во­див­шей к его вырож­де­нию, делав­шей из него живот­ное, про­стое орудие…»9

Тако­го рода поло­же­ния Вал­ло­на не мог­ли не при­нять поли­ти­че­ско­го харак­те­ра, они явля­лись весь­ма акту­аль­ны­ми в это вре­мя. Дело в том, что, высту­пая с кри­ти­кой раб­ства, он направ­лял стре­лы сво­ей кри­ти­ки из седой древ­но­сти в ту совре­мен­ность, кото­рая куль­ти­ви­ро­ва­ла раб­ство в коло­ни­аль­ных стра­нах. «…Намно­го ли луч­ше были рын­ки [рабов] Бра­зи­лии и Гаван­ны, чем пло­щадь Афин?»10

Здесь пря­мо ста­вит­ся про­бле­ма инсти­ту­та раб­ства в коло­ни­аль­ных стра­нах.

Такая кон­цеп­ция Вал­ло­на, допус­кав­шая неко­то­рое при­бли­же­ние авто­ра к объ­ек­тив­ной исто­рии древ­но­сти, в кото­рой раб­ство во всех сво­их суро­вых про­яв­ле­ни­ях явля­лось уни­вер­саль­ной базой, не мог­ла полу­чить после­до­ва­тель­но­го раз­ви­тия. Там, где эта кон­цеп­ция вклю­ча­ла в себя момент борь­бы с раб­ст­вом в совре­мен­ных капи­та­ли­сти­че­ских стра­нах, Вал­лон про­яв­лял с.11 непо­сле­до­ва­тель­ность. Высту­пая про­тив раб­ства в коло­ни­аль­ных стра­нах, он не видел дру­гой фор­мы раб­ства у себя, в циви­ли­зо­ван­ной Евро­пе, «раб­ства наем­но­го труда», кото­рое Вал­лон при­зна­вал не толь­ко вполне допу­сти­мым, но и со сво­ей либе­раль­но-бур­жу­аз­ной точ­ки зре­ния не счи­тал и за раб­ство. «Раб­ство, — пишет Вал­лон, — не име­ло ниче­го обще­го с тем сред­ним поло­же­ни­ем, кото­рое годи­лось для рабо­чих клас­сов… нуж­но по край­ней мере, чтобы даже и зани­маю­щий послед­ний ряд полу­чал закон­ное удо­вле­тво­ре­ние… Надо, чтобы он имел семью, непри­кос­но­вен­ные пра­ва… соб­ст­вен­ность, по край­ней мере явля­ю­щу­ю­ся резуль­та­том его труда, кото­рая, по пре­крас­но­му выра­же­нию Тюр­го, явля­ет­ся наи­бо­лее свя­той из всех видов соб­ст­вен­но­сти»11.

Част­ная соб­ст­вен­ность при­зна­ет­ся Вал­ло­ном, вслед за Тюр­го, свя­щен­ной соб­ст­вен­но­стью. Автор сокру­ша­ет­ся, что ею не вла­дел раб древ­не­го мира, зато он готов при­пи­сать все «бла­га» этой соб­ст­вен­но­сти «рабо­чим клас­сам».

Как истин­ный пред­ста­ви­тель сво­его клас­са Вал­лон не сумел под­нять­ся выше его инте­ре­сов и пото­му спо­кой­но оправ­ды­ва­ет раб­ство наем­но­го труда, не хочет заме­чать его в циви­ли­зо­ван­ных стра­нах и даже поз­во­ля­ет утвер­ждать, что как бы эко­но­ми­че­ски ни был пора­бо­щен рабо­чий, послед­ний все же име­ет «сво­бо­ду», кото­рой не вла­дел раб в древ­но­сти.

Таким обра­зом, если Э. Мей­ер под­ни­мал раб­ство в древ­но­сти на высоту наем­но­го труда в новое вре­мя и сти­рал тем самым прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие антич­но­го и капи­та­ли­сти­че­ско­го обще­ства, то Вал­лон настоль­ко выде­лял и под­чер­ки­вал раб­ство в древ­но­сти, что не хотел видеть ника­ких дру­гих форм раб­ства чело­ве­че­ско­го труда (ни раб­ства труда кре­пост­ных, ни наем­но-капи­та­ли­сти­че­ско­го раб­ства труда).

Этот момент кон­цеп­ции Вал­ло­на сле­ду­ет отме­тить для того, чтобы пока­зать, что автор «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире» совер­шен­но не мог понять, что во всех клас­со­вых обще­ствах труд зави­сим, пора­бо­щен и пре­бы­ва­ет в той или иной фор­ме раб­ства, будь это труд раба, труд кре­пост­но­го кре­стья­ни­на или труд наем­но­го рабо­че­го. А это имен­но обсто­я­тель­ство и не поз­во­ля­ло Вал­ло­ну вскрыть спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти раб­ско­го труда в антич­но­сти, те основ­ные кате­го­рии в про­из­вод­стве, кото­рые явля­лись глав­ней­ши­ми фак­то­ра­ми про­ис­хож­де­ния, раз­ви­тия и гибе­ли рабо­вла­дель­че­ских обществ древ­но­сти.

Тако­ва исто­ри­че­ская точ­ка зре­ния Вал­ло­на.

Роль раб­ства в исто­ри­че­ском посту­па­тель­ном дви­же­нии чело­ве­че­ства, иссле­до­ва­ние при­чин стре­ми­тель­но­го роста раб­ства, а так­же и при­чин его паде­ния под­ме­не­ны у Вал­ло­на мораль­ным осуж­де­ни­ем это­го инсти­ту­та в древ­но­сти.

А меж­ду тем Энгельс писал, что «толь­ко раб­ство сде­ла­ло воз­мож­ным разде­ле­ние труда в более или менее круп­ном мас­шта­бе с.12 меж­ду зем­леде­ли­ем и про­мыш­лен­но­стью и таким путем сде­ла­ло воз­мож­ным рас­цвет древ­не­го мира, гре­че­скую куль­ту­ру. Без раб­ства не было бы гре­че­ско­го государ­ства, гре­че­ско­го искус­ства и нау­ки; без раб­ства не было бы и рим­ской импе­рии, а без фун­да­мен­та гре­че­ской куль­ту­ры и рим­ской импе­рии не было бы и совре­мен­ной Евро­пы. Мы нико­гда не долж­ны забы­вать, что все наше эко­но­ми­че­ское, поли­ти­че­ское и интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие име­ло сво­им пред­ва­ри­тель­ным усло­ви­ем такой строй, в кото­ром раб­ство было столь же необ­хо­ди­мым, сколь­ко обще­при­знан­ным эле­мен­том. В этом смыс­ле мы впра­ве ска­зать: без антич­но­го раб­ства не было бы и совре­мен­но­го соци­а­лиз­ма»12.

Это поло­же­ние Энгель­са совет­ский чита­тель все вре­мя дол­жен иметь в виду при чте­нии «Исто­рии раб­ства в антич­ном мире» А. Вал­ло­на.


Проф. А. Мишу­лин.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Маркс, Капи­тал, т. II, стр. 416, 1938.
  • 2К. Бюхер, Очер­ки эко­но­ми­че­ской исто­рии Гре­ции, стр. 18, Л. 1924.
  • 3Там же, стр. 18.
  • 4Там же, стр. 22.
  • 5Э. Мей­ер, Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие древ­не­го мира, стр. 108, Л. 1922.
  • 6Там же, стр. 106.
  • 7Т. I, стр. 60.
  • 8Т. II, стр. 282.
  • 9Т. I, стр. 208.
  • 10Т. I, стр. 71.
  • 11Т. I, стр. 144.
  • 12Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 148. Гос­по­ли­т­из­дат, 1938 г.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303222561 1294427783 1263912973 1335091067 1335092509 1335093075