О. Ф. Вальдгауер

Этюды по истории античного портрета
Часть I

Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета. Часть I.
(Ежегодник Российского Института Истории Искусств, т. I, вып. I).
Государственное издательство, Петербург, 1921 (88 с.).

с. I

От Редак­ции.


Еже­год­ник Рос­сий­ско­го Инсти­ту­та Исто­рии Искусств явля­ет­ся, в соот­вет­ст­вии с науч­но-иссле­до­ва­тель­ски­ми зада­ча­ми Инсти­ту­та, спе­ци­аль­ным худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ским орга­ном, посвя­щен­ным выяс­не­нию важ­ней­ших про­блем исто­рии искусств: как про­блем гене­зи­са и раз­ви­тия худо­же­ст­вен­ных форм, так и про­блем обще­го, тео­ре­ти­че­ско­го искус­ст­во­веде­ния. В свя­зи с этим, в насто­я­щем изда­нии будет по пре­иму­ще­ству отво­дить­ся место иссле­до­ва­ни­ям фор­маль­но­го харак­те­ра — глав­ным обра­зом, на осно­ва­нии новых, впер­вые изда­вае­мых, или же мало до сих пор изу­чен­ных худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ских памят­ни­ков и источ­ни­ков; неко­то­рое место будет в нем уде­лять­ся и таким работам над худо­же­ст­вен­ным мате­ри­а­лом, кото­рые иссле­ду­ют его с точ­ки зре­ния исто­ри­ко-архео­ло­ги­че­ско­го, этно­гра­фи­че­ско­го, пси­хо­ло­ги­че­ско­го и т. д. зна­че­ния, так как подоб­ные изыс­ка­ния, уяс­ня­ю­щие мно­го­об­раз­ный смысл худо­же­ст­вен­ных про­из­веде­ний и опре­де­ля­ю­щие их место в общем куль­тур­но-исто­ри­че­ском про­цес­се, слу­жат во мно­гих слу­ча­ях необ­хо­ди­мы­ми пред­по­сыл­ка­ми пло­до­твор­но­го фор­маль­но-сти­ли­сти­че­ско­го ана­ли­за.

Будучи орга­ном обще­ин­сти­тут­ским, Еже­год­ник лишь в силу при­чин внеш­не­го свой­ства (обу­слов­ли­вае­мых осо­бым типом изда­ния: фор­ма­том, зна­чи­тель­ным коли­че­ст­вом таб­лиц и иллю­ст­ра­ций в тек­сте) пред­на­зна­чен, в ряду дру­гих наме­чен­ных изда­ний Инсти­ту­та, для печа­та­ния таких иссле­до­ва­ний, кото­рые тре­бу­ют бога­то­го иллю­ст­ра­ци­он­но­го мате­ри­а­ла, т. е. по пре­иму­ще­ству работ по вопро­сам исто­рии изо­бра­зи­тель­ных искусств. Иссле­до­ва­ния же, касаю­щи­е­ся вопро­сов исто­рии сло­вес­ных искусств, теат­ра и музы­ки, рав­но как и менее обшир­ные или не тре­бу­ю­щие зна­чи­тель­но­го коли­че­ства иллю­ст­ра­ций ста­тьи по вопро­сам исто­рии изо­бра­зи­тель­ных искусств, рецен­зии, биб­лио­гра­фия, хро­ни­ка науч­но-худо­же­ст­вен­ной жиз­ни, отче­ты Инсти­ту­та и вхо­дя­щих в его состав учреж­де­ний и т. п., будут печа­тать­ся в дру­гих изда­ни­ях Инсти­ту­та: Запис­ках Факуль­те­тов Исто­рии Изо­бра­зи­тель­ных Искусств, Исто­рии Музы­ки, Исто­рии Теат­ра и Исто­рии Сло­вес­ных Искусств и в иных повре­мен­ных и неповре­мен­ных изда­ни­ях, выход кото­рых в свет будет осу­ществлять­ся в зави­си­мо­сти от мате­ри­аль­ных и тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей.

Еже­год­ник будет выхо­дить в объ­е­ме от двух до четы­рех выпус­ков в год. В насто­я­щем его выпус­ке изда­ет­ся пер­вая часть обшир­но­го труда О. Ф. Вальд­гау­е­ра, посвя­щен­ная исто­рии порт­рет­ной пла­сти­ки V века до Р. Х.; вто­рая и третья (заклю­чи­тель­ная) части это­го труда, посвя­щен­ные исто­рии антич­но­го порт­ре­та в IV веке, в элли­ни­сти­че­ское и в рим­ское вре­мя, появят­ся во II томе Еже­год­ни­ка. Сле­дую­щие же, нахо­дя­щи­е­ся в печа­ти выпус­ки I тома будут содер­жать с. II меж­ду про­чим, иссле­до­ва­ния и ста­тьи про­фес­со­ров и пре­по­да­ва­те­лей Инсти­ту­та: В. В. Бар­толь­да, «Ори­ен­ти­ров­ка пер­вых мусуль­ман­ских мече­тей», «Баш­ня Кабу­са»; О. Ф. Вальд­гау­е­ра, «Брон­зо­вая ста­ту­эт­ка Дио­меда»; В. П. Зубо­ва, «Замет­ки к исто­рии бароч­ной скульп­ту­ры»; Э. К. Лип­гар­та, «Фран­че­ско ди Симоне Ферруч­чи и Мадон­на Бенуа»; Л. А. Мацуле­ви­ча, «О релье­фах вла­ди­ми­ро-суздаль­ских хра­мов»; С. Ф. Оль­ден­бур­га, «Рос­пи­си и ста­туи дунь-хуан­ских пещер»; В. Н. Ракин­та, «Рос­пись церк­ви Бого­ма­те­ри в Брик­сене»; В. В. Стру­ве, «Эрми­таж­ная сте­ла Харем­хе­ба»; Н. П. Сыче­ва, «К исто­рии рус­ско­го лице­во­го Сино­ди­ка»; Н. Д. Флит­нер, «При­двор­ные стек­лян­но-кера­ми­че­ские мастер­ские Тель-Амар­ны»; Д. А. Шмид­та, «Гар­лем­ские живо­пис­цы Ян и Сало­мон де Брай» и др. Изда­вае­мые в этом томе работы пред­став­ля­ют собою, по боль­шей части, пере­ра­бот­ку для печа­ти докла­дов, про­чи­тан­ных в 1919—20 годах в откры­тых заседа­ни­ях Инсти­ту­та.


Этот I том Еже­год­ни­ка Инсти­тут посвя­ща­ет памя­ти сво­их покой­ных чле­нов: пре­по­да­ва­те­лей П. В. Дела­ро­ва и Н. Н. Вран­ге­ля, про­фес­со­ра К. Д. Чича­го­ва и Почет­но­го Чле­на Инсти­ту­та Б. А. Тура­е­ва.


Редак­ция при­но­сит самую горя­чую при­зна­тель­ность акад. С. Ф. Оль­ден­бур­гу и проф. И. А. Орбе­ли за их цен­ные сове­ты по редак­ци­он­ной и тех­ни­че­ской части, а так­же всем рабо­чим и слу­жа­щим 15-ой Государ­ст­вен­ной типо­гра­фии (б. Голи­ке и Виль­борг), бла­го­да­ря самоот­вер­жен­ным уси­ли­ям кото­рых уда­лось, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные — вре­ме­на­ми, каза­лось, непре­одо­ли­мые — затруд­не­ния, выпу­стить Еже­год­ник в свет в таком виде, в каком Редак­ция счи­та­ет необ­хо­ди­мым изда­вать новый, важ­ный худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ский мате­ри­ал.


Апрель 1921 г.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1263912973 1303308995 1303320677 1335253593 1335254077 1335380869