(Ежегодник Российского Института Истории Искусств, т. I, вып. I).
Государственное издательство, Петербург, 1921 (88 с.).
ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОГО ПОРТРЕТА.
История античного портрета еще не написана: еще и не наступило время для попытки дать более или менее полную картину развития индивидуального портрета с художественно-исторической точки зрения. Материал еще не собран в достаточном количестве и не опубликован в надлежащем виде. Наука чрезвычайно обязана Арндту за его энергичную и плодотворную деятельность в этой области, и его «Griechische und römische Porträts» всегда будут являться исходным пунктом для исследований подобного рода. Но, конечно, этой первой тысячи действительно превосходных таблиц и немногих изданий других авторов, дающих возможность стилистического анализа издаваемого материала, далеко недостаточно, чтобы представить развитие античного портрета в целом. При этом, иконографические интересы долго преобладали над художественно-историческими и соответственно влияли на подбор материала; только в последние десятилетия началось исследование истории художественных форм портрета вне связи с иконографическими вопросами. Таким положением дела диктуется метод исследования, проведенный в предлагаемых этюдах. Пока недостаток материала не позволит нам сразу же включать памятники в определенную серию произведений, мы должны исходить из одного памятника и, постепенно расширяя круг родственных ему произведений, распределять доступный в настоящее время материал по группам, руководствуясь главнейшими стилистическими особенностями. Будущее покажет, насколько данные деления правильны, введет нужные коррективы и выделит те наблюдения, которые окажутся верными при наличии большего количества привлекаемых для сравнения памятников.
Творческая художественная личность имеет, разумеется, в истории портрета крупнейшее значение, ибо отношение к индивидууму и передача его в осязательных формах есть элемент глубоко интимный и личный. Но, к сожалению, литературные сведения, которые имеются в нашем распоряжении, чрезвычайно скудны и не дают надлежащих указаний по интересующим нас вопросам для важнейших периодов искусства. Поэтому мы должны довольствоваться условными названиями для устанавливаемых групп и понимать даже имена знаменитых ваятелей лишь как собирательные термины для обозначения определенных художественных тенденций. Вопрос, насколько другие личности могли идти по тем же путям и держаться тех же принципов, как выдающиеся, известные нам по имени художники, остается, таким образом, открытым. Если, например, будет речь о Мироне, как портретисте, то мы отнюдь не должны считать приведенные под его именем произведения принадлежащими резцу самого великого мастера. Именем Мирона обозначается только тот художественный взгляд на формы, который в идеальной скульптуре нашел себе выражение в Дискоболе или в более свободном типе Марсия. Нам неизвестно, насколько сын Мирона, Ликий, шел по стопам своего: отца, насколько близко с.2 примыкали к нему другие, неизвестные нам по именам ваятели. Принцип же передачи индивидуальных форм, господствующий в круге Мирона, поддается определению, и данный принцип обозначается нами именем его.
История портрета, передающего в осязательных формах отношение человека к индивидуальной жизни, ближайшим образом связана с историей индивидуализма в культурной жизни человечества вообще. Мы остановимся в начале нашего исследования на первой половине V в. до Р. Х., т. е. на той эпохе, которая знаменует торжество индивидуального творчества после свержения схематизма архаики и потому должна была сыграть важнейшую роль также в истории портретного искусства. Нам придется указать на то, что проблема изображения индивидуального лица решалась разными художественными группами разными способами, причем главным вопросом являлось отношение индивидуума к вновь созданному типу идеального характера, иными словами, альтернатива — подчинение индивидуальных черт идеальному типу, идеализация индивидуума, или, наоборот, подчинение идеального типа характерным чертам индивидуума, индивидуализация идеала. В такой плоскости стоял вопрос также в скульптуре древнейших эпох.
Высший расцвет индивидуального портрета мы находим в Египте, в искусстве времени от первых династий вплоть до конца Древнего Царства. Статуэтка из слоновой кости царя Ден, найденная Petrie, дает поразительно живой образ старика, окутанного в длинный плащ, с его характерной походкой и резкими чертами лица. Такой же натурализм характеризует портреты Ранофера и Нефрет, таким же увлечением индивидуальными особенностями отличается знаменитый Шейх эль Белед, писец в Лувре, или медные статуи Пепи и его сына. В этих портретах схема применена в общей постановке фигур, но только как остов, между тем как передача индивидуальных черт, даже в изображениях туловища, стоит всецело под знаком резкого реализма.
Древнейшие месопотамские изваяния, статуи Гудеи и другие фигуры, найденные Сарзеком в Телло, принадлежат к той же группе. Индивидуальные черты стоят определенно на первом плане.
Египет Среднего Царства создал целый ряд превосходных индивидуальных портретов, как, например, тип Аменемхета III, но уже в это время выступает на первый план склонность к типизации. Черты, свойственные, как индивидуальные, царю, переносятся и на изображения других лиц, и впервые в истории мирового искусства наблюдается любопытное явление создания типа на основе индивидуального портрета, пример того явления, которое нам столь хорошо известно из истории новейшего портрета, например, эпохи Людовика XIV, портрет которого получил значение идеального типа.
Другой принцип выработался уже в эпоху Древнего Царства. Статуи Хефрена, значительное количество которых еще недавно было обнаружено в развалинах надгробного храма перед его пирамидой, доказали, что отношение к царю, как к воплощению божества, возымело свое действие и на портретные изображения его. Индивидуальные черты подвергаются сильной стилизации и включаются в рамки строго-монументального стиля, отрицающего по своему существу индивидуальные особенности изображаемой личности. Такое подчинение индивидуальности общему типу является характерной особенностью господствующего течения в портретной с.3 скульптуре Среднего и Нового Царств, а также позднейших эпох Египта и в более поздней скульптуре месопотамского художественного круга. Если личность Аменофиса IV сыграла такую же роль для своего времени, как Аменемхет III в скульптуре Среднего Царства, и придала искусству всей эпохи Тель-Амарны натуралистический оттенок, то это явление особого порядка.
Из такого преобладания стремления к типизации портрета не следует, однако, что индивидуалистическому портретному искусству был положен конец. Реалистический портрет продолжал держаться, и серия голов из зеленого базальта, от Среднего Царства вплоть до позднейших времен, принадлежит к лучшим представителям портрета в мировой истории искусства. Портреты Царя Среднего Царства в Копенгагене, портрет Ментемхета в Каире, головы в Берлине и Бостоне высоко индивидуальны. Как покажет наше дальнейшее исследование, это натуралистическое направление имело впоследствии сильное влияние на искусство «классических стран». Итак, Древний Восток был знаком с той проблемой портретной скульптуры, которая занимала греческих ваятелей первой половины V в. до Р. Х., но отдавал предпочтение принципу типизации индивидуального образа.
На почве Греции, индивидуальные черты ярко выступают уже в эгейском искусстве. Лица женщин и юношей на фресках кносского дворца на первый взгляд производят впечатление портретов, так же как и голова прыгуна из слоновой кости, или головка, найденная в Филакопи; но сравнение их между собою показывает, что художник едва ли хотел изобразить индивидуальные лица, а скорее идеальные образы на основании тех наблюдений, которые он сделал над окружающими его людьми, не доходя, однако, до той степени индивидуализации, как египетские художники.
Сходным образом вопрос стоит в греческой архаике. Известно, какой спор вызвала находка акропольских Кор, в которых некоторые исследователи хотели видеть иконические портреты афинянок конца
Когда совершился великий перелом в греческом искусстве в эпоху Персидских войн, индивидуальность человека, как такового, становится объектом художественного воспроизведения. На вазах строгого стиля появляются типы, заимствованные прямо с улицы. Стремление к натурализму, ближайшим образом связанное с портретным искусством, дает себя чувствовать и в монументальной скульптуре. Передача индивидуального выражения лица является первым условием для успешного развития индивидуального портрета, и потому головы Патрокла и Ахилла на килике Сосия в Берлине, Антея на кратере Евфрония в Лувре, кентавров на псиктере в Villa di Papa Giulio заслуживают серьезнейшего внимания. В скульптуре второй четверти V в. подобная тенденция привела к изумительным типам лапифов и кентавров западного фронтона олимпийского храма Зевса и кентавров на метопах Парфенона.
с.4 Наличие таких элементов в скульптуре делает необходимым вывод, что начало портретной пластики в современном смысле слова относится именно к этой эпохе. Портрет бородатого стратега на фрагменте вазы в Бостоне, раннего полигнотовского стиля, доказывает, что живопись действительно уже занималась подобными проблемами. На это явление не было обращено достаточного внимания, чем и объясняется тенденция относить портреты натуралистического характера к более позднему времени.
Для решения данного вопроса чрезвычайно важен памятник, издаваемый в первой главе нашего исследования, шедевр середины V в. Наука обязана
Вопрос об индивидуальном портрете в греческом искусстве V в. получает теперь более яркое освещение, и, я думаю, проблема истории реализма вообще должна быть пересмотрена. Так как оба вопроса стоят между собой в близкой связи, позволяю себе прибавить к первым трем главам, трактующим о портрете V в., экскурс, посвященный проблеме натурализма в греческой скульптуре того же периода. Будем надеяться, что будущее доставит материал в большем количестве для освещения названных проблем, решение которых даст нам более правильную картину величайшей эпохи художественной истории Греции.
Глава о Димитрии из Алопеки ближайшим образом связана с предыдущей. Личность этого мастера, как ἀνθρωποποιός, сыграла фатальную роль в науке, так как многие исследователи предполагали, что прозвище его объясняется небывалым в V в. реализмом. Между тем история искусства доказывает, что никогда подобные направления не возникали внезапно, рождаясь как уже законченное целое, как Афина из головы Зевса. Димитрий действительно заслуживает имени последовательного натуралиста, но тем более мы обязаны искать корней представленного им направления в предыдущей эпохе. Если, таким образом, голова собрания Браза покажет, как могла появиться такая личность, как Димитрий, исследование об этом последнем мастере должно будет показать, как развивались дальше элементы, нашедшие себе выражение уже в искусстве первой половины V в. Проблеме развития индивидуального портрета посвящены и дальнейшие главы этого исследования, но я отнюдь не имел в виду дать исчерпывающую историю портретной пластики. Я касаюсь по преимуществу тех отдельных вопросов из данной области, для решения которых я могу представить неизданный, или мало известный материал. При этом оказались необходимыми экскурсы в сторону иконографии, которая дает нам столь ценные опорные пункты для хронологического фиксирования определенных явлений. Таким образом, наше исследование является только фрагментом, и, вероятно, пройдет еще немало времени, покуда можно будет написать законченную историю античного скульптурного портрета1.
ПРИМЕЧАНИЯ