О. Ф. Вальдгауер

Этюды по истории античного портрета
Часть I

Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета. Часть I.
(Ежегодник Российского Института Истории Искусств, т. I, вып. I).
Государственное издательство, Петербург, 1921 (88 с.).

с.1

ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОГО ПОРТРЕТА.


Исто­рия антич­но­го порт­ре­та еще не напи­са­на: еще и не насту­пи­ло вре­мя для попыт­ки дать более или менее пол­ную кар­ти­ну раз­ви­тия инди­виду­аль­но­го порт­ре­та с худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ской точ­ки зре­ния. Мате­ри­ал еще не собран в доста­точ­ном коли­че­стве и не опуб­ли­ко­ван в над­ле­жа­щем виде. Нау­ка чрез­вы­чай­но обя­за­на Арнд­ту за его энер­гич­ную и пло­до­твор­ную дея­тель­ность в этой обла­сти, и его «Grie­chi­sche und rö­mi­sche Porträts» все­гда будут являть­ся исход­ным пунк­том для иссле­до­ва­ний подоб­но­го рода. Но, конеч­но, этой пер­вой тыся­чи дей­ст­ви­тель­но пре­вос­ход­ных таб­лиц и немно­гих изда­ний дру­гих авто­ров, даю­щих воз­мож­ность сти­ли­сти­че­ско­го ана­ли­за изда­вае­мо­го мате­ри­а­ла, дале­ко недо­ста­точ­но, чтобы пред­ста­вить раз­ви­тие антич­но­го порт­ре­та в целом. При этом, ико­но­гра­фи­че­ские инте­ре­сы дол­го пре­об­ла­да­ли над худо­же­ст­вен­но-исто­ри­че­ски­ми и соот­вет­ст­вен­но вли­я­ли на под­бор мате­ри­а­ла; толь­ко в послед­ние деся­ти­ле­тия нача­лось иссле­до­ва­ние исто­рии худо­же­ст­вен­ных форм порт­ре­та вне свя­зи с ико­но­гра­фи­че­ски­ми вопро­са­ми. Таким поло­же­ни­ем дела дик­ту­ет­ся метод иссле­до­ва­ния, про­веден­ный в пред­ла­гае­мых этюдах. Пока недо­ста­ток мате­ри­а­ла не поз­во­лит нам сра­зу же вклю­чать памят­ни­ки в опре­де­лен­ную серию про­из­веде­ний, мы долж­ны исхо­дить из одно­го памят­ни­ка и, посте­пен­но рас­ши­ряя круг род­ст­вен­ных ему про­из­веде­ний, рас­пре­де­лять доступ­ный в насто­я­щее вре­мя мате­ри­ал по груп­пам, руко­вод­ст­ву­ясь глав­ней­ши­ми сти­ли­сти­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми. Буду­щее пока­жет, насколь­ко дан­ные деле­ния пра­виль­ны, введет нуж­ные коррек­ти­вы и выде­лит те наблюде­ния, кото­рые ока­жут­ся вер­ны­ми при нали­чии боль­ше­го коли­че­ства при­вле­кае­мых для срав­не­ния памят­ни­ков.

Твор­че­ская худо­же­ст­вен­ная лич­ность име­ет, разу­ме­ет­ся, в исто­рии порт­ре­та круп­ней­шее зна­че­ние, ибо отно­ше­ние к инди­виду­у­му и пере­да­ча его в ося­за­тель­ных фор­мах есть эле­мент глу­бо­ко интим­ный и лич­ный. Но, к сожа­ле­нию, лите­ра­тур­ные сведе­ния, кото­рые име­ют­ся в нашем рас­по­ря­же­нии, чрез­вы­чай­но скуд­ны и не дают над­ле­жа­щих ука­за­ний по инте­ре­су­ю­щим нас вопро­сам для важ­ней­ших пери­о­дов искус­ства. Поэто­му мы долж­ны доволь­ст­во­вать­ся услов­ны­ми назва­ни­я­ми для уста­нав­ли­вае­мых групп и пони­мать даже име­на зна­ме­ни­тых вая­те­лей лишь как соби­ра­тель­ные тер­ми­ны для обо­зна­че­ния опре­де­лен­ных худо­же­ст­вен­ных тен­ден­ций. Вопрос, насколь­ко дру­гие лич­но­сти мог­ли идти по тем же путям и дер­жать­ся тех же прин­ци­пов, как выдаю­щи­е­ся, извест­ные нам по име­ни худож­ни­ки, оста­ет­ся, таким обра­зом, откры­тым. Если, напри­мер, будет речь о Мироне, как порт­ре­ти­сте, то мы отнюдь не долж­ны счи­тать при­веден­ные под его име­нем про­из­веде­ния при­над­ле­жа­щи­ми рез­цу само­го вели­ко­го масте­ра. Име­нем Миро­на обо­зна­ча­ет­ся толь­ко тот худо­же­ст­вен­ный взгляд на фор­мы, кото­рый в иде­аль­ной скульп­ту­ре нашел себе выра­же­ние в Дис­ко­бо­ле или в более сво­бод­ном типе Мар­сия. Нам неиз­вест­но, насколь­ко сын Миро­на, Ликий, шел по сто­пам сво­его: отца, насколь­ко близ­ко с.2 при­мы­ка­ли к нему дру­гие, неиз­вест­ные нам по име­нам вая­те­ли. Прин­цип же пере­да­чи инди­виду­аль­ных форм, гос­под­ст­ву­ю­щий в кру­ге Миро­на, под­да­ет­ся опре­де­ле­нию, и дан­ный прин­цип обо­зна­ча­ет­ся нами име­нем его.

Исто­рия порт­ре­та, пере­даю­ще­го в ося­за­тель­ных фор­мах отно­ше­ние чело­ве­ка к инди­виду­аль­ной жиз­ни, бли­жай­шим обра­зом свя­за­на с исто­ри­ей инди­виду­а­лиз­ма в куль­тур­ной жиз­ни чело­ве­че­ства вооб­ще. Мы оста­но­вим­ся в нача­ле наше­го иссле­до­ва­ния на пер­вой поло­вине V в. до Р. Х., т. е. на той эпо­хе, кото­рая зна­ме­ну­ет тор­же­ство инди­виду­аль­но­го твор­че­ства после свер­же­ния схе­ма­тиз­ма арха­и­ки и пото­му долж­на была сыг­рать важ­ней­шую роль так­же в исто­рии порт­рет­но­го искус­ства. Нам при­дет­ся ука­зать на то, что про­бле­ма изо­бра­же­ния инди­виду­аль­но­го лица реша­лась раз­ны­ми худо­же­ст­вен­ны­ми груп­па­ми раз­ны­ми спо­со­ба­ми, при­чем глав­ным вопро­сом явля­лось отно­ше­ние инди­виду­у­ма к вновь создан­но­му типу иде­аль­но­го харак­те­ра, ины­ми сло­ва­ми, аль­тер­на­ти­ва — под­чи­не­ние инди­виду­аль­ных черт иде­аль­но­му типу, иде­а­ли­за­ция инди­виду­у­ма, или, наобо­рот, под­чи­не­ние иде­аль­но­го типа харак­тер­ным чер­там инди­виду­у­ма, инди­виду­а­ли­за­ция иде­а­ла. В такой плос­ко­сти сто­ял вопрос так­же в скульп­ту­ре древ­ней­ших эпох.

Выс­ший рас­цвет инди­виду­аль­но­го порт­ре­та мы нахо­дим в Егип­те, в искус­стве вре­ме­ни от пер­вых дина­стий вплоть до кон­ца Древ­не­го Цар­ства. Ста­ту­эт­ка из сло­но­вой кости царя Ден, най­ден­ная Pet­rie, дает пора­зи­тель­но живой образ ста­ри­ка, оку­тан­но­го в длин­ный плащ, с его харак­тер­ной поход­кой и рез­ки­ми чер­та­ми лица. Такой же нату­ра­лизм харак­те­ри­зу­ет порт­ре­ты Рано­фе­ра и Неф­рет, таким же увле­че­ни­ем инди­виду­аль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми отли­ча­ет­ся зна­ме­ни­тый Шейх эль Белед, писец в Лув­ре, или мед­ные ста­туи Пепи и его сына. В этих порт­ре­тах схе­ма при­ме­не­на в общей поста­нов­ке фигур, но толь­ко как остов, меж­ду тем как пере­да­ча инди­виду­аль­ных черт, даже в изо­бра­же­ни­ях туло­ви­ща, сто­ит все­це­ло под зна­ком рез­ко­го реа­лиз­ма.

Древ­ней­шие месо­потам­ские изва­я­ния, ста­туи Гудеи и дру­гие фигу­ры, най­ден­ные Сар­зе­ком в Тел­ло, при­над­ле­жат к той же груп­пе. Инди­виду­аль­ные чер­ты сто­ят опре­де­лен­но на пер­вом плане.

Еги­пет Сред­не­го Цар­ства создал целый ряд пре­вос­ход­ных инди­виду­аль­ных порт­ре­тов, как, напри­мер, тип Аме­нем­хе­та III, но уже в это вре­мя высту­па­ет на пер­вый план склон­ность к типи­за­ции. Чер­ты, свой­ст­вен­ные, как инди­виду­аль­ные, царю, пере­но­сят­ся и на изо­бра­же­ния дру­гих лиц, и впер­вые в исто­рии миро­во­го искус­ства наблюда­ет­ся любо­пыт­ное явле­ние созда­ния типа на осно­ве инди­виду­аль­но­го порт­ре­та, при­мер того явле­ния, кото­рое нам столь хоро­шо извест­но из исто­рии новей­ше­го порт­ре­та, напри­мер, эпо­хи Людо­ви­ка XIV, порт­рет кото­ро­го полу­чил зна­че­ние иде­аль­но­го типа.

Дру­гой прин­цип выра­ботал­ся уже в эпо­ху Древ­не­го Цар­ства. Ста­туи Хефре­на, зна­чи­тель­ное коли­че­ство кото­рых еще недав­но было обна­ру­же­но в раз­ва­ли­нах над­гроб­но­го хра­ма перед его пира­мидой, дока­за­ли, что отно­ше­ние к царю, как к вопло­ще­нию боже­ства, возы­ме­ло свое дей­ст­вие и на порт­рет­ные изо­бра­же­ния его. Инди­виду­аль­ные чер­ты под­вер­га­ют­ся силь­ной сти­ли­за­ции и вклю­ча­ют­ся в рам­ки стро­го-мону­мен­таль­но­го сти­ля, отри­цаю­ще­го по сво­е­му суще­ству инди­виду­аль­ные осо­бен­но­сти изо­бра­жае­мой лич­но­сти. Такое под­чи­не­ние инди­виду­аль­но­сти обще­му типу явля­ет­ся харак­тер­ной осо­бен­но­стью гос­под­ст­ву­ю­ще­го тече­ния в порт­рет­ной с.3 скульп­ту­ре Сред­не­го и Ново­го Царств, а так­же позд­ней­ших эпох Егип­та и в более позд­ней скульп­ту­ре месо­потам­ско­го худо­же­ст­вен­но­го кру­га. Если лич­ность Аме­но­фи­са IV сыг­ра­ла такую же роль для сво­его вре­ме­ни, как Аме­нем­хет III в скульп­ту­ре Сред­не­го Цар­ства, и при­да­ла искус­ству всей эпо­хи Тель-Амар­ны нату­ра­ли­сти­че­ский отте­нок, то это явле­ние осо­бо­го поряд­ка.

Из тако­го пре­об­ла­да­ния стрем­ле­ния к типи­за­ции порт­ре­та не сле­ду­ет, одна­ко, что инди­виду­а­ли­сти­че­ско­му порт­рет­но­му искус­ству был поло­жен конец. Реа­ли­сти­че­ский порт­рет про­дол­жал дер­жать­ся, и серия голов из зеле­но­го базаль­та, от Сред­не­го Цар­ства вплоть до позд­ней­ших вре­мен, при­над­ле­жит к луч­шим пред­ста­ви­те­лям порт­ре­та в миро­вой исто­рии искус­ства. Порт­ре­ты Царя Сред­не­го Цар­ства в Копен­га­гене, порт­рет Мен­тем­хе­та в Каи­ре, голо­вы в Бер­лине и Бостоне высо­ко инди­виду­аль­ны. Как пока­жет наше даль­ней­шее иссле­до­ва­ние, это нату­ра­ли­сти­че­ское направ­ле­ние име­ло впо­след­ст­вии силь­ное вли­я­ние на искус­ство «клас­си­че­ских стран». Итак, Древ­ний Восток был зна­ком с той про­бле­мой порт­рет­ной скульп­ту­ры, кото­рая зани­ма­ла гре­че­ских вая­те­лей пер­вой поло­ви­ны V в. до Р. Х., но отда­вал пред­по­чте­ние прин­ци­пу типи­за­ции инди­виду­аль­но­го обра­за.

На поч­ве Гре­ции, инди­виду­аль­ные чер­ты ярко высту­па­ют уже в эгей­ском искус­стве. Лица жен­щин и юно­шей на фрес­ках кнос­ско­го двор­ца на пер­вый взгляд про­из­во­дят впе­чат­ле­ние порт­ре­тов, так же как и голо­ва пры­гу­на из сло­но­вой кости, или голов­ка, най­ден­ная в Фила­ко­пи; но срав­не­ние их меж­ду собою пока­зы­ва­ет, что худож­ник едва ли хотел изо­бра­зить инди­виду­аль­ные лица, а ско­рее иде­аль­ные обра­зы на осно­ва­нии тех наблюде­ний, кото­рые он сде­лал над окру­жаю­щи­ми его людь­ми, не дохо­дя, одна­ко, до той сте­пе­ни инди­виду­а­ли­за­ции, как еги­пет­ские худож­ни­ки.

Сход­ным обра­зом вопрос сто­ит в гре­че­ской арха­и­ке. Извест­но, какой спор вызва­ла наход­ка акро­поль­ских Кор, в кото­рых неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли хоте­ли видеть ико­ни­че­ские порт­ре­ты афи­ня­нок кон­ца VI в. В насто­я­щее вре­мя, одна­ко, едва ли кто-нибудь будет под­дер­жи­вать такую точ­ку зре­ния. Стро­гая сти­ли­за­ция, систе­ма­ти­че­ски про­во­див­ша­я­ся арха­и­че­ски­ми масте­ра­ми, не допус­ка­ла инди­виду­а­ли­за­ции порт­рет­ных черт, или же допус­ка­ла ее толь­ко в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях. Таким ред­ким исклю­че­ни­ем, по-види­мо­му, явля­ет­ся голо­ва в Бер­лине, кото­рая, судя по трак­тов­ке волос, веро­ят­но, созда­на под вли­я­ни­ем еги­пет­ской порт­рет­ной скульп­ту­ры эпо­хи Саит­ской дина­стии.

Когда совер­шил­ся вели­кий пере­лом в гре­че­ском искус­стве в эпо­ху Пер­сид­ских войн, инди­виду­аль­ность чело­ве­ка, как тако­во­го, ста­но­вит­ся объ­ек­том худо­же­ст­вен­но­го вос­про­из­веде­ния. На вазах стро­го­го сти­ля появ­ля­ют­ся типы, заим­ст­во­ван­ные пря­мо с ули­цы. Стрем­ле­ние к нату­ра­лиз­му, бли­жай­шим обра­зом свя­зан­ное с порт­рет­ным искус­ст­вом, дает себя чув­ст­во­вать и в мону­мен­таль­ной скульп­ту­ре. Пере­да­ча инди­виду­аль­но­го выра­же­ния лица явля­ет­ся пер­вым усло­ви­ем для успеш­но­го раз­ви­тия инди­виду­аль­но­го порт­ре­та, и пото­му голо­вы Патрок­ла и Ахил­ла на кили­ке Сосия в Бер­лине, Антея на кра­те­ре Евфро­ния в Лув­ре, кен­тав­ров на псик­те­ре в Vil­la di Pa­pa Giu­lio заслу­жи­ва­ют серь­ез­ней­ше­го вни­ма­ния. В скульп­ту­ре вто­рой чет­вер­ти V в. подоб­ная тен­ден­ция при­ве­ла к изу­ми­тель­ным типам лапи­фов и кен­тав­ров запад­но­го фрон­то­на олим­пий­ско­го хра­ма Зев­са и кен­тав­ров на мето­пах Пар­фе­но­на.

с.4 Нали­чие таких эле­мен­тов в скульп­ту­ре дела­ет необ­хо­ди­мым вывод, что нача­ло порт­рет­ной пла­сти­ки в совре­мен­ном смыс­ле сло­ва отно­сит­ся имен­но к этой эпо­хе. Порт­рет боро­да­то­го стра­те­га на фраг­мен­те вазы в Бостоне, ран­не­го полиг­нотов­ско­го сти­ля, дока­зы­ва­ет, что живо­пись дей­ст­ви­тель­но уже зани­ма­лась подоб­ны­ми про­бле­ма­ми. На это явле­ние не было обра­ще­но доста­точ­но­го вни­ма­ния, чем и объ­яс­ня­ет­ся тен­ден­ция отно­сить порт­ре­ты нату­ра­ли­сти­че­ско­го харак­те­ра к более позд­не­му вре­ме­ни.

Для реше­ния дан­но­го вопро­са чрез­вы­чай­но важен памят­ник, изда­вае­мый в пер­вой гла­ве наше­го иссле­до­ва­ния, шедевр середи­ны V в. Нау­ка обя­за­на О. Э. Бра­зу тем, что он спас этот пер­во­класс­ный памят­ник от опас­но­стей, гро­зив­ших ему на худо­же­ст­вен­ном рын­ке; бла­го­да­ря его энер­гии, голо­ва, нахо­дя­ща­я­ся ныне в Эрми­та­же, теперь доступ­на изу­че­нию, и мы поль­зу­ем­ся слу­ча­ем выска­зать выдаю­ще­му­ся зна­то­ку не толь­ко ново­го, но и древ­не­го искус­ства, глу­бо­кую при­зна­тель­ность.

Вопрос об инди­виду­аль­ном порт­ре­те в гре­че­ском искус­стве V в. полу­ча­ет теперь более яркое осве­ще­ние, и, я думаю, про­бле­ма исто­рии реа­лиз­ма вооб­ще долж­на быть пере­смот­ре­на. Так как оба вопро­са сто­ят меж­ду собой в близ­кой свя­зи, поз­во­ляю себе при­ба­вить к пер­вым трем гла­вам, трак­ту­ю­щим о порт­ре­те V в., экс­курс, посвя­щен­ный про­бле­ме нату­ра­лиз­ма в гре­че­ской скульп­ту­ре того же пери­о­да. Будем наде­ять­ся, что буду­щее доста­вит мате­ри­ал в боль­шем коли­че­стве для осве­ще­ния назван­ных про­блем, реше­ние кото­рых даст нам более пра­виль­ную кар­ти­ну вели­чай­шей эпо­хи худо­же­ст­вен­ной исто­рии Гре­ции.

Гла­ва о Димит­рии из Ало­пе­ки бли­жай­шим обра­зом свя­за­на с преды­ду­щей. Лич­ность это­го масте­ра, как ἀνθρω­ποποιός, сыг­ра­ла фаталь­ную роль в нау­ке, так как мно­гие иссле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ли, что про­зви­ще его объ­яс­ня­ет­ся небы­ва­лым в V в. реа­лиз­мом. Меж­ду тем исто­рия искус­ства дока­зы­ва­ет, что нико­гда подоб­ные направ­ле­ния не воз­ни­ка­ли вне­зап­но, рож­да­ясь как уже закон­чен­ное целое, как Афи­на из голо­вы Зев­са. Димит­рий дей­ст­ви­тель­но заслу­жи­ва­ет име­ни после­до­ва­тель­но­го нату­ра­ли­ста, но тем более мы обя­за­ны искать кор­ней пред­став­лен­но­го им направ­ле­ния в преды­ду­щей эпо­хе. Если, таким обра­зом, голо­ва собра­ния Бра­за пока­жет, как мог­ла появить­ся такая лич­ность, как Димит­рий, иссле­до­ва­ние об этом послед­нем масте­ре долж­но будет пока­зать, как раз­ви­ва­лись даль­ше эле­мен­ты, нашед­шие себе выра­же­ние уже в искус­стве пер­вой поло­ви­ны V в. Про­бле­ме раз­ви­тия инди­виду­аль­но­го порт­ре­та посвя­ще­ны и даль­ней­шие гла­вы это­го иссле­до­ва­ния, но я отнюдь не имел в виду дать исчер­пы­ваю­щую исто­рию порт­рет­ной пла­сти­ки. Я каса­юсь по пре­иму­ще­ству тех отдель­ных вопро­сов из дан­ной обла­сти, для реше­ния кото­рых я могу пред­ста­вить неиз­дан­ный, или мало извест­ный мате­ри­ал. При этом ока­за­лись необ­хо­ди­мы­ми экс­кур­сы в сто­ро­ну ико­но­гра­фии, кото­рая дает нам столь цен­ные опор­ные пунк­ты для хро­но­ло­ги­че­ско­го фик­си­ро­ва­ния опре­де­лен­ных явле­ний. Таким обра­зом, наше иссле­до­ва­ние явля­ет­ся толь­ко фраг­мен­том, и, веро­ят­но, прой­дет еще нема­ло вре­ме­ни, покуда мож­но будет напи­сать закон­чен­ную исто­рию антич­но­го скульп­тур­но­го порт­ре­та1.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1По вопро­су об ико­ни­че­ском порт­ре­те в Егип­те см. Bis­sing, текст к Denkmä­ler ägyp­ti­scher Skulptur; Lip­pold, Grie­chi­sche Porträtsta­tuen, 21; Delbrück, текст к An­ti­ke Porträts; по вопро­су о рели­ги­оз­ном зна­че­нии его см. ста­тью Ф. В. Бал­ло­да, Реа­лизм и иде­а­ли­за­ция в еги­пет­ском искус­стве как резуль­тат пред­став­ле­ний о поту­сто­рон­нем бытии, в «Сбор­ни­ке в честь проф. В. К. Мальм­бер­га» (Москва, 1917).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303222561 1263912973 1303308995 1335254077 1335380869 1335381124