Античная мифология в историческом контексте
Введение
Предлагаемая вниманию читателя книга представляет по сути дела три самостоятельных очерка, объединенных общей идеей. Предпринимается нетрадиционная для российского антиковедения1 попытка рассмотреть античный миф не только как компонент религиозного мировоззрения, что делалось уже неоднократно в отечественной научной литературе философами и филологами-классиками, но и как явление политической истории, а, кроме того, показать рецепцию классического мифа не только в эпицентре античной цивилизации, но и на ее периферии, как ее сторонниками, так и противниками.
О греческих мифах и их героях известно немало. Значительно меньше мы знаем о том, какую роль играла мифология в тот или иной период греческой истории, какое место она занимала в жизни отдельных людей. Именно эти вопросы ставятся в написанном
Исследование мифологии древних греков имеет длительную историю. Сбор информации о древнейших периодах афинской истории начали сами древние греки. Пионерами этого направления можно назвать драматургов, пользовавшихся известными мифологическими сюжетами. Среди них известные трагики Эсхил, Софокл, Еврипид. Ценные сведения об афинских царях героях содержатся в трудах историков Геродота, Фукидида, философа Аристотеля. Последний оставил немало сочинений, в которых можно найти упоминания как о героях древности, так и о б упомянутых выше персонажах.
Не меньшее значение для изучения историко-мифологических сюжетов имеют и труды поздних греческих авторов: «География» Страбона, многочисленные труды историка и философа Плутарха, «Описание Эллады» Павсания, а также приписываемая Аполлодору «Мифологическая библиотека».
Изучение мифологии древних эллинов начинается одновременно с исследованием их истории. Первоначально мифология рассматривалась преимущественно в историко-религиозном контексте. В середине нашего столетия складываются несколько направлений, изучающих различные аспекты становления и эволюции греческой мифологии. Представители одного из них рассматривают мифологию преимущественно как составную часть менталитета древних греков2. Другие исследователи стремятся очертить границы «мифа» и «знания»3. Третьи изучают связь мифологии с религиозным ритуалом4. Совсем недавно началось контекстуальное исследование греческой мифологии5. Однако изучение мифологии в историческом контексте практически не предпринималось, если не считать небольшого раздела в обзорной работе П. Картледжа6. Таким образом, настоящий раздел призван восполнить существующий в современной исследовательской науке пробел.
В первой — вводной — части раздела анализируются проблемы взаимосвязи истории и мифологии. Автор обращает внимание на огромную роль героического мифа. Именно герои были наиболее почитаемыми мифологическими персонажами. Здесь же ставится вопрос об эволюции мифологического сознания на протяжении исследуемого периода — с архаики до эпохи Перикла.
Вторая часть данного раздела посвящена анализу афинской мифологической традиции. В силу того, что мифология представляла собой свод сведений, претендующий на историческую достоверность (например, сведения об афинских царях), в разделе делаются попытки выяснить степень достоверности мифологической традиции.
В третьей, наиболее обширной части раздела, рассматривается вопрос о роли мифологии и отдельных мифологических персонажей в конкретных исторических событиях. Речь здесь идет о таких личностях, как Солон, Писистрат. Кимон и Перикл.
Второй раздел книги, представленный
Римская Далмация охватывала не только хорватское побережье Адриатики, но и практически всю Боснию и Герцеговину, а также запад современной Сербии. Здесь в течение I в. дислоцировалось несколько легионов. Легионные лагеря Бурнум и Тилурий, а также небольшие базы вспомогательных войск составляли так называемый «далматинский» лимес, защищавший многочисленные города Адриатического побережья от воинственных горных племен. Вывод легионов во второй половине I в. не привел к полной демилитаризации провинции. Военные активно привлекались к участию в управлении Далмацией, выполняли полицейские и таможенные функции, охраняли рудники, строили дороги. Хотя здесь была образована лишь одна ветеранская колония — Эквум, ветераны легионов и вспомогательных войск охотно селились в многочисленных городах Далмации, а также приобретали поместья в сельской местности.
Восточная соседка Далмации — Верхняя Мезия включала в себя большую часть современной Сербии, территорию бывшей югославской республики Македонии, а также уголок северо-западной Болгарии. Эти две провинции объединяет не только факт длительного присутствия римских войск на их территории, но и те обстоятельства, что легионная группировка Верхней Мезии формировалась, главным образом, за счет перевода туда войск из Далмации, а также активное участие выходцев из Далмации в освоении мезийской провинции. Начиная со второй половины I века и до конца IV века, Мезия являлась одной из самых милитаризованных территорий Римской империи. Основная часть войск была сосредоточена на дунайском лимесе вокруг легионных лагерей Виминаций и Сингидунум. Многочисленные подразделения легионов и вспомогательных частей несли охрану богатых серебряных, железных и прочих рудников во внутренней части провинции. Военные внесли значительный вклад в урбанизацию провинции. Первым городом римского права, образованным здесь, была ветеранская колония Скупи. Ветераны составляли также ядро населения городов, возникших вблизи военных лагерей на лимесе и в горнорудных округах.
Территория этих провинций выбрана в качестве объекта исследования не случайно. С древнейших времен западная часть Балканского полуострова служила местом встречи различных цивилизаций и культурных традиций. В частности, в древности здесь проходила граница между греческой и римской сферами культурного влияния. Попытаться определить культурную самоидентификацию размещенных здесь солдат римской армии, понять, насколько глубоко в их сознании были укоренены образы римской и греческой мифологии, проследить пути распространения связанной с ними иконографии поможет нам изучение разнообразных собраний эпиграфических памятников. Наиболее значительными, помимо трех частей третьего тома «Corpus inscriptionum Latinarum», являются собрания «Der Antiken Inschriften aus Jugoslawien», подготовленные Б. Сария и В. Хоффилером (Zagreb, 1938) и «Inscriptiones Latinae quae in Iugoslavia… reperta», изданные в трех частях А. и Я. Шашель (Ljubljana, 1963, 1978, 1986). В 1976 г. в Белграде под редакцией Ф. Папазоглу началось издание многотомной серии «Inscriptiones latines de la Mesie Superioure», продолжающееся до сих пор. Систематическое издание римских эпиграфических памятников из Боснии-Герцеговины в начале века на страницах журнала «Glasnik zemalijskog muzeja u Sarajevu» начал австрийский исследователь К. Патч, затем продолжил наш соотечественник-эмигрант Д. Сергеевский. Заслуживает отдельного упоминания работа Э. Имамовича «Antički kultni i votivni spomenici na području Bosne i Hercegovine» (Sarajevo, 1977). Регулярная публикация античной эпиграфики из Далмации осуществляется на страницах хорватских изданий научной периодики «Vjesnik za historiju i arheologiju Dalmatinsku» (Split), «Diadora» (Zadar), «Opuscula archaeologica» (Zagreb). В журналах «Starinar» (Beograd) и «Ziva antica» (Skopje) публикуются эпиграфические находки с территории Верхней Мезии.
Использован также эпиграфический материал из соседних провинций. Богатый материал дают эпиграфические собрания из Верхней Паннонии. В состав этой провинции входили земли современных Австрии, Венгрии, Словении. Эта территория стала одним из первых форпостов римского военного присутствия в Балкано-дунайском регионе. Размещенная здесь группировка римских войск была тесно связана с римским гарнизоном Далмации и Верхней Мезии. Особого внимания заслуживают собрания эпиграфического материала из Карнунта — легионного лагеря на Дунае в окрестностях Вены, существовавшего около 400 лет7, а также из ветеранской колонии Саварии8.
Мы привлекли также эпиграфический материал из провинции Норик, охватывавшей часть современных Австрии и Словении. Здесь находилась римская колония Целейя, населенная многочисленными ветеранами и поставлявшая большое количество воинов в римскую армию9.
В качестве вспомогательных источников использованы тематические собрания нумизматического материала, представленные в монографических исследованиях
Отдельного упоминания заслуживает иконография римских фалер — прототипов современных медалей. Хотя специальные каталоги и монографические исследования по данному виду источников отсутствуют, имеются исчерпывающие исследования по отдельным группам фалер, где представлен соответствующий иллюстративный материал14.
Несмотря на то, что в научной литературе имеются многочисленные публикации, касающиеся отдельных аспектов духовной культуры (не только религии) армии и населения пограничных провинций Римской империи, ссылки на которые читатель найдет при чтении глав второго раздела монографии, специальных исследований, посвященных месту античной мифологической традиции в менталитете армии Римской империи до сих пор не было.
В первой главе раздела анализируются особенности римской мифологии в целом и выявляются основные этапы развития «римского мифа». Вторая глава посвящена месту античной мифологии в имперской пропаганде. Анализируются символы и образы античной мифологии в официальной пропаганде, предназначенной для армии. Кроме того, исследуется проблема восприятия «римского мифа» солдатской массой на протяжении I—
Третий раздел монографии, подготовленный
В первой главе раздела выявляются основные направления в интерпретации античных мифов христианским апологетами. Во второй главе выявляются мотивы разной трактовки древнехристианскими писателями, прежде всего, Тертуллианом греческих, римских, восточных мифов. В третьей, заключительной главе раздела автор исследует проблему адекватности восприятия ранними Отцами Церкви античной мифологии.
Монографию отличает стилистическое разнообразие. Авторы первой и второй части — историки-антиковеды, тогда как третья часть написана филологом-классиком. Авторам хотелось бы надеяться, что стиль изложения, характерный для исторических трудов, удачно дополняется присущей филологам манерой исполнения работы.
Несколько слов об авторах этой книги.
Раздел «Античная мифология и армия императорского Рима» подготовлен
ПРИМЕЧАНИЯ