Античная мифология в историческом контексте
Часть I. Миф в истории Афин.
МИФ КАК ИСТОРИЯ
(ранняя история Афин)
Как уже было сказано выше, события отдаленной древности, прежде чем они были зафиксированы в письменных памятниках, передавались от поколения к поколению изустно. Именно так выглядит информация о древнейших периодах афинской (и не только афинской) истории, имеющая форму мифа. В этой связи не удивительно, что чем больший временной промежуток отделял описываемое событие, тем больше изменений претерпевала передаваемая информация. С течением времени рассказ (миф), передававшийся различными людьми и в различной обстановке наполнялся новым содержанием. Нередко он приобретал необычную, если не сказать сказочную форму. Кроме того различные рассказчики по-разному передавали известную им информацию, то есть со временем появляются различные версии происшедшего когда-то события, которые вошли в позднейшие литературные или исторические произведения.
Наконец, передаваемая информация могла переосмысливаться и преобразовываться, становясь частью религиозной практики древних. Историческая в недавнем прошлом информация со временем становится неотъемлемой частью религиозного ритуала, связанного с именем того или иного божества или героя. Или, наоборот, — разработанный религиозный ритуал, в основе которого лежит определенный исторический или мифологический материал, начинает рассматриваться как реальная история (этиологический миф).
И в том, и в другом случае современному исследователю весьма сложно отделить вымысел — а равно и то, что в большей мере имеет отношение к религиозному ритуалу — от зерен исторической истины. И все же ситуация не столь безнадежна, как это может показаться на первый взгляд. Но прежде попытаемся восстановить картину исторического прошлого Афин в том виде, как ее рисовали сами афиняне.
Основу представлений афинян о прошлом составляли рассказы о царях, некогда правивших в Афинах. Афиняне на удивление много знали о них. Традиция сообщает о двух династиях, правивших в Афинах. В каждой из династий, как ни странно, насчитывается по пятнадцать царей. Первая династия начинается с Кекропса (иногда с Актея) и заканчивается — двумя поколения после Троянской войны — царем Тимоетом, отказавшимся от власти из-за начавшейся войны с Беотийским правителем Ксанфом.
Время правления первой династии богато событиями — конфликтами, войнами, реформами. На этом фоне последующая династия — особенно после Кодра — выглядит значительно бледнее. Вторая династия начинается с пилосского эмигранта Меланфа — одного из тех, кто спасался в Афинах от вернувшихся Гераклидов (нашествия дорийцев) и заканчивается Алкмеоном (Euseb. Chron. 1. 181—
Первыми афинскими царями традиция называет Актея2 и Кекропса (I)3. О последнем известно, что он был автохтоном, то есть рожденным самой землей. Тело у него, по словам Аполлодора, представляло собой соединение тел человека и дракона (Apoll. III. 14. 1). При нем территория Аттики называлась Кекропией. С его именем традиция связывает начало объединение Аттики в единое политическое целое. Географ Страбон сообщает, что, когда карийцы и беотийцы опустошали страну, Кекроп расселил подвластный ему народ в 12 городах — так называемое, Кекропово двенадцатиградие. Правда, сам Страбон перечисляет лишь 11 городов: Кекропию, Тетраполис, Эпакрию, Декелею, Элевсин, Афидну, Форик, Браврон, Кифер, Сфетт и Кефисию (Strabo, IX. 1. 20, C. 397).
Над дочерью Кекропса Алкиппой, рожденной его женой от бога Ареса, попытался совершить насилие Галирротий, сын Посейдона и нимфы Эвриты. Однако застигнутый на месте преступления, он был убит Аресом. Посейдон обвинил Ареса в убийстве и привлек его к суду. Арес был оправдан судьями — двенадцатью олимпийскими богами. Суд происходил в Афинах — на холме, получившем название холма Ареса (Apoll. III. 14. 2)4.
После Кекропса правил самый могущественный, по словам другого греческого автора — Павсания, царь — Кранай, также рожденный землей (Paus. I. 2. 6). При нем, по словам Аполлодора, произошел потоп, связываемый в мифологии с именем Девкалиона (Apoll. III. 14. 5). У Краная была дочь Аттида, по имени которой территория, ранее называвшаяся Актеей (то есть, побережьем) стала называться Аттикой. «Паросская хроника» добавляет, что во времена Краная произошел спор между Аресом и Посейдоном из-за Галлирофия, сына Посейдона. Место их тяжбы было названо Ареопагом, т. е. холмом Ареса (Marm. Par. 3).
Затем правили Амфиктион, считавшийся сыном Девкалиона, и Эрихтоний. По другой мифологической версии Амфиктион также был автохтоном, то есть рожденным землей. Изгнав Амфиктиона, престол занял Эрихтоний, сын Гефеста и Аттиды. Другая версия сообщает о том, что Эрихтоний был рожден от упавшего в землю семени Гефеста, который попытался сойтись с богиней Афиной (Apoll. III. 14. 6). В данном случае Эрихтоний также изображается как автохтон. Возможно, с этим же следует связать рассказ Аполлодора о ларце, в котором лежал обвитый змеей или драконом) младенец (Apoll. III. 14. 6).
Эрихтоний тайно воспитывается Афиной в ее храме. Выросши, он изгоняет Амфиктиона и становится царем. Ему Аполлодор приписывает установление на акрополе деревянной статуи Афины и учреждение Панафинейских празднеств (Apoll. III. 14. 6, Marm. Par. 10)5. При нем, добавляет автор «Паросской хроники», жители Аттики стали называться афинянами (Marm. Par. 10). После смерти Эрихтоний был похоронен на священном участке храма богини Афины (Apoll. III. 14. 7).
После Эрихтония правил его сын Пандион (I)6. При нем, сообщает Аполлодор, в Аттике начинают почитаться Деметра и Дионис. Центром почитания Деметры становится Элевсин, а почитание Диониса связывают с именем Икария, научившего афинян выделывать из винограда вино (Apoll. III. 14. 7)7.
Эрехтея, правившего после Пандиона, традиция также рисует как получеловека-полузмею. «Есть на акрополе святилище Эрехтея, — пишет Геродот, — как говорят, рожденного Землей, и в нем маслина и источник соленой воды» (Her. VIII. 55, — пер.
Древние мифы сохранили легенду о споре Афины и Посейдона за территорию Аттики. Спорящие боги демонстрировали свое искусство: Посейдон, ударив трезубцем посреди акрополя, явил источник морской воды, Афина же вырастила оливу. Царь Эрехтей (по другой версии — двенадцать олимпийских богов) решил спор в пользу Афины. (Her. VIII. 55)10. В этом случае Эрехтей имел возможность приютить богиню, по словам Гомера, в своем «плотно-построенном доме» на Акрополе (Od. VII. 81). Однако в «Илиаде» мы читаем, что это Афина ввела в город нового царя:
…Но мужей, населяющих град велелепный Афины, Область царя Эрехтея, которого в древние веки Матерь-земля родила, воспитала Паллада Афина, И в Афины ввела, и в блестящий свой храм водворила, Где и тельцами и агнцами ныне ее ублажают Чада Афин, при урочном исходе годов круговратных… |
(Il. II. 546— |
Спустя некоторое время Аттика пережила нашествие правителя Элевсина Евмолпа, бывшего согласно традиции сыном Посейдона, который приводит с собой фракийцев (Thuc. II. 15. 2). Эрехтей, вопросивший оракула о том, каким образом афинянам удастся победить врагов, получил следующий ответ: афиняне смогут победить лишь в том случае, если царь принесет в жертву одну из своих дочерей (Apoll. III. 15. 4). Эрехтей выполнил требование оракула, принеся в жертву младшую из своих дочерей. Лишь после этого ему удалось одолеть Эвмолпа12.
Согласно традиции Эрехтей погибает от руки Посейдона (Apoll. III. 15. 5)13. После смерти Эрехтея между его сыновьями происходит ссора из-за престола. В результате раздора Аттику покидает Ксуф, сын Девкалиона, женатый на дочери Эрехтея Креусе. У Девкалиона было несколько сыновей: Эллин, Дор, от которого произошли дорийцы, и Ксуф. Последний, взяв себе в жены дочь Эрехтея, основал в Аттике так называемый Марафонский Тетраполис, или Четырехградие: Эною, Марафон, Пробалинф и Трикоринф (Strabo, VIII. 7. 1. C. 383). Покинув Аттику, Ксуф становится царем в Пелопоннесе.
Лишь Иону — сыну Ксуфа и Креусы суждено было вернуться в Афины. Одна из мифологических традиций сообщает, что во время войны с Евмолпом и фракийцами впервые была введена должность полемарха (военачальника). Иону, ставшему первым полемархом, удается победить Евмолпа и фракийцев. Во время битвы, сообщает Павсаний, гибнет Эрехтей, Евмолп и его сын Иммарад (Her. VIII. 44, Paus. 1. 37. 3). После этого война была прекращена. Элевсин утратил свою независимость во всем, кроме религиозных вопросов (Элевсинские мистерии) (Paus. I. 38. 3). «Ион же, — пишет Страбон, — победив фракийцев, подвластных Евмолпу, так прославился этим подвигом, что афиняне поручили ему управление своей страной» (Strabo. VIII. 7. 1. C. 383, — пер.
С именем Иона традиция связывает значительные перемены в жизни афинян. С него проживавшие в Аттике стали называться ионийцами и почитать Аполлона14. С приходом Иона, сообщает Страбон, впервые жители Афин и Аттики были распределены по четырем филам, которые впоследствии будут именоваться ионийскими (Strabo. VIII. 7. 1. C. 383). Филы были названы по именам сыновей Иона: Гелеонта, Эгикора, Аргада и Гоплета (Her. V. 66)15. Кроме того, весь народ был разделен на два класса (или сословия) — геоморов (земледельцев) и демиургов (по-видимому, ремесленников)16.
После Эрехтея в Афинах правил старший из его сыновей — Кекропс (II). После смерти последнего царем становится Пандион (II), изгнанный сыновьями другого сына Эрехтея — Метиона (Apoll. III. 15. 5). Изгнанный из Афин Пандион находит убежище у царя Мегар Пиласа, женившись не его дочери. Согласно традиции Пилас, убив брата своего отца Бианта, по-видимому, претендовавшего на власть, передает Мегары Пандиону. Сам же Пилас «вместе с народом» — по словам Аполлодора — отправляется в Пелопоннес, где им основывается город Пилос (Apoll. III. 15. 5). Впрочем, позднее жители Пилоса, спасаясь от вернувшихся в Пелопоннес потомков Геракла — Гераклидов, прибудут в Афины. С их прибытием традиция связывает образование второй афинской царской династии.
По одной из версий Пандион умер в изгнании. Лишь его сыновьям, выступившим в поход против Метионидов и изгнавшим их, удастся вернуться в Аттику и разделить ее на четыре части. Верховная власть при этом была передана Эгею (Apoll. III. 15. 6)17.
По другой версии Пандион, по-видимому, сумевший вернуться в Афины, разделил власть в Аттике между четырьмя своими сыновьями (Arist. Ath. Pol. fr. 2). Эгей получил область вокруг города, Лик — горную область (Диакрию), Паллант — побережье (Паралию), Нис — Мегариду. Получив свои части Аттики, братья, как сообщает традиция, начинают враждовать друг с другом18.
В это самое время активную завоевательную политику ведет критский царь Минос. Его войска осаждают город Ниса — Нисею, во время осады Нис погибает19. Согласно традиции Миносу удается подчинить себе не только Мегариду, но и Аттику. Мы знаем, что Афины платили Криту (а точнее, находившемуся в лабиринте Минотавру) дань юношами и девушками. От этой дани афинян освобождает лишь Тезей, сын Эгея и Этры — дочери основателя Трезены Питфея.
Бездетный Эгей получил оракул, согласно которому ему запрещалось иметь связи с женщинами до приезда в Афины. Прорицание пифии показалось Эгею не вполне ясным, вследствие чего он отправился в Трезену за разъяснениями Питфея. Питфей был одним из сыновей пелопоннесского царя Пелопа. По словам Плутарха, он считался образованнейшим и умнейшим из всех своих современников (Plut. Thes, 3). В Трезене он вступил в связь с дочерью Питфея, от которой впоследствии и родился Тезей.
По словам Плутарха, юного Тезея воспламеняла слава подвигов Геракла. Именно поэтому он проделал путь из Пелопоннеса в Афины сухим путем. Дорога в Афины была полна опасностей, которые юный Тезей с честью преодолел. Описание его подвигов можно найти у Плутарха (Thes. 8—
Прибывший в Афины Тезей вызывает раздражение у потомков Палланта. «…Когда наследником (Эгея —
Как известно, экспедиция на Крит завершается трагической гибелью Эгея, в результате чего афинским царем становится его сын Тезей. С именем царя Тезея традиция связывает целый ряд преобразований: объединение Аттики под началом Афин (так называемый синойкизм или «сселение»)21, а также разделил афинян на три сословия — евпатридов, геоморов (земледельцев) и демиургов (по-видимому, ремесленников) (Plut. Thes. 24—
Вот как Тезеев синойкизм описывается афинским Фукидидом:
«Дело в том, что при Кекропе и первых царях до Тезея население Аттики жило постоянно отдельными городами, имевшими свои пританеи и правителей. Когда не чувствовалось никакой опасности, жители городов не сходились на общие совещания к царю, но управлялись и совещались отдельно сами по себе. Некоторые города по временам даже воевали между собой, например, Элевсин с Евмолпом во главе против Эрехтея. Но после того, как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну вообще, между прочим упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг нынешнего города, учредивши один совет и один пританей. Жителей отдельных селений, возделывавших свои земли как и прежде, Тезей принудил иметь один этот город, и так как все жители принадлежали теперь уже к одному городу, то он стал велик, и таким передан был Тезеем его потомкам» (Thuc. II. 15. 2, — пер. Ф. Мищенко).
Плутарх добавляет к этому, что лишь после объединения Аттики город стал называться Афинами: Тезей «назвал город Афинами и учредил общий жертвенный праздник — Панафинеи. Кроме того, он установил праздник Метекий с жертвами, приносимыми до сих пор еще шестнадцатого гекатомбеона» (Plut. Thes. 24 — пер. В. Алексеева).
И после этого Тезей совершает немало подвигов: сражается с амазонками, вместе с царем лапифов Пирифоем крадет дочь царя Тиндарея — прекрасную Елену22, помогает Гиллу, сыну Геракла, изгнанному Еврисфеем из Пелопоннеса23. Желая помочь своему другу Пирифою, отправляется с ним в Эпир сватать дочь молосского царя Аидонея Кору. Аидоней, узнав, что Тезей намерен украсть Кору, заключает его в темницу. Тем временем власть в Афинах захватывает внук Эрехтея Менесфей, которому помогали Диоскуры — братья Елены Кастор и Полидевк. Тезей, вызволенный Гераклом из темницы, возвращается в Аттику, но ему не удается вернуть себе власть. Тезей был предательски убит царем Ликомедом, правителем о. Скирос, к которому он отправляется за помощью24.
О Менесфее известно лишь то, что он участвует в Троянской войне. В гомеровском «Каталоге кораблей» — перечислении тех, кто участвовал в войне, он назван предводителем афинян (Il. I. 552). Возможно, во время этой войны Менесфей погибает (Paus. I. 1. 2). После него в Афинах правят дети Тезея.
Спустя некоторое время, когда у власти был престарелый царь Тимоет, в Афины прибывают беженцы из Пелопоннеса. Эта история связана с именем Геракла. Геракл, совершивший в порыве ярости убийство Ифита, прибыл в Пилос прося очищения от убийства у правившего там Нелея. Однако последний, поддержанный всеми своими сыновьями за исключением Нестора, отказал ему в очищении, за что и был убит Гераклом. После убийства Нелея, большинство его потомков перебирается, по-видимому, в Мессену, а царем Пилоса становится Нестор (Aelian. Var. Hist. IV. 5, Strabo. XIV. 1. 3. C. 633). Таким образом, потомки Нелея стали врагами Геракла и его потомков — Гераклидов. Последние, как известно, были изгнаны из Пелопоннеса.
Впоследствии Гераклидам, приведшим с собой дорийцев, удается вернуться. В это время в Мессене правил Меланф — потомок убитого Гераклом пилосского царя Нелея (Strabo. VIII. 4. 1. C. 359). Вернувшиеся Гераклиды изгоняют прежних обитателей — мессенцев и пилосцев из Пелопоннеса. Беглецы и, в частности, Нелеиды и мессенская знать, находят убежище в Афинах (Strabo. IX. 1. 7. C. 393).
Афины в это время вели борьбу с беотийским царем Ксанфом из-за некоего местечка, расположенного на границе Аттики и Беотии25. Царь афинян Тимоет, вызванный Ксанфом на единоборство, уклонился от него. Вызов принял пилосский беглец Меланф, который одолел беотийского царя. Любопытно описание этого единоборства. Победу Меланфу принесла хитрость (ἀπάτη). Во время поединка за спиной Ксанфа появился Дионис, одетый в козлиную шкуру (μελαναίγις). Меланф упрекнул своего противника в том, что тот имеет помощника. Обескураженный Ксанф обернулся и тут же был убит Меланфом (Plut. Mor. 294 b). Таким образом, сам Дионис помог Меланфу одолеть своего противника. В ознаменование этой победы, согласно одной из мифологических версий, в Афинах был установлен культ Диониса Μελαναίγις и учрежден праздник Апатурий (от ἀπάτη — уловка, хитрость), ставший общеионийским (Her. I. 147, V. 65)26. Так Меланф становится афинским царем. С него начинается новая (и последняя) династия афинских царей.
После Меланфа афинским царем стал его сын Кодр. В это время, говорит Страбон, население Аттики из-за притока беженцев стало многочисленным. «Гераклиды из страха перед ними (жителями Аттики —
Когда дорийцы, вторгшиеся в Аттику, осадили Афины, Кодр отправляется им навстречу, переодетый дровосеком. Встретив нападавших в долине р. Илисса и затеяв с ними ссору, Кодр гибнет. Дорийцы же, узнав о пророчестве, уходят от города (Paus. VII. 25. 2). Страбон, впрочем, говорит о том, что дорийцы покинули Аттику потерпев поражение от афинян. Однако, по его словам, афинянам не удалось вернуть себе некогда принадлежащие Афинам Мегары. В результате дорийцы становятся преобладающим населением Мегар (Strabo. IX. 1. 7. C. 393).
Афиняне со всеми почестями похоронили Кодра на Акрополе и учредили его культ. Кроме того в память о погибшем царе они решили не избирать новых царей. В «Эпитоме Гераклида» об этом говорится несколько иначе: «Со времени же Кодридов царей более не избирали, так как казалось, что они предаются роскоши и сделались слабыми» (Epit. Heracl. 3, — пер.
Тогда же, согласно традиции, в Афинах была учреждена должность архонта, что со временем превращает царскую власть в одну из полисных магистратур. По этой версии Кодр становится последним афинским царем, а его потомки — Кодриды отказываются от царской власти ради привилегии быть пожизненными архонтами (Arist. Ath. Pol. 3. 3)27.
Впрочем, из других источников узнаем, что сыновья Кодра Медонт и Нелей поднимают распрю из-за власти. Пифия передает власть Медонту, а Нелей и другие сыновья Кодра переселяются в Малую Азию, положив начало так называемой ионийской колонизации (Paus. VII. 2. 1). Нелей, согласно традиции основывает Милет, другой сын Кодра — Андрокл — Эфес28.
От последующих правителей остались лишь имена: после Медонта правит Акаст, затем — Архипп, Терсипп, Проб и другие (Euseb. Chron. I. 181—
Таковы легенды о самом раннем периоде афинской истории — времени правления царей. Теперь мы попытаемся найти в них зерна исторической информации. Впрочем, в следующем разделе мы хотели бы поговорить не только об историчности приведенных выше мифологических сюжетов. Не менее важным является вопрос о том, что же представляет собой дошедшая до нас мифологическая традиция, а также какие функции она выполняла.
Мифологическая традиция сообщает о том, что в Афинах правило две династии царей. Правление первой из династий может быть отнесено ко времени, предшествующему дорийскому нашествию, то есть к Микенской эпохе. Едва ли кто-либо станет отрицать возможность того, что в Микенскую эпоху Афины управлялись царями или некими владыками, власть которых вполне могла быть приравнена к царской. При нынешнем состоянии источников выяснить это уже невозможно. Первые афинские цари при всей их очевидной сказочности изображаются традицией как автохтоны, то есть рожденные землей. Между тем во времена Фукидида имела хождение легенда о том, что в давние времена Аттика и, по-видимому, вся Греция была населена пеласгами, позднее вытесненными ими. Пеласгами греки называли едва ли не все древние народы негреческого происхождения (Thuc. II. 17. 1)29. Пеласгам приписывалось строительство так называемой пеласгической стены афинского Акрополя, датируемой XIII в. до н. э. (Her. VI. 137)30. Впрочем, в другом месте — в начальной части своей «Истории», именуемой Археологией, уже упоминавшийся Фукидид замечает, что «Аттика, по причине скудости почв, с самых давних времен не испытывала внутренних переворотов и всегда была занята одним и тем же населением» (Thuc. I. 2. 5, — пер. Ф. Мищенко).
Подобная трактовка помимо собственно религиозного аспекта, имела еще и вполне определенную политическую и идеологическую нагрузку: афиняне провозглашали себя автохтонным населением. Такие представления могли родиться скорее всего в V в. до н. э. Тогда они были неотъемлемой частью афинской политической пропаганды31.
Очевидно также, что первые афинские цари — фигуры в большей мере связанные с афинской религией, нежели историей. Яркий пример тому — Эрехтей, воспитанный богиней Афиной. С его именем, по-видимому, связано либо начало ее почитания в Афинах, либо учреждение празднества в ее честь (Панафиней)32. Впрочем, из более поздних источников известно, что Панафинеи были учреждены в архонтство Гиппоклида, в 566 г. до н. э. (Marcell. Vit. Thuc. 3), то есть незадолго до установления тирании Писистрата33.
Находит параллели в ритуале и его торжественный въезд в Афины в обществе богини. Возможно, это было одним из моментов какого-то празднества, или связанного с почитанием богини ритуала34. Пышная процессия, возглавляемая мифологическими персонажам и Афиной, исполняющей роль проводника (pompos) — традиционный сюжет афинской вазописи VI в. до н. э.35 Именно этот ритуал, по-видимому, воспроизведет позднее возвращавшийся из изгнания в Афины Писистрат36.
Эрехтей, как сообщает традиция, воевал с царем Элевсина Евмолпом. Победа над ним означала, что Элевсин был присоединен к Афинам. Возможно, вскоре Элевсин все же вышел из-под опеки Афин. В традиции сохранились свидетельства о том, что войны с Элевсином вели Тезей и даже Солон37.
Много неясностей связано с именем Иона. Не ясно был ли он царем, или только военачальником. Определенно лишь то, что он рисуется традицией как родоначальник ионийцев. Кроме того с его именем прочно связывается начало почитания в Аттике Аполлона. Однако исследователи отмечают, что термину «ионийцы» предшествовало наименование Ἰάονες, преобразованное позднее в Ἴωνες. Имя «Ион», имевшее иную этимологическую историю, выглядит в таком случае более поздним дериватом38. Без появления в истории Иона Аполлона он оставался бы, по словам новейшего исследователя, сыном афинского иммигранта Ксуфа39. Последний же, как было сказано выше, называется традицией основанием Марафонского Тетраполиса, который был, по-видимому, древнейшим центром почитания Аполлона в Аттике (Strabo. VIII. 7. 1. C. 383)40.
О Тезее и приписываемом ему синойкизме мы будем говорить отдельно. Сейчас же заметим, что есть исследователи, которые склонны доверять мифологической традиции. Для Ф. Шахермайра Тезей — вполне реальный исторический персонаж Микенской эпохи, освободивший Афины от власти Крита41. Впрочем, он считает, что теперь уже практически невозможно отделить подлинные факты биографии Тезея от позднейших наслоений42.
О второй династии мы знаем чрезвычайно мало. Известно, что начало ее правления совпало с дорийским нашествием — мифологическим возвращением потомков Геракла — Гераклидов. Другими словами, в мифе о возвращении Гераклидов, по-видимому, нашло отражение реальное событие. Не исключено также, что захват дорийцами Пелопоннеса действительно заставляет его жителей искать спасение в других областях Греции (например, в Афинах — мессенская знать) и в Малой Азии (ионийская колонизация).
Традиция сообщает, что первым царем новой династии становится мессенский переселенец Меланф, победивший в единоборстве беотийского царя Ксанфа. Прежде всего, бросается в глаза некая условность упоминаемых традицией персонажей43. По одной из мифологических версий Меланф (черный) ведет с Ксанфом (светлый) борьбу за местечко Мелены (черные). В результате победы Меланфа в Афинах начинает почитаться Дионис и учреждается праздник Апатурий. Однако Дионис Melanaigis, почитаемый в Элевтерах (Schol. Arist. Ach. 146, Suda s. v. melana…gida), и местечко Мелены вряд ли имеют какое-то отношение к общеионийскому празднику Апатурий, традиционно связываемому с афинскими фратриями (Her. I. 147)44.
Не менее условна история Кодра, пожертвовавшего собой ради спасения города45. Тем не менее, возможно, что афиняне действительно сумели отстоять свой город. Археологический материал свидетельствует о возникшей во второй половине XIII в. до н. э. опасности для Афин. Население Аттики и афинских пригородов вынуждено было поспешно прятаться за стенами Акрополя. Вблизи Акрополя археологами были обнаружены наскоро построенные домики, возможно, принадлежавшие переселенцам из Аттики, которые вскоре были поспешно покинуты их жителями. «Мы можем предположить, — говорил О. Бронир на 49 Сессии американского археологического института, посвященной проблеме дорийского нашествия, — что какая-то неожиданная опасность заставила их уйти и искать спасение внутри Акрополя»46. Однако, продолжает он, покинутые дома не были разграблены или сожжены47. Возможно, афинянам удалось отвести угрозу от своего города, встретив завоевателей за пределами города — в долине р. Илисса48.
Во всяком случае, археологический материал свидетельствует о сохранении в Афинах прежнего, микенского населения49. Именно это и заставило мессенскую знать искать спасение в Афинах50.
Как бы то ни было последствия прихода дорийцев оказываются для Греции катастрофическими: гибнет Микенская цивилизация, на большей части Греции (включая Аттику) наблюдаются признаки упадка и запустения. В Афинах начинается период, который принято называть Темными веками.
Итак, время правления первой царской династии относится ко времени, предшествующему нашествию дорийцев, то есть к Микенскому периоду. Для современных исследователей существование в это время царей, правивших столь обширной территорией, не кажется чем-то невероятным51. Сомнения вызывает историчность второй афинской династии, особенно тех, кто правил после Кодра52. И действительно, для сколько-нибудь обоснованных выводов мы слишком мало знаем о ней.
Если верить афинской традиции, то в Микенский период — вплоть до Тезея и его реформ Аттика была раздроблена. В мифах, возможно, нашло отражение ее постепенное объединение — синойкизм (буквально «сселение»). Не обсуждая пока проблему хронологии данного процесса, заметим, что исследователи склонны доверять традиции. Первоначально отдельные поселения объединяются вокруг местных (возможно, религиозных) центров, образуя группы поселений — такие, в частности, как Марафонский Тетраполис, Трикомия и т. п.53. Затем появляется федерация, объединившая местные территориальные образования и отдельные поселения — Кекропово Двенадцатиградие54. Следующим этапом мог быть синойкизм Иона. Именно так названы действия Иона в «Афинской политии» (Arist. Ath. Pol. 41. 2)55.
Но во времена Пандиона Аттика вновь была разделена между его сыновьями. Окончательное ее объединение традиция связывает лишь с именем Тезея. Выше мы уже приводили свидетельства источников, поэтому обратимся к их историческому анализу.
В литературе высказывается мнение о том, что объединение Аттики могло быть длительным процессом, растянувшимся на несколько столетий56. Возможно, объединение началось с Пэдиона — равнины, на которой расположены Афины57. Другие исследователи указывают на приоритет Паралии — прибрежного района58. Последним, если доверять сообщениям о войне Тезея с элевсинцами, к Афинам присоединяется Элевсин (Plut. Thes. 10)59.
Однако процесс объединения Аттики в единое политическое целое едва ли может быть назван синойкизмом. Даже Фукидид, говоря о синойкизме Тезея, говорит в сущности о политическом объединении Афин, нежели переселении. По мнению англичанина Ч. Хигнетта античные авторы ошибались, говоря о переселении населения маленьких городков в Афины60. Правильнее, по его мнению, было бы говорить о симполитии61.
Другие исследователи считают, что Тезеев синойкизм мог сопровождаться переселением какой-то части населения (скорее всего аристократии) в город62. Плутарх, например, называет Синойкии — праздник в честь объединения Аттики Тезеем — Метекиями (μετοικία — переселение, миграция), указывая тем самым на возможность переселения (Plut. Thes. 24). Остроумное наблюдение делает в этой связи С. Хорнблауер. Возможно, сам Фукидид указывает на связь синойкизма с переселением в город, когда говорит о том, что афиняне предпочитали жить в сельской местности вопреки имевшему место при Тезее синойкизму63. Мы полагаем, на представление Фукидида о синойкизме повлияли современные ему политические реалии. В период Пелопоннесской войны синойкизм — переселение в крупный город использовали как средство укрепления и защиты того или иного полиса от внешнего врага64.
Теперь поставим другой, не менее важный вопрос: каким временем следует датировать объединение Аттики — сопровождавшееся или не сопровождавшееся переселением части ее населения в Афины. Выше мы уже говорили о том, что традиция относит время правления первой афинской династии к Микенской эпохе. Некоторые исследователи склонны доверять ей, хотя источники и археологический материал не позволяет прояснить эту проблему. И все же вполне возможно допустить, что в Микенский период произошло первичное объединение Аттики под властью Афин65. Ф. Шахермайр однако удивляется, что традиция не сохранила следы имевшихся до синойкизма местных различий66.
Итак, некоторые авторы склонны относить объединение Аттики к Микенской эпохе. Тогда возникает другой вопрос: было ли оно окончательным. Возможно, последовавший затем упадок и гибель Микенской цивилизации в результате переселения дорийцев не могла не отразиться на территориальном единстве региона. Не исключено, что в это время Аттика вновь оказалась раздробленной. Поэтому многие исследователи относят объединение Аттики к более позднему времени. Именно это возможное объединение они и связывают с именем Тезея, датируя приписываемый ему синойкизм X—
Мы полагаем, что афинский синойкизм не мог иметь место в рассматриваемое время. Для обоснования этого тезиса есть смысл обратиться к рассмотрению ситуации, сложившейся в Аттике после нашествия дорийцев.
Скорее всего дорийцы проникали в Грецию более или менее значительными группами (или племенами). Поэтому не исключено, что их переселение растянулось на полтора столетия. И хотя Аттика в сущности не пострадала от нашествия дорийцев. Его последствия ощущаются и здесь. Прежде всего, заметно сокращается число населенных пунктов. Если в XIII в. до н. э. в Аттике насчитывалось 24 поселения, в XII в. их становится уже 12, в XI — всего лишь 468. Самым крупным и, по-видимому, наиболее безопасным местом становятся Афины, куда и стекается покидавшее насиженные места население Аттики. Точнее сказать, жителями Афин используется в это время лишь Акрополь — наиболее укрепленная часть города. Археологический материал свидетельствует об увеличении населения Афин первой половине XI в. до н. э.69 Иначе говоря, дорийское нашествие вызвало концентрацию населения в единственном укрепленном городском центре Аттики — Афинах.
Для этого времени характерно также заметное опрощение (если не сказать, примитивизация) жизни и материальной культуры в целом. С одной стороны, мы наблюдаем признаки пауперизации основной массы населения, с другой, очевидно если не полное исчезновение высшего социального слоя в результате гибели или бегства, то его значительное сокращение70. Правда, с XI в. до н. э. появляются первые признаки выздоровления. С этого времени афинская керамика распространяется едва ли не по всей Греции и Малой Азии. По-видимому, изменяются условия жизни афинян, а кроме того сказалась концентрация населения. После длительного затишья Афины превращаются не просто в крупный населенный пункт, но и крупный ремесленный центр71.
До середины IX в. до н. э. многое еще оставалось без изменений. Как и прежде, население продолжало концентрироваться главным образом в Афинах. Данные о поселениях в других районах Аттики скудны, что говорит о малочисленности и текучести ее населения. Картина кардинально изменяется лишь во второй половине IX в. до н. э. Оживают Элевсин и Марафон. Следы кратковременного поселения обнаружены на Форике72.
Но самой существенной переменой можно считать изменение образа жизни афинян. Внешняя угроза, вызывавшая необходимость концентрации населения в Афинах, по-видимому, ослабла. Малонаселенные или пустовавшие до сих пор районы Аттики начинают постепенно заселяться. Вскоре начавшееся освоение новых районов перерастает во внутреннюю колонизацию73. Все это не могло не сказаться на Афинах, утрачивающих свое первенство в керамическом производстве. Создается впечатление, как говорит один из исследователей, что афиняне решили добывать себе средства к существованию исключительно в аграрной сфере74.
В это же время происходит процесс, называемый исследователями децентрализацией богатства. Богатые захоронения появляются и за пределами Афин. Другими словами, наряду с афинской аристократией складывается слой аристократии провинциальной. Свидетельством последнего служит также появление на местах культов героев. Монументальные гробницы микенской эпохи с началом освоения территории Аттики постепенно превращаются в святилища гомеровских героев75.
Сказанное позволяет утверждать, что с XI по IX вв. до н. э. основная масса населения Аттики была сконцентрирована в Афинах. Точнее, население Аттики было представлено афинянами. Остальная часть Аттики была фактически не заселена. Она начала интенсивно осваиваться лишь с конца IX в. до н. э.76
На этом основании можно предположить, что сведения о политической раздробленности Аттики касаются либо Микенской эпохи, либо являются позднейшими домыслами. Скорее всего сообщаемая Фукидидом информация — проверенный, или верифицированный миф, ставший (для Фукидида) в результате проверки подлинной историей. Если учесть, что синойкизм становится обычным явлением накануне и в период Пелопоннесской войны, нетрудно догадаться почему Фукидид поверил мифологической традиции, касавшейся Тезея77.
ПРИМЕЧАНИЯ