Античная мифология в историческом контексте
Часть I. Миф в истории Афин.
МИФ В ИСТОРИИ
(несколько предварительных замечаний)
Прежде чем начать изложение хочется высказать несколько соображений, касающихся предмета настоящего очерка. Древнегреческая мифология очень часто рассматривается с религией древних греков. Тем не менее, несмотря на действительно существующую взаимосвязь, религия и мифология явления различные. Религия — это прежде всего вера в некие сверхъестественные силы и богов, в большей или меньшей степени дополняемая соответственными действиями (ритуалом). Впрочем, сами греки не имели специального термина для обозначения того, что мы называем религией1.
Кратко, но весьма емко, сущность религиозной веры древних греков выразил платоновский Евтифрон из Проспальта, который важнейшей частью почитания богов считал умение «говорить и делать что-либо приятное богам, вознося молитвы и совершая жертвоприношения» (Plato. Euthyphr. 14). «Благочестиво то, — говорил он Сократу, — что угодно богам, нечестиво же то, что им неугодно» (Plato. Euthyphr. 7a, — пер.
Иное дело — миф. Mythos для греков — это прежде всего «сказание», «рассказ», «слово». Например, сказание о богах и героях, о начале времен и т. п. Возможно, что первоначально миф аккумулировал в себе необходимый набор сведений о космосе и обществе, в котором жили древние греки.
Миф был носителем социальной памяти. В нем фиксировались особо важные общественные нормы и установления. Платон в девятой книге «Законов», посвященной уголовному праву, говорит: «Ведь древние жрецы ясно рекли слово (logos) или сказание (mythos) — как бы это ни называть — о том, что за пролитие крови родичей мстит блюстительная Правда (Dike)» (Plato. Leg. 872 d—
Миф заменял грекам историю, точнее сказать, он и был историей, то есть тем, что, по мнению греков, было в действительности. Другими словами, миф был их исторической памятью. Так, по-видимому, воспринимал миф Гомер. Для него историчность мифа безусловна. История еще не была «историей» (греч. — historie), то есть исследованием3.
Позднее — в период так называемой архаической революции (VII—
До появления и широкого распространения письменности История имела форму устной традиции8. Не изменило ситуации и появление письменности, поскольку записываться стали в первую очередь легенды и сказания. Прежде всего это касалось сказаний, в которых прославлялись герои древности и их славные подвиги9. «О них должны помнить все, — скажет позднее афинский оратор Лисий, — прославлять их в песнях, говорить о них в похвальных речах, оказывать им почет во времена, подобные теперешним, учить живых примерами деяний усопших» (Lys. 2. 3, — пер.
Ту же самую цель, кстати сказать, ставил в своем труде и «отец истории» Геродот, который, по его собственным словам, «собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности» (Her. I — пер.
Итак, основу сказаний составлял героический миф. Это объясняется тем особым местом, которое занимал герой в формирующемся греческом обществе. По мнению
Несмотря на явную неоднозначность их поведения период архаики можно назвать эпохой героев. В немалой степени это произошло благодаря Гомеру, хотя и он сам был продуктом своей эпохи. Гомер заставил поверить в реальность героического прошлого едва ли не всю Грецию. В это время заметно возрастает внимание к культам героев, что, по мнению некоторых исследователей, тесно связано с гомеровским эпосом13. И все же дело не только в Гомере. Героические культы в немалой степени связаны с культами предков и тех, кто погиб за родину14.
Популярность мифов о героях объясняется тем, что в это время идет процесс формирования аристократии. Если для всей общины герои становятся объектом религиозного почитания, то для формирующейся аристократии они были еще и образцами для подражания. Гомеровский эпос и поэтические произведения, в которых прославлялись герои реального или мифического прошлого (например, эпиникии), сказания о героически погибших были тем, что формировало аристократический стиль поведения (этос) и систему ценностей15. Герои были объектом поклонения и подражания не только для тиранов, как полагает
В середине VI в. до н. э. влияние мифа вообще и гомеровского в частности было особенно сильным. Воздействие Гомера можно обнаружить уже в том, с каким искусством Солон использует «Илиаду» во время судебного разбирательства по поводу о. Саламин.
Очевидно, что Гомер почитался и афинским тираном Писистратом. Его биография прямо-таки наполнена гомеровскими аллюзиями. Достаточно в этой связи упомянуть случай с Фией-Афиной, о котором подробно говорится ниже. Не удивительно в таком случае, что гомеровские поэмы, если верить традиции, были записаны его сыновьями ([Plato] Hipp. 228 B).
При Писистрате рождается афинская трагедия. Ее рождение также тесно связано с мифологией. Своим появлением трагедия обязана мифу и в то же время появление трагедии изменило отношение к мифу, к его восприятию. Аристотель, говоря о трагедии, замечает, что целью и душой трагедии является сказание (mythos) (Arist. Poet.
На рубеже VI—
С другой стороны, повышенное внимание к национальным героям было следствием внешних событий, а именно — греко-персидских войн. Героям-архегетам (например, Тезею) строили святыни, оказывали подобающие почести и совершали соответствующие жертвоприношения. Наряду с мифологическими персонажами всеобщее восхищение и уважение будут вызывать и те, кто совершил героические подвиги во время войн с персами — например, марафономахи — победители Марафонского сражения.
«Начиная с V в. до н. э., — считает
Так относились к мифам Платон и собеседники. По словам софиста Протагора миф это то, что старики рассказывают молодым (Plato. Protag. 320e). «Ты не понимаешь, — говорит один из собеседников в платоновском “Государстве”, — что малым детям мы сперва рассказываем мифы? Они, вообще говоря, ложь, но есть в них и истина» (Plato. Rep. 377a, — пер.
Что касается греческих историков, например, Геродота, то рационалистическое отношение к мифу у него просматривалось лишь эпизодически20. Даже в «Истории» Фукидида, которого трудно упрекнуть в любви к мифам, находится для них место21. И дело здесь не только в религиозности Геродота и Фукидида, и уж тем более не в их наивности. Дело в той роли, которую играл миф в жизни большинства греков.
Исследователями подчеркивается, что греческая мифология не имела исключительно религиозного значения. Миф был тесно связан с полисом вообще и политической практикой в частности22. Он постепенно приобретал политическое и идеологическое звучание. Это особенно заметно на примере греческой трагедии, в которой мифология часто используется для обоснования тех или иных политических установок23.
В период греко-персидских войн и, особенно, после образования Афинского морского союза политический компонент мифологии усиливается, Традиционная греческая мифология (в данном случае — афинская) приобретает откровенно политизированный характер. В ней появляются черты, сближающие ее с пропагандой. Яркое свидетельство тому — Парфенон, образно-мифологический ряд которого (фриз, метопы) призван подчеркнуть величие Афин. Здесь мы обнаруживаем идеализированное представление афинян о самих себе, или, пользуясь терминологией
Впрочем, если римский социально-политический миф рисовал идеализированный образ древности, его греческий вариант призван был нарисовать идеализированный образ настоящего — приравнять настоящее к прошлому и тем самым придать настоящему возвышенный, если не сказать сакральный характер. Иначе говоря «новая мифология» — так мы ее и назовем — подобно традиционной мифологии была призвана прославлять подвиги афинян — в особенности, совершенные ими во время греко-персидских войн25. Это было важно и само по себе, и для того, чтобы продемонстрировать союзником свое право на лидерство.
«Новая мифология», рождавшаяся в недрах традиционной греческой мифологии, широко использовала ее образы. Все началось с Кимона и его (а скорее всего не его одного) особого внимания легендарному афинскому царю Тезею. Едва ли не самыми популярными становятся мифологические сюжеты, связанные с подвигами Тезея: его участие в битве с амазонками, а также в битве лапифов с кентаврами. При этом амазонки и кентавры, бывшие воплощением варварства и дикости, олицетворяли варваров-персов. С его именем связан и всплеск популярности легендарного афинского царя Тезея.
С середины V в. до н. э. у афинян проснется интерес к собственному героическому (в данном случае — отраженному в мифах) прошлому. Среди наиболее популярных тем и сюжетов, конечно же, те, которые отражают борьбу Хаоса и Порядка, цивилизации и варварства. Это — помощь афинян Гераклидам, преследуемым царем Еврисфеем, уже упоминавшаяся битва с амазонками и участие в Троянской войне. На эти «факты» афиняне ссылались, в частности, в их небезызвестном споре с тегейцами (Her. IX. 26—
Особенно широко для прославления афинских побед над персами использовалась тема участия афинян в Троянской войне. Тем самым афиняне не только возвышали себя до уровня гомеровских героев в своих собственных глазах, но и в глазах своих малоазийских союзников.
Начало этому было положено опять-таки Кимоном. В надписи на одной из герм, поставленных в честь его побед над персами, экспедиции Кимона к берегам Малой Азии ставились в один ряд с участием афинян в Троянской войне:
«Некогда царь Менесфей, отсюда с Атридами купно, Войско к Троянской земле трижды священной повел. Был он, как молвил Гомер, среди крепкооборонных данайцев Славен искусством своим войско построить на бой. Вот почему и теперь пристало афинянам зваться Лучшими в деле войны, славными духом своим.» |
(Plut. Cim. 7, пер. С. Я. Лурье) |
А Тезейон будет украшен картинами, изображавшие борьбу афинян с амазонками, а также битву лапифов с кентаврами. Полигнот напишет для Пестрого Портика, также связываемого с именем Кимона, картины, изображавшие битву Тезея и афинян с амазонками и взятие Трои (Paus. I. 15. 3)26. Свое дальнейшее развитие троянская тема получит в метопах Парфенона.
При Перикле в идеологии и политике Афин явственно обозначатся новые черты. Их появление будет вызвано развитием демократии и укреплением лидерства в Афинском морском союзе Помпезный Парфенон, выполненный, если так можно выразиться, в стиле ампир, имел далеко не только религиозное значение. Он нес существенную идеологическую нагрузку. Парфенон задумывался его создателями как грандиозное сооружение, призванное продемонстрировать союзникам и всему миру величие демократических Афин.
Помимо произведений искусства новые веяния ощущаются в ставшем популярным в Афинах жанре Надгробных речей. Вспомним небезызвестную Надгробную речь Перикла, в которой демократические Афины были названы «школой Эллады» и образцом для других народов (Thuc. II. 35—
Однако «новой мифологии» был отпущен сравнительно небольшой исторический срок. Последовавший упадок Афин означал ослабление позиций политического мифа, сведя его роль едва ли не к нулю. Впрочем, нельзя сказать об ослаблении интереса к мифам. Греческая мифология — как и греческая история — становится теперь предметом пристального внимания историков и литераторов, благодаря которым мы и получили возможность обратиться к ставящимся ниже вопросам.
ПРИМЕЧАНИЯ