Античная мифология в историческом контексте
Часть II. Античная мифология и армия Римской империи.
ОСОБЕННОСТИ РИМСКОЙ МИФОЛОГИИ
О древнейшей римской мифологии как целостной системе представлений, объясняющих происхождение и устройство мироздания, известно очень мало. Многие исследователи прошлого века даже полагали, что поскольку римляне рано стали заимствовать элементы мифологии этрусков, греков и других народов, ни о какой собственно римской мифологии говорить не приходится. Однако позже существование римской мифологии было признано. Под римской мифологией понимаются не сколько реликты первобытного сознания, а в большей мере «новые» мифы, рожденные в условиях цивилизации. Динамичность перемен в социальном устройстве, системе управления, религиозной сфере древнего Рима способствовала складыванию множества мифов этиологического характера, которые объясняли квиритам ставшие непонятными рудименты давнего и недавнего прошлого. Мифы эти касались в значительной степени общественно-политической сферы. В современной философии социологии сформировалось представление об общественно-политическом мифе как о некой идеальной реальности, содержанием которой является вера людей в свое общество и государство, в их идеалы, не только исходя из обстоятельств реальной жизни, но и поверх их, порой и вопреки этим обстоятельствам1.
Общественно-политическая мифология, присущая цивилизованному обществу на любой стадии его развития, способствует его стабилизации в той же степени, в какой «архаическая» мифология обеспечивает консенсус в первобытном социуме. Можно согласиться с
О роли мифа в политической истории древней Греции моим коллегой
Общественно-политическая или параисторическая мифология римлян в научной литературе получила название «римский миф». Специфика общественно-политической или исторической мифологии заключается в том, что она создается не массовым сознанием, а творческими личностями из среды и по заказу правящей элиты. Представляется убедительной точка зрения М. Гранта, согласно которой формирование общественно-политической мифологии у римлян началось во время трансформации архаичного общества в античную общину, т. е. в V—
Это было время не только серьезнейших перемен во внутренней жизни римской civitas, но и широкомасштабных завоеваний, когда под контроль Вечного города попала вся Италия, а вскоре и западное Средиземноморье. В это время Рим выдержал серьезнейшие испытания межсословной борьбой патрициев и плебеев, нашествием галлов и пунийцев. Впечатляющий экономический рост, грандиозные военные успехи Рима рождали у квиритов уверенность в превосходстве своего общества и государства, в избранности римского народа. С этими мыслями римляне оглядывались в свое прошлое и создавали свою историю. Творцами новых параисторических мифов поначалу выступали жрецы из патрицианских родов. Имена этих людей не известны. Затем к процессу параисторического мифотворчества подключились историки — Фабий Пиктор, Катон-старший, «старшие» анналисты; поэты — родоначальник римского эпоса Квинт Энний и др., Результатом коллективного творчества авторов, выполнявших заказ правящих родов, стал «римский миф» — представление о Риме как о избранном богами городе, самом справедливом и богобоязненном, уготованном для великой миссии. Мифообразующими стали переломные моменты римской истории: возникновение Вечного города, свержение монархии и становление республики. Римская историческая мифология не была романтической фантазией. Реалии и вымысел здесь переплетены необыкновенно тесно. Легендарная традиция о предыстории и начальном этапе римской истории — предания об Энее, греко-латинских контактах на рубеже II—
Создатели новой параисторической мифологии в целом довольно добросовестно выстраивали фактологическую цепочку, хотя и преувеличивали порой роль представителей определенных знатных семейств. Мифологизм заключался прежде всего в интерпретации. На основе составленных жрецами календарей — «фаст» и созданных первыми поколениями историков летописей — «анналов» вставал величественный образ Римского народа, сознательно и кропотливо повинуясь велениям богов — поколение за поколением — строившего государство, основанное на свободе и законах; народа, ставшего над другими благодаря своей несгибаемой энергии и непобедимой стойкости. «Римский миф» был глубоко моралистичен. Социальные и политические цели римляне выводили из моральных идеалов. Не случайно подлинному римлянину Цицерону, веровавшему в торжество высоких этических принципов даже в большой политике, принадлежала сентенция о том, что «история — учительница жизни». Наибольший морализатор из авторов «римского мифа» — Тит Ливий персонифицировал наиболее значимые в современной ему римской среде этические качества — virtus (доблесть), pietas (благочестивость), fides (верность), pudicitia (скромность), frugalitas (умеренность) — в героях римской старины Сцеволе, Манлии, Цинциннате, Бруте, Камилле, Сципионе Старшем и др.7.
Глубокая вера в справедливость, благородство римского государственного и общественного строя были также присущи римским государственным деятелям, воспитанным на примерах героического прошлого, как и коварство, корыстность, безжалостность римских политиков и воинов. Именно убежденность в моральном превосходстве Римского государства, его неукоснительной приверженности заключенным договорам и верности взятым обязательствам питала миф о превентивном, оборонительном характере римских завоеваний. Многие из римлян были уверены, что большинство войн, в которых участвовал Вечный Город, было спровоцировано противниками Рима. Отчасти, конечно, так и было, а, кроме того, уверенность в собственной правоте постоянно привносила некий моральный фактор в римскую внешнюю политику. Учитывая данное обстоятельство, попытки ряда исследователей обвинить Рим в лицемерии и в присущих ему генетически захватнических устремлениях представляются явным модернизаторством8.
Существенную роль в «римском мифе» играла идея о зависимости осуществления возложенной на Вечный Город миссии править народами и являть им пример от следования каждого поколения квиритов обычаям предков — mos maiorum. М. Грант считает, что римлянам было свойственно особое восприятие времени, чувство неразрывной связи с прошлым, исключительности и важности каждого момента истории, следствием чего служило особое внимание к важнейшим датам национальной истории9. В республиканский период среди римской элиты широкую популярность получила своеобразная теория циклического развития — Гесиодова концепция «пяти веков»10.
Согласно этой концепции, «золотой век» — время всеобщего благоденствия и гармонии — был создан Кроносом-Сатурном. На смену «золотому веку» приходят «серебряный», «медный», «век героев», «железный век», созданные Зевсом-Юпитером и отмеченные прогрессирующим упадком. На смену «железному» должен вновь прийти «золотой век». В «римском мифе» сложилось понятие «государственного века», который примерно соответствовал продолжительности жизни одного поколения и насчитывал 100—
Марк Веррий Флакк — римский грамматик эпохи Августа, воспитатель его внуков. Он был автором многочисленных сочинений, ни одно из которых не сохранилось. Содержание главного трактата Веррия Флакка «О значении слов» (De verborum significatu) известно в изложении грамматика II в. Помпея Феста и автора VIII в. Павла Диакона. Публий Овидий Назон (43 г. до н. э. — 17/18 г. н. э.) — знаменитый римский поэт-лирик. В поэмах «Метаморфозы» и «Календарь», а также в многочисленных элегиях использовал богатый материал греко-римской мифологии13.
Секст Проперций (ок. 50 г. до н. э. — между 2 и 15 г. до н. э.) — известный римский поэт из кружка Мецената. В четвертой книге его элегий объясняется происхождение многих римских мифов, обычаев, географических названий, памятников и т. д. Вершиной мифотворчества эпохи Августа стало появление «Энеиды» Вергилия, третьей книги од Горация и «Истории Рима от основания Города» Тита Ливия. Не вдаваясь в детали достаточно изученной в научной литературе проблемы развития «римского мифа» поэтами и историками эпохи Августа, хотелось бы отметить, что пропагандисты «возвращения царства Сатурна» не были в чистом виде придворными льстецами, а вполне искренне выражали свои мысли и чувства. Думается, что и сам Август с его соратниками верили в свое высокое назначение. В имперской интерпретации «римский миф» обрел новые акценты. Утверждалось представление о принцепсе как гаранте «золотого века». Харизматический принцепс Август стал одной из центральных фигур в «имперском мифе» и идеалом для подражания последующих властителей. В конце принципата Августа акцент с личной гарантии правителя за вечность «золотого века» империи переносится на его династию.
ПРИМЕЧАНИЯ