Античная мифология в историческом контексте
Часть II. Античная мифология и армия Римской империи.
ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ В ИКОНОГРАФИИ ВОИНСКИХ НАДГРОБНЫХ ПАМЯТНИКОВ ИЗ БАЛКАНО-ДУНАЙСКИХ ПРОВИНЦИЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Широкое использование мифологических образов в украшении надгробных памятников началось в Италии при Августе. Мифологический язык по замечанию
Эта тенденция была характерна и для такой своеобразной области античного искусства как оформление надгробных памятников. Едва ли обращение к образам классической мифологии было присуще искусству одной лишь Италии. Для периода начала империи можно уже с полным правом говорить о складывании единого культурного пространства в рамках античной греко-римской цивилизации. Рецепция изобразительным искусством символов и образов классической мифологии характерна даже для периферии античного мира того времени2.
Римская армия в течение I века, продвигаясь с юга Балкано-Дунайского региона на север, к концу столетия была сконцентрирована на Дунае, образовав дунайский лимес. И хотя достаточно значительная группа войск до 86 г. находилась в Далмации, и крупный римский гарнизон был размещен на левобережье Дуная после оккупации в начале II в. Дакии, все-таки именно Дунай, разделенный на паннонский и мезийский сектора, являлся основной зоной присутствия римских войск в регионе. Первый легионный лагерь на Дунае — Карнунтум в окрестностях современной Вены — появился еще при Тиберии. На рубеже I—
Стихотворные эпиграммы, так называемые carmina epigraphica, широко представлены на воинских памятниках из Балкано-дунайского региона: IMS II (Viminacium), 113; IMS II (Viminacium), 126; IMS I (Singidunum), 48 = AE 1987, 852 = CIL III 6306 = CIL III 8153; IMS I (Singidunum), 49; CIL III 2835 (Burnum); CIL III 6416 (Burnum); CIL III 6418 (Burnum); IMS I (Singidunum), 53; CIL III 11229 (Carnuntum). Исследователи полагают, что стихотворные эпитафии военных создавались под несомненным влиянием знакомства с творчеством римских поэтов Лукреция, Катулла, Вергилия, Проперция, Овидия (IMS I (Singidunum), n. 48, P. 74; n. 49, P. 76). Даже в конце III в. многие римские воины знали стихи Вергилия наизусть (SH A. Car., Carin., Numer. 13. 3—
В то же время в текстах солдатских эпитафий порой прославляются радости жизни (например, выпивка), нередко сквозят самоирония и насмешливое отношение к смерти. В иконографии воинских и ветеранских надгробных памятников весьма оперативно отражались тенденции развития изобразительного искусства эпохи принципата. В частности, не обошло стороной военные гарнизоны в Балкано-дунайском регионе «греческое возрождение», начавшееся при покровительстве императора Адриана. Тематика представленных на ряде памятников мифологических образов позаимствована из популярного во II—
Пути проникновения новых веяний в изобразительном искусстве на дунайский лимес были разнообразны. Поначалу главную роль играла трасса «янтарного пути» через Аквилею, Петовий и Карнунтум, по которой в Паннонию продвигались контингенты римских войск и потоки переселенцев. Из Верхней Паннонии многие изобразительные сюжеты попадали в Мезию. Существовал и другой путь — через Далмацию, которая также внесла значительный вклад в пополнение мезийской группы войск и в заселение этой далекой провинции. Некоторые изобразительные сюжеты войска приносили из прежних мест дислокации. Так влияние греческой культурной традиции на рельефы надгробий из ветеранской колонии Скупи и из мест размещения воинских контингентов во внутренней части Мезии осуществлялось через Македонию, где в начале правления Августа еще находилась значительная группа войск. Во II—
Пока среди легионеров преобладали уроженцы Италии и провинциалы с италийскими корнями, т. е., в I—
Асция играла предостерегающую роль, если изображалась на передней стороне стелы и без других инструментов. В том же случае, когда она находилась на торцовой стороне памятника и наряду с другими инструментами, она обозначала профессиональную принадлежность умершего9.
Иногда изображение плотничьего топорика сопровождалось аббревиатурой
По мнению других ученых, асция изображалась на памятнике в том случае, если он ставился позже, чем через год после смерти покойного11.
Изображение открытой ладони, широко распространенное в эллинистическом мире в качестве защищающего могильные памятники символа, также встречается на воинских надгробиях с дунайского лимеса (IMS II (Viminacium), 79). Угрозы в адрес осквернителей могил нередко содержались в тексте эпитафий: ILN 65 — [Si quis monumentum (sepulchrum)] hoc vio[laverit]
На уровне обыденного сознания было расхоже мнение о том, что в царстве мертвых люди продолжают заниматься прежними занятиями. Поэтому на многих воинских памятниках изображалось вооружение — щиты, шлемы, кольчуги, копья, мечи12.
Исследователи обратили внимание, что в I в. на римских воинских монументах изображалось не современное оружие, а вооружение из арсенала эллинистических армий13.
Эту точку зрения подтверждают известные нам примеры изображения вооружения на воинских памятниках из Далмации и Паннонии: щит: CIL III 11210; RLiO 1926, 16, n. 17 — кон. I в.; CIL III 11213
На памятнике, принадлежащему ветерану, ставшему затем декурионом — авгуром муниципия Виминация показана сцена его авгурской деятельности. Двое вольноотпущенников расправляют на столе, ножки которого в виде лап животного, скатерть с двумя полосами. Два других либерта, стоящие по бокам, держат авгурские жезлы — litui. Правая фигурка держит в правой руке еще и свиток. (IMS II (Viminacium), 73 = Vulic N. // Spomenik. Srpska kraljevska akademija. 1931. N LXXI. Drugi razred. Vol. 55. S. 128.).
На римско-провинциальных надгробных памятниках, как на военных, так и на гражданских, изображенный на портрете усопший порой держит в руке какой-то свиток: CIL III 5218 (Сeleia, Noricum); IMS I (Singidunum, Moesia), 35 и т. д., Этот свиток в научной литературе принято считать знаком римского гражданства, которое обрел при жизни покойный15. Вероятно, считалось, что в потусторонний мир человек забирал с собой и соответствующий правовой статус. На римских надгробных памятниках часто присутствуют изображения людей. В европейских провинциях были распространено несколько типов надгробных памятников с портретными изображениями. В западных и северных провинциях был популярен имевший эллинистические корни тип памятника, где усопший показан в полный рост, иногда в сопровождении домочадцев. Среди ауксилиариев и легионных всадников пользовался успехом рельеф конного воина. Среди ветеранских памятников можно выделить такие, где изображен бюст умершего индивидуально, либо в сопровождении членов фамилии. Весьма распространена на памятниках из зоны дунайского лимеса сцена погребального банкета, на которой покойный, показанный крупным планом, возлежит на ложе, супруга сидит на стуле, а сын или слуга стоит рядом. По нашему мнению, сделанное на боспорском материале наблюдение
Представляет определенный интерес памятник из ветеранской колонии Скупи (Мезия), где смешаны каноны изображения покойного в полный рост и сцена погребального банкета: IMS VI (Scupi), 47. Умерший — фрументарий (интендант) легиона VII Claudia показан в виде бородатого солдата в кирасе, держащего в левой руке большой круглый щит, а в правой — копье. Справа от него изображена сидящая женщина, по всей видимости — мать, которая и поставила памятник. Слева — маленький человек в короткой тунике (слуга?). Вероятно, в глазах членов военного сообщества именно ветеран, полностью выслуживший долгий срок воинской службы, обзаведшийся семьей, а также имевший рабов и, соответственно, вольноотпущенников, находился на высшей ступеньке посмертной героизации. На воинских надгробиях часто показывались животные, которые воспринимались людьми античного мира в качестве психопомпов — сопроводителей души в мир теней. Наиболее популярный из психопомпов — дельфин. Дельфины массово встречаются на солдатских надгробиях из паннонского Карнунта, начиная со второй половины I в.: RLiO. 1926. Bd. 16, n. 17; RLiO. 1937. Bd. 18, n. 39; CIL III, 14358 (15); RLiO. 1933. Bd. 17, n. 80; CIL III, 11218; CIL III, 4456; RLiO. 1914. Bd. 12, n. 321; CIL III, 14358 (14); RLiO. 1926. Bd. 16, n. 32; RLiO. 1926. Bd. 16, n. 35; RLiO 1926. BD. 16, n. 26; RLiO. 1933. BD. 17, n. 79 (с рыбой во рту); RLiO. 1926. n. 119 (с рыбой во рту); II в. — RLiO. 1937. BD. 18, n. 63; CIL III, 11221; CIL III, 11222; RLiO. 1926. Bd. 16, n. 9; CIL III, 11234. Дельфины, обычно парно изображаемые в углах фронтона стелы, помимо Паннонии (Die roemische Steindenkmaler aus Savaria, S. 59), известны также на воинских памятниках из Мезии (IMS II (Viminacium), 74; IMS III (Timacum Minus), P. 88; IMS VI (Scupi), 51). Образ дельфина-психопомпа на воинских памятниках заимствован из аквилейской традиции оформления надгробных памятников. Согласно античным представлениям, дельфин выносил тела утопленников на сушу, а также сопровождал душу усопшего в царство мертвых через Океан18. Для верящих в переселение душ дельфин являлся одним из воплощений человека, а потому убийство дельфинов сурово осуждалось. Аналогом дельфина в качестве психопомпа на фронтонах воинских стел порой являлся также заимствованный из Аквилеи морской конек: RLiO. 1937. Bd. 18, n. 39 (Carnuntum), IMS I (Singidunum), 118.
Дельфины и морские коньки часто вставлялись в контекст символики, имевшей дионисийские корни или относившейся изначально к культу Кибелы и Аттиса. Однако в иконографии надгробных памятников быстро обнаружилась тенденция к стилистическому единообразию, и на смену сосновой шишке во фронтоне, окаймленной парой дельфинов или морских коньков, пришел трезубец19.
В третьем веке животные — психопомпы постепенно вытесняются из иконографии надгробных памятников, однако в некоторых гарнизонах на дунайском лимесе их изображения встречаются на воинских надгробиях и в IV в.: IMS I (Singidunum), 41. На памятниках, поставленных ветеранами членам своей семьи, иногда показаны заяц и птичка. Интересно, что заяц, как правило, стоит рядом с фигурой мальчика, а птичка — рядом с девочкой: CIL III 2030 (Salona); CIL III 2052 (Салона); IMS I (Kosmaj), 121. Вполне вероятно, что эти существа здесь выступают в качестве психопомпов, соответствующих определенным половозрастным классам древнего общества. В иконографии римских воинских надгробий из Балкано-дунайского региона широко представлена растительная символика, генетически связанная с италийской традицией почитания умерших. Выше мы уже говорили о связи с мифологемой круговорота жизни виноградного орнамента и сосновой шишки. В декоре римских надгробных памятников практически повсеместно представлена отдельным цветком или венком роза — цветок, давший свое название италийскому празднику поминовения усопших. Реже для украшения надгробий мастера вырезали цветы лотоса, популярные на памятниках из северной Италии. Часто на стелах изображались цветочные и травяные венки и гирлянды, соединявшие между собой бычьи головы. Такие украшения — букрании — типичные для Италии, украшали воинские стелы I в. в Далмации. Порой вместо бычьих голов гирлянды соединяли павлины или грифы. Характерная для римско-провинциальной каменной пластики боязнь пустого пространства способствовала развитию орнамента. Наряду с самым распространенным видом орнамента — растительным надгробные памятники в Паннонии в I—
Этот местный бог нередко появляется на легионерских надгробиях во II—
На воинских надгробиях с дунайского лимеса сцена борющихся животных призвана была, по всей видимости, символизировать идею агона — борьбы, которая была близка сознанию воинов. Не случайно аналогичные сюжеты, как говорилось ранее, украшали вооружение римских солдат. На воинских памятниках встречаются также групповые изображения тягловых животных: упряжка из четырех быков (CIL III 4679, Savaria), упряжка из двух быков (RLiO. 1914. Bd. XIII, n. 37, Carnuntum), упряжка из трех лошадей (IMS II (Viminacium), 106 = CIL III 1650). Помимо животных на памятниках изображены также сами воины вместе со слугами. Данные изображения отражали распространенные в I—
Возвращаясь к животным, часто изображаемым на воинских памятниках, следует упомянуть также собаку и змею — распространенные атрибуты загробного мира. Отдельного упоминания заслуживает орел, который в античной традиции обычно играет роль психопомпа — спутника души в царство мертвых23.
На римских воинских памятниках его значение иное. Орел символизировал там важнейший из легионных значков: RLiO. 1914. Bd. 12, n. 321 (Carnuntum); Cambi N. Two Soldiers’ Stelai from Salona…, S. 68). Изображения значки воинских частей, игравшие роль знамен, в частности, манипулярных, встречаются на солдатских надгробиях: CIL III 13482 (2) (Carnuntum); Patsch K. Archaeologische-epigraphische Untersuchungen zur Geschichte der roemischen Provinz Dalmatien. Wien 1912. N VIII. Fig. 61. (Burnum). На солдатских надгробиях порой встречаются символы, использованные государством для пропаганды мифа о нескончаемом «золотом веке» Рима: IMS I (Singidunum), 32 = CIL III 1666 — капитолийская волчица с близнецами Ромулом и Ремом; CIL III 14358 (15) (Carnuntum) — шар как символ вечности «золотого века», активно применявшийся в императорской пропаганде I в.; RLiO. 1926. Bd. 16, n. 119; CIL III 4455 (Carnuntum) — ладони в рукопожатии. Символ рукопожатия интенсивно эксплуатировался в династической пропаганде Юлиев-Клавдиев для обозначения согласия между принцами24. Рукопожатие как символ внутридинастического согласия встречалось на монетах Августа, Веспасиана, Домициана, Нервы25.
В армии этот символ обозначал солидарность между различными воинскими частями. Тацит в «Истории» упоминает, что во время гражданской войны 68—
Наиболее оригинально демонстрация лоялизма конкретному правящему дому проявлялась, на наш взгляд, в прическах и стиле одежды ветеранов и их половин, изображенных на памятниках. Исследователи иконографии римских надгробных памятников давно обратили внимание, что солдаты и ветераны, а также их супруги тщательно подражали в прическах и моде ношения одежды императорам и императрицам27.
Таким образом, приверженность принципу обязательственных связей, связывающих ветерана и императора как клиента и патрона, не только способствовала утверждению римского образа жизни в широких кругах населения лимитрофных провинций, но и утверждала образцы тогдашней моды «haute couture» на далеких окраинах империи. Верность своему клиентскому долгу в отношении августейшего патрона толкала порой ветеранов на нарушение принципа damnatio memoriae — забвения, на которое обрекал римский сенат наиболее ненавистных ему принцепсов. Так в эпитафии бывшего центуриона легиона II Adjutrix, составленной в начале II века, с гордостью сообщается о многочисленных наградах, полученных от Домициана в войнах с даками (Ljubic S. Nadpis rimski iz Mitrovice // VHAD. 1890. N 12. S. 1 (Sirmium, Pannonia Inferior). Следует отметить, что любимец солдат Домициан был впоследствии предан сенатом забвению.
В иконографии надгробных памятников часто представлены сюжеты классической мифологии. Большинство из них связано с трактовкой смерти как похищения и связано с монументами, которые военные ставили своим женам. Одним из самых популярных мифологических сюжетов, связанных с темой смерти как похищения является взятая из троянского цикла история Елены. Похищение Елены Парисом изображалось на надгробных памятниках во II — первой половине III в., На памятнике из паннонской Саварии показаны два эпизода из истории Елены и Париса: их знакомство и бегство в Трою (Die roemische Steindenkmaler aus Savaria, n. 116). В Паннонию сюжет похищения Елены проник из Италии, где он встречается достаточно часто в иконографии надгробных памятников эпохи принципата. Через Паннонию, в свою очередь, он проник в Мезию. Продолжает тему «похищения» изображение на надгробных памятниках Медеи, бегущей с Ясоном (Brunsmid J. Archeoloske biljeske iz Dalmacije i Pannonije // VHAD. 1901. N IV. S. 126. n. 88: (Belovar)). Медея показана восходящей на борт корабля. Ясон, одетый в гражданскую одежду, подает ей руку. Этот сюжет, как отмечает Й. Бруншмид, в первой половине II в. встречается в Верхней Паннонии и Верхней Мезии. Из легионного лагеря Новэ в Мезии известно несколько изображений на надгробных памятниках сцены похищения финикийской царевны Европы воплотившимся в быка Зевсом. А. Садурска датирует памятники рубежом I—
Из далматийской Салоны происходит аттический саркофаг с изображением пленницы Ахилла Брисеиды, похищение которой Агамемноном вызвало серьезный кризис в греческом лагере во время троянской войны29.
На памятниках из Верхней Паннонии известен сюжет похищения Зевсом Ганимеда30.
На так называемых аттических саркофагах, популярных среди городской аристократии провинции Далмации в сер. II — сер. III вв., часто встречаются сюжеты охоты и смерти мифологических героев. Охотничьи сюжеты достаточно разнообразны: охота хищников на травоядных животных, кентавров на львов. Особого упоминания заслуживает сюжет охоты греческих героев Мелеагра, Ясона, Тесея, Диоскуров и др. на калидонского вепря, изображенный на одном из аттических саркофагов в городе Салоне — столице римской Далмации (Archaeologische Museum in Split. Fuehrer. Split, 1990. S. 11). Данный сюжет привлекал не только демонстрацией virtus — доблести героев, убивших опасного зверя. Через миф о калидонской охоте красной нитью проходит идея о неумолимости рока. Как известно, спор из-за трофея после удачного завершения охоты привел к гибели Мелеагра, наиболее благородно показавшего себя во время конфликта. Тем самым, сюжет с калидонской охотой перекликается с популярной темой гибели героев. Мотив гибели героев, популярный в искусстве греческой классики, часто встречается на саркофагах, изготовленных в аттических мастерских во II—
Чрезвычайно распространены были сюжеты, заимствованные из троянского цикла. На ветеранском надгробии из Целейи (Норик) показан Менелай, выносящий тело павшего Патрокла из битвы (CIL III 11703 = (Kolsek V. Celeia, n. 66). При въезде в столицу провинции Далмации Салону у Цезаревых ворот в III в. стоял придорожный рельеф, изображавший Ахилла на острове Скирос. Как известно, мать Ахилла, стремясь уберечь сына от гибели, после похищения Елены Парисом спрятала Ахилла на этом острове переодетым в женскую одежду. Хитрость Одиссея помогла соратникам Менелая выделить Ахилла среди девушек. Этот сюжет, утверждающий неумолимость рока, характерен и для надгробных монументов (Archaeologische Museum in Split. Fuehrer. Split, 1990. S. 11). На аттическом саркофаге из окрестностей Салоны (Далмация) изображен Приам, умоляющий Ахилла отдать для погребения тело убитого Гектора (Cambi N. New Attic Sarcophagi from Dalmatia // Graberskunst der Roemischen Kaiserzeit / Hrsg. G. Koch. Mainz, 1993. P. 85).
Также из Салоны известен имеющий италийские аналогии саркофаг с сюжетом о Ипполите и Федре (Archaeologische Museum in Split. Fuehrer. Split, 1990. S. 12, конец III в.). Кроме Федры, окруженной служанками, и Ипполита, читающего любовное послание от мачехи, на саркофаге показан огорченный Тесей — отец Ипполита и муж Федры. Тема невинно убиенного Ипполита была распространена в аттическом искусстве. На саркофагах изображались также музы — покровительницы музыки и философии, символизирующие бессмертие в потустороннем мире (Archaeologische Museum in Split. Fuehrer. Split, 1990. S. 14).
Античное общество всегда отличалось разнообразием представлений о загробном мире. Наряду с преобладающим взглядом на смерть как на безвозвратный уход в подземное царство Аида, приверженцы разнообразных культов «умирающего и воскресающего бога» исповедовали веру в бессмертие души, надеялись на грядущее воскресение усопших. Источники позволяют предположить, что таких людей было немало среди солдат римской армии. Одним из наиболее распространенных культов такого рода в военной среде был культ Либера-Вакха. В первой главе мы уже говорили об активном использовании популярности этого культа среди военных в предназначенной для армии династической пропаганде. О популярности Диониса-Либера-Вакха в римской армии свидетельствуют следы посвященных этому божеству храмов вблизи римских гарнизонов31.
Из текста надписей известно, что некоторые состоятельные воины за свой счет восстанавливали пришедшие в ветхость святилища Либера-Вакха (CIL III 8485; Imamovic, n. 157). Изображения Либера-Вакха на надгробных памятниках известны из образованной при Веспасиане в Мезии ветеранской колонии Скупи (Vulic N. // Spomenik SKA 1941—
О популярности культа Либера-Вакха в зоне дунайского лимеса свидетельствует определенный тип растительного орнамента, часто встречающийся на надгробных памятниках из этого региона. Речь идет о виноградной лозе, окаймляющей поле надписи. Часто в нижней части стелы показан канфар с виноградной гроздью (Cambi N. Biljeske uz dvije panonske nadgrobne stele // Vjesnik arheoloskog muzeja u Zagrebu. 1989. Vol. XXII. S. 72; канфар с виноградной гроздью на легионерских памятниках из Карнунта: RLiO. 1937. Bd. 18, n. 39; RLiO. 1937. Bd. 18, n. 41; RLiO. 1926. Bd. 16, n. 17; RLiO. 1926. Bd. 16, n. 18; CIL III, 11217). Порой с канфаром — изящным кубком на тонкой ножке и с двумя ручками — на надгробных плитах соседствует плоская чаша — патера (CIL III, 11221 (Карнунт)). Изображения сосудов связаны с греко-италийской традицией жертвенных возлияний в честь умерших. Иногда рядом с перевернутым сосудом на памятниках изображались животное Диониса — пантера (RLiO. 1926. Bd. 16, n. 18 (Карнунт); Die roemische Steindenkmaler aus Savaria. S. 66), а также отсутствующие в классической дионисийской традиции павлин (IMS II (Виминаций), 74) или гриф (RLiO 1926. Bd. 16, n. 17 (Карнунт)). Павлин в восточных мифологиях известен как символ бессмертия. Не исключено, что изображения павлина рядом с сосудами и виноградной лозой на античных надгробиях послужили прототипом для иконографических образов европейского христианства, где павлин пьет из евхаристической вазы, клюет плоды виноградной лозы33.
Гриф, присутствующий на античных надгробных памятниках от Августа до поздней античности, является, видимо, заимствованием из месопотамской мифологии, проникшим в Европу через эллинистические влияния34.
По мнению некоторых исследователей, отголосками вакхических верований являются театральные маски, порой встречающиеся на фронтонах римских стел, принадлежащих военным, на территории Далмации (Cambi N. Stele iz kaznoanticke grobnice u Dugopolju // VAHD. 1993. N 86. S. 161, n. 4 (округа Салоны); Segvic M. Croatiae schedae epigraphicae Latinae inscriptiones quae in Croatia ab anno 1991 usque ad 1995 repertae et editae sunt // Opuscula archaeologica. 1996. N 20. S. 135, n. 28. В обоих случаях памятники принадлежат солдатам когорты III Cyrrhestarum.). Впрочем, некоторые исследователи видят в театральных масках, украшавших воинские памятники проявление свойственной солдатам иронии по отношению к загробной жизни35.
С культом Либера-Вакха или Кибелы связаны многочисленные изображения Горгоны-Медузы на воинских надгробных памятниках: CIL III 14358 (15); CIL III 14358 (21); RLiO. 1926. Bd. 16, n. 29; RLiO. 1926, Bd. 16, n. 35; RLiO. 1933. Bd. 17, n. 77; RLiO. 1937. Bd. 18, n. 63, все — Карнунт; Cambi N., Nadgrobni spomenici…, Tab. 1, 3. — (Asseria); Cambi N., Stele iz kaznoanticke grobnice u Dugopolju // VAHD. 1993. N 86, n. 1, S. 154; etc., Образ Горгоны-Медузы на надгробных памятниках, возможно, играл охранительную функцию, призванную защищать могилу от разорителей. Вероятно, эту же функцию исполняло изображение змееногой Сциллы на фронтоне памятника легионному всаднику из Карнунта (RLiO. 1926. Bd. 16, n. 18). Популярность культа Либера-Вакха в римской армии подтверждают многочисленные изображения Вакха и менад на военных наградах и на вооружении. Либер-Вакх привлекал военных как символ безудержной стихии и как воплощение круговорота жизни и смерти. Символика, связанная с культом Кибелы и Аттиса, к началу империи была широко распространена в иконографии надгробных памятников Италии. Этот культ, в котором переплелись популярные в древнем мире идеи Великой Матери, а также умирающего и воскресающего бога, возник в Малой Азии. Римлянам он стал известен со времен Ганнибаловой войны (Liv., XXIX, 10, 5). Особой популярностью культ Кибелы и Аттиса пользовался в северной Италии, римское освоение которой проходило при активном участии вольноотпущенников, среди которых культы восточного происхождения были традиционно популярны. Поскольку именно северная Италия и прежде всего район Аквилеи стали основным плацдармом для освоения Далмации, Паннонии и Норика, не удивительно, что элементы духовной культуры из метрополии нашли отражение в зоне колонизации и воспринимались там как проявление римского начала. Популярность культа Кибелы и Аттиса среди вольноотпущенников, переехавших из северной Италии в новые провинции, давно подмечена специалистами. Однако о распространенности этого культа в военной среде известно мало. Есть основания полагать, что культ Кибелы и Аттиса находил среди солдат римской армии немало приверженцев, а символика, связанная с этим культом, широко представлена на военных надгробиях. Начать следует с главного символа данного культа, в качестве которого выступала сосновая шишка. Она обозначала животворную силу природы, знак вечного обновления. С начала империи в Далмации широко распространились так называемые киппусы — увенчанные стилизованной сосновой шишкой надгробные памятники конической формы, покрытые также стилизованной чешуей36. Наиболее распространенным является мнение, что далматинские киппусы являются провинциальной имитацией распространенных в Аквилее типов надгробных монументов37. Памятники эти отличаются стилистическим разнообразием в зависимости от региона38.
Объединяет эти памятники то, что все они принадлежат местным уроженцам. Основная часть киппусов установлена на женских погребениях. Как явствует из текста эпитафий, их адресаты заботились об установлении киппуса на своей будущей могиле заблаговременно. Известны также кипппусы, поставленные в качестве надгробных памятников мужчинам. Мужчины эти — как правило, солдаты римской армии39.
Этот тип памятника был связан с обрядом кремации. В III в., когда ингумация вытесняет кремацию, а также в связи с изменением конфессиональной ситуации в регионе киппусы выходят из употребления. Можно, конечно, дискутировать, являлись ли погребенные под киппусами солдаты приверженцами культа Кибелы и Аттиса, однако факт изначальной связи данного типа надгробных памятников с культом Кибелы и Аттиса не вызывает сомнений. Сосновая шишка нередко встречается в иконографии надгробных памятников из городов приморской Далмации (Starac A. Op. cit., S. 73), на военных надгробиях в Мезии (IMS VI (Scupi), n. 47, n. 51, n. 227.), на памятниках приехавших с Востока горняков для освоения месторождений металлов в Балканских горах (IMS I (Kosmaj), n. 89, n. 168). В иконографии античных надгробных памятников лев, особенно если он держит лапу на клубке с шерстью, также определяется как символ Кибелы40.
А. Старац, правда, полагает, что изображения льва на памятниках из Дунайского региона, начиная со II в., носят не символический, а чисто декоративный характер41.
Известно, что в скульптуре Кибела обычно показывалась в сопровождении нескольких львов. Львиные головы встречались на надгробиях римских воинов не только в Паннонии и Норике, как показал в своей известной монографии А. Шебер, но и в Далмации: CIL III 2014; CIL III 2709 (обе надписи из Салоны). Пары львиных голов показаны также на надгробиях горняков — уроженцев Востока из рудничного поселка Космай (Сербия): IMS I (Kosmaj), I, 5, 9, 10, 16, 121. На датированных III в. памятниках из Космая можно видеть смешение традиций культов Вакха и Кибелы. В частности, на монументе, поставленном солдатом когорты II Aureliae Novae для себя и своих близких, львы изображены вокруг канфара с виноградной гроздью, а фронтон стелы украшен сосновой шишкой: IMS I (Kosmaj), 118. На памятнике, который декурион связанной с культом Кибелы коллегии центонарионов поставил для своей жены, по разные стороны от символа дионисийства — канфара с виноградом — показаны не имевшие отношения к этому культу голубь и заяц: IMS I (Kosmaj), 121. Первые исследователи римских надгробных памятников на адриатическом побережье Далмации полагали, что четырехстворчатые двери, нередко с львиными головами, высеченные на многих памятниках, принадлежащих римским легионерам, доказывают принадлежность последних к числу почитателей Кибелы42. Вероятность данного предположения усиливало то обстоятельство, что многие из солдат являлись уроженцами малоазиатского города Пессинунта — центра культа Кибелы и Аттиса. Специально исследовавший проблему воинских стел «с дверями» Н. Камби пришел к выводу, что эти двери не связаны с культом Кибелы и Аттиса и вообще не имеют символического значения, являясь элементом декора43. Исследователь указывает на стилистические различия между дверями на воинских стелах из Далмации и дверями на надгробиях почитателей Кибелы из Малой Азии44, а также обращает внимание на то обстоятельство, что стелы «с дверями» наличествуют далеко не у всех солдат-уроженцев Малой Азии в округе легионного лагеря Тилурия45. Автор убедительно показывает процесс эволюции «дверей» на воинских стелах. Действительно, процесс вырождения данного изобразительного сюжета, проявляющийся в уменьшении площади дверей, а также в замене львиных голов на знаки военной символики, не вызывает сомнений. Думается, однако, что тема дверей на стелах у каменотесов из легионной мастерской в Тилурии появилась не случайно. Трудно отрицать связь данного изобразительного сюжета с этническим составом воинов расположенного в первой половине I в. в Тилурии VII легиона. Этот легион появился в Далмации после восстания местных племен в 6—
По мере пополнения воинской части на новом месте уроженцами европейских провинций численность приверженность культа Кибелы и Аттиса среди солдат, вероятно, сократилась, а символическое значение дверей на воинских надгробиях стало забываться. Приверженность к стелам «с дверями» солдат-уроженцев Востока проявлялась в том, что данный тип памятника предпочитали также воины размещенной в Тилурии вспомогательной части когорты III Cyrrhestarum, состоящей из сирийцев. Изначальную связь стел «с дверями» с культом Кибелы и Аттиса показывают на некоторых из них изображения Аттиса47.
Едва ли стоит полностью отрицать тезис о распространении в европейских провинциях Римской империи азиатских культов посредством воинов — уроженцев восточных провинций. Если идея о распространении в Далмации культа Кибелы и Аттиса через легионеров — уроженцев Галатии представляется все-таки достаточно гипотетической, то имевшее место во второй половине II в. распространение в Мезии, Дакии, Греции культа Гликона — существа с человеческой головой и змеиным туловищем — через служивших там солдат — выходцев из Малой Азии сомнений не вызывает48.
Распространенность культа Кибелы и Аттиса среди городского населения Далмации — факт, уже не требующий доказательств. О изображении головы Аттиса на стелах из далматинского муниципия Сении сообщает Ю. Медини49. Распространенность имен Хиларус — Хилара и их производных среди городских низов провинции также доказывает популярность данного культа во II—
Можно предположить, хотя тому мы располагаем только косвенными свидетельствами, что распространение в Далмации культа Кибелы и Аттиса частично связано с появившимся там в начале I в. крупной группой римских войск. Однако, основными распространителями этого культа на восточном берегу Адриатики, по нашему мнению, являлись переселенцы из Италии, особенно, вольноотпущенники и их потомки, а также выходцы из восточных провинций империи. Не имея источникового материала, прямо указывающего на популярность Кибелы и Аттиса среди воинов римского гарнизона Далмации, мы обладаем эпиграфическими свидетельствами из мезийского легионного лагеря Новэ, которые доказывают существование коллегий легионеров — почитателей данного культа — дендрофоров и думопиретов52. Надгробные памятники с изображениями Аттиса в виде молодого человека во фригийском колпаке изготовляла на рубеже I—
Популярность культов умирающего и воскресающего бога среди солдат римской армии свидетельствует о том, что идеи посмертного воскрешения были распространены в античном обществе независимо от христианства. Символы, связанные своим происхождением с культами Вакха-Либера, а также Кибелы и Аттиса, получили массовое распространение на солдатских памятниках в период правления династии Флавиев (вторая половина I в.) и через Норик и Паннонию разошлись во II в. по дунайскому лимесу. Можно полагать, что во II—
На памятнике представлены также две пантеры и между ними канфар — вакхические символы счастья и изобилия в потустороннем мире. Сцена спасения Ифигении, распространенная на памятниках в Паннонии, показана на саркофагах и из других регионов империи. Памятники эти датированы III в.55.
Также из Виминация происходит памятник, выдающийся по художественному исполнению и принадлежащий человеку с необычной карьерой56. Этот памятник супруга — вольноотпущенница поставила своему мужу, который прошел путь от рядового до префекта вспомогательной когорты I Aquitanorum, стал, соответственно, римским всадником, и при этом являлся (очевидно, во время службы) декурионом муниципия Виминация. Памятник является кенотафом, поскольку его адресат, как указано в надписи, погиб во время британской экспедиции. Над текстом изображен сюжет похищения Персефоны. Плутон со скипетром в руке увозит девушку на колеснице, властно обхватив ее другой рукой за талию. Меркурий с кадуцеем и крылатом шлеме держит лошадей под уздцы и наступает на змею — хтоническое животное. В стороне в полном облачении безучастно стоит Минерва. По мнению первого исследователя данного памятника Й. Бруншмида, трактовка популярного мифа из Элевсинских мистерий выдержана в орфическом духе, в соответствии с трактовкой Эврипида57.
Ниже поля с текстом эпитафии показан сюжет с похищением Европы, а также — по бокам от него — братья Диоскуры. Если похищенная Европа символизировала горечь утраты, то Диоскуры, которые обозначали также две небесные полусферы, воплощают здесь вечный круговорот времени. Изображение Персефоны вместе с Диоскурами, как полагает М. Миркович, придает ему сотериологический смысл. Сюжет похищения Персефоны встречается на памятниках из Паннонии, саркофагах из Испании и Италии58.
Й. Бруншмид полагал, что памятник относится к периоду правления Адриана, когда изображение на надгробных памятниках сцен из классической мифологии вошло в моду59. Более вероятной представляется предложенная М. Миркович датировка его периодом правления династии Северов (IMS II (Viminacium), P. 110). Сотериологический смысл имели также изображения на надгробных памятниках Орфея (Die roemische Steindenkmaler aus Savaria, S. 64 — пример из Петовия (Паннония)) и Одиссея (Muzeo nazionale Romano. Le Sculpture. / Ed. A. Giuliano. Vol. I, 8. Roma, 1985: sarcophagus V. 8). Интересно, что «корабль Одиссея» часто изображался на геммах и лампах — масленках в зоне дунайского лимеса во II—
Из паннонских Петовия и Саварии и мезийского Виминация происходят надгробия с рельефами, изображавшими Селену и спящего красавца Эндимиона (Die roemische Steindenkmaler aus Savaria, S. 64, n. 121). Любопытно, что провинциальные мастера изображали Эндимиона не в виде прекрасного юноши, который, в соответствии с мифом, погрузился в вечный сон для сохранения красоты, а в виде бородатого старика. Изображение на памятниках пробуждающегося Эндимиона содержит в себе идею пробуждения от смерти. Своеобразной персонификацией присущих позднеантичному кинизму идей Pietas и Humanitas, как полагают некоторые исследователи, являлись имевшие сотериологическое значение изображения так называемого Доброго пастыря на саркофагах из Салоны, датированных началом IV в.61. Впрочем, авторитетный исследователь римских надгробных памятников Далмации Н. Камби считает, что изображенный на саркофагах бородатый мужчина с овцой на плечах является одним из первых изображений Христа62.
Очень часто для украшения аттических саркофагов использовался вакхических сюжет уборки винограда менадами, сатирами и эротами. Такие памятники известны из разных мест Далмации: Салоны и Косова поля в околице современного Книна, в период принципата занятого ветеранским виллами (Cambi N. New Attic Sarcofagi from Dalmatia // Graberkunst der Roemischen Kaiserzeit / Hrsg. G. Koch. Mainz, 1993. Plate 29, 30; Patsch K. Rimski kameniti spomenici kninskog muzeja // GZM. 1895. Vol. 7. S. 406, 410, n. 60).
AE — L’Annee Epigraphique, Paris
BJ — Bonner Jahrbuecher des rheinischen Landesmuseums in Bonn, Bonn
CIL—
ВДИ — Вестник древней истории, Москва
GZM — Glasnik zemalijskog muzeja, Sarajevo
ILN — Inscriptions latines de Novae, Poznan
IMS — Inscriptions de la Mesie Superieure, Beograd
JRS — The Journal of Roman Studies, London
RLiO — Der roemische Limes in Oesterreich, Wien
VAHD — Vjesnik za arheologiju i historiju Dalmatinsku, Split
VHAD — Vjesnik Hrvatskog arheoloskoga drustva, Zagreb
ПРИМЕЧАНИЯ