Античная мифология в историческом контексте
Заключение
Рассмотрение античной мифологии в контексте политической истории древнего мира и борьбы христианства с язычеством показывает удивительную живучесть и пластичность античного мифа. Героическая мифология, как показано в первом разделе, поначалу способствовала формированию аристократического этоса в знатных аттических семьях, а затем содействовала образованию гражданского сообщества и распространению аристократических этических ценностей на широкие слои общинного коллектива. Миф оказался мощным пропагандистским оружием в руках власть имущих и власти жаждущих как в период складывания Афинской государственности, так и период ее расцвета. Необходимость использовать авторитет мифа для обоснования важнейших политических и социально-экономических преобразований доказывает его господство в массовом сознании одного из самых передовых эллинских полисов и опровергает представление о безусловности перехода «от мифа к логосу» в классический период греческой истории.
Наряду с традиционной мифологией у афинян, также как и у римлян, возникает мифология особого социально-политического рода, так называемая параисторическая мифология. В ее развитии у афинян и римлян можно обнаружить некоторые общие черты. Оформляется параисторическая мифология и в Афинах, и в Риме в период складывания античной гражданской общины. Появление имперских тенденций во внешней политике афинского и римского государств отразилось в «империалистической» интерпретации «национального» мифа как у афинян (так называемая «новая мифология» эпохи Перикла), так и у римлян (актуализация мифа об Энее, «завет» Кибелы римлянам отомстить грекам за разрушение Трои после перенесения статуи Великой Богини в Рим в конце III в. до н. э. и т. д.). Однако в силу исторических причин параисторический «полисный» миф превратился в имперскую утопию, важным компонентом которой стал миф о «вечном возвращении» «золотого века», только у римлян в виде «возрождения» «римского мифа» при Августе.
В эпоху принципата римское государство уделяло серьезнейшее внимание приобщению армии к ценностям античной культуры в целом и к идеалам «римского мифа» в частности, активно используя в разнообразных средствах пропаганды мифологические символы и образы. Обращает на себя внимание удивительно гармоничная интеграция греческой мифологии в культуру Римской империи.
Материалы, представленные во втором и третьем разделах монографии, не оставляют сомнений в том, что античная мифология в I—
Наиболее безжалостно Отцы христианской патристики обличали римскую мифологию, а особенно те ее компоненты, которые имели отношение к «римскому мифу», ставшему основой имперской утопии. Апологетам евангельского учения было необходимо развенчать Империю как сакральный идеал. Дискредитация «римского мифа» была необходима христианам и потому, что, как любая имперская утопия, он представлял собой особый вариант социальной утопии, утверждавшей, что именно Imperium Romanum лучшим образом обустраивает общественное бытие своих подданных1.
Именно поэтому, высмеивая персонажей римской мифологии, апологеты христианства не могли пройти мимо популяризируемой императорской пропагандой идеи о бесконечно возвращающемся «золотом веке» Римского государства. Вполне вероятно, что Отцы христианства столь большое внимание уделяли разоблачению мифа о Фениксе в немалой степени потому, что в античной литературе бытовало сравнение с птицей Феникс Римского государства, подобно которой Рим всегда возрождался из пепла.
В то время, как в восточных провинциях античная культура, а также неразрывно связанные с ней культы и мифы переживали явный упадок, в Балкано-дунайском регионе ситуация была совсем иная. Здесь античная цивилизация находилась еще на подъеме: возникали многочисленные города, которые притягивали к себе многочисленных переселенцев поначалу из западных, а, начиная с III в., из восточных провинций, а также местное население; бурными темпами происходило освоение природных, главным образом горнорудных богатств региона. Наибольший рост городов происходил во II—
Главным социообразующим фактором здесь являлась армия. Государство, используя разнообразные средства официальной пропаганды, эффективно приобщало солдатские массы к ценностям античной культуры. Данные источники убедительно доказывают, что даже в период кризиса III в. античные культы и «римский миф» как идеология имперского лоялизма господствовали в этой среде. Не случайно дунайские провинции и дислоцированные здесь войска стали в конечном счете спасителями Римской империи, продлив ее существование еще на два века. Апологеты христианства Тертуллиан, Климент Александрийский и другие разоблачали мифы, связанные с Геркулесом, Кибелой и Аттисом, Митрой не только потому, что то были языческие либо «варварские» божества, но и потому, что эти культы особенно активно культивировались государством на рубеже II—
В то же время, анализ иконографии надгробных памятников показывает, что и здесь во II—
Успех христианизация Балкано-дунайского региона объяснялся не только государственной политикой христианизации, ставшей бескомпромиссной во второй половине IV в., но и упадком социальных групп, связанных с античными духовными ценностями. Была сломана античная по своей сути военная организация ранней империи. Пришли в упадок либо в результате общего социально-экономического и политического кризиса, либо в результате варварских вторжений античные города.
Таким образом, широкое распространение образов и символов классической и римской мифологии среди римских воинов, ветеранов и горожан в Балкано-дунайском регионе во II—
ПРИМЕЧАНИЯ