К. Крафт

Золотой венок Цезаря и борьба за разоблачение «тирана»

Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Mit eimen Nachwort zum Neudruck.
Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellshaft, 1969.
Перевод с немецкого О. В. Любимовой под редакцией Е. Валльрабенштайн.

VII. Боль­шая камея Маль­бо­ро.

Чтобы дока­зать, что венок Цеза­ря соот­вет­ст­ву­ет древ­не­му цар­ско­му вен­ку, очень важ­но опро­верг­нуть утвер­жде­ние Тер­тул­ли­а­на, что золо­той три­ум­фаль­ный венок был дубо­вым. Это­му была посвя­ще­на II гла­ва ста­тьи. Но объ­яс­не­ние, чем вызва­на оши­боч­ная инфор­ма­ция это­го позд­не­го авто­ра, было отло­же­но. Мы виде­ли, что Тер­тул­ли­ан, пожа­луй, допу­стил ошиб­ку, так как ста­рал­ся при­ве­сти натя­ну­тые дока­за­тель­ства и нагляд­но пока­зать связь золо­то­го вен­ка цир­ко­вой про­цес­сии с язы­че­ским боже­ст­вом, ука­зав осо­бое рас­те­ние, посвя­щён­ное это­му богу364. С этим согла­су­ет­ся, что в фор­му­ли­ров­ке quas gem­mis et fo­liis ex auro, quer­ci­nis ab Iove, in­sig­nes ad de­du­cen­das cum pal­ma­tis to­gis su­munt[1], встав­ка quer­ci­nis ab Iove[2]365 бро­са­ет­ся в гла­за и как допол­ни­тель­ное объ­яс­не­ние выглядит подо­зри­тель­но, учи­ты­вая, что Тер­тул­ли­ан, насколь­ко нам извест­но из антич­ных источ­ни­ков, не мог най­ти эти сведе­ния в более древ­них сочи­не­ни­ях. Но преж­де все­го сле­ду­ет учесть воздей­ст­вие осо­бых усло­вий Афри­ки, роди­ны авто­ра. На ста­ту­ях Юпи­те­ра, сто­яв­ших в его вре­мя в горо­дах и свя­ти­ли­щах, он не мог бы увидеть венок, так как круп­ные камен­ные скульп­ту­ры неиз­мен­но изо­бра­жа­ют бога без вен­ка. Моне­ты с голо­вой Юпи­те­ра в лав­ро­вом вен­ке вряд ли нахо­ди­лись в обра­ще­нии в нача­ле III в.366; лав­ро­вый венок был не слиш­ком нагляд­но пред­став­лен. Но, воз­мож­но, дело не толь­ко в том, что Тер­тул­ли­ан про­сто сде­лал вывод: дуб, как извест­но, посвя­щён Юпи­те­ру, зна­чит, золо­той венок цир­ко­вой про­цес­сии — дубо­вый. В гре­ко-рим­ских обла­стях Юпи­тер едва ли хоть раз появ­ля­ет­ся в дубо­вом вен­ке вне осо­бо­го куль­та Зев­са Додон­ско­го, но в Север­ной Афри­ке неожи­дан­но обна­ру­жи­ва­ют­ся такие свиде­тель­ства. В горо­де Цир­та (Кон­стан­ти­на) в Нуми­дии была най­де­на над­пись с пере­чис­ле­ни­ем осо­бо важ­ных и цен­ных пред­ме­тов искус­ства. В нача­ле дает­ся свод­ка: Iovis Vic­tor ar­gen­teus in ka­pi­to­lio ha­bens in ca­pi­te co­ro­nam ar­gen­team quer­queam fo­lior. XXX, in qua glan­des n(ume­ro) XV, fe­rens in ma­nu dextra or­bem ar­gen­teum et Vic­to­ria(m) pal­mam fe­ren­tem [spi­nar(um)?] XX et co­ro­nam fo­lior. XXXX in ma­nu si­nistra has­tam ar­gen­team te­nens[3]367. Сле­до­ва­тель­но, неда­ле­ко от Кар­фа­ге­на, род­но­го горо­да Тер­тул­ли­а­на, нахо­дил­ся Юпи­тер в дубо­вом вен­ке. Ранее было отме­че­но, что на круп­ных скульп­ту­рах венок отсут­ст­ву­ет, но здесь речь идёт не о боль­шой мра­мор­ной ста­туе, а о про­из­веде­нии из бла­го­род­но­го метал­ла, а пото­му, веро­ят­но, мень­ше­го фор­ма­та. Мож­но с.85 пред­по­ло­жить, что и в том месте, где жил Тер­тул­ли­ан, и в дру­гих горо­дах Север­ной Афри­ки в хра­мо­вых сокро­вищ­ни­цах хра­ни­лись такие же изо­бра­же­ния Юпи­те­ра в дубо­вом вен­ке.

Это под­твер­жда­ет­ся и ещё одним нагляд­ным свиде­тель­ст­вом, кото­рое сле­ду­ет отне­сти к Афри­ке и с высо­кой веро­ят­но­стью дати­ро­вать вре­ме­нем жиз­ни Тер­тул­ли­а­на: это боль­шая камея Маль­бо­ро в Бри­тан­ском музее (илл. IV 1a)368. На ней пред­став­ле­ны в про­филь голо­вы богов, обра­щён­ные друг к дру­гу: спра­ва Зевс-Юпи­тер с бара­ньим рогом, в дубо­вом вен­ке, сле­ва боги­ня с рас­пу­щен­ны­ми воло­са­ми в вен­ке из коло­сьев, мака и дубо­вых листьев; её одеж­да на груди свя­за­на в узел. Из-за бара­нье­го рога бог был иден­ти­фи­ци­ро­ван как еги­пет­ский Аммон и до сих пор все­гда счи­тал­ся тако­вым369. Нико­гда не рас­смат­ри­ва­лась воз­мож­ность, что это может быть и афри­кан­ский Юпи­тер Хам­мон. Неза­ви­си­мо от всех линг­ви­сти­че­ских спо­ров о свя­зи имён Амон и Баал-Хам­мон, нет сомне­ний, что Баа­ла-Хам­мо­на или Юпи­те­ра-Хам­мо­на, как и еги­пет­ско­го Аммо­на, изо­бра­жа­ли с бара­ньи­ми рога­ми370. В Север­ной Афри­ке най­де­но не так мно­го круп­ных изо­бра­же­ний рога­то­го бога, но они часто встре­ча­ют­ся в при­клад­ном искус­стве371. Это не явля­ет­ся чем-то необыч­ным, а харак­тер­но для всех рим­ских про­вин­ций. Круп­ные скульп­тур­ные изо­бра­же­ния ими­ти­ру­ют образ­цы, нахо­див­ши­е­ся в Риме, так как зака­зы­ва­ли эти изо­бра­же­ния либо офи­це­ры и слу­жа­щие, кото­рые, даже если и не были ита­ли­ка­ми, в целом уже ото­шли от нацио­наль­ных тра­ди­ций сво­ей роди­ны, либо выход­цы из мест­ной ари­сто­кра­тии, более под­вер­жен­ные рома­ни­за­ции и рели­ги­оз­ной in­terpre­ta­tio­ni Ro­ma­nae[4], чем бед­ные слои, для кото­рых богов изо­бра­жа­ло при­клад­ное искус­ство и ремес­ло. Таким обра­зом, в дру­гих обла­стях мест­ные рели­ги­оз­ные тра­ди­ции и мест­ные осо­бен­но­сти изо­бра­же­ния богов тоже менее выра­же­ны в круп­ных скульп­ту­рах, пред­на­зна­чен­ных для широ­кой пуб­ли­ки, чем в при­клад­ном искус­стве. Оста­ёт­ся бес­спор­ным, что в Север­ной Афри­ке мест­ный вер­хов­ный бог имел бара­ньи рога. Поэто­му рога­тый бог на камее Маль­бо­ро может быть как еги­пет­ским Аммо­ном, так и Юпи­те­ром Хам­мо­ном.

Жен­щи­ну на камее назва­ли Иси­дой из-за узла одеж­ды на груди372. Но, пожа­луй, оба бюста мож­но рас­це­ни­вать как пару богов, тес­но свя­зан­ных друг с дру­гом. При этом обыч­ная их иден­ти­фи­ка­ция как Аммо­на и Иси­ды вызы­ва­ет про­бле­му. Во всей антич­ной мифо­ло­гии Аммон и Иси­да нико­гда не обра­зу­ют пару; Иси­ду все­гда соеди­ня­ют с Сера­пи­сом. Это поло­жи­тель­но под­твер­жда­ют мно­го­чис­лен­ные над­пи­си373, десят­ки рез­ных кам­ней с.86 (илл. IV 8)374 и монет­ных типов (илл. IV 10, 12)375 из той же эпо­хи, что и камея. Но на этот оче­вид­ный факт обра­ща­ли очень мало вни­ма­ния, что оче­вид­но из интер­пре­та­ции, кото­рую выдви­нул Визе­лер и при­нял Бер­нул­ли376. Оба иссле­до­ва­те­ля счи­та­ют, что пара на камее — это Юли­ан Отступ­ник и Еле­на, так как эта импе­ра­тор­ская пара IV в. изо­бра­жа­ет­ся на моне­тах как Иси­да и Сера­пис377. Эта парал­лель дале­ко не дока­зы­ва­ет интер­пре­та­цию «Аммон-Иси­да», и моне­та Юли­а­на лишь под­чёр­ки­ва­ет, что Иси­ду не свя­зы­ва­ли с рога­тым богом и, наобо­рот, что нель­зя ожи­дать, чтобы Иси­да высту­пи­ла спут­ни­цей рога­то­го бога. Осталь­ные интер­пре­та­то­ры тоже про­игно­ри­ро­ва­ли это. Но дей­ст­ви­тель­но ли сле­ду­ет при­ни­мать неесте­ствен­ное соче­та­ние Аммо­на с Иси­дой, если име­ет­ся путь к есте­ствен­но­му реше­нию про­бле­мы? Эта воз­мож­ность уже появи­лась, когда было уста­нов­ле­но, что рога­то­го бога мож­но назвать не еги­пет­ским Аммо­ном, а афри­кан­ским Юпи­те­ром-Хам­мо­ном. Нача­тая таким обра­зом цепь дока­за­тельств замкну­лась бы, если бы мож­но было по пра­ву назвать боги­ню спут­ни­цей Хам­мо­на, то есть Танит-Небес­ной боги­ней. Сот­ни пуни­че­ских над­пи­сей свиде­тель­ст­ву­ют о том, что Танит посто­ян­но свя­зы­ва­ли с рога­тым афри­кан­ским богом378. Извест­ная над­гроб­ная над­пись из Авзии в Мавре­та­нии379 дока­зы­ва­ет, что это соче­та­ние сохра­ня­лось и в импе­ра­тор­ское вре­мя. Сле­ду­ет дока­зать, что жен­щи­на на камее Маль­бо­ро изо­бра­жа­ет Небес­ную боги­ню, кото­рую на язы­ке пуний­цев назы­ва­ли Танит. Самый надёж­ный ключ к загад­кам, свя­зан­ным с внеш­но­стью боги­ни380, дают моне­ты. Из-за общей для семи­тов анти­па­тии к вос­про­из­веде­нию чело­ве­че­ско­го обли­ка пуний­цы сна­ча­ла не изо­бра­жа­ли с.87 свою глав­ную боги­ню в обра­зе жен­щи­ны. Её изо­бра­же­ние раз­ви­ва­ет­ся, лишь когда они начи­на­ют исполь­зо­вать чужие выра­зи­тель­ные фор­мы. С кон­ца V — нача­ла IV вв. пуний­цы чека­нят моне­ты (илл. IV 7), сна­ча­ла на Сици­лии, под вли­я­ни­ем совер­шен­ной сира­куз­ской про­дук­ции. Голо­ва Аре­ту­сы, создан­ная Эвай­не­том, ста­ла образ­цом монет­но­го авер­са (илл. IV 11). Вели­ко­леп­ная пуни­че­ская чекан­ка ско­ро внес­ла в этот заим­ст­во­ван­ный обра­зец при­ме­ча­тель­ное изме­не­ние. В камы­шо­вом вен­ке преж­ней сира­куз­ской ним­фы впе­ре­ди появ­ля­ет­ся малень­кий колос (илл. IV 7)381. Колос мог­ли при­вне­сти толь­ко пуни­че­ские чинов­ни­ки, ответ­ст­вен­ные за чекан­ку, этот атри­бут не был и не мог быть под­ра­жа­ни­ем. Несо­мнен­но, гре­че­ские масте­ра при­ба­ви­ли непо­д­хо­дя­щий эле­мент к обра­зу вод­ной боги­ни неза­мет­но, чтобы не раз­ру­шить про­ду­ман­ную гар­мо­нию худо­же­ст­вен­но­го про­из­веде­ния. Но в IV в. и позд­нее, на чекан­ках, оформ­лен­ных, пожа­луй, афри­кан­ски­ми масте­ра­ми, худо­же­ст­вен­ные сооб­ра­же­ния отсту­пи­ли на вто­рой план, и место неза­мет­но­го малень­ко­го коло­са сици­лий­ских эмис­сий занял боль­шой венок из коло­сьев (илл. IV 4, 5). Этот про­цесс раз­ви­тия часто не осо­зна­ют. Изо­бра­же­ние боги­ни на пуни­че­ских моне­тах — это не пере­ра­ботан­ный порт­рет сици­лий­ской Демет­ры-Коры. Эта боги­ня впер­вые появи­лась на моне­тах лишь поз­же, при Ага­фок­ле (318—289 гг. до н. э.) (илл. IV 9). Конеч­но, на пуни­че­ских моне­тах боги­ня укра­ше­на таким же вен­ком из коло­сьев, как и Демет­ра-Кора. Одна­ко не может быть и речи о том, что это изо­бра­же­ние под­ра­зу­ме­ва­ет боже­ство гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. Пуни­че­ская Танит — это тоже боги­ня пло­до­ро­дия и под­зем­но­го мира382, как и Демет­ра-Кора. Оче­вид­но, обе про­ис­хо­дят от вели­кой эгей­ской боги­ни-мате­ри. Мож­но назы­вать голо­вы на пуни­че­ских моне­тах Цере­рой, но при этом необ­хо­ди­мо пони­мать, что это не Цере­ра древ­не­гре­че­ских писа­те­лей, а Цере­ра Афри­кан­ская, кото­рая преж­де носи­ла имя Танит, а в импе­ра­тор­ское вре­мя упо­ми­на­ет­ся как Небес­ная боги­ня383. Вся антич­ная чекан­ка это­го вре­ме­ни поме­ща­ет на авер­сы монет изо­бра­же­ния глав­ных божеств или излюб­лен­ные сим­во­лы сво­его государ­ства. Едва ли мож­но пред­по­ло­жить, что кар­фа­ге­няне откло­ни­лись от это­го прин­ци­па и наме­рен­но изо­бра­зи­ли на моне­тах боги­ню гре­ков, сра­жав­ших­ся про­тив них. с.88 Жен­скую голо­ву, увен­чан­ную коло­сья­ми, на пуни­че­ских моне­тах сопро­вож­да­ют сим­во­лы, кото­рые под­твер­жда­ют, что пра­виль­но назы­вать её Танит, Цере­ра Афри­кан­ская или Небес­ная боги­ня. На моне­тах встре­ча­ет­ся «сим­вол Танит» — рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник, над ним пере­кла­ди­на и круг384, месяц, обра­щён­ный вниз, а под ним сол­неч­ный диск (илл. IV 6)385, кро­ме того, каду­цей386, паль­ма387, гра­нат388, циппус с поч­кой389, — те самые изо­бра­же­ния, кото­рые все­гда при­сут­ст­ву­ют на вотив­ных сте­лах с име­нем Танит390. Вряд ли сле­ду­ет разде­лять сим­во­лы, сопут­ст­ву­ю­щие богине и её спут­ни­ку Хам­мо­ну. Но изо­бра­же­ние на моне­те, соглас­но обы­ча­ям того вре­ме­ни, долж­но пред­став­лять боже­ство государ­ства, выпу­стив­ше­го моне­ты, и если оно пред­ста­ёт в окру­же­нии таких сим­во­лов, его, несо­мнен­но, сле­ду­ет счи­тать Танит. Такую иден­ти­фи­ка­цию глав­ной севе­ро­аф­ри­кан­ской боги­ни под­твер­жда­ет венок из коло­сьев, харак­тер­ное для неё голов­ное укра­ше­ние. Как Цере­ра Афри­кан­ская, она, подоб­но гре­че­ской богине, может нести на воло­сах не толь­ко коло­сья, но и мак, гра­на­ты и дубо­вые листья391. Афри­кан­ская Небес­ная боги­ня392 импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни, как и Иси­да Мири­о­ни­ма, была вели­кой син­кре­ти­че­ской боги­ней, объ­еди­няв­шей в себе раз­лич­ных божеств. Этим объ­яс­ня­ет­ся и узел одеж­ды, харак­тер­ный для Иси­ды, и он не тре­бу­ет рас­смат­ри­вать жен­щи­ну на камее как еги­пет­скую Иси­ду, тем более, что у неё отсут­ст­ву­ет типич­ный для Иси­ды голов­ной убор (илл. IV 10, 12).

Даже если рас­смот­реть бога и боги­ню на этом про­из­веде­нии глип­ти­ки изо­ли­ро­ван­но, их мож­но назвать афри­кан­ски­ми с не мень­шим осно­ва­ни­ем, чем еги­пет­ски­ми. В поль­зу афри­кан­ской иден­ти­фи­ка­ции свиде­тель­ст­ву­ет тот факт, что еги­пет­ские боги совер­шен­но не встре­ча­ют­ся в таком соче­та­нии, тогда как афри­кан­ская вер­сия даёт пару богов, тес­но свя­зан­ных друг с дру­гом соглас­но досто­вер­ным источ­ни­кам.

Дол­го­ждан­ное под­твер­жде­ние это­му дают рим­ские моне­ты, на кото­рых тоже соеди­не­ны рога­тый бог и боги­ня, увен­чан­ная коло­сья­ми. Это дена­рии и ауреи Кор­ни­фи­ция, отче­ка­нен­ные око­ло 43/42 гг. до н. э. (илл. IV 2, 3)393. Хотя оба боже­ства не встре­ча­ют­ся на одной моне­те, их надёж­но соеди­ня­ет общий тип ревер­са. Моне­ты отче­ка­не­ны в Север­ной Афри­ке, веро­ят­но, в Кар­фа­гене, но, во вся­ком слу­чае, не в Егип­те. Это обсто­я­тель­ство уже дав­но долж­но было убедить иссле­до­ва­те­лей назы­вать бога не Аммо­ном, а Хам­мо­ном, а боги­ню, увен­чан­ную коло­сья­ми, не Цере­рой, а Цере­рой Афри­кан­ской. Толь­ко в этом слу­чае с.89 иден­ти­фи­ка­ция тес­но свя­зан­ных монет­ных изо­бра­же­ний будет соот­вет­ст­во­вать паре богов и месту чекан­ки.

Если пред­по­честь орга­ни­че­ское и есте­ствен­ное объ­яс­не­ние, то вряд ли мож­но усо­мнить­ся в том, что пара богов на камее Маль­бо­ро — это Юпи­тер Хам­мон и Цере­ра Афри­кан­ская-Небес­ная боги­ня. Тогда появ­ля­ют­ся решаю­щие осно­ва­ния для даль­ней­шей интер­пре­та­ции и дати­ров­ки про­из­веде­ния глип­ти­ки. Обе голо­вы богов все­гда счи­та­ли — пожа­луй, пра­во­мер­но, — сим­во­ли­че­ским изо­бра­же­ни­ем рим­ской импе­ра­тор­ской пары. Пред­по­ла­га­ли, что это Клав­дий и Агрип­пи­на, Марк Авре­лий и Фау­сти­на, Ком­мод и Кри­спи­на, Дидий Юли­ан и Ман­лия Скан­тил­ла, нако­нец, Юли­ан Отступ­ник и Еле­на; поис­ти­не пёст­рый выбор, охва­ты­ваю­щий не менее трёх сто­ле­тий. На совре­мен­ной опра­ве камеи сто­ят име­на Дидия Юли­а­на и Ман­лии Скан­тил­лы. Такая иден­ти­фи­ка­ция исклю­че­на уже из-за крат­ко­сти прав­ле­ния это­го импе­ра­то­ра — 65 дней394. Хотя боро­да не под­хо­дит к ран­не­му прин­ци­па­ту и импе­ра­то­ру этой эпо­хи, Фурт­вен­глер отнёс камею к прав­ле­нию Клав­дия и пред­по­ло­жил, что это Клав­дий и Агрип­пи­на395. Вели­кая заслу­га Фурт­вен­гле­ра в том, что он совер­шил вели­ко­леп­ный про­рыв в иссле­до­ва­нии рез­ных кам­ней и впер­вые при­вёл в порядок этот бога­тый мате­ри­ал. При таком объ­ё­ме мате­ри­а­ла недо­чё­ты были неиз­беж­ны. Посколь­ку в прав­ле­ние Юли­ев-Клав­ди­ев появ­ля­ет­ся мно­же­ство пре­вос­ход­ных камей, у вели­ко­го архео­ло­га сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, буд­то все боль­шие камеи были изготов­ле­ны в этот пери­од. Но ока­за­лось, что это не так. После­дую­щие спе­ци­а­ли­сты, Уол­терс и Роден­вальдт, схо­дят­ся в том, что стиль камеи ука­зы­ва­ет на вто­рую поло­ви­ну II в. н. э. Уол­терс напо­ми­на­ет о сти­ли­сти­че­ски близ­кой камее с Сеп­ти­ми­ем Севе­ром в Пари­же, но не даёт окон­ча­тель­но­го реше­ния, ввиду мно­же­ства про­ти­во­ре­чи­вых дати­ро­вок, одна­ко рас­смат­ри­ва­ет и иден­ти­фи­ка­цию рога­то­го бога с самим Сеп­ти­ми­ем Севе­ром396. Роден­вальдт тоже счи­та­ет, что стиль ука­зы­ва­ет на «вто­рую поло­ви­ну II в. (Ком­мод)»397. Дати­ров­ку обо­их архео­ло­гов мож­но при­нять. Кро­ме того, толь­ко в этот пери­од име­ет­ся длин­но­бо­ро­дые импе­ра­то­ры, кото­рые и внешне похо­жи на бога на камее. Близ­кое порт­рет­ное сход­ство отсут­ст­ву­ет. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что пред­по­ла­га­лись как Марк Авре­лий, так и Ком­мод. Но послед­няя иден­ти­фи­ка­ция пред­став­ля­ет­ся необыч­ной, так как мно­же­ство нагляд­ных свиде­тельств пока­зы­ва­ет, что когда Ком­мо­да изо­бра­жа­ли обо­жест­влён­ным, он обыч­но пред­по­чи­тал образ Герак­ла со льви­ной шку­рой на голо­ве. Пару богов на камее, как было пока­за­но, сле­ду­ет счи­тать Юпи­те­ром Хам­мо­ном и Цере­рой Афри­кан­ской-Небес­ной боги­ней. Тогда сама собой обна­ру­жи­ва­ет­ся импе­ра­тор­ская пара, кото­рую толь­ко и мож­но сопо­ста­вить с эти­ми бога­ми: Сеп­ти­мий Север и Юлия Дом­на. Сеп­ти­мий Север — это един­ст­вен­ный рим­ский импе­ра­тор из Север­ной Афри­ки. Он родил­ся в Боль­шой Леп­те, в семье невы­со­ко­го, пожа­луй, пуний­ско­го про­ис­хож­де­ния. Он — един­ст­вен­ный, с.90 кого мог­ли бы осмыс­лен­но упо­до­бить севе­ро­аф­ри­кан­ско­му Хам­мо­ну. Иссле­до­ва­те­ли часто ука­зы­ва­ли, что культ афри­кан­ской Небес­ной боги­ни силь­нее все­го рас­про­стра­нил­ся при Сеп­ти­мии Севе­ре и что под этим име­нем почи­та­ли Юлию Домну398. Дома­шев­ски очень пра­виль­но заме­тил, что мож­но ожи­дать, чтобы Сеп­ти­мия Севе­ра в соот­вет­ст­вии с этим отож­дествля­ли с Юпи­те­ром Хам­мо­ном399. Теперь камея Маль­бо­ро даёт нагляд­ное свиде­тель­ство это­му, отсут­ст­во­вав­шее ранее, а рога­тый бог на ревер­се ред­ких монет Сеп­ти­мия Севе­ра (илл. IV 1)400 может назы­вать­ся Юпи­те­ром Хам­мо­ном. Стиль и изо­бра­же­ние камеи Маль­бо­ро ука­зы­ва­ют на Сеп­ти­мия Севе­ра и Юлию Домну. Сле­до­ва­тель­но, изо­бра­же­ние Юпи­те­ра на камее отно­сит­ся к пери­о­ду жиз­ни Тер­тул­ли­а­на и к его родине. Этот Юпи­тер тоже увен­чан дубо­вым вен­ком, кото­рый, как вид­но уже из над­пи­си в Цир­те, слу­жил голов­ным укра­ше­ни­ем Юпи­те­ра в рим­ской Север­ной Афри­ке. Даже если счи­тать, что порт­рет­ное сход­ство недо­ста­точ­но и на камее изо­бра­же­на про­сто пара богов без ука­за­ния на опре­де­лён­но­го рим­ско­го пра­ви­те­ля, в резуль­та­те иссле­до­ва­ния всё рав­но обна­ру­жи­ва­ет­ся афри­кан­ский Юпи­тер вто­рой поло­ви­ны II в. н. э., увен­чан­ный дубом. Тогда отпа­да­ет воз­ра­же­ние, кото­рое мож­но было бы с само­го нача­ла выдви­нуть про­тив нас, како­го бы импе­ра­то­ра мы ни выбра­ли: что дубо­вый венок — это co­ro­na ci­vi­ca, а не голов­ное укра­ше­ние, свой­ст­вен­ное богу. Моне­ты401 и объ­ём­ные скульп­ту­ры402 дают мно­же­ство нагляд­ных при­ме­ров внеш­не­го вида co­ro­nae ci­vi­cae. Но на них все­гда име­ют­ся лен­ты на затыл­ке, удер­жи­ваю­щие две дубо­вых вет­ви. Но из мно­гих сотен дубо­вых и лав­ро­вых вен­ков Зев­са и Юпи­те­ра ни один не укра­шен таки­ми лен­та­ми403. Нет осно­ва­ний счи­тать, что камея Маль­бо­ро един­ст­вен­ная отсту­па­ет от это­го сто­крат­но под­твер­ждён­но­го прин­ци­па. Поэто­му мож­но счи­тать, что дубо­вый венок Юпи­те­ра Хам­мо­на на камее Маль­бо­ро — это осо­бый атри­бут бога, тем более, что над­пись из Цир­ты уже пока­за­ла, что это голов­ное укра­ше­ние встре­ча­ет­ся у вер­хов­но­го бога в Афри­ке. Мож­но пред­по­ло­жить, что куль­то­вая ста­туя в Цир­те име­ла и бара­ньи рога. Труд­но ска­зать, как у Юпи­те­ра Афри­кан­ско­го и Зев­са Додон­ско­го появи­лось оди­на­ко­вое укра­ше­ние, суще­ст­ву­ет ли здесь вза­и­мо­за­ви­си­мость и общий древ­ний источ­ник или это резуль­тат само­сто­я­тель­но­го раз­ви­тия404. Иссле­до­ва­ние это­го вопро­са вышло бы дале­ко за рам­ки, с.91 необ­хо­ди­мые для при­веде­ния дока­за­тельств насчёт золо­то­го вен­ка Цеза­ря. Поэто­му огра­ни­чим­ся дока­за­тель­ст­вом того, что на родине Тер­тул­ли­а­на Юпи­те­ра вен­ча­ли дубо­вой лист­вой. Если афри­кан­ский автор хотел опи­сать листья вен­ка, кото­рый дол­жен был носить и древ­ний рим­ский Юпи­тер, то он и его севе­ро­аф­ри­кан­ские чита­те­ли мог­ли поду­мать о тех про­из­веде­ни­ях искус­ства, кото­рые хра­ни­лись в Цир­те и, веро­ят­но, в дру­гих афри­кан­ских горо­дах, или вспом­нить о дубо­вом вен­ке Хам­мо­на-Сеп­ти­мия Севе­ра на камее, кото­рая была изготов­ле­на имен­но тогда для его зем­ля­ка-импе­ра­то­ра и, навер­ное, была широ­ко извест­на.

И совер­шен­но неза­ви­си­мо от пра­виль­но­сти это­го пред­по­ло­же­ния, оста­ёт­ся неиз­мен­ным, что этрус­ский Юпи­тер на нагляд­ных изо­бра­же­ни­ях увен­чан не дубо­вым, а лав­ро­вым вен­ком, точ­нее, — золотым вен­ком с таки­ми же деко­ра­тив­ны­ми эле­мен­та­ми, какие обна­ру­жи­ва­ют­ся на голов­ном укра­ше­нии Цеза­ря на моне­тах. Сле­ду­ет ли отдать пред­по­чте­ние ори­ги­наль­ным нагляд­ным свиде­тель­ствам этрус­ков, не слиш­ком отда­лён­ным от того вре­ме­ни, когда этрус­ское обла­че­ние появи­лось в Риме, перед афри­кан­цем, писав­шим на 1000 лет поз­же, — это, веро­ят­но, спор­ный вопрос. Но, при­ни­мая свиде­тель­ство Тер­тул­ли­а­на о три­ум­фаль­ном вен­ке из дубо­вых листьев, сле­ду­ет отда­вать себе отчёт, что соглас­но ему венок цир­ко­вой про­цес­сии имел не такие листья, как те, что обна­ру­жи­ва­ют­ся на древ­них изо­бра­же­ни­ях этрус­ских вен­ков Юпи­те­ра, кото­рые пись­мен­ные источ­ни­ки назы­ва­ют образ­ца­ми вен­ков цир­ко­вой про­цес­сии. Иссле­до­ва­тель, кото­рый жела­ет и даль­ше счи­тать золо­той три­ум­фаль­ный венок дубо­вым, дол­жен объ­яс­нить, поче­му на этрус­ских изо­бра­же­ни­ях Юпи­те­ра дубо­вый венок отсут­ст­ву­ет, хотя костюм три­ум­фа­то­ра, к кото­ро­му отно­сит­ся и золо­той венок цир­ко­вой про­цес­сии, веро­ят­но, ими­ти­ру­ет этрус­ское оде­я­ние Юпи­те­ра. Пока на этот вопрос не дано удо­вле­тво­ри­тель­но­го отве­та, выска­зы­ва­ние Тер­тул­ли­а­на о дубо­вых листьях золо­то­го вен­ка не может счи­тать­ся надеж­ным свиде­тель­ст­вом о фор­ме золо­то­го цар­ско­го вен­ка и про­тив нашей тео­рии о цар­ском вен­ке Цеза­ря на моне­тах.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 364Ср. с.23 сл.
  • 365Ter­tul­lian, de co­ro­na 13. Пунк­ту­а­ция соглас­но послед­не­му изда­нию Крой­ма­на, CSEL LXX (1942).
  • 366Одна­ко нель­зя ска­зать, что они пол­но­стью отсут­ст­ву­ют, так как Н. Дюрр (N. Dürr, Schweiz. Münzblät­ter 3, 1952, с. 28 сл.) опуб­ли­ко­вал дена­рий Сеп­ти­мия Севе­ра с голо­вой Юпи­те­ра в лав­ро­вом вен­ке на ревер­се.
  • 367CIL VIII 6981 = Des­sau, Inscrip­tio­nes La­ti­nae Se­lec­tae, № 4921 a.
  • 368H. B. Wal­ters, Ca­ta­lo­gue of the Engra­ved Gems and Ca­meos, Greek and Ro­man in the Bri­tish Mu­seum, № 3619. Furtwängler, Die an­ti­ken Gem­men III, с. 321 рис. 169.
  • 369Так в сле­дую­щих работах: Wal­ters, указ. соч.; Furtwängler, указ. соч.; C. W. King, Handbook of Engra­ved Gems, с. 49; Sto­ry-Mas­ke­ly­ne, Marlbo­rough Gems Sa­le Cat. № 482; Ber­noul­li, Röm. Iko­no­gra­phie II 3, с. 11 № 250.
  • 370RE VII 2310 сл. (Cu­mont). Ro­schers My­thol. Lex. I 291 (Ed. Meyer).
  • 371Ph. Ber­ger, Ga­zet­te Arch. 5, 1879, с. 133 H. G. Doub­let — P. Gauck­ler, Mu­sée de Con­stan­ti­ne (1892), с. 95 № 3: «Les sta­tues d’Am­mon sont aus­si ra­res en Af­ri­que, que sa rep­ré­sen­ta­tion est fré­quen­te sur les mé­dail­les, les objets en plomb, en bron­ze, en ar­gent, les in­tail­les et les sta­tuet­tes en ter­re cul­te»[5].
  • 372Ср. при­ме­ча­ние 369.
  • 373Под­бор­ку латин­ских над­пи­сей см. в рабо­те E. De Rug­gie­ro, Di­zio­na­rio epig­ra­fi­co IV (1924), с. 88. Отно­си­тель­но упо­мя­ну­тых там свя­зей Иси­ды с дру­ги­ми бога­ми сле­ду­ет заме­тить, что речь нико­гда не идёт о про­стой паре: III 7771: Иси­да, Сера­пис, Юпи­тер, Сол, Луна, Диа­на; III 3232: Иси­да, Юпи­тер, Сол, Сера­пис; VI 30975: Мер­ку­рий, Юпи­тер, Юно­на, Минер­ва, Сол, Луна, Апол­лон, Диа­на, Фор­ту­на, Опа, Иси­да, Пие­та, Фата; XIII 6633: Юпи­тер как прото­ма в середине, по бокам Иси­да и Сера­пис. Над­пись Orel­li № 1894 — под­дел­ка = XIII 1337*. Ср. так­же Wis­sowa, Re­li­gion und Kul­tus der Rö­mer2 с. 358.
  • 374Преж­де в кол­лек­ции Арнд­та. Ср. Furtwängler, Be­schrei­bung der ge­schnit­te­nen Stei­ne im An­ti­qua­rium, № 2548 сл., 2626 сл., 6278, 7154, 8498, 11198.
  • 375BMC Ale­xandria: про­ти­во­по­став­лен­ные бюсты № 749 (Адри­ан). Бюсты рядом № 746 (Адри­ан), 1106 (Анто­нин Пий), 1553 (Анния Фау­сти­на), 1562 (Меза), 1666 сл. (Алек­сандр Север), 1764 (Мамея), 1797 (Мак­си­мин Фра­ки­ец), 1819 (Мак­сим Цезарь), 2289 (Сало­нин), 2619 (Гале­рий). Ср. позд­не­ан­тич­ные мате­ри­а­лы в кни­ге Al­föl­di, A Fes­ti­val of Isis in Ro­me (1937), илл. IV сл.
  • 376Ber­noul­li, Röm. Iko­no­gra­phie II 3, с. 250. Wie­se­ler, Abh. d. Ges. Wiss. Göt­tin­gen 1884.
  • 377Co­hen VII с. 67 № 16 = Al­föl­di, A Fes­ti­val of Isis илл. 7, 31 сл.
  • 378RE IV A 2178 сл. (Prei­sen­danz).
  • 379CIL VIII 9018 = Des­sau, ILS № 4428.

    [Pan]thea cor­ni­ge­ri sac­ris adiuncta To­nan­tis
    [q]uae Li­by­cis Mau­ris­que si­mul ve­ne­ra­bi­lis oris
    [his] etiam co­li­tur te[rr]is, quam Jup­pi­ter Ham­mon
    [in­ter] ut­rum­que lat[us] m[e]diam cum Di­te se­ve­ro
    [dext]er se­de te­git: hanc p[u]lvi­na­ri­bus al­tis
    [sub­li­mi]que di­cat so­lio di­vos­que fre­quen­tis[6].
  • 380Ср. сопо­став­ле­ние раз­лич­ных изо­бра­же­ний, кото­рые счи­та­ют изо­бра­же­ни­я­ми Танит: RE IV A 2212 сл. (Prei­sen­danz). На худо­же­ст­вен­ное испол­не­ние пуни­че­ских монет повли­я­ли гре­че­ские образ­цы, поэто­му Л. Мюл­лер скло­нен видеть в богине на этих моне­тах Демет­ру или Кору (Цере­ру-Про­зер­пи­ну). О. Мель­цер (O. Meltzer, Ge­schich­te der Kar­tha­ger I (1879) с. 131 сл., 476) и Ст. Гзелль (St. Gsell, His­toi­re an­cien­ne de l’Af­ri­que du Nord IV (1924) с. 276), напро­тив, уже пра­виль­но опре­де­ли­ли, что это долж­на быть кар­фа­ген­ская Танит. Ср. R. Her­big, Rom und Kar­tha­go. Сов­мест­ная работа груп­пы под руко­вод­ст­вом Й. Фог­та (J. Vogt, 1943, с. 144). Мель­цер обос­но­ван­но высту­пил про­тив неоправ­дан­но­го раз­ли­че­ния Цере­ры и Про­зер­пи­ны на кар­фа­ген­ских моне­тах, кото­рое про­во­дит Мюл­лер.
  • 381Mül­ler, Nu­mis­ma­ti­que de l’an­cien­ne Af­ri­que II, с. 74 № 1; с. 76 № 22. Mac­do­nald, Hun­te­rian Col­lec­tion, с. 584 сл. № 2 сл. Gro­se, Fitzwil­liam-Mu­seum, Mac Clean Col­lec­tion 1 с. 294 № 3 = наша илл. IV 7.
  • 382Gsell, His­toi­re anc. de l’Af­ri­que du Nord IV, с. 349. RE IV A 2132 (Prei­sen­danz).
  • 383Цере­ра Гре­че­ская, CIL VIII 10564. Цере­ра Афри­кан­ская, Ter­tul­lian, De ex­hort. cas­ti­ta­tis 13, 17 сл.; ad. ux. 1, 6, 19 сл. Вопрос о том, не свя­за­но ли появ­ле­ние в Риме Про­зер­пи­ны с пуни­че­ской боги­ней пло­до­ро­дия и под­зем­но­го мира Танит, нуж­да­ет­ся в иссле­до­ва­нии. Ver­rius Flac­cus, Schol. Hor. carm. saec. 8: bel­lo Pu­ni­co pri­mo… ita res­pon­de­runt bel­lum ad­ver­sus Kar­tha­ge­nien­ses pros­pe­re ge­ri pos­se, si Di­ti et Pro­ser­pi­nae tri­duo… lu­di fuis­sent ce­leb­ra­ti et car­men can­ta­tum in­ter sac­ri­fi­cia[7]. Мож­но пред­по­ло­жить, что таким обра­зом доби­ва­лись бла­го­склон­но­сти боже­ства, кото­рое покро­ви­тель­ст­во­ва­ло вра­гу Рима — Кар­фа­ге­ну. Это пред­по­ло­же­ние под­твер­жда­ет­ся тем, что Кора появи­лась в Риме как Либе­ра вме­сте с Демет­рой и Либе­ром ещё на два с поло­ви­ной века рань­ше, и про­шло «дол­гое вре­мя, пока тож­де­ство Либе­ры и Про­зер­пи­ны не ста­ло оче­вид­ным» для рим­лян (Car­ter, Ro­schers Myth. Lex. III 3143 сл.). Во вся­ком слу­чае, мне кажет­ся, что сто­ит рас­смот­реть воз­мож­ность того, что за Дитом сто­ит Баал Хам­мон, а за Про­зер­пи­ной — Танит. О гре­че­ском про­ис­хож­де­нии тарент­ских игр см. Weinstock RE IV A 2313.
  • 384Mül­ler, указ. соч., с. 77, № 32 (сим­вол Танит рядом с голо­вой).
  • 385Mül­ler, указ. соч., с. 101, № 284; с. 96 № 183. Hun­te­rian Col­lec­tion, с. 597, № 113, илл. 94, 11.
  • 386Mül­ler, указ. соч., с. 76, № 26. № 21; с. 77 № 31; с. 93 № 146; с. 98 № 223.
  • 387Mül­ler, указ. соч., с. 74 сл.
  • 388Mül­ler, указ. соч., с. 78 № 38.
  • 389Mül­ler, указ. соч., с. 98 № 220.
  • 390RE IV A 2190 сл. (Prei­sen­danz).
  • 391Мак и гра­на­ты как сим­во­лы Пер­се­фо­ны обще­из­вест­ны. С дубо­вы­ми листья­ми мож­но сопо­ста­вить увен­чан­ную дубо­вы­ми листья­ми Гека­ту, Apoll. Rhod. III 1215. Дуб, посвя­щён­ный Цере­ре: Ovid., Met. 8, 741 сл. Ср. так­же изо­бра­же­ния Коры Спа­си­тель­ни­цы, увен­чан­ной дубом, в Кизи­ке, BMC My­sia, илл. 10, 1; на ревер­се моне­ты факел в дубо­вом вен­ке.
  • 392Ter­tul­lian, ad nat. 2, 8; ср. apol. 24, 7.
  • 393Sy­den­ham, № 1352—1354. BMC Rep. II, с. 577 сл.
  • 394C. W. King, Handbook of Engra­ved Gems, с. 50.
  • 395Furtwängler, Die an­ti­ken Gem­men III, с. 325 сл.
  • 396Wal­ters, указ. соч., с. 342.
  • 397G. Ro­denwaldt, JdI 37, 1922, с. 20.
  • 398A. V. Do­maszew­ski, Die Re­li­gion des rö­mi­schen Hee­res, Westd. Ztschr. f. Ge­sch. u. Kunst 14, 1895, с. 74. Wis­sowa, Re­li­gion und Kul­tus der Rö­mer2, с. 374. Боже­ство в стен­ном вен­ке — это пер­во­на­чаль­но Тюхе горо­да Кар­фа­ге­на, кото­рая соот­вет­ст­ву­ет пер­со­ни­фи­ка­ции горо­да, извест­ной из дру­гих источ­ни­ков.
  • 399Дома­шев­ски (указ. соч., с. 74), откло­ня­ет­ся от пра­виль­но­го пути, сле­дуя за исто­ри­ко-линг­ви­сти­че­ски­ми заме­ча­ни­я­ми Нёль­де­ке, что Хам­мон и Амон не свя­за­ны друг с дру­гом. Но исто­ри­ко-линг­ви­сти­че­ская сто­ро­на дела несу­ще­ст­вен­на, так как в любом слу­чае выс­ший севе­ро­аф­ри­кан­ский бог, спут­ник Небес­ной боги­ни, тоже был рога­тым.
  • 400BMC Emp. V, с. 219. N. Dürr, Schweiz. Münzblät­ter 3, 1952, с. 28 сл. Уни­каль­ный экзем­пляр в Глаз­го.
  • 401BMC Emp. I, илл. 5, 12; 6, 2. 10; 28, 8 и др. На моне­тах дубо­вый венок на голо­ве носит толь­ко Август, BMC Emp. I илл. 1, 13; 2, 13; 6, 3 сл.
  • 402Напри­мер, A. Heck­ler, Die Bildnis­kunst der Grie­chen und Rö­mer, илл. 169 b (Август); илл. 182 b (Кали­гу­ла); илл. 180 (Клав­дий). R. Delbrueck, Spä­tan­ti­ke Kai­ser­porträts, илл. 30—35 (Кон­стан­тин Вели­кий).
  • 403Един­ст­вен­ный извест­ный мне при­мер — BMC Emp. I, илл. 49, 12, ср. наше прим. 105.
  • 404В свя­зи с этим сле­ду­ет упо­мя­нуть брон­зо­вую пла­сти­ну, опуб­ли­ко­ван­ную в Брюс­се­ле Ф. Кумо­ном (F. Cu­mont, Festschr. O. Ben­dorff (1889) с. 291 сл.); рис. см. A. B. Cook, Zeus II (1925), с. 191 сл., рис. 138. Голо­ва Зев­са в дубо­вом вен­ке поко­ит­ся на орле, кото­рый в ког­тях дер­жит змею, а она обви­ва­ет голо­ву Зев­са и куса­ет соб­ст­вен­ный хвост. Эта змея, хоро­шо извест­ная по гно­сти­че­ским изо­бра­же­ни­ям, види­мо, ука­зы­ва­ет, что голо­ва в лав­ро­вом вен­ке изо­бра­жа­ет сиро-фини­кий­ско­го Ваа­ла. — О свя­зи Зев­са Додон­ско­го и Зев­са Аммо­на в Егип­те см. Cook, Zeus II, с. 361 сл.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1][Вен­ки,] укра­шен­ные дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и золоты­ми листья­ми, дубо­вы­ми от Юпи­те­ра, наде­ва­ют, вме­сте с тога­ми, рас­ши­ты­ми паль­ма­ми, при про­езде колес­ниц.
  • [2]Дубо­вы­ми от Юпи­те­ра.
  • [3]Сереб­ря­ный Юпи­тер Победи­тель на Капи­то­лии, име­ю­щий на голо­ве сереб­ря­ный дубо­вый венок с 30 листья­ми, в кото­ром 15 желудей, дер­жа­щий в пра­вой руке сереб­ря­ный зем­ной шар и Победу, име­ю­щую паль­му с 20 [перья­ми] и коро­ну с 40 листья­ми, дер­жа­щий в левой руке сереб­ря­ное копье.
  • [4]Рим­ско­му тол­ко­ва­нию.
  • [5]Ста­туи Аммо­на столь же ред­ки в Афри­ке, сколь рас­про­стра­не­ны меда­ли, свин­цо­вые, брон­зо­вые, сереб­ря­ные пред­ме­ты, инта­льи и терра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки, изо­бра­жаю­щие его.
  • [6]Пан­тея, свя­зан­ная с рога­тым свя­щен­ным Гро­мо­верж­цем, кото­рая, чти­мая одно­вре­мен­но в кра­ях ливий­цев и мав­ров, почи­та­ет­ся и на этой зем­ле, кото­рую, сидя­щую посе­редине меж­ду дво­и­ми, Юпи­тер Хам­мон сопро­вож­да­ет сле­ва, а суро­вый Дит спра­ва, воз­ве­ща­ет, что она и боги часто быва­ют на этих высо­ких ложах и воз­вы­шен­ном троне.
  • [7]В Первую Пуни­че­скую вой­ну… отве­ти­ли, что вой­на про­тив кар­фа­ге­нян будет успеш­ной, если в тече­ние трёх дней про­ве­сти игры в честь Дита и Про­зер­пи­ны и петь гимн во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ний.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1335253318 1303222561 1341510952 1341515196 1341658575