Монахов С. Ю., Рогов Е. Я.

Керамические комплексы некрополя Панское I

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 8. Саратов, 1990. С. 122—151.

с.122 Насто­я­щая работа под­во­дит ито­ги преды­ду­щим пуб­ли­ка­ци­ям отдель­ных кате­го­рий кера­ми­че­ско­го инвен­та­ря из погре­бе­ний нек­ро­по­ля Пан­ское I, иссле­до­вав­ше­го­ся Тар­хан­кут­ской экс­пе­ди­ци­ей ЛОИА АН СССР и СГУ в 70—80-е годы. Вслед за свод­ка­ми кера­ми­че­ской тары и чер­но­ла­ко­вой кера­ми­ки1 в дан­ной ста­тье дает­ся опи­са­ние про­стой гон­чар­ной и леп­ной посуды, но основ­ное вни­ма­ние уде­ля­ет­ся сум­мар­но­му ана­ли­зу кера­ми­че­ских ком­плек­сов. Не дуб­ли­руя преды­ду­щие ста­тьи, авто­ры посчи­та­ли нуж­ным еще раз обра­тить­ся к это­му мате­ри­а­лу в его нераз­рыв­ном един­стве, исполь­зуя как таб­лич­ную с.123 (тек­сто­вую), так и гра­фи­че­скую фор­мы пода­чи мате­ри­а­ла. Нам пред­став­ля­ет­ся, что это может открыть новые, не реа­ли­зо­ван­ные ранее воз­мож­но­сти интер­пре­та­ции погре­баль­но­го инвен­та­ря. Кро­ме того, опыт под­ска­зы­ва­ет, что толь­ко в этом слу­чае мож­но счи­тать мате­ри­ал пол­но­стью введен­ным в науч­ный обо­рот.

Про­стая гон­чар­ная посуда (табл. 1). Все­го в мате­ри­а­лах нек­ро­по­ля встре­че­но 20 таких сосудов трех кате­го­рий: кув­ши­ны, туа­лет­ные фла­ко­ны и гут­ту­сы. Место про­из­вод­ства боль­шин­ства из них уста­но­вить не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Поэто­му мы, сле­дуя тра­ди­ци­он­ной схе­ме, разде­ли­ли кера­ми­ку в пре­де­лах каж­дой кате­го­рии на крас­но­гли­ня­ную и серо­гли­ня­ную2.

Кув­ши­ны пред­став­ле­ны 11 экзем­пля­ра­ми, из них пять серо­гли­ня­ных неуста­нов­лен­ных цен­тров про­из­вод­ства. Все серо­гли­ня­ные кув­ши­ны (№№ 134—137) типо­ло­ги­че­ски одно­об­раз­ны и име­ют шаро­вид­ное туло­во на под­доне сред­ней высоты. Сна­ру­жи они покры­ты серо­ва­то-чер­ным анго­бом и раз­ли­ча­ют­ся толь­ко раз­ме­ра­ми и про­фи­ли­ров­кой гор­ла. Кув­шин № 134 име­ет ворон­ко­вид­ное гор­ло с внеш­ним риф­ле­ни­ем, венец не моде­ли­ро­ван, сла­бо ото­гнут, оваль­ный в сече­нии. К нему гори­зон­таль­но кре­пит­ся руч­ка. Подоб­ные сосуды встре­ча­ют­ся доволь­но широ­ко в сло­ях и погре­бе­ни­ях V и осо­бен­но пер­вой поло­ви­ны IV вв. до н. э.3 Наш экзем­пляр про­ис­хо­дит из ком­плек­са М.034 пер­вой поло­ви­ны IV в. до н. э. (табл. 3). Два дру­гих кув­ши­на — №№ 135, 136 — мень­ших раз­ме­ров и име­ют цилин­дри­че­ское гор­ло без риф­ле­ния. Вен­цы не сохра­ни­лись (табл. 7, 11). Подоб­ные сосуды хоро­шо извест­ны в бос­пор­ских мате­ри­а­лах, при­чем дати­ру­ют­ся очень широ­ко — IV — нач. III вв. до н. э.4 Один из наших сосудов най­ден в ком­плек­се вто­рой чет­вер­ти IV века. Послед­ний кув­шин этой груп­пы (№ 137) зна­чи­тель­но круп­нее осталь­ных (табл. 11). с.124 Близ­кие фор­мы пер­вой поло­ви­ны IV в. встре­че­ны в Ели­за­ве­тов­ском могиль­ни­ке5. Наш экзем­пляр дати­ру­ет­ся середи­ной IV века.

Крас­но­гли­ня­ные кув­ши­ны более раз­но­об­раз­ны по фор­ме, воз­мож­но, пото­му, что про­ис­хо­дят из раз­ных цен­тров про­из­вод­ства и обна­ру­же­ны в ком­плек­сах широ­ко­го хро­но­ло­ги­че­ско­го диа­па­зо­на — от нача­ла IV до нача­ла III вв. до н. э. Сре­ди­зем­но­мор­ский кув­шин № 127 име­ет стан­дарт­ную фор­му и по ана­ло­ги­ям уве­рен­но дати­ру­ет­ся пер­вой чет­вер­тью IV в. (табл. 3). Более ред­кая фор­ма пред­став­ле­на т. н. лаги­но­сом № 132. Он име­ет при­зе­ми­стое гри­бо­вид­ное туло­во на низ­ком под­доне. Гор­ло низ­кое, венец силь­но ото­гнут, име­ет слож­ный про­филь с реб­ром повер­ху. В месте соеди­не­ния гор­ла с туло­вом — рельеф­ные усту­пы. Две пет­ле­об­раз­ные руч­ки рас­по­ло­же­ны под углом 90° друг к дру­гу и, под­ни­ма­ясь над вен­цом, кре­пят­ся к нему свер­ху (табл. 3). Гли­на тон­кая, розо­ва­то-крас­ная, с при­ме­сью мел­кой слюды. Близ­кие фор­мы из Афин дати­ру­ют­ся послед­ней чет­вер­тью V века. Встре­че­ны такие же сосуды и в Север­ном При­чер­но­мо­рье6. Изда­те­ли мате­ри­а­лов из рас­ко­пок Афин­ской Аго­ры счи­та­ют эту фор­му атти­че­ской7.

Неболь­шой кув­шин № 129, судя по глине, герак­лей­ско­го про­из­вод­ства. Он име­ет яйце­вид­ное туло­во с низ­ким гор­лом и оваль­ным, сла­бо ото­гну­тым вен­чи­ком (табл. 14). Упло­щен­ная руч­ка при­креп­ле­на сра­зу под вен­цом. Подоб­ной фор­мы кув­шин про­ис­хо­дит из моги­лы 57 нек­ро­по­ля у пос. Вой­ко­во, где дати­ру­ет­ся нача­лом III века8. К сожа­ле­нию, наш экзем­пляр не име­ет узкой даты — он про­ис­хо­дит из М.052, где дру­гой инвен­тарь отсут­ст­ву­ет. Дати­ро­вать его сле­ду­ет широ­ко — IV в. до н. э., ско­рее все­го, его пер­вой поло­ви­ной. Остав­ши­е­ся три кув­ши­на (№№ 128, 130, 131), несо­мнен­но, хер­со­нес­ско­го про­ис­хож­де­ния вто­рой поло­ви­ны IV — нач. III вв. до н. э., о чем свиде­тель­ст­ву­ет как харак­тер гли­ны, так и типич­ная рас­крас­ка поло­са­ми крас­ной крас­ки (табл. 9, 14).

с.125 Кате­го­рия туа­лет­ных фла­ко­нов так­же вклю­ча­ет несколь­ко типов сосудов, кото­рые, как и кув­ши­ны, изготов­ле­ны из крас­ной и серой гли­ны. Сре­ди крас­но­гли­ня­ных более круп­ным явля­ет­ся лекиф № 138, име­ю­щий шаро­вид­ное туло­во с очень низ­ким гор­лом в виде малень­кой ворон­ки, окан­чи­ваю­щим­ся плос­ко сре­зан­ным вен­цом. Неболь­шая руч­ка име­ет рез­кий излом. Плот­ная и тон­кая гли­на ярко-крас­но­го цве­та с при­ме­сью мел­ко­го извест­ня­ка ука­зы­ва­ет на сре­ди­зем­но­мор­ское про­ис­хож­де­ние (табл. 4). По нашим мате­ри­а­лам он дати­ру­ет­ся пер­вой чет­вер­тью IV в. до н. э.9 Герак­лей­ский мини­а­тюр­ный крас­но­гли­ня­ный кув­шин­чик (оль­па) № 139 при вытя­ну­том яйце­об­раз­ном туло­ве име­ет низ­кое гор­лыш­ко рас­тру­бом. Руч­ка высо­ко пет­ле­об­раз­но под­ни­ма­ет­ся над вен­цом и кре­пит­ся к нему свер­ху (табл. 6). По ком­плек­су мате­ри­а­ла из К.15 он дати­ру­ет­ся вто­рой чет­вер­тью — середи­ной IV в. до н. э.10

Все осталь­ные фла­ко­ны изготов­ле­ны из серой гли­ны с серым или чер­ным покры­ти­ем, напо­ми­наю­щим жид­кий лак пло­хо­го каче­ства. Два близ­ких по фор­ме леки­фа №№ 140 и 141 име­ют шаро­вид­ное туло­во и доволь­но высо­кое цилин­дри­че­ское гор­ло с неболь­шим вен­чи­ком с вали­ко­об­раз­ным утол­ще­ни­ем (табл. 5, 6). У фла­ко­на № 141 с внут­рен­ней сто­ро­ны вен­ца име­ет­ся коль­це­вая канав­ка. Такие леки­фы хоро­шо извест­ны и обыч­но дати­ру­ют­ся IV в. до н. э.11 Для № 140 хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки мож­но сузить до вто­рой чет­вер­ти — середи­ны IV века. Близ­кую фор­му и раз­ме­ры име­ет дру­гой серо­гли­ня­ный лекиф № 142. Отли­ча­ет­ся он фор­мой гор­лыш­ка, кото­рое рас­ши­ря­ет­ся в верх­ней части рас­тру­бом (табл. 7). Дати­ру­ет­ся вто­рой чет­вер­тью IV века. Дру­гой тип серо­гли­ня­но­го леки­фа (№ 143) пред­став­лен сосудом из М.034. У него туло­во рас­ши­ре­но в ниж­ней части, под­дон очень низ­кий. Гор­ло рас­тру­бом, окан­чи­ва­ет­ся под­тре­уголь­ным в сече­нии вен­цом, под кото­рым два рельеф­ных усту­па. Руч­ка кре­пи­лась к вен­цу, со сто­ро­ны устья, пет­ле­об­раз­но под­ни­ма­ясь выше вен­ца (табл. 3). Дати­ру­ет­ся он по ком­плек­су мате­ри­а­ла пер­вой чет­вер­тью IV века. Еще у одно­го серо­гли­ня­но­го фла­ко­на-кув­шин­чи­ка № 144, к сожа­ле­нию, сохра­ни­лось толь­ко туло­во, и о его фор­ме труд­но ска­зать что-то опре­де­лен­ное (табл. 8).

с.126 Послед­няя кате­го­рия гон­чар­ных сосудов пред­став­ле­на дву­мя серо­гли­ня­ны­ми гут­ту­са­ми № 145, 146. Пер­вый из них име­ет несколь­ко при­плюс­ну­тое репо­вид­ное туло­во на низ­ком под­доне. Гор­ло низ­кое, рас­тру­бом, закан­чи­ва­ет­ся косо сре­зан­ным вен­цом. Носик корот­кий (табл. 8). Близ­кий по фор­ме гут­тус най­ден в могиль­ни­ке на север­ном бере­гу Хер­со­не­са12. Наш экзем­пляр дол­жен быть дати­ро­ван третьей чет­вер­тью IV века. Гут­тус № 146 име­ет более строй­ные фор­мы за счет более высо­ко­го под­до­на и гор­ла, плав­но ото­гну­то­го нару­жу. Венец слож­но­про­фи­ли­ро­ван­ный, с реб­ром по верх­не­му краю, носик более тон­кий и длин­ный (табл. 10). Ана­ло­гич­ные гут­ту­сы извест­ны в Оль­вии, Олин­фе и дру­гих местах13. Дан­ный экзем­пляр вряд ли выхо­дит за пре­де­лы третьей чет­вер­ти IV века.

Леп­ная посуда (табл. 1). Эта груп­па кера­ми­ки встре­ча­ет­ся в моги­лах нек­ро­по­ля крайне ред­ко. За все годы рас­ко­пок най­де­но все­го 8 экзем­пля­ров. Поло­ви­на из них — это про­стые кухон­ные горш­ки (№№ 147—150), широ­ко исполь­зо­вав­ши­е­ся, судя по мате­ри­а­лам рас­ко­пок, в хозяй­стве жите­лей посе­ле­ния Пан­ское I. Все сосуды име­ют туло­во сфе­ро­ид­ной или шаро­вид­ной фор­мы на плос­ком под­доне и сла­бо ото­гну­тый упло­щен­ный венец. По вен­чи­ку ино­гда идут паль­це­вые защи­пы, пле­чи­ки в одном слу­чае укра­ше­ны нако­ла­ми (№ 149).

Два леп­ных куб­ка фак­ти­че­ски повто­ря­ют фор­му горш­ков (№№ 151, 152). Пер­вый кубок очень круп­ный, пет­ле­об­раз­ная руч­ка кре­пи­лась непо­сред­ст­вен­но к ото­гну­то­му вен­цу. Неболь­шой кубок № 152 име­ет высоту все­го 6 см, при низ­ком туло­ве у него доволь­но высо­кое гор­ло рас­тру­бом с неболь­шой руч­кой.

Леп­ная мисоч­ка № 153 про­ис­хо­дит из М.012, а малень­кий леп­ной гут­тус № 154, изготов­лен­ный несо­мнен­но в под­ра­жа­ние гон­чар­ным, — из К.39 (табл. 6, 13).

Вся леп­ная посуда могиль­ни­ка крайне невы­ра­зи­тель­на. Подоб­ные фор­мы обыч­ны на гре­че­ских памят­ни­ках, преж­де все­го на сель­ских посе­ле­ни­ях. В моги­лах Пан­ско­го I они встре­ча­ют­ся начи­ная со вто­рой чет­вер­ти IV в. вплоть до кон­ца сто­ле­тия. Из-за край­ней ред­ко­сти этой кате­го­рии кера­ми­ки ниче­го нель­зя ска­зать о том, какие фор­мы доми­ни­ро­ва­ли в те или иные пери­о­ды.

с.127 Ана­лиз кера­ми­че­ских ком­плек­сов. Доста­точ­но пол­ное пред­став­ле­ние о них дает свод­ная хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца 2, где отра­жен состав ком­плек­сов и ука­за­на хро­но­ло­гия надеж­но дати­ру­е­мых вещей. В каче­стве иллю­ст­ра­ций при­ла­га­ют­ся таб­ли­цы рисун­ков №№ 3—14.

С пер­во­го взгляда на табл. 2 вид­но, что состав кера­ми­че­ских ком­плек­сов нек­ро­по­ля доста­точ­но устой­чив. «Стан­дарт­ный» набор погре­баль­но­го инвен­та­ря вклю­ча­ет, как пра­ви­ло, амфо­ру, чер­но­ла­ко­вую застоль­ную чашу (килик, ски­фос, кан­фар, одно­руч­ник, кубок или круж­ку) и чер­но­ла­ко­вый, реже серо­гли­ня­ный с плот­ным анго­бом туа­лет­ный фла­кон (чаще ари­бал­ли­че­ский лекиф). Крайне ред­ки дру­гие фор­мы чер­но­ла­ко­вой кера­ми­ки: солон­ки, аски, рыб­ные блюда и кра­те­ры. Две послед­ние кате­го­рии сосудов встре­че­ны толь­ко в триз­нах. Про­стая гон­чар­ная кера­ми­ка так­же пред­став­ле­на не очень широ­ко, еще реже встре­ча­ет­ся леп­ная посуда.

Как мы уже отме­ча­ли, кера­ми­че­ские ком­плек­сы нек­ро­по­ля явля­ют­ся сугу­бо «погре­баль­ны­ми», зна­чи­тель­но отли­ча­ясь от ком­плек­сов посе­ле­ния Пан­ское I14. Это хоро­шо вид­но уже по выбор­ке кера­ми­че­ской тары, где доми­ни­ру­ют амфо­ры Герак­леи Пон­тий­ской, что не фик­си­ру­ет­ся по посе­лен­че­ским мате­ри­а­лам. Вме­сте с тем, посе­ле­ние не дает тако­го боль­шо­го коли­че­ства чер­но­ла­ко­вой посуды. После тары там на вто­ром месте нахо­дит­ся сто­ло­вая и кухон­ная посуда, в том чис­ле леп­ная кера­ми­ка, кото­рая в инвен­та­ре нек­ро­по­ля встре­ча­ет­ся ред­ко.

При срав­не­нии наших ком­плек­сов с веще­вым мате­ри­а­лом дру­гих нек­ро­по­лей При­чер­но­мо­рья, наряду с неко­то­ры­ми общи­ми чер­та­ми, выяв­ля­ют­ся и опре­де­лен­ные отли­чия. Преж­де все­го, пора­жа­ет боль­шое коли­че­ство туа­лет­ных фла­ко­нов в моги­лах. По чис­лу нахо­док (34 экз.) они сто­ят на вто­ром месте после амфор и на пер­вом месте сре­ди чер­но­ла­ко­вой кера­ми­ки (29 экз.). В син­хрон­ных погре­бе­ни­ях степ­ной Ски­фии, изу­чен­ных к насто­я­ще­му вре­ме­ни доста­точ­но хоро­шо, фла­ко­ны — явле­ние ред­кое.

Вто­рой момент, обра­щаю­щий на себя вни­ма­ние, — оби­лие граф­фи­ти на рас­пис­ных и чер­но­ла­ко­вых сосудах. Все­го обна­ру­же­но 14 над­пи­сей с сокра­ще­ни­я­ми имен, в том чис­ле два граф­фи­ти (ΑΓΓΕ — Αγ­γελ­λος и ΣΥΡΙ — Συ­ρισ­κος) встре­че­ны с.128 каж­дое два­жды в раз­ных ком­плек­сах. Име­на на сосудах из погре­бе­ний пер­вой поло­ви­ны IV в. име­ют ионий­скую огла­сов­ку15, во вто­рой поло­вине сто­ле­тия появ­ля­ют­ся над­пи­си с дорий­ской огла­сов­кой16.

Хотя мате­ри­а­лы нек­ро­по­ля дали обшир­ную кол­лек­цию чер­но­ла­ко­вой посуды, сле­ду­ет отме­тить, что подав­ля­ю­щее ее боль­шин­ство пред­став­ле­но рядо­вой мас­со­вой про­дук­ци­ей гон­чар­ных, в основ­ном атти­че­ских мастер­ских. Толь­ко килик масте­ра чаши из Иены (№ 58), кра­тер № 50, ала­бастр № 100 и амфо­риск № 101 выде­ля­ют­ся каче­ст­вом сво­его изготов­ле­ния.

Ком­плек­сы нек­ро­по­ля поз­во­ля­ют выявить харак­тер­ные для каж­до­го отрез­ка вре­ме­ни набо­ры кера­ми­че­ско­го инвен­та­ря. Для пер­вой чет­вер­ти IV в. до н. э. обыч­ны герак­лей­ские амфо­ры наи­бо­лее ран­не­го типа I с клей­ма­ми 1 и 2 групп. В самом кон­це это­го пери­о­да появ­ля­ют­ся амфо­ры сле­дую­ще­го типа 1—А—(1) с клей­ма­ми 1 груп­пы. Зна­чи­тель­но реже встре­ча­ют­ся хиос­ские амфо­ры с пря­мым гор­лом и прото­кол­пач­ко­вой нож­кой или фасос­ские бико­ни­че­ские ран­не­го вари­ан­та. Их сопро­вож­да­ют атти­че­ские кили­ки типа бол­сал или кили­ки с изо­гну­ты­ми руч­ка­ми, име­ю­щие низ­кий под­дон и сла­бо ото­гну­тый венец упло­щен­но­го вида, под кото­рым име­ет­ся широ­кий жело­бок (№№ 58, 60, 61). В одном слу­чае встре­чен кубок хиос­ско­го типа без под­до­на (№ 84). Туа­лет­ные фла­ко­ны пред­став­ле­ны атти­че­ски­ми крас­но­фи­гур­ны­ми леки­фа­ми с сюжет­ной рос­пи­сью в виде лебедя со сло­жен­ны­ми или рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми (№ 102, 103), или так назы­вае­мы­ми сет­ча­ты­ми леки­фа­ми с очень акку­рат­ной сет­кой чер­но­го лака, поверх кото­рой по туло­ву нане­се­ны белой крас­кой мно­го­чис­лен­ные точ­ки (№ 119). Зна­чи­тель­но реже встре­ча­ют­ся серо­гли­ня­ные (№ 143) и крас­но­гли­ня­ные (№ 138) фла­ко­ны, кув­ши­ны (№№ 127, 132, 133), чер­но­ла­ко­вые солон­ки и др. (см. табл. 2, 3, 4).

Во вто­рой чет­вер­ти IV в. в соста­ве кера­ми­че­ских ком­плек­сов про­изо­шли опре­де­лен­ные изме­не­ния. Хотя герак­лей­ская тара доми­ни­ру­ет по-преж­не­му, это амфо­ры иных типов — I—А и II с клей­ма­ми раз­ных групп. Види­мо, выпуск тары пер­во­го типа в Герак­лее завер­ша­ет­ся на рубе­же пер­вой и вто­рой с.129 чет­вер­тей сто­ле­тия, и лишь фрак­ци­он­ные, неболь­шие, ранее неиз­вест­ные амфо­ры пер­во­го типа какое-то вре­мя про­из­во­ди­лись во 2-й чет­вер­ти IV в. (№ 6 из М.048). Вме­сте с герак­лей­ски­ми встре­ча­ют­ся фасос­ские бико­ни­че­ские амфо­ры раз­ви­то­го вари­ан­та (№ 43). Из атти­че­ской чер­но­ла­ко­вой кера­ми­ки для это­го вре­ме­ни харак­тер­ны те же самые кили­ки с изо­гну­ты­ми руч­ка­ми, отли­чаю­щи­е­ся от более ран­них утол­щен­ным вали­ко­об­раз­ным вен­цом, более высо­ким под­до­ном и узким желоб­ком под вен­цом (№№ 60, 64, 65). Обна­ру­жен и один килик типа бол­сал, более харак­тер­ный для пред­ше­ст­ву­ю­ще­го вре­ме­ни. Наряду с кили­ка­ми в погре­бе­ни­ях вто­рой чет­вер­ти века встре­ча­ют­ся одно­руч­ные чаши (№№ 88—90) и ски­фо­сы как атти­че­ско­го про­из­вод­ства, так и «коринф­ско­го» типа на малень­кой плос­кой под­став­ке и с сет­ча­той орна­мен­та­ци­ей при­дон­ной части (№ 74). В соче­та­нии с кили­ка­ми или ски­фо­са­ми встре­ча­ют­ся кан­фа­ры двух типов: атти­че­ский с тре­уголь­ным вен­цом, кан­не­ли­ро­ван­ным туло­вом и пря­мы­ми шипа­ми у осно­ва­ния ручек (№ 76) и неиз­вест­но­го цен­тра со сла­бо ото­гну­тым вен­цом и пет­ле­об­раз­ны­ми руч­ка­ми без шипов (№ 81). Более раз­но­об­раз­ны туа­лет­ные фла­ко­ны. Име­ют рас­про­стра­не­ние как крас­но­фи­гур­ные леки­фы с сюжет­ной рос­пи­сью (жен­ская голов­ка, лань, пан­те­ра — №№ 104—106), так и круп­ные леки­фы с одной или несколь­ки­ми поло­са­ми в цве­те гли­ны по туло­ву (№№ 116—118). Широ­кое рас­про­стра­не­ние полу­ча­ют леки­фы с изо­бра­же­ни­ем паль­мет­ки на туло­ве (№№ 107, 109, 113), а, кро­ме того, сет­ча­тые леки­фы того же образ­ца, что и в пер­вой чет­вер­ти сто­ле­тия. Неза­ви­си­мо от типа орна­мен­та­ции для всех леки­фов атти­че­ско­го про­из­вод­ства харак­тер­ны­ми явля­ют­ся такие чер­ты, как при­зе­ми­стое, почти шаро­вид­ное туло­во, отде­лен­ное от гор­лыш­ка усту­пом или тон­ким желоб­ком. Венец все­гда име­ет чет­кую гра­ни­цу на гор­ле и рез­ко рас­ши­ря­ет­ся к устью, где ино­гда при­сут­ст­ву­ет внут­рен­ний обо­док. Позд­нее — в середине третьей чет­вер­ти IV в. леки­фы вытя­ги­ва­ют­ся в сво­их про­пор­ци­ях, вен­чик теря­ет чет­кую про­фи­ли­ров­ку и плав­но пере­хо­дит в гор­ло. Наряду с атти­че­ски­ми леки­фа­ми во вто­рой чет­вер­ти сто­ле­тия полу­ча­ют рас­про­стра­не­ние серо­гли­ня­ные фла­ко­ны с неболь­шим узким гор­лыш­ком, закан­чи­ваю­щим­ся малень­ким вали­ко­об­раз­ным вен­цом (см. табл. 5, 6, 7).

Для третьей чет­вер­ти IV в. до н. э. харак­те­рен иной набор инвен­та­ря. Герак­лей­ская тара пред­став­ле­на амфо­ра­ми типа I—А и II, при­чем послед­ние доми­ни­ру­ют (№№ 14—16). Встре­че­на одна бико­ни­че­ская герак­лей­ская амфо­ра псев­до­фа­сос­ско­го типа III (№ 20) и одна фасос­ская бико­ни­че­ская с.130 раз­ви­то­го вари­ан­та (№ 42). Судя по все­му, на середи­ну — третью чет­верть IV в. при­хо­дит­ся импорт амфор типа Соло­ха-I (№№ 37—39), Соло­ха-II (№ 46), хиос­ских кол­пач­ко­вых (№№ 33—36). На про­тя­же­нии всей третьей чет­вер­ти сто­ле­тия посту­па­ют ран­ние хер­со­нес­ские амфо­ры типа I—А (№№ 21—25). За исклю­че­ни­ем герак­лей­ской и фасос­ской, все упо­мя­ну­тые виды тары про­ис­хо­дят из вто­рич­ных погре­бе­ний кур­га­нов, где основ­ные моги­лы при­над­ле­жат еще вто­рой чет­вер­ти века (К.34, К.38, К.40, К.41, К.42, К.48). Чер­но­ла­ко­вая кера­ми­ка, твер­до дати­ру­е­мая третьей чет­вер­тью IV в., пред­став­ле­на: одним кили­ком позд­не­го вари­ан­та (№ 66), одним кан­фа­ро­вид­ным кили­ком с под­тре­уголь­ным вен­цом (№ 69), сери­ей кан­фа­ров с под­тре­уголь­ны­ми вен­ца­ми и пря­мы­ми или несколь­ко при­под­ня­ты­ми неболь­ши­ми шипа­ми на руч­ках (№№ 77—80), нако­нец, леки­фа­ми с паль­мет­ка­ми на туло­ве (№№ 108, 110—114) и сет­ча­ты­ми с ред­кой небреж­ной рос­пи­сью (№ 124). Мор­фо­ло­ги­че­ски все эти леки­фы, как отме­ча­лось выше, от более ран­них отли­ча­ют­ся вытя­ну­то­стью про­пор­ций, общей сгла­жен­но­стью фор­мы без чет­ко­го отде­ле­ния туло­ва от гор­ла и послед­не­го от вен­ца (см. табл. 8—12).

Послед­няя серия погре­бе­ний кон­ца IV — само­го нача­ла III вв. до н. э. очень немно­го­чис­лен­на. Мы име­ем все­го 4 надеж­ных ком­плек­са это­го вре­ме­ни (см. табл. 13, 14). Есте­ствен­но, что наши наблюде­ния отно­си­тель­но их соста­ва явля­ют­ся сугу­бо пред­ва­ри­тель­ны­ми.

Амфо­ры в основ­ном пред­став­ле­ны хер­со­нес­ской тарой само­го рас­про­стра­нен­но­го вари­ан­та I—Б (№№ 27—30). Встре­че­но по одно­му экзем­пля­ру амфор Герак­леи (№ 19, тип II—А) и Сино­пы (№ 44). Из застоль­ных чаш при­сут­ст­ву­ют толь­ко позд­ние кан­фа­ры вытя­ну­той фор­мы на высо­кой нож­ке и с длин­ны­ми при­под­ня­ты­ми шипа­ми у верх­не­го при­ле­па руч­ки (№№ 82—83). Из леки­фов встре­че­ны позд­ний вари­ант сет­ча­то­го (№ 125), а так­же позд­ний вари­ант леки­фа с паль­мет­кой на туло­ве (№ 115). Для обо­их харак­те­рен вали­ко­об­раз­ный или косо­сре­зан­ный венец без чет­кой про­фи­ли­ров­ки, кото­рый плав­но пере­хо­дит в гор­ло. Име­ет­ся так­же одна чашеч­ка-солон­ка неуста­нов­лен­но­го цен­тра про­из­вод­ства с вогну­тым кра­ем и на про­фи­ли­ро­ван­ной под­став­ке (№ 96).

Выше­при­веден­ные наблюде­ния, как мож­но заме­тить, каса­ют­ся не все­го кера­ми­че­ско­го мате­ри­а­ла погре­бе­ний, а толь­ко тех вещей, хро­но­ло­гия кото­рых, на наш взгляд, бли­же все­го ко вре­ме­ни совер­ше­ния захо­ро­не­ния. Одна­ко в соста­ве кера­ми­че­ских ком­плек­сов нек­ро­по­ля есть целая серия пред­ме­тов, попав­ших в моги­лы спу­стя деся­ти­ле­тия после их с.131 изготов­ле­ния. Преж­де все­го, это доро­гая рас­пис­ная или, реже, чер­но­ла­ко­вая кера­ми­ка. Так, в триз­нах кур­га­нов К.43 и К.32 обна­ру­же­ны рас­пис­ные аски №№ 98, 99 пер­вой-вто­рой чет­вер­тей IV в., хотя основ­ные погре­бе­ния этих кур­га­нов дати­ру­ют­ся третьей чет­вер­тью века. В тризне К.13 и в моги­ле М.040, отно­ся­щих­ся, несо­мнен­но, к пер­вой чет­вер­ти IV в., най­де­ны соот­вет­ст­вен­но ионий­ская чаша № 91 и солон­ка № 93, кото­рые стар­ше погре­бе­ний, види­мо, как мини­мум на чет­верть сто­ле­тия. Еще боль­шая раз­ни­ца в воз­расте основ­ной мас­сы инвен­та­ря и неко­то­рых пред­ме­тов из К.38 М.1 и К.43 М.3, дати­ру­ю­щих­ся в целом третьей чет­вер­тью сто­ле­тия. Чер­но­ла­ко­вая круж­ка в пер­вом ком­плек­се и рас­пис­ной ала­бастр во вто­ром изготов­ле­ны не позд­нее кон­ца V — нача­ла IV века. На осно­ва­нии таб­ли­цы 2 мож­но при­ве­сти еще несколь­ко подоб­ных при­ме­ров. В целом мы долж­ны кон­ста­ти­ро­вать, что доро­гие рас­пис­ные сосуды из нек­ро­по­ля в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни стар­ше основ­ной мас­сы кера­ми­че­ско­го инвен­та­ря. При­ме­ча­тель­но так­же, что мно­гие из этих сосудов про­ис­хо­дят из тризн, куда они попа­да­ли уже в повреж­ден­ном или фраг­мен­ти­ро­ван­ном виде.

Дан­ный вывод мож­но пере­не­сти и на неко­то­рые рядо­вые чер­но­ла­ко­вые изде­лия. Об этом гово­рят следы потер­то­сти лака, ста­рые ско­лы, неред­ко и следы ремон­та — явные при­ме­ты более или менее дли­тель­но­го исполь­зо­ва­ния посуды в быту. Из той же таб­ли­цы 2 вид­но, что неко­то­рые чер­но­ла­ко­вые застоль­ные чаши дати­ру­ют­ся несколь­ко более ран­ним вре­ме­нем, чем сами ком­плек­сы. Это­го, за ред­ким исклю­че­ни­ем, нель­зя ска­зать о туа­лет­ных фла­ко­нах. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что ари­бал­ли­че­ские леки­фы, как и амфо­ры, неза­ви­си­мо от типа рос­пи­си, дают нам дату, бли­же все­го соот­вет­ст­ву­ю­щую вре­ме­ни совер­ше­ния захо­ро­не­ния. При отсут­ст­вии надеж­ной типо­ло­гии и хро­но­ло­гии для этой груп­пы кера­ми­ки наши наблюде­ния отно­си­тель­но эво­лю­ции фор­мы и рос­пи­си леки­фов, выска­зан­ные выше, могут послу­жить осно­вой для раз­ра­бот­ки такой схе­мы в даль­ней­шем.

Все это име­ет отно­ше­ние и к дру­гим видам туа­лет­ных фла­ко­нов. Одна­ко этот мате­ри­ал пред­став­лен у нас неболь­шим чис­лом пред­ме­тов, не даю­щим осно­ва­ний для широ­ких выво­дов. В каче­стве пред­по­ло­же­ния мож­но сде­лать лишь одно заме­ча­ние — поступ­ле­ние серо­гли­ня­ных фла­ко­нов в Севе­ро-Запад­ный Крым вряд ли выхо­дит за пре­де­лы пер­вой поло­ви­ны IV в. до н. э.

Про­де­лан­ный ана­лиз кера­ми­че­ско­го мате­ри­а­ла из погре­бе­ний нек­ро­по­ля Пан­ское I поз­во­ля­ет прий­ти и к неко­то­рым с.132 выво­дам обще­ис­то­ри­че­ско­го поряд­ка. Преж­де все­го, несмот­ря на широ­кие хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки памят­ни­ка — с нача­ла IV до нача­ла III вв. до н. э., — подав­ля­ю­щая часть погре­бе­ний, без­услов­но, отно­сит­ся к пер­вым трем чет­вер­тям IV века. Набо­ры инвен­та­ря и кон­струк­ции погре­баль­ных соору­же­ний, нахо­дя­щие бли­жай­шие ана­ло­гии в Ниж­нем Побу­жье, а так­же серия граф­фи­ти на кера­ми­ке, отра­жаю­щих ионий­ский диа­лект, поз­во­ля­ют свя­зы­вать эти погре­бе­ния с пере­се­лен­ца­ми из Оль­вии, осно­вав­ши­ми око­ло нача­ла IV в. укреп­лен­ное посе­ле­ние Пан­ское I17. Немно­го­чис­лен­ные моги­лы кон­ца IV — нача­ла III вв. до н. э. несо­мнен­но отно­сят­ся к ино­му эта­пу осво­е­ния Севе­ро-Запад­но­го Кры­ма, свя­зан­но­му с хер­со­нес­ской экс­пан­си­ей. Воз­мож­но, что нача­ло это­го про­цес­са при­хо­дит­ся на середи­ну — третью чет­верть IV века.

Этни­че­ская при­над­леж­ность погре­бен­ных одно­знач­но на дан­ном эта­пе иссле­до­ва­ния не реша­ет­ся. С одной сто­ро­ны, «вар­вар­ский» кур­ган­ный обряд погре­бе­ния. С дру­гой — боль­шое коли­че­ство граф­фи­ти с гре­че­ски­ми име­на­ми, почти обя­за­тель­ное при­сут­ст­вие леки­фов в соста­ве инвен­та­ря (являв­ших­ся, как извест­но, одним из эле­мен­тов пале­ст­рий­но­го набо­ра)18, обще­гре­че­ский обы­чай исполь­зо­вать амфо­ры в каче­стве оссу­а­ри­ев для захо­ро­не­ния мла­ден­цев, нако­нец, явно не вар­вар­ский при­ем исполь­зо­вать сыр­цо­вые клад­ки в закла­дах могил и при соору­же­нии скле­пов19. Воз­мож­но, мы име­ем дело с памят­ни­ком, остав­лен­ным тем гете­ро­ген­ным насе­ле­ни­ем, пере­се­лен­ным с хоры Оль­вии, кото­рое Геро­дот назы­ва­ет элли­но-ски­фа­ми.


с.133

Таб­ли­ца 1.
Про­стая гон­чар­ная и леп­ная посуда из могиль­ни­ка Пан­ское I

№№
п/п
Кате­го­рия,
тип
H D dв dпод Центр
про­из­вод­ства
Дата по
ана­ло­гии
Дата по ком­плек­су Ком­плекс
Кув­ши­ны крас­но­гли­ня­ные
127 Кув­шин 16.0 ~14.0 ~10.0 7.5 Сре­ди­зем­номо­рье 400-200 400-375 К.13 Тр.
128 » 18.3 14.0 10.0 8.2 Хер­со­нес 375-340 К.57 М.1
129 » 12.2 9.4 4.8 4.5 Герак­лея (?) 350-300 М.052
130 Ойно­хойя 20.6 18.8 ~7.0 12.0 Хер­со­нес 350-300 325-300 К.2 М.1
131 Кув­шин 11.2 6.8 » 400-200 350-300 М.055
132 » 16.3 21.0 8.0 9.0 Атти­ка (?) 425-350 400-375 К.13 Тр.
133 » 28.7 19.6 11.0 Герак­лея (?) 400-350 М.033
Кув­ши­ны серо­гли­ня­ные
134 Кув­шин 18.0 14.8 10.2 7.4 ? 500-300 400-375 М.034
135 » ~14.5 11.0 ~6.0 5.8 ? 400-250 400-350 М.026
136 » 11.0 ~6.0 5.6 ? » 375-350 К.35 Тр.
137 » 18.8 11.4 ? 400-350 360-330 К.42 М.1
Фла­ко­ны крас­но­гли­ня­ные
138 Лекиф 15.0 12.2 3.5 7.3 Сре­ди­зем­номо­рье 400-375 М.032б
139 Кув­шин­чик 9.9 5.0 2.4 2.2 Герак­лея 375-350 К.15 М.2
Фла­ко­ны серо­гли­ня­ные
140 Лекиф 11.6 8.6 2.8 4.8 ? 400-300 375-350 К.15 М.1
141 » 11.8 8.8 2.8 5.3 ? » » М.015
142 » 11.0 8.4 3.3 4.9 ? » » М.033
143 » 8.8 6.6 4.6 4.7 ? » 400-375 М.034
144 Кув­шин­чик 7.4 ~3.6 4.2 ? » 360-325 К.34 М.2

с.134

№№
п/п
Кате­го­рия,
тип
H D dв dпод Центр
про­из­вод­ства
Дата по
ана­ло­гии
Дата по ком­плек­су Ком­плекс
Гут­ту­сы серо­гли­ня­ные
145 Гут­тус 9.0 10.4 5.3 5.6 ? 400-300 350-325 К.34 М.4
146 » 11.7 11.5 5.5 5.8 ? » » К.41 М.3
Леп­ные сосуды
147 Гор­шок 14.3 15.1 9.5 8.0 400-300 М.029
148 » 13.4 14.8 11.8 7.8 375-350 М.038
149 » 12.6 11.6 7.6 6.1 400-300 К.36 М.1
150 » 12.6 12.6 10.0 8.6 325-300 М.012
151 Кубок 14.0 14.0 14.3 8.6 375-350 М.031
152 » 6.6 7.2 6.4 4.0 350-325 К.41 М.3
153 Мис­ка 6.6 10.9 10.0 6.6 325-300 М.012
154 Гут­тус ~5.5 6.4 ~3.0 3.6 375-350 К.39 М.4

с.135

Таб­ли­ца 2.
Свод­ная хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца кера­ми­че­ских ком­плек­сов могиль­ни­ка Пан­ское I
Ком­плекс Дати­ру­ю­щая кера­ми­ка Хро­но­ло­гия Неда­ти­ру­ю­щая кера­ми­ка Дата ком­плек­са
425-400 400-375 375-350 350-325 325-300 300-275
К.2 М.2 Амфо­ра № 44

Ойно­хойя № 130 310-290
М.6 Амфо­ра № 19

а.1 Амфо­ра № 28

а.3 Амфо­ра № 27

а.4 Амфо­ра № 31

К.12 М.1 Амфо­ра № 41

400-375
Бол­сал № 56

Лекиф № 102

К.13 М.1 Амфо­ра № 3

400-375
Бол­сал № 55

Тр. Амфо­ра № 1

Кув­шин № 127
Амфо­ра № 4

Кув­шин № 132
Амфо­ра № 5

Амфо­ра № 45

Бол­сал № 57

Одно­руч­ник № 87

Чаша № 91

Рыб­ное блюдо № 97

К.15 М.1 Амфо­ра № 10

Лекиф № 140 375-350
Амфо­ра № 17

Бол­сал № 54

Лекиф № 107

Лекиф № 118

Лекиф № 121

М.2 Кув­шин­чик № 139
Тр. Кра­тер № 48

с.136

Ком­плекс Дати­ру­ю­щая кера­ми­ка Хро­но­ло­гия Неда­ти­ру­ю­щая кера­ми­ка Дата ком­плек­са
425-400 400-375 375-350 350-325 325-300 300-275
К.21 а.1 Амфо­ра № 33

350-325
К.32 М.1 Амфо­ра № 42

350-325
Кан­фар № 80

М.2 Амфо­ра № 20

Кан­фар № 77

Лекиф № 124

Тр. Кан­фа­ра нож­ка № 80а

Лекиф № 112

Аск № 99

К.34 М.2 Кув­шин­чик № 144 360-325
М.4 Гут­тус № 145
а.1 Амфо­ра № 38

а.1 Амфо­ра № 26

а.1 Килик № 62

К.35 М.2 Солон­ка № 94

375-350
а.1 Амфо­ра № 40

Тр. Кра­тер № 50

Килик № 59

Лекиф № 111

Кув­шин № 136
К.36 М.1 Гор­шок № 149 400-300
К.37 М.1 Лекиф № 117

375-350
К.38 М.1 Амфо­ра № 11

360-340
Круж­ка № 85

Амфо­риск № 101

Лекиф № 108

а.1 Амфо­ра № 37

а.2 Амфо­ра № 22

с.137

Ком­плекс Дати­ру­ю­щая кера­ми­ка Хро­но­ло­гия Неда­ти­ру­ю­щая кера­ми­ка Дата ком­плек­са
425-400 400-375 375-350 350-325 325-300 300-275
К.38 а.3 Амфо­ра № 35

360-340
К.39 М.1 Амфо­ра № 7

375-350
Килик № 65

М.4 Гут­тус № 154
К.40 М.1 Килик № 40

360-340
Кан­фар № 81

Ойно­хойя № 51

Лекиф № 120

а.2 Амфо­ра № 46

Тр. Кра­тер № 49

К.41 М.1 Килик № 67

360-325
Лекиф № 123

Лекиф № 126

М.3 Гут­тус № 146
Кубок № 152
а.1 Амфо­ра № 21

К.42 М.1 Амфо­ра № 15

Кув­шин № 137 360-330
Лекиф № 110

Лекиф № 113

а.1 Амфо­ра № 25

а.2 Амфо­ра № 24

К.43 М.1 Амфо­ра № 16

350-325
Килик № 69

Лекиф № 114

Блюд­це № 92

М.2 Амфо­ра № 39

М.3 Амфо­ра № 12

Ала­бастр стекл. № 100а
Килик № 66

Ала­бастр стекл. № 100б
Ала­бастр № 100

Ала­бастр алеб. № 100в

с.138

Ком­плекс Дати­ру­ю­щая кера­ми­ка Хро­но­ло­гия Неда­ти­ру­ю­щая кера­ми­ка Дата ком­плек­са
425-400 400-375 375-350 350-325 325-300 300-275
К.43 М.3 Ала­бастр алеб. № 100г
Тр. Аск № 98

К.44 М.1 Амфо­ра № 9

375-350
Амфо­ра № 13

Килик № 64

Килик № 68

Лекиф № 109

Лекиф № 121а

а.1 Амфо­ра № 34

Тр. Ски­фос № 72

Ски­фос № 70

К.48 М.1 Амфо­ра № 43

360-340
Кан­фар № 76

Ски­фос № 74

Лекиф № 122

а.1 Амфо­ра № 23

К.49 М.1 Кан­фар № 79

350-325
К.52 М.1 Лекиф № 115

325-300
М.2 Кан­фар № 83

а.1 Амфо­ра № 29

К.57 М.1 Амфо­ра № 18

Кув­шин № 128 360-340
Ски­фос № 73

Круж­ка № 86

а.1 Амфо­ра № 36

М.04 Амфо­ра № 47

400-380
Килик № 58

Лекиф № 119

М.012 Амфо­ра № 30

Гор­шок № 150 325-300
Лекиф № 125

Мис­ка № 153

с.139

Ком­плекс Дати­ру­ю­щая кера­ми­ка Хро­но­ло­гия Неда­ти­ру­ю­щая кера­ми­ка Дата ком­плек­са
425-400 400-375 375-350 350-325 325-300 300-275
М.015 Лекиф № 141 375-350
М.026 Кув­шин № 135 400-350
М.027 Лекиф № 103

400-375
М.029 Гор­шок № 147 400-300
М.030 Ски­фос № 75

390-360
Лекиф № 116

М.031 Лекиф № 104

Кубок № 151 375-350
М.032б Амфо­ра № 32

Фла­кон № 138 400-375
Килик № 61

М.033 Одно­руч­ник № 90

Лекиф № 142 375-350
Лекиф № 105

Кув­шин № 134
М.034 Кан­фар № 84

Кув­шин № 134 400-375
Лекиф № 143
М.038 Одно­руч­ник № 88

Гор­шок № 148 375-350
М.039 Одно­руч­ник № 89

375-350
М.040 Амфо­ра № 2

400-375
Бол­сал № 53

Солон­ка № 93

М.044 Амфо­ра № 14

350-325
Кан­фар № 78

М.047 Кан­фар № 82

325-300
Солон­ка № 96

М.048 Амфо­ра № 6

375-350
Лекиф № 117а

М.049 Амфо­ра № 8

400-375
Килик № 60

М.052 Кув­шин № 129 350-300
М.055 Кув­шин № 131 350-300
Кре­ма­ция I Килик № 52

410-360
Солон­ка № 95


с.140

Таб­ли­ца 3.

с.141

Таб­ли­ца 4.

с.142

Таб­ли­ца 5.

с.143

Таб­ли­ца 6.

с.144

Таб­ли­ца 7.

с.145

Таб­ли­ца 8.

с.146

Таб­ли­ца 9.

с.147

Таб­ли­ца 10.

с.148

Таб­ли­ца 11.

с.149

Таб­ли­ца 12.

с.150

Таб­ли­ца 13.

с.151

Таб­ли­ца 14.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Пер­вая ста­тья поме­ще­на в сбор­ни­ке «Антич­ный мир и архео­ло­гия». Вып. 7. Вто­рая пока не изда­на.
  • 2Почти вся серо­гли­ня­ная кера­ми­ка име­ет тем­ное плот­ное покры­тие, напо­ми­наю­щее лак пло­хо­го каче­ства. Да и фор­мы этих сосудов часто дуб­ли­ру­ют чер­но­ла­ко­вую посу­ду. Стро­го гово­ря, было бы логич­нее опи­сы­вать этот мате­ри­ал в том же разде­ле, что и чер­ный лак. Одна­ко, чтобы не вно­сить раз­но­чте­ний, мы сле­до­ва­ли обще­при­ня­той схе­ме.
  • 3Круг­ли­ко­ва И. Т. Ремес­лен­ное про­из­вод­ство про­стой кера­ми­ки в Пан­ти­ка­пее в VI—III вв. до н. э. // МИА. 1957. № 56. С. 122 сл.; Ива­нов Т. Антич­на кера­ми­ка от нек­ро­по­ла на Апо­ло­ния // Апо­ло­ния. Рас­коп­ки­те в нек­ро­по­ла на Апо­ло­ния пред 1947—1949 гг. София, 1963. № 328; Мелю­ко­ва А. И. Посе­ле­ние и могиль­ник скиф­ско­го вре­ме­ни у села Нико­ла­ев­ка. М., 1975. Рис. 46-5; Бра­шин­ский И. Б. Гре­че­ский кера­ми­че­ский импорт на Ниж­нем Дону. Л., 1980. Табл. XL. № 6.
  • 4Бра­шин­ский И. Б. Указ. соч. С. 71. Табл. XL. № 5.
  • 5Бра­шин­ский И. Б. Указ. соч. С. 140. Табл. XVIII. № 235.
  • 6Шмидт Р. В. Гре­че­ская арха­и­че­ская кера­ми­ка Мир­ме­кия и Тири­та­ки // МИА. 1952. № 25. С. 242 сл.; Ашра­фи­ан А. А. Ионий­ский сосуд V в. до н. э. из Рок­со­лан­ско­го горо­ди­ща // МАСП. 1962. № 4. С. 218 сл.
  • 7Spar­kes B. A., Tal­cott L. Black and Plain Pot­te­ry of the 6, 5 and 4-th Cen­tu­ries B. C. // AA. 1970. Vol. XII. P. 66 ff. № 162, 166.
  • 8Капо­ши­на С. И. Нек­ро­поль в рай­оне посел­ка им. Вой­ко­ва близ Кер­чи // МИА. 1959. № 69. С. 150. Рис. 47.
  • 9Ана­ло­гич­ные фла­ко­ны най­де­ны в нек­ро­по­ле Оль­вии в моги­лах 1902/146, 1911/77, дати­ру­ю­щих­ся широ­ко IV в. до н. э. Судя по дру­го­му сопут­ст­ву­ю­ще­му инвен­та­рю, хро­но­ло­гия этих погре­бе­ний, а, сле­до­ва­тель­но, и подоб­ных леки­фов, более тянет к нача­лу сто­ле­тия.
  • 10Ана­ло­гич­ные, прав­да, чер­но­ла­ко­вые фор­мы дати­ру­ют­ся тем же вре­ме­нем. См.: El Bar­co de el Sec. Mal­lor­ca, 1987. Fig. 80. № 356.
  • 11Бра­шин­ский И. Б. Указ. соч. С. 138. Табл. XVIII, XXI. № 223.
  • 12Белов Г. Д. Отчет о рас­коп­ках Хер­со­не­са за 1935—1936 гг. Сим­фе­ро­поль, 1938. С. 181. Рис. 26.
  • 13Козуб Ю. І. Нек­ро­поль Ольвії V—IV ст. до н. е. Київ, 1974. С. 57; Ro­bin­son D. M. Ex­ca­va­tions at Olyn­thos. Vol. 13. Va­ses found in 1934 and 1938. Bal­ti­mo­re, 1950. № 477.
  • 14Мона­хов С. Ю., Рогов Е. Я. Амфо­ры нек­ро­по­ля Пан­ское I // АМА. Вып. 7.
  • 15Кро­ме име­ни Анге­ла, отме­тим имя Лео­кра­та, неод­но­крат­но зафик­си­ро­ван­ное в оль­вий­ских над­пи­сях. См., напр.: Над­пи­си Оль­вии. Л., 1968. № 921.
  • 16Преж­де все­го граф­фи­ти ΔΑΜΟΕΥΠΟΛΕ, рекон­стру­и­ру­е­мое как имя Дама сына Евпо­лия.
  • 17Щег­лов А. Н., Рогов Е. Я. Погре­бе­ния в под­бой­ных моги­лах в Ниж­нем Побу­жье, Ниж­нем Под­не­стро­вье и в севе­ро-запад­ном Кры­му // Про­бле­мы иссле­до­ва­ния Оль­вии. Пару­ти­но, 1985; Щег­лов А. Н. Про­цесс и харак­тер терри­то­ри­аль­ной экс­пан­сии Хер­со­не­са в IV в. до н. э. // Антич­ная граж­дан­ская общи­на. Л., 1986. С. 166; Sceg­lov А. N. Un Etab­lis­se­ment Ru­ral en Cri­mea: Panskoje I // DHA. 1987. № 13. P. 245.
  • 18В одном из погре­бе­ний был най­ден и дру­гой эле­мент это­го набо­ра — стри­гиль.
  • 19Рогов Е. Я. Сыр­цо­вые кон­струк­ции в погре­баль­ных соору­же­ни­ях нек­ро­по­ля Пан­ское I // КСИА. 1985. № 182. С. 45 сл.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341658575 1303312492 1303308995 1351184408 1351186738 1351189278