Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.35

12. ГЕРА И ЕЕ ДЕТИ

a. Гера, дочь Кро­на и Реи, роди­лась на ост­ро­ве Самос или, как утвер­жда­ют неко­то­рые, в Арго­се. Вос­пи­ты­вал же ее сын пелас­га Темен в Арка­дии. Вре­ме­на Года были ее нянь­ка­ми1. После свер­же­ния Кро­на ее брат-близ­нец Зевс стал домо­гать­ся ее люб­ви в Кнос­се на Кри­те или, как гово­рят неко­то­рые, на горе Фор­накс, кото­рую теперь назы­ва­ют Кукуш­ки­ной горой в Арго­лиде, где он пона­ча­лу без­успеш­но за ней уха­жи­вал. Гера сжа­ли­лась над Зев­сом толь­ко тогда, когда тот при­нял вид пест­рой кукуш­ки, кото­рую Гера неж­но при­жа­ла к сво­ей груди. Но как толь­ко она это сде­ла­ла, Зевс при­нял свое истин­ное обли­чье и овла­дел ею. Уни­жен­ная Гера была вынуж­де­на вый­ти за него замуж2.




b. На их свадь­бу все боги при­сла­ли свои дары. Мать-Зем­ля пода­ри­ла Гере дере­во с золоты­ми ябло­ка­ми, кото­рое позд­нее охра­ня­ли гес­пе­риды в саду Геры на горе Атлас. Свою брач­ную ночь с Зев­сом они про­ве­ли на ост­ро­ве Самос, и дли­лась она целых три­ста лет. Гера часто купа­лась в ручье Кана око­ло Аргоса и таким обра­зом воз­вра­ща­ла себе дев­ст­вен­ность3.

c. У Геры и Зев­са роди­лись дети — боги Арес, Гефест и Геба, хотя неко­то­рые гово­рят, что Арес и его сест­ра Эрида были зача­ты, когда Гера кос­ну­лась како­го-то цвет­ка, а Геба — когда она кос­ну­лась листьев сала­та4, и что Гефест был так­же ее пар­те­но­ген­ным ребен­ком, при­чем Гефест не верил в такое чудо до тех пор, пока Гера не ока­за­лась хит­ро­ум­но при­ко­ван­ной к тро­ну и была вынуж­де­на поклясть­ся рекой Стикс, что она не лжет. Дру­гие гово­рят, что Гефест был ее сыном от Тало­са, пле­мян­ни­ка Деда­ла5.

* * *

1. Гера была доэл­лин­ской вели­кой боги­ней. В Гре­ции ее основ­ные свя­ти­ли­ща нахо­ди­лись на ост­ро­ве Самос и в горо­де Аргос, одна­ко аркад­цы утвер­жда­ли, что их культ Геры самый древ­ний и отно­си­ли его ко вре­ме­ни появ­ле­ния из зем­ли их пред­ка Пелас­га. Вынуж­ден­ное заму­же­ство Геры запе­чат­ле­ло захват кри­то-микен­ской Гре­ции и свер­же­ние Геры как вер­хов­но­го боже­ства в обе­их стра­нах. Кносс был захва­чен элли­на­ми, по-види­мо­му, два­жды: при­мер­но в 1700 г. до н. э. и в 1400 г. до н. э. Веком поз­же попа­ли под власть ахей­цев Мике­ны. Зев­са мог­ли изо­бра­жать в виде кукуш­ки пото­му, что он как бы выбро­сил всех осталь­ных божеств из гнезда, а так­же пото­му, что он при­сво­ил ски­петр Геры, навер­шие кото­ро­го было выпол­не­но в виде кукуш­ки. Позо­ло­чен­ные фигур­ки обна­жен­ной боги­ни-арги­вян­ки с кукуш­кой были най­де­ны в Мике­нах; там же была обна­ру­же­на позо­ло­чен­ная модель хра­ма, увен­чан­но­го кукуш­кой. На зна­ме­ни­том крит­ском сар­ко­фа­ге из Агия-Три­а­ды изо­бра­жен двой­ной топор[1], на кото­ром сидит кукуш­ка.

2. Геба, боги­ня юно­сти, в олим­пий­ском куль­те на пирах богов выпол­ня­ет обя­зан­но­сти вино­чер­пия. В кон­це кон­цов она выхо­дит замуж за Герак­ла (см. 145. i и 5) с.36 после того, как ее долж­ность при­сво­ил себе Гани­мед (см. 29. c). «Гефест», веро­ят­но, являл­ся титу­лом царя-жре­ца; «Арес» — это титул его вое­на­чаль­ни­ка или тани­ста, эмбле­мой кото­ро­го был дикий вепрь. С утвер­жде­ни­ем олим­пий­ско­го куль­та оба сло­ва ста­но­вят­ся име­на­ми богов, за кото­ры­ми утвер­жда­ет­ся роль бога-куз­не­ца и бога вой­ны. «Каким-то» цвет­ком мог ока­зать­ся лан­дыш; у Овидия боги­ня Фло­ра, с куль­том кото­рой отож­дествля­ет­ся лан­дыш, пока­зы­ва­ет этот цве­ток Гере. В народ­ной евро­пей­ской мифо­ло­гии чудес­ное зача­тие свя­зы­ва­ют с боярыш­ни­ком; в кельт­ской лите­ра­ту­ре ана­ло­гич­ная роль отво­дит­ся тер­нов­ни­ку — сим­во­лу враж­ды, оли­це­тво­ре­ни­ем кото­рой была Эрида, сест­ра Аре­са.

3. Талос-куз­нец — это крит­ский герой, мате­рью кото­ро­го была сест­ра Деда­ла Пер­дикс[2] («куро­пат­ка»), кото­рую мифо­граф отож­дествля­ет с Герой. Куро­пат­ки счи­та­лись свя­щен­ны­ми пти­ца­ми Вели­кой боги­ни и фигу­ри­ро­ва­ли по все­му восточ­но­му Сре­ди­зем­но­мо­рью в орги­ях, устра­и­вае­мых по слу­чаю весен­не­го рав­но­ден­ст­вия. Танец, кото­рый при этом испол­нял­ся, ими­ти­ро­вал хро­маю­щую поход­ку петуш­ков куро­па­ток. У Ари­сто­те­ля, Пли­ния и Эли­а­на есть сооб­ще­ния, что куро­пат­ки несут­ся лишь отто­го, что слы­шат голос петуш­ков. Хро­маю­щий Гефест и Талос, веро­ят­но, явля­ют­ся одним и тем же пар­те­но­ген­ным пер­со­на­жем; и того, и дру­го­го сбра­сы­ва­ли с высоты разъ­ярен­ные про­тив­ни­ки (см. 23. b и 92. b), при­чем пер­во­на­чаль­но это дела­лось в честь их боги­ни-мате­ри.

4. В Арго­се зна­ме­ни­тая ста­туя Геры изо­бра­жа­ет боги­ню сидя­щей на троне из золота и сло­но­вой кости. Исто­рия о том, как ее при­ко­ва­ли к тро­ну, мог­ла воз­ник­нуть в свя­зи с гре­че­ским обы­ча­ем при­ко­вы­вать ста­туи богов, «чтобы те не сбе­жа­ли». Если город поте­ря­ет древ­нюю ста­тую покро­ви­тель­ст­ву­ю­ще­го ему бога или боги­ни, он может вооб­ще остать­ся без боже­ст­вен­но­го покро­ви­тель­ства. Вот поче­му рим­ляне прак­ти­ко­ва­ли то, что веж­ли­во назы­ва­лось «сма­ни­ва­ни­ем» богов в Рим, и к эпо­хе импе­рии этот город напо­ми­нал гало­чье гнездо, застав­лен­ное укра­ден­ны­ми в раз­ных горо­дах ста­ту­я­ми богов и богинь. «Вре­ме­на Года были ее нянь­ка­ми» — это один из спо­со­бов оха­рак­те­ри­зо­вать Геру как боги­ню кален­дар­но­го года. Вот поче­му на ее ски­пет­ре изо­бра­же­на кукуш­ка, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая вес­ну, а в левой руке она дер­жит спе­лый гра­нат, вызре­ваю­щий позд­ней осе­нью и сим­во­ли­зи­ру­ю­щий смерть года.

5. Герой, как под­ска­зы­ва­ет само сло­во, — это царь-жрец, кото­ро­го при­но­си­ли в жерт­ву Гере[3]. Тело его поко­и­лось в зем­ле, а душа вос­па­ря­ла на спине север­но­го вет­ра, чтобы насла­дить­ся рай­ским садом боги­ни. Ее золотые ябло­ки, фигу­ри­ру­ю­щие в гре­че­ских и кельт­ских мифах, были про­пус­ком в такой сад (см. 53. 7, 133. 4 и 159. 2).

6. Еже­год­ные купа­ния, бла­го­да­ря кото­рым Гера воз­вра­ща­ла себе дев­ст­вен­ность, совер­ша­ла так­же и Афро­ди­та в Пафо­се. Как боги­ня рас­ти­тель­но­го года, вес­ны, лета и осе­ни (сим­во­ла­ми кото­рой так­же были моло­дая, пол­ная и убы­ваю­щая луна), в Стим­фа­ле Гера почи­та­лась соот­вет­ст­вен­но как дитя, неве­ста и вдо­ва (Пав­са­ний. VIII. 22. 2 — см. 128. d).

7. Брач­ная ночь Геры и Зев­са на ост­ро­ве Самос дли­лась три­ста лет, воз­мож­но, пото­му, что свя­щен­ный год самос­цев (так же, как и этрус­ков) состо­ял из деся­ти трид­ца­ти­днев­ных меся­цев, посколь­ку январь и фев­раль отсут­ст­во­ва­ли (Мак­ро­бий. I. 12. 2 и I. 13. 21), а в мифе каж­дый день вырос до года. Не исклю­че­но, что в этом месте мифо­граф наме­ка­ет на то, что элли­нам пона­до­би­лось три­ста лет, чтобы утвер­дить моно­га­мию сре­ди пле­мен, покло­няв­ших­ся Гере.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Пав­са­ний VII. 4. 4 и VIII. 22. 2; Стра­бон IX. 2. 36; Олен. Цит. по: Пав­са­ний II. 13. 3.
  • 2Дио­дор Сици­лий­ский V. 72; Пав­са­ний II. 36. 2 и 17. 4.
  • 3Схо­лии к «Илиа­де» Гоме­ра I. 609; Пав­са­ний II. 38. 2.
  • 4Овидий. Фасты V. 255.
  • 5Сер­вий. Ком­мен­та­рии к «Буко­ли­кам» IV. 62; Кине­фон. Цит по: Пав­са­ний VIII. 53. 2.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.551

  • [1]Двой­ной топор, лаб­рис (сло­во «lab­ris» мало­ази­ат­ско­го про­ис­хож­де­ния) — топор с дву­мя направ­лен­ны­ми в про­ти­во­по­лож­ные сто­ро­ны ост­ри­я­ми. Исполь­зо­вал­ся как при руб­ке леса, так и в бою, но совер­шен­но осо­бую роль при­об­рел в куль­то­вых обрядах. В Малой Азии, откуда лаб­рис про­ис­хо­дит, он являл­ся атри­бу­том мест­ных богов, а во II тыся­че­ле­тии до н. э. на Кри­те стал одним из важ­ней­ших рели­ги­оз­ных сим­во­лов. С лаб­ри­сом в руках здесь изо­бра­жа­лись исклю­чи­тель­но боги­ни, что сле­ду­ет пони­мать отча­сти как мат­ри­ар­халь­ный сим­вол, а отча­сти — как атри­бут бога-супру­га или жре­ца-муж­чи­ны. В мате­ри­ко­вой Гре­ции лаб­рис стал при­над­леж­но­стью почти исклю­чи­тель­но муж­ских божеств. Смысл лаб­ри­са (обыч­но свя­зы­вае­мо­го с вла­стью над атмо­сфер­ны­ми явле­ни­я­ми) нуж­да­ет­ся в даль­ней­шем изу­че­нии. Оче­вид­но, с лаб­ри­сом эти­мо­ло­ги­че­ски свя­за­но сло­во «лаби­ринт»; от него же про­ис­хо­дит эпи­тет Зев­са Лабранд­ско­го. Лаба­рум (свя­щен­ный знак Хри­ста, впер­вые появив­ший­ся на бое­вых зна­ме­нах Кон­стан­ти­на Вели­ко­го после 312 г. н. э.), так­же, веро­ят­но, вос­хо­дит к лаб­ри­су.
  • [2]Пер­дикс — дочь Евпа­ла­ма, сест­ра Деда­ла, кото­ро­му она отда­ла в обу­че­ние сво­его сына с.552 Тало­са (см. гл. 92). Когда Дедал из зави­сти сбро­сил Тало­са с Акро­по­ля, Пер­дикс от горя пове­си­лась, а Афи­на пре­вра­ти­ла ее в куро­пат­ку. Есть сведе­ния, что Пер­дикс — имя само­го уби­то­го Деда­лом пле­мян­ни­ка.
  • [3]Герой (hērōs) — эти­мо­ло­гия сло­ва неяс­на, одна­ко мно­гие скло­ня­ют­ся к тому, чтобы тол­ко­вать его как «спа­си­тель», «защит­ник» (общее про­ис­хож­де­ние от лат. ser­va­re — сохра­нять). Во вся­ком слу­чае, невер­но воз­во­дить про­ис­хож­де­ние сло­ва к Гере. Ско­рее, и «Гера» и «герой» име­ют общее про­ис­хож­де­ние. Грейвс упро­ща­ет про­ис­хож­де­ние куль­та геро­ев, воз­ник­но­ве­ние кото­ро­го отно­сит­ся к глу­бо­кой древ­но­сти, когда олим­пий­ский пан­те­он еще и не наме­чал­ся. Мифы о богах и геро­ях у всех наро­дов фор­ми­ру­ют­ся парал­лель­но; пер­во­на­чаль­но эти поня­тия сме­ши­ва­ют­ся и пере­хо­дят друг в дру­га. Неяс­ность сохра­ня­ет­ся даже на срав­ни­тель­но позд­них сту­пе­нях раз­ви­тия мифо­ло­гии (напри­мер, Про­ме­тей — типич­ный куль­тур­ный герой — одно­вре­мен­но явля­ет­ся дядей или бра­том вер­хов­но­го бога Зев­са).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1341658575 1356780013 1356780014 1356780015